Активность ребенка развивается на этапах его психического развития в

          Младенчество. На первом году жизни ребенка на фоне его хаотической двигательной активности появляются ощупывающие движения. Но никаких направленных движений, уже имеющихся в зрении, еще нет. В зрительной системе присутствует слежение, конвергенция, сосредоточение, реакция на новое. Дело в том, что  дальнейшие развитие движения происходит под контролем сенсорных систем. В хватательном акте ребенок впервые движет руку под контролем зрения. Иначе говоря, здесь на лицо некое восприятие пространства. И можно наблюдать, как оно формируется: сначала ребенок сосредотачивается на предмете, потом поднимаются руки, он что-то ловит в воздухе и, наконец, схватывает предмет. На основе акта хватания у ребенка развивается манипулятивная деятельность, поддерживающаяся посредством   ориентировочной реакции на новое. Манипуляции ребенка не только приобретают характер предметных действий, но и получают функцию способа его общения с взрослым. Ребенок использует эти действия для привлечения их внимания. К 4 месяцам у ребенка появляется известная потребность в человеке, до этого у него были только органические нужды.

         Во второй половине первого года начинают усиленно развиваться движения ребенка, усиливается голосовая активность, направляемая на общение с взрослым, и появляются элементы привлечения внимания взрослых  в виде манипулятивных действий.

         Основной тип деятельности ребенка на первом году жизни —  непосредственно-эмоциональное общение с взрослым. Если оно своевременно не обеспечено, то все дальнейшее развитие ребенка идет медленно и ненормально. В первой половине 1-го года жизни ребенку совершенно необходимо живое эмоциональное общение с взрослым. Этот факт сам по себе имеет большое значение – он подтверждает то положение, что человек становится человеком только рядом с человеком.

         Ребенок начинает ходить, а взрослый, следя за ним, охраняет каждое его движение. Своеобразие новой социальной ситуации состоит в том, что ребенок теперь живет не вместе с взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним. Увидев новый предмет, ребенок в первую очередь обращается к взрослому. Ситуации соответствует и новый тип деятельности ребенка – предметная деятельность, связанная с усвоением общественно выработанных способов действий с предметом. Но для ее осуществления ребенку нужна настоящая речь. Эмоциональной речи уже недостаточно. Предметная деятельность потому и становится постепенно ведущей, что она требует и обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребенка, в том числе и средств общения.

         Самое замечательное в этот период психического развития ребенка связано с тем, что свойства предмета начинают превращаться в ориентирующие ребенка свойства – они становятся его ориентирами в самом предмете. Они начинают видеться ребенком, только по тому, что ориентируют его в предметной деятельности. Иначе говоря, восприятие вплетено в предметную деятельность ребенка и выступает ориентирующим в ней образованием.

          Раннее детство охватывает период от 1 года и до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития. Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов. Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: ребенок-предмет-взрослый. Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно,  наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, кукла, стул и т.д. Может возникнуть ощущение, что ему больше ничего не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку ребенок без взрослого не может овладеть человеческими способами употребления предметов. Совместная деятельность становится предметной. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Иными словами, оно происходит в момент объяснения правильности употребления того или иного предмета.

         Общение развивается  интенсивно и становится речевым, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным. В этом возрасте развивается восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновения их произвольности. С года начинается активно развиваться процесс познания окружающего мира.       Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с полутора до двух лет у него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта), т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая, метода проб и ошибок.

          Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели. А после полутора лет появляется реакция выбора объекта по наиболее ярким и простым признакам: форме и цвету.

Читайте также:  Три ступени развития ребенка по бюлеру

         Со второго года жизни восприятие ребенка меняется. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации, например возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т. д. Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, установления связи между предметами путем экспериментирования, запоминания их и использовании при решении проблем.

          В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад. В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослым, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как ведут они себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Таким образом, наблюдение за поведением людей и подражание им становится одним из основных источников личностной социализации ребенка. В развитии личности немаловажную роль играет и чувство привязанности, которое формируется к концу первого года жизни и продолжает развиваться в раннем детстве. Причина привязанности, возможно, кроется в том, что взрослые удовлетворяют основные потребности ребенка, снижают их тревожность, обеспечивают безопасные условия существования и активного изучения окружающей действительности, формирую основу для нормальных взаимоотношений с людьми в более зрелом возрасте.

           В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания ведет к формированию самооценки. Отмечается развитие самостоятельности. Фраза « я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и  старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность. У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремится утешить расстроенного человека: он обнимет его, целует, дает ему игрушку и т. д.

           Дошкольное детство – совершенно особый период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов»  поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывание психологических  механизмов личности, он так важен».

          В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в  раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение. Социальная ситуация совместной деятельности ребенка с взрослым распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Тенденция естественна и понятна. Так как ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает сложный мир взрослых людей. До этого времени ребенок привык жить вместе с взрослыми. Эта тенденция сохраняется, но должна быть другая совместная жизнь – жизнь ребенка в жизни взрослых. Но ребенок  не может еще принять участия в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной с взрослыми жизни. Такой формой идеальной совместной жизни с взрослым становится для ребенка игра.

         Мышление в этот период находится на уровне конкретных операций, то есть оно наглядно-образное. Феномен центрации – основная особенность, которая обуславливает основные его характеристики: отсутствие понимания противоречий. С этим связана эгоцентрическая логика ребенка. Дошкольный возраст – время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Ориентация и пробы превращаются в развернутую поисковую деятельность, которая является одним из оснований мышления дошкольников. Вместе с тем дошкольный период – один из периодов становления личности, которая включает в себя систему мотивов (их соподчинение) и первичные этические нормы. Личность – это такой субъект, деятельность которого регулируется соподчиненными мотивами и этическими нормами и правилами.

Читайте также:  Какая музыка нужна для развития ребенка

          Хорошо известно, что именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение. Произвольность – наличие не столько цели, сколько средств и способов осуществления этой цели, что выступает как важное психологическое обеспечение личности ребенка. В дошкольном возрасте возникает также элементы самосознания, первые элементы самооценки и оценки, которыми характеризуется его конец. У ребенка уже  наблюдается тенденция к осуществлению реально общественно значимой и оцениваемой деятельности, отличной от игры. Выражается эта тенденция в желании ребенка быть школьником.

          Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7  до  9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально другой вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

         Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения – это время физического  роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений с взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретение научных понятий.

         В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать). Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. К концу младшего школьного возраста появляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники). Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно.

         Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой —  воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор  фантазии.

         В 7-8 лет – сензетивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению). Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки зависит от успеваемости и особенности общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У не успевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятии спортом, музыкой.

        Таким образом, младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Вспомним параллелограмм развития памяти по Леонтьеву. Чем выше мы поднимаемся по лестнице развития, тем более опосредованным становятся психические процессы. Возникает произвольное и намеренное запоминание, ставится задача произвольного воспроизведения. Дети сами начинают использовать средства для запоминания. Так, развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта. Что же касается самого интеллекта, то в этом возрасте, по словам Л. С. Выготского, мы имеем дело с развитием интеллекта, который не знает самого себя.

Источник

Схема 6. Активность человека как условие психического развития его личности

Активность ребенка развивается на всех этапах его психического развития в разных видах деятельности.

Общепсихологическую теорию деятельности разработал Л.Н. Леонтьев. Деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности человека на определенной стадии его развития называется ведущей деятельностью.

Главным условием эффективности деятельности — ее личностная значимость для ребенка.

Развивающие возможности каждого вида деятельности в их содержании и способах организации. Новые знания, навыки, умения взрослый вводит в процессе обучения ребенка, используя разнообразные методы. (Схема 7.)

Схема 7. Роль методов обучения и активности ребенка в развитии его психики

Ребенок под руководством взрослого активно включается в процесс усвоения значимого для него материала в ведущей деятельности. В результате у него развиваются психологические механизмы усвоения знаний, навыков, умений, развиваются различные стороны личности. Все это требует от взрослого изменения методов обучения по включению ребенка в активный процесс усвоения им более сложного материала и т. д.

Активная деятельность самого ребенка в условиях присвоения общественно-исторического опыта под руководством взрослого, применяющего все более совершенные методы обучения, способствует его психическому развитию.

Читайте также:  Занятия по коррекции развития ребенка дошкольника

В развитии активности ребенка большую роль играет взрослый. (Схема 8.)

Если взрослый требует послушания, тихого поведения, то имеет место задержка психического развития ребенка. При этом страдает:

а) произвольность, целенаправленность психических процессов (дисциплинарная установка блокирует активность ребенка, подавляет его инициативу);

б) познавательная активность, любознательность (теряется интерес, появляется бессмысленность восприятия окружающих явлений);

в) эмоциональность (сила переживаний: радость, страх). Резкий раздражительный тон, увеличение дистанции межличностного общения не развивает эмпатии (сопереживания), сочувствия. Не развивающаяся общительность ведет к задержке развития речи, ее эмоциональной стороны.

Если взрослый поощряет активность (познавательную, коммуникативную, моторную и др.) ребенка и руководит ею, то развиваются психические новообразования, различные стороны личности ребенка.

Схема 8 РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА

Если взрослый требует послушного, тихого поведения,
 
Если взрослый поощряет активность ребенка и руководит ею,
 
то:
задерживается психическое развитие (ЗПР)
 
1. Произвольность, целенаправленность психических процессов
 
Дисциплинарная установка блокирует активность ребенка, подавляет его инициативу.
2. Произвольная активность, любознательность

Снижение активности ведет:
к потере интереса,
к проявлению бессмысленного восприятия окружающих явлений
 
3. Эмоциональность, сила переживаний
(радость, страх)
 
Резкий, раздражительный тон увеличивает дистанцию межличностного общения,
 
НЕ развиваются:
эмпатия,
сочувствие,
сопереживание
 
Неразвивающаяся общительность ведет к задержке речи, ее эмоциональной стороны
 

то:
развиваются новые психические образования;
 
развиваются различные стороны личности ребенка
 
Взрослый руководит:
1) познавательной,
2) коммуникативной,
3) моторной и другой активностью ребенка
 
 

Даже яркие таланты не могут раскрыться в полной мере, если их скрывать от людей.

Скромным, не активным людям тяжело подняться по лестнице карьерного успеха и занять достойное положение в обществе. Ведь их зачастую просто не замечают. Не восхищаются ничем, кроме их пресловутой скромности. Такое положение сказывается на уровне их сознания. Становятся неуверенными. «Ничего хорошего во мне нет» — думают они.

Достигают больших успехов те, которые думают о себе немного лучше, или что есть на самом деле.

☻☻☻

В целях развития познавательной, коммуникативной, моторной активности:

1)необходим СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ребенком.

• Если игра есть свободный выбор, то ребенок будет играть до тех пор, пока он выбирает эту игру.

• Наличие ЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ той или иной деятельности — залог активности ребенка.

2)необходимо наличие ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ.

Для достижения положительной мотивации существенны:

• и объективные УСПЕХИ в деятельности (игре, учении и др.);

• и субъективное восприятие детьми этих успехов;

• их уверенность, что они хорошо и правильно действуют, что они умные, догадливые, сообразительные.

Дети должны постоянно получать информацию о подтверждении, что у них все идет хорошо.

ПРОВЕДИТЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: Во время самостоятельной работы:

• детей, сидящих в 1-м ряду, несколько раз похвалите (за аккуратность, прилежание и пр.),

• сидящих во 2 ряду несколько раз поругайте,

• к сидящим в 3-м ряду ни разу не подходите.

Сделайте выводы: какой ряд справился с заданием лучше? Почему?

(Обычно наилучшие результаты бывают у тех, кого хвалили, а худшие — к кому не подходили, не выразили никакого отношения).

3) в ходе обучения дети должны осознавать то, что подлежит усвоению.

ПРОВЕДИТЕ ИССЛЕДОВАНИЕ:

• С 1-й группой, изучая правило, что клички животных пишутся с большой буквы, предложите упражнение: выписать из предлагаемых слов отдельно клички коров и отдельно клички собак.

• Со 2-й группой изучая то же правило, предложите упражнение: из предлагаемых слов выписать клички животных.

В первом случае у вас было задание на осознание проблемы выбора: КОРОВА-СОБАКА. Во втором; предметом осознания были КЛИЧКИЖИВОТНЫХ.

Сравните результаты, сделайте выводы об осознании предмета действия. (Обычно усваивается лучше то, что становится предметом осознания).

4)учебный материал, предназначенный для «поля сознания» должен быть ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕН, ВЫДЕЛЕН цветом, графикой, подчеркиванием и пр.

И побеспокоиться: чтобы интерес (внешний) перерастал в интерес познавательный (внутренний).

НЕЛЬЗЯ сводить проблему «включения» сознания ТОЛЬКО к повышению ИНТЕНСИВНОСТИ воздействия и к УСИЛЕНИЮ эмоциональной окрашенности.

5)когда речь идет об активности ребенка, то иметь в виду:

— и те манипуляции, которые ВИДНЫ ВСЕМ (внешняя деятельность);

— и те процессы, которые ПРОИСХОДЯТ В СОЗНАНИИ: перцептивные, мыслительные, мнемические (внутренняя деятельность).

Учитель на уроке должен:

как можно меньше говорить и делать сам;

— и как можно больше говорить и делать должны учащиеся.

Успех обучения зависит от того, обеспечили ли

рассуждения и демонстрации учителя успешность

собственной работы учащихся с подлежащим усвоению материалом.

6)не любая собственная работа учащихся обеспечивает усвоение, а лишь строго определенная, СООТВЕТСТВУЮЩАЯ МАТЕРИАЛУ, АДЕКВАТНАЯ ЕМУ.

Это та самая работа:

• которую человек выполняет быстро, владея материалом, когда им пользуется;

• когда человек может использовать материал в разных ситуациях по назначению. (См. схему 9.)

Схема 9



Источник