Активизация работы родителей по развитию ребенка

Бутакова Наталья
«Методы активизации родителей»

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в БДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Характерной тенденцией современного периода в развитии образования является стремление образовательного учреждения к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни БДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками БДОУ.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

• повышение педагогической культуры родителей.

• вовлечение родителей в деятельность БДОУ,

• совместная работа по обмену опытом.

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

• Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.

Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.

• Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

С какими проблемами столкнулись мы педагоги, решая данные задачи:

• Не готовность части родителей на партнерское взаимодействие, «мы вам привели, а вы развивайте.»;

• Не желание части родителей активно участвовать в жизни ребенка в детском саду;

• Занятость родителей, отсутствие времени на участие в мероприятиях в течение дня;

• Стереотипы родителей об участие в совместных мероприятиях, «мы зрители», «мы пришли отдохнуть»

Со стороны части педагогического коллектива также встретились с непониманием и нежеланием перестроить работу с родителями:

• не желание воспитателей «пустить» родителей в образовательную деятельность «они тут «понаделуют», а кто это все «разгребать» будет»; «дети при родителях вести себя не могут»; и т. д. ;

• не желание систематически работать с родителями (если анкетирование, то участие родителей менее 30 %, при этом родители не видят результатов анкетирования, воспитатели не подводят итоги, не планируют работу в соответствии с результатами. Если праздник, то родители зрители, или готовят костюмы, или учат стихи, которые подобрал и раздал педагог, но их не спрашивают, что бы они хотели; Если родительское собрание, то чаще всего это полная неготовность воспитателя к родительскому собранию. Собрания проходят в традиционной форме, когда воспитатель, что – то читает, затем переходят к «разному», ни повестки, ни решения.

• Не желание прислушиваться к потребностям родителей, а точнее не изучать их запрос.

• Не желание части педагогов работать с родителями по новому и научиться этому.

Эти проблемы нам необходимо решать, особенно это актуально в свете профессионального стандарта педагога, так как педагог должен владеть:

трудовыми действиями: «Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) воспитанников, помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка»; «разработка и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребёнка»

необходимыми умениями: «создавать разновозрастные детско-взрослые общности воспитанников и их родителей и педагогических работников», «формировать детско-взрослые сообщества»

необходимыми знаниями: «закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития», «социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ», «основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью».

Что уже имеется и используется в нашем учреждении:

Детско-родительский клуб выходного дня «Вместе весело шагать» — совместное посещение музея им. Врубеля (старшая и подготовительные группы, к сожалению, количество участников клуба не увеличивается. Можно использовать посещение не только музея, а кинотеатра, театра, катка, бассейна и т. д. После проведенных мероприятий, выставлять информацию в форме газеты, информационного листа, выставки, чтобы родители не участвовавшие могли, познакомиться с данной формой работы. Вести портфолио клуба: где, когда были, кто участвовал, впечатления, рисунки, фотографии, поделки. Провести фото, видео отчет на родительском собрании. Провести итоговое мероприятие в группе (участвуют и дети и родители, где будут подведены итоги.

День открытых дверей. Очень малое количество родителей, которые участвуют в дне открытых дверей. Необходимо за месяц провести опрос родителей, что бы вы хотели увидеть, как поучаствовать, в какое время. На основании запроса разработать план проведения дня открытых дверей. Провести подготовительную работу с родителями, принимающими активное участие в проведении дня открытых дверей. Разместить не менее, чем за неделю объявление, где будет представлена полная информация, и фразы направленные на мотивирование родителей к участию дня открытых дверей. К сожалению, в последний раз одна группа даже не разместила объявление, а именно подготовительная «Почемучки» (Телятникова Е. А.).

Совместные мероприятия. Проводятся и родители с удовольствием их посещают. Требуется проработка конспекта мероприятия, с целью определения оптимальных форм участия родителей и детей в мероприятии, сбалансированностью подготовки педагогов и родителей. (из проведенных мероприятий запомнился «День матери» в старшей группе, «Прыгалки-скакалки» подготовительная, «Мой веселый звонкий мяч» 1 младшая и т. д.). Данная форма легче всего вписывается в проводимую работу, т. к., это возможны досуги по ПДД, противопожарной безопасности, традиционные праздники.

Родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме: Круглого стола «Детские капризы и упрямство», Игротеки «Как провести выходной день с ребёнком», Тренинг «В школу собирайтесь», Квест «Родительские директивы» названные родительские собрания уже проведены в нашем учреждении. При разработке данных собраний необходимо продумать мотивацию родителей, их деятельность в ходе родительского собрания, участие в рефлексии и принятии решения. При этом необходимо учитывать, что современные родители грамотные, и они могут сами рассказать и предложить проблему и её решение. Поэтому необходимо помнить педагог и родители должны говорить не менее 50% на 50%. При проведении квеста «Родительские директивы» были продуманы станции, на которых родители говорили даже больше педагогов – это станция «Мы университетов не кончали», родители сами выбирали вопросы, сами на них отвечали, сами их комментировали, и только при подведении итога участвовали не только родители, но и педагог.

Выставки и конкурсы. Родители с инициативой откликаются на участие в конкурсах и выставках. Но их желание участвовать снижается, если они видят не заинтересованность педагогов (отсутствие красочного объявления, которое мотивирует детей и родителей к участию, отсутствие результатов конкурса, отсутствие награждения, благодарности вывешенной в приемной).

Хочется остановиться на методах активизации родителей при проведении фронтальных форм организации родителей:

1. Продумывание игровых упражнений, тренинговых упражнений на сплочение, сближение. Могут быть использоваться все игры, элементы тренингов, которые мы используем в работе с детьми.

«Назови себя» участники знакомятся по кругу, называя своё имя, при этом может передаваться предмет, который может вызвать приятную ассоциацию (кусочек меха, солнышко, цветок и т. д.)

«Снежный ком» участники знакомятся по кругу, называя своё имя, при этом следующий повторяет его и называет своё. И так по кругу. Последний называет имена всех участников.

«Ласковое имя» «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, кому мячик попадет, называет одно из своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто вам бросил мяч. Когда все назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно не перепутать и бросить мяч тому, кто вам его бросал первый раз и назвать его ласковое имя»

«Давайте поздороваемся» ведущий рассказывает о способах приветствия и принятых и шуточных. Затем предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной, локтем и т. д. или предлагаем придумать новый способ приветствия для сегодняшнего дня и поздороваться.

«Встаньте те, кто.» Воспитатель дает задание «Встаньте те, кто.». любит бегать,. имеет младшую сестру,. любит дарить цветы,. гуляет на природе и т. д.

«Передай улыбку по кругу»

«Пирамида любви» Каждый из нас, что-то или кого-то любит. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, работу. Расскажите, что или кого вы любите. А теперь давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову, что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей руки. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас пирамида, а все потому, что мы умеем любить, и сами любимы.

«Клеевой дождик» Встать в круг, руки на поясе друг другу и вот таким «паровозиком» (склеившими дождевыми каплями) начинают движение. По ходу движения можно давать задание (перепрыгни, пройти по дорожке, прыгаем на одной ножке и т. д.

«Крепкое рукопожатие» стоя в кругу поздороваться одновременно с соседом слева и справа.

«Плетём паутину» встать в круг и начать катать клубок, друг другу, при этом каждый оставляет у себя конец нити, получается паутина.

2. Продумать сколько будет групп, при подгрупповой форме работы. Какое оптимальное количество человек в группах, с какой целью идет деление, на какой период.

3. Продумать, как будет проходить деление на группы

— с помощью цвета (формы) (осенние листья, цветы и т. д.)

— с помощью блоков Дьенеша (цвет, форма, величина, т. е можно быстро создать новые группы (сначала по цвету, потом величина, затем форма).

— с помощью блоков Дьенеша, игра «Сложи предмет» (пейзаж, натюрморт) и т. д.

— с помощью игр «Займи место», «Зайкин домик», «Подводная лодка» и т. д.

— с помощью считалки

— с помощью стихотворения, песни «Раз словечко, два словечко, будет песенка.»

4. Продумать как активизировать в ходе деятельности:

— переход хода (по кругу,

— отвечаем вместе, парой,

— на каждое задание новый капитан (передается фуражка)

— инсценировка, обыгрывание педагогической ситуации

— игра «Ромашка», каждая группа работает над своим заданием, через определенное время группы меняются заданием передавая свои записи, следующая группа дописывает, вносит свои коррективы и так до тех пор пока листок с заданием не вернется в свою группу. Затем группа изучает, что дополнили и защищает свое задание. Остальные могут дополнять.

«Цветик семицветик» пофантазируем, на каждый лепесток чтобы вы хотели увидеть в детском саду, чтобы вы хотели изменить, как вы думаете о чем мечтает ваш ребёнок и т. д.

— круглый стол с заданиями в форме «Ромашки»

— квест — это увлекательная «живая» игра для команды из нескольких человек.

-любые игровые технологии.

5. Продумать как будет проходить итог, будет ли рефлексия, кто подводит итог, кто намечает планы на будущее и т. д. Для этого можно также использовать игровые технологии и элементы тренингов.

Необходимо проводить работу с родителями с дифференцированным подходом, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышая культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.

Необходимо активно сотрудничать с родителями, используя разные формы работы:

• нетрадиционные формы организации родительских собраний (квест, круглый стол, игра «Что? Где? Когда?» и т. д.

• мастер-классы,

• дни открытых дверей,

• совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,

• участие родителей в семейных конкурсах, выставках,

• организация совместной трудовой деятельности,

• наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,

• консультации,

• анкетирование,

• индивидуальные беседы и др.

Для эффективной работы с родителями необходимо начать с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Можно воспользоваться для этого наиболее распространёнными методами изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи. Все эти действия помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Источник

                АКТИВИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

 ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ИХ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 Педагогика должна стать наукой для всех –

и для учителей, и для родителей.

Сколько-нибудь успешная воспитательная работа

совершенно не мыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей.

В.А.Сухомлинский

Семья играет главную роль в жизни ребенка. Первыми, кто передает опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, прежде всего, его семья. Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.  Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям, своему отношению к детям и родителям. Основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьей — это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребностей делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

На основе исследований, современная психолого-педагогическая наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка.  Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» впервые за многие годы признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем дошкольном возрасте» [4].

На основе реализации ФГОС дошкольного образования отношение детского сада и семьи определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».  Главное для партнерства – понимание того, что без реализации его интересов, свой собственный интерес реализовать невозможно. Партнеры всегда взаимообусловлены. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным, что касается   педагогов, с другой – воспитатели ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами [5].

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возрастает.  Задачи, стоящие перед педагогом, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества и развития своих детей.

Процессы демократизации в системе образования, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия родителей и детского сада, создания необходимых условий для повышения педагогической культуры родителей. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, сохраняется позиция, когда   родители устраняются от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.  Не секрет, что многих родителей интересуют, в основном, вопросы питания ребенка, (что давали на обед, вкусно, почему опять каша и т.д.) Очень грустно осознавать, что родители принижают роль детского дошкольного учреждения, считают, что воспитатель призван только присматривать за детьми, пока родители на работе. Основная масса родителей не владеет в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей своего ребенка, а тем более принципами и способами личностного и интеллектуального развития.

Поэтому, на сегодняшний день, актуальной проблемой остается взаимодействие педагогов с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, распространение накопленного в этом направлении опыта. Это взаимодействие направлено на повышение педагогической культуры родителей, непосредственного участия в развитии своего ребёнка, потому что родители нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей.  И педагоги, и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей, при условии, если эти начинания будут интересны и актуальны жизненным особенностям самих родителей, отражать индивидуализацию семейного воспитания каждого воспитанника.

Семья и детский сад это два общественных института, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга и это непонимание неблагоприятно воздействует на ребенка, а мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями. Как сложно бывает порой достучаться до родителей, как нелегко объяснить родителям, что ребенок нуждается не только в питании и красивой одежде, он требует, чтобы с ним общались, учили его думать, размышлять, а в конечном итоге, просто активно существовать в окружающей его действительности, быть мобильным и востребованным в быстроизменяющемся современном мире. Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. Желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

У меня, как и большинства моих коллег, возникали большие трудности в работе с родителями. Посещение родительских собраний было незначительно, родители ничем не интересовались, объясняя свою позицию занятостью и отсутствием свободного времени.    Я задумалась, как же изменить такое положение, как заинтересовать родителей в совместной работе, как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, как сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса.  Анализируя различные формы взаимодействия родителей и педагогов  я искала такие формы, которые позволили бы помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми и воспитателями, формы, которые бы не оставили родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками общего воспитательного дела. Актуальность данного направления деятельности заключается в том, что существующие тенденции и требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требуют от воспитателя новых форм совместной деятельности с родителями.

    Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, значимых методов является проектная деятельность. Именно поэтому я решила использовать во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную  деятельность, которая как раз и позволяет решить все поставленные цели и задачи.  

Для скоординированной работы своей группы и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

1.Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2.Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

3.Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

4.Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

5.Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи, которые ставила перед собой — в первую очередь, обеспечить оптимальные условия для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей. Вторая, немаловажная задача, это обеспечение пространства для личностного роста всех участников взаимосотрудничества. Мне хотелось создать особую творческую атмосферу, привлечь родителей к участию в организации планирования и осуществление контроля за деятельностью нашей группы.

 Эта форма позволила нам  не только принимать активное участие в совместной деятельности, но и увидеть свои результаты. Она способствует эмоциональному сближению, формирует ценностный чувственный опыт. Метод проектов способствует вовлечению родителей в процесс обучения и воспитания, способствует их заинтересованности и активному участию в воспитательно образовательном процессе и созданию условий для нормального личностного развития ребенка в семье и детском саду.   

Свою работу по проектной деятельности я начала с группой детей младшего дошкольного возраста. С родителями, путём открытого опроса, определили наиболее актуальные направления деятельности, которые впоследствии были объединены в общую тему проекта, но с реализацией индивидуальных тем.  Совместно с детьми и родителями составили план реализации проекта по каждой теме. Затем согласовали способы совместной и самостоятельной деятельности (игры, наблюдения, экскурсии, совместное творчество, праздники, выставки). На собрании обсудили вопросы, связанные с организацией проектной деятельности. Все родители получили «домашнее задание», которое заключалось в сборе необходимой информации, оформлении материала в соответствии с темой проекта. Наши проекты назывались «Вместе с книгой мы растем», «Зимняя сказка», «Моя дружная семья».

Образовательный процесс мы решили реализовать на основе   событий, которыми живут дети группы. Проекты включали такие мероприятия, как «День открытых дверей», индивидуальные консультации, организация работы кружка «Тестопластика»,общие и групповые родительские собрания, консультации, круглые столы, занятия с участием родителей, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, оформление фотомонтажей, совместное создание предметно – развивающей среды, утренние приветствия, работа с родительским комитетом группы, беседы с детьми и родителями, родительские гостиные,

Наглядно – информационное направление:

родительские уголки, папки — передвижки «По Совету всему свету», семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон», фотомонтажы «Из жизни группы»,  фотовыставки «Моя бабушка — лучше всех», «Папа, мама, я — дружная семья»,

Досуговое направление:

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным.

Праздники: «Осень,осень, в гости просим!», «Для милых мам»,»Новогодняя сказка»,и т.д.

Развлечения «Семейные посиделки», «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком),  «Ай да бабушки!», «А ну-ка мамы!»и т.д.

Спортивные досуги:«Семья – здоровый образ жизни», «День Взросления» «Мой папа самый сильный».

Совместные походы «В мир прекрасного».

Тематические выставки работ, сделанные руками родителей и детей.

В результате нашей работы повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Особо следует отметить необходимость индивидуальных консультаций, которые помогали мне создавать тесный контакт с родителем, выяснять особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, моральные ценности семьи, предпочтения самих родителей. Родительские собрания носили характер обмена мнениями, родители делились опытом семейного воспитания. Тематика и форма проведения родительских собраний учитывала возрастные особенности детей, уровень образованности и заинтересованности родителей. Родители постепенно включались в жизнь группы: оказывали помощь в оформлении дидактических игр и пособий, предлагали помощь в оформлении группового помещения к празднику, предлагали тему выступления на собрании, присутствовали на педагогическом процессе, становились моими незаменимыми помощниками и союзниками. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя в рамках проекта способствовала установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполнила их жизнь творческой энергией, помогла в организации сотрудничества семьи и детского сада. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Считаю, что использование проектной деятельности дало определенные результаты: родители из пассивных наблюдателей буквально превратились в активных участников встреч, стали полезными помощниками педагогу, появилась атмосфера искреннего взаимоуважения. Мои родители стали проявлять интерес к жизни группы, у них возникло желание выражать восхищение результатами и продуктами как детской, так и совместной деятельностью,  родители научились эмоционально поддерживать своих детей. Вовлечение родителей в жизнь группы, их активное участие стало для них важно не только потому, что так хочет воспитатель, но и потому, что это необходимо для развития собственного ребенка.

Практическая часть реализации проекта позволила обогатить и разнообразить не только пространственно-предметную среду группового помещения, но сформировала у воспитанников чувства сопричастности с семьей, направленность на семейные ценности, культуры поведенческих реакций в череде сезонных изменений, событий.

Итак, технология проектирования, которую я считаю основой воспитательно-образовательного процесса, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения. Опыт работы взаимодействия с родителями через проектную деятельность показал, что в результате формирующего эксперимента меняется позиция родителей, стиль общения взрослого с ребенком, сами родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие родителей и педагога в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность ответственных взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они достаточно грамотны, информированы, но вместе с тем, очень заняты. Они не хотят никакой лишней информации, занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада и семьи.

А, применяя данную форму сотрудничества, воспитатель не только идёт в ногу со временем, но и отражает действительные запросы и интересы каждой семьи, каждого родителя. На мой взгляд, это и есть самый действенный метод положительного сотрудничества детского сада с семьями воспитанников. Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.

Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Белая К.Ю., ТеселкинаН.В.,Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И,, Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. М. Перспектива, 2013.
  2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. Центр педагогического образования, 2013.
  3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. Авт.сост.Н.М. Сертакова. Волгоград: Учитель, 2014.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (изм. от 03.08. 2018г).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).

6. Современные технологии обучения дошкольников / авт. сост. Е.В. Михеева. Волгоград: Учитель, 2014.

7.  Аристова Н.Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения                воспитательной функции. Семья как объект социальной политики. – М.: Наука, 1986. – 359 с.

8.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ.сред. и высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.

9.Макаренко. А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания : Учебное пособие. – М.: Знание, 1984. – 400 с.

10.Реан А.А. Развитие и социализация личности в семье. – Спб.: Питер, 2000. – 304 с.

 11. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. Дошкольное воспитание. 2003. № 3. Теоретическая статья о методе проектов в ДОУ.

12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Авторы — составители: Л. С. Киселева,

13.  Меркулова Т. В. Дубинина Е. А. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика. Москва. Школьная Пресса. 2010год.

14.  Тебенева Т. Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ
15. Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф— М.: Буки-Веди, 2013. — С. 41-42.

Источник