Арт терапия для развития речи ребенка

Арт терапия для развития речи ребенка thumbnail

Юлия Пономаренко
Арт-терапия в познавательно-речевом развитии детей

Под арт-терапией следует понимать собой технологию развития и лечения с помощью художественного творчества. А так же – это отличный метод безболезненно для других выразить свои чувства и эмоции. Арт-терапия воспитанников — это эффективный и простой метод психологической поддержки, который сформирован на творчестве и игровой сфере.

Формирование способности самовыражения и самопознания через развитие личности является основной целью арт-терапии, что разрешает исцелять психику дошкольника, знакомит с окружающим миром.

Арт-терапия предлагает воспитаннику сформировать свои эмоции и чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Благодаря этому, ребенок обретает свою цельность, оригинальность и индивидуальность [3, с. 105].

Педагоги и родители дошкольного учреждения вовлечены в инновационные процессы, которые являются новым содержанием дошкольного образования, а так же формами, методами и приёмами работы с детьми. Результативностью педагогической диагностики являются общие для всей направленности недостатки развития речи. Стало известно, что нарушения речи у дошкольников, не являются исключительно логопедической проблемой, речь ограничивает возможности познания детей. Совместно с речевой сферой страдает эмоциональная, а так же сенсорно — перцептивная сфера дошкольника. Работа с такими детьми, в которой применяются обычные методы и приёмы, не всегда даёт эффективные результаты. Исходя из этого, важно использовать новые технологии, которые одновременно обеспечивают познавательное развитие дошкольников и стимулируют их речевую активность. Несущей особые развивающие и коррекционные возможности, является технология, которая называется арт-терапия [2, с. 53].

Междисциплинарный метод арт-терапии, соединяет в себе различные области — психологию, педагогику, медицину и т. д. Арт-терапия многофункциона: во-первых, арт-терапевтическая среда психологически безопасна, а так же безоценочна и свободна; во-вторых, с помощью творчества дошкольника можно проследить динамику речевого и познавательного развития; в-третьих, арт-терапия является осознанием собственной ценности. Средством невербального общения можно отнести арт-терапию, что делает ее важной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью и кому очень сложно в словах выразить свои мысли.

Задачами влияния арт-терапии на познавательно-речевое развитие воспитанников являются:

1. Использование методов арт-терапии, познавательно-речевого развития.

2. Применение ресурсов сказкотерапии, которые положительно влияют на обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.

3. Формирование культурного наследия через музыку и живопись, а так же расширить кругозор дошкольников.

4. Развитие уверенности в себе, креативности.

5. Воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками.

6. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.

7. Обучение новым приемам рисования.

8. Снятие мышечного и эмоционального напряжения [2, с. 143] .

К видам арт-терапии, которые влияют на познавательно-речевое развитие, можно отнести:

— цветотерапия (формирование у воспитанников внимания и сосредоточения);

— песочная терапия (развитие мелкой моторики, которая закрепляет речевые навыки дошкольников);

— игротерапия (способность развития общения, создание близких отношений со сверстниками, поднимает самооценку воспитанников);

— музыкотерапия (формирование целенаправленного развития речевого напрвления);

— сказкотерапия (способность коррекции проблем и развитие личности дошкольника);

— терапия с помощью воды (дает возможность при трудностях с адаптацией, что обогащает эмоциональный опыт воспитанника).

Можно отметить, что занятия с дошкольниками с помощью арт-терапии, проходят очень интересно и насыщенно, потому что взаимоотношения с детьми строятся на игровом сюжете, где дошкольники выполняют указанные задания воспитателя. Кроме того, с помощью арт-терапии можно заинтересовать малоактивных дошкольников, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем [1, с. 88].

В работе с воспитанниками, можно использовать следующие техники арт-терапевтического характера:

— марания;

— штриховка;

— рисование с помощью пальцев;

— рисование предметами окружающего пространства;

— рисование под музыку;

— каракули;

— монотипия;

— рисование на мокрой бумаге.

Здоровьесберегающей технологией в работе с детьми легко можно отнести арт-терапию. Это отличный метод работы с воспитанниками с различными способностями, который позволяет каждому дошкольнику взаимодействовать со своей ступенью.

Арт-терапия может использоваться для навыков речи и является отличным фактором для определения самооценки и укрепления уверенности в себе. А так же оказывает влияние на становление дошкольника как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей и развивает творческое начало, а именно, затрагиваются все направления, относящихся к Основной образовательной программе детского дошкольного учреждения [3, с. 225]. В новом направлении педагогической практике является арт-терапия, которое объединяет арт-терапию и обучение. Так же имеют мощные возможности, актуализация которых имеют актуальность кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности дошкольника, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности воспитателя и воспитанника.

Использование методов арт-терапии имеет потенциалов неформально реализовывать процесс соединения научных и практических знаний, умений и навыков в различных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно-эстетической и т. д.) Как показывает опыт работы, использование арт-терапии с дошкольниками повышает мотивацию, которая способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Развивающий и обучающий, а так же воспитательный процесс, включают в себя арт-педагогические технологии.

Источник

Елена Антонцева
Арттерапия — способ развития речи и художественных способностей детей

Среди детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практически отсутствуют здоровые дети. Многие соматически ослаблены и имеют предрасположенность к болезням. Среди них имеется большой процент детей с нарушением психических функций.

В процессе работы в детском доме мною было подмечено, что в поведении детей дошкольного возраста отмечаются колебания: у некоторых появляется утомление, проявляющееся снижением интереса к занятиям, непоседливостью, изменением эмоционального фона настроения, снижение темпа психической активности (медленно включаются в задания, долго обдумывают заданный вопрос). У большинства малышей имеются отклонения в моторном развитии, проявляющиеся различной степенью выраженности. Выявляется несформированность навыков самообслуживания, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Тематические рисунки детей примитивны, диспропорциональны, им свойственны схематизм, бедность композиции, недостаток реализма. Внимание таких детей – дошкольников отмечается неустойчивостью, особо проявляющаяся, когда детям предлагается задание, требующее активизации мыслительной деятельности, недостаточно сформированный уровень вербально – логического мышления, слабая память.

Игровая деятельность характеризуется бедностью воображения и творчества. С трудом возникает замысел игры, сюжеты тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.

Состояние речи характеризуется недостаточной сформированностью фонематических процессов, дефектным звукопроизношением, наличием аграмматизмов. В наибольшей степени страдает связная речь.

Недостатки эмоционально – волевой сферы проявляются наличием у детей негативных черт характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость, негативизм и т. д.). Отмечаются проблемы формирования нравственно – этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно этических нормах поведения. Для детей характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствии критики. Такие дети нуждаются в особом подходе, психологической коррекции. Несвоевременная коррекция чревата устойчивым низким уровнем обучаемости и несформированностью социальной зрелости. Группы в дошкольных учреждениях, укомплектованные детьми, имеющими различные нетяжелые нарушения развития, не могут работать по существующим программам, и требуются специальные методические разработки, определяющие организацию и содержание коррекционно – педагогического процесса.

С целью преодоления негативных последствий мною была пересмотрена система педагогического воздействия. Приоритетным направлением моей работы является развитие коммуникабельных способностей детей, т. к. развитие речи — это основа свободно и логично излагать свои мысли, знакомиться с окружающим миром, адаптироваться в обществе.

Мною разработаны интегрированные занятия, где речевые задачи решаются при помощи элементов арттерапии. Интеграция в системе специально – организованных занятий очень актуальна, так как:

— интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

— помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства

— воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка.

Воспитательное воздействие отдельно — взятого вида искусства велико (литература, рисование, музыка, театрализованная деятельность, но синтез нескольких видов искусств многократно увеличивает ее воздействие на ребенка.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Разучивая стихи, игры с движениями, обыгрывая и ритмически их оформляя, у детей развивается не только память, но и чувства ритма и темпа.

Привить любовь и интерес к литературе можно, применяя несколько несложных советов:

-ежедневно читать детям литературу, соответствующую возрасту и подготовки детей

-стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменение тембра голоса,

-рассматривать иллюстрации к произведению во время чтения

-систематически оформлять книжные уголки по тематике

-прививать привычку бережного обращения с книгой.

Применение изотерапии позволяет развить эстетический вкус и снизить переживание чувства одиночества, повышенную тревожность, страхи, искаженную самооценку, повысить уровень развития мелкой моторики руки. Каждый ребенок, испытывающий страх перед чистым листом и говоря: «я не умею», на подобных занятия имеет потрясающий успех, т. к. используются нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тампоном, печатками, оттиском, в технике «граттаж», «монотиии» и др.

Театрализованная деятельность помогает через игру, фантазию и сочинительство эмоционально раскрепостить ребенка, снять зажатость, обучить чувствованию и художественному воображению. Игры- путешествия, этюды на воображение, игры- импровизации, мини – этюды, появление сказочных персонажей, участие самих детей в постановках кукольных спектаклей, играх-драматизациях — все это способствует развитию диалогической, монологической речи, звуковой культуры языка и фонематического слуха

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музицирование, словотворчество, актерской игры. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.

На время общения с искусством ребенок уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов, и тревожности или от внутрисемейных отношений. В ходе общения с искусством ребенок становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным. Отмечаются положительные изменения в эмоциональной, познавательной сферах.

Работа с детьми строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребенка самостоятельность, инициативность, творческую активность; способствовать снижению напряженности, скованности. Поэтому считаю, работу с применением арттерапиив воспитательно — образовательном процессе наиболее целесообразной.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Использование средств Арт-терапии в развитии связной речи дошкольников Педаго

Описание слайда:

Использование средств Арт-терапии в развитии связной речи дошкольников Педагог-психолог I категории: Зверева А.С.

2 слайд

С чем работает? Арт-терапия широко используется при коррекции: психологически

Описание слайда:

С чем работает? Арт-терапия широко используется при коррекции: психологических травм детских страхов при сопровождении детей с гипердинамическим синдромом с расстройствами аутистического спектра повышенной тревожностью, нарушениями общения, сниженной самооценкой для смягчения протекания возрастных кризисов, с задержкой речевого и психического развития у детей дошкольного и школьного возраста

3 слайд

Почему Арт-терапия? Метод арт-терапии в работе с детьми: эффективен нагляден

Описание слайда:

Почему Арт-терапия? Метод арт-терапии в работе с детьми: эффективен нагляден и привлекателен для ребенка не имеет ограничений в применении экологичен ориентирован на получение ресурса способствует развитию творческого потенциала и повышению самооценки может быть базовым и вспомогательным, хорошо сочетается с методиками разных психологических школ и направлений

4 слайд

Арт-терапия Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерап

Описание слайда:

Арт-терапия Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и  психологической коррекции, основанное на применении для терапии  искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия  изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.

5 слайд

Метафорический смысл детской арт-терапии – пробуждение в ребенке Внутреннего

Описание слайда:

Метафорический смысл детской арт-терапии – пробуждение в ребенке Внутреннего Созидателя, открытие им Волшебного Закона «Все может быть Всем» и, как следствие, обретение свободы действий и спонтанности.

6 слайд

Арт терапия для развития речи ребенка

7 слайд

Немного истории Первые попытки использовать в работе с детьми изобразительные

Описание слайда:

Немного истории Первые попытки использовать в работе с детьми изобразительные приемы в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента имели место еще в первой половине ХIX века. «Педагогическое» направление в арт-терапии всегда было значимо и развивалось параллельно с «медицинским». Специалисты предпочитают пользоваться терминами «эмоциональное воспитание», «эмоциональное образование», «развитие творческого начала» и т. д., как более точно отражающими направленность их деятельности.

8 слайд

Польза «Арта» для речи Раскрывая свои творческие замыслы ребенок испытывает с

Описание слайда:

Польза «Арта» для речи Раскрывая свои творческие замыслы ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, это приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении. Воспитанники постепенно осваивают технику правильной речи, у них появляется свободное речевое дыхание, не напряженная артикуляция, спокойный темп речи, умение говорить ритмично, с паузами, а также формируются навыки произвольного и самовнушения.

9 слайд

Благодаря этому становится возможным общение в более сложной психологической

Описание слайда:

Благодаря этому становится возможным общение в более сложной психологической обстановке. Повышается самооценка ребенка, что является важным этапом на пути осознания им своего внутреннего мира. Это помогает детям с нарушениями речи раскрыться и в кругу своих сверстников и в семье, почувствовать себя интересным собеседником.

10 слайд

Азбука детского арт-терапевта 1. Безоценочное восприятие всех работ: в арт-те

Описание слайда:

Азбука детского арт-терапевта 1. Безоценочное восприятие всех работ: в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного. Участникам процесса (детям и/или взрослым) нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств, и что их не будут оценивать. 2. Участники как эксперты: упражнения созданы таким образом, что отправной точкой является опыт каждого. В этом смысле дети являются «экспертами» в отношении своих работ. 3. Важен вклад каждого: каждый участник делает важный и уникальный вклад. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.

11 слайд

Азбука детского арт-терапевта 4. Сохранение тайны: упражнения задействуют лич

Описание слайда:

Азбука детского арт-терапевта 4. Сохранение тайны: упражнения задействуют личный уровень, закон конфиденциальности. 5. Рассказ о своей работе: условия для рассказа и обсуждения работы не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу клиента (участника) (это может делать только сам автор, по желанию), нельзя заставлять раскрывать больше, чем он того желает. 6. Процесс и продукт: хотя метод арт-терапии делает акцент на процессе создания образа, важным является и сам продукт творчества, который помогает клиенту (ребенку и/или взрослому) почувствовать законченность процесса и уверенность в себе.

12 слайд

«Три Волшебных Правила» 1.«Автор = Главный. Как сделаешь - так и правильно. М

Описание слайда:

«Три Волшебных Правила» 1.«Автор = Главный. Как сделаешь — так и правильно. Мы рисуем не на оценку, а для удовольствия» 2. «Все может быть всем» 3.« Каждый из нас выбирает между Создателем и Разрушителем»

13 слайд

Арт материалы

Описание слайда:

Арт материалы

14 слайд

Арт терапия для развития речи ребенка

15 слайд

Арт - терапия - это увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершить м

Описание слайда:

Арт — терапия — это увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершить много самостоятельных открытий, А главное, это эффективно, доступно, безопасно, ИНТЕРЕСНО!

16 слайд

ЛЕПЕШКА

17 слайд

КЛЯКСЫ

18 слайд

Арт терапия для развития речи ребенка

19 слайд

ГИПС

20 слайд

ПЛАСТИЛИН

Описание слайда:

ПЛАСТИЛИН

21 слайд

МАНДАЛЫ

22 слайд

ТЕСТО

23 слайд

ФОЛЬГА И ОТПЕЧАТОК

Описание слайда:

ФОЛЬГА И ОТПЕЧАТОК

24 слайд

ОТТИСК

25 слайд

ШЕРСТЬ

26 слайд

ТЕНЕВОЙ ТЕАТР

Описание слайда:

ТЕНЕВОЙ ТЕАТР

27 слайд

ГРУППОВАЯ РАБОТА

Описание слайда:

ГРУППОВАЯ РАБОТА

28 слайд

НАРИСУЙ СВОЕ ИМЯ

Описание слайда:

НАРИСУЙ СВОЕ ИМЯ

29 слайд

УПРАЖНЕНИЕ «КАКАЯ Я»

Описание слайда:

УПРАЖНЕНИЕ «КАКАЯ Я»

30 слайд

Арт терапия для развития речи ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

В презентации представлены современные приемы использования арт-терапии, которые благоприятно влияют на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Так же материалы будут полезны преподавателям по изо-деятельности и воспитателям.

Ключевые слова: арт-терапия, искусство, коррекция, арт-материалы, арт-приемы

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1653440

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник