Актуальное развитие ребенка по новоселовой

В монографии представлен генетический анализ формирования мышления на ранних этапах развития ребенка, в возрасте до трех лет. Экспериментальные материалы и теоретические положения о развитии мышления обсуждаются в связи с проблемой становления предметной деятельности и речи. При этом подчеркивается необходимость формирования мышления в раннем детстве.

Педагогические требования и возрастная адресованность игрушек (методические рекомендации). — М., 1987. — 54 с. (разработаны: Новоселовой С.Л., Зворыгиной Е.В., Локуциевской Г.Г., Реуцкой Н.А.).     /02/Annot.pdf

В пособии комплексно рассматривается роль различных видов игр и игрушек во всестороннем воспитании детей раннего и дошкольного возраста; даются рекомендации по развитию в игре психических процессов, нравственных чувств, мотивов учебной деятельности и творческих способностей ребенка.

Новосёлова С.Л. Родителям о детских играх и игрушках: Советы психолога. — М., 1992. — 16 с.    Roditeljam.pdf

Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. — 64  с.     /02/RPS_1995-2.pdf

Новосёлова С.Л., Петку Г.П.Компьютерный мир дошкольника. — М.: Новая школа, 1997. — 128 с.   /olderfiles/1/1-1/Part1_c.0-43.pdf   /olderfiles/1/1-1/Part2_c.43-85.pdf   /olderfiles/1/1-1/Part3_c.86-127.pdf

Новосёлова С.Л., Трифонова Е.В. Комплексная диагностическая методика познавательного развития детей «Звёздный мальчик«. Процедура, правила проведения диагностического обследования и обработки результатов; нормы. – М.: Изд-во РАЕН, 1997. – 75 с. (переработанный и исправленный текст методики представлен в книге Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. – М.: Ирис-пресс, 2011. — 514 с.)   см. также  https://www.metod-zm.narod.ru/

Новосёлова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. Аннотированный перечень. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. — 64 с.   IgrushkiIOborudovanije.pdf

Новосёлова С.Л. Генетически ранние формы мышления. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология. – М.: 2002. – 51 с.   doctdocl.pdf

«К генетически ранним формам мышления могут быть отнесены мыслительные процессы, развертывающиеся в предметной деятельности ребенка, а также его самостоятельная игра как форма практического размышления ребенка о действительности (предметной и социальной), что является генетическим прообразом мышления как собственно творческой деятельности»

Новосёлова С.Л. Развитие интеллектуальной основы деятельности приматов. — Москва : МПСИ ; Воронеж : Модэк, 2001. — 285 с. — (Психологи Отечества).  (переиздание 2010)   https://www.biblion.ru/product/715405/

Новосёлова С.Л. Генетически ранние формы мышления. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. — 320 с. (переиздания 2003, 2010). гриф   https://www.biblion.ru/product/657107/

Новосёлова С.Л. Система «Модуль — игра». Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология её использования. – М.: ООФ «Социальное развитие России», 2004. — 40 с.   Novoselova_S.L._Modul-igra.pdf

СТАТЬИ

Радина Е.И., Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с предметами. // Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. / Под ред. Е.И.Радиной. – М.: Просвещение, 1967. – С. 117-169.     /01/Didakt-Igry.pdf

Новосёлова С.Л. Становление мышления в раннем детстве. // В кн.: Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии. — М., 1968. — С. 3-9.    /01/NOV-VDPiDP.pdf

Новосёлова С.Л., Ванюшкина Л.И. Эмоционально-выразительные компоненты мышления в раннем детстве. // В кн.: Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии. — М., 1968. — С. 10-15.   /01/NOV-VAN-VDPiDP.pdf 

Новосёлова С.Л. Этапы формирования предметно-игровой деятельности детей раннего возраста. // Производство игрушек, 1975, № 5. – С. 9-13.    /01/Pr-vo_Igr.1975.pdf 

Новосёлова С.Л. Гипотеза о классификации игрушек по видам деятельности. // Производство игрушек, 1976, № 11. – С. 8-13.    /01/Pr-vo_Igr.1976.pdf 

Новосёлова С.Л. Игрушка в контексте развития игровой деятельности ребенка. // Техническая эстетика. 1976. № 7. – с. 1-5.    /01/Tex.est1976.pdf

Локуциевская Г.Г., Новосёлова С.Л., Кожухова Н.Н. Для самых маленьких. // Дошкольное воспитание. 1978. № 4. – С. 104-108.   DV_1978_4_N.pdf

Локуциевская Г.Г., Новосёлова С.Л. Для самых маленьких. // Дошкольное воспитание. 1978. № 5. – С. 82-86.   DV_1978_5_N.pdf

Новосёлова С.Л., Локуциевская Г.Г., Кожухова Н.Н., Для самых маленьких. // Дошкольное воспитание. 1978. № 6. – С. 90-98.   DV_1978_6_N.pdf

Новосёлова С.Л. К вопросу о возрастных особенностях развития содержания игры как деятельности. // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. / Под ред .А.В.Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1978 – С. 41-46.    1978-Nov.pdf

Новосёлова С.Л., Зворыгина Е.В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте. // В кн.: Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. — М., 1979, с. 38-43   /01/Nov-Zvor_1979.pdf

Новоселова С.Л. Предисловие к книге Е.А. Коссаковской «Игрушка в жизни ребенка». М.: Педагогика, 1980. – С. 3-9.    /02/Nov-Kossak.pdf

Зворыгина Е., Новосёлова С. Руководство формированием игры // Дошкольное  воспитание. 1981. № 4. — С. 31-33.   DV_1981_4_ZN.pdf

Новоселова С.Л. Игра и психологическая готовность ребенка к школе. // Формирование школьной зрелости ребенка. Тезисы Республиканской конференции. – Таллин, 1982. – С. 29-32.   /02/Tallin-82-Nov.pdf

Новоселова С.Л. Воспитание культуры мышления в раннем детстве. // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1982. – С. 31-33.     /02/ORVDRV-Nov.pdf

Новоселова С.Л., Локуциевская Г.Г. Педагогические требования к системе игрушек. // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1982. – С. 33-34.     /02/ORVDRV-Nov-Lok.pdf

Фонарев А.М., Гурбейн Н.П., Кожухова Н.Н., Милюков Ю.Е., Новоселова С.Л., Овчинников А.А. Мебель-игрушка – средство организации предметно-пространственной среды. // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1982. – С. 35-36.     /02/ORVDRV-Nov.i_dr.pdf

Новосёлова С., Зворыгина Е. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей. // Дошкольное  воспитание. 1983. № 10. — С. 38-46.  DV_1989_10_NZ.pdf

Новосёлова С.Л. Проблемы качества промышленной игрушки. // Техническая эстетика. 1984. № 11. – с. 3-4.  /01/Tex.est.84-11.pdf

Овчинников А.А., Новосёлова С.Л. Мебель-игрушка для детского сада. //  Техническая эстетика. 1984. № 11. – с. 18-19.    /01/Tex.est.84-11-Nov-Ovch.pdf

Новосёлова С.Л., Гринявичене Н.Т. Средообразующие предметы-заместители в играх детей различных дошкольных возрастов. // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе коммунистического воспитания. — Таллинн, 1984. – C. 44-46.  /01/Nov-Gren-Tallin.pdf

Новосёлова, С.Л., Локуциевская Г.Г. Современные требования к педагогической классификации игрушек. // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе коммунистического воспитания. — Таллинн, 1984. – C. 41-43.  /01/Nov-Tallin.pdf

Новоселова С.Л., Гаспарова Е.М. Начальные формы режиссерских игр у трехлетних детей. // Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников. – М., 1985. – С. 60-64      /02/Nov_Gasp_APVOD.pdf

Новосёлова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и другие виды самостоятельной деятельности. // В кн.: Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М.: Просвещение, 1986. – С. 94-105. /01/NOV-ZVOR_ViODRV.pdf

Новосёлова С.Л. Занятия с предметами-орудиями. // В кн.: Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М., Просвещение, 1986. – С. 141-147.  /01/NOV_ViODRV-1.pdf

Новосёлова С.Л. Занятия со строительным материалом. // В кн.:Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М., Просвещение, 1986. – С.147-152.   /01/NOV_ViODRV-2.pdf
 

Новосёлова С.Л. Роль игрушки в детской игре. // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы). — М., Просвещение, 1986. – С. 20-25.   Ruk-Nov.pdf

Новоселова С.Л. Раннее интеллектуальное развитие и его материальные средства. // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция V. Детство и творчество. – М., 1988. – С. 153-160.    /01/Nov-Tv-vo_i_pedag.pdf

Новосёлова С., Петку Г., Пашелите И. Новая информационная культура в работе с дошкольниками. Применима ли она? // Дошкольное  воспитание. 1989. № 9. – С. 73-76.  DV_1989_9_NP.pdf

Новосёлова С.Л. Компьютерно-игровой комплекс: новое содержание детской деятельности. Метод. Система условий. // Тезисы докладов и совещания «Компьютерно-игровой комплекс в народном образовании» (Материалы II Всесоюзного итогового семинара). – М.-Сочи, 1990. – С. 4-8    /01/KIK.pdf

Новосёлова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства – важнейший фактор поддержки детской одаренности. // Одаренные дети Узбекистана. Тезисы выступлений к научно-практической конференции. – Термиз, 1992. – С. 101-102.    /01/N-Uzbek.pdf

Новосёлова С.Л. Индивидуальное, этническое и всеобщее в психологическом содержании традиционных (народных) игр и игрушек. // Универсальное и национальное в дошкольном детстве. Материалы международного семинара. – М., 1994. – С. 54-57.    UnivINaz-Nov.pdf

Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда детства. // Техническая эстетика, 1994, № 2-3. – С. 59-63.   /01/Tex-estet-94.pdf

Новосёлова С.Л. Новая классификация детских игр. // В сб.: Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно-практической конференции (11-14 апреля 1995 г.) Часть 1. М.: Прометей, 1995. – С. 12-13.    IRRDV-Nov.pdf

Новоселова С.Л., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова К.В. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки». // Психол. наука и образование. 1996. № 3. — С. 64-70. (параграф про игру)      /02/Istoki.pdf

Новосёлова С.Л. О новой классификации детских игр. // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. – С. 84-87.    NewKlass.pdf

  • Таблица «Классификация игр для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста»    KLASSIFIKACIYA.pdf
  • Уточняющая информация к классификации игр: понятие инициативы. Inicciativa_i_inicciator.pdf

Новосёлова С.Л. Психолого-педагогические концепции, подходы, взгляды на дошкольное образование и развивающую предметно-пространственную среду. // Развивающая предметно-пространственная среда детства. – М.: ВНИИТЭ, 1997. — С. 16-23.   /01/RPS_VNIITE_otr_N.pdf

Новосёлова С.Л. Эргодизайнерская концепция развивающей предметно-пространственной среды детства // Развивающая предметно-пространственная среда детства. – М.: ВНИИТЭ, 1997. С. 5-15.     /01/RPPS-2.pdf

Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда детства. Мир Квадро. // Дошкольное воспитание, 1998, № 4. – С. 79-85.    /01/DV-1998-4.pdf

Новосёлова С.Л., Парамонова Л.А. Информатизация дошкольного уровня образования в России: начало положено в Москве. // Дошкольное воспитание, 1998, № 9. – С. 65-71.   DV-1998-10.pdf

Новосёлова С.Л., Асадулаева Н.А. Развивающая функция архаических игр. // Мир психологии. 1998. № 4. – С. 49-58.   MP_1998_4_arh_NA.pdf

Новосёлова С.Л. Игровое поведение приматов и его антопогенетически значимые психологические особенности. // Мир психологии. 1998. № 4. – С. 118-130.   MP_1998_4_prim_N.pdf

Новосёлова С.Л. Культурно-исторический путь развития игры. // В сб.: Наука о дошкольном детстве – традиции и современность. Материалы Международной юбилейной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения А.В.Запорожца и 40-летию со дня основания Института дошкольного воспитания. (29 ноября – 1 декабря 2000 г.). – М.: Аванти, 2000. – С. 20-22.   Zap-1-Nov.pdf

Новосёлова С.Л. Игры и их классификация. // «Источник». Информационно-методический и научно-педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования. – 2001. Приложение № 4. – С. 12-16.  Ist-Nov-1.pdf

Новосёлова С.Л. Игра-экспериментирование как самостоятельная деятельность. // «Источник». Информационно-методический и научно-педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования. – 2001. Приложение № 4. – С. 21-35.  Ist-Nov-2.pdf

Новосёлова С.Л., Трифонова Е.В. Преемственность в развитии режиссерской игры детей дошкольного и младшего школьного возраста. // В сб.: Преемственность в воспитании детей: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции (16-17 октября 2001 г.). – Смоленск.: СГПУ, 2001. – С. 34-35.  preem-Nov-Trif.pdf

Логвинов И. Игра — это их работа (О проблемах дошкольного образования и детского творчества рассказывает действительный член Российской академии естественных наук, заведующая лабораторией игры и развивающей предметной среды Центра «Дошкольное детство» имени А. В. Запорожца Светлана Леонидовна НОВОСЁЛОВА). // Девичник. Интернет-журнал. 2001.    https://www.devichnik.ru/2001/10/igra.html

Новосёлова С.Л. Проблема средства в развитии деятельности ребенка. // В сб.: Психология и ее приложения. Ежегодник Российского психологического общества. Том 9, выпуск 2. – Москва, 2002. – С. 71.    /01/N-RPO-92.pdf

Новоселова С.Л. Деятельностная основа базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки». // Программа «Истоки» в практике дошкольных образовательных учреждений: опыт, поиски, находки. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2002 (2003) – С. 80-84    /02/Nov-Istoki-2003.pdf

Новосёлова С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность. // Детский сад от А до Я. 2003. № 6. – С. 4-13.   dsaj_2003_6_N.pdf

Новосёлова С.Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? // Детский сад от А до Я. — 2003. — № 1. — С. 6-13.   /01/Informatizacia.pdf

Новосёлова С. Роль сюжетного конструирования в умственном воспитании ребенка второго года жизни. // Дошкольное воспитание. 2004. № 9. — С. 93-96.   /01/DV_2004_9.pdf

Новосёлова С.Л. Игры-занятия с предметами-орудиями для детей второго года жизни. // Дошкольное воспитание. 2004. № 8. — С. 95-98     /01/DV_2004_8.pdf

Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда в сельском дошкольном образовательном учреждении. // Развитие дошкольного образования на селе: Сборник статей и документов. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2008. – С. 92-104.    /01/RPSselsk.pdf

Новосёлова С.Л. Игрушка. // Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ,
2005.-176 с. https://vocabulary.ru/dictionary/892/word/igrushka

Новосёлова С.Л. Предметная среда детства развивающая. // Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера //
Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.-176 с.  https://vocabulary.ru/dictionary/892/word/predmetnaja-sreda-detstva-razvivayuschaja

Источник

Тема: Построение предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского (см. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 1993). В данной разработке получили дальнейшее развитие основные идеи общей Концепции дошкольного воспитания применительно к ор

С.Л. Новоселова дает следующее определение:предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает
единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка (см. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. — М, 1995).

В исследовании С.Л. Новоселовой определены психологические требования к построению развивающей среды:

— среда должна быть современна и отвечать основным положениям эргономики удобства развивающейся детской деятельности;

— необходимо обеспечить достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности;

— базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро- и микропространством деятельности детей и взрослых;

— содержание среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления творческих способностей на основе амплификации (обогащения) предметной основы развития конкретных видов деятельности;

— среда должна учитывать возрастные особенности детей детского сада.

По мнению С.Л. Новоселовой, предметная среда включает ряд базисныхкомпонентов, необходимых для физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К й»им относятся природная среда и объекты, культурные ландшафты (парк. сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др.

В работах О.А. Артамоновой, О. Толстиковой. Т.М. Бабуновой, М.Н. Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:

— комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм:

— соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад;

— учет всех направлений развития ребенка;

— разнообразие сред, их рациональное расположение;

— обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

— обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

— обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;

— доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

— создание условий для изменения, дизайна окружающей среды.

На основе концепции предметно-развивающей среды В.А.Петровским, Л.М. Клариной и др. выделены принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

— принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

— принцип активности, самостоятельности, творчества;

— принцип стабильности — динамичности;

— принцип комплексирования и гибкого зонирования;

— принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

— принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

— принцип открытости — закрытости;

— принцип учета половых и возрастных различий детей.

Конкретная реализация принципов построения среды предполагает ее моделирование.

Моделирование представляет собой мыслительный процесс создания (воссоздания) аналога (модели) предметно-развивающей среды. При моделировании за основу берутся научные положения исследователей, учет базовых компонентов, параметры построения: пространство; время; предметное окружение; социальное окружение («социальный портрет»
окружения) (С.А. Козлова).

Построение пространствапредполагает учетследующих особенностей:многофункциональность всех базовых компонентов; «изрезанность» пространства, лабиринтность расположения мебели; гибкость, мобильность обстановки; пространство сочетает в себе целое из частей («центров», «лабораторий», «кабинетов» и т.п.).

Время — важнейший параметр моделирования среды. Для этого параметра характерно: строгая временная последовательность разных видов жизнедеятельности; оптимальное сочетание трех блоков образовательного процесса (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность); достаточное количество времени для общения в различных схемах: «Я — Я», «Я — воспитатель», «Я — другие». «Я — все дети» и т.д.

Предметное окружение включает следующие характеристики: соответствие программе; предметы, игрушки, пособия должны отражать уровень современного мира; предметы должны нести информацию и стимулировать поиск.

Социокультурное окружение как параметр моделирования среды дает возможность внести предметы, отражающие быт региона, особенности труда людей, предметы народного декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, моделирование предметно-развивающей среды связано с моделью образовательного процесса (которая определяется образовательной программой) и продуманностью технологии использования предметно-развивающей среды.

Технология включает:активную, преобразовательно-творческую роль воспитателя в создании среды; включение детей в создание и украшение среды; обучение детей навыкам проектирования среды (см. программу «Истоки». — М., 2003, раздел «Изобразительное искусство и детский дизайн» С. 224-229); обогащение среды воспитателем совместно с родителями и детьми.

Таким образом, построение предметно-развивающей среды предполагает опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Предметно-развивающая среда должна быть системой, т.е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения детей, а так же основным принципам проектно-дизайнерского и культуры.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 5909 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник