Аппликация на развитие личности ребенка

Аппликация на развитие личности ребенка thumbnail



Художественно-творческая деятельность — это деятельность, которая возникает у ребенка под влиянием литературного, музыкального или произведения изобразительного искусства. Эта же деятельность, в свою очередь, оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста. В связи с этим, приведем высказывание Л. И. Новиковой, которая утверждает, что: «Теория и практика воспитания в дошкольных учреждениях выявили, что художественно-эстетическая деятельность оказывает несравненное ни с чем воздействие на общее развитие ребенка; формируется здоровая эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни» [4].

В детском саду изобразительная деятельность представлена такими видами как: лепка, рисование, конструирование, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои особенности в отображении впечатлений ребенка об окружающем его мире. Обратим внимание на то обстоятельство, что при занятиях аппликацией дошкольники знакомятся с простыми геометрическими формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают, наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Сравнив различные трактовки понятия «аппликация», мы остановились на определении, данном М. А. Гусаковой: «Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения» [2, с. 27].

Основными признаками аппликации, продолжает М. А. Гусакова, «являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен» [2, с. 28].

В детском саду используются следующие виды аппликации:

‒ предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.);

‒ сюжетная, отображающая совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.);

‒ декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы одежды и обихода.

В обучении аппликативным умениям и навыкам в дошкольном образовательном учреждении решаются следующие общие задачи:

1) составление декоративных узоров из различных геометрических форм и растительных деталей (листик, цветок), располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;

2) составление изображений предметов из отдельных частей; изображение сюжета;

3) овладевание различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов, например: вырезание различными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивание, пришивание;

4) формирование чувства цвета, знание основнхе цвеова и их оттенков, овладевание умением составлять гармоничные цветовые сочетания;

5) формирониеть чувства формы, пропорций, композиции.

В ходе занятий аппликацией дошкольники знакомятся с простыми геометрическими формами предметов, детали которых они должны вырезать и наклеить. Так, С. В. Арапова пишет, что: «Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета» [1, с. 48].

Также занятия аппликацией способствуют развитию элементарных математических представлений у дошкольников. Дети, по авторитетному мнению Т. С. Комаровой, «знакомятся с наименованиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше)» [3, с. 25]. Эти сложные математические понятия легко усваиваются дошкольниками в процессе создания декоративного орнамента или при изображении предмета по частям.

Кроме того, занимаясь аппликацией, у дошкольников развивается чувство ритма, цвета и симметрии. На этой основе формируется художественный вкус. Как справедливо отмечает коллектив авторов: Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина, «большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей» [5, с. 87]. Цвет эмоционально влияет на ребенка, увлекает его своей красочностью и яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства.

Предоставляя дошкольникам цветную бумагу, педагог воспитывает у них умение подбирать красивые сочетания цветов. При этом детям не надо самим составлять цвета или закрашивать формы.

Аппликация располагает дошкольников к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства «большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана)» [2, с. 37].

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений ребенка. Дошкольники учатся владеть ножницами, аккуратно и правильно вырезать формы и детали, поворачивать лист бумаги, раскладывать детали на листе на равном расстоянии друг от друга.

Надо отметить и роль занятий аппликацией в трудовом воспитании дошкольников. У дошкольников формируется культура труда, они заранее готовят необходимые материалы и инструменты, приводят свое рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания.

У дошкольников совершенствуются и координируются общая и мелкая моторика рук, формируются такие качества как точность, быстрота, плавность. Как считает С. В. Арапова, «это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта» [1, с. 91]. Дошкольники должны научиться разносторонне применять полученные умения в других видах художественно-творческой деятельности.

Таким образом, уровень овладения умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.

Литература:

  1. Арапова, С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического / С. В. Арапова. — СПб.: КАРО, 2004. — 190 с.
  2. Гусакова, М. А. Аппликация: Учеб. пособие / М. А. Гусакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  3. Комарова, Т. С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 2. — С. 25.
  4. Новикова, Л. И. Значение художественно-эстетического образования в развитии личности ребенка дошкольного возраста / Л. И. Новикова // URL: Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/28/znachenie-khudozhestvenno-esteticheskogo-obrazovaniya-v-razvitii (дата обращения: 21.09.2016).
  5. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие (Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольник, аппликация, деталь, детский сад, занятие аппликацией, работа мысли, ребенок, художественно-творческая деятельность.

Источник

Вера Ермакова
Развитие личности ребенка средствами аппликации

В. А. Ермакова, Ю. В. Скотникова, МБДОУ ЦРР Д/С №196

городского округа город Воронеж.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т. к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.

Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т. к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные Формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов и т. д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Разные народы используют для аппликациисамые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто-желтой корой степного кустарника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема.

Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии,но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков — гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией.

На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.

Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт.

Искусство черного силуэта стало использоваться как украшение в домах русских дворян.

Силуэты Толстого отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью. Зачастую художник прибегает к таким техническим приемам, как прорези и накалывание в изображении воды и листвы деревьев.

Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е. Е. Лебедева. Вырезанием из бумаги она увлекалась в детстве, еще учась в гимназии.

В орнаментах, аппликациях Е. Е. Лебедевой — мотивы природы средней полосы, где она родилась и прожила почти всю жизнь. На ее аппликациях можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с папоротником, липы, ветки черемухи, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты.

Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса.

Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей.

В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета как такового.

Вызывая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и формы,Матисс создал ряд колоритных декоративных работ: мифологический образ Икара, персонаж сказки Ш. Перро «Красная шапочка» — Волк символический образ «Судьба», воспоминание об острове Гаити.

Издавна славились на Украине, в Белоруссии узорчатые бумажные вырезки — витинянки. Это простые украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто грамматические формы. Наиболее простой способ вырезания — складывание бумаги пополам. Из бумаги, сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз, — хороводы.

Увлекались этим чаще всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка.

Из бумаги создавались даже картины с незамысловатыми сюжетами, где изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, в простенках.

Яркие, праздничные аппликации различные композиции декоративных цветов в вазах, золотистые колосья пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, петухи, диковинные птицы — все это представляется на многочисленных выставках декоративно — прикладного искусства.

В Ростове-на-Дону увлеченно работает с засушенными растениями П. Рябинин. Работы из тополиного пуха самостоятельных художников, из города Трускавца В. Тарановой и А. Шевченко демонстрировались в Донецке, Ялте, Львове и др. городах.

Работы художников — флористов пользуются неизменным успехом на выставках «Природа и творчество».

Литература

1. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

2. Косминская В. Б., Халезова Н. Б.Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб.практикум: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) — М.: Просвещение, 1987.

3. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. Л. В. Русскова) — М.: Просвещение, 1986.

4. Пантелеева Л. В. и др.Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада (Л. В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. — М.: Просвещение, 1987.

Источник

Татьяна Хохлова
Значение аппликации в творческом развитии личности ребёнка

Я, Хохлова Татьяна Геннадьевна имею педагогическое образование и 25 года педагогического стажа, работаю в МБДОУ № 36 комбинированного вида «Аленький цветочек» в подготовительной к школе группе.

В настоящее время отмечается интерес ученых к проблемам развития творчества у детей дошкольного возраста, в том числе изобразительного творчества. Ведь именно дошкольный возраст является сенситивным в развитии всех сфер личности

Как отмечают Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, главным источником творчества дошкольников является практическая деятельность детей, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Эта деятельность выступает в форме «эксперимента», который интенсивно развивается и характеризуется общей направленностью на получение ребенком новых знаний и сведений и выступает как основной мотив деятельности.

Поэтому, я считаю, необходимо больше уделять внимание занятиям по изобразительной деятельности, и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликации.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, гармоничное сочетание цветовых пятен, декоративность.

Аппликация — способствует разностороннему развитию детской личности: его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, сенсорному и умственному развитию, трудовому и физическому воспитанию, формированию потребностно-мотивационной и эмоциональной сферы, социализации, формированию ряда учебных умений, развитию моторики.

Дети старшего дошкольного возраста имеют довольно обширный запас знаний об окружающем, владеют многими умениями и техническими приемами вырезания, они способны замечать характерные признаки в предметах и явлениях. В процессе различной деятельности развиваются более тонкие движения кисти рук, пальцев. Это позволяет им вырезать и наклеивать мелкие детали, совершенствовать технику создания аппликации. Любознательность, интерес ко всему, что они видят вокруг, проявляется в желании как можно полнее передать это в своей работе. В этом возрасте у детей особенно ярко проявляются тенденции к самовыражению, самоутверждению. Все это позволяет определять в старшем дошкольном возрасте сравнительно сложные задачи.

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Каждый из этих видов ставит перед ребенком определенные задачи, связанные со специфическими особенностями деятельности.

Передача строения предмета.

Передача сюжета.

Передача ритмического рисунка.

Старший дошкольный возраст интересен тем, что ребенок в своей работе может применять разные способы аппликации, что делает их поделки более интересными и разнообразными.

В своей работе я использую занятия занимательного характера и нетрадиционную технику: аппликацию в стиле квиллинг, аппликацию из ткани в стиле канзаш. Эта техники очень интересны детям, они способствует проявлению фантазии, позволяют ребенку самореализоваться при создании неповторимого художественного образа. Данные работы мы используем для тематических выставок в детском саду, подарков родителям, сотрудникам.

Изобразительная деятельность ребенка нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы я буду использовать, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить их творческие способности.

. К использованию образцов в старшем дошкольном возрасте я прибегаю в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы. Показ приемов вырезания в основном частичный. Я активно использую словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Стараюсь меньше опекать детей, больше стимулирую их индивидуальные творческие возможности, развивая самостоятельность, используя для этого вопросы поискового характера. Индивидуальная работа в этом возрасте носит несколько иной характер, чем в младшем возрасте, она направлена на развитие самостоятельности. Учитываю разные навыки детей при рассаживании детей (ребенок, хорошо владеющий навыками помогает рядом сидящему). В старшем возрасте на занятии предлагаю детям игровую роль (мастеров, модельеров, художников). Анализ аппликаций провожу при активном участии детей, задавая вопросы исходя из целей занятия.

При выборе темы аппликации я учитываю запас представлений детей, уровень развития их изобразительных и технических умений, доступность и соответствие содержания возрасту и интересам каждого ребенка, а также события общественной жизни, природное и предметное окружение, сезонность явлений.

Для занятий аппликацией в группе созданы необходимые условия. Это материалы и оборудование,которые дети активно используют для создания своих поделок не только на занятиях, но и во время свободной деятельности.

В своей работе я активно использую тематическое планирование, что позволяет сформировать у детей определенный запас знаний по заданной теме, а полученная информация всегда требует выхода, который происходит через занятия изодеятельностью. Тематическое планирование позволяет осуществлять интеграцию со всеми областями деятельности.

Чтобы выявить уровень развития детей я провожу контрольные занятия, что позволяет строить свою работу более плодотворно. Хочется отметит, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели развития: технические навыки, оригинальность замысла, проявление сюжета.

Произошли улучшения и в психологическом развитии дети – повысилась самооценка, уверенность в себе и своих силах. Уровень овладения умениями и навыками позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе.

Знания, умения,навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, декорации для настольного и теневого театра, костюмы и элементы убранства к спектаклям и праздничным утренникам, украшения для участка детского сада, подарки.

Большое внимание в своей работе я уделяю работе с родителями,что дает положительные результаты: родители стали больше уделять внимания творческому развитию детей дома, чаще интересоваться их достижениями в детском саду, активно участвовать в жизнедеятельности группы.

Я считаю, что необходимо продолжать начатую работу по творческому развитию, так как она влияет на всестороннее развитие ребенка и его подготовку к школе.

Источник