Анатомия и физиология развития ребенка

Анатомия и физиология развития ребенка thumbnail

Выбрать главу

Галина Гуровец

Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей

© Гуровец Г. В., 2013

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2013

© Художественное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013

Введение

Цели и задачи курса

Данное учебное пособие по «Анатомии и физиологии» подготовлено для студентов педагогических факультетов по специальности «Коррекционная педагогика и специальная психология», будущих педагогов и воспитателей дошкольных и школьных учреждении. Для педагогов, работающих с аномальными детьми, особенно важно знать анатомию и физиологию, этапы развития и функции отдельных органов и всего организма в целом. Знание особенностей строения и функции детского организма помогут педагогам избрать наиболее подходящую и щадящую помощь детям с различными отклонениями в развитии, оказать первую помощь при травме или судорожном приступе, при различных проявлениях болезненного состояния. Знание анатомии и физиологии дает возможность разрабатывать здоровьесберегающие мероприятия, формы работы с детьми и условия, необходимые в быту и в дошкольном или школьном учреждении.

Анатомия – древняя наука. Попытка познать строение человека, его внутренних органов сопровождалась рассечением брюшной полости, вскрытием умершего. Поэтому сам термин происходит от латинского слова «рассечение». В последующем анатомия стала изучать внешние формы строения человека, отдельных его органов, взаимоотношения между ними. Особенно важным в изучении является возрастной аспект различных структур организма – от зарождения до старческого возраста, изменяющийся под воздействием внешней среды.

Физиология – наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, происходящих в нем, и механизмах его деятельности. Основная задача физиологии – раскрыть законы жизнедеятельности организма. Среди множества ветвей физиологической науки выделилась возрастная физиология, рассматривающая деятельность организма в возрастном аспекте. Особенно важным является раздел возрастной физиологии, изучающей функции детского организма от его зачатия, т. е. онтогенез. В возрастной физиологии используются данные эволюционного учения, прослеживаются основные этапы развития тех или других органов и систем у животных. Эти связи лежат в основе возрастной и эволюционной физиологии, т. е. филогенеза и онтогенеза (филогенез – развитие организма на разных этапах животного мира; онтогенез – развитие непосредственно данного индивидуума).

Целью данного пособия является знакомство педагогов с особенностями структуры и деятельности органов и тканей в отдельности и всего организма в целом. Анатомия и физиология неотделима от педиатрии – науки о различных болезненных состояниях, наиболее часто встречающихся в детском возрасте. В своем пособии мы стараемся обратить внимание на анатомические структуры не только в норме, но и в патологии, т. е. при различных отклонениях от нормального развития, знание которых важны для коррекционной педагогики и специальной психологии (дефектологии).

Таким образом, педиатрия – наука о ребенке тесно связана с анатомией и физиологией детского и подросткового возраста, охватывает норму, патологию, лечение и профилактику заболеваний, диететику и гигиену. Гигиена, как наука, изучает влияние факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей. Дошкольная гигиена разрабатывает мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей, их гармоническому развитию и правильному воспитанию в дошкольном учреждении. В отличие от педиатрии, изучающей главным образом различные заболевания, их течение, лечение и исход, профилактику заболевания каждого ребенка в отдельности, гигиена воздействует на среду обитания, преобразовывая ее, подготавливая ребенка к пребыванию в коллективе.

Отечественная педиатрия и гигиена в своих исследованиях базируется на основных позициях единства организма и внешней среды, на ведущей роли психофизических факторов и высшей нервной деятельности в развитии организма. В связи с этим мы сочли правомерным включить в пособие раздел о здоровьесберегающих мероприятиях, необходимых для правильного воспитания и обучения детей предшкольного и школьного возраста.

Значение возрастной анатомии и физиологии для педагогики, психологии, медицины, физического воспитания

Курс возрастной анатомии и физиологии раскрывает перед педагогами и воспитателями основные закономерности развития детского организма в различные возрастные сроки. Значение этих закономерностей является базисом для изучения курса общей и специальной психологии и коррекционной педагогики.

Источник

Наталья Аникина
Выступление на РМО для педагогов раннего возраста «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

1. Значение изучения анатомии, физиологии и гигиены для правильной организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ и для охраны здоровья детей

Анатомия и физиология – важнейшие науки о строении и функциях человеческого организма. Знание педагогом закономерностей роста и развития организма растущего человека, вооружение необходимыми сведениями и умениями в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены является одним из условий выполнения высоких требований, которые предъявляются к подготовке специалистов по воспитанию детей дошкольного возраста. Для создания наилучших условий роста и развития ребенка, для правильного его воспитания и обучения надо знать особенности его организма; понимать, что полезно для него и что вредно, какие меры следует принимать для укрепления здоровья и поддержания нормального развития.

Анатомия человека (от греч. аnatome – рассечение, расчленение) изучает строение тела, отдельных его органов, их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Возрастная анатомия изучает человеческий организм в различные периоды жизни в различных условиях влияния внешней среды, начиная от зарождения и формирования органов и систем у зародыша и плода

Физиология (от греч. рhysis – природа, logos – наука) изучает жизненные процессы, протекающие в организме, функции как отдельных органов, так и всего организма в целом. На основе достижений физиологии были разрешены многие вопросы, связанные с правильной организацией питания и общим оздоровлением условий жизни детей дошкольного возраста.

Анатомия и физиология изучают строение и функции тела человека по частям, вначале – отдельные его органы, системы и аппараты органов и в конечном итоге – целостный человеческий организм. Большое внимание в анатомии и физиологии уделяется детскому возрасту – периоду быстрого роста и развития человеческого организма.

Дошкольная гигиена — наука об охране и укреплении здоровья детей до 7 лет. Она изучает взаимодействие организма дошкольника с внешней средой с целью разработки гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья ребенка, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма. Изучение гигиенической роли факторов внешней среды помогает воспитателю укреплять здоровье детей. Дошкольная гигиена предлагает научно обоснованные гигиенические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, режиму дня и питанию детей дошкольного возраста, оборудования, планировке и благоустройству ДОУ.

Читайте также:  Карты индивидуального маршрута развития ребенка в доу по фгос образец

Возрастная анатомия, возрастная физиология и гигиена выявляют и стараются смягчить или полностью устранить все, что вредит здоровью ребенка, подбирают такие условия, которые благоприятствуют росту и развитию дошкольника, укрепляют его здоровье.

Знание особенностей строения и функций организма ребенка дошкольного возраста необходимо педагогам ДОУ, поскольку при непредвиденных обстоятельствах может возникнуть необходимость оказания помощи пострадавшему дошкольнику: остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание.

Педагоги ДОУ занимаются не только воспитанием дошкольников, но и несут ответственность за состояние их здоровья. Поэтому мероприятия ДОУ должны быть направлены на оздоровление дошкольников и на создание соответствующих условий окружающей среды и учебно-воспитательного процесса. Воспитатель прививает детям гигиенические навыки для повышения санитарной культуры в быту. Педагогическая эффективность воспитания и обучения зависит от того, в какой мере учитываются анатомо- физиологические особенности организма дошкольника, периоды развития, для которых характерна восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Зная физиологические и анатомические особенности организма дошкольника, воспитатель может правильно организовать учебный процесс. Изучение возрастной физиологии необходимо для понимания возрастных особенностей психологии дошкольника. Объективное изучение функций мозга детей дошкольного возраста позволяет выявить механизмы, определяющие специфику осуществления психических и психофизиологических функций. У детей дошкольного возраста необходимо установить те периоды, в которые они наиболее чувствительны к корригирующим педагогическим воздействиям, направленным на развитие внимания, восприятия информации, познавательных потребностей.

2. Сердце дошкольника. Строение, функции

Сердце – полый мышечный орган конусовидной формы, который нагнетает кровь в артерии и принимает венозную кровь. Оно расположено в грудной полости между легкими в нижнем средостении. Приблизительно 2/3 сердца находится в левой половине грудной клетки и 1/3 – в правой. Сердце расположено в околосердечной сумке – перикарде, которая ограничивает его от соседних органов. Перикард состоит из двух листков – наружного – пристеночного (париетального) и внутреннего – висцерального (эпикарда). Границы сердца изменяются в зависимости от возраста, пола, конституции и положения телаУ двух-трехлетних детей преобладает косое положение сердца

Если сердце у новорожденного ребенка весит 20-25 грамм, то к 2 годам жизни ребенка линейные размеры сердца увеличиваются в 1,5 раза, к 7 годам – в 2 раза. Масса сердца утраивается к 2-3 годам, к 6 годам возрастает в 5 раз. К концу второго года жизни масса миокарда левого желудочка становится вдвое больше, чем у правого. Эти соотношения сохраняются и в дальнейшем. К 7 годам увеличивается и сила сердечных сокращений. Форма сердца в виде удлиненного овала и расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Сердце ребенка растет наиболее быстро в течение первых 2 лет жизни, затем – с 5 до 9 лет. Рост сердца в длину идет быстрее, чем в ширину. Длина сердца удваивается к 5-6 годам жизни ребенка. У детей различных возрастов определяются разные границы сердца. Большие изменения происходят в 6 лет во внутреннем строении сердца; дифференцируется структура сердечной мышцы, его нервного аппарата. В 7 лет в основном заканчивается развитие иннервационного аппарата, регулирующего деятельность сердца.

На поверхности сердца видны межжелудочковые борозды: впереди, сзади, и поперечная венечная борозда, расположенная кольцеобразно. Вдоль этих борозд проходят собственные артерии и вены сердца. Бороздам соответствуют перегородки, разделяющие сердце на 4 отдела: двух предсердий и двух желудочков.

Правое предсердие представляет собой полость, по форме напоминает куб, расположено у основания сердца справа и сзади аорты и легочного ствола. В него входят верхняя и нижняя полые вены, венечный синус и наименьшие вены сердца. Правое предсердие отделяется от левого межпредсердной перегородкой и соединяется с правым желудочком при помощи правого предсердно-желудочкового отверстия

Правый желудочек имеет форму пирамиды с верхушкой, направленной вниз, расположен справа и спереди левого желудочка, занимает большую часть передней поверхности сердца. Правый желудочек отделяется от левого межжелудочковой перегородкой, большая часть которой состоит из мышечной, меньшая – из перепончатых частей.

При сокращении мускулатуры желудочка створки смыкаются, удерживаясь в таком состоянии сухожильными хордами, и не пропускают кровь назад в предсердие.

Непосредственно над отверстием легочного ствола находится клапан легочного ствола. Он состоит из передней, левой и правой задних полулунных заслонок, расположенных по кругу. При сокращении мускулатуры желудочка полулунные заслонки током крови прижимаются к стенке легочного ствола и не препятствуют току крови из желудочка. При расслаблении желудочка, когда давление в его полости падает, обратный ток крови заполняет карманы между стенками легочного ствола и каждой из полулунных заслонок и раскрывает заслонки, их края смыкаются и не пропускают кровь в желудочек сердца.

Левое предсердие имеет форму неправильного куба, от правого предсердия отделено межпредсердной перегородкой; спереди имеет левое ушко. В заднем отделе верхней стенки предсердия открываются 4 легочные вены, по которым течет кровь, обогащенная кислородом в легких.

Левый желудочек имеет форму конуса, основанием направлен кверху. В передневерхнем отделе его находится отверстие аорты, через который желудочек соединяется с аортой. В месте выхода аорты из желудочка расположен клапан аорты, который имеет правую, левую (переднюю) и заднюю полулунные заслонки.

Стенка сердца состоит из трех слоев: внутреннего – эндокарда, среднего – миокарда и наружного – эпикарда. Эндокард выстилает полости предсердий и желудочков, он покрыт тонкими, плоскими эндотелиальными клетками. Миокард образован сердечной мышечной тканью – кардиомиоцитами. В стенках предсердий миокард более тонкий, состоит из двух мышечных слоев. В стенках желудочков миокард более толстый, трехслойный, особенно у левого желудочка, из которого выходит аорта. Миокард предсердий и желудочков не переходит друг в друга. Между мышечными пучками этих отделов сердца находятся фиброзные кольца, которые отделяют предсердия от желудочков и служат местом прикрепления клапанов сердца.

Читайте также:  Развитие ребенка к двум годикам

Кардиомиоциты миокарда соединены плотно друг с другом с помощью вставочных дисков, которые обеспечивают механическую прочность мышечной оболочки сердца, а также осуществляют быстрое проведение возбуждения к каждой отдельной мышечной клетке. Проведение возбуждения в миокарде сразу ко всем кардиомиоцитам выполняет проводящая система.

Миокард обладает свойствами возбудимости, проводимости, сократимости. Благодаря наличию проводящей системы сердце способно сокращаться. Сердце сокращается ритмически, под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце. Эту особенность сердечной мышцы называют автоматизмом.

Начав сокращаться, сердечная мышца не может отвечать на другие воздействия до тех пор, пока в ней не начнется процесс расслабления. Отрезок времени, в течение которого сердечная мышца не отвечает ни на какие импульсы, называют периодом абсолютной рефрактерности (невозбудимости) сердечной мышцы. Это свойство позволяет сердечной мышце энергично и быстро сокращаться, не испытывая утомления.

Сердце и кровеносные сосуды образуют замкнутую систему, по которой кровь движется благодаря ритмичным сокращениям сердечной мышцы. Кровеносные сосуды представлены артериями, несущими кровь от сердца, венами, по которым кровь течет к сердцу, и микроциркуляторным руслом в органах и тканях

Усиленный обмен веществ у ребенка требует повышенной доставки кислорода, что обеспечивается увеличением минутного объема сердца за счет ускорения пульса. Пульс дошкольника отличается большой неустойчивостью и индивидуальными колебаниями. Чем младше ребенок, тем чаще у него частота сердечных ударов: в 2 года – 100-120 ударов/мин, в 3 года – 100-110 ударов/ мин, 4-5 лет – 80-100 ударов/мин, в 6-7 лет – до 85-90 ударов/мин

Артериальное давление с возрастом имеет тенденцию к повышению, но оно ниже, чем у взрослых. Для ориентировочного расчета кровяного давления можно пользоваться следующей формулой: для систолического давления – 90 + 2 n, для диастолического – 60 + n, где n – возраст в годах.

Сокращаясь ритмично, сердце своими выбросами крови в аорту поддерживает различное давление крови в артериях и венах. Остановка сердца приводит к выравниванию давления, и ток крови в кровеносных сосудах прекращается. Сердце работает подобно насосу. Наличие клапанов, которые закрываются автоматически под давлением крови, обеспечивает ток крови в одном направлении – от сердца в артерии, по венам – к сердцу. При этом последовательно чередуются сокращение сердца (систола) и его расслабление (диастола)

Артерии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Хорошо развита капиллярная сеть. Кровообращение (1 круговорот крови) у дошкольника совершается быстрее, чем у взрослых: например, в 3 года – за 15 сек, а у взрослого – за 22 сек.

В процессе роста ребенка изменяются взаимоотношения кровеносных сосудов с органами, которые растут и увеличиваются в объеме. Изменяются уровень отхождения артерий от магистральных стволов, углы ветвления артерий и уровни слияния вен. Микроскопическое строение кровеносных сосудов наиболее интенсивно изменяется в раннем детстве (от 1 года до 3 лет). В это время в стенках сосудов усиленно развивается средняя оболочка. Большое значение в положении сердца имеет положение диафрагмы, которая меняется в зависимости от фазы дыхания. В момент вдоха сердце опускается вместе с диафрагмой, при выдохе – поднимается диафрагмой. Размеры сердца зависят от размеров тела, а также от интенсивности обмена веществ.

Жизненно важная роль, которую играет сердце в организме, требует с раннего возраста принимать все меры к тому, чтобы уберечь сердце дошкольника от чрезмерных нагрузок и инфекционных заболеваний.

Литература

1. Самусев Р. П. Анатомия человека. – М.: ОНИКС Мир и Образование, 2008.

2. Сапин М. Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования – 5-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 384 с.

3. Сапин М. Р., Брыскина З. Г. Анатомия человека. – М.: Академия, 2006.

4. Федюкович Н. И., Гайнутдинов И. К. Анатомия и физиология человека: Учебник – изд. 19-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 510 с.

5. Хрипкова А. Г. Возрастная анатомия и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.

