Аномальный ребенок виды аномального развития

Аномальный ребенок виды аномального развития thumbnail

Закономерности
психических заболеваний у детей,
особенности их психопатологических
проявлений обусловлены онтогенетическими
факторами, т. е. своеобразием реагирования
незрелой нервной системы ребенка на
патогенные вредности и их последствия.

При
исследовании психически больного
ребенка в центре внимания детского
психолога обычно стоит вопрос о
психологической квалификации основных
психических расстройств, их структуры
и степени выраженности. Особое значение
при патопсихологической оценке,
психических нарушений придается учету
отклонений от стадии возрастного
развития, на которой находится больной
ребенок, т. е. особенности дизонтогенеза,
вызванного болезненным процессом либо
его последствиями.

Важным
моментом в изучении как нормального,
так и аномального онтогенеза явилось
выделение Л. С. Выготским двух
взаимосвязанных линий развития:
биологической и социально-психологической.
Болезнь, вызывая прежде всего нарушение
биологической линии развития, создает
препятствия для социально-психического
развития — усвоения знаний и умений,
формирования личности ребенка.

Л.
С. Выготский считал, что психологическое
изучение аномального ребенка выдвигает
задачи от изучения симптомов дизонтогенеза
к изучению его синдромов и далее — к
типу дизонтогенеза, Только в таком
структурно-динамическом изучении
аномального развития, вскрытии его
патопсихологических механизмов Л. С.
Выготский видел путь к дифференцированной
коррекции нарушения развития.

Эти
положения Л. С. Выготского легли в основу
выделяемого В. В. Лебединским ряда
патопсихологических параметров,
определяющих характер психического
дизонтогенеза.

  • Первый
    параметр связан с функциональной
    локализацией нарушения. В зависимости
    от нарушения выделяются два основных
    вида дефекта: частный (недоразвитие
    или повреждение отдельных анализаторных
    систем) и общий (нарушения регуляторных
    систем, как подкорковых, так и корковых).

  • Второй
    параметр дизонтогенеза связан с временем
    поражения. Характер аномалии развития
    будет различным в зависимости от того,
    когда возникло повреждение нервной
    системы. Чем раньше произошло поражение,
    тем вероятнее явления недоразвития. В
    то время как для позднего нарушения
    нервной системы характерны явления с
    распадом структуры психической функции.
    Временной фактор определяется не только
    хронологическим моментом возникновения
    нарушения, но и длительностью периода
    развития функции в онтогенезе. Чаще
    повреждаются функции, имеющие подкорковую
    локализацию, формирование которых в
    онтогенезе завершается относительно
    рано. Корковые же функции, имеющие более
    длительный период развития, при раннем
    воздействии вредности чаще либо стойко
    не развиваются, либо временно задерживаются
    в своем развитии.

С
параметром времени связана и другая
вероятность поражения той или иной
функции. Как известно, в ходе психологического
развития каждая функция в определенное
время проходит через сензитивный период,
который характеризуется не только
наибольшей интенсивностью развития,
но и наибольшей уязвимостью и
неустойчивостью по отношению к вредности.
Сензитивные периоды характерны не
только для развития отдельных психических
функций, но и для психического развития
ребенка в целом. К основным сензитивным
периодам детства относятся: возрасты
от 0—3 года и 11—15 лет. В эти периоды
особенно велика возможность психических
нарушений. Период от 4 до 11 лет более
устойчив по отношению к различным
вредностям.

Неустойчивость
психических функций, характерная для
сензитивного периода, может обусловить
явления регресса — возврата функции
на более ранний возрастной уровень, как
временного, функционального, так и
стойкого, связанного с повреждением
функции. Чем тяжелее поражение нервной
системы, тем более стойки явления
регресса. Поэтому профиль психического
развития аномального ребенка часто
будет состоять из со­хранных,
поврежденных и в разной степени
задержанных в своем формировании
психических функций.

  • Третий
    параметр дизонтогенеза характеризует
    взаимоотношения между первичным и
    вторичным дефектом.

Исходя
из идей о системном строении дефекта,
Л. С. Выготский предложил различать в
аномальном развитии две группы симптомов:
первичные — нарушения, непосредственно
вытекающие из биологического характера
болезни (нарушения слуха и зрения при
поражении анализаторов, детские
церебральные параличи, локальные
поражения определенных корковых зон
и
т.
д.), и вторичные, возникающие опосредованно
в процессе аномального социального
развития. Первичный дефект может иметь
характер недоразвития или повреждения.
Вторичный дефект является основным
объектом в психологическом изучении и
коррекции аномального развития.

В
процессе развития изменяется иерархия
между первичными и вторичными,
биологическими и социально обусловленными
нарушениями. Если на первых этапах
основным препятствием к обучению и
воспитанию является первичный дефект,
то затем вторично возникшие явления
психического недоразвития, а также
личностные установки, вызванные неудачами
в школе, нередко начинают занимать
ведущее место в отношении к обучению и
препятствовать адекватной социальной
адаптации.

Ранняя
психолого-педагогическая коррекция
дефекта во многом улучшает прогноз
формирования личности и социальной
компенсации этой группы детей.

  • Четвертый
    параметр дизонтогенеза связан с
    нарушением межфункциональных
    взаимодействий в процессе аномального
    системогенеза.

Сюда
следует отнести механизмы изоляции,
патологической фиксации, временные и
стойкие регрессии, играющие большую
роль в формировании различных видов
асинхронии развития.

Перечисленные
параметры по-разному выступают при
различных вариантах дизонтогенеза
интеллектуальной, моторной, сенсорной
и эмоциональной сферы.

По
мнению В. В. Лебединского, психический
дизонтогенез может быть представлен
следующими вариантами:

  1. недоразвитие;

  2. задержанное
    развитие;

  3. поврежденное
    развитие;

  4. дефицитарное
    развитие;

  5. искаженное
    развитие;

  6. дисгармоничное
    развитие.

Предполагаемая
классификация дифференцирует отдельные
варианты аномалий исходя из основного
качества нарушения развития. Выделяется
группа аномалий, вызванных отставанием
развития: недоразвитие, задержанное
развитие; группа аномалий, в которых
ведущим признаком является
диспропорциональность (асинхрония)
развития: искаженное и дисгармоничное
развитие; и группа аномалий, вызванных
поломкой отдельных функций; поврежденное
и дефицитарное развитие.

Читайте также:  Ранние развитие ребенка трех лет

Для
дизонтогенеза по типу
общего стойкого недоразвития
наиболее типично раннее время поражения,
когда имеет место выраженная незрелость
мозговых систем, в первую очередь
наиболее сложных, обладающих длительным
периодом развития. Типичным призером
стойкого недоразвития является
олигофрения.

К
психическому дизонтогенезу по типу
задержанного развития
относится развитие, характеризующееся
замедлением темпа формирования
познавательной и эмоциональной сфер с
их временной фиксацией на более ранних
возрастных этапах. Задержка развития
эмоциональной сферы проявляется в
различных клинических вариантах
инфантилизма (конституционального,
соматогенного, психогенного,
церебрально-органического). Замедление
же темпа познавательной деятельности
при соматических заболеваниях будет
связано с хронической астенией, при
психогенных формах — в большей степени
с явлениями микросоциальной и
педагогической запущенности.

Поврежденное
развитие
имеет ту же этиологию (наследственные
заболевания; внутриутробные, родовые
и
послеродовые
инфекции, интоксикации и травмы ЦНС),
что и органическое недоразвитие психики
либо
задержанное.
Основное отличие патогенеза связано
с
более
поздним
(после 2—3 лет) патологическим
воздействием
на
мозг, когда большая часть мозговых
систем
уже
сформировалась.
Характерной моделью поврежденного
развития является органическая деменция.

Особый
вид дизонтогенеза представляет
дефицитарное развитие,
связанное с тяжелыми нарушениями
отдельных
анализаторных систем (этот вид нарушения
рассмотрен нами
на
с. 56).

При
искаженном развитии
наблюдаются сложные сочетания общего
недоразвития, задержанного, поврежденного
и ускоренного развития отдельных
психических функций, приводящие к ряду
качественно новых пато­логических
образований. Наиболее характерной
моделью является дизонтогенез при
синдроме детского аутизма.

Дисгармоническое
развитие
при своей структуре
в
определенной
мере напоминает искаженное развитие.
Отличие дисгармонического развития от
искаженного развития состоит в том, что
основой этого типа дизонтогенеза
является не текущий болезненный процесс,
создающий на разных этапах различные
виды искаженных межфункциональных
связей, а врожденная,
либо
рано
приобретенная, стойкая диспропорциональность
психики преимущественно в эмоционально-волевой
сфере.

Моделью
дисгармонического развития является
ряд психопатий, а также так называемые
патологические формирования личности
в результате неправильных условий
воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

    1. Выготский
      Л. С. Развитие высших психических
      функций. М., 1960.

    2. Ковалев
      В. В. Психиатрия детского возраста. М„
      1979.

    3. Лебединский
      В. В. Нарушение психического развития
      у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.

    4. Сухарева
      Г. Е. Клинические лекции по психи­атрии
      детского возраста. М., 1955. Т. 2; 1963. Т. 3.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Аномальный ребенок виды аномального развития

Отечественный и мировой опыт свидетельствует, что количество маленьких пациентов с разнообразными отклонениями развития неуклонно возрастает. Общество в целом и отдельные семьи дестабилизируются, в ряде случаев отсутствуют нормальные экономические, гигиенические и экологических условия для матерей и детей разных возрастов. Неблагоприятные факторы приводят к различным отклонениями в развитии и заболеваниям.

Понятие «аномальный ребенок»

К аномальным относятся дети, психические отклонения которых приводят к нарушению нормального развития. Отклонения могут быть физическими или психическими. Дефект нарушает развитие только при определенных условиях. Несмотря на то что воспитание, обучение, введение в профессиональную деятельность и нормальную социальную жизни аномальных детей является сложной педагогической задачей, развитие действительно серьезно нарушается далеко не во всех случаях.

Аномальный ребенок виды аномального развития

Понятие предполагает наличие отклонений в развитии, вызванных, как правило, влиянием болезни и обуславливающих необходимость создания специальных условий обучения и воспитания. В процессе одни дефекты могут полностью корректироваться, другие подлежат только частичной реабилитации. Имеются в развитии аномальных детей общие закономерности, характерные для всех детей, так и ряд особенных закономерностей.

Группу аномальных составляют сложные и разнохарактерные пациенты. Аномалии по-разному отражаются на социальном развитии, познавательных способностях и возможностях в обучении. Сложность и характер нарушений определяют специалисты во время психолого-педагогической работы.

Важно учитывать, что не каждый ребенок с дефектом является аномальным. К этой группе относят только тех детей, нарушения состояния здоровья которых приводят к целому ряду отклонений. В этом заключается важное отличие от дефекта у взрослого и ребенка.

Это значит, что, например, ребенок, потерявший слух на одно ухо или лишившийся одного глаза, чаще всего не имеет отклонений в развитии, поэтому и не является аномальным. К категории аномальных можно отнести пациентов, у которых нарушен нормальный процесс развития в связи с дефектом. То есть речь идет не об отдельном дефекте, а об общем психическом развитии аномальных детей.

Аномальный ребенок виды аномального развития

Первичные и вторичные дефекты

Сложность воспитания аномальных детей заключается в наличии начального дефекта, вызванного каким-либо фактором, и дополнительных (вторичных) нарушений. Вторичные нарушения возникают под влиянием первичного дефекта в процессе дальнейшего развития. Это общая закономерность развития аномальных детей.

Так, интеллектуальная недостаточность, которая возникла в результате органического поражение мозга, обычно становится причиной нарушения высших процессов, определяющих развитие и взаимодействие в социуме. Вторичное недоразвитие проявляется в примитивизмепростейших психологических реакций, негативизме, завышенной самооценке, недостаточной сформированности волевых качеств.

Читайте также:  Пример индивидуальная карта психологического развития ребенка

Не только первичные отклонения влияют на вторичные симптомы. В определенных случаях вторичные отклонения оказывают влияние на первичный фактор. Например, при взаимодействии неполноценного слуха и возникших на фоне этого негативных речевых последствий возможна следующая ситуация. Ребенок не использует остаточные функции слуха, если не развивает речь. Только при условии преодоления вторичного дефекта (то есть комплексной коррекции и становления устной речи) оптимально используются возможности оставшегося слуха.

Аномальный ребенок виды аномального развития

Важной закономерностью аномального развития детей является следующее соотношение начального дефекта и нарушений, возникших в дальнейшем: чем дальше стоит симптом от первопричины, тем более он поддается коррекции. Получается, что недоразвитие высших мыслительных функций оказывается более поддающимся воздействию, чем недоразвитие элементарных процессов.

Причины, приводящие к аномалиям

В основе аномального развития лежат органические или функциональные нарушения нервной системы, периферические нарушения определенного анализатора. Причины разделяются на врожденные и приобретенные. Первичными дефектами являются нарушения зрительного или слухового восприятия, возникшие в результате повреждения зрительного или слухового аппарата ребенка соответственно, нарушения простейших интеллектуальных операций в результате поражения ЦНС и так далее.

Нарушения могут быть вызваны различными факторами. Неблагоприятное воздействие возможно в период внутриутробного развития (пренатальные нарушения), родовой деятельности (натальные), после рождения (постнатальные). Сочетание внутриутробной патологии и нарушения в родах называется перинатальным повреждением.

Вызвать отклонения могут различные факторы, влияющие во внутриутробный период: отягощенная наследственность, отклонения генетического кода, хронические заболевания родителей или острые состояние матери во время беременности, злоупотребление родителей наркотическими веществами, алкоголем и курением, физические травмы и психические нарушения у женщины во время беременности, конфликт по резус-фактору, неблагоприятная экологическая обстановка, профессиональный вред.

Аномальный ребенок виды аномального развития

Наследственная отягощенность проявляется через структуры половых клеток родителей. Хромосомы передают информацию о признаках аномалий развития, что приводит к умственной отсталости, нарушениям речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата у ребенка и так далее. Согласно медицинской статистике, на тысячу новорожденных приходится пять-семь детей с хромосомными аномалиями.

Другую группу причин составляют патологии родовой деятельности: стремительные роды, слабая родовая деятельность, длительные роды со стимуляцией, обвитие ребенка пуповиной при условии развития асфиксии, несвоевременное родовспоможение, природовые травмы. Прижизненные факторы нарушения: инфекционные болезни с осложнениями на головной мозг, травмы черепа, контузии, сотрясения мозга, опухоли, нейроинфекции и так далее. В некоторых случаях отмечается влияние нескольких патологических факторов — полиэтиология.

Категории детей с аномалиями

Дефектология классифицирует аномальное развитие ребенка:

  • Дети с тяжелыми речевыми отклонениям.
  • Дети с выраженными нарушениями слуховой функции (слабослышащие, позднооглохшие, глухие).
  • Дети с нарушениями развития на основе поражения ЦНС (умственно отсталые).
  • Дети с глубокими нарушениями зрения (слабовидящие, слепые).
  • Дети с комплексными нарушениями развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые).
  • Дети с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата.
  • Дети с психопатическим поведением.
  • Некоторые исследователи выделяют и другие группы аномалий: дети с сенсорной неполноценностью (сюда относятся нарушения функций опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, слуха, сенсомоторики), с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями, с психопатоподобными формами поведения, с задержкой психического развития, умственно отсталые (ибецилы, идиоты, олигофрены в степени дебильности), дети с начальными проявлениями психических заболеваний (эпилепсия, истерия, шизофрения) или с искажениями развития.

    Аномальный ребенок виды аномального развития

    Раннее поражение слухового аппарата

    Вторичное нарушение является результатом аномального развития. Так, например, ребенок может потерять слух в раннем возрасте вследствие перенесенного менингита. При воспалении оболочек мозга в процесс, как правило, вовлекаются черепномозговые нервы. Если воспаление поражает слуховой нерв, у ребенка нарушает слух. В сложных случаях можно наблюдать отсутствие слуха. Глухота нарушает нормальный процесс развития маленького пациента.

    Слуховой анализатор имеет исключительно значение в развитии речи. Это ближайшая функция, которая зависит от слухового анализатора. При ранней глухоте не развивает речь. Немота в этом случае является вторичным дефектом, возникшим в результат нарушенного развития. Овладение речью является возможным только при условии специального обучения. Произношение нередко оказывает недостаточным, словарный запас накапливается медленно, лексические значения усваиваются неточно.

    Поражение зрительного анализатора

    Ранее поражение зрения тоже приводит к ряду отклонений, возникающих в процессе развития. У слепого ребенка другие (отличные от нормальных) представления о мире, пути и формы психологической деятельности. Самым известным вторичным проявлением аномального развития является недостаточность ориентирования в пространстве. Еще более характерно наличие ограниченного круга предметных представлений.

    Аномальный ребенок виды аномального развития

    Вторичным проявлением у детей, рано потерявших зрение, является изменение моторики, а особенно манеры походки. Это связано с необходимостью ориентирования в пространстве с помощью кинестетической чувствительности и осязания. Для слепых также характерна слабая выразительность мимики лица. Все это является для аномальных детей закономерностями в развитии.

    Интеллектуальные дефекты

    Наибольшее количество вторичных дефектов развивается при умственной отсталости, вызванной органическим повреждением мозга. Для этой категории аномальных детей характерны недоразвитие памяти, и мышления, возникающие по мере роста и с попытками социального взаимодействия со сверстниками.

    Чаще всего среди различных типов отсталости встречается олигофрения или общее психическое недоразвитие. Олигофрения составляет группу разнообразных патологических состояний, общим признаком которых является приобретенный в раннем детстве или врожденный дефект азвития психики с интеллектуальной недостаточностью. При таких аномалиях нарушается не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера, процесс формирования характера.

    Читайте также:  Характеристика возрастного развития ребенка среднего дошкольного возраста

    Глубина умственной отсталости

    Аномальное развитие ребенка с умственной отсталостью специалисты разделяют на три степени по глубине дефекта. Самой глубокой является идиотия. При этом практически отсутствует речь, пациент не узнает окружающих, лицо не выражает никаких эмоций, а внимание практически невозможно привлечь. Наблюдается снижение чувствительности.

    Имбицильность легче по глубине отсталости, чем идиотия. Такие дети обладают некоторыми возможностями к обучению, со значительным трудом и при условии специального обучения, но овладевают речью, усваивают отдельные трудовые навыки и навыки самообслуживания, речевой запас очень бедный.

    Самая легкая степень отсталости — дебильность. Сниженный интеллект в сочетании с отставанием психики в целом не позволяют детям с дебильностью овладеть общеобразовательной программой обычной школы. Нередко наблюдаются дефекты речи вроде аграмматизма, шепелявости, сигматизма.

    Нарушения развития у детей

    Отдельно выделяют задержанное психическое развитие. Задержка развития предполагает наличие синдромов временного отставания психики в общем или отдельных ее частей, замедленный темп реализации свойств организма, закодированных в генотипе. У аномального ребенка задержка может иметь конституациональное происхождение, соматогенное, психогенное или церебрально-органическое.

    Искаженное психическое развитие представлено по большей части синдромом детского аутизма, который от всех остальных аномалий отличается наибольшей выраженностью как психологической структуры нарушений, так и клинической дисгармоничности. Аутизм проявляется в погруженности во внутренний мир, отсутствии или значительном сокращении контактов с родными и сверстниками.

    Дисгармоничное развитие аномальных детей закономерности имеет следующие: нарушенное развитие, которое характеризуется дисгармонией в волевой и эмоциональной сферах, аномалии характера. Основными признаками психопатии являются неуправляемость личности, патологическое изменение характера, агрессивность, конфликтность, немотивированная жестокость, отказ от помощи и лечения. В период ярких проявлений это может представлять опасность как для самого ребенка, так и для окружающих.

    Аномальный ребенок виды аномального развития

    Классификации психопатий

    Общепринятой в настоящее время считается следующая систематика психопатий: эпилептоидная, истероидная, шизоидная, психастеническая, циклоидная психопатии. Ребенок с шизиодной психопатией похож на аутиста, эмоциональная сфера характеризуется отсутствием гармонии между чувствительностью и ранимостью в отношении собственного внутреннего мира, холодностью и безразличием в отношении переживаний окружающих.

    При циклоидной психопатии имеет склонность к перепадам настроения. В раннем возрасте такое отклонение диагностируется редко. Эпилептоиодная психопатия имеет много общих черт с эпилепсией, но отличается отсутствием судорог и слабоумия. Речь идет о стойких особенностях в виде напряженности влечений и эмоций, немотивированных колебаниях настроения.

    Психастеническая психопатия характеризуется наличием у аномального ребенка страхов и тревожных опасений, возникающих по любому поводу. Другие симптомы: боязнь всего нового, незнакомого, чрезвычайная нерешительность, затрудненная адаптация. Истероидная психопатия отличается эгоцентризмом, то есть стремлением ребенка обращать на себя внимание и всегда быть в центре событий.

    Психопатии, как правило, связаны с поражением нервной системы в раннем возрасте или при внутриутробном развитии. Влияют неблагоприятные внешние факторы: алкоголизм или наркомания родителей, длительные конфликтные ситуации, агрессивность и насилие в семье, ссоры. Воздействие психотравмирующих факторов может привести к необратимой перестройке личности в целом.

    Обучение и воспитание

    На конечный результат развития познавательной деятельности аномального ребенка влияет характер нарушения умственного и физического развития. Образовательный уровень может резко различаться. Одни дети овладевают только элементарными знаниями и навыками самообслуживания, другие имеют большие возможности.

    Психология аномального развития детей в настоящее время изучается многими специалистами (врачами, дефектологами, психологами, педагогами). Этому способствует развитие медицины и психологии. Сегодня существуют специальные учреждения для умственно отсталых детей и детей с дефектами слуха, речи, зрения, где специалисты стремятся гармонизировать аномальное и нормальное развитие ребенка.

    Аномальный ребенок виды аномального развития

    Организация специальных образовательных и воспитательных учреждений изначально развивалась от благотворительных заведений и частных фондов. Сегодня процесс уже пришел к государственной системе воспитания и обучения аномальных детей. В обычных школах даже открыты смешанные классы, где дети с незначительными отклонениями могут обучаться совместно с ребятами без каких-либо отклонение.

    Педагогические принципы

    При работе с пациентами важен поиск оптимальных коррекционно-воспитательных средств и возможностей компенсации дефекта. Но стоит учитывать, что педагогическое воздействие на развитие аномального ребенка тем успешнее, чем меньше биологическое нарушение.

    Дефект должен быть обнаружен на ранних этапах развития. Сразу же организуется оптимальная для конкретного случая воспитательная работа и коррекция. Слепого ребенка нужно научить самостоятельному передвижению, самообслуживанию, для глухих детей важно ранее обучение речи, что позволяет нормально развиваться психологическим функциям.

    Аномальный ребенок виды аномального развития

    Для умственно отсталого ребенка основными условиями, обеспечивающими более или менее нормальное дальнейшее развитие, будут посильные задания и разумные требования, стимулирующие трудовую деятельность, познавательные интересы, развивающие самостоятельность, формирующие характер, эмоционально-волевую сферу и психические процессы. Основной задачей обучения является последовательное и постепенное расширение зоны ближайшего развития и зоны актуального развития.

    Источник: fb.ru

    Источник