Анализ программа социального развития ребенка я человек

Анжела Булдакова
Анализ общеобразовательной программы «Я — человек»

Цель программы— дать педагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представления об окружающем мире, представление о себе как представителе человеческого рода; о людях живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях.

Программа направлена на формирование у ребенка мировоззрения — своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.

Данная программа построена на следующих концептуальных положениях:

1. Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста находится в тесном единстве, оно взаимообусловлено, способствует развитию воображения, а также простейших форм логического и абстрактного мышления, формированию самосознания и самооценки, социальных чувств.

2. Творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.

3. Стержневым понятием программы являются знания — о человеке. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания.

Авторы указывают, что дошкольник, конечно, еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И, став школьником, сможет более осознанно воспринимать и понимать события, явления, факты социальной действительности.

4. В программе идет отбор материала между высшим и низшим порогами информативности.

Авторы считают, что необходимо не только сообщать детям знания, но и вызвать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям; способствовать развитию социальных эмоций и чувств. Поэтому в программе отобраны эмоционально близкие ребенку факты и явления.

Процесс познания социальной действительности, по мнению авторов, должен находить выражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность (становиться содержанием игр, изобразительной деятельности, побуждать к положительным нравственным поступкам).

5. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир.

Скорость и глубина познания очень индивидуальны и лишь частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, от пола ребенка, от особенностей эмоциональной и познавательной сфер. Основное содержание программы рассчитано на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. По отдельным разделам можно начинать работу и с более младшими детьми (например, по разделам «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек — творец»). Реализуя программу, авторы рекомендуют учитывать психологические особенности возраста и уровень развития конкретного ребенка.

В методических и наглядных пособиях к программе даются рекомендации о возможности использования их в работе с детьми разного возраста. Познавательный материал по всем разделам можно давать детям в сокращенном виде, но детям, которые проявили особый интерес и понимание можно, давать эту информацию полностью.

Особое внимание уделяется организации и стилю воспитательной работы, так как именно он этот стиль служит базой и условием эффективности предлагаемой программы.

Воспитательная работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, был уверен в том, что его любят.

Дошкольник должен иметь представления о своих правах и обязанностях, должен овладевать нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимать их целесообразность и необходимость.

Программа «Я — Человек» включает четыре больших раздела:

1 раздел- «Что я знаю о себе».

2 раздел- «Кто такие взрослые люди».

3 раздел- «Человек-творец».

4 раздел- «Земля — наш общий дом».

Цель первого раздела — «Что я знаю о себе» — формировать у ребенка представления о своей принадлежности к человеческому роду. Воспитывать уверенность в себе, умение анализировать свои поступки, чувства, мысли. Бережно относиться к своей семье, своему роду, друзьям, другим людям, животным.

Цель раздела второго раздела- «Кто такие взрослые люди» — поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности.

Познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей. Воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Цель третьего раздела — «Человек-творец»-привлечь внимание к значимости творческого начала в личности человека. Воспитывать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.

Цель четвертого раздела — «Земля — наш общий дом» — воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране. Воспитывать чувства

гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли.

Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание:

1. «Что я знаю о себе»

— мой организм;

— мои чувства;

— мои мысли;

— мои поступки;

— мои умения,

— моя семья, моя родословная,

— как мы живем в детском саду.

2. «Кто такие взрослые люди»

— дети и взрослые;

— зачем и как работают взрослые люди;

— зачем и как люди отдыхают.

3. «Человек -творец»

— предметы рукотворного мира;

— человек создает технику;

— живая, неживая природа и человек;

— материалы, созданные человеком;

— человек — художник.

4. «Земля-наш общий дом»

— что такое Земля;

— какие люди живут на Земле;

— как люди заселили Землю;

— твоя страна, твой народ

Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый раздел имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.

Одним из условий реализации программы авторы считают естественное «вхождение» в целостный педагогический процесс, который выстраивается по принципу выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей. Такие цели реализуются на фоне определенного познавательного материала, содержание которого воспитатель черпает из данной программы.

Авторы предлагают еженедельно проводить следующие виды занятий:

1. Познавательные эвристические беседы.

2. Чтение художественной литературы.

Читайте также:  Развитие ребенка при курящем отце

3. Изобразительная и конструктивная деятельность.

4. Экспериментирование и опыты.

5. Музыка.

Особое внимание предлагается обратить на игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные, наблюдения, упражнения, трудовую деятельность, индивидуальные беседы, праздники и развлечения.

Для наиболее эффективной реализации программы авторы рекомендуют следующие советы;

— не усложнять программу, информация для детей должна быть проста и понятна, без научных терминов, но научно достоверна;

— никогда не принуждать ребенка к разговору. Беседовать с ним необходимо тогда, когда ребенок хочет разговаривать с вами на данную тему;

— не спешить с ответом на ваш вопрос или вопрос ребенка.

В программе представлены требования к уровню усвоения всех вышеперечисленных разделов. Также предлагаются рекомендации родителям, воспитателю дошкольного учреждения и учителю начальных классов для знакомства с данной программой.

Программа «Я — Человек» имеет методические комплекты состоящие из рабочих тетрадей для детей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.

Источник

РАБОТАЕМ ПО ПРОГРАММЕ

(Программа социального развития ребенка)

Программа «Я — человек», С.А.Козловой,  направлена на то, чтобы помочь ребенку познать себя, окружающих его людей, свой город, свою страну, свою планету, т.е. познать социальный мир и себя в нем. Она позволит приоткрыть тайны функционирования человеческого организма, узнать об открытиях и изобретениях, о труде и отдыхе людей, о том, как велика наша планета, как появились люди на земле, как они живут сейчас, программа познакомит детей с их правами и обязанностями.

Цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям и культуре, что предусмотрено программой, поможет развить в ребенке его творческий потенциал.

Знания о Человеке помогут развить в нем внимание к себе, понимание своей сущности. А постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли, что впоследствии поможет ему более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности.

Решить весь этот комплекс задач под силу педагогам совместно с родителями.

Программа включает четыре раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый из разделов имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную ценность и цель.

РАЗДЕЛ  I.

«ЧТО  Я  ЗНАЮ  О  СЕБЕ»

Цель раздела– обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, на свои возможности и способности, научить оценивать и ценить себя, создать предпосылки к самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье; на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям, животным.

Этот раздел имеет следующие подразделы: Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.

РАЗДЕЛ  II.

«КТО  ТАКИЕ  ВЗРОСЛЫЕ  ЛЮДИ»

Цель раздела– поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызвать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность; познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Подразделы: Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые люди. Зачем и как люди отдыхают.

РАЗДЕЛ  III.

«ЧЕЛОВЕК  —  ТВОРЕЦ»

Цель раздела – привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека; воспитывать у ребенка познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.

Подразделы: Предметы рукотворного мира. Материалы, созданные человеком. Человек создает технику. Живая, неживая природа и человек. Человек – художник.

РАЗДЕЛ  IV.

«ЗЕМЛЯ  —  НАШ  ОБЩИЙ  ДОМ»

Цель раздела – воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли, своей страны.

Подразделы: Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ, твоя республика, твой город.

Источник

Стержнем программы ‘Я — человек’ являются знания о Человеке. Именно они позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания.

Автор программы: С.А. Козлова
Цели программы:

  • помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности;
  • на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.

Назначение программы — способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. Ребенок, став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности, научится анализировать их.

Структурно-содержательная характеристика

«Я — человек» — программа приобщения ребенка к социальному миру. Она включает четыре больших раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, воспитательно-образовательную ценность и цель. Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание.

«Что я знаю о себе». Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.

Читайте также:  Скачать индивидуальный маршрут развития ребенка образец

«Кто такие взрослые». Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые. Зачем и как люди отдыхают.

«Человек-творец». Предметы рукотворного мира. Человек создает технику. Материалы, созданные человеком. Живая, неживая природа и человек. Человек-художник.

«Земля — наш общий дом». Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ.

Информативная часть программы усваивается детьми легче, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным и проблемным методам. В повседневной жизни следует обратить внимание на игры, наблюдения, упражнения, трудовую деятельность, индивидуальные беседы, праздники, развлечения.

Концептуальные положения, на которых построена программа, следующие:

  • интеллектуальное и нравственное развитие ребенка происходит в тесном единстве;
  • творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах.

Содержание программы построено на доступных для понимания дошкольника сведениях из разных областей культуры: истории, религии, географии, астрономии, автономии.

При разработке принципов формирования конкретных знаний учитывалось, что знания о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам. Каждая из составляющих обозначенного триединства имеет свою специфику. Слишком сложные знания становятся барьером к их восприятию. В программу включены знания, находящиеся между высшим и низшим порогами информативности, эмоционально близкие ребенку факты и явления, которые могут быть отражены в разнообразной детской деятельности. Игра, художественная деятельность детей наполняются содержанием знаний об окружающем, взаимоотношениях людей, их отношении друг к другу, событиям и фактам.

Учебно-методическое обеспечение

Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить основой технологии реализации программы «Я — человек».

Результаты апробации программы

Программа может быть использована как парциальная и в сочетании с другими программами по общему развитию ребенка. Она будет полезна и учителям начальных классов для занятий с детьми в группе продленного дня, и родителям для занятий с детьми, которых интересует окружающий мир.

Программа «Я — человек» апробирована в практике работы воспитателей дошкольных учреждений городов — Москвы, Саранска, Тольятти, Шадринска и др.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.

Источник

                                                                              Машкеева Вера Анатольевна

            старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69»

ЭМР Саратовской области

Программа социального развития

 «Я – человек»Раздел 1 : «Что я знаю о себе» и требования к усвоению раздела (старший дошкольный возраст)Цель раздела — формировать у ребенка представления о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе, умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относиться к своей семье, друзьям, другим людям, животным.
Старшая группаЯ — человек и похож на всех людей, так как у меня, как и у всех, есть руки, ноги, туловище. Руки и ноги у меня сгибаются, у и это очень удобно. У меня есть кисти рук, пальцы, на пальцах рук и ног — ногти. На голове — волосы. Я отличаюсь от всех. У меня темные волосы, а у Вити светлые; у меня глаза карие, а у Лизы — голубые. Каждый человек и похож на всех, и не похож.Еще у меня, как и у всех людей, есть желудок и легкие. Это внутренние органы, их не видно, но я их чувствую. Это очень важные органы: желудок нужен, чтобы перерабатывать пищу, которую я ем; желудку помогают перерабатывать пищу мои зубы, их нужно беречь, меньше есть сладкое; легкие нужны, чтобы дышать; если вдыхать очень холодный воздух — можно заболеть.

Мои чувства
Я умею радоваться, грустить. Я могу по-разному выражать свои чувства. Но я знаю, что я человек, и поэтому умею управлять своими чувствами: могу сдержаться и не заплакать, могу не капризничать, могу не засмеяться, если даже очень смешно. Это очень трудно — управлять собой, но я учусь этому, Я понимаю, когда другие люди радуются или грустят. Мне об этом рассказывают их глаза, руки, речь, Я могу понять, когда моя собака радуется или грустит.Мои мысли
Я — человек и поэтому умею думать и рассказывать, о чем я думаю, Мысли есть у каждого человека, значит, они бывают мои и чужие. Чужие мысли могут быть совсем не такими, как мои, но я не сержусь на человека, если он думает не так, как я. Я люблю познавать новое, поэтому я всегда спрашиваю взрослых о том, что мне не известно, но хочется узнать. Мне нравится самому догадываться о том, чего я раньше не знал, Я люблю придумывать загадки, сказки, сочинять стихи.Мои поступки
Поступки бывают хорошие и плохие. Когда я помогаю малышам, старшим, родителям — это хорошие поступки. Когда я обижаю кого-то или не слушаюсь — это плохие поступки. Я стараюсь не делать ничего плохого.

 Мои умения

Я уже многое умею делать. Но многого еще не умею. Я научусь обязательно читать, решать задачи, прыгать на одной ножке, быстро бегать, Еше многому я могу научиться, ведь я человек.

 Моя семья, моя родословная
Мы — это моя семья: папа, мама, брат и я. Это наша маленькая семья. У нас есть и большая семья: бабушки, дедушки, тети и дяди. Тетя — это сестра мамы (папы), дядя — это брат папы (мамы). Я им племянник (племянница), Они живут в других домах и даже в других городах, но все равно они наша родня. Мы иногда ездим к ним в гости, а иногда они приезжают к нам. Мы поздравляем их с праздниками, с днем рождения, И они нас поздравляют. Мы все любим друг друга и стараемся заботиться друг о друге

Читайте также:  Роль социальной среды в развитии личности ребенка

Как мы живем в детском саду
В детском саду у меня много друзей, но есть один самый верный друг, Мы с ним живем рядом, а в детском саду сидим за одним столом во время занятий и во время еды, Все дети в нашей группе живут по правилам, которые мы сами установили: Не драться; Помогать друг другу; Быть веселыми; Беречь вещи, игрушки, растения; Заниматься интересными дедами и другие. Все эти правила мы обсудили и договорились их всегда выполнять, так как они помогают нам жить дружно и интересно.Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Есть люди, которые лишены каких-то органов чувств: если у человека не видят глаза, его называют слепым, если не слышат уши — глухим. Таким людям очень тяжело жить, поэтому мы должны им помогать и сочувствовать. Многие из этих людей научились ходить по улице с палочкой или с собакой-поводырем, научились слушать музыку спиной, они умеют есть самостоятельно и себя обслуживать — это очень сильные люди, и поэтому нужно относиться к ним с уважением,У меня есть внешние и внутренние органы чувств, которые помогают мне жить и узнавать много интересного, Есть у меня два очень важных внутренних органа — сердце и мозг, Сердце нужно для того, чтобы, как моторчик, «гонять» по всему телу кровь — питать мой организм. Если я очень быстро или долго бегаю, то могу услышать, как бьется мое сердце. Мозг — очень важный орган, Он находится в голове и управляет всем моим организмом. Я хочу взять предмет, и мозг приказывает руке: «протянись и возьми вещь*. Мозг — мой самый главный помощник.
Мои органы похожи и в то же время не похожи на подобные органы у животных. Одни животные видят значительно лучше человека, Другие слышат звуки, которые человеческое ухо не улавливает. Но человек придумал много разных приборов, которые помогают ему слышать и видеть, как животные, и даже лучше.

Мои чувства
Я умею управлять моими чувствами, Я даже иногда умею их скрывать, если я знаю, что они могут обидеть кого-то, Я понимаю, когда другие люди радуются или грустят. Мне об этом рассказывают их глаза, руки, речь, Мои глаза, руки и даже ноги тоже умеют рассказывать о моем настроении, Я учу их рассказывать без слов о радости, о том, что я думаю, что сделал или хочу сделать. Это очень интересно. Но все, что я чувствую, я могу рассказать и словами, потому что я человек и умею говорить.Мои мысли
Я умею и люблю думать, люблю узнавать новое. Чтобы много знать, нужно внимательно наблюдать, запоминать, повторять. Я учу себя думать, прежде чем что-то сказать вслух или сделать. Я многого еще не знаю, но если буду учиться — узнаю. Мне нравятся люди, которые много знают, делают открытия, что-то изобретают, придумывают то, чего не было раньше. Таких людей называют учеными, изобретателями. Я хочу быть на них похожим.Мои поступки
Поступки — это то, что я делаю по отношению к другим людям, животным. Поступки бывают хорошие и плохие. Я стараюсь совершать хорошие поступки. Но иногда я поступаю плохо: капризничаю, жадничаю, обижаю кого-то. Потом, думая о таком поступке, я стыжусь и стараюсь исправиться. У меня не всегда это получается, но я обязательно научусь. Мои умения
Я уже многое умею делать сам: одеваться, есть, умываться, рисовать, прыгать, бегать, играть в мяч… Но многого еще не умею. Я не умею собрать из конструктора машину, не умею хорошо мыть посуду, не умею красиво писать… Но всему можно научиться, и я научусь, ведь я человек. Моя семья, моя родословная
Наша семья — мама, папа и я — живет в квартире, а квартира находится в большом доме на третьем этаже. Наш дом находится на улице… (название улицы) в городе Москве (Саранске, Анапе и др). А наши родственники живут и в нашем городе, и в других городах и даже странах. Это наш большой род. Мы все в нашем роду немного похожи друг на друга. Я похож на папу и бабушку, сестра — на маму. У меня такие же глаза, как были у бабушки в молодости. У нас есть семейный альбом, мы иногда его рассматриваем. Я люблю свой род и хочу быть похожим на своих родственников.Как мы живем в детском саду 
Я дружу со всеми детьми нашей группы, но с Мишей и Костей особенно. Это мои верные друзья. Мы вместе играем, смотрим, читаем книги, катаемся на велосипеде… У нас в группе (классе) есть свой «Свод законов», по которому мы все живем. Это такие правила, которые мы сами себе установили и поэтому сами их и выполняем. Хорошо, что есть такие правила, потому что нас много и нужно, чтобы все выполняли какие-то правила. Например, правило не обижать друг друга — очень хорошее правило. Или — помогать друг другу. И это правило помогает нам в том, что мы живем дружно. Мы договорились, что каждый ребенок в группе (классе) должен обязательно выполнять все правила, которые мы придумали.

Источник