Источник

А)
Анатомия и возрастная физиология


науки, изучающие организм человека в
процессе онтогенеза, при этом
морфологические (структурные) аспекты
изучения являются предметом изучения
анатомии, а аспекты жизнедеятельности
развивающегося организма составляют
предмет изучения возрастной физиологии.

Предметом
возрастной физиологии (физиологии
развития ребенка)
как учебной
дисциплины являются особенности развития
физиологических функций, их формирования
и регуляции, жизнедеятельности организма
и механизмов его приспособления к
внешней среде на разных этапах онтогенеза.

Б)
Основные задачи возрастной физиологии,
это
:

1.
Изучение особенностей функционирования
различных органов, систем и организма
в целом;

2.
Выявление экзогенных и эндогенных
факторов, определяющих особенности
функционирования организма в различные
возрастные периоды;

3.
определение объективных критериев
возраста (возрастные нормативы);

4.
Установление закономерностей
индивидуального развития.

Или
(из презентации)

Создание
целостного представления об особенностях
строения и функционирования организма
человека на различных этапах онтогенеза
в норме и в условиях дизонтогенеза.

  • Сформировать
    понятийную и терминологическую
    анатомо-физиологическую базу для других
    дисциплин медико-биологической группы,
    дисциплин базовой и вариативной части
    учебного плана.

  • Освоить
    основной объём знаний и умений,
    необходимых для организации и проведения
    учебного процесса и коррекционной
    деятельности с учётом возрастных
    особенностей развития организма
    человека в норме и в условиях дизонтогенеза.

  • Усвоить
    навыки применения сведений об
    анатомо-физиологических особенностях
    человеческого организма в условиях
    чрезвычайных ситуаций для оказания
    первой медицинской помощи.

Читайте также:  Знаменитые высказывания о развитии ребенка

В)
Основные понятия возрастной физиологии:

Организм
— сложнейшая, иерархически (соподчиненно)
организованная система органов и
структур, обеспечивающих жизнедеятельность
и взаимодействие с окружающей средой.
Элементарной единицей организма является
клетка.
Совокупность клеток, сходных по
происхождению, строению и функций,
образует ткань.
Ткани образуют органы, выполняющие
определенные функции,
а именно специфическая деятельность
органа или системы.

Физиологическая
система


совокупность органов и тканей, связанных
общей функцией.

Функциональная
система


динамическое объединение различных
органов или их предметов, деятельность
которых направлена на достижение
определенной цели (полезного результата)

Г)
Методы исследования в анатомии и
возрастной физиологии:

Анатомия:
1.
Физиологические методы
позволяют
судить о функциональных возможностях
организма и динамике протекания тех
или иных процессов в нем. В данном методе
широко используются различные приборы,
дающие возможность количественно
регистрировать физиологические процессы
или их проявления, недоступные
непосредственному наблюдению (например,
показатели газоанализатора при изменении
потребления кислорода при дыхании,
показатели манометра при измерении
давления в кровяном русле и пр.). Данные
о функционировании головного мозга
получают с помощью электроэнцефалограммы
регистрации
электрических потенциалов, вырабатываемых
клетками мозга в процессе их
жизнедеятельности.

2.
Метод дозированных функциональных
нагрузок или проб
основан
на изменении интенсивности или
продолжительности воздействия на
организм какого-либо фактора: физической
или умственной нагрузки, изменения
положения тела в пространстве
(ортостатическая проба), температурного
воздействия, задержки дыхания и др.
Данный метод позволяет выявить
функциональные характеристики организма
и устойчивость к воздействию внешних
факторов на разных этапах развития,
особенности работы внутренних органов
в разных условиях, адаптационные
возможности организма.

Возрастная
физиология:
1.
Метод поперечного исследования
(кроссекциональный)

представляет собой одновременное
изучение тех или иных характеристик у
представителей различных возрастных
групп.

Данное
исследование позволяет вывести общие
закономерности онтогенетического
процесса. Такой метод требует стандартных
методик и аппаратуры для исследования,
позволяет провести статистическую
обработку данных и получить надежные
и доказательные результаты (в том случае,
если обследуемые возрастно-половые
группы достаточно велики и отвечают
требованиям статистической обработки).

Недостаток
данного метода состоит в том, что
исследователь никогда не может четко
определить темп изменений изучаемых
им показателей: он видит только результаты,
полученные в отдельных «точках»
возрастной шкалы, соответствующих
возрасту обследованных детей, но не
может с уверенностью судить о динамике
происходящих процессов.

2.
Метод продольного исследования
(лонгутудинального)

заключается в длительном наблюдении
за одними и теми же детьми, которых
регулярно обследуют с помощью стандартного
набора методик, дает возможность подробно
рассмотреть происходящие в организме
возрастные изменения и не требует
большой выборки (группы обследуемых
детей).

Международные
научные журналы признают группу в 5-6
человек достаточной для проведения
подобных исследований. Однако иногда
наблюдения за одним единственным
ребенком позволяют выявить весьма
важные закономерности.

Метод
продольного наблюдения очень сложен в
организации и дорог, однако эти его
недостатки с лихвой окупаются полнотой
полученной научной информации.

Д)
Взаимосвязь анатомии и возрастной
физиологии с другими естественно-научными
дисциплинами, педагогикой и психологией.

Анатомия
— наука о строении человеческого
организма — включает в себя систематическую
анатомию, изучающую отдельные системы
организма человека; топографическую
анатомию, рассматривающую пространственное
соотношение органов; динамическую
анатомию, изучающую динамику движений;
пластическую анатомию, изучающую внешние
формы и пропорции тела; возрастную
анатомию, рассматривающую строение
организма в онтогенезе.

Возрастная
анатомия тесно связана с эмбриологией
— наукой о внутриутробном развитии и
геронтологией — наукой о старении
организмов и путях продления активной
и полноценной жизни человека. При
изучении систем органов человека
анатомия использует данные наук о
строении тканей организма и образующих
их клеточных структурах во всем их
многообразии — гистологии и цитологии.

Для
исследования формирования человеческого
организма в процессе исторического
развития используются данные эволюционной
морфологии и сравнительной анатомии,
которые демонстрируют структурные
изменения живых организмов в процессе
эволюции (филогенез) и процесс становления
и развития человека в связи с развитием
общества (антропогенез). Физиология
изучает функции живого организма как
целостной системы, протекающие в нем
процессы, механизмы его жизнедеятельности.
Она включает в себя общую физиологию,
изучающую общие закономерности
функционирования живого организма;
сравнительную и эволюционную физиологию,
направленную на изучение развития живых
организмов в филогенезе; физиологию
человека, патофизиологию, описывающую
закономерности патологических
(болезненных) процессов в организме;
возрастную физиологию, рассматривающую
закономерности индивидуального развития,
функции организма и их взаимосвязь с
внешними факторами в различные возрастные
периоды.

Возрастная
физиология тесно связана с общей
физиологией и другими биологическими
науками: эмбриологией, генетикой,
анатомией, цитологией, гистологией,
биофизикой, биохимией и др. В свою
очередь, данные возрастной физиологии
имеют важное значение для развития
педиатрии и детской хирургии, геронтологии,
гигиены детей и подростков, антропологии,
возрастной психологии и педагогики. В
совокупности эти науки входят в
антропологию — обширную область научного
знания о человеке, биологических аспектах
его жизни, психическом и духовном мире,
создают предпосылки для формирования
философских и мировоззренческих позиций.
Можно выделить несколько важных областей
возрастной физиологии, без исследования
которых невозможно развитие «науки о
детстве», в том числе возрастной
психологии и педагогики.

Особого
внимания в практике воспитания и обучения
заслуживают сенситивные и критические
периоды развития ребенка, во время
которых он особенно чувствителен к
внешним воздействиям, а устойчивость
и адаптивные возможности его организма
снижены. Организация дошкольного
воспитания и учебных занятий, занятий
физической культурой, труда и отдыха
детей и подростков требует знания
функциональных возможностей детского
организма на каждом этапе его развития.
В связи с этим анатомия и возрастная
физиология необходимы для успешного
развития педагогики, психологии,
физиологии питания, труда и спорта,
гигиены и других дисциплин и являются
обязательным компонентом подготовки
специалистов, работающих с детьми и
подростками.

Соседние файлы в предмете Анатомия и физиология

  • #
  • #

Источник