Адаптация ребенка к детскому саду общение речь эмоциональное развитие

Адаптация ребенка к детскому саду общение речь эмоциональное развитие thumbnail

Наступает время, когда ребенок идет в детский сад. Самый сложный период в жизни ребенка за все его пребывание в детском саду – период адаптации.

Для ребенка детский садик является неизвестным пространством, в котором его ждет новое окружение. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

У всех детей привыкание происходит по-разному, условно его можно разделить на три типа адаптации: 1 – легкая адаптация (длится 2-3 недели), 2 – нормальная (1-2 месяца), 3 – тяжелая (затяжная, более 2 месяцев).

Периоды адаптации

В адаптации ребенка к детскому садувыделяют острый, подострый и заключительный период. В остром периоде у малыша будут выраженные изменения его состояния (как физического, так и эмоционального). Нарушаются аппетит, сон, поведение.

Подострый период характеризуется постепенным освоением новой внешней среды. У детей улучшается аппетит, постепенно нормализуется сон. И только затем восстанавливаются социальные навыки и речь.

Адаптацию можно считать законченной, если у ребенка нормальный аппетит, сон, обычное активное поведение.

Необходимо знать…

Плач ребенка не является свидетельством его плохой адаптации.Некоторые малыши еще долго плачут при расставании. Главное, чтобы после вашего ухода поведение ребенка было обычным. Если кроха и по прошествии двух месяцев ни с кем не общается, негативно настроен к детям и воспитателю, не интересуется происходящим в группе – то у ребенка признаки тяжелой адаптации и требуется консультация детского психолога для решения этой проблемы.

Рекомендуется начинать посещение садика не ранее 3-4 лет, считается, что в этом возрасте малыш психологически созрел для расставания с мамой. Если вы вынуждены отдать ребенка в садик в более раннем возрасте, то необходимо уделять ему как можно больше персонального внимания, так как есть вероятность ослабевания связи «мама-ребенок».

Не должны совпадать с началом посещения детского сада другие существенные перемены (смена места жительства, появление в семье другого ребенка). Так как в этот период малыш испытывает серьезную стрессовую ситуацию, и лучше не подвергать его еще большим переживаниям.

Памятка для родителей

  • Рассказывайте малышу о детском садике в позитивном ключевыделяйте положительные моменты: множество друзей, интересные занятия, прогулки.
  • Поднимите ребенку самооценку, скажите, что он стал взрослым,и детский сад – это его работа, почти как у папы с мамой. Только не забывайте между делом мягко и ненавязчиво готовить малыша к трудностям. Чтобы его предвкушение сплошного праздника не разбилось о суровую реальность.
  • Не оставляйте малыша сразу на целый день, постепенно увеличивайте число часов пребывания в детском саду.
  • Не стоит сильно нервничать и показывать свою тревогу, когда отводите малыша в детский сад. Ребенок будет фиксировать и копировать ваше поведение.
  • Никогда не уходите незаметно, не предупредив малыша об этом, вы рискуете подорвать доверие к себе.
  • Всегда выполняйте обещания, которые вы даете ребенку. Малыш должен быть уверен, что если мама пообещала его забрать, то ничто ей в этом не помешает.
  • Дайте ребенку в детский сад его самую любимую игрушку,чтобы он ощущал себя более комфортно в первое время.
  • Забирая малыша домой, не следует демонстрировать ему свою обеспокоенность. О том, как он кушал, было ли ему грустно без вас, лучше спросить у воспитателя. Правильнее будет поинтересоваться, что нового узнал ребенок и с кем успел подружиться.
  • В выходные дни старайтесь придерживаться режима,установленного в детском саду.
  • Все время объясняйте чаду, что он для вас, как раньше, очень дорог и любим.
  • На время прекратите походы в многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач, лучше больше играть дома.

Скорость адаптации малыша в саду и его благополучное пребывание в социуме в большей степени зависит от усилий мамы и папы. Прислушивайтесь к вашему ребенку и старайтесь не слишком ограничивать его своей опекой, это позволит малышу быстрее стать самостоятельным и хорошо адаптироваться в коллективе. Ребенок, который хорошо адаптировался к условиям детского сада, гораздо легче пройдет период адаптации первоклассника к школе.

Список использованных источников:

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5.

  2. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. – М., 2008.

  3. Гринева, И.А., Жомир, М.Ю. Первый раз в детский сад. – Воронеж, 2007.

  4. Ильина, И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. – М., 2008.

К.В. Проскурина, ведущий специалист,

методист отдела психолого-методического

сопровождения

Источник

Роль общения в успешной адаптации ребенка

в детском саду.

(выступление на родительском собрании)

Наверное, редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в детский сад, не испытывает тревоги. Как примут малыша в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитательницей? Не будет ли он часто болеть? Но больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке. Эти тревоги и волнения имеют под собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом и физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из относительно замкнутого семейного пространства в мир широких социальных контактов.

Читайте также:  Развитие ребенка уроки для малышей

Если трехлетний ребенок, поступающий в детский сад, чаще владеет речью, некоторыми навыками самообслуживания, имеет некоторый опыт общения с взрослыми и испытывает потребность в детском обществе. То полутора-двухлетний малыш мене приспособлен к отрыву от родных более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте  адаптация к ДОУ проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требует определенных усилий и умений со стороны ребенка, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детский сад, зависит и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда в течение полугода), и дальнейшего развития малыша.

В настоящее время разработана система медицинской и педагогической помощи детям, поступающим в ДОУ. В нее в первую очередь включается работа с родителями по укреплению физического здоровья детей,  увязыванию домашнего режима дня с условиями новой среды. Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в жизнь группы, создавать для него особый эмоциональный комфорт и, если потребуется, проводить медикаментозную коррекцию его состояния.

Как правило, рекомендации такого типа связаны в основном с профилактикой заболеваемости детей и снижением их эмоционального дискомфорта, которые наиболее ярко заметны в период адаптации. Безусловно, указанные приемы важны и необходимы, однако они облегчают уже возникшее тяжелое состояние детей, но не затрагивают причин, порождающих его. Вместе с тем ясно, что гораздо важнее организовать уход за детьми и воспитание таким образом, чтобы свести к минимуму  осложнения адаптационного периода. В настоящее время не подлежит сомнению тот факт, что причина осложнения физического и психического состояния малышей имеет, прежде всего, психологическую природу и находится в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Это признают и медики, и педагоги, и психологи.

Конечно, физическое состояние ребенка от рождения до поступления в детский сад, некоторые врожденные особенности его психики, наконец, даже течение беременности матери, так или иначе, сказываются на ходе его развития. Однако эти факторы не имеют фатального значения и могут быть скорректированы в процессе воспитания. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только обеспечивать необходимый физический уход за малышом, но и способствовать наиболее полному развитию его психики. А так как психическое развитие ребенка изначально построено на определенных закономерностях взаимодействия его с взрослыми, необходимо знать эти закономерности и использовать их в практике семейного воспитания, чтобы создать условия для благополучного включения малыша в новую социальную среду. В каком бы возрасте родители не отдавали бы своего ребенка  в ДОУ, готовить его к этому моменту нужно с самого рождения.

Остановимся подробнее на том, что происходит с ребенком в период адаптации к детскому саду.

Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния малыша. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремиться к эмоциональному контакту с взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите: малыш отказывается от еды, она  может вызвать у него тошноту; в часы отдыха ребенок продолжает плакать.

Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется активность малыша и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему миру снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок  попадает в окружение сверстников и подвергается риску перекрестного инфицировании чужой вирусной флорой, нарушают реактивность организма, приводят к частым болезням. Известно, что наиболее сложно адаптация проходит у детей второго года жизни. Все негативные проявления выражены в этом возрасте более ярко, чем у малышей, пришедших в ясли после 2 лет, а период восстановления растягивается иногда на 2-3 месяца. На второй год жизни приходится наибольшее количество заболеваний. Результаты исследований показали, что труднее всего восстанавливаются игровая деятельность и взаимоотношения с детьми.

Вероятно, описанные выше симптомы огорчат многих родителей, которые собираются отдать своего ребенка  в детский сад в этом возрасте: семье предстоит встретиться с немалыми трудностями. Да, адаптация к новым условиям жизни неизбежна: будут слезы, капризы и простуды, но необходимо помнить, что взрослые  могут сделать этот процесс максимально безболезненным. Практика показывает, что адаптационный период протекает по-разному и многие дети достаточно быстро привыкают к новой социальной среде. В чем же причина разного переживания детьми новой ситуации и контрастного поведения в ней?

В раннем возрасте   у малыша постепенно изменяются отношения со взрослыми: на смену эмоциональному приходит деловое общение. Чем отличается эмоциональный контакт от делового, практического? Прежде всего тем, что эмоциональные отношения – это отношения избирательные. Они строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми.

Читайте также:  Упражнения для развития ребенка до года видео

Младенец первых месяцев жизни доброжелательно относится к любому взрослому. То уже со второго полугодия жизни малыши начинают четко различать своих  и чужих. Примерно в 8 месяцев у детей возникает страх или неудовольствие при виде незнакомых людей. Ребенок сторонится их, прижимается к матери, иногда плачет. Расставание с матерью, которое раньше происходило почти безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон.

Родители должны серьезно отнестись к появлению этих симптомов. Ведь если ребенок привыкнет общаться с матерью у него будут трудности при установлении контактов с другими людьми. По сравнению с эмоциональным общением, имеющим интимную, личностную основу, практическое взаимодействие не связано с привычкой к определенному человеку. Ведь в данном случае оба партнера действуют с предметом, который притягивает малыша к себе и заставляет забыть о том, что взрослый, находящийся рядом, ему мало знаком. Конечно ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если у него имеются средства налаживать деловые контакты, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим. Только он может быть залогом успешного вхождения ребенка в более широкую социальную среду и благополучного самочувствия в ней.  Но путь этот не всегда прост и, чтобы его пройти требуется  довольно много времени. Необходимо и внимание со стороны взрослых.

Затруднения, которые возникают у детей раннего возраста при общении с незнакомыми людьми, изменении привычной обстановки, проявляются иногда очень своеобразно. Психологи выявили особую форму поведения детей второго года жизни, которое наблюдается и в семье, и в детском коллективе. Эта форма получила название амбивалентного поведения, она встречается достаточно часто – примерно у 35% детей. Это одна из первых форм конфликтного поведения ребенка, которая в дальнейшем может закрепиться и в дошкольном возрасте проявляться, как робость, излишняя смущаемость и застенчивость, что также мешает установлению доверительных отношений с воспитателем. Поэтому важно вовремя разобраться в причинах негативных проявлений и устранить их. Амбивалентное поведение имеет также прямое отношение к вопросам адаптации.

Такой малыш немного робеет, ему непросто вступить в контакт  с взрослым, но в целом, казалось бы он положительно относится к старшим. Однако ребенок с амбивалентным поведением мене охотно взаимодействует с воспитателем, чем сверстник с однозначно положительным отношением. Такой ребенок, увлеченно играющий в присутствии близких людей, теряется при появлении незнакомых. Игра расстраивается, малыш начинает вести себя скованно, заторможено.

Серьезные трудности испытывают эти дети и в ситуации переключения из одной сферы взаимодействия в другую. Так при расставании с мамой малыш плачет, долго не может успокоиться, а встреча в конце дня бывает такой же бурной: ребенок бросается к ней, цепляется, как будто их хотят разлучить. Отношения же с воспитателем, как правило, при этом оказываются поверхностными. В течение дня ребенку недостает эмоционального тепла, в то время как его поведение свидетельствует о повышенной эмоциональной чувствительности и суженной сфере общения при выраженной избирательности в отношении родных.

Как правило, характер взаимоотношений с таким ребенком в семье сводиться в основном к эмоциональным контактам. Играют дома с ним мало, а если играют, то не активизируют его инициативу, самостоятельность. Среди детей с амбивалентным поведением особенно много избалованных и заласканных. Поэтому в ДОУ, где воспитатели не могут уделять им столько же внимания, они чувствуют себя неуютно, одиноко.

Недостаточно высок и уровень развития игровой деятельности у детей с амбивалентным поведением. В основном эти манипуляции с игрушками в одиночку или рядом с взрослым, или сверстником. В семье игра ребенка  не связана с общением. Взаимодействие с близкими осуществляется только на эмоциональном уровне, а играет малыш чаще всего один. Отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие с взрослыми, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении затрудняют взаимоотношения ребенка с взрослыми, которые окружают его в детском саду. Ведь установить эмоциональный контакт с посторонним человеком, не являющимся объектом привязанности, трудно. Да и воспитатели не всегда идут навстречу ребенку. А накопление неудач такого рода вызывает у него постоянную робость, опасение и одновременно с этим все большее желание общаться.

Характерной особенностью детей , которые с большим трудом привыкают  к условиям детского сада, является слабая сформированность действий с предметами, которые осуществляются преимущественно на уровне манипуляций. Трудноадаптирующиеся дети не умеют сосредоточиваться  на игре, малоинициативны в выборе игрушек, нелюбознательны. Малейшая трудность вызывает у них нежелание играть, капризы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты и предпочитают им эмоциональные.

Расширение круга общения в домашней обстановке воспитывает в ребенке доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть  к новому окружению.

Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Он должен знать, что с игрушками следует обращаться бережно, а после окончания игры убирать их на место. Приучение к порядку лучше осуществлять в игровой форме.

Разумеется, необходимо обучать ребенка и умению пользоваться предметами обихода, постепенно приучая его к самообслуживанию как разняться в этом отношении дети одного итого же возраста в ясельной и младшей группах. Одни сидят и ждут пока их оденут или покормят, другие сами старательно пытаются сделать это самостоятельно. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют, вряд ли сделают ребенка довольным своим пребыванием  в детском саду.

Читайте также:  Художественно ручной труд как средство развития личности ребенка

Таким образом, если малыш любит играть со взрослыми, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-то делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет просьбы старших и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам – можно быть уверенным что адаптации пройдет быстро и почти безболезненно.

ОН  ГОТОВ  К НОВЫМ  ИЗМЕНЕНИЯМ  В СВОЕЙ  ЖИЗНИ.

Источник

Надежда Шадрова
Особенности речевой активности в период адаптации

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Изменения речевой активности детей при поступлении в дошкольные образовательные учреждения относятся к параметрам оценки социальной адаптации воспитанников.

В этот период особое значение имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения и их речевые умения и навыки.

Есть дети,которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к няне, чтобы узнать о чем-нибудь, обратить внимание взрослого на свою одежду, «достижения» в игре и т. д., спокойно отдают игрушку или берут игрушку, протянутую другим ребенком.

Другие дети сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза.

Есть и такие дети, которых общение с воспитателями пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступать в контакт.

По присущим детям различиям в поведении и потребности в общении в период социальной адаптации можно условно выделить три группы.

Первая группа — это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа — это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа — это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении с взрослыми. Речевая активность такого ребенка является выражением повышенного стремления к разговору, активизации внимания, преобладания положительного эмоционального тонуса, повышенного интереса к окружающей среде — повышенной умственной активности.

Из практики хорошо известно, что в процессе адаптации детей к ДОУ и при переходе ребенка из одной среды в другую происходят неблагоприятные для его развития изменения в поведении и психике.

Исследований, посвященных изменениям в речи детей раннего и младшего дошкольного возраста при их адаптации к новой среде, очень мало. В частности, доказано, что в первую неделю посещения как ясельной, так и младшей группы детского сада проявление речевой и игровой активности у детей резко снижается (в среднем, на 73 %). Даже при условии перехода детей во вторую младшую группу через месяц после их перехода все данные являются более низкими по сравнению с данными, полученными у этих же детей в яслях. Эти разработки представляют особую актуальность и значимость для практики. Вопрос о более быстрой и более легкой адаптации детей при переходе из одной среды в другую, вопрос о преемственности в обучении родному языку между яслями и младшей, средней группой детского сада вытекает из необходимости обеспечения высокоэффективного процесса развития и воспитания.

В связи с этим нельзя не упомянуть о результатах исследований Н. Д. Ватутиной, касающихся анализа изменения речевой активности детей в адаптационный период.

Согласно данным исследования, в этот период происходит изменение содержания потребности в общении.Оно проходит в 3 этапа:

— Потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем. •

— Потребность в общении с взрослым как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем.

— Потребность в общении с взрослым на познавательные темы и в активных познавательных действиях.

Дети первой группы должны пройти все три этапа на практике. Их потребность на первом этапе привыкания в ласке, внимании, просьбу взять на руки и т. д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей происходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3 месяцев). Поэтому на данном этапе основной задачей воспитателя должно стать подведение ребенка ко второму этапу привыкания.

С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве с взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность протекания этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.

Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.

Дети второй группы, соответственно, проходят два этапа в процессе привыкания к условиям дошкольного учреждения (от 7 до 20 дней).

Источник