Анализ концепций и теорий психического развития ребенка

Анализ концепций и теорий психического развития ребенка thumbnail

 Сторонники биогенетической концепции развития полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его жизненную судьбу. Они считают генетически запрограммированными интеллект, аморальные свойства личности и др. Немецкий естествоиспытатель Э. Геккель (1834–1919) и немецкий физиолог И. Мюллер (1801–1958) сформулировали биогенетический закон, согласно которому животное и человек во время внутриутробного развития кратко повторяют те стадии, которые проходит данный вид в филогенезе. Этот процесс был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог С. Холл (1846–1924) считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Основанием для появления данного закона послужили наблюдения за детьми, в результате чего были выделены следующие стадии развития: пещерная, когда ребенок роется в песке, стадия охоты, обмена и др. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества. Русский физиолог И.П. Павлов (1849–1936) доказал, что существуют приобретенные формы поведения, в основе которых лежат условные рефлексы. Это породило точку зрения о том, что развитие человека сводится к проявлению инстинкта и дрессуре. Немецкий психолог В. Келер (1887–1967), проводя опыты на человекоподобных обезьянах, открыл у них наличие интеллекта. Этот факт лег в основу теории, согласно которой психика в своем развитии проходит три этапа: 1) инстинкт; 2) дрессура; 3) интеллект. Сторонники социогенетической (социологизаторской) концепции считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие – лишь продукт внешнего воздействия. Поэтому, манипулируя внешними воздействиями, можно добиться любых результатов. Англ. философ Джон Локк (1632–1704) считал, что ребенок рождается на свет с чистой душой, подобной белому листу бумаги, на котором можно написать все что угодно, и дитя вырастет таким, каким его хотят видеть родители и близкие. Согласно этой точке зрения наследственность не играет никакой роли в развитии психики и поведения ребёнка.

Социальное развитие ребёнка. Механизмы социализации. Особенности социализации мальчиков и девочек

Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.

Гендерная (полоролевая) социализация – это процесс, в ходе которого ребенок идентифицирует себя с представителями соответствующего пола и научается тому, что в данной культуре является социально приемлемым для мужчины и женщины.

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребёнка

Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. У разных детей центральная нервная система функционирует по-разному. Сильная и подвижная нервная система, с преобладанием процессов возбуждения, дает холерический, «взрывной» темперамент, при уравновешенности процессов возбуждения и торможения — сангвинический. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредованно — через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей.

Читайте также:  Ребенок 1 год рост развитие

Источник

Развитие личности в дошкольный период с позиций теорий психического развития

На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Чтобы получить более или менее полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации.

Фрейд объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия:

  • 1. оральная стадия (0 — 2 года);
  • 2. анальная стадия (2 — 3 года);
  • 3. фаллическая стадия (4 — 5 лет);
  • 4. латентная стадия (6 — 12 лет);
  • 5. генитальная стадия (12 — 18 лет). Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. и нем., Т., — М., 1999. — 400 с.

Эриксон выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:

  • 1. доверие — недоверие к окружающему миру (0 — 1 год);
  • 2. чувство независимости — ощущение стыда и сомнения (1 — 3 года);
  • 3. инициативность — чувство вины (4 — 5 лет);
  • 4. трудолюбие — чувство неполноценности (6 — 11 лет);
  • 5. понимание принадлежности к определенному полу — непо-нимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 — 18 лет);
  • 6. стремление к интимным отношениям — изолированность от окружающих (раннее взросление);
  • 7. жизненная активность — сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление);
  • 8. ощущение полноты жизни — отчаяние (позднее взросление). Валлон А. Психическое развитие ребенка. — СПб., 2001. — 208 с

Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже. Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода:

  • 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) — от рождения до 2 лет;
  • 2) дооперативный (2 — 7 лет);
  • 3) период конкретного мышления (7 — 11 лет);
  • 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 — 18 лет и далее).

Большинство психологов делит детство на периоды. В основу периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:

  • 1. Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.
  • 2. В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками.
  • 3. В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь). Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., 1996. — 374 с.
Читайте также:  Работа с семьей у которых ребенок с нарушенным развитием

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Источник

Для Льва Семеновича Выготского, автора культурно-исторической теории, психическое, в том числе и интеллектуальное развитие ребенка, является вплетённым в социальное и культурное контексты жизни, а психика человека имеет культурно-исторический характер.

Психическое развитие человека — это прежде всего процесс ее культурного развития, овладение, присвоение культурно заданных способов действий с предметами и владения собой, своей психической деятельностью, в результате чего развиваются собственно человеческие, высшие психические функции и формируется личность. Однако ребенок может стать личностью только в совместной деятельности со взрослым, усваивая выработанные человечеством ценности, содержание и способы деятельности. Обучение Выготский считал главным двигателем психического развития, выделяя ведущую роль организованного социального влияния на формирование личности. В ходе учебного взаимодействия ребенка с взрослым его психическое развитие опирается на уровне когнитивного развития — актуального и потенциального.

Уровень актуального развития — сформирована у ребенка способность самостоятельно, без помощи взрослого решать поставленные задачи

Зона ближайшего развития — расстояние между актуальным уровнем самостоятельной деятельности ребенка и потенциальным уровнем ее деятельности под руководством взрослых

Мир приобретает для нас смысл только благодаря усвоению значений, поддерживаемых окружающими нас людьми. Л. Выготский

Правильно организованное обучение ребенка опирается на зону ее ближайшего развития и обеспечивает развитие высших

Обучение не есть развитие, но правильно организованное обучение ребенка влечет за собой развитие, а не приспосабливается к его имеющегося уровня.

Л. Выготский

психических функций. Высшие психические функции — логическая память, понятийное мышление, произвольное внимание — в первую очередь возникают во внешней предметной деятельности, общении ребенка. И только потом они переходят во внутренней психическое план, становясь содержанием психического развития ребенка. Изучая механизмы психического развития, Л.С. Выготский вводит понятие возраста, социальной ситуации развития, возрастных кризисов и психических новообразований.

Одним из важнейших направлений развития концепции Л.С. Выготского стала разработанная Алексеем Николаевичем Леонтьевым теория деятельности. По мнению ученого, психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности. Им разработана теория ведущей деятельности, как таковой, которая становится центральной, основной на разных этапах развития и осуществляет наибольшее влияние на формирование сознания, личности ребенка на этом этапе.

Даниил Борисович Эльконин попытался объединить между собой два основных вектора развития ребенка: взаимоотношения с миром вещей — познание и овладение предметным миром и взаимодействие с миром людей. Деятельность ребенка внутри этих векторов представляет собой единый процесс, в котором формируется личность. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в пределах следующего возрастного периода они будто меняются местами, отражающий чередование содержания ведущей деятельности.

Деятельность — активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, которая выражает отношение к миру и способствует удовлетворению потребностей.

А.Н. Леонтьев

Читайте также:  Что может вызвать задержку развития речи у ребенка

Чередование содержания ведущей деятельности по Д.Б.  Эльконина

Рис. 1.18. Чередование содержания ведущей деятельности по Д.Б. Эльконина

По мнению Д.Б. Эльконина, в становлении личности есть периоды, в которых происходит доминирующий развитие потребностно-мотивационной сферы и как результат этого усвоения задач, мотивов и норм отношений, и периоды преобладающего развития интеллектуально-познавательных сил, результатом чего становится усвоение общественно выработанных действий с предметами.

Исследование Лидии Ильиничны Божович были связаны с процессом формирования личности детей, который она понимала как развитие независимости от окружающей ситуации, когда поведение человека определяется не внешней ситуацией, а внутренними мотивами. Так, ученый указывает на ведущую роль переживаний в психическом развитии, а потребность во впечатлениях толкует как источник возникновения индивидуального психической жизни ребенка и базу для развития других психических функций.

Психическое развитие, по мнению Л.И. Божович, сопровождается переживанием ряда возрастных кризисов, в каждой из которых фигурируют личностные компоненты:

Содержание личностных компонентов возрастных кризисов за Божович

Рис. 1.19. Содержание личностных компонентов возрастных кризисов за Божович

Согласно позиций корифея украинской психологии Григория Силовича Костюка, онтогенез человеческого организма определяется биологической наследственностью, источник которой — генетический аппарат человека, а онтогенез личности — социальной наследственностью. Эти две детерминанты тесно связаны в процессе становления личности.

Социальная наследственность — совокупность культурных достижений человечества, накопленных в процессе его исторического и общественного развития

Психическое развитие, согласно позиции С. Костюка, характеризуется качественными изменениями личности ребенка в целом, знаменующие собой ее прогрессирующее движение от низших к высшим уровням структур психики. Рассматривая психическое развитие и обучение в диалектической взаимосвязи, ученый подчеркивал, что психическое развитие не сводится к простому накоплению учебных достижений, а представляет собой цельные прогрессивные изменения личности, ее взглядов на окружающую среду, чувств, способностей.

Онтогенетический прогресс психики проявляется через ее количественные и качественные изменения. Относительно количественных изменений в психике, то они подготавливают качественные, но сами их не обеспечивают. Структурное усовершенствования, составляет содержание этих качественных изменений, раскрывалось С. Костюком как диалектическое единство.

Содержание качественных изменений психического развития по Костюком

Рис. 1.20. Содержание качественных изменений психического развития по Костюком

Движущие силы психического развития С. Костюк видел в характерных для субъекта внутренних противоречиях. К числу базовых противоречий он относил:

o расхождение между возникающими у субъекта новыми потребностями и наличным уровнем владения средствами их удовлетворения;

o несоответствие достигнутого человеком уровня личностного развития занимаемому ею месту в системе общественных отношений, выполняемым ею функциям;

o противоречие между тенденциями к инертности и стереотипизации, с одной стороны, и к подвижности, изменчивости личности с другой.

Педагогические воздействия, отмечал С. Костюк, должны способствовать, с одной стороны, решению субъектом его внутренних противоречий в нужном для общества направлении и, с другой, возникновению новых внутренних противоречий, без которых невозможно дальнейшее развитие. Актуализация внутренних противоречий побуждает личность к самодвижению. Подтверждая идеи Л.С. Выготского по опережающего характера обучения по психического развития, Костюк уточнял, что обучение не только способствует развитию, но и зависит от него. Основываясь на достижениях психического развития, обучения ведет за собой развитие.

Воспитание ставит перед личностью новые цели и задачи, которые осознаются и принимаются ею, становятся целями и задачами ее собственной деятельности.

С. Костюк

Источник