Анализ программ доу речевого развития ребенка

Анализ программ доу речевого развития ребенка thumbnail

Образовательная
программа дошкольного образовательного
учреждения разрабатывается в соответствии
с требованиями основных нормативных
документов: Закона Российской Федерации
«Об образовании» и Типового положения
о дошкольном образовательном учреждении,
в соответствии с временными государственными
стандартами в области дошкольного
воспитания и образования и является
обязательным нормативным документом,
разрабатываемым и реализуемым, согласно
п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании»,
«каждым образовательным учреждением
самостоятельно».

По
мнению М.Ю. Авдеева образовательная
программа дошкольного образовательного
учреждения является одним из основных
нормативных документов, регламентирующих
его жизнедеятельность. Она наряду с
Уставом служит основой для лицензирования,
аттестации, аккредитации, изменения
бюджетного финансирования, организации
платных образовательных услуг в
соответствии с социальным заказом
родителей (законных представителей)
[1].

И.И. Каменина
утверждает, что современные программы
классифицируются на вариативные и
альтернативные; базовые, федеральные,
региональные, муниципальные; основные
и дополнительные; примерные; комплексные
и парциальные программы. Вариативные
программы могут быть основными и
дополнительными [16].

По
мнению
Т.И.
Антонова: «Программа должна обладать
двумя трудносоединимыми качествами.
Во-первых, она должна быть построена на
какой-то системе, которая ведет ребенка
к определенной цели, каждый год делая
определенные шаги по пути движения к
этой цели. Эта программа должна быть
сходной со школьной программой в том
смысле, что она должна быть и программой
единого систематического цикла
общеобразовательной работы. Вместе с
тем эта программа должна быть и программой
самого ребенка, т.е. она должна быть
преподнесена ребенку в той последовательности,
которая отвечает и эмоциональным
интересам ребенка и особенности его
мышления, связанного с общими
представлениями [15].

Т.Н. Доронова
указывает на то, что в содержание основной
программы включены все основные
направления развития личности ребенка:
физическое, познавательно–речевое,
социально–личностное,
художественно–эстетическое. Такая
программа содействует формированию
разносторонних способностей ребенка:
умственных, коммуникативных, регуляторных,
двигательных, творческих. Помогает
становлению специфических видов детской
деятельности (предметной, игровой,
театрализованной, изобразительной,
музыкальной, конструирования) [7].

По
мнению Т.Ф. Ефремовой основная
программа отвечает требованиям
комплексности и определяет весь спектр
общеразвивающих (в том числе коррекционных)
задач, содержательных аспектов
образовательной деятельности ДОУ в
рамках реализации основных образовательных
услуг [9].

Таким
образом, вариативность программного
обеспечениядошкольного образованияпомогает
обеспечить развитие индивидуальности
ребенка, учесть образовательные запросы
каждой семьи, уровень и направленность
работы ДОУ, способствовать развитию
инициативы и творчества педагогов.

В
дошкольных образовательных учреждениях
реализуются вариативные программы
«Истоки», «Детство», «Программа
развития речи детей дошкольного
возраста»,
«Программа воспитания, обучения и
развития в детском саду».

Программа
«Детство»

– результат деятельности научного
коллектива РГПУ им. А.И. Герцена. Как
отмечают авторы программы Н.А. Ноткина,
Т.И. Бабаева [2], это программа с ярко
выраженной гуманистической направленностью.
Развитие ребенка понимается как процесс
самодвижения, возникновения и преодоления
внутренних трудностей. Авторы программы
исходят из того, что характер детской
деятельности и особенности взаимоотношений
детей с окружающими обусловливают
естественное возникновение и вызревание
перспективных психологических
новообразований в познавательной
мотивационно-эмоциональной сферах.
Накопление ребенком ценного опыта
познания, деятельности, творчества,
постижение своих возможностей,
самопознание способствуют раскрытию
богатейшего возрастного потенциала
дошкольников.

Главные
направления в развитии речи детей
старшего дошкольного возраста:

  • Содержательность
    и связность речи (диалога и монолога);

  • Развитие
    речевого творчества, выразительности
    речи;

  • Развитие
    индивидуальных способностей к речевой
    деятельности;

  • Подготовка
    к обучению чтению.

Основные
направления программы по развитию
связной речи: обсуждать проблемы
взаимоотношений, нравственные стороны
поступков людей, давать аргументированные
оценки. Участвовать в коллективных
разговорах, использовать принятые нормы
вежливого речевого общения (внимательно
слушать собеседника, правильно задавать
вопрос, строить свое высказывание кратко
или распространенно, ориентируясь на
задачу общения). Разрешать споры и
конфликты в соответствии с правилами
общения (аргументированно исправлять
ошибочные суждения сверстников, не
ущемляя их достоинства). Знать способы
установления речевых контактов со
взрослыми и детьми (обращаться по имени,
имени и отчеству, вежливо выражать
просьбу, извиняться, благодарить за
услугу, говорить спокойным, дружелюбным
тоном).

Главной
задачей развития связной речи детей
старшего дошкольного возраста является
совершенствование монологической речи.

Дети
овладевают умениями:

  • пересказывать
    литературные произведения самостоятельно,
    правильно передавая идею и содержание,
    выразительно воспроизводя диалоги
    действующих лиц;

  • понимать
    и запоминать авторские средства
    выразительности, использовать их в
    собственном пересказе, замечать в
    рассказах сверстников;

  • пересказывать
    произведение близко к тексту, по ролям,
    по частям, от лица литературного героя;

  • в
    описательных рассказах о предметах,
    объектах и явлениях природы точно и
    правильно подбирать слова, характеризующие
    особенности предметов; с помощью
    взрослого находить существенныепризнакипредметов,
    устанавливать иерархию признаков,
    определять и воспроизводить логику
    описательного рассказа; использовать
    разнообразные средства выразительности,
    в том числе и языковые (метафоры,
    сравнения, эпитеты, олицетворения);

  • сочинять
    сюжетные рассказы по картине, из опыта,
    по игрушкам; с помощью воспитателя
    строить свой рассказ в соответствии с
    требованиями к структуре сюжетного
    повествования: экспозиция (обрисовка
    действующих лиц, времени и места
    действия), завязка (причина события),
    развитие событий и кульминация (момент
    наивысшего напряжения), развязка
    (окончание);

  • различать
    литературные жанры: сказка, рассказ,
    загадка, пословица, стихотворение;

  • в
    составленном повествовании отражать
    характерные особенности жанра; придумывая
    сказки, пользоваться свойственными
    жанру средствами выразительности и
    знаниями об особенностях сюжета (зачин
    и окончание сказки, присказка, троекратные
    повторы, победа добра над злом, волшебные
    предметы, герои, превращения);

  • проявлять
    интерес к самостоятельному сочинению,
    создавать разнообразные виды творческих
    рассказов (в старшей группе – придумывание
    продолжения и конца к рассказу, рассказы
    по аналогии, рассказы по плану воспитателя,
    по модели; в подготовительной группе
    – рассказы, сказки на тему, предложенную
    воспитателем, моделирование рассказа,
    придумывание диафильмов, рассказы по
    «кляксографии», по пословицам);

  • в
    творческих рассказах проявлять
    индивидуальные способности к творческой
    речевой деятельности;

  • уметь
    внимательно выслушивать рассказы
    сверстников, помогать им в случае
    затруднений, замечать речевые и
    логические ошибки и доброжелательно,
    конструктивно исправлять их.

Программа
«Истоки»

разработана авторским коллективом –
научных сотрудников центра «Дошкольное
детство» им. А.В. Запорожца: Л.
А. Парамоновой,
А.Н. Давидчук,
С.Л. Новоселовой, К.В. Тарасовой,
Л.Ф. Обуховой,
Т.И. Алиевой [15]. 3адачи
развития ребенка в деятельности
представлены по четырем основным линиям:
социального,
познавательного, эстетического и
физического развития.

В
программе ребенок
является центральной фигурой
воспитательного процесса, а целью
программы является разностороннее
развитие ребенка, формирование у него
универсальных, в том числе творческих,
способностей до уровня, соответствующего
возрастным возможностям и требованиям
современного общества, обеспечение для
всех детей равного старта развития,
сохранение и укрепление их здоровья.

В
содержании направления «Познавательно-речевое
развитие» главными задачами являются
расширение и обогащение ориентировки
ребенка в окружающем мире, формирование
способов и средств познавательной
деятельности.

В
содержании направления «Познавательно-речевое
развитие» главными задачами являются
расширение и обогащение ориентировки
ребенка в окружающем мире, формирование
способов и средств познавательной
деятельности, в детском возрасте
познавательных интересов, способность
видеть общее в единичном явлении и
находить самостоятельное решение
возникающих проблем. В рамках
образовательной области «Познание»
раскрывается содержание работы по
формированию у детей целостной картины
мира (природного, рукотворного,
социального), элементарных математических
представлений, расширению кругозора,
развитию познавательно- исследовательской
деятельности, конструирования. Особое
внимание на протяжении всего дошкольного
возраста уделяется сенсорному воспитанию
детей, связанному с решением двух
основных задач: усвоения сенсорных
эталонов (формы, цвета, величины) и
овладения способами обследования
предметов в содержательной деятельности.
Первая задача решается в раннем детстве
в процессе предметной деятельности,
вторая–в дошкольном возрасте, в
продуктивных видах деятельности
(рисовании, конструировании).

Речевое
воспитание представлено в образовательной
области «Коммуникация», поскольку
основная функция речи–общение. Задачи
речевого развития имеют специфику,
связанную с освоением языка, его словаря,
грамматического строя, произносительной
стороны речи, форм диалога и монолога.
Специально обозначены задачи развития
диалогического общения детей со взрослыми
и сверстниками, составляющие также
основную часть показателей развития
речи. Особо выделены задачи элементарного
осознания языковой действительности,
которые важны для освоения как устной,
гак и предпосылок письменной речи.

Программа
воспитания, обучения и развития в детском
саду.

Авторский
коллектив: М.А. Васильева., Т.С. Комарова
доктор пед. наук, В.В. Гербова кандидат
пед. наук и другие[27].

Авторский
коллектив базовое дошкольное воспитание
и образование рассматривает как
приобщение детей к основным компонентам
человеческой культуры (знания, искусство,
мораль, труд). За основу содержания
дошкольного образования целесообразно
принять отобранный и адаптированный
учеными (педагогами, психологами) – с
учетом возрастных психофизиологических
особенностей детей – общественно –
исторический опыт человечества,
включающий, по мнению отечественных
ученых И.Я.Лернера,
М.Н. Краевского, четыре компонента:
знания, навыки и умения, опыт творческой
деятельности (базирующийся на знаниях,
навыках и умениях, но не идентичный им)
и опыт эмоционального отношения к миру.

Формирование
знаний, навыков и умений предусмотрено
в объеме, который позволит обеспечить
ребенку всестороннее развитие. Программа,
прежде всего нацелена на создание
условий для усвоения творческого способа
получения любых знаний, развития
индивидуальности, укрепления физического
и психического здоровья, эмоционального
благополучия детей (с учетом их возрастных
возможностей при оптимальном сочетании
индивидуальной и совместной деятельности
детей).

Основные
задачи программы по развитию связной
речи:

Продолжать
совершенствовать диалогическую форму
речи. Поощрять попытки высказывать свою
точку зрения в ответе на поставленный
педагогом вопрос, в доброжелательной
форме высказывать согласие или несогласие
с ответом товарища; развивать умение
поддерживать непринужденную беседу.

Развивать
умение связно, последовательно и
выразительно пересказывать небольшие
сказки.

Учить
(по плану и образцу) рассказывать о
предмете, о содержании сюжетной картины,
составлять рассказ по картинкам с
последовательно развивающимся действием.

Развивать
умение составлять рассказы о событиях
из личного опыта (по плану), придумывать
концовки к незнакомым сказкам. Формировать
умение составлять небольшие рассказы
творческого характера на тему, предложенную
воспитателем.

Программа
развития речи детей дошкольного возраста.

Цель
программы: развитие речи, культуры
общения, овладение навыками практического
общения в разных жизненных ситуациях,
подготовка к обучению, чтению и письму
детей дошкольного возраста.

Речь
развивается в разных видах деятельности:
на занятиях по ознакомлению с художественной
литературой, с явлениями окружающей
действительности, обучению грамоте, на
всех остальных занятиях, а также вне их
– в игровойи художественной деятельности
, в повседневной жизни.

Однако
только обучение родному языку на
специальных занятиях по развитию речи
может дать устойчивый эффект.

В
основу программы положены результаты
исследований, проведенных в лаборатории
развития речи Института дошкольного
воспитания АПН под руководством
Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой [28].

Система
занятий по развитию речи создана на
базе комплексного подхода. Для
методического обеспечения разработана
особаяразвивающая технология, направленная
на решение в пределах одного занятия
разных, но взаимосвязанных задач,
охватывающих разные стороны речевого
развития : фонетическую, лексическую,
грамматическую. В итоге происходит
развитие связной монологической речи
в целом.

Ведущий
принцип – взаимосвязь разных речевых
задач, которые на каждом возрастном
этапе выступают в специфических
сочетаниях. Можно выделить две формы
преемственности: линейная и концентрическая.
Решение каждой речевой задачи(воспитание
звуковой культуры, формирование
грамматического строя, словарная работа,
развитие связной речи)осуществляется,
прежде всего, линейно. От группы к группе
идет постепенное усложнение материала
внутри каждой задачи, варьируется
сочетаемость упражнений, их смена и
связь. Однако на каждом этапе обучения,
сохраняется программное ядро. В развитии
связной речи – связывание предложений
в высказывания, в словарной работе-
работа над смысловой стороной слова, в
грамматике – формирование языковых
обобщений.

Задачи
развития связной речи состоят в следующем:

  • Формирование
    элементарных представлений о структуре
    текста (начало, середина, конец);

  • Обучение
    соединению предложений разными способами
    связи;

  • Развитие
    умения раскрывать тему и основную мысль
    высказывания, озаглавить рассказ;

  • Обучение
    построению высказываний разных типов
    – описаний, повествований, рассуждений;
    подведение к осознанию содержательных
    и структурных особенностей описательного,
    в том числе и художественного текста;
    составление повествовательных текстов
    (сказок, рассказов, историй) с соблюдением
    логики изложения и использованием
    средств художественной выразительности;
    обучение составлению рассуждений с
    подбором для доказательствавеских
    аргументов и точных определений;

  • Использование
    для высказываний разных типов
    соответствующих моделей (схем), отражающих
    последовательность изложения текста.

Таким
образом, изучив основные программы по
дошкольному образованию по развитию
связной речи у детей старшего дошкольного
возраста, на мой взгляд, в программе
«Детство» наиболее ярко выделены
специальные разделы, посвященные задачам
и содержанию развития связной речи
детей дошкольного возраста. Эти разделы
содержат для каждой группы характеристику
традиционно выделяющихся задач: развитие
связной речи, словаря, грамматического
строя, воспитание звуковой культуры
речи. Программу отличает то, что в конце
разделов предлагаются критерии для
оценки уровня речевого развития. Особенно
важно, что в ней четко выделены и
содержательно определены речевые умения
в разных видах речевой деятельности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Программа развития речи детей определяет круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны быть усвоены детьми на каждом возрастном этапе, а также предусматривает воспитание определенных качеств личности. Программа развития речи, как и вся «Программа воспитания в детском саду», в целом построена на научных основах. Прежде всего, всем своим содержанием она направлена на всестороннее развитие личности ребенка.

Кроме того, в основу программы положены данные психологии в смежных наук об овладении ребенком устной речью и особенностях его познавательной деятельности, что определяет объем и последовательность требований к детям на разных возрастных ступенях.

Программа построена также с учетом важнейшего педагогического положения о ведущей роли деятельности в развитии ребенка; ее материал имеет сложную структуру, так как соотнесен с различными видами детской деятельности (игра, быт, занятия и др.). И, наконец, необходимо сказать, что программа развития речи создана с учетом, главных дидактических принципов — систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности; в ней прослеживается концентричность в формировании у детей речевых умений (т. е. прохождение на каждом возрастном этапе одних и тех же разделов с постепенным расширением и углублением их содержания).

Итак, цель программы по речевому развитию детей раннего возраста [6, c. 25]: обеспечить богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формирование понятийной и активной речи.

Задачи развития речи детей от 1 — 1, 6 лет:

  • — Обеспечить положительный эмоциональный фон для игр и занятий по развитию речи.
  • — Развивать понятийную сторону речи. Расширять пассивный словарь детей путем ввода новых слов, обозначающих предметы, их функции и некоторые признаки, местоположение предметов (там).
  • — Формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь игрушку», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик»).
  • — Формировать представления о том, что можно делать, а чего делать нельзя. Учить действовать по разрешению (можно) и останавливаться по запрету (нельзя).
  • — Учить детей соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где кукла Ляля», «Покажи, где машина: би — би», «Покажи, где барабан: бам — бам» и т.п.).

Учить детей соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием («ав — ав» — собака, «мяу — мяу» — кошка, «ку — ка — ре — ку» — петушок, «га — га» — гусь, «ко — ко» — курочка и т.п.).

  • — Начать развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала два слова с опорой на картинки (бусы — бант; мишка — мышка). Учить дифференцировать звукоподражание (выбор из двух предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок или курочка?»).
  • — Учить понимать несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке.
  • — Развивать активную речь. Поддерживать детей в стремлении выражать словами, жестами, звукоподражанием свои стремления, проявления интереса. Побуждать заменять звукоподражание на слова. Ближе к двум годам упражнять ребенка в умении строить короткие фразы, состоящие из 2-3 слов.
  • — Целенаправленно обогащать словарь детей (называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях; обозначать словами свои и чужие действия); поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы. Побуждать использовать в речи прилагательные и наречия (большой, маленький, высоко, низко) наряду с существительными и глаголами.
  • — Способствовать развитию речевого слуха: указывать объекты и предметы по звукоподражанию взрослых (ко-ко-ко; му — му — му; тук — тук — тук и пр.); обозначать средствами звукоподражания знакомые предметы и объекты (тик — так; ту — ту -ту; мяу — мяу; ав — ав — ав).
  • — Развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении с взрослыми и другими детьми. Учить здороваться, отвечать на приветствия взрослого, благодарить.

Задачи развития речи детей 2 — 3 лет.

  • — Продолжать формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь игрушку», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет (раздевалку, спальню)», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик», «Отнеси в мойку», «Спрячь в коробку»).
  • — Целенаправленно обогащать словарь детей. Упражнять в умение называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях. Расширять словарь, обозначающий отдельные части объектов и предметов (у кошки — голова, ушки, носик, усы; спинка, лапки, хвостик; у чайника — ручка, носик; у машины — кузов, колеса и т.п.).
  • — Учить обозначать словами свои и чужие действия. Упражнять в умение соотносить словесное обозначение действия с собственными движениями и действиями с игрушками. Учить понимать действия, изображенные на картинке («Кто что делает?» — девочка прыгает, мальчик сидит, птичка летает и пр.).
  • — Учить обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий);
  • — Начать вводить слова, обозначающие состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей (плачет, смеется; грустный, веселый и пр.).
  • — Поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы.
  • — Способствовать развитию грамматического строя речи. Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, под, рядом, сзади).
  • — Следить за правильным изменением слов (по числам, падежам, временам). Помогать согласовывать слова в предложениях. Поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательные наименования (машинка, ключик, уточка и т.п.).
  • — Развивать произносительную сторону речи. Учить говорить внятно, не торопясь.
  • — Начать развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала три слова с опорой на картинки (машина — мишка — мышка). Продолжать учить дифференцировать звукоподражание (выбор из трех — четырех предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок, курочка, цыпленок (или гусь)?»). Учить дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания («ку — ку» — «ко — ко», «ту — ту» — «тук — тук», «ку — А — ре — ку» — «ку — ку» и т.п.).
  • — Способствовать развитию речевого слуха. Обозначать средствами звукоподражания и слов знакомые предметы и объекты (часы — тик — так; поезд — ту — ту -ту; машина — би — би; кошка — мяу — мяу; курочка — ко-ко-ко; корова — му — му — му;молоток — тук — тук — тук; собака — ав — ав — ав и пр.).
  • — Начать подготовку артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков родного языка. Развивать речевое дыхание.
  • — Упражнять в правильном произнесении гласных и простых согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных).
  • — Развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении с взрослыми и другими детьми. Упражнять в умение обращаться с просьбой и предложениями (дать что-либо, поменяться игрушками) к взрослому и другому ребенку.
  • — Создавать условия, позволяющие употреблять развернутые высказывания; отвечать на вопросы, используя фразовую речь. Упражнять в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя, с использованием различных театров (плоскостной, настольный, бибабо) (6, c.28).

Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Чтобы обеспечить ознакомление ребенка с окружающим миром и развитие активной речи, необходима совместная деятельность с воспитателем. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:

  • 1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
  • 2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
  • 3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.

Воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть (6, c.134):

  • — во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
  • — во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
  • — в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Итак, в своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:

  • — наблюдение и элементарный труд в природе;
  • — сценарии активизирующего общения;
  • — игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
  • — слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
  • — инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
  • — игры на развитие мелкой моторики рук;
  • — дидактические игры и упражнения;
  • — бытовые и игровые ситуации;
  • — элементарное экспериментирование.

Рассмотрим наиболее интересные формы занятий — это наблюдение и элементарный труд в природе и сценарии активизирующего общения.

1). Наблюдение и элементарный труд в природе.

Знакомству с растительным миром, с комнатными растениями отводится значительное место в воспитании детей раннего возраста. Дети узнают, показывают и называют некоторые комнатные растения, их части. В начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых по уходу за растениями. Для развития словаря целесообразно использовать приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, необходимо (особенно после 1,5 лет) спрашивать: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?» С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих.

Один из приёмов активизации речи ребёнка — мотивация действий с предметами и объектами, в данном случае — с комнатными растениями. «Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!».

Не следует торопить ребёнка, порицать за медлительность, стремиться сделать за него то, что он способен осуществить самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

2). Сценарий активизирующего общения [6, c.138].

Воспитатель здесь выступает как неформальный лидер, который заранее разрабатывает определённую программу, сценарий, определённые дидактические задачи. Но строго следовать им он не должен. Реализованный сценарий — результат взаимодействия плана, намеченного воспитателем, и встречной активности детей.

Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх-сценариях добровольное и каждый ребёнок может «включиться» или «выключиться» в любой момент. Сценарии могут быть рассчитаны на довольно значительное время — от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребёнка. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей.

Чтобы дети не переутомлялись, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной, спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.

Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы «перетекают» с места на место — они занимают позицию то «внутри» играющих, то рядом, то вдалеке.

Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.

Вывод главы 1

На основании данной главы можно сделать вывод, что:

  • 1. Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном. Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
  • 2. Цель программы по речевому развитию детей раннего возраста в ДОУ: обеспечить богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка; формирование понятийной и активной речи.
  • 3. Для выявления уровня развития речи детей раннего возраста необходимо провести экспериментальное исследование, направленное на: выявление уровня восприятия речи взрослого, выявление понимания речи взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, выявление состояния звукопроизношения, определение уровня активного словарного запаса детей.
  • 4. Предлагаемая нами программа по развитию активной речи детей раннего дошкольного возраста, имеющих низкий уровень речевого развития направлена на:
    • — совершенствования предметного и глагольного словаря;
    • — совершенствование активного и пассивного словаря, обогащение словаря прилагательных, местоимений, наречий, предлогов;
    • — умение составлять простые, элементарные фразы;
    • — активное развитие диалогической речи.

Источник