Анализ развития ребенка в детском доме

Анализ развития ребенка в детском доме thumbnail

Анализ развития ребенка в детском доме

Тщательный анализ развития ребенка в детском доме позволяет наблюдать, что отстают в развитии практически все брошенные дети. Но закономерности, открытые системно-векторной психологией Юрия Бурлана, показывают, что и в полных семьях, если дети теряют ощущение защищенности и безопасности, у них наблюдаются аналогичные проблемы в поведении. Они начинают вести себя точно также, хотя ребенок и не находится в условиях детского дома.

0
4417
24 Сентября 2016 в 23:03

Автор публикации:
Виктория Винникова, педагог

Вопрос от Надежды, Москва:

«Юрий, как же тогда происходит развитие ребенка в детском доме? Ведь дети из детдома не имеют чувства защищенности и безопасности!!! Неужели ничего нельзя сделать?»

Отвечает Виктория Винникова, учитель математики:

Надежда, спасибо, что подняли непростую и для многих болезненную тему. Ваш вопрос о том, как происходит развитие ребенка в детском доме, волнует педагогов, психологов, медиков, да и просто неравнодушных людей.

У многих сердце кровью обливается, когда они только подумают о том, как же можно развиваться в таких сложнейших условиях? Какие травмы получает неокрепшая психика детей, попавших в детский дом? Возникает вопрос, как же обеспечить развитие психики ребенка детского дома, когда они лишены самого главного? Того, что никакие материальные блага не заменяют.

Ответы на эти вопросы дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая раскрывает особенности психики и условия гармоничного формирования личности даже в условиях развития и воспитания детей в детском доме.

Эта статья будет полезна всем, кто имеет отношение к развитию детей в детском доме: педагогам, психологам, воспитателям, волонтерам и даже спонсорам и меценатам.

Особенности развития детей детского дома

Педагоги и психологи проводят тщательный анализ развития психики ребенка в детском доме и выявляют некоторые закономерности. В частности, все исследователи замечают у ребенка детского дома отставание в развитии.

Когда ребенок только родился, это просто маленький комочек желаний – кушать, пить, дышать спать. Но для его развития ему необходимы основа и фундамент, которые дает материнская забота. В терминах системно-векторной психологии Юрия Бурлана это называется чувством защищенности и безопасности. Ощущение этой защищенности позволяет малышу максимально раскрыться в период развития и познания мира.

Тщательный анализ развития ребенка в детском доме позволяет наблюдать, что отстают в развитии практически все брошенные дети. Но закономерности, открытые системно-векторной психологией Юрия Бурлана, показывают, что и в полных семьях, если дети теряют ощущение защищенности и безопасности, у них наблюдаются аналогичные проблемы в поведении. Они начинают вести себя точно также, хотя ребенок и не находится в условиях детского дома.

Дети детских домов априори лишены этой важнейшей психологической составляющей, именно поэтому и происходит задержка психосексуального развития, наблюдаются сложности речевого развития и полный список других негативных проявлений у детей, хорошо знакомых педагогам, воспитателям и психологам детских домов.

Для преодоления этого отставания предлагаются варианты создания семейной атмосферы, чтобы как-то компенсировать детям отсутствие родителей. Но в большинстве случаев огромный штат педагогов, психологов, медицинских работников и волонтеров используют общие или усредненные методики для всех. А системный подход работает с врожденными особенностями развития психики детей детских домов, а у каждого ребенка они свои. Оказывается, что подходит для одного ребенка детского дома, то губительно для другого.

Кроме того, имеет популярность ложная мысль, что такие дети генетически предрасположены к наркомании, пьянству, воровству, что из таких детей вырастают социально нереализованные люди, имеющие проблемы со здоровьем.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана очень точно показывает, что это заблуждение, и при правильном системном подходе психическое развитие ребенка в детском доме происходит нормально.

Развитие ребенка в детском доме

Особенности личностного развития детей воспитанников детских домов

Все развитие ребенка идет согласно его врожденным векторам, и проявляют свои отрицательные черты дети тоже согласно своим векторам.

Именно от отсутствия чувства защищенности и безопасности дети детских домов с раннего детства начинают лгать, воровать, драться, кусаться или проявлять другие признаки девиантного поведения.

Наконец-то эти проявления точно изучены, а главное – показаны внутренние механизмы и причины возникновения таких состояний у любых детей. Это помогает сформулировать системные рекомендации для педагогов, воспитателей, психологов, чтобы вовремя скорректировать развитие ребенка детского дома.

Понимание психики ребенка детского дома

Что же делать? Какой толк заниматься развитием навыков, обучением и воспитанием, если нет тепла матери? Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает дать детям детских домов точку опоры в лице компетентных системных специалистов. Ведь важнейшая опора для ребенка детского дома – это понимание его психического склада, его врожденных талантов и способностей окружающими его взрослыми.

Любым ребенком движут его желания. А системно-векторная психология Юрия Бурлана как раз и раскрывает нам скрытые бессознательные механизмы желаний ребенка детского дома. Любой ребенок рождается с заданным набором векторов. Рассмотрим подробнее.

Индивидуальный план программа развития ребенка в детском доме

Есть от природы шустрые, подвижные, юркие, ловкие дети. Такими свойствами психики обладают ребята с кожным вектором. Внутренняя врожденная программа все их поступки пропускает через фильтры польза-выгода, добыча и экономия. А чтобы добыть и сохранить, необходимо «вертеться», именно поэтому основное бессознательное желание в кожном векторе с детских лет проявляет себя в движении, скорости, ритме.

Читайте также:  Развитие ребенка пособие по развитию речи

Таких детей лучше всего определить в спортивные секции и при этом отслеживать, чтобы их развитие шло по нарастающей.

Именно такие дети при потере чувства защищенности и безопасности начинают «добывать» конфеты, игрушки, деньги. А взрослые воспринимают это как воровство и начинают приписывать маленькому ребенку какой-то злой умысел, которого у него и не было.

От природы у него есть врожденное желание к добыче. Маленький ребенок с кожным вектором рождается вором, а развивается в спортсмена, бизнесмена, законодателя. Просто необходимо понимать все ступени его развития.

В противоположность шустрым и подвижным ребятам есть медлительные обстоятельные дети, которых ни в коем случае не надо торопить, иначе они начинают упрямиться, дуться и обижаться. В детском возрасте при потере чувства защищенности и безопасности такие ребята могут быть агрессивны, драться, кусаться. Так проявляют себя их бессознательные желания, лежащие в основе анального вектора.

Особенности развития ребенка в детском доме

Любой ребенок всегда развивается от простого к сложному – маленький воришка должен стать инженером. Если педагоги и воспитатели, волонтеры и психологи будут учитывать врожденные особенности личностного развития детей воспитанников детских домов, то негативные проявления можно снять.

Составляя индивидуальный план развития для детей в детских домах, необходимо учитывать, что развивающие методики и игры нужно подбирать в соответствии с врожденными свойствами ребенка детского дома. Малышу с кожным вектором необходимо развивать логику, навыки организатора и прививать дисциплину. А неторопливому ребенку предложить рукоделие, чтение и помощь в обучении младших. Так мы задаем позитивное направление развития, вкус радости от использования своих талантов на пользу другим.

Развитие детей детских домах

Очень легко идти за врожденными талантами детей, предлагать им новые задания. Например, задумчивых ребятишек со звуковым вектором можно научить играть в шахматы и предоставить им для этого свой уголок, где они будут находиться в тишине и покое.

А эмоциональным детям со зрительным вектором необходимо дать возможность выражать свои чувства на сцене (песни, танец, спектакли). Так талант и способности каждого будут развиваться, что особенно важно для детей детских домов.

Более того, взрослые, работающие с детьми детских домов, сами будут испытывать невероятное наслаждение от своей работы, потому что результаты их усилий будут предсказуемы, а методы педагогического воздействия точны. Задача педагогов помочь раскрыться этим врожденным талантам и направить их в позитивное русло развития.

Воспитание и развитие детей в детском доме

Сам по себе индивидуальный план развития ребенка в детском доме в соответствии с системным подходом – это уже очень многое. Ведь ребенок детского дома ощущает себя понятым, «правильным», нужным, а значит, снизит необходимость привлекать внимание деструктивным поведением.

Нельзя не отметить достижения советской педагогики: «Педагогическую поэму» Макаренко и «Республику Шкид». Их гениальные находки полностью подтверждаются новейшими исследованиями системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Действительно, когда ребенок теряет ощущение защищенности, он пытается выжить, подчиняясь инстинктам. Так, бессознательно ребята естественным образом сбиваются в стайки. При этом если нет направляющего руководства педагогов, эти стайки действительно могут превратиться в шайки.

Но стоит только появиться хорошему воспитателю, как эта стайка правильным образом самоорганизуется, формируется настоящий детский коллектив по взрослому типу. Таким образом дети детского дома формируют позитивный опыт взаимодействия с другими, который вынесут во взрослую жизнь.

Когда это происходит через сюжетно-ролевые игры, где педагогами задается высокий нравственный ориентир, то естественным образом происходит формирование коллективного чувства защищенности и безопасности, что и способствует гармоничному формированию каждой личности.

Все усилия педагогов, психологов, волонтеров и помощников детских домов должны быть направлены на создание этой атмосферы, которая может обеспечить ребенку чувство защищенности и безопасности и способствовать его социализации.

Естественно, такому ребенку будет легче находить место и в любом другом коллективе. Конечно же, свои особенности в любом случае будут, но свести риски к минимуму поможет именно этот шаг.

Даем точку опоры следующему поколению!

В детских домах работают неравнодушные люди, энтузиасты своего дела. Педагоги и психологи переживают и болеют душой за каждого ребенка.

Системно-векторная психология – это уникальный инструмент в руках педагогов и психологов. Он позволяет избегать экспериментов над детьми воспитательными методиками. Не стОит надеяться на лучшее в отношении ребенка детского дома или сочинять в своей голове какой-то вариант счастья для него. Необходимо точно знать, что конкретно этому ребенку из детского дома нужно для наилучшего развития и последующей адаптации ко взрослой жизни.

У нас появляется точное понимание всего диапазона его развития. И, соответственно, взрослые точно видят весь возможный потенциал талантов и способностей, заданный ребенку детского дома от рождения.

Читайте также:  Курсовая по психологии роль взрослого в развитии ребенка

Учитывая индивидуальные особенности личностного развития детей воспитанников детских домов, с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно добиться устойчивых результатов и успешной адаптации воспитанников детских домов к жизни в социуме.

Узнайте больше об особенностях современного поколения детей, о воспитании ребенка в семье и коллективе на бесплатных онлайн-тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.

Автор публикации:
Виктория Винникова, педагог

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник

Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Хуры тын»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ___________Ф.К. Тменов

Программа

«Индивидуальное развитие личности воспитанника детского дома»

Автор: Дохина Татьяна Зафаровна .

Воспитатель высшей квалификационной категории ; Почетный работник

Рассчитана на воспитанников 10-15 лет;

Срок реализации: 2015-2017г.г.

Владикавказ 2015

Ребенок-существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.

(Корчак)

Пояснительная записка.

Забота о детях – сиротах является главной нравственной задачей. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, должен стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути. Необходимо подготовить его к преодолению трудностей социализации. Для полноценного личностного роста ребенку недостаточно лишь групповых занятий – бесед, диспутов, игр и т.п.

Он часто нуждается в индивидуальном внимании взрослого, внимании, которое уделяется персонально ему и некому более. Поговорить о своих чувствах, мечтах, замыслах, жизненных затруднениях. И если воспитатель является для подростка значимым, авторитетным, он сможет оказать воспитаннику не малую помощь.

Целью данной программы является создание благоприятных условий для комплексного развития детей – сирот.

Учитывая индивидуально-психологические, особенности каждого воспитанника, помогаю развивать в детях принцип самоутверждения, формирования личности – «Я – концепции».

В работе использую работу с «Портфолио». Ребята вносят в эту книгу свои достижения: учебные, творческие, спортивные, физические изменения, заметные изменения в личностных качествах или яркие, неординарные, благородные поступки. Это своего рода «Книга откровений».

Таким образом, актуальность обусловлена потребностью образовательного учреждения, направленной на индивидуальное развитие и коррекцию проблем детей-сирот.

  1. Обоснования создания индивидуальной Программы развития.

Практические и научные исследование, проведенные учеными, свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору жизненного пути, отличаются не приспособленностью к самостоятельной жизни.

Дети-сироты … Дети, растущие в детском доме… Почти все они попали в детский дом из неблагополучных семей.

Анализ и педагогический, и психологический показывает, что многие из них относятся к детям «группы риска», трудным.

Обычно они замкнуты, порой совершенно необщительны, не отличаются искренностью. Бывают склонны ко лжи, часто к воровству. Отмечается какое-то равнодушие ко всему, что их окружает. Недобросовестно и с ленцой относятся к учебному труду, к правилам поведения в группе, в детском доме, в школе. Отстают от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии. Многие успели обозлиться на жизнь, на людей, на любые обстоятельства.

Работать с теми, кто оказался волею судьбы в детском доме, не очень легко.

Часто они прошли через такие условия, через такую «грязь», что мы, прожившие немалую жизнь, представить не можем. Да, приходят не лучшие, и с каждым годом мы в этом убеждаемся.

Задача воспитателя, прежде всего- воспитание гражданских качеств.

Для этого сегодня необходимо задаться целью, как ориентировать личность на социальную и бытовую подготовку, научить трудиться умственно и физически. Иначе вся работа пойдет впустую.

Социально- бытовая ориентированность — понятие сложное, но можно в какой -то степени определить и задачи, и содержание этого раздела в нашей работе.

Для этого необходимо использовать все имеющиеся в детском доме, в общеобразовательной школе, в методике, в педагогике, в психологии ресурсы. Кратко об этих задачах (целях):

  • воспитание творчески активной личности, моральной устойчивости, нравственной зрелости;

  • научить и помочь узнать свои права и обязанности;

  • добиться политической, правовой и экономической грамотности;

  • формировать культуру, умение ценить ум, уважать таланты, воспитывать художественный вкус, чувство красоты, понимание искусства, развивать речевую культуру;

  • умение смотреть в будущее, воспитывать трудолюбие, ответственность. Можно их перечислять очень долго. Но в первую очередь мы должны

научить детей быть ответственными за свои действия, поступки перед обществом, перед окружающими.

Учитывая сложный процесс социального становления и развития воспитанника, овладения им опытом социальных действий, усвоения социальных норм общения, формирования образа собственного «Я» создана Программа развития личности.

В основе Программы индивидуального развития лежат следующие принципы:

Принцип гуманизации — ориентация педагога на развитие и саморазвитие воспитанника, признание его самоценности, создание условий для его коррекции и развития.

Принцип открытости — позволяет включить в процесс оказания помощи и поддержки новых участников социально-воспитательного процесса, от которых зависит успешная социализация ребенка, его защищенность, благополучие.

Читайте также:  Развитие ребенка в 2года 3месяца

Принцип «На стороне ребенка» — решение каждой проблемной ситуации с максимальной пользой для воспитанника, следуя из его интересов.

Принцип непрерывности сопровождения. Воспитаннику гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Педагог прекращает индивидуальную работу только тогда, когда проблема будет решена, или тенденция решения будет очевидна.

Принцип мулътидисциплинарности сопровождения. Данный принцип предполагает мониторинг развития и оценку благополучия ребенка, усиление диагностической функции воспитателей, как специалистов постоянно сопровождающих ребенка.

Принцип индивидуального подхода.

Принцип доступности обучения и развития. Предполагает подбор и распределение материала исходя из индивидуальных особенностей воспитанника.

Цель — Формирование самосознания и самооценки воспитанника, для позитивного взаимодействия с людьми, успешного процесса обучения в школе, умения ориентироваться в окружающем мире, а также умения принимать решения и отвечать за свои поступки.

Цель: организация комплексного медико-психолого- педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение активности реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Срок проведения — сентябрь, октябрь 2015.На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование, собеседование). По результатам работы выявляются основные проблемы в личностном развитии воспитанника.

Беседы с воспитанником о школе (отношения с учителями, со сверстниками, любимые предметы).

Обучение навыкам саморегуляции.

Развитие умения концентрировать внимание на деталях, отвлечение от посторонних раздражителей (например, звуков) и сосредоточиться на каком-нибудь одном занятии

  • Настольно-печатные, конструктивные игры, направленные на формирование усидчивости

  • Игры для развития тактильного взаимодействия.

  • Наблюдение за поведением воспитанника в группе, отношениями со сверстниками, выполнением домашних заданий.

  1. этап — организационно-деятельностный.

Цель: анализ полученных в ходе диагностического этапа результатов и составление индивидуальной программы развития воспитанника.

На основании анализа результатов, полученных в ходе наблюдений и диагностик, были выявлены основные проблемы в личностном развитии:

  • трудности в школьном обучении

  • память

  • низкая мотивация обучения

  • трудности в межличностном общении со сверстниками

  • не сформированы волевые усилия личности (усидчивость, не может довести начатое дело до конца, сложность в отвлечении от посторонних раздражителей)

  • эмоциональная неуравновешенность

Исходя из выявленных проблем составлена Индивидуальная

Программа развития для воспитанника 2015-2016 учебный год.

Данная программа разбита на блоки, каждый блок имеет свои цели и задачи. Работа по всем блокам ведётся параллельно.

  1. этап — коррекционно-развивающий.

Цель: реализация индивидуальной программы развития.

Срок проведения — февраль 2015 — февраль 2017 год

Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:

  • индивидуальная;

  • парная;

  • подгрупповая.

Формы коррекционно-развивающей работы

  • беседы

  • практическая работа

  • моделирование ситуаций, в которых испытывает затруднения

  • ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение

  • практические упражнения

  • дидактические игры

  • настольно-печатные игры

  • конструктивные игры

  • пальчиковые игры

  • подвижные игры с использованием сдерживающих моментов

  • анализ художественных текстов

  • творческие задания

  • просмотр видеосюжетов

IV. Блок обобщающий.

Раздел I. «Я учусь»,«Мои перспективы» , «Мои перспективы»;

Раздел II. «Я читаю», «Мои перспективы», «Мои достижения»;

Раздел III. «Межличностное общение»;

Развитие коммуникативных навыков Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми. Отработка навыков вербального взаимодействия с детьми, навыков энструктивного общения. Формирование знаний разных способов общения; навыков речевого обращения в различных ситуациях; умение использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб; умение вести диалог, беседу.

Развитие навыков взаимодействия с другим человеком, слышать его, осознавать правила поведения. Выработка адекватного способа общения, который впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь. Формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения. Формировать умение переключать внимание на другой вид деятельности, контролировать свои эмоции и поведение. Моделирование различных ситуаций, в которых испытывает затруднения. Ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение.

Обучение способам выражения своих чувств, одобряемых способов достижения желаемого, формирование навыков самоконтроля. Коммуникативное поведение Формировать умение участвовать в совместных играх без создания конфликтных ситуаций, сдерживать свои эмоции. Показать варианты выхода из конфликтных ситуаций. Формирование знаний о том, что такое конфликт и как его можно избежать; знания и умения следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в магазине, в транспорте, в больнице и т.п. Формирование знаний и умений, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку.

  • Культура поведения.

  • Вежливое общение.

  • Скажи мне, кто твой друг? Умение выбирать друзей.

  • Манера поведения.

  • Правила детского общежития.

  • Самооценка поступков.

  • Организация совместной деятельности.

  • Общение или одиночество: что лучше?

  • Неадекватное общение. Ненормативная лексика.

  • Ответственность за неадекватное поведение в общественном месте

  • Умение разделить переживание с другим человеком.

  • Умей выбирать друзей.

  • Общение подростков и детей младшего возраста.

  • От чего зависит настроение.

  • Учимся справляться с гневом.

  • Ссора.

  • Как справиться с упрямством.

  • Учимся понимать чувства других людей.

  • Учимся доброжелательности.

  • Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации.

  • Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации.

  • Поступки добрые и злые.

  • Умеем общаться

  • Вглядись в себя — сравни с другим

  • Помоги понять себя.

Источник