4 месяца ребенку развитие потешки

4 месяца ребенку развитие потешки thumbnail
4 месяца ребенку развитие потешки

Малыш в этом возрасте все больше времени проводит лежа на животе и с радостью изучает окружающий мир. Ребенок открыт для всего нового и ему нравится общаться с родителями.

Важные моменты

В возрасте трех месяцев ребенок нуждается в постоянном внимании и общении с родителями. Именно поэтому мы уделим особое внимание развитию речи с помощью народных потешек. Также следует не ограничивать физическую активность, выкладывайте ребенка на чистый ковер или развивающий коврик. Большое пространство, это самый простой способ стимулировать физическое развитие.

Как развивать ребенка в 3 — 4 месяца — потешки

Вы помните тексты потешек? Мы вам напомним и расскажем, какую пользу они приносят. Во-первых, потешки, а впрочем, и любые другие стихи развивают речь малыша и главный здесь момент — интерес. Дети в этом возрасте очень любят забавные стихи и даже пытаются их воспроизвести своим «детским» языком. Второе преимущество, это приятное общение и времяпровождение, и третье, это положительное влияние на нервную систему. Во время потешек можно делать легкие поглаживания, напоминающие массаж, а массаж, как известно, успокаивает и может служить подготовкой ко сну. Кроме того, потешки совместимые с массажем, уменьшают боль в животике и снижают мышечное напряжение.

Совет: практикуя потешки, следите за реакцией ребенка, если ему что-то не нравится, замените предложенные движения другими или отложите эту потешку на другое время.

Потешки для ручек

1. Раскрываем ладошки малыша и поглаживаем их друг о друга, приговаривая:

«Ручку ручкой мы погладим, пальчик пальчиком потрем, отдохнем совсем немножко, а потом опять начнем».

2. Перебираем или загибаем пальчики со словами:

«Этот пальчик — в лес пошёл,

Этот пальчик — гриб нашёл,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.»

3. «Ивану-большому — дрова рубить,

Ваське-указке — воду носить,

Мишке-среднему — печку топить,

Гришке-сиротке — кашу варить,

А крошке Тимошке — песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.»

4. Поочередно загибаем пальчики, а в конце разгибаем:

«Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише! Тише, не шумите!

Солнце красное взойдёт,

Утро ясное придёт.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!»

Потешки при коликах

1. На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке)

Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик),

Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх)

Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)

Улетели (поглаживаем малыша)

2. Гладим животик по часовой стрелке:

«Розовый животик

Мурлычет, словно котик,

Заурчал щеночком

Забулькал ручеечком.

Ах животик ты, живот,

Кто же там внутри живёт?

Кто мешает баиньки

