5 упражнений по развитию памяти у ребенка от 3 до 7 лет нии эврика
Память и внимание — важнейшие психические функции, участвующие в интеллектуальном развитии ребёнка. Тренировать их нужно уже с младшего дошкольного возраста. Независимо от того, какие развивающие методики вы предпочтёте, какие дидактические материалы выберете и каким стилям воспитания будете следовать, без способности ребёнка запоминать объекты, хранить их в долговременной памяти и при необходимости воспроизводить эффективного обучения не получится. При этом очень важно, чтобы упражнения на развитие памяти соответствовали возрасту маленького ученика.
Особенности памяти ребёнка 3-4 лет
- Как и прочим психическим процессам, памяти в этом возрасте недостаёт произвольности. Доминирует непроизвольное запоминание.
- Важную роль играет двигательная и наглядно-образная память.
- Из 10 предложенных слов ребёнок запоминает, как правило, 2.
- Из 10 предметов запоминается не более 4-х.
- Запоминаются объекты, которые вызвали живой интерес и яркие эмоции, но они отлично сохраняются долговременной памятью.
Для родителей важно понять: в младшем дошкольном возрасте ребёнок отлично запоминает, но запоминает только то, что ему интересно. Поэтому раннее развитие даёт отличные результаты в воспитании юного интеллектуала и эрудита, но лишь в том случае, когда занятия выстраиваются в форме увлекательной игры, с учётом индивидуальных особенностей конкретного малыша.
Мы предлагаем внимательным мамам и папам, которые хотят вырастить успешного и счастливого наследника, простые упражнения на развитие памяти.
Упражнение 1: «Пошла Муха на базар»
Замечательные, ритмичные, богатые выразительными живыми образами стихи Чуковского знают и любят все. Мы предлагаем вам взять за основу упражнения для развития памяти строчку из чудесной «Мухи-Цокотухи».
Вам понадобятся 8–10 разных предметов. Это могут быть игрушки, например:
- плюшевый мишка;
- резиновый пупс;
- вертолётик;
- машинка большая;
- машинка маленькая;
- кукла;
- игрушечный чайник;
- кубик.
На прогулке можно использовать игрушки, которые вы взяли с собой, сумку, салфетки, подручный материал (шишки, камешки и пр).
Разложите предметы перед малышом и произвольно назовите несколько из них. Делайте это в таком формате:
- Пошла Муха на базар и купила мишку;
- Пошла Муха на базар и купила кубик;
- Пошла Муха на базар и купила вертолётик.
А теперь попросите ребёнка собрать в корзинку для покупок всё, что «купила Муха». Постепенно упражнение можно усложнять:
- Увеличивать количество покупок;
- Просить складывать в корзинку предметы строго в том порядке, в котором их покупала Муха;
- Называть предметы, которых нет среди выложенных (проверка реакции ребёнка на нестандартную ситуацию, его внимательности и находчивости).
Упражнение 2: «Добрый волшебник»
Все дети любят волшебников. Они с надеждой ищут под подушкой гостинчик от Николая, а в Новый год старательно разучивают стишки для Дедушки Мороза. Предложите крохе помочь волшебникам собрать мешок с подарками для детей.
Для игры вам понадобится вместительный мешок. Можно использовать цветастую наволочку, детский рюкзачок и даже любой пакет — главное, чтобы содержимое не просматривалось.
Положите в мешок 8–10 разных предметов, знакомых ребёнку.
А теперь попросите кроху назвать предметы, которые лежат в мешке.
Как вариант: вы называете произвольный предмет, а ребёнок должен ответить, есть такой в мешке волшебника или нет.
Оформить это можно следующим образом:
— Ваня хочет вертолётик! Он есть у доброго волшебника?
— Дааааа!
— Таня хочет пупсика. Танечка получит свой подарок?
— Нееееет!
Чтобы игра стала ещё увлекательнее, можно придумать поощрения за каждый правильный ответ — например, маленький сувенирчик, мамин поцелуй и пр. Можно договориться так: за каждый правильный ответ мама должна прыгнуть три раза, за каждый неправильный три раза прыгает малыш. Таким образом мы вносим в упражнения на развитие памяти ещё и элементы физического развития.
Упражнение 3: «Повторюшкин»
Игра в повторялки — отличное упражнение на развитие двигательной памяти. Правила можно менять, вносить свои корректировки, подстраивать условия под количество игроков. Суть развивающей игры состоит в том, что ребёнок должен повторить за взрослым несложные движения:
- хлопаем в ладоши;
- топаем ножками;
- прыгаем;
- приседаем;
- крутимся на месте;
- бегаем самолётиком (с расставленными в стороны ручками).
Играть можно под музыку, тогда у нас уже получается свой собственный танец. Движения можно сопровождать стишками, усложняя упражнение и расширяя диапазон его развивающего воздействия.
Упражнение 4: «По образцу»
Для этого упражнения удобно использовать обычные счётные палочки. Если их нет, подойдут любые — веточки, карандаши, коктейльные трубочки. Иногда советуют вместо счётных палочек использовать спички, но мы не разделяем такие рекомендации, полагая, что не стоит нарушать истинность аксиомы «Спички детям не игрушки».
Выложите из палочек несложный рисунок:
- геометрическую фигуру;
- цветочек;
- домик;
- цифру;
- букву.
Попросите малыша повторить рисунок по образцу. В усложнённом варианте ребёнку предлагается изучить рисунок, затем конструкция разбирается, и кроха должен воссоздать её по памяти.
Можно превратить это упражнение на память в задание на развитие воображения: попросите малыша создать картину из заданного числа палочек.
Упражнение 5: «Угадайка»
Отличная игра на тренировку тактильной памяти. Помимо памяти, это упражнение (впрочем, как и упражнение 4) развивает ещё и мелкую моторику. Суть проста до безобразия: завяжите ребёнку глаза и поочерёдно вкладывайте в ручки самые разнообразные предметы. Кроха на ощупь должен угадать, что это. Если не получается назвать предмет, помогите ребёнку описывать свои ощущения, задавая ему наводящие вопросы:
- Это большое или маленькое?
- Оно тёплое?
- Этот предмет мягкий?
Чем больше ощущений, тем веселее и, что немаловажно, полезнее получится занятие. Пусть малыш узнаёт на ощупь:
- любимца публики кота ваську;
- застывшее желе;
- лист бумаги;
- папу;
- пластмассовый кубик;
- шерстяной носок.
«Угадайку» можно превратить в семейное развлечение, которое станет прекрасным вариантом совместного досуга.
Советы «Эврики»
- Не бойтесь менять предложенные правила — вплоть до полного преображения упражнений в нечто новое.
- Никто не знает вашего ребёнка так хорошо, как вы. Смело приспосабливайте предлагаемые упражнения под вашего малыша.
- Не обязательно преподносить упражнения как занятия. Называйте их игрой. Это вполне соответствует действительности, но для детского слуха звучит гораздо привлекательнее.
- Играйте-упражняйтесь в любое удобное время. Развивать память можно во время прогулки на детской площадке или по дороге в детский сад, во время паузы между другими занятиями или в несколько свободных минут перед сном.
- Упражнения на развитие памяти стимулируют внимательность, равно как и наоборот: развивая внимательность, вы работаете над памятью ребёнка. Поэтому не лишним будет узнать, какие упражнения помогают развить внимание в 3-4 года.
Наслаждайтесь родительством, проводите время с ребёнком с пользой и удовольствием для всех членов семьи! «Эврика» всегда поможет!
Источник
Память, как и внимание, одна из важнейших психических функций, качеством которой во многом определяется успешность человека во всех сферах бытовой и профессиональной жизни. Развивая память с дошкольного возраста, вы закладываете прочный фундамент, на котором будет построена отличная учёба ребёнка в школе и вузе, его блестящая карьера и грамотно спланированная личная жизнь. «Забыл», «пропустил», «опоздал», «потерял» — действия-паразиты, которые, как щепка огня, боятся крепкой, ясной, твёрдой памяти.
В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) любые развивающие занятия демонстрируют максимальную эффективность, если организованы в игровой, увлекательной и понятной для ребёнка форме. Какие игры развивают память? На самом деле их очень и очень много. Приведём здесь лишь некоторые, чтобы подстегнуть вашу родительскую фантазию на самостоятельное творчество в этом направлении.
Упражнение 1: Запомни цвет
Отличное упражнение для тренировки памяти и цветового восприятия. Чтобы провести занятие, надо немного подготовиться: вырезать из плотной цветной бумаги прямоугольники. Используйте только основные, хорошо знакомые ребёнку цвета. Например:
- зелёный;
- жёлтый;
- синий;
- красный;
- белый
По желанию, ориентируясь на возможности своего ученика, вы можете добавлять цвета: коричневый, фиолетовый, голубой, розовый и пр. Но в этом случае перед вводом в упражнение новой цветной карточки убедитесь, что малыш способен идентифицировать этот колер. Иначе развивающая составляющая, направленная на тренировку памяти, теряется.
Карточки готовы? Вы и малыш тоже? Тогда начинаем.
Вариант 1
Вы один за другим берёте прямоугольники из стопки, выкладываете их на стол и комментируете:
- Синий — Красный — Жёлтый…
Так вы стимулируете сразу и зрительную, и слуховую память.
Когда перед ребёнком лежат все подготовленные карточки, позвольте ему в течение 15 секунд внимательно посмотреть на последовательность. А затем накройте цветной «паровозик» листом бумаги и попросите ребёнка рассказать, в какой очерёдности были расположены его цветные «вагончики».
Вариант 2
А теперь чуть сложнее. Вы заблаговременно выкладываете бумажки на стол и накрываете их непрозрачным листом. Когда всё готово, приглашаете малыша к столу и открываете перед ним последовательность. 15 секунд смотрим, запоминаем и закрываем прямоугольнички снова.
- А ну-ка, как на этот раз получится справиться с заданием? Ведь теперь работала только зрительная память!
Вариант 3
Ребёнок запоминает последовательность цветных прямоугольников, которую через 15 секунд скроют от его взора. Теперь ему надо повторить цветной шаблон, нарисовав соответствующие прямоугольники цветными карандашами.
Вариант 4
Задание для продвинутых.
Если запоминать только очерёдность цвета стало слишком легко, сделайте упражнение погорячее. Приготовьте заготовки, которые будут отличаться не только цветом, но и формой или размером (а то и тем, и другим одновременно).
- Ну же, сможешь запомнить цвета, размеры и формы?
Упражнение 2: Что вы ели на обед
Весёлая игра на развитие памяти. Количество игроков — произвольное, но не меньше двух. Если участников много, можно приправить упражнение азартом, договорившись, что тот, кто перепутает слова, выбывает из игры. Так в итоге определится победитель.
- Первый участник говорит: «Я на обед ел суп».
- Следующий добавляет: «Я на обед ел суп и кашу».
Так каждый новый игрок должен повторить всю образованную до него цепочку, добавив в конце своё блюдо.
Это упражнение, как и предыдущее, можно разнообразить различными способами.
Способ 1
Можно сделать игру не кулинарной, а, например, географической, флористической, огородной и пр. И тогда, соответственно, будут получаться цепочки слов, вроде:
- Я хочу поехать в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Симферополь, Сочи…
- Я люблю розы, маки, незабудки, пионы, гиацинты, ромашки, лютики, васильки…
- В огороде выросли капуста, лук, сельдерей, укроп, помидор, огурец, тыква…
Обратим ваше внимание, что тематические игры на тренировку памяти у детей старшего дошкольного возраста прекрасно работают на обогащение словарного запаса, развитие речи, расширение кругозора.
Способ 2
Можно предложить составлять последовательность слов по алфавиту. Первое слово — на «А», второе — на «Б» и так далее. Конечно, такая игра подойдёт деткам, которые все буквы уже знают или вот-вот выучат. Вы можете подсказывать малышу или поставить перед ним распечатанный алфавит.
В итоге будет получаться примерно такая цепочка слов:
Абрикос → Баян → Викинг → Гриб → Дом → Ель…
Способ 3
Для ребят постарше можно совместить два предыдущих способа игры. Слова надо подбирать по алфавиту, но учитывать их тематичность. Вы можете попробовать поиграть так во взрослой компании. Уверяем, выйдет весьма забавно.
Упражнение 3: Бытовые алгоритмы
Напомним, что алгоритмом называют последовательность действий, совершаемую с целью решения какой-либо задачи. Мы предлагаем использовать для тренировки детской памяти алгоритмы, регулярно реализуемые вами в быту. Вместе с ребёнком разбирайте, что нужно сделать, чтобы:
- заправить постель;
- почистить зубы;
- полить цветы;
- сварить компот
Чтобы сварить компот, например, надо:
- купить фрукты и ягоды;
- принести их домой;
- помыть;
- почистить;
- достать большую кастрюлю;
- налить в неё воду;
- поставить на плиту;
- дать воде закипеть;
- засыпать фрукты и ягоды;
- добавить сахар;
- варить 10 минут;
- выключить;
- дать остыть;
- перелить в графин.
Сколько действий из перечисленных ребёнок сможет назвать самостоятельно? А с вашей помощью?
Игра интересна ещё и тем, что заставляет взглянуть на привычные вещи с непривычного ракурса. Попробуйте, допустим, вспомнить все действия, которые вы совершаете ежедневно, чтобы приготовить себе на завтрак заварной кофе.
Упражнение 4: В магазин за покупками
Наверняка многим из вас знакомо неприятное чувство, когда, придя домой из магазина, выясняешь, что самое главное купить-то и забыл. А давайте тренироваться с ребёнком, чтобы больше не пришлось примерять на себя роль забывчивого покупателя.
Подготовьте для игры «товары», которыми будут торговать в магазине. Можно использовать картинки, игрушки, условные предметы, карточки с надписями.
Распределите товары по «магазинной витрине». Если позволяют условия, можно «магазин» организовать в одной комнате, а «дом» — в другой. Так задание станет ещё более сложным, ведь по дороге забыть список покупок гораздо проще.
А теперь заказывайте маленькому покупателю, что он должен принести из лавки:
- Купи мне хлеба, соли и морковку.
Постепенно число товаров можно увеличивать.
Можно усложнить условия, называя не только наименования покупок, но и их количество:
- Купи мне 2 буханки хлеба, 300 граммов соли и 5 морковок.
Можно сделать магазины тематическими: «Всё для спорта», «Хозяйственный», «Канцтовары», «Продуктовый». Таким образом к нашему упражнению-игре добавится ещё один развивающий элемент: товары надо не только запомнить, но и правильно классифицировать.
Упражнение 5: Цифры в ряд
Хорошее упражнение для ребёнка, который уже знаком с цифрами, знает, как они выглядят, и умеет их записывать.
Вариант 1
С паузой в 2–3 секунды назовите ребёнку несколько цифр (для малышей или ребят с плохой памятью достаточно трёх, постепенно количество увеличивайте).
Попросите ребёнка повторить все названные цифры в правильной последовательности.
Вариант 2
Вы, как и в первом варианте, называете цифры, а ребёнок должен их сначала прослушать, чтобы потом по памяти записать на листочке.
Вариант 3
Вы показываете ребёнку карточку, на которой записана последовательность цифр, и ждёте 10 секунд, чтобы малыш смог её запомнить. Затем карточка переворачивается. Маленький ученик должен воспроизвести то, что запомнил:
- либо словами;
- либо записывая цифры на листке.
Советы «Эврики»
- Память и внимательность тесно связаны друг с другом. Тренируйте одну функцию при помощи другой. На прогулке, во время игр, бесед с ребёнком обращайте его внимание на окружающие предметы и явления. Чаще спрашивайте кроху, что он видел, что он делал. Заставляйте детскую память постоянно работать.
- Учите стихи. Стихи для детей — очень мощный инструмент развития. Правильно подобранные, они задействуют эмоциональную сферу, формируют тонкое восприятие художественного слова, учат любить родную речь и щедро пользоваться её богатством. Не забывайте, что в 5–7 лет ребёнку для запоминания можно предлагать уже более сложные стихотворения, чем учат крохи младшего дошкольного возраста.
- Организуя занятия для развития памяти, избегайте слов «занятия» и «упражнения». Вы играете, развлекаетесь, беседуете. Очень важно сделать всё так, чтобы малыш чувствовал себя легко и раскованно.
- Берите на вооружение предложенные нами упражнения, пробуйте разнообразить их предложенными нами способами, но не бойтесь привносить собственные идеи, добавлять, менять игры так, чтобы они нравились вам и вашему карапузу.
- В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже может выдержать занятие продолжительностью до 30 минут. Но если вы видите, что интерес теряется раньше, что малыш явно тяготится и заниматься не хочет, не настаивайте. Попробуйте предложить новое задание, поменять игру или немного отвлечься и вернуться к упражнениям снова. Но если и такие маленькие хитрости не помогают, просто смиритесь: сегодня ваши планы на развивающие игры для тренировки памяти не осуществились.
Занимайтесь с ребёнком в удовольствие! Пусть ваше родительство будем счастливым!
Источник
Хорошая память — важная составляющая успеха в любом деле. От того, как много и какая именно информация хранится в сознании человека, зависит уровень его эрудиции, его способность быстро реагировать на изменившиеся обстоятельства и оперативно находить эффектные решения нестандартных задач.
Память бывает разная:
- образная;
- семантическая;
- двигательная;
- эмоциональная.
Образная же, в свою очередь, тоже подлежит классификации согласно тому, какие сенсорные органы участвуют в восприятии информационного сигнала. Если информация воспринимается на слух, задействуется слуховая память, важность которой сложно переоценить.
Вы хотите, чтобы ваши дети легко запоминали ваши слова, а в школьные годы демонстрировали отличные успехи в учёбе? Тогда советуем вам взять на заметку 5 несложных упражнений на развитие слуховой памяти ребёнка.
Упражнение 1: «Стоп-слова»
Это игровое упражнение прекрасно развивает слуховое внимание и память.
Назовите ребёнку стоп-слово. Попросите его повторить. А теперь вы перечисляете последовательность любых слов, а малыш, услышав сигнальное слово, должен крикнуть «стоп» или хлопнуть в ладоши.
На базе этого упражнения можно предложить несколько вариаций.
Вариант 1. Объявите тематику, которой будет посвящена последовательность слов, и попросите малыша хлопать каждый раз, когда он услышит неподходящее слово.
Например, тема — цветы:
- мак;
- роза;
- тюльпан;
- гвоздика;
- зебра (хлопок);
- ромашка;
- васильки;
- лютики;
- тыква (хлопок)…
Меняйте темы, отрабатывая тренировку слуховой памяти и знания об окружающем мире одновременно.
Вариант 2. Пусть малыш выберет книжку, которую хочет послушать в вашем исполнении. Откройте рассказ, сказку или стихотворение, которое будете читать, и несколько раз вслух прочитайте небольшое предложение ближе к концу произведения. Ребёнок должен запомнить эту фразу, а во время прослушивания обратить на неё внимание, хлопнув в ладоши или крикнув слово «стоп».
При чтении никак не акцентируйте внимание на заветной фразе. Если малыш заслушался и забыл подать оговорённый сигнал, дочитайте текст до конца, а потом напомните и обсудите задание.
Упражнение 2: «Великолепная десятка»
Назовите 10 произвольных слов. Произносите их чётко, медленно, делая между ними небольшие паузы. Попросите ребёнка повторить всё, что ему удалось запомнить с первого раза.
Повторите «великолепную десятку» ещё раз, а ребёнок должен называть те слова, которые забыл в первый раз.
Ещё раз произнесите «десятку», а через час малыш должен вспомнить всё, что удалось удержать в памяти за этот период.
