Арттерапия и развитие личности ребенка

Арттерапия и развитие личности ребенка thumbnail

ВЛИЯНИЕ АРТТЕРАПИИ

НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

        Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику развития при помощи художественного творчества.

Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Современная арттерапия насчитывает большее количество видов методик:

-Игротерапия                    -Маскотерапия

-Изотерапия                      -Драматерапия

-Сказкотерапия                 -Музыкотерапия

–Оригами                          -Цветотерапия

— Песочная терапия          -Танцеваль-двигательная терапия

Изотерапия

      Терапия рисованием позволяет понять и ощутить самого себя, научиться свободно, выражать свои мысли и чувства. Методика мягко помогает избавиться от груза прошлого, развивает чувственно-двигательную координацию

Основные средства изо-терапии

• Простой карандаш (или ручка) и бумага

• Стёрка (ластик, резинка)

• Цветные карандаши и фломастеры

• Акварель и гуашь

• Пластилин

• Пастель или восковые мелки

• Доска с маркерами или мелками

• Акварельные карандаши

• Пальчиковые краски

• Флуоресцентные краски (светящиеся в темноте)

• Тесто для лепки (вода + мука + соль)

• Тянучка (клей ПВА + жидкий крахмал + пищевой краситель)

• Ткань

• Цветная бумага

• Любые подручные материалы, из которых можно что-нибудь соорудить

Приёмы работы

Изобразительные техники

Марания, Штриховка, Каракули, Монотипия, Рисование на стекле, Рисование пальцами, Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами), Рисование предметами окружающего пространства, Трёхмерные изображения из газет (фольги, слюды).

Музыкотерапия

Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.

Музыка влияет на эмоции, а музыкотерапия создаёт заданное настроение. Родители сами могут выступать в роли музыкотерапевта, определять выбор того или иного музыкального произведения. Например, пришёл ваш ребёнок в плохом настроении, уставший, включите послушать любимую мелодию, песню или произведение Моцарта и настроение улучшится.

Итак, начните день вашего малыша с прослушивания музыки, песен или сами спойте простую, но мелодичную песенку, поскольку музыкотерапия подразумевает использование как «живого» голоса так и магнитофонной записи (детских песен, любимых песен из мультфильмов и др.).

Для того, чтобы музыка подействовала на ребёнка, его надо настроить и подготовить. Сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки.

Музыка И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена оказывает антистрессовое воздействие. Уравновешиванию нервной системы способствуют фонограммы пения птиц, пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Игра на кларнете влияет на кровообращение, скрипка — успокаивает нервную систему, флейта — оказывает расслабляющее действие. 

Музыка может умиротворять, расслаблять, активизировать, облегчать печаль, вселять веселье, усыплять.

Сказкотерапия

Воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (чтение сказок). Сказки способны вызвать эмоциональный резонанс не только у детей, но и у взрослых. Они помогают воспринимать мир как целостное явление, дают возможность мечтать и тем самым расширять сознание, улучшая взаимодействие с окружающей действительностью. Данная методика активизирует творческий потенциал и позволяет «достучаться» до каждого участника. 

Арттерапия  дает ребенку простор для самовыражения, саморазвития и самопознания. Созданные ребенком в процессе арттерапии работы повышают его самооценку, степень его самопризнания.

ПОДГОТОВИЛ: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

ЗАХАРОВА Ю.О.

Песочная терапия

Сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе). Этот метод помогает упорядочить внутренний душевный хаос, проработать психотравмирующие ситуации на символическом уровне, изменить отношение ребенка к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему.

Опыт показывает, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей. Игры и упражнения с использованием песочной терапии развивают коммуникативные навыки и социальную активность.

Рисование пальцами обеих рук по песку, сопровождающееся сенсорными ощущениями, способствует активной работе, как левого, так и правого полушарий, раскрепощает и гармонизирует человека. Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных упражнений и игр. При этом можно использовать цветную подсветку или разноцветные листы бумаги.

Танцевальная терапия

 

Танец – один из самых древних способов, используемый людьми для выражения чувств и эмоций. Движение танца – это своеобразное средство коммуникации. Суть танцевальной терапии в том, что все психические травмы человека мешают ему свободно выражать свои эмоции. На поддержание этого мышечного зажима тратится энергия. После отреагирования вовне она начинает свободно циркулировать по всем частям тела

Цветотерапия

Цветотерапия (хромотерапия) — это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот — он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.

Каким же образом цвет (свет) воздействует на организм человека? В основе хромотерапии лежат два механизма воздействия цветовой гаммы на человека: через глаза и через кожу.

Источник

Развитие личности и речи дошкольника средствами арт-терапии.

Внутренний мир ребенка с речевыми нарушениями сложен. Как помочь таким детям гармонично развиваться? Найти ответ на данный вопрос узким специалистам нашего дошкольного образовательного учреждения помогают проведимые нами коррекционно-развивающие занятия с использованием техник арт-терапии.

Читайте также:  Развитие ребенка это в педагогике определение

Арт-терапию как термин ввел в употребление Адриан Хилл в 1938 году. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем занятиям искусством. Позже она возникла в контексте теоритических идей К.Г. Юнга, впоследствии дополненных К. Роджерсом и А. Маслоу. Они определяли этот термин как концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности. Творческая деятельность ребенка является, по их всеобщему мнению, важным элементом всего развития в целом.

Арт-терапевтических техник много. Это изотерапия, библиотерапия, имаготерапия, музыкальная терапия, вокалотерапия, кинезетерапия. Все эти техники объединяет одна общая цель — они служат инструментом для изучения чувств, событий, для развития межличностных навыков и отношений, работают на укрепление самооценки и уверенности в себе, гармонизуют эмоциональное настояние.

Дети очень любят исполнять «роли», особенно роль воспитателя или логопеда, но у детей, в отличие от взрослых, существует теснейшая связь телесного и духовного. Взрослый постоянно контролирует свои аффекты. Ребенок же мгновенно демонстрирует свои чувства. Поэтому и в своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на различных этапах развития и совершенствования.

Практический опыт психокоррекционной работы средствами арт-терапии показывает ее обширный терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии (с нарушениями речи, аутичными, с проблемами в эмоционально-личностном развитии, с задержкой психического развития и др.) Это становится особенно актуально в настоящее время, когда очень остро стоит проблема развития инклюзивного образования.

Наиболее сензитивным периодом для использования арт-терапевтических методик в коррекционной работе с дошкольниками с проблемами в развитии является возраст 6-7 лет. В этом возрасте у ребенка уже сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные способности в художественных видах деятельности, развивается самосознание, что является основой для использования вышеперечисленных методик. Стоит отметить, что в отдельных случаях работа в таком направлении может проводиться и в более раннем возрасте.

Для реализации задач и основных направлений коррекционно-развивающих занятий, запланированных специалистами нашего дошкольного учреждения в » арт-терапевтической» группе при помощи диагностики нами были отобраны дети с речевыми нарушениями, имеющими недостатки эмоционально-волевой сферы. На психологическом уровне это проявляется в несформированности у детей самосознания, завышенной самооценки, наличием негативных черт характера, таких как агрессивность, вспыльчивость, негативизм. Некоторые дети, напротив, имели заниженную самооценку, замкнутость, что также отрицательно влияло на процесс речевой активности и коммуникации в целом. Поэтому все занятия имеют коммуникативную направленность. Общение в искустве не только через создаваемый образ, но и по поводу его создания.Особенно ярко это проявляется, когда творчество носит коллективный характер и требует определенных отношений его участников: согласования идей, замыслов, способов реализации. При этом следует помнить о целесообразности, действенности и значимости применения этих способов и методов в индивидуальной работе с детьми.

В нашей практической деятельности мы стараемся уделять внимание всему разнообразию арт-терапевтических методик, но как показал опыт, наиболее воспринимаемыми и близкими нашим детям являются: арттерапия и сказкотерапия.

В процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное с работой правого полушария. Так же развивается абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Таким образом стимулируется работа мозга, что способствует познавательной активности. Помимо этого развивается чувственно-двигательная координация, так как сам процесс изображения требует согласованного участия многих психических функций. Развивается тонкая моторика пальцев рук, графо-моторные навыки, умение правильно и логично выстраивать сюжетную линию. устанавливать причинно-следственные связи.

Сказкотерапия — это метод, позволяющий использовать сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, инициативности речи, выразительности и эмоциональной её окрашенности, «управления» голосоподачей и голосоведением, расширением сознания, совершенствованием взаимодействия с окружающими.

Используемые нами техники способствуют активации невербальной экспрессии, в зависимости от личностных особенностей. дети сами корректируют свои эмоции выбирая те или иные способы творчества.

Таким образом, вся творческая деятельность ребенка, в каком направлении она бы не велась, является основополагающим, незаменимым звеном его полноценного всестороннего развития. Ведь создавая свои работы ребенку не важен результат, его интересует процесс творчества, от которого он получает удовольствие.

Литература:

1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2008.

2. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. — М.: Издательство «Гном и Д», 2005.

3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у деетй дошкольного возраста. — СПб.: КАРО, 2004.

Источник

Психотерапевтическая работа с детьми требует не только терпения и осторожности, но и использования особых методов. Ведь далеко не все приемы, которые психотерапевты применяют к взрослым, походят и детям. У малышей иной тип восприятия и мышление, они не так реагируют на слово. Дети более эмоциональны, их поведением управляет не разум, а мир чувств.

Одним из самых эффективных и безопасных направлений работы психолога с детьми является арт-терапия. Она не только оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние совсем еще малышей и подростков, но и способствует их умственному и творческому развитию.

Арт-терапия: особенности работы с детьми

Данный вид работы с детьми в настоящее время становится одним из самых популярных направлений в психотерапии. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию творческого потенциала. К тому же использовать технику арт-терапии, в том числе и в работе с детьми, могут люди, не имеющие специального психологического образования, например, воспитатели детского сада или родители.

Читайте также:  Рубинштейн развитие мышления у ребенка

Что такое арт-терапия

Это направление психотерапии, в котором используются средства художественного творчества для коррекции эмоционального состояния человека, их самопознания и общего развития. Существуют два направления арт-терапии, целью которых является гармонизация личности.

  1. Использование произведений художественного творчества (картин, скульптуры, музыки, художественной литературы и т. д.) для воздействия на психические процессы человека, в первую очередь на эмоциональную сферу. Контакт с выдающимися произведениями искусства может не только создать необходимый эмоциональный фон, но и помочь преодолеть неврозы, фрустрацию, состояние депрессии.
  2. Занятие различными видами художественного и декоративно-прикладного искусства. Процесс включенности в творчество оказывает очень сильное тонизирующее действие, снимает эмоциональное напряжение, позволяет с позитивной точки зрения взглянуть на мир и создает условия для развития личности.

Оба эти направления давно и активно используются в психотерапевтической практике в работе и со взрослыми, и с детьми. Но в последнее время значительно возрос интерес именно ко второму направлению. Думаю, это во многом связано с тем, что люди, ранее не занимавшиеся творчеством, поняли, насколько позитивно оно влияет на психику. Они-то и становятся активными пропагандистами арт-терапии.

Но это имеет отношение к взрослым, а что касается детей, то художественное творчество всегда считалось благоприятной средой развития личности ребенка и активно использовалось педагогами. Однако детская арт-терапия имеет свои особенности, которые следует учитывать, организуя занятия с малышами.

Арт-терапевтические занятия с детьми: принципы, правила, особенности

Дети обладают гибкой и восприимчивой, но в то же время ранимой психикой. И хоть они более открыто выражают свои эмоции, чем взрослые, часто с малышами сложно установить контакт, они стесняются и замыкаются в себе. А подростки и вовсе могут отказаться рисовать или лепить, так как считают эти занятия несерьезными и не хотят демонстрировать свое неумение. Поэтому занимаясь арт-терапией с детьми, необходимо следовать некоторым обязательным принципам:

  • Создать доброжелательную, позитивную обстановку, в которой комфортно даже самым стеснительным и замкнутым малышам.
  • Учитывать возрастные особенности и интересы детей при подборе упражнений, техник и материалов.
  • Не допускать негативных оценок результатов детского творчества. Если ребенок вместо осмысленного рисунка зачеркал лист хаотичными линиями, то этот хаос в душе малыша, и психолог должен помочь маленькому пациенту с ним разобраться.
  • Поощрять и хвалить любое проявление творчества, стараясь поддерживать каждого участника сеанса арт-терапии, и находить в любой поделке или рисунке что-то важное, значимое, индивидуальное.
  • Организовывать занятия таким образом, чтобы у детей формировалось позитивное, доброжелательное и уважительное отношение к работам других; не допускать злой критики и насмешек – дети часто бывают жестоки.

Несомненно, работать с детьми сложнее, чем со взрослыми, но и отдача в случае успеха намного больше.

Цели и задачи детской арт-терапии

творческое развитие

Главная цель арт-терапевтической практики – создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка. Процесс взросления, адаптация малыша к социальному миру всегда связаны с психологическими проблемами и трудностями. Они вполне естественны, но часто для ребенка являются источником негативных эмоций, страхов и стресса. Арт-терапия – это наиболее щадящая методика подготовки детей к возрастным кризисам и преодоления их последствий. И вообще, она способствует развитию малышей и помогает педагогам и родителям решать целый комплекс задач:

  • преодоление фобий, комплексов, неуверенности в себе и замкнутости;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка;
  • формирование позитивного эмоционального фона, создание условий для релаксации и избавление от последствий стрессов;
  • развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи;
  • раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к творческим видам деятельности;
  • формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других.

Особо следует сказать о совместных занятиях родителей и детей. Сейчас в рамках арт-терапии распространяется практика организации такого творческого взаимодействия. Оно необычайно полезно и важно для развития малышей. Когда ребенок видит в своих родителях не просто строгих взрослых, а единомышленников, увлеченных общим делом, его отношения с ними переходят на совсем иной уровень. Это отношения не подчинения, а партнерства, взаимной заинтересованности и уважения. Подобные взаимоотношения с родителями – основа дружбы и доверия, которые продлятся всю жизнь, и никакой кризис подросткового возраста не помешает этой дружбе. Поверьте, я знаю это на собственном опыте.

Техники и упражнения арт-терапии для детей разного возраста

Заниматься различными видами художественного творчества можно с раннего детства, разумеется, выбирая подходящие техники и проводя упражнения в игровой форме.

Занятия с детьми 2-4 лет

В этом возрасте есть несколько ключевых моментов, которые стоит учитывать при организации занятий. В первую очередь это касается развития разных способностей малыша:

  • эмоциональной сферы;
  • мелкой моторики руки;
  • речевой деятельности.

Включение данных сфер в творческую деятельность благотворно влияет на их состояние и развитие. Эмоции малышей тесно связаны с восприятием, в том числе зрительным и тактильным. Поэтому можно посоветовать больше внимания уделять работе с красками, карандашами, пластилином, цветной бумагой.

Для занятий лучше отбирать материалы ярких цветов, предпочтительно теплых. Известный исследователь психологии цветовосприятия Б. А. Базыма называл оттенки желтого, оранжевого и красного «цветовыми витаминами», необходимыми для нормального развития малышей. В качестве дополнительных можно использовать нежно-зеленые, салатовые, голубые, бирюзовые цвета.

Упражнение «Ладошки»

Для этого упражнения вам потребуется лист бумаги, пальчиковые краски и цветные карандаши. Попросите малыша сделать на бумаге отпечаток ладошки. Если пальчиковых красок нет, то ручку ребенка можно просто обвести по контуру, а потом предложить раскрасить ярким цветом.

Полюбуйтесь вместе с малышом на отпечаток. Спросите, на что он похож? Во что ребенок хотел бы превратить свою ладошку? Можно, например, на каждом пальчике нарисовать цветочек, превратив ладошку в букет, или на большом пальце изобразить голову петушка, тогда остальные станут перьями крыла.

Читайте также:  Тест оценка уровня психомоторного развития ребенка журба мастюкова

Старайтесь, чтобы ребенок рисовал и рассказывал самостоятельно, лишь изредка помогая ему, подсказывая, но не подавляя инициативу. Сочините вместе с ним историю про того персонажа, что получился. Можно нарисовать и других птичек или рыбок, чтобы получилась целая картина. Если занимается несколько детишек, то хорошо будет сделать и коллективную работу.

Занятия с детьми 4-6 лет

Борьба со страхами

Эти детки уже взрослее, у них лучше координация движений, они более самостоятельные. И главное, активно используют образное мышление и воображение, не зря же этот период называют возрастом фантазеров.

В занятиях арт-терапией с ребятами 4-6 лет можно уже использовать сочетание нескольких техник, что будет способствовать их творческому развитию. Арт-терапия в этот период уже часто применяется для работы со страхами, тревогами, внутренними проблемами малышей, и занятия помогают их преодолеть.

Очень важно с детьми этого возраста активно использовать речевую деятельность, побуждая их проговаривать свой страх и выносить его за пределы сознания, тем самым избавляясь от него. Эту же функцию выполняет и рисование.

Упражнение «Маленький сказочник»

Сказка – это та область, в которой малыш может представить свой страх и избавиться от него, найдя выход из сложной ситуации. Конечно, на первых порах ребенку потребуется помощь взрослых.

Одним из распространенных детских страхов является боязнь потеряться, заблудиться, остаться одному. Поэтому в придуманных ими сказках часто герой (мальчик, котенок, щенок и т. д.) оказывается в этой выдуманной ситуации. Помогая малышу придумывать сюжет и приключения героев, направляйте мысль ребенка к решению проблемы. Ведь сказка должна иметь хороший конец, герой должен найти свой дом, родителей, друзей, и в итоге все должны быть счастливы.

На первых порах сочинение сказок с детьми имеет форму направляющих вопросов педагога и ответов ребенка. Например:

  • О ком у нас будет сказка? Может, о котенке? Или о щенке? Или о мальчике?
  • Как его зовут?
  • Где он живет?
  • Что с ним случилось?
  • А дальше что произошло?
  • Кто ему помог?

Обратите внимание, что в сказке должен быть конфликт или приключение, когда герой попадает в сложную ситуацию, а ребенку необходимо придумать выход из этой ситуации.

Сначала могут возникнуть сложности, ведь придумывать сказки – непростое дело. Но потом дети увлекаются и обязательно порадуют вас чудесами своей фантазии. Главное – проявить терпение и готовность помочь.

Нарисованная иллюстрация к придуманной самостоятельно сказке – очень позитивный момент. Визуализация персонажей помогает проявлению детского воображения. Поэтому будет лучше, если ребята станут не только придумывать героев и приключения, но и рисовать их. А с каким восторгом они встречают «настоящие» книжки со своими рассказами и иллюстрациями!

Занятия с детьми 7-10 лет

Гармоничное развитие личности

Для ребят этого возраста характерно развитие пространственного мышления и увлечение разными видами конструкторской деятельности. Девочки с энтузиазмом рисуют и обустраивают в тетрадках домики для кукол, а мальчики – роботов, машины и космические корабли. Организуя занятия арт-терапией, нужно учитывать эти увлечения.

Упражнение «Город будущего»

Предложите детям нарисовать (слепить из пластилина, склеить из цветной бумаги) фантастический город будущего. Большинство детей (так же, как и взрослых) испытывают затруднения, если необходимо что-то придумать самостоятельно. Поэтому сначала стоит с ребятами обсудить, что бы они хотели увидеть в этом городе будущего. Обсуждение сыграет и психотерапевтическую роль, заставив освободиться от робости и нерешительности, подтолкнув фантазию. Проговаривая, дети лучше представляют и визуальную картину, понимают, что и как хотели бы нарисовать.

Рисуя, дети не только демонстрируют свои творческие способности, но и осмысливают свои мечты, ожидания, жизненные идеалы. После того как рисунок закончен, нужно обсудить его, похвалив каждого участника занятий, отметив что-то оригинальное, интересное, необычное в рисунке. Обязательно расспросите, для чего были изображены те или иные детали, почему выбраны эти цвета, кто живет в этом городе и т. д.

Занятия с детьми 11-15 лет

Подростковый возраст сложный, и ребята не всегда охотно идут на контакт с психологом, особенно если попросить их что-то нарисовать или слепить. И сказки придумывать их заставить непросто, хоть можно, конечно, найти нужные стимулы. Поэтому психологу стоит серьезно подумать, как заинтересовать подростков и в то же время постараться не ставить в неловкое положение тех, кто не чувствует в себе способностей к художественному творчеству. Одним из таких упражнений, одинаково эффективным как для взрослых, так и для детей, является «Игра в каракули».

Упражнение «Игра в каракули»

Эта техника придумана английским детским психиатром Д. Винникоттом. Она позволяет не только выявить внутренние проблемы и конфликты человека любого возраста, но и помочь ему их преодолеть. К тому же «Игра в каракули» способна увлечь даже самых скептически настроенных и упрямых подростков.

Для выполнения этого упражнения понадобится только чистый лист бумаги и ручка. Нужно предложить подростку нарисовать любые каракули, зигзаги, короче, как угодно перепутанный клубок линий. Лучше это делать с закрытыми глазами.

А затем попросите ребят открыть глаза и внимательно рассмотреть свои каракули. Спросите: какие образы они смогли увидеть? Попросите их обвести контуры фигур, возможно, что-то добавить или заштриховать. В случае необходимости помогите детям рассмотреть нечеткие образы и сделать их более завершенными.

Это лишь примеры упражнений, которые можно проводить с детьми в рамках арт-терапии. Но методика эта не только разнообразная, эффективная, но и удобная. Каждый способен придумать собственные упражнения и внести в занятия что-то свое. Более того, арт-терапия способствует творческому развитию не только детей, но и тех, кто ей занимается – педагогов и родителей. Попробуйте, и вы не пожалеете.

Источник