Базисная программа развития ребенка радуга

Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Программы краткое описание
ПРОГРАММА «РАДУГА»
В 1989 году по заказу Министерства просвещения РСФСР начинается разработка программы «Радуга». Авторский коллектив возглавила кандидат педагогических наук Т. Н. Доронова. В настоящее время программа состоит из пяти разделов и предназначена для воспитания и обучения детей от двух до семи лет. Цель программы — сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения. Формирование знаний, умений, навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребёнка.
Перед воспитателями выдвигаются общие задачи:
— создать ребёнку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;
— обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического);
— способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;
— формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;
— приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).
В основу программы положена идея, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте); произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте).
Педагогическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребёнка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.
Те изменения в деятельности детей, которых можно достигнуть в возрасте 4-5 лет, являются естественным следствием и продолжением прин-ципиальных изменений в деятельности ребёнка, которые формируются в возрасте между двумя и тремя годами. Именно тогда у детей появляется способность к целеполаганию. Это значит, что до начала действий ребёнок уже знает, что он хочет получить по их окончании — иными словами, у него есть какое-то представление, какой-то образ будущего результата.
Дальнейшее развитие целеполагания идёт по линии появления цепочек связанных между собой целей: построить гараж для машины соответствующего размера, построить поезд из стульев, домик из песка и т. д.
Ещё одна важная линия развития деятельности — отношение ребёнка к продукту таких целенаправленных действий. Если вначале ребёнок удовлетворён любым результатом, то позднее, на четвёртом году жизни, у него появляются определённые требования к качеству ожидаемого результата.
Следующий шаг в становлении целеполагания — способность на основе достигнутого ставить вытекающие из полученного результата новые цели. Система целей может разворачиваться на протяжении длительного времени, неделями. Это значит, что более общие планы фиксируются ребёнком и находят свою реализацию. Способность самостоятельно развёртывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятельной и творческой деятельности.
Существенным моментом в педагогической работе является также создание мотивации, побуждающей детей овладеть тем, что взрослый хотел бы в них сформировать. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечивали бы возникновение нужной мотивации у большинства детей. Авторы программы выделяют три типа мотивации, с помощью которых можно побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые: игровая мотивация, мотивация общения и мотивация личной заинтересованности. В «Руководстве» даётся их конкретное описание применительно к разным разделам работы.
Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т. к. она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребёнка:
— физическая культура (самый важный предмет — красный цвет);
— игра (положенная в основу программы — оранжевый цвет);
— изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с декоративным народным искусством — жёлтый цвет);
— конструирование (развитие воображения — зелёный цвет);
— занятия музыкальным и пластическим искусствами (формирование эстетических переживаний — голубой цвет);
— занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет);
— математика (фиолетовый цвет).
Тех педагогов, кто захочет работать по программе «Радуга», авторы призывают прежде всего понять, что представляет собой ребёнок данного возраста, любить его за индивидуальность. Разработанная научно-методическая система педагогического творчества программы «Радуга» достаточно трудоёмкая, требует высокой культуры организации труда. Поэтому в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а также их методическое содержание, цель и средства.
К программе разработан учебно-методический комплекс, помогающий педагогам реализовать данную программу.
Программа «Радуга» рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ»
В 1994 году выходят основные положения программы «Развитие», разработанные Детским Центром Л. А. Венгера. Программа разработана для всех возрастов дошкольного учреждения и ориентирована на целостное развитии ребёнка и дифференцированный подход к детям с разным уровнем развития. Авторы подчёркивают, что нельзя переносить в дошкольное учреждение школьные формы обучения и воспитания. Необходимо разрабатывать технологии, отвечающие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
В основу программы «Развитие», как указывают авторы, заложены два теоретических положения.
Первое — это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребёнком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребёнка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребёнка — это амплификация развития, т. е. обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.
Второе — это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия — это образы, соответствующие сенсорным эталонам — общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения — это образы, соответствующие различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т. п.).
Каждый раздел программы «Развитие» состоит из объяснительной записки, рекомендаций для работы, примерных планов занятий. Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. Успешная реализация программ требует создания в группе благоприятного психологического климата, тёплого и доброжелательного отношения к детям. В целом программа «Развитие» основана на личностно-ориентирован-ную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Основная цель программы — развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста. Специальные исследования показали, что развитие у детей характерных для их возраста способностей проявляется в
— умении самостоятельно анализировать ситуацию (выявлять наглядные свойства, существенные для решения задач);
— развитии децентрации — умения менять свою точку отсчёта как при решении наглядных задач, так и в ситуации общения;
— развитии замыслов — умения создавать идею будущего продукта и план её реализации.
К программе разработаны психолого-педагогические рекомендации образовательной работы в детском саду.
Программа «Развитие» рекомендована к реализации Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «ДЕТСТВО»
В 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена была разработана программа «Детство». Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребёнка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Введение ребёнка в окружающий мир осуществляется путём его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России.
Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребёнка. Количество занятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня.
Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребёнка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел «Отношение к самому себе».
Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Программа состоит из трёх частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвёртый годы жизни, средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни).
Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определённому возрастному периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:
— характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребёнка;
— особенности сферы деятельности (общения, восприятия);
— общие задачи воспитания;
— представления (ориентации);
— практические умения;
— уровни освоения умений (низкий, средний, высокий);
— методические советы;
— рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть;
— рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;
— заключение.
В помощь воспитателям, работающим по этой программе, подготовлена специальная серия методической литературы — «Библиотека программы «Детство»». В пособии «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» (под общей редакцией З. А. Михайловой) сформулированы педагогические задачи по основным видам деятельности: природоведческой, математической, художественно-творческой, речевой, социально-нравственному воспитанию и физическому развитию. В кратком изложении представлены задачи и содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Авторы предполагают творческое отношение воспитателя к планированию своей работы.
Программа «Детство» утверждена экспертным советом при Комитете по образованию Санкт-Петербурга как авторская и рекомендована для дошкольных образовательных учреждений Северо-Западного региона.
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Авторы программы — О. Л. Князева, ведущий научный сотрудник Института педагогических инноваций РАО Москвы и М. Д. Маханева, заведующая ДОУ № 117 ОАО «ГАЗ» Н. Новгорода.
Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Для своей программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» авторами были выбраны следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2. Необходимость широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят и пробудить интерес к национальному изобразительному искусству.
Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
К программе разработан учебно-методический комплект, включающий тематический годовой план работы.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ.
ПРОГРАММА «ИСТОКИ»
Коллективом научных сотрудников центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца разработана программа «Истоки». В 1997 году данная программа рекомендована Московским комитетом по образованию как базисная для дошкольных учреждений в общей системе «Столичное образование».
Название программы — «Истоки» — отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека
Изображённый символ — «Источник» — означает, что ребёнок и взрослый — оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребёнка.
Программа ориентирована на достижение стандарта образования. Стандарт дошкольного уровня образования — это система требований к содержанию образования и уровню развития детей каждого психологического возраста. Он обеспечивает основу развития личности и преемственность при переходе к следующему возрастному периоду.
Программа основана на достижениях отечественной и мировой психологической науки и данных современных исследований развития ребёнка. В основу положена концепция психологического возраста как этапа (стадии) детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.
В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий, :— младенческий возраст (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трёх лет); дошкольное детство, также состоящее из двух стадий, — младший дошкольный возраст (от трёх до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет).
В каждом психологическом возрасте есть главная задача — генетическая задача развития. Генетическая задача возраста предопределяет тип ведущей деятельности, в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит развитие личности, возникают новые виды деятельности. В программе каждый психологический возраст начинается с характеристики ведущей деятельности.
В программе поставлены задачи развития ребёнка в процессе деятельности по четырём основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического.
Вся программа включает два блока: базис и вариант его реализ0Мии-Базисную часть программы каждого возраста составляют следующий че» тыре компонента:
1) характеристики возрастных возможностей психического развития ребёнка и его личности (обозначены знаком «солнышко»);
2) задачи развития («цветок»);
3) показатели развития («яблоко»);
4) базисные характеристики личности («детское личико»).
К базису также относится раздел «Общие условия реализации программы» (знак «лейка»).
Вариант реализации базисности представлен в разделе «Содержание и условия педагогической работы».
В программу введены новые разделы, такие, как «Здоровье», «Речь и общение», «Грамота».
В приложении даны факультативы:
1) «Обучение второму языку»;
2) «Компьютер в дошкольном учреждений»;
3) «Мир природы в городе и ребёнок».
Программа рекомендована Московским комитетом образования
___
Источник
Примерная основная образовательная программа «Радуга» создана как психологически ориентированная программа.
Программа соответствует ФГОС ДО и направленна на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.
Содержание Программы «Радуга» охватывает все предусмотренные ФГОС образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Реализация программы «Радуга» в различных условиях
Программа «Радуга» полностью методически обеспечена, она задумана и реализована как охватывающая все основные стороны образования детей в условиях детского сада и предусматривает возможность широкой вариативности условий функционирования. В Программе «Радуга» показано, как её можно использовать, если детский сад находится в любом регионе РФ, расположен как в городском, так и в сельском поселении, имеет любое количество групп и т.д.
Вы имеете в руках удобный инструмент творческой работы по созданию уникальной основной образовательной программы вашей образовательной организации. В этой новой редакции Программа «Радуга» — программа-конструктор. И вы сможете максимально эффективно использовать все возможности и ресурсы, которыми располагаете.
Примерная основная образовательная программа «Радуга» / Авторы: С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, Е. А. Екжанова. Научный руководитель: Е. В. Соловьёва. 2014
Цели
Программа «Радуга» ориентирует образовательную организацию на достижение следующих общих ключевых целей:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;
- содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка;
- обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Общие цели Программы «Радуга» раскрываются и конкретизируются через цели образовательной работы в каждой возрастной группе. Они представлены в содержательном разделе. Каждая цель раскрывается через систему образовательных задач.
Представленные в содержательном разделе программы цели и задачи по возрастным группам образуют обязательную часть, которая используется при написании дошкольной организацией основной образовательной программы.
Программа «Радуга» предлагает включать в часть основной образовательной программы, реализуемую участниками образовательных отношений, разработанные на основе региональных исследований методики:
- укрепления здоровья и физического развития детей с учётом особенностей климата и экологии региона;
- приобщения детей к национальным культурам; воспитания любви и уважения к малой родине.
Также в рамках методического комплекта предлагаются модульные (парциальные) программы по нескольким образовательным направлениям, которые могут быть использованы образовательной организацией для наполнения этой части основной образовательной программы.
Принципы и подходы к формированию Программы
Методологической основой Программы «Радуга» являются:
- общепсихологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева;
- культурно-исторический подход Л. С. Выготского.
Центральная идея отечественной психологической школы — представление о творческом характере развития. Мы рассматриваем ребёнка как субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру. С этих позиций определены направления и границы педагогического воздействия взрослого.
Реализуя принцип развивающего образования, авторский коллектив стоит на позиции содействия психическому развитию ребёнка. Психическое развитие рассматривается авторами в русле теории А. Н. Леонтьева как становление деятельности, сознания и личности. Эти структурные единицы положены в основу формулирования целей деятельности педагогов.
Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
- Общая характеристика Программы «Радуга»
- Цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы «Радуга»
- Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Планируемые результаты освоения Программы «Радуга»
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание образовательной деятельности
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Образовательная область «Познавательное развитие»
- Образовательная область «Речевое развитие»
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Образовательная область «Физическое развитие»
Технологии реализации содержания Программы «Радуга» в соответствии с образовательными областями
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства
Поддержка детской инициативы
Взаимодействие с семьёй
- Цели, задачи и формы взаимодействия с семьёй
- Информационная политика образовательной организации, работающей по Программе «Радуга»
- Творческое сотрудничество с семьёй
Педагогическая диагностика
- Подходы к педагогической диагностике
Коррекционная работа
- Организация коррекционной/инклюзивной работы
- Содержание коррекционной работы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
- Содержание коррекционной работы в образовательной области «Познавательное развитие»
- Содержание коррекционной работы в образовательной области «Речевое развитие»
- Содержание коррекционной работы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
- Содержание коррекционной работы в образовательной области «Физическое развитие»
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Распорядок дня
- Основные режимные моменты
Организация жизни группы
- Формы реализации Программы «Радуга»
- Нормы жизни группы
- Традиции жизни группы и праздники
- Традиции-ритуалы
- Стиль жизни группы
- Интерьер группы
Формы реализации дошкольного образования
- Группы кратковременного пребывания
- Малокомплектный детский сад. Разновозрастные группы
Дополнительные платные образовательные услуги
Методическое обеспечение Программы «Радуга»
Кадровая политика образовательной организации, реализующей Программу «Радуга»
- Коммуникативная компетенция
- Представление о свободе
- Представление о творчестве
- Представление об ответственности и взрослой позиции
- Учебно-вспомогательный и технический персонал
- Сотрудничество и коллегиальность
- Критерии отбора кадров
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда
- Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста
- Стиль «радужной» группы
Примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации Программы «Радуга»
Просмотреть/Скачать программу Радуга.
Источник