Абилитация ребенка с отклонениями в развитии

Термин «реабилитация» означает восстановление способности, пригодности к труду. По отношению к детям с ограниченными возможностями, инвалидам детства термин «реабилитация» неправомерен, поскольку речь идет о создании социальной пригодности и способности, поэтому применительно к детям употребляется понятие «абилитация». В дословном переводе с латыни абилитация — это приобретение способности к чему-либо. В отношении детей с врожденными и рано приобретенными нарушениями развития речь идет не о возвращении способности, а о первоначальном ее формировании. Л.С. Выготский отмечал, что само действие дефекта всегда оказывается вторичным, отраженным: своего дефекта ребенок непосредственно не ощущает, но воспринимает те затруднения, к которым тот приводит. Непосредственное следствие — снижение социальной позиции ребенка по сравнению с другими детьми. Такой ребенок в процессе приспособления к социальной среде будет сталкиваться с препятствиями и трудностями, и это повлияет на формирование его характера. Система формирования способов действий у ребенка с врожденным дефектом должна пониматься как реакция, как ответ на трудности приспособления к социальной среде. Системный характер строения человеческого сознания предполагает, что нарушение одного его компонента на определенном этапе неизбежно скажется на остальных, поэтому формирующаяся личность особого ребенка подвержена изменениям. Анализ субъективных, личностных критериев отклоняющегося развития детей провел словацкий исследователь И. Кулка.
1. Если у аномального ребенка потребности длительное время не удовлетворяются, это приводит к переживанию неудовлетворенности, которая оказывает на развивающуюся личность деструктивное влияние.
2. Хроническое переживание страха, тревог, стрессы и различного рода фрустрации, которым подвержены дети с различными дефектами, приводят к формированию неадекватной самооценки.
3. Дефект может привести к неустойчивой саморегуляции ребенка.
4. Аномальный ребенок повышенно зависим от своего социального окружения, поэтому протекционистское (покровительственное) воспитание оказывает на него деформирующее воздействие.
5. У детей с сенсорными и интеллектуальными дефектами адекватность восприятия действительности не может быть достигнута полностью в силу специфики их нарушений, хотя всегда существуют предпосылки для компенсации со стороны здоровых, неповрежденных органов и систем.
6. В результате включения защитных механизмов у аномальных детей часто встречается деформация самопознания. Повышенная тревожность приводит к формированию комплекса неполноценности в процессе самопознания или, наоборот, к сверхкомпенсации. Поэтому целостность личности аномального ребенка обычно не достигается в достаточной мере, причем обе тенденции могут наблюдаться одновременно.
7. У аномальных детей и подростков толерантность к фрустрации снижена из-за недостатка доверия к себе и недооценки себя.
8. Пониженная устойчивость к нагрузкам у аномальных детей обусловлена хроническим накоплением стрессовых ситуаций, которые влияют на формирование целостности личности, уравновешенность психических процессов и сознательную регуляцию деятельности. Аномальный ребенок склонен к уединению, «уходу в себя», ощущает беспомощность и безысходность, порождающие тревожность, иногда переходящую в панику.
9. Аномальные дети плохо приспосабливаются к среде из-за своего дефекта и связанной с ним ограниченностью возможностей включения в нормальную общественную жизнь.
10. Таким детям сложно самореализоваться, поскольку уже из самого дефекта следует определенная недостаточность и несовершенство возможностей для полноценной жизни.
11. У аномальных детей и подростков сужается сфера интересов и потребностей, снижается общая активность, ослаблена мотивационная сфера, доминирует мотив избегания неудач. Поэтому в отношении таких детей недопустим статичный подход к их личностным характеристикам и внутриличностным процессам. Нарушения в их психической деятельности имеют динамику, соответствующую развитию ребенка в онтогенезе, т.е. следует учитывать сразу две переменные — динамику нарушений психической деятельности и динамику ее формирования, обусловленную созреванием мозговых структур. В целом же учитываются и возрастные, дизонтогенические и индивидуальные типологические особенности.
Источник
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы проведения абилитации детей раннего возраста, показана ее необходимость и актуальность. На основе изложенного материала автором предлагается структура абилитационной программы, ее задачи, содержание и пути реализации. Статья адресована широкому кругу читателей. Она будет интересна, в первую очередь, родителям детей раннего возраста с отклонениями в развитии и детям, относящимся к группе риска, а также врачам, педагогам, психологам, учителям-дефектологам, логопедам, инструкторам по лечебной и адаптивной гимнастике.
Важным условием сохранения детского здоровья является повышение качества абилитационной помощи с первых месяцев жизни ребенка. Эта задача должна быть решена путем раннего выявления детей с нарушениями развития, современной диагностики характера повреждений, а также с помощью мониторинга развития ребенка в первые месяцы его жизни для определения темпов и особенностей развития, индивидуальных компенсаторных возможностей организма, разработки абилитационного маршрута.
