Аппарат для развития речи у ребенка

ДЭНС-терапия успешно применяется для лечения многих заболеваний и не имеет возрастных ограничений. Клинически подтверждена ее эффективность у детей с болезнями органов дыхания, мочевыделения, глаз, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и нервной системы функционального характера. А также ДЭНС очень активно используется в практике логопедов. Если вы – логопед или у вашего ребенка есть логопедические нарушения, то эта статья для вас.

Что такое ДЭНС

Это воздействие на нервные рецепторы и биологически активные зоны и точки кожи слабыми импульсными токами. ДЭНС с успехом используется как в домашних условиях, так и в лечебных учреждениях. В 2005 году она была впервые зарегистрирована как  самостоятельный лечебный метод, а в 2010 году было получено бессрочное регистрационное удостоверение на медицинскую технологию ДЭНАС. Динамическая электронейростиуляция представлена в учебнике по восстановительной медицине для медицинских вузов.

ДЭНС это лечебный метод XXI века. Однако он возник не на пустом месте. Не углубляясь в совсем давнюю историю, стоит упомянуть, что психоневролог Л.А. Щербакова еще в 70-80 годах XX века разработала и внедрила в практику методики точечного массажа, а затем и электростимуляции слабыми импульсными (синусоидальными) токами при логопедических нарушениях. ДЭНС тоже относится к импульсным токам и может применяться для коррекции логопедических нарушений. Это подтверждено 20-летней практикой и исследованиями.

Почему это эффективно

Высокая эффективность метода ДЭНС обусловлена формой импульса, которая динамически меняется на процедуре в зависимости от ответной реакции кожи пациента. Т.е. лечебный фактор постоянно меняется, поэтому к нему не возникает привыкания и сохраняется высокая эффективность лечения даже при регулярном длительном использовании аппаратов.

С помощью ДЭНАС-процедур можно добиться разных оздоровительных эффектов. Вот основные.

Местные:

— блокирование болевых импульсов (обезболивание),

— улучшения кровотока,

— нервно-мышечной передачи,

— ранозаживление.

Центральные:

— реорганизация центральной нервной системы,

— седативный эффект,

— повышение болевого порога,

— оптимизация работы иммунной системы.

Почему это безопасно

В ДЭНС-терапии используется ток малой частоты – от 1 до 200 Гц. Эти частоты в физиотерапии называют инфранизкими. Именно этим очень малым воздействием на организм и объясняются минимальные противопоказания и отсутствие возрастных ограничений.

Динамическая электронейростимуляция взаимодействует с организмом только посредством нервной системы – прямого воздействия на внутренние органы не оказывается. Ток не проникает под кожу; во время процедур НЕ происходит разогревания, механического массажа, давления или облучения каким-то чужеродным для человеческого организма фактором – есть только раздражение нервных окончаний кожи нейроподобным импульсом, который воспринимается центральной нервной системой как «родной». Это и физио-, и рефлексотерапия в одном аппарате.  

 

ДЭНС можно применять с первого дня жизни ребенка (разумеется, при наличии показаний). Есть множество описанных и опубликованных клинических наблюдений и исследования эффективности ДЭНС в неонаталогии. ДЭНС используется специалистами в логопедии, в реанимационных мероприятиях в родовом зале, для ведения недоношенных детей, с поражением ЦНС, родовыми травмами, с желтухой новорожденных и с другими патологиями.

Когда нельзя

Список противопоказаний для ДЭНС-терапии такой.

Абсолютные противопоказания:

— наличие имплантированного кардиостимлятора,

— индивидуальная непереносимость электротока.

Относительные противопоказания:

— Эпилептический статус (не путать с эпилепсией),

— Новообразования (опухоли) любой этиологии и локализации (исключаем воздействие в области опухоли),

— Острые лихорадочные состояния неясной этиологии (определяем наличие тяжелых заболеваний и тактику их лечения вместе с врачом),

— Тромбоз вен (исключаем воздействие в области тромбированных вен).

Часть противопоказаний связана с необходимостью обследования у врача с целью постановки диагноза и определения тактики лечения.

ДЭНС в логопедической практике

ДЭНС в логопедии применяется практически при любых нарушения: при задержке речевого развития и общем недоразвитии речи, дизартрии, дисфазии, заикании, алалии, аутизме, ДЦП, синдроме дефицита внимания, гиперактивности и других. В качестве иллюстрации масштаба этого применения можно привести обзор работ психоневролога Н.Г. Лисецкой (Приморский Институт вертеброневрологии и мануальной медицины, Владивосток). У нее ДЭНС в комплексных коррекционных курсах получили более 400 детей!

Выводы Н.Г. Лисецкой и ряда других авторов: 

— ДЭНС способствует улучшению состояния мышечного тонуса органов артикуляции,

— Расширению объема речевого дыхания и голосообразования,

— Улучшению зрительно-моторной координации и памяти,

— Большинство детей стали легче вступать в контакт со сверстниками, выполнять обучающие программы.

Другой впечатляющий пример приводит Н.А. Черлина. Это представитель Московской областной психоневрологической больницы для детей с поражением ЦНС и нарушением психики, где также на протяжении нескольких лет ДЭНС применялась в комплексном лечении более 1700 детей! Выводы, к которым пришли в этой работе, сходны с предыдущим примером. Исследователи получили:

Читайте также:  Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 4 лет скачать

— Улучшение в состоянии мышечного тонуса органов артикуляции,

— Повышение мышечной активности мимической и артикуляционной мускулатуры,

— Увеличение объема артикуляционных движений,

— Расширение объема речевого дыхания и улучшение качества голосообразования,

— Увеличение объема зрительного восприятия,

— Повышение самоконтроля ребенка.

 

Не удивительно, что многие специалисты в области логопедии и нейропсихологии взяли на вооружение ДЭНС-терапию и получают впечатляющие результаты даже при сложных речевых расстройствах. Во что говорит нейропсихолог С.В. Гузенко – она  руководит центром нейрологопедической коррекции «Перспектива» (Первоуральск):

– Более эффективного метода помощи детям с задержкой речевого развития, расстройством аутистического спектра, патологией речевых нарушений, чем ДЭНС-терапия на сегодняшний день не придумано! Динамическая электронейростимуляция, подобно человеческому организму, работает по принципу формирования нейроподобного импульса. Метод ДЭНС улучшает нейронную связь, способствует мыслительной деятельности и возникновению и развитию речи.

Какой аппарат выбрать

А теперь перейдем к практическим вопросам. Если перед вами стоит задача коррекции речевых нарушений, то можно рекомендовать два варианта аппаратного оснащения.

 

Первый – универсальный – подойдет и для домашнего использования, и для работы профессионала. Это аппарат НЕЙРОДЭНС-ПКМ/ДЭНАС-ПКМ, а также комплекты выносных электродов: ДЭНАС-Аппликатор, ДЭНАС-очки, ДЭНАС-Массажный и ДЭНАС-Рефлексо. Выносные электроды освобождают руки человека, который проводит процедуры, делают воздействие более комфортным и коротким по времени. Разумеется, аппарат работает и без выносных электродов, ими можно пополнять свой ДЭНАС-арсенал постепенно, по мере необходимости.

Кстати, аппараты оснащены функцией «Детский доктор»; эта функция помогает подобрать нужные для детей параметры стимуляции.

Второй вариант оснащения – профессиональный, он больше подходит для работы в  условиях клиники или логопедического кабинета (Хотя и для дома он также не противопоказан). Это аппарат ДЭНАС-Комплекс с набором электродов. В этом аппарате заложено более 100 предустановленных программ, что, конечно, облегчает работу на потоке пациентов.

Методики ДЭНС в речевой коррекции

Большой плюс ДЭНС-терапии – простота применения. В аппаратах НЕЙРОДЭНС-ПКМ и ДЭНАС-ПКМ реализованы 24 автоматических программы, которые подходят для лечения часто встречающихся проблем: Голова, Насморк, Кашель и т.д. А ручные настройки позволяют подобрать индивидуальную методику, в т.ч. для устранения логопедических нарушений.

