Анализ методики диагностики уровня развития ребенка

Анализ методики диагностики уровня развития ребенка thumbnail

Людмила Шаврина
Консультация «Анализ диагностики развития детей»

В современных условиях развития нашего общества педагоги обращают особое внимание на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей. Если при традиционной системе образования педагог – основной источник знаний для воспитанника, то в новых условиях он выступает в роли организатора совместной и самостоятельной активной познавательной, экспериментальной, проектной деятельности воспитанников, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль учебной деятельности дошкольников, а на диагностику их навыков и умений, чтобы вовремя квалифицированными действиями помочь устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Личностно – ориентированное обучение предусматривает, по сути, дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития воспитанника, его способностей и задатков.

Чтобы работа по всем направлениям была целенаправленной и результативной, нужно определить содержание знаний, умений и навыков с учётом индивидуального развития ребёнка, их возможностями и потребностями. А это, в свою, очередь диктует необходимость определения уровня сформированности знаний детей, т. е. необходимость диагностики.

Диагностика развития детей направлена на выявление уровня усвоения программного материала, достижение высоких результатов его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий.

Регулярная проверка и оценка знаний каждого ребёнка и группы детей позволяет получить реалистическую картину. Сделать заключение о позитивных и негативных сторонах организации педагогического процесса, уровня развития детей. Анализ диагностических данных позволяет определить индивидуально – психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития.

При проведении диагностики необходимо:

• соблюдать инструкции при проведении обследования;

• знать задачи обучения в данной возрастной группе;

• создать спокойную обстановку;

• оценивать результаты в соответствии с требованиями;

• избегать эмоционального отношения к ребёнку;

• не завышать и не подменять результаты;

• учитывать состояние здоровья ребёнка и индивидуальные особенности.

Результаты обследования обсуждаются совместно двумя воспитателями (в идеале с руководителем или ст. воспитателем). Диагностические исследования требуют точной фиксации, качественной, профессиональной оценки результатов, логических выводов, компетентных и реальных (выполнимых) рекомендаций.

Анализ диагностики:

• в соответствии с критериями оценки уровней усвоения программного материала;

• выявляются причины недостаточно высокого уровня усвоения программного материала по каждой задаче (состояние здоровья, посещаемость ребёнка, среда обитания в социуме, недостаточно посещает д/с, формы, способы и методы обучения);

• выявляются причины и достаточно высокого уровня развития детей (систематическое посещение, заинтересованность родителей в успехе ребёнка, способность к познанию, подходы, методы педагога и др.);

• намечаются дальнейшие действия педагога в работе с детьми и родителями.

Схема подсчёта в %:

• 100/ на кол-во детей = ….% 1ребёнок;

• 100/ на кол-во вопросов = % 1 вопроса.

Пример:

В группе 22 ребёнка, в диагностике — 9 вопросов:

100:22= 4,6% — 1 ребёнок;

35 –красных кружков, 143 – зелёных кружков, 20 – синих кружков.

4,6*35:9=18% — высокий уровень;

4,6*143:9=73% — средний уровень;

4,6*20:9=10% — низкий уровень.

Индивидуально, на одного ребёнка:

100: на кол-во вопросов (9) = 11% — 1вопрос

На начало года – 4красных кружка 4*11=44% — высокий уровень;

На конец года – 7красных кружков 4*11=77% — высокий уровень;

77%-33%=44% — динамика развития.

Источник

Диагностические методики индивидуального психологического развития детей дошкольного возраста

1. Пространственные представления и зрительно-моторная координация.

«Тест Бендера».

Предлагается 5 моделей геометрических фигур, каждая нарисована на кар-

точке размером 10×15 см. Испытуемому дают лист белой бумаги формата А4, карандаш и просят скопировать рисунки как можно точнее.

Рисунки оцениваются по трем параметрам:

— выполнение углов;

— ориентация элементов;

— взаимное расположение элементов.

Каждый параметр оценивается от 0 до 3 баллов. Полученные результаты

сравнивают с возрастными нормативами:

6 лет: 22—30 баллов;

7 лет: 24—32 балла.

2. Произвольность (умение управлять своими действиями, контролировать правильность их выполнения в соответствии с заданными правилами).

«Лабиринты» (автор Д. Векслер).

Предлагается несколько лабиринтов возрастающей сложности. Необходимо найти выход в каждом (на один лабиринт — 1 мин), соблюдая ряд правил: — в течение всего поиска не отрывать карандаш от бумаги; — не задевать линии лабиринта; — не пересекать их (каждое касание — ошибка, каждый поворот назад — ошибка).

Высокая — работа без ошибок.

Средняя — 1 ошибка в одном лабиринте.

Низкая — более 2-х ошибок в одном лабиринте.

3. Мышление (выделение существенных признаков предметов и соотнесение их по этим признакам).

«Самое непохожее» (автор Л. Венгер).

Используют 8 геометрических фигур, различающихся по форме, величине, цвету: 4 треугольника, 4 прямоугольника. Четыре предмета одного цвета (один треугольник маленький, второй большой; один прямоугольник маленький, второй большой). Остальные другого цвета. Взрослый раскладывает фигуры в ряд в произвольной последовательности и просит сказать, чем они отличаются друг от друга. Затем, одну фигуру вынимают из ряда и просят найти среди остальных самую непохожую на нее. Ребенок выполняет задание с 2 — 3 фигурами.

Высокая — преобладание выбора по трем признакам и называние одного — двух.

Средняя — преобладание выбора по двум признакам и называние одного.

Читайте также:  Центр развития ребенка алые паруса краснодар отзывы

Низкая — преобладание выбора по одному признаку без называния.

4. Уровень интеллектуального развития.

«Исключение предметов».

Выбор одного предмета, не относящегося к категории:

5 шт. (явное несоответствие) 4 — 5 лет;

5 шт. — 5 — 6 лет;

7 шт. — 6 — 7 лет.

5 шт. — В;

3 — 4 шт. — С;

2 шт. — Н;

7 шт. — В;

4 — 6 шт. — С;

3 шт. — Н.

5. Восприятие (способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями).

«Какая фигура не подходит».

Предлагаются 3 тестовых листа:

1. Изображены 4 одинаковые по форме и цвету фигуры, но одна из них отличается по величине (3 маленькие фигуры, 1 большая).

2. Изображены 4 одинаковые по форме и величине фигуры, но одна из них другого цвета.

3. Изображены 4 одинаковые по величине и цвету фигуры, но одна из них иной формы.

Ребенку задают вопрос: «Какая фигура не подходит?» и просят сказать, чем она отличается от остальных.

Высокая — выбор 3-х признаков (величина, цвет, форма) и называние одного-двух.

Средняя — выбор 2-х признаков и называние одного.

Низкая — выбор одного признака без называния.

6. Соотношение свойств предметов и заданных эталонов.

«Эталоны».

Предъявляются 4 страницы, на каждой 16 картинок, изображающих различные предметы. Внизу дана фигура-эталон, на каждой странице эталоны разные.

Максимальный балл —32. Ошибки: неправильно отмеченная картинка, неотмеченная нужная картинка. За каждую ошибку вычитается один балл.

В – 29 — 32 балла; С – 20 — 28 баллов; Н — менее 20 баллов.

7. Память.

«Узнавание фигур».

Для запоминания предлагается колонка из 3 абстрактных стимулов. Время экспозиции 15 с. Затем ребенку предъявляется таблица (9 стимулов), среди которых он должен найти 3 знакомых стимула.

Высокая — все 3 стимула узнаны правильно, без ошибок.

Средняя — правильно узнано 2 стимула.

Низкая — правильно узнан 1 стимул.

«Десять слов» (методика А. Лурия).

Ребенку для запоминания предлагается ряд из 10 односложных, не связанных между собой слов.

9 – 10 — В; 6 – 8 — С;1 – 5 – Н.

8. Готовность к школе.

«Беседа о школе» (автор Т. Нежнова).

Ребенку рассказывают истории про школу. В конце каждой задается вопрос: «Что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой?» Все ответы ребенка делятся на две категории — А и Б.

В ответах детей учебного типа преобладает категория А.

В ответах детей псевдоучебного типа — категории А и Б представлены в равных долях.

Дошкольники выбирают преимущественно ответы категории Б. Псевдоученики, обычно выбирают, ответы категории А, но ответы на вопросы 4 и 5 могут содержать и Б.

«Рисунок человека».

Ребенку дают карандаш, лист бумаги и просят нарисовать человека целиком.

Для определения степени готовности к школе проводится оценка выполнения задания. За каждую задачу ребенок получает от 0 до 2 баллов.

«Образец и правило» (автор Л.Венгер).

Предлагается выполнить ряд заданий на тестовом листе. Каждое задание представляет собой фигуру — образец и расположенные справа от нее точки разной формы. Необходимо соединить точки так, чтобы получилась фигура как на образце. Правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками.

«Графический диктант» (автор Д. Эльконин).

По словесной инструкции взрослого ребенок рисует узор на листе бумаги в клетку с нанесенными 4 точками.

Каждый из узоров оценивается от 0 до 4 баллов.

По результатам 3-х тестов выводится итоговый уровень готовности к школе по специальным таблицам.

9. Мелкая моторика.

«Моторика пальцев» (автор Н. Озерецкий).

На столе 2 спичечных коробка по 10 спичек около них. Одновременно двумя руками уложить спички в два коробка. Контрольное время — 20с.

Высокий — ребенок справляется с заданием в установленное время.

Средний — ребенок справляется с заданием, но использует дополнительное время.

Низкий — не справляется с заданием.

«Диагностика работоспособности и темпа деятельности

ребенка дошкольного возраста».

С помощью этой методики можно определить уровень развития сразу двух качеств: темпа работы ребенка и уровня его работоспособности. Методика очень проста в выполнении и проверке. Потребуются часы с секундной стрелкой или секундомер, карандаш и расчерченный лист бумаги.

  • Размеры квадратов должен быть в два ряда по три квадрата, каждый из них 4 на 4 сантиметра, а вместе они составляют общий прямоугольник 8 на 12 сантиметров.

  • При выполнении теста ребенок не должен облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.

  • На заполнение каждого квадрата дается 5 секунд.

«Дождик, дождик, пуще!»

Инструкция.

Ты слышал когда-нибудь, как барабанит по оконным стеклам дождь? Сейчас мы с тобой поиграем. Ты будешь дождиком. Перед тобой шесть квадратов. Представь себе, что это окна большого дома. По команде «Начали!» принимайся стучать карандашиком по первому окну. Когда я скажу — «Дальше!» — переходи к следующему. По количеству карандашных точек мы узнаем потом, сколько капель дождя успело упасть на каждое окошко. Не забудь, что ты очень сильный дождь — настоящий ливень.

Оценка результатов для определения темпа деятельности ребенка.

Подсчитайте среднее количество точек для шести квадратов (сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на 6).

Читайте также:  Детский центр развития ребенка томск

Нормы рассчитаны на детей 5 — 7 лет.

16 точек и меньше — ребенок склонен выполнять задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее — значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.

16-го точек — нормальный средний темп работы.

20 точек и больше — ребенок умеет работать в очень быстром темпе.

Оценка результатов диагностики работоспособности ребенка.

Посмотрите, какой узор составили точки в квадратах. Если в первом по счету квадрате точки стоят густо, а в других — редеют и разница в количестве точек между первым и последним квадратами составляет 10 точек и более, значит, ребенок склонен к быстрому утомлению и, скорее всего, обладает слабой нервной системой. Об этом же свидетельствует и значительный перепад между количеством точек в первом и пятом квадратах, даже если в последнем — шестом квадрате — результат увеличился. Увеличение результата в шестой клеточке покажет в этом случае, что ребенок, склонный к утомлению и снижению работоспособности, умеет в нужный момент взять себя в руки и совершить волевое усилие. Это не так хорошо, как может показаться на первый взгляд: такой ребенок волевым усилием перегружает свою нервную систему, что может привести к ее истощению. Люди со слабой нервной системой называются астеничными.hello_html_5d98e865.jpg

Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины у старших дошкольников

Ребенку дают лист с изображением 6 пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой варежке по 4 признакам – цвету, расположению и размерам элементов узора, положению большого пальца.

Инструкция: «Посмотри, ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек».

Оценка выполнения:

  • Не может подобрать ни одной пары – 0

  • Правильно подобрал одну пару – 1

  • Правильно подобрал две пары – 2

  • Правильно подобрал 3-6 пар – 3

Если ребенок не выполняет задания, можно предположить, что у него недостаточно развито логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения ребенком задания на внимание переходят к следующей методике, направленной на диагностику развития логического мышления.

Диагностика развития элементов логического мышления

Для диагностики развития логического мышления можно использовать методику «Свободная классификация». Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации ребенку не задается, он должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше.

Инструкция: «Разложи эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом».

Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают также разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.

Оценка выполнения:

  • Невыполнение задания после всех видов помощи – 0

  • Выполнение после словесного указания оснований для классификации – 1

  • Выполнение после показа первых 4 карточек, без словесного пояснения – 2

  • Выполнение по основной инструкции – 3

По итогам методик 1 и 2 можно сделать следующие выводы:

  1. Высокие результаты по обоим заданиям (в сумме составляют от 4 до 6 баллов) свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины. Суммарная оценка, равная 2 баллам, считается положительной, но скорее является показателем зоны ближайшего развития ребенка.

  2. Если ребенок не справился с заданием методики 1, но выполнил контрольное задание на внимание и задание методики 2 (свободная классификация), можно предположить слабость образного мышления, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму, счету в ущерб специфически дошкольным видам детской деятельности.

  3. Если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.

Диагностика игровых интересов дошкольников.

  1. Вопросы для беседы с ребенком.

1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?

2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в центре? А дома? Во что ты играешь дома?

3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?

4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).

Читайте также:  Развитие познавательных процессов ребенка в семье

5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?

При анализе ответов детей необходимо обратить внимание:
— на игровые интересы и предпочтения детей в центре и дома;
— на любимые сюжеты и роли;
— на любимые игрушки;

Необходимо пронаблюдать за самостоятельными и организованными воспитателем играми детей.

Аспекты наблюдения:

— игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдаются предпочтения);

— разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов;

— зависимость применения игровых умений от игровых интересов;

— характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.

Наблюдение проводится в естественных условиях и позволяет увидеть влияние игровых интересов детей  на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. Результаты наблюдения оформляются в протоколе. 

Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью дошкольников. 

Имя ребенка

Виды игр и сюжеты, которым отдает предпочтение ребенок

Игровой материал

Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов

Зависимость применения игровых умений от игровых интересов

Источник

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая — психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая — освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе — в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: — начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; — конец года (апрель, май) — отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник