Актуальность темы о развитии ребенка

Актуальность темы о развитии ребенка thumbnail

Актуальность и важность внедрения психолого-педагогических условий развития детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации

В настоящее время в обществе возрастает спрос родителей на образовательные услуги по раннему развитию детей, но тенденция посещения учреждения дошкольного образования такова, что принимаются только дети с 1,5 — 2-х лет. Соответственно определяется проблема организации психолого-педагогического сопровождения адаптации ребёнка раннего возраста к новым социальным условиям, что сопровождается интересом педагогов, психологов и родителей к специфике образовательной программы, реализуемой учреждением дошкольного образования. Следовательно, характер продвижения и развития ребенка раннего возраста во многом обусловлен характером складывающегося взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и семьей. Это связано с тем, что ранний возраст — это период становления всех органов и систем ребёнка, когда происходит «закладка» основ здоровья и личности человека. По темпам психофизического развития ему нет равных. Важность комплексного подхода к развитию детей с самого раннего возраста опирается не только на общие законы развития человека, но и подтверждена исследованиями эффективности вложений в разные образовательные ступени с точки зрения их окупаемости для общества и для каждого человека [Леганькова].

В современном российском обществе усиливается государственная политика и внедряется ряд социально-педагогических мер в отношения детей с особенными образовательными потребностями, а также трансформация общественного сознания в сторону принятия данной категории детей как полноправных членов общества. Но этот процесс происходит медленно под влиянием устойчивых стереотипов разделения детей в их развитии и необходимости получения ими образования в рамках двух изолированных образовательных систем: системе общего и специального образования.  Бичева И.Б., Муравьева И.А. [Бичева] указывают, что в современной системе дошкольного образования учеными и практиками определяются факторы, снижающие качественные характеристики процесса взаимодействия участников отношений, что сказывается на развитии детей раннего возраста.

Противовес позиции актуальности необходимости образовательные услуги по раннему развитию детей выделяется позиция С. Н. Теплюк, который считает, что у детей младенческого и раннего возраста не сформированы тормозные процессы, что весьма затрудняет работу с ними. Ребенок не может находиться в бездеятельном состоянии, сидя за столом в ожидании обеда [Теплюк, с. 20]. Также он утверждает, что услышав запрет, малыш не может сразу же прервать свою деятельность, ему необходимо какое-то время, чтобы перестроиться. Способность детей к обучению сочетается с несформированностью произвольного внимания — если им что-то неинтересно или сложно для восприятия, они отказываются смотреть, слушать или просто уходят [теплюк].

Но Козявкин В.И., Бабадаглы М.А., Ткаченко С.К., Качмар О.А., сравнивая детей с нормой в развитии и детей с детским церебральным параличом, утверждают, что например, первый год жизни ребенка — период его первичного обучения, формирования нейронных ансамблей — составляет основу для последующих стадий психического и речевого развития. На втором году жизни, когда ребенок уже самостоятельно передвигается, он осваивает окружающий мир, овладевает чувством трехмерного пространства, знакомится с предметами, их назначением и использованием, начинает общаться со взрослыми с помощью речи. В полтора года ребенок уже способен интуитивно принимать решения, то есть решать проблемы путем мыслительных комбинаций.

Возраст два-три года — первый критический период, период упрямства ребенка. Ребенок уже имеет небольшой жизненный опыт, ощущение своего Я. Он стремится к самостоятельности в познании мира и своих действиях, но часто наталкивается на непонимание взрослых, подавление его независимости, что и порождает его упрямство. В этом возрасте ребенок слушает простые рассказы, подбирает идентичные предметы, задает много вопросов, узнает и называет отражения в зеркале. Он начинает понимать значение некоторых абстрактных понятий, развиваются начальные представления о количестве, временной последовательности, отвечает “нет” на абстрактные понятия.

В три-четыре года на фоне интенсивного развития речи ребенок уже хорошо знает назначение основных предметов, определяет их форму, цвет, вкус, фактуру, используя слова-определения. Может считать до пяти, понимает время, использует прошедшее и настоящее время; понимает степени сравнения [Козявкин,  с. 141].

Важность внедрения и развития системы психолого-педагогического развития детей раннего возраста в образовательном учреждении прослеживается еще и потому, что сейчас активно внедряется технология инклюзивного обучения, что дает возможность детям с особенными образовательными потребностями развиваться не изолированно, а со сверстниками, потому что дети не могут виновны в том, что различные факторы оказывают влияние на развитие центральной нервное системы, вызывая задержки развития разного рода.

Среди основных можно назвать, в согласии с позицией Кривоногова Т.С., Михалёв Е.В., Бабикова Ю.А., Рыжакова Н.А., что угроза прерывания беременности на ранних сроках, гестоз, хроническая гипоксия плода, анемия беременных II степени и задержки внутриутробного развития плода оказывают существенное влияние на силу не только мнемотических процессов. Дети, подвергшиеся влиянию данных факторов риска, имели значительные проблемы с запоминанием новой информации [Кривоногова]. Казакова Е.В., Соколова Л.В. указывают, что пренатальное воздействие факторов риска вызывает формирование разнообразных неврологических и психосоматических расстройств, проявляющихся в неспособности концентрировать внимание, повышенной отвлекаемости, поведенческой дезадаптации, нарушениях речевой и интеллектуальной видов деятельности. Нормальное протекание пренатального и постнатального периодов онтогенеза имеет важное значения для развития вербально-перцептивных функций ребенка [Казакова]. Каждый фактор риска может оказать выраженное негативное влияние на развитие плода, а сочетанное воздействие нескольких факторов, потенцирующих действие друг друга, усугубляют патологию.

Решить данные проблемы в развитии детей раннего возраста может внедрение условий, которые фактически обеспечивают достижение максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, в особой степени это относится к детям с множественными нарушениями. Такие условия сформулированы А. Лурия и Г. Дульневым [дульнев]:

1) «нормальная работа головного мозга и его коры» — при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.

2) «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов» [дульнев].

3) «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром» [дульнев].

4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Важность применения психолого-педагогических условий в системе инклюзивного образования для развития детей раннего возраста связана с тем, что общение является ведущей деятельностью детей раннего возраста и определяет успешность развития. Но для этого важно, чтобы диалоги носили социокультурный характер и были основаны на культурных и личностных, универсальных и индивидуальных смыслах. Это объясняется идей М. Бахтина [Бахтин] — сущность диалогизма заключается в том, что слова образуются, трансформируются и понимаются через социальное взаимодействие, через творческий процесс содержательного общения, а не какой-то установленный, универсальный код, который может передаваться от одного человека к другому.

Читайте также:  Проблема соотношения обучения и развития психики ребенка

И.А. Лыкова считает, что содействие в образовательном пространстве — форма детско-взрослых взаимоотношений, основным содержанием которых является открытие окружающего мира через познание различных объектов, «открытие» их внешних свойств и освоение действий, обусловленных данными свойствами, а также отражение результатов коммуникации в адекватных речевых высказываниях  [Лыкова2, с. 34].

Итак, особенности психического развития ребенка в раннем детстве является ярко выраженная взаимосвязь и взаимозависимость физического и психического развития ребенка, что влияет на формирование умений ребенка и дальнейшее развитие познавательных функций. Поэтому своевременное и правильное применение методически разработанных и подобранных психолого-педагогических условий для реализации в педагогической практике позволяет решить задачи, поставленные программой воспитания и обучении в дошкольном учреждении в наиболее простой для детей форме. Важно отметить, что именно в игровом процессе формируются оптимальные условия для активного выражения в детской самостоятельной деятельности сложившегося общественного опыта, так как игра является ведущей деятельностью этого периода развития.

При помощи взрослого ребенок в раннем возрасте овладевает основными способами применения предметов, что ведет к становлению предметной деятельности. Ребенок становится более самостоятельным и подвижным, происходит активное овладение языком, расширяется круг общения. Под влиянием психолого-педагогической системыразвития детей раннего возраста, включающей предметную деятельность, общение и игру, формируется мышление, восприятие, память и другие познавательные процессы.

Список литературы

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1979. – 424 с.

Бичева И.Б. Проблемы и особенности взаимодействия с родителями детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / И. Б. Бичева, И. А. Муравьева // Перспективы науки и образования. – 2017. — №6. – С. 87-91. Режим доступа: https://elibrary.ru/

Козявкин В.И. Детские церебральные параличи [Электронный ресурс] / Козявкин В.И., Бабадаглы М.А., Ткаченко С.К., Качмар О.А. – Львов.: медицина мира, 1999. – 312 с. Режим доступа: https://msvitu.com/

Кривоногова Т.С., Михалёв Е.В., Бабикова Ю.А., Рыжакова Н.А. Особенности памяти у детей дошкольного возраста с последствиями перинатальных поражений центральной нервной системы // Бюллетень сибирской медицины. — 2014. – Т. 13. — № 1. — С. 161–165.

Леганькова О.В., Шиндюк М.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период // Пралеска. – 2015. — №12. – С. 3-8.

Лыкова И.А. Становление коммуникации в образовательной среде (воспитание и развитие детей раннего возраста) / И.А. Лыкова, В.В. Кожевникова // Казанский педагогический журнал. – 2017. — №3. – С. 92-99.

Принципы отбора детей во вспомогательные школы [Текст] : кн. для учителей, психологов, врачей / Т.А. Власова, В.Я. Василевская, Е.Н. Винарская, Г.М. Дульнев и др.; под ред. Г.М. Дульнева и А.Р. Лурия. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1965. – 291 с.

Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трёх лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 144 с.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

«Детский сад общеразвивающего вида №38 «Радуга»

141080, Московская область, г.о. Королёв, проезд Макаренко, дом 4, телефон: 8(498)602-91-06

141076, Московская область, г.о. Королёв, улица Мичурина, дом 21Г, телефон:8(495)519-13-23

«актуальность проблем современного дошкольника»

Выполнил:

Тамбова С.В.

Королев 2019г.

Содержание

  1. Введение 2 стр.

  2. Понятие, сущность и принципы дошкольного образования 3 стр.

  1. Современные тенденции дошкольного образования 7 стр.

  2. Перспективы развития дошкольного образования в России 10 стр

  3. Заключение 12 стр.

  4. Список литературы 13 стр.

Введение

Актуальность дошкольного образования в России имеет, и будет иметь популярность, поскольку для современного общества важна стратегия формирования системы, которая обеспечивала бы всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет. Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение, а не искусственное ускорение (акселерацию) развития.

Цель данной работы – выявление тенденции и обоснование перспективы развития дошкольного образования с учетом современных реалий.

Задачи:

раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру дошкольного образования;

проанализировать состояние дошкольного образования;

проанализировать и обосновать перспективы развития дошкольного образования в России.

Объектом настоящего исследования выступает дошкольное образование.

Предметом исследования является тенденции и перспективы развития дошкольного образования в России

Понятие, сущность и принципы дошкольного образования

Дошкольное образование в России — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Дошкольное образование предназначено для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет. Учреждением для воспитания детей может служить муниципальный или частный детский сад, центр дошкольного образования, центр раннего развития и прочее. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание. Детский сад — это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детсаду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации .Давно отмечено, что «домашние» дети, которые не посещали детских образовательных учреждений, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе. Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они не имеют достаточных навыков общения.Кроме того, дошкольное воспитание в детском саду учит ребенка волевому поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других. Также в детском саду дети осваивают основы само регуляции . То есть ребенок учится самостоятельно выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное количество времени. Именно это умение становится основой организованности ребенка дома и (в будущем) в школе.

Читайте также:  Соц ситуация развития ребенка это

Состояние дошкольного образования в России

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таких детей – около 90 %). Основными причинами отказа от детского сада является неплатежеспособность родителей и, реже, состояние здоровья ребенка. Вместе с тем дети даже в обеспеченных семьях, не посещающие детские сады, как правило, не получают должного воспитания, воспитательные функции перекладываются на телевизор, компьютер. Практически исчезла сеть ведомственных детских садов, хотя в крупных городах, например, в Москве многие из них были переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей. В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий.Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад — родители могут работать и учиться, профессионально и личностно совершенствоваться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги. К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно подходила к родительской плате, малообеспеченные семьи получали льготы, т.е. осуществлялась их адресная поддержка, сегодня это происходит, к сожалению, лишь в отдельных регионах. Очевидно, что современных условиях традиция дифференцированной родительской платы должно быть сохранена. А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции). Этого не может восполнить ему ни один, даже очень умный, взрослый. Встраивание себя в детское сообщество – важное качественное изменение в развитии ребенка, без чего невозможно его дальнейшее безпроблемное продвижение на пути обучения и социальных контактов. Важно, что детский сад выступает в качестве меры, предупреждающей “педагогическую запущенность”, которая сейчас часто наблюдается у детей, не посещающих дошкольные учреждения. “Педагогически запущенный ребенок” фактически не имеет перспективы получения хорошего школьного образования.В силу этих обстоятельств необходимы усилия государства и общества, направленные на обеспечение полного охвата различными формами дошкольного воспитания детей хотя бы с 4-5 лет с целью их полноценного развития, а не “натаскивания” к школе. В настоящее время изменилась и сама система дошкольного воспитания. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду — “детский сад” добавились новые – детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др. С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных — для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития. В дошкольном возрасте находятся в стадии становления физические и психические функции, формируются первичные духовные ценности, интеллект ребенка, его творческое начало, широкая сфера интересов и др., и в связи этим неправомерно выделение той или иной приоритетной линии развития; специализация абсурдна по отношению к дошкольнику и нарушает право ребенка на разносторонность и целостность развития. Значительно важнее учесть потребности современной семьи в различных формах организации функционирования дошкольных учреждений.

Современные тенденции дошкольного образования

Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало обеспечение современного качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для ее решения правительством РФ и Министерством образования была разработана «Концепция модернизации российского образования» Первоочередными в образовательной политике первого этапа модернизации оказываются реализация программ дошкольного образования и принятие мер для укрепления здоровья подрастающего поколения. Говоря о современном состоянии дошкольного образования, необходимо отметить, что, несмотря на трудности, которые оно испытывает, ему удалось сохранить лучшие российские традиции. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическая культура, ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое и др.),предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей, соблюдается принцип комплексности, используются парциальные программы, сочетающие различные стороны педагогического процесса. Появляются также и новые, нетрадиционные виды содержания работы дошкольного образовательного учреждения: хореография и ритмика, обучение иностранному языку, новым технологиям изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Происходит переход на иной стиль общения и игры с ребенком — с учетом личностно-ориентированного взаимодействия. В сегодняшнем образовательном пространстве предлагается широкий спектр отечественных программ, реализующих разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ. Каждая из них выдвигает тот или иной приоритет образования: познавательное развитие, эстетическое, экологическое. Важно учитывать, что активизация одних направлений развития ребенка за счет других приводит к обеднению личностного развития и ухудшению физического и психического состояния дошкольника. Несмотря на это, среди тенденций образовательного процесса в ДОУ на современном этапе существенно возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности. Вводятся дополнительные занятия для ребенка, например иностранные языки, компьютерное обучение, экология, ОБЖ и т.д. При этом нет четкого контроля и дозирования учебной нагрузки, во многих дошкольных учреждениях нет адекватных педагогических условий и не разработаны организационно-методические подходы, которые позволили бы компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок. Нововведения подобного рода снижают и без того недостаточный, по оценке специалистов, уровень двигательной активности и оказывают отрицательное воздействие на состояние здоровья детей. Известно, что потребность детей в двигательной активности удовлетворяется во время их пребывания в ДОУ лишь на 45—50% даже при трехразовом проведении физкультурных занятий, а сейчас во многих ДОУ их количество снизилось до двух, а иногда и одного раза в неделю. В современных программах для ДОУ физическое воспитание не приоритетный раздел. Установлено, что наибольшая результативность процесса дошкольного образования достигается в том случае, если суточный объем организованной двигательной деятельности ребенка составляет от 30 до 40% времени бодрствования. Во многих программах не оказывается должного внимания развитию физических качеств детей дошкольного возраста, тогда как значительное количество дошкольников (28—40%) имеют низкий и ниже среднего уровень физической подготовленности, и как следствие показатели функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем свидетельствуют о снижении резервных возможностей организма детей .Реализация концепции сохранения здоровья ребенка представлена в отечественных образовательных программах «Здоровье», «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Эстетическое развитие воплощается в программах «Развитие», «Истоки», «Детство», идеи о необходимости развития творчества содержит «ТРИЗ». Некоторые программы носят узкоспециализированный характер, например: «Юный эколог», «Дошкольник и экономика», «Кроха», «Планета детства», «Синтез», «Гармония», «Малыш», «Детская одаренность», «Старт» и т.п. Продолжая разговор о проблемах образовательных программ для ДОУ, нельзя не сказать, что все они предназначены главным образом для здоровых детей, количество которых, согласно данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья РАМН, составляет лишь около 10%. При планировании педагогического процесса в ДОУ практически не учитываются состояние психического здоровья, адаптационные ресурсы и возможности детей. Тенденция ухудшения здоровья детей дошкольного возраста обусловливает необходимость физкультурно-оздоровительной работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, есть возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

Читайте также:  Развитие ребенка 11 лет мальчик рост вес

Перспективы развития дошкольного образования в России

Целью координации действий по развитию системы дошкольного образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 г. № Пр-2065 и Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. № МФ-П44-6344, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол от 4 августа 2006 г., № 9) был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2012 годы (далее – Комплекс мер). Правительство Российской Федерации в июне 2007 г. направило в федеральные органы исполнительной власти и в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручение по реализации Комплекса мер. Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном – по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.В настоящее время в рамках реализации Комплекса мер ведется работа по расширению видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения запросов населения Российской Федерации в услугах дошкольного образования. Планируется нормативно урегулировать деятельность новых видов дошкольных образовательных учреждений: детского сада для детей раннего возраста, детского сада предшкольной подготовки.Кроме того, в части нормативного закрепления бесплатности дошкольного образования разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, утверждающий перечень видов услуг дошкольных образовательных учреждений, реализуемых на бесплатной основе. Следует отметить, что с целью более полного удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования у субъектов Российской Федерации в настоящее время есть достаточные нормативно закрепленные полномочия для внедрения новых организационных форм дошкольного образования. Так называемые «семейные детские сады», надомные или гувернерские группы, семейные клубы, социальные игровые комнаты могут в настоящее время быть организованы как структурные подразделения муниципальных или государственных ДОУ, которые должны будут обеспечивать указанные формы квалифицированными кадрами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение их деятельности контроль за нею с целью обеспечения достаточно высокого качества предоставляемых услуг. Особым направлением развития дошкольного образования в Российской Федерации в ближайшее время станет создание системы раннего развития детей в возрасте от рождения до 3 лет. Важность именно этого направления развития дошкольного образования вызвана несколькими причинами.

Заключение

В рамках данной работы была исследована специфика современного дошкольного образования. Так же были рассмотрены основные тенденции и перспективы развития, на основе которых можно сделать следующие выводы. О социальной востребованности дошкольного образования свидетельствует наличие очередности на устройство детей в детские сады. А с имеющимся сегодня ростом рождаемости эта проблема усугубляется. Рост очередности на устройство детей в детские сады и недостаточная ёмкость действующей сети дошкольных учреждений становятся главной проблемой в реализации конституционного права граждан на получение общедоступного дошкольного образования. Обеспеченность населения, имеющего детей дошкольного возраста, местами в детских садах, является одним из показателей, характеризующих состояние системы дошкольного образования. Проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан решается сегодня за счет развития различных форм дошкольного образования. В практику образовательных учреждений активно внедряются группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, оборудуются игровые комнаты. Работа с детьми ведётся по программам дошкольного образования. Проблема общедоступности дошкольного образования решается также сегодня за счет строительства новых ДОУ, реконструкции существующих зданий под ДОУ, открытие дополнительных групп в уже действующих ДОУ. Использование программно-целевого подхода будет способствовать решению проблемы сохранения и развития сети образовательных учреждений, удовлетворению спроса на дошкольные услуги с учетом роста рождаемости.

Таким образом, основной задачей является создание системы, оптимально отвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детей качественным дошкольным образованием.

Список использованных источников

1.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991. — 570с. — ISBN — 7-65123-41-8.

2.Головина О.В., Айзмана Р.И. Влияние нормированной физической нагрузки на психофизическое развитие дошкольника // Валеология. 1999. №1. С. 47—52.

3.Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы / М-во образования Рос. Федерации. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – 239 с.

4.Дошкольная педагогика / Г.А.Айдашева, Н.О.Пичугина, С.В.Ассаулова. – Издательство «Феникс», 2004.

14

Источник