 

Для коррекции речи проводят курсы ДЭНАС-процедур, на которых обрабатывают речевые зоны и точки:

— язык,

— круговая мышца рта,

— подчелюстная зона,

— яремная ямка,

— межлопаточная зона,

— шейно-воротниковая зона,

— 2-й шейный позвонок,

— подушечки пальцев,

— точка хэ-гу,

центральные речевые зоны:

— зона скальпа – область зон Брока, Вернике,

зоны общего действия:

— тройничная зона,

— околопозвоночные зоны.

При этом в зависимости от конкретной ситуации используют частоты: 77, 7710, 10, 20, 77АМ, программу МЭД, скрининг. Обычно проводят одну процедуру в день, на процедуре обрабатывается от 1 до 3 зон и берется от 1 до 3 частот. Мощность воздействия и время процедур определяют с учетом возраста ребенка. Лечат также сопутствующие логопедическим симптомы, например, если возникла боль в горле или нарушение стула, то добавляют обработку соответствующих зон. Разумеется, чтобы получить хороший результат, необходим курс процедур, а в некоторых случаях – несколько курсов.

Подробные методики можно найти в различных печатных и интернет-источниках. Есть также специальный вебинар, размещенный в разделе «Видео» на нашем сайте.    

Подводя итог

Применение аппаратов ДЭНС-терапии в логопедии позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. В результате процедур:

— Нормализуется мышечный (и гипер-, и гипо-) тонус в речевой и мимической мускулатуре,

— Улучшается зрительно-моторная координация,

— Улучшается качество речевых движений,

— Стимулируются безусловные рефлексы (жевание, глотание, слюнообразование),

— Важные сопутствующие эффекты – уменьшение возбудимости и нормализация сна.

А также можно получить и другие эффекты.

Важно и то, что ДЭНАС-аппараты в логопедии для коррекции речи можно использовать как специалистам-дефектологам, так и обычным людям в домашних условиях. Идеальный во всех смыслах вариант: домашнее применение под руководством специалиста. В таком тандеме можно достичь лучшего результата за счет регулярности процедур и правильного подбора методики. 

 

Научиться подбирать и применять методики ДЭНС-терапии можно самостоятельно, воспользовавшись открытыми источниками (книгами, интернетом и пр.) или окончив специальные курсы. Они сейчас проходят регулярно по мере набора группы в виде серии вебинаров. Обучаться на этих курсах может любой желающий – для самообразования. А специалисты в области логопедии (с высшим педагогическим образованием) по окончании этого обучения получат документ государственного образца о прохождении курса: «Динамическая электронейростимуляция аппаратами ДЭНАС в логопедии». Удостоверение может быть засчитано при получении или подтверждении педагогической (логопедам) квалификационной категории. Документ позволит логопедам оказывать платные услуги ДЭНС-терапии для своих клиентов – детей и взрослых.

Читайте также:  Логопедические игры для развития речи ребенка

Что ж, набирайтесь терпения, берите в руки аппарат ДЭНАС-ПКМ, проводите процедуры. Пусть ваши дети говорят и мыслят правильно, четко и красиво!

Е. Храмова, специально для denas-burg.ru

Источники, использованные при написании статьи:

Вебинар «ДЭНС терапия при речевых нарушениях» https://youtu.be/JVZ1zwpsHAA

Брошюра «Клиническое применение аппаратов динамической электронейростимуляции. 2016 год»  https://denas-burg.ru/science

Источник

Замечательные результаты получают логопеды и врачи, работающие с детьми, которым требуется помощь в развитии и коррекции речи с помощью дэнс-терапии. В этой статье отзывы практикующих врачей и логопедов.

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребёнка. К условиям формирования нормальной речи относятся нормальная центральная нервная система, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребёнком.

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность выражать свои собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности

Нарушения речи могут проявляться в любом возрасте ребенка. Чем раньше выявлена речевая патология и своевременно проведена коррекция речи, тем меньше проблем с произношением будет в будущем. Профилактика нарушений является главной задачей как для логопеда, так и для родителей детей дошкольного и школьного (младшего) возраста.

Дэнс-терапия является замечательным помощником для логопедов, воздействие производится на лицевые речевые зоны, на универсальные зоны. Дети любят сеансы дэнс-терапии и с удовольствием работают.

Отзывы логопеда

Рассказывает логопед С.Ю. Голубкова, г. Караганда

Когда я приступила к обширной частной практике по логопедии, столкнулась с огромной проблемой: детей с нарушениями звукопроизношения с каждым годом становится все больше и больше. Дети, посещающие детские сады, даже после медико-педагогических комиссий приходят в школу практически без правильного звукопроизношения. Родители в полной уверенности, что у детей нормальная речь; а дети в первые же недели обучения в школе сталкиваются с непониманием сверстниками и учителем. Они начинают замыкаться или, наоборот, привлекать к себе внимание плохим поведением.

В сентябре 2005 года я приобрела аппарат «ДиаДЭНС-ДТ», стала применять динамическую электронейростимуляцию у наблюдаемых детей и все свои наблюдения снимать на видеокамеру. Накопилось огромное количество прекрасных результатов. Приведу только некоторые из них.

Татьяна М., 6 лет.Диагноз: дизартрия. Проведен 15-ти дневный курс ДЭНС, сеансы проводились через день. Использовались зоны точек согласия, тригеминальная, краниальные и лицевые речевые зоны, шейного кольца, 2ШП, кистей рук («перчатки»). Дома мама занимается артикуляционной гимнастикой, упражнениями по мелкой моторике рук, аппаратом обрабатывает речевые зоны.

Результат: мама не узнала девочку по телефону – подумала, что это говорит старший сын. Занятия продолжаются.
Справка:
Дизартрия – нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. Нарушение звукопроизношения и речи легко распознаются, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Образный «диагностический симптом» дизартрии: «Говорит, как с кашей во рту».

Елизавета К., 7 лет. Девочка наблюдалась логопедом с мая месяца 2005 года. До общения со мной родители «били во все колокола», так как видели, что ребенок плохо разговаривает – все звуки произносились между зубами. Я билась с ней в течение 3-4 месяцев с перерывами. Ничего не получалось.

После приобретения аппарата я провела обследование и обнаружила потрясающую вещь – оказывается, я девочку не от того лечила: установила только нарушение звукопроизношения, а аппарат показал, что у девочки стертая форма дизартрии в очень легкой степени.

Использованы зоны точек согласия, тригеминальная, 2ШП, подчелюстная, речевые зоны. После 5-го сеанса у девочки открылась рвота желчью. Мама была в шоке – желчи было столько и такого запаха, что никак нельзя было понять, где все это помещалось у 7–летней девочки. После этого кожа очистилась, ребенок порозовел, начал кушать утром, в обед и вечером.

В результате звук «л» встал, даны рекомендации по контролю за речью ребенка.

Илья Г. 6 лет. Диагноз: ЗПР, органическое поражение мозга, посттравматическое косоглазие правого глаза, дизартрия. Наблюдается у невропатолога в течение 5 лет, получил массу медикаментозного лечения. Прошел лечение несколькими аппаратами для коррекции косоглазия, но результатов не было.

Читайте также:  Игры задания для развития ребенка 9 лет

В результате проводимой ДЭНС произошли заметные улучшения. Учительница в школе говорит, что очень усидчиво занимается, старается, пересказывает текст с такими синонимами, что диву даешься, откуда он их знает. После курса с параорбитальным выносным электродом глаза стали синнергично двигаться.

Марина С. 5,5 лет.

Жалобы были на то, что девочка не общается с «чужими» взрослыми, а ведь скоро в школу. В детском саду проблем в общении с детьми нет. Два логопеда отказались с ней заниматься. Ко мне девочка тоже отнеслась как к «чужой». Выяснилось, что у ребенка 4 месяца назад умерла мама, которая болела раком в течение 3-х лет. Все эти дни ребенок со мной не разговаривал, как говорится, «ни здравствуйте, ни до свидания», однако ее приводили в наш детский воскресный клуб «Радуга». В этом клубе дети вырезали, лепили, учили песни и играли в пальчиковый кукольный театр. Марина им очень увлекалась, что-то бормотала. Через 15 дней ДЭНС я сняла ее на видеокамеру, где она легко рассказала и показала сказку «Репка».

Я сделала для себя как логопеда такие выводы: развитие и коррекция речи с помощью дэнс-терапии очень эффективна, особенно при применении кукольного пальчикового театра.

А курс ДЭНС для коррекции соматического статуса ребенка окажет положительное влияние и на речевое развитие.

======================================================================

Своим опытом делится врач-педиатр Т.В.Кожарь (г.Мончегорск) и учитель логопед МДОУ №6 (г.Полярные Зори):

К сожалению приходится отмечать,что в последние годы детей с речевыми нарушениями становится все больше. И это в первую очередь вызвано участившимися рождением детей с диагнозом “перинатальная патология центральной нервной системы”.

Алалия, дизартрия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи (ОНР) – речевые нарушения, которые требуют упорной, длительной коррекции. Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но в последние время у логопедов повышенным вниманием пользуются немедикаментозные методы – логопедический массаж языка, лицевой мускулатуры, динамическая электронейростимуляция (ДЭНС), которая прекрасно стимулирует работу мышц речевого аппарата и мимических мыщц, а также улучшает зрительно-моторную координацию. Кроме того, этот метод безопасен и удобен в применении, не вызывает аллергических реакций и позволяет решать любые задачи, подчас самые сложные задачи.

В течении восьми месяцев у 20 детей было проведено три курса ДЭНС и массажа продолжительностью 10 дней. Время сеанса в среднем составляло 5-10 минут. К каждому ребенку подходили индивидуально: схема ДЭНС-воздействия составлялась в зависимости от специфики нарушения тонуса мышц губ, языка, шеи, лица, наличия гиперкинезов и с учетом возраста ребенка.

Уже после первого курса ДЭНС-терапии и зондового массажа у детей с общим недоразвитием речи 2-го уровня улучшилось звукопроизношение, увеличился словарный запас, началась фразовая речь, было отмечено улучшение памяти, концентрация внимания, а также нормализовался сон и уменьшилась возбудимость. Дети стали лучше вступать в контакт со сверстниками, охотнее выполнять обучающие программы.Кроме того, дети стали реже болеть простудными заболеваниями.

Метод ДЭНС прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Так, количество нарушений произношения свистящих звуков у детей сократилось в два раза, шипящих звуков – уменьшилось в три раза. Несколько менее значимая динамика наблюдалась в становлении соноров (звуки л,м,н,р).Однако к концу первого года обучения 75% детей, занимающихся в группе, стали произносить все звуки.

На основании результатов этой работы можно говорить о высокой эффективности ДЭНС и, конечно, о целесообразности применения метода в качестве дополнительного средства в системе логопедической практики.

Методика ДЭНС при коррекции звукопроизношения:

1. Зона заднего срединного меридиана в режиме “Тест”.

2. Зона точек согласия в режиме “Тест” с обработкой латентных триггерных зон в режиме “Терапия”, 77 Гц, по 30 секунд.

3. Речевые зоны: четыре точки вокруг рта в режиме “Терапия”, 60Гц, по минуте на каждой точке; язык в режиме “Терапия”, 77 Гц по минуте.

4. Речевые зоны по системе соответствия су-джок на кистях в режиме “Терапия”, 60 Гц, по2 минуты через день.

5. Подчелюстная зона в режиме “Терапия”, 60 Гц, по минуте.

6. Зона хэ-гу и зона 7-го шейного позвонка в программе МЭД (поочередно через день.


Подготовлено по материалам сборника “Клиническое применение аппаратов ДЭНС. Практика врачей “

Источник