Это упражнение для развития слуховой памяти у дошкольников тоже можно разнообразить:
- можно повторять слова за взрослым в любом порядке (что удалось вспомнить);
- все слова надо называть строго в том порядке, в котором их произносит взрослый;
- взрослый называет слова произвольно, а ребёнок должен упорядочить их в алфавитном порядке;
- слова для «великолепной десятки» можно выбирать произвольно или по одной тематике (цвета, фигуры, столицы, посуда и т.п.);
- прочитайте «великолепную десятку» один раз, а затем повторите её, но добавьте лишнее слово (конечно, добавлять его лучше в середине последовательности), а малыш пусть ищет затесавшегося новичка;
- прочитайте «десятку», а затем повторите последовательность, «забыв» назвать одно слово. Сможет ли ребёнок вспомнить «пропажу»?
Упражнение 3: «Цифровая цепочка»
Игра-упражнение отлично развивает слуховую память, хотя на первый взгляд может показаться очень простой для ребёнка 6–7 лет. Но не торопитесь сразу усложнять правила. Любая тренировка, будь то тренировка мускулатуры, интеллекта, внимания или памяти, должна проходить от малого к большему.
Итак, назовите произвольно 3 числа. Ребёнок должен их повторить. Это легко, если называть числа в пределах первой десятки. Если малыш отлично справляется с заданием, давайте повышать уровень сложности:
- Называйте двузначные и трехзначные числа, а если и так справляться с заданием очень легко, увеличьте количество разрядов.
- Постепенно увеличивайте количество чисел в цепочке.
- Пусть малыш слушает цепочку в прямом порядке, а называет в обратном. Это уже более серьёзное упражнение. Его можно предложить не только дошкольникам и младшеклассникам, но и взрослым, которые хотят тренировать свои способности к запоминанию информации на слух.
Упражнение 4: «Цветные истории»
Чтобы включить это упражнение в развивающие занятия с ребёнком 6–7 лет, придётся немного подготовиться. Найдите подходящую по возрасту картинку-раскраску и составьте по ней небольшой рассказ, в котором упоминаются цвета нарисованных предметов. Положите перед ребёнком раскраску и цветные карандаши. Предупредите, что сейчас надо будет внимательно послушать историю и разукрасить рисунок так, как описано.
Чтобы проверить, насколько внимателен малыш и как хорошо у него получается запоминать аудио информацию, придумайте рассказ, в котором цвета использованы неожиданно.
Например:
В зелёном небе из-за красной тучи выглянуло весёлое синее солнышко. Оно послало свои лучики на землю, согрев синие листики старого дуба, лепестки цветика-семицветика и молодую красную травку. Все радуются солнышку. Рад ему и розовый котёнок, и салатовый щенок, и даже маленький фиолетовый кролик прыгает от радости, что увидел тёплое весеннее солнышко.
Упражнение 5: «Графический диктант»
Мы уже писали о том, что собой представляют графические диктант и в чём их польза для развития дошкольника. Почитать наши материалы на эту тему можно тут и тут. В рамках сегодняшней темы нас интересует возможность использования занимательного рисования для развития слуховой памяти. Для этого выбирайте достаточно простые узоры, но диктуйте ребёнку схему не поэтапно, а сразу небольшим алгоритмом.
Например:
- 2 клетки вверх;
- 1 клетка вправо;
- 2 клетки вниз;
- 1 клетка влево.
Что получилось? Обсудите с ребёнком результат. Не забудьте похвалить за старание, а если что-то не удалось, объясните, в чём ошибка, и помогите её исправить.
Как ещё можно развивать слуховую память ребёнка:
- учите с ребёнком стихи;
- читайте вслух интересные сказки и просите малыша пересказать, что он запомнил;
- чаще играйте в полезные и увлекательные словесные игры;
- слушайте детские песенки, а в свободное время пойте их весёлым семейным ансамблем;
- предложите ребёнку дома или на улице прислушаться к миру звуков, определяя, какие источники вносят свой вклад в общий звуковой фон.
Пусть ваши занятия с маленьким непоседой приносят и пользу, и удовольствие. Счастливого вам родительства, друзья!
Источник