Антропометрические параметры физического развития ребенка

Антропометрические параметры физического развития ребенка thumbnail

https://www.7gy.ru/rebenok/normy/
Центильные таблицы физического развития мальчиков

Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».

Центильные таблицы физического развития девочки

Приведя свою малышку на прием к педиатру, который взвесит ее и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашей девочки.

По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Источник

Библиографическое описание:


Некоторые антропометрические показатели физического развития детей дошкольного возраста / З. А. Кахаров, И. И. Саттибоев, Д. Ш. Туланов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/190/48044/ (дата обращения: 15.05.2020).



Изучение физического развития детей имеет большое теоретическое и практическое значение.

Целью данной работы явилась изучить физического развития детей дошкольного возраста проживающих в условиях города Андижан Республики Узбекистан.

Задачей данной работы была проведение антропометрических исследований среди детей дошкольного возраста.

При этом объектом исследования явились практические здоровые дети узбекской национальности от периода новорождённости до 7 лет жизни проживающие в условиях города Андижана Республики Узбекистан.

Работа была выполнена с применением адекватных антропометрических и вариационно- статистических методов.

Проведенная нам работа показала, что масса ребенка после рождения в течение первых шести месяцев увеличивается почти в 2,2 раза (у новорожденного 3,3±0,4 до 7,2± 0,1 кг у детей 4–6 месяцев), затем постепенно увеличивается к концу второго года достигает 12,9 ± 0,1 кг и на 3 году резко увеличивается до 15,0 ±0,1 кг, а в последующих возрастах почти равномерно увеличивается.

При этом масса ребенка от рождения до конца 7 лет увеличивается почти 6,5 раза, при этом наиболее интенсивно увеличивается в течение первых шести месяцев, на 3 году и в 5 летнем возрасте. Следует отметить, что масса от 7 до 12 месяцев почти не изменяется.

Данные показали, что длина тела (рост) ребенка в течение первого года жизни увеличивается почти в 1,5 раза (от 51,8± 0,2 до 72,7 ± 0,7 см), затем в течение первых трех лет рост резко увеличивается и достигает 99,1 ± 0,4 см, а в последующие годы постепенно увеличивается. Нами отмечено, что рост ребенка наиболее интенсивно увеличивается в течение первых трех месяцев и от 1 до 3 лет. При этом рост бенка от рождения до 7 лет жизни увеличивается в 2,3 раза. Выявлено, что рост ребенка от 4 до 7 лет несколько замедляется.

Возраст

Антропометрические показатели

Масса

(кг)

Рост

Длина

корпуса

Расстояние между точками супрастернале исимфизион

Ширина

Плеч

Новорожденный

3.3±0.04

51.8±0.24

32.4.±0.2

20.56±0.15

14.17±0.1

1–3 месяца

5.56±0.08

60.02±0.33

40.48.±0.2

25.44±0.21

18.01±0.5

4–6месяцев

7.2±0.08

64.5±0.32

43.15.±0.2

26.65±0.20

19.76±0.2

7–9 месяцев

8.33±0.14

69.7±0.32

4576.±0.2

27.26±0.19

20.71±0.2

10–12 месяцев

8.94±0.12

72.7±0.69

46.81±0.3

28.06±0.19

21.50±0.1

1 год

10.21±0.14

79.2±0.52

49.56±0.3

29.05±0.20

22.79±0.2

2 года

12.92±0.17

89.4±0.52

54.54±0.3

32.78±0.24

24.72±0.1

3 года

15.01±0.17

99.1±0.42

58.44±0.2

35.76±0.26

27.55±0.1

4 года

16.29±0.18

104.6±0.49

60.04±0.3

36.92±0.19

27.72±0.1

5 лет

18.54±0.22

111.39±0.59

63.28±0.3

38.49±0.22

28.79±0.1

6 лет

20.01±0.18

116.6±0.53

65.03±0.2

39.34±0.19

29.18±0.1

7 лет

21.36±0.29

119.5±0.52

66.16±0.3

40.76±0.24

30.26±0.2

Результаты показали, что длина корпуса (рост минус длина нижней конечности) в течение первого года жизни увеличивается в 1,5 раза) от 32,4 ± 0,2 до 46,8 ± 0,2 см, затем увеличивается постепенно. Длина корпуса от периода новорожденности до конца 7 лет увеличивается более чем в 2 раза. При этом наиболее интенсивное увеличение наблюдается в течение первых трех месяцев жизни.

По полученным результатам, расстояние от супрастернальной точки до симфиза (длина тела) в течение первого года жизни увеличивается в 1,4 раза (от 20,5±0,1 см до 28,0±0,2 см), а последующих возрастах увеличивается постепенно. Нами установлено, что это расстояние в течение первых семи лет жизни увеличивается в 2 раза, при этом этот показатель наиболее интенсивно увеличивается в течение первых трех месяцев жизни и на 2 и 3 году жизни, затем рост длины тела замедляется.

По полученным результатам, ширина плеч от рождения до конца 7 лет увеличивается более чем в 2 раза (от 14,1±0,1 до 30,2±0,1 см). При этом наиболее интенсивно увеличивается в первые три месяца жизни (до 18,0± 0,5 см) и на 3 году жизни.

Изучение длины верхней конечности показало, что длина свободной верхней конечности от рождения до конца7 лет увеличивается от 21,5±0,1 до 50,9±0,2 см. При этом указанная длина наиболее интенсивно увеличивается в первые три месяца жизни, от 1 года до конца 3 года, а в остальные периоды жизни несколько замедляется. Длина верхней конечности после рождения в первые семь лет жизни увеличивается в 2,4 раза.

Данные показали, что длина плеча после рождения в течение первых трех месяцев жизни увеличивается в 1,1 раза (от 9,1±0,06 до 10,4±0,08 см, затем рост длины продолжается. Длина плеча на протяжении первых семи лет жизни увеличивается более чем в 2 раза и при этом наиболее интенсивный рост отмечается в течение первых трех месяцев, на втором году и на четвертом году жизни.

Возраст

Антропометрические показатели

Длинасводной

верхней конечности

Длина плече

Длина пред-плечья

Длина кисти

Длинасводной

нижней конечности

Длина бедра

Длина голени

Длина стопы

Новорожденный

21.5±0.1

9.17±

0.06

7.03±

0.05

6.63±

0.07

20.5±0.1

9.05±

0.1

7.86±

0.05

9.17±

0.08

1–3 месяца

24.51±0.1

10.41±

0.08

8.21±

0.07

7.40±

0.05

25.06±0.1

12.74±

0.1

9.73±

0.07

9.06±

0.07

4–6 месяцев

26.75±0.2

11.30±

0.11

8.90±

0.07

8.08±

0.08

27.96±0.2

14.50±

0.1

11.11±

0.1

9.98±

0.10

7–9 месяцев

28.66±0.1

11.72±

0.10

9.46±

0.08

8.50±

0.07

30.01±0.1

15.30±

0.2

11.9±

0.1

10.40±

0.09

10–12 месяцев

29.66±0.2

12.18±

0.09

10.70±

0.09

8.99±

0.08

32.46±0.2

15.98±

0.1

12.42±

0.12

11.03±

0.08

1 год

32.21±0.1

13.18±

0.08

10.70±

0.09

9.07±

0.07

34.54±0.2

16.62±

0.1

13.91±

0.13

12.39±

0.08

2 года

36.70±0.2

14.60±

0.10

12.32±

0.09

10.83±

0.08

41.81±0.3

18.41±

0.1

16.99±

0.14

14.18±

0.05

3 года

41.18±0.2

16.25±

0.10

13.43±

0.09

11.57±

0.07

46.86±0.2

20.57±

0.1

19.22±

0.17

15.42±

0.09

4 года

43.34±0.2

16.82±

0.12

14.54±

0.09

12.14±

0.06

50.98±0.3

22.63±

0.1

21.09±

0.09

16.26±

0.09

5 лет

46.54±0.2

17.98±

0.12

15.59±

0.11

12.85±

0.07

55.80±0.3

24.82±

0.1

22.82±

0.16

17.39±

0.10

6 лет

48.88±0.2

18.73±

0.12

16.31±

0.08

13.33±

0.06

58.39±0.3

26.14±

0.1

23.75±

0.15

17.51±

0.09

7 лет

50.92±0.2

19.27±

0.12

16.99±

0.10

13.62±

0.07

60.08±0.3

27.16±

0.1

24.94±

0.18

18.58±

0.10

Результаты исследования показали, что длина предплечья после рождения от периода новорожденности до конца 7 лет происходит постепенно. При этом длина предплечья в изученных возрастных периодах увеличивается в 2,4 раза и наиболее интенсивный рост происходит в течение первых трех месяцев и на втором году жизни.

Антропометрические измерения кисти показали, что его длина после рождения до конца 7 лет постепенно увеличивается. При этом она увеличивается более чем в 2 раза. Отмечено незначительное интенсивное увеличение длины кисти на втором году жизни.

Длина свободной нижней конечности в течение первого года жизни увеличивается в 1,6 раза (от 20,4±0,1 до 32,4±0,2 см) и на 2 году жизни резко увеличивается (до 41,8±0,3 см). а в последующих изучаемых возрастах в увеличении наблюдается равномерность.

По результатам наших исследований, длина бедра от рождения до конца шести месяцев жизни увеличивается в 1,6 раза (от 9,0±0,06 до 14,5±0,1 см), а в последующих изученных возрастных периодах увеличивается постепенно. При этом длина бедра от рождения до конца 7 лет жизни увеличивается в три раза и при этом наибольший рост отмечается в течение первых шести месяцев жизни ребенка.

Длина голени в течение первых шести месяцев увеличивается в 1,5 раза (от 7,8±0,05 до 11,1 ± 0,1 см), затем до конца первого года рост замедляется и на 2–3 годах жизни рост вновь увеличивается, а в последующих изученных возрастных периодах увеличивается постепенно (до 24,9±0,1 см).

У детей от рождения до 7 лет жизни длина стопы увеличивается постепенно и увеличивается равномерно в 5 раза (от 7,5± 0,06 до 18,5 ±0,1 см). При этом рост длины стопы от периода новорожденности до конца 7 лет происходит почти равномерно.

Основываясь на полученные данные можно сделать предварительные выводы, что различные составляющие тела детей от рождения до 7 лет жизни увеличиваются различной интенсивностью.

Литература:

  1. Автандилов Г. Г. Медицинская морфометрия. — М.: Медицина, 1990. — 384
  2. Мерков А. М., Поляков Л. Е. Санитарная статистика — 1974 год — 384 с
  3. Орлов С. А., Сосин Д. Г. Проведение антропометрических исследований: Методическое руководство // Тюмен: Тюменская медицинская академия, 1997. — 38 с.
  4. Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. — М.: Высшая школа, 1978. — 527 с.
  5. Орлов С. А., Сосин Д. Г. Проведение антропометрических исследований: Методическое руководство // Тюмен: Тюменская медицинская академия, 1997. — 38 с.
  6. Павлова С. В., Раднатаров В. Ц. Методы измерений тела человека. — Улан-Удэ: ВСГТУ. — 2001. — 22.

Основные термины (генерируются автоматически): течение первых, раз, месяц жизни, жизнь, месяц, рождение, течение первого, длина бедра, длина, верхняя конечность.

Источник

Общепризнано, что физическое развитие является информативным показателем уровня здоровья населения.
Существует прямая корреляция между заболеваемостью и смертностью детей и массой их тела. Чем меньше масса тела ребёнка, тем в большей степени он подвержен инфекционным заболеваниям, чаще страдает анемией и нарушениями психического и моторного развития. Значительное превышение показателей физического развития относительно нормы также неблагоприятно влияет на организм ребёнка и может быть проявлением тяжёлых эндокринных, генетических расстройств; такие дети также чаще болеют. В большинстве случаев отклонение от нормального темпа увеличения длины и массы тела является первым признаком заболеваний. Необходимо проанализировать подобную ситуацию и обследовать ребёнка.
Таким образом, физическое развитие является одной из главных характеристик здоровья, за которым требуется особый контроль в критические периоды жизни, и особенно на первом году жизни, когда происходит наиболее интенсивный рост и развитие ребёнка.
До сих пор в оценке физического развития нет единого подхода. В последние годы всё шире используют нормативные таблицы и графические кривые, которые позволяют унифицировать методику оценки важнейших антропометрических показателей.

Определение физического развития и методы его оценки

Физическое развитие — это совокупность антропометрических показателей, которые характеризуют здоровье организма, его выносливость и сопротивляемость.
К антропометрическим показателям относят массу и длину тела, окружность головы и груди. При обследовании ребёнка обязательным считается измерение массы тела, длины тела и окружности головы. Параметр окружности груди имеет второстепенное значение. Измерение окружности груди целесообразно проводить только у особой группы детей с избыточным приростом окружности головы, сопоставлять их между собой и оценивать в динамике.
Под термином «физическое развитие» понимается процесс увеличения длины тела, массы, развития отдельных частей тела и биологического созревания ребёнка в различные периоды времени.
В настоящее время для оценки физического развития рекомендуют использовать центильный метод. Он прост в работе, так как исключает необходимость расчётов. Центильные таблицы (графики) позволяют сравнить индивидуальные антропометрические показатели со стандартными — табличными (графическими), получаемыми при массовых обследованиях (по 100 человек каждого возраста). Данные 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97-го обследуемого вносят в таблицы, в которых по вертикали откладывают показатели массы тела (или длины тела, или окружности головы, или окружности груди), а по горизонтали — возраст ребёнка. В табл.  и на рис.  сохраняют указанный порядок — его называют процент, или перцентиль, или просто центиль (обозначается символом Р: Р25, Р75 и т.д.).

Оценка антропометрических показателей ребёнка с помощью центильных графиков
Таблица. Оценка антропометрических показателей ребёнка с помощью центильных графиков

Центильные величины массы тела: а - мальчики; б - девочки

Центильные величины массы тела: а — мальчики; б — девочки

Центильные величины длины тела а - мальчики; б - девочки

Центильные величины длины тела а — мальчики; б — девочки

Центильные величины окружности головы а - мальчики; б - девочки

Центильные величины окружности головы а — мальчики; б — девочки

Центильные величины окружности груди а - мальчики; б - девочки

Центильные величины окружности груди а — мальчики; б — девочки

Таким образом, если антропометрический показатель ребёнка между кривыми Р25 — Р50 — Р75, то это соответствует средней норме для данного возраста, если между кривыми Р25 — Р10 и Р75 — Р90, то ниже и выше средней нормы, но всё-таки в пределах нормальных колебаний. Величины антропометрических показателей ниже Р10 и выше Р90 следует рассматривать как низкие и высокие.
Кривая физического развития при нормальном развитии ребёнка должна быть достаточно плавной и равномерно прибывающей, поэтому любое изменение (особенно резкое замедление), скорее всего, обусловлено каким-то неблагополучием. Это может быть соматическое заболевание, нарушение питания или психосоциальные проблемы. Однако у ребёнка может быть и достаточно большой диапазон колебаний нормальных ежемесячных изменений параметров.
Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному и тому же центильному интервалу. Большая разница в центильных показателях, когда они находятся в пределах разных интервалов, свидетельствует о негармоничном развитии ребёнка.
Например, отдельно каждый антропометрический показатель может соответствовать норме: масса тела соответствует 25 центилям, длина тела соответствует 50-75 центилям. Однако разрыв в значении этих показателей более одного интервала. В таком случае физическое развитие ребёнка следует считать соответствующим возрасту (средним показателям), но негармоничным — дефицит массы тела относительно длины тела (роста).
Если ребёнок доношенный, здоровый, то в 28 дней жизни (1 мес) его физическое развитие можно определять, используя центильные графики. Оценка недоношенных детей производится по иным графикам физического развития, в соответствии с их гестационным возрастом, и не может быть проведена по графикам для доношенных детей.
Оценка физического развития может быть статичной и мониторинговой.
Статичная оценка. Фиксируются данные антропометрических измерений в конкретный момент времени. Например, во время визита матери с ребёнком к медицинскому работнику можно измерить массу и длину тела, окружность головы ребёнка, определить центильные значения и соответствие их между собой. Это позволит приблизительно судить о норме или отклонениях от нормы в физическом развитии данного ребёнка в текущий момент времени. Эта оценка имеет относительное значение.
Мониторинговая оценка. Определение показателей массы тела, длины тела, окружности головы и их соответствия в динамике, т.е. за оп- ределённый промежуток времени. Это позволяет оценить физическое развитие и его гармоничность в процессе роста ребёнка. Данные мониторинга являются более важной характеристикой развития, нежели статичные показатели. Оценка антропометрических показателей в результате мониторинга имеет абсолютное диагностическое значение при определении нормы или патологии физического развития ребёнка.
Например, при статичной оценке все показатели могут соответствовать норме. Однако при мониторинге может быть выявлено постоянное снижение значений показателей, центильная кривая может иметь отрицательную динамику (снижаться), что говорит о возможном неблагополучии и необходимости обязательного специального обследования ребёнка.

Измерение антропометрических показателей

Массу тела определяют путём взвешивания новорождённого.
В настоящее время широко используются электронные медицинские весы. Весы устанавливаются на неподвижной поверхности и включаются в сеть. Для проверки весов следует нажать рукой, с небольшим усилием в центр лотка — на индикаторе высветятся показания, соответствующие усилию руки; отпустить лоток — на индикаторе появятся нули. Далее медицинская сестра должна вымыть и просушить руки, положить пелёнку на лоток весов — на индикаторе высветится её вес. Сбросить вес пелёнки в память весов, нажав кнопку «Т» — на индикаторе появятся нули. После этого приступить к взвешиванию ребёнка: раздеть его, уложить на лоток. Через некоторое время на индикаторе высветится значение массы тела ребенка, которое фиксируется на дисплее в течение 30-40 с. После этого снять ребёнка с весов (весы автоматически устанавливаются на ноль).
Если взвешивание производится на механических весах, то при подготовке к процедуре взвешивания ребёнка проводится проверка регулировки весов (при закрытом затворе гири устанавливаются на ноль; открывают затвор и уравновешивают весы вращением противовеса). При взвешивании ребёнка весы уравновешиваются передвижением гирь, определяющих килограммы и граммы веса.
Рост измеряют в сантиметрах, от макушки до пяток, в положении ребёнка на спине с выпрямленными по возможности в коленных суставах ногами и согнутыми под прямым углом стопами на ростомере или на пеленальном столике с сантиметровой лентой.
Горизонтальный ростомер устанавливается на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе». Медицинская сестра моет и высушивает руки, стелет на ростомер пелёнку, укладывает на неё ребенка головой к неподвижной планке. Ноги малыша выпрямляет легким нажатием на колени, придвигает к стопам подвижную планку ростомера.
При определении окружности головы сантиметровая лента проходит через надбровные дуги и затылочный бугор, окружности груди — под нижними углами лопаток и нижней третью ареолы грудных желёз.

Оценка физического развития при рождении ребёнка

Оценка физического развития новорождённых в момент рождения включает:
— определение массы тела, длины тела, окружности головы и груди, пропорциональности телосложения и сопоставление их с показателями, соответствующими/долженствующими гестационному возрасту (ГВ) ребёнка;
— зрелость новорождённого оценивают по совокупности клинико-функциональных показателей. Оценка морфофункциональной зрелости может быть произведена только в течение первых 7 дней жизни, по специальным таблицам зрелости; включает в себя оценку состояния кожных покровов, развития волосяного покрова, молочных желез и половых органов, формы ушных раковин, положения тела и позы ребёнка.
Гестационным возрастом (ГВ) ребёнка считают срок беременности, при котором он родился.
В настоящее время живорождённым считается ребёнок, родившийся при сроке беременности не менее 28 нед, соответственно этому ГВ определяют начиная с 28-й недели беременности. При переходе России на учёт живорождения с 22-й недели беременности ГВ будут исчислять с этого срока беременности. Таким образом, при недоношенной беременности ГВ будет равен 22-37нед.
При оценке физического развития ребёнка при его рождении в центильных графиках по вертикали откладывают показатели массы тела, длины тела, окружности головы или груди ребёнка, а по горизонтали — его ГВ.
Наряду с отдельными параметрами физического развития оценивается пропорциональность телосложения ребёнка, т.е. соотношение отдельных частей тела. Особенностями внешних пропорций ребёнка при рождении являются:
— относительно большая голова с преобладанием мозгового отдела над лицевым;
— короткая шея;
— укороченная грудная клетка, суженная в верхней и расширенная в нижней половине;
— длинный выступающий живот;
— относительно короткие нижние конечности.
Чем меньше ГВ ребёнка, тем очевиднее эти особенности телосложения.
На основании дифференцированной оценки состояния физического развития новорождённых выделяют следующие клинические формы нарушения роста и развития:
— дети с большой массой тела;
— дети с малой массой тела (с врождённой/внутриутробной или пренатальной гипотрофией);
— дети с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР) — маленькие относительно срока гестации.
Как правило, дети с крупной массой тела при рождении — это дети с массой более 4000 г.
Врождённая (внутриутробная) гипотрофия — это острое или хроническое нарушение питания плода, сопровождающееся отставанием физического развития, нарушением функционального состояния ЦНС, метаболическими расстройствами и сниженной иммунологической реактивностью. Внутриутробная гипотрофия может быть самостоятельной патологией и может сопровождать различные заболевания плода и новорождённого. Дети с внутриутробной гипотрофией могут быть недоношенными, доношенными и переношенными.
Дети с ЗВУР (маленькие к сроку гестации) — это дети, не соответствующие по физическому развитию гестационному возрасту.
Первоначальная потеря массы тела — явление, которое наблюдается у всех новорождённых сразу после рождения. Это связано с вытеснением жидкости из дыхательных путей при становлении лёгочного типа дыхания, испарением околоплодных вод с кожи, потерей «первородного стула» — мекония. В норме ребёнок может безболезненно для себя потерять не более 10% массы тела. Лучше — около 5%. Чтобы ребёнок как можно меньше потерял в весе, необходимо, чтобы
он с первых минут жизни находился около мамы и по первому требованию его прикладывали к груди. Пусть маме кажется, что у неё нет молока, однако ребёнку важны даже несколько капель молозива для получения необходимой энергии и формирования правильного обмена веществ. Если ребёнок теряет больше 10% первоначальной массы тела, необходимо искать причину — болезнь, неправильное или недостаточное питание. Однако в любом случае требуются лечебные мероприятия.
Оценка должна быть проведена в роддоме и при первом посещении новорождённого медработником на дому.

Оценка физического развития новорождённого в течение первого месяца жизни

В возрасте месяца проводится очередная оценка физического развития с использованием центильных графиков, основанная на величине изменений антропометрических данных.
В таблицах представлены диапазоны колебаний массы тела, длины тела и окружности головы доношенных детей, которые совпадают с диапазоном 25-75 центилей и считаются нормальными.

Таблица Масса тела

Оценка физического развития новорождённого

К нарушениям физического развития ребёнка на первом месяце жизни относят постнатальную (приобретённую) гипотрофию — дефицит массы тела относительно длины тела и постнатальную паратрофию — превышение массы над длиной тела.
Постнатальная гипотрофия может быть:
— первичная — как правило, алиментарная гипотрофия, вызванная дефицитом молока у матери или нерациональным искусственным вскармливанием младенца, а также состояниями непереносимости молока вследствие ферментопатии;
— вторичная — развивается вследствие острых и хронических заболеваний ребёнка, врождённых пороков развития (пилоростеноз, стеноз кишечника), иммунодефицитных заболеваний, тяжёлой патологии ЦНС.
Важными клиническими признаками гипотрофии являются симптомы пониженного питания:
— истончение подкожного жирового слоя;
— уменьшение толщины кожной складки, окружности бедра и плеча;
— снижение тургора тканей;
— увеличение количества кожных складок на конечностях, шее, появление их на лице, ягодицах, вокруг суставов;
— чёткие очертания рёбер и других костных выступов. Симптомы пониженного питания обусловливают отчётливые
диспропорции в телосложении у новорождённых: дети выглядят худыми, длинными, с относительно большой головой.
Характерным для детей с внутриутробной гипотрофией является снижение неспецифических факторов защиты, что обусловливает высокую частоту у них инфекционно-воспалительных заболеваний.
При недостаточной прибавке массы тела на первом месяце жизни, при отсутствии угрожающих симптомов в виде постоянных, нарастающих по частоте и объёму срыгиваний и рвот необходимо провести консультацию по вскармливанию, проверить, правильно ли мать прикладывает ребёнка к груди и эффективность сосания.

Оценка окружности и формы головы

Измерение окружности головы у ребёнка первого года жизни имеет особое значение. В первое полугодие средняя прибавка окружности головы составляет 1-1,5 см. Показатели окружности головы также должны оцениваться по центильным таблицам.
Окружность головы у новорождённого превышает окружность грудной клетки на 1-2 см. Увеличение разницы, особенно стойкое, заставляет заподозрить развитие гидроцефалии. Увеличение окружности головы не может быть единственным признаком гидроцефалии. В этом случае обычно есть и другие признаки, свойственные для данной патологии.
Если же окружность головы меньше окружности грудной клетки, то необходимо исключить микроцефалию.
Голова может быть разной формы, что не является патологией, а лишь особенностью ребёнка.

Консультирование при нарушении физического развития

Недостаточная прибавка или снижение массы тела относительно возраста может свидетельствовать об острой инфекционной, хирургической патологии (пилоростеноз). При отсутствии этих заболеваний следует провести консультирование матери по питанию.
При чрезмерной прибавке веса необходимо исключить эндокринную патологию, в частности гипергликемию и гипотиреоз