Многие ученые обращают внимание, что у детей в раннем периоде даже небольшие отклонения в развитии оказывают не только существенное влияние на общее состояние здоровья, но и могут существенно затруднять социализацию ребенка.
Актуальность проблемы раннего сопровождения детей с психомоторными нарушениями развития связана с малочисленностью Центров помощи в регионах, необходимостью подготовки специалистов высокого уровня в смежных областях специальной педагогики, психологии и медицины, а также недостаточной информированностью родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
Нередко можно наблюдать, что матери не могут принять ребенка с нарушением таким, какой он есть, адекватно способствовать его развитию. Зачастую родители не готовы слышать информацию от врачей об отставании в развитии ребенка, не следуют рекомендациям обратиться за дальнейшей диагностической и консультативной помощью к специалистам. Сохраняется ситуация, когда помощь детям раннего возраста с психомоторными нарушениями ограничивается только медицинскими мероприятиями.
Большой процент врачей не направляет родителей к дефектологу, предполагая, что в раннем возрасте коррекционная работа не проводится или является неэффективной.
Перед обществом и государством сегодня стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития навыков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их абилитации.
Рассмотрим значение термина «абилитация», который часто применяется в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста физическими или психическими дефектами.
В переводе с английского habilitation означает буквально «предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей».
Понятие абилитации является близким по значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации (normalisation). В медицинской литературе понятие абилитации часто дается в сравнении с понятием реабилитации.
По Л.О. Бадаляну:
Абилитация – (термин «абилитация» происходит от латинского habilis — удобный, ловкий, приспособительный) это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.
Об абилитации в целом следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. Такой ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни.
Термин «абилитация младенцев» применяется к детям в возрасте до трех лет. В отношении детей более старшего возраста и взрослых, которые уже имели опыт жизни в обществе, принято употреблять термин «реабилитация».
О необходимости проведения лечебно-педагогической коррекции психической, двигательной, речевой сферы речь заходит тогда, когда у грудничков выявляются поражения нервной системы — внутриутробные, травматические, воспалительные и ряд других, а также черепно-мозговые травмы, полученные во время родов.
В возрасте от года до трех к вышеперечисленным факторам присоединяются травмы спинного и головного мозга, дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем, осложнения после энцефалита, менингита, полиомиелита, арахноидита. В большинстве случаев у детей раннего возраста самой частой причиной необходимости проведения абилитационных мероприятий являются поражения нервной системы, приводящие к формированию синдромов детского церебрального паралича.
Необходима эффективная организация всего комплекса лечебно-педагогических и социальных (в широком смысле) средств. Важно обеспечить преемственность этапов восстановительных мероприятий. Лечение должно быть своевременным и длительным.
Поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой.
Например, в случае, если дети с церебральным параличом и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми-одиннадцати лет.
Чрезвычайно важно начинать комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий уже на первом году жизни.
Итак, из определения понятия «абилитация» абилитационную работу можно обозначить как систему медико-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение, лечение, коррекцию отклонений в развитии детей раннего возраста, еще не адаптированных к социальной среде.
Основной задачей, стоящей перед службой ранней помощи, является:
- максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка;
- максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения;
- обязательное включение родителей в процесс раннего обучения и их подготовка.
В рамках решения этой задачи и исходя из личного опыта работы в отделении раннего вмешательства, абилитацию детей возможно проводить в следующей последовательности:
- Детальное обследование новорожденных неонатологом, неврологом, генетиком с регистрацией всех параметров ребенка в паспорте новорожденного. Выявление детей группы риска.
- Подробное изложение в истории болезни диагностических и коррекционных мероприятий в отношении к ребенку с особенностями развития в период младенчества (до 1 года). Отмечаются показания психолога, педагога-дефектолога, логопеда, инструктора по лечебной гимнастике и т.д. Индивидуальный маршрут ребенка.
- Дифференциальная диагностика с определением прогноза развития и адекватной коррекционной работы с детьми от 0 до 3 лет в условиях соответствующего детского учреждения.
Итогом успешной абилитации станет осуществление комплексного взаимодействия специалистов: медиков, педагогов, юристов, социальных работников. Причем самыми важными и определяющими для успешного развития ребенка будут являться первые два-три года жизни.
Абилитация – процесс сложный и долгий, поэтому очень важно найти грамотных специалистов, рука об руку с которыми родителям предстоит пройти весь этот тернистый путь. Задача врача – подобрать медикаментозное лечение, позу, если речь идет о детях с ДЦП, выполнять массаж, физио- и ортопедические процедуры, обучать ребенка фиксировать взгляд и т.д.
Основной целью работы педагога-дефектолога является формирование личности ребенка, а также развитие восприятия, тренировка памяти и внимания, совершенствование речевой функции. Общая цель врачей, педагогов и родителей – максимально развить у ребенка интеллект, речь и другие психические процессы.
В настоящее время существуют специальные центры абилитации младенцев, где родителям помогают максимально решить проблемы ребенка-инвалида раннего возраста, а так же детям , относящимся к группе риска по здоровью (часто болеющие, недоношенные дети и т.д. )
На сегодняшний день рождаемость и процент детей с ограниченными возможностями здоровья и развития остается достаточно большим. Соответственно многие специалисты проявляют интерес к различным аспектам абилитационной деятельности. Хочется верить, что вопросы оказания ранней комплексной помощи детям раннего возраста не останутся без внимания и будут решаться. И в итоге абилитация младенцев займет достойное место в реализации всего комплекса лечебно-педагогических мер, применимых к детям раннего возраста.
Мокеева И.Г.
Учитель-дефектолог/ логопед
Loading …
Источник
Шкатова Евгения Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и детской речи института детства новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск
ВГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Новосибирская область, Октябрьский район
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является раннее выявление нарушений в развитии детей раннего возраста и своевременно оказанная адекватная помощь ребенку и его семье. Особое значение имеет комплексная индивидуально-ориентированная помощь на ранних ступенях развития.
В настоящее время сформировано научно-теоретическое обоснование необходимости включения ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии в возможных пределах в систему мероприятий, направленных на формирование двигательных стереотипов, гностико-практических и речевых функций, на овладение навыками самообслуживания.
Первоначальное формирование способности к чему-либо, преимущественно у детей раннего возраста с отклонениями в развитии определяется как «абилитация».
И.П. Чепурышкин приводит рабочее определение понятия абилитации как адаптивно развивающей деятельности, стимулирующей потенциальные возможности детей с дефектами развития и направленное на формирование оптимальных навыков социальной адаптации, на создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т.е. возможности личности реализоваться в данном сообществе [5].
Нарушение развития означает существенные отклонения от нормативных (типичных) образцов развития и является последствием тех или иных изменений в состоянии здоровья или неблагоприятного влияния среды.
При отсутствии факта и момента утраты определенных функций у ребенка с отклонениями в развитии абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной и речевой сферы детей младенческого возраста.
Абилитация рассматривается как процесс, направленный на развитие потенциальных возможностей детей, обучение тому, чего дети пока не знали и не умели (З.Н. Нуртдинова).
Абилитация детей с умственной отсталостью является стимуляцией потенциальных возможностей психики и моторики ребенка, исправлением дефекта его развития, лечением сопутствующих сомато-неврологических нарушений в эмоционально-волевой сфере с целью формирования навыков социальной адаптации. Ребенок с отклонениями в развитии, получивший помощь в раннем возрасте получит вероятную возможность активно действовать в адекватно организованном пространстве.
Поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновосстановимой [5]. Накопленный опыт в России и за рубежом свидетельствует о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни ребенка, исключая медико-педагогическую запущенность в развитии детей с отклонениями в двигательном, психическом, речевом развитии.
Решение проблем раннего возраста позволяет предупредить проблемы старших возрастов.
Проведенные исследования (Н.Д. Шмашко, Т.В. Николаева) в области раннего выявления и комплексной медико-психолого-педагогической коррекции нарушенной слуховой функции доказали особую значимость ранней коррекционной работы в неслышащими и слабослышащими детьми, имеющие и другие дополнительные нарушения развития (грубое нарушение зрения, интеллекта, опорно0двигательного аппарата и т.п.) [2].
Развитие служб ранней помощи рассматривается как одно из самых приоритетных направлений. Современные исследования в области раннего выявления нейробиологических предпосылок задержек или нарушений психоречевого развития может повысить эффективность их компенсации, способствовать развитию сенсорно-перцептивной и речевой деятельности, психической активности ребенка, усвоению социального опыта (Л.А. Рожкова).
Разработаные стандартные требования к организации деятельности службы раннего вмешательства регламентируют деятельность службы по оказанию помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском их возникновения и их семьям [4].
В процессе реализации абилитационного направления Л.М. Шипицина, Е.В. Казакова рекомендуют опираться на базовые принципы и принципы теории педагогической поддержки [2].
Базовые принципы теории сопровождения (рекомендательный характер) включают:
· приоритет интересов сопровождаемого;
· непрерывность сопровождения;
· мультидисциплинарность сопровождения.
Принципы теории педагогической поддержки:
· согласие на помощь;
· опора на наличие силы и потенциальные возможности;
· вера в возможности;
· ориентация на способность самостоятельно преодолевать трудности.
В стандартных требованиях также установлены варианты отставания или нарушения функций:
· крупная моторика;
· тонкая моторика;
· сенсорное восприятие;
· когнитивная область;
· коммуникация;
· адаптивное поведение (навыки самообслуживания, социальные навыки).
К основным факторам риска отставания в развитии отнесены:
1) установленный риск, связанный с наличием специфического медицинского диагноза или синдрома;
2) социальный риск (социальная депривация);
3) биологический риск.
Основополагающим в реализации программы раннего вмешательства является скоординированность услуг, направленных на развитие всех сторон развития и жизни ребенка в соответствии с его потребностями.
На основе данного положения обозначен основной состав междисциплинарной команды службы раннего вмешательства: педиатр развития, физический специалист (специалист по физической реабилитации), специальный педагог, специалист по ранней коммуникации, психолог, специалист по социальной работе, эрготерапевт, специалисты по оценке зрения и слуха и др.
Для деятельности каждого специалиста определены не только базовый уровень образования, но и наличие дополнительной квалификации, перечисленны компетенции, определены направления и формы работы [2].
В основе процесса сопровождения выделены пять этапов. Каждый этап имеет свою цель, свои задачи, направления.
На диагностическом этапе рекомендуется избегать «соблазна» гипердиагностики, придерживаться «презумпции нормальности». В процессе диагностики необходимо:
1) выработать логику проведения диагностического исследования, проанализировать социальную ситуацию развития;
2) зафиксировать сигнал проблемной ситуации;
3) выявить настораживающие признаки неблагополучия.
Поисковый этап включает сбор информации о путях и способах решения проблем, проверку гипотезы о зоне ближайшего развития, информирование всех участников проблемной ситуации о возможностях и перспективах развития, возможности её адаптации.
В процессе реализации консультативно-проектного (договорного) этапа проводится обсуждение возможных вариантов решения проблемы, позитивных и негативных сторон разных решений, строятся прогнозы эффективности, осуществляется выбор методов, распределение обязанностей, определение последовательности действий, уточнение сроков исполнения и возможность корректировки планов.
Деятельностный этап сопровождения самый трудный и ответственный должен обеспечивать достижение желаемого результата. Специалисты координируют работу всех участков, оказывают помощь по реализации наиболее сложных пунктов плана.
Работа строится по принципу совместно-разделенной деятельности.
Период осмысления результатов деятельности службы по решению той или иной проблемы – рефлексивный этап.
Результаты деятельности службы по решению той или иной проблемы осмысливаются на рефлексивном этапе.
Для каждой возрастной группы раннего возраста определены возможные состояния реакций, функций, навыков и т.д.
В возрасте от 0 до 1 года важным является определение таких состояний, как:
· слуховое восприятие;
· ориентировочные реакции;
· нахождение источника звука;
· различение голосов, интонаций, мелодий;
· узнавание своего имени;
· зрительное восприятие (фиксация прослеживания, зрительное сосредоточение, рассматривание предмета в руке, поисковые движения, узнавание знакомого предмета, лица);
· состояние развития общих движений, предметной деятельности;
· навыки самообслуживания;
· социальное развитие.
От 1 года до 3 лет определяются:
· состояние сенсорного развития;
· развитие общих движений;
· формирование предметной деятельности;
· предпосылок игровой деятельности;
· особенности речевого, языкового и коммуникативного развития.
Научно-теоретические подходы и практический опыт позволяют говорить о необходимости абилитации детей раннего возраста с отклонениями в развитии, т.е. проведения медико-психолого-социально-педагогических и логопедических мероприятий по формированию социально-психолого-педагогических новообразований.
1. Абилитация и реабилитация, Невропатология и психиатрия. – Электронный ресурс.
2. Александрова, Н.А. Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. [текст] / Н.А. Александрова, Е.Р. Баенская, Т.А. Басилова, М.Э. Бернадская и др. ; под общ. Ре. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная Пресса – 2012.
3. Система подготовки и усовершенствования кадров в области реабилитации, концепция совершенствования медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства (утв. Приказом Минздрава РФ от 25 ноября 2003 г. № 567)
4. Стандартные требования к организации деятельности службы раннего вмешательства / Аксенова О.Ж., Баранова Н.Ю., Емец М.М., Самарина Л.В. – Санкт-Петербург, 2012 г.
5. Чепурышкин, И.П. К вопросу о сущности понятия «абилитация» как педагогический феномен / Чепурышкин И.И. Актуальные проблемы современной педагогики: материалы международной заочной научно-практической конференции (15 февраля 2010 г.). Электронный ресурс. – URL::
Дата добавления: 2016-12-05; просмотров: 1009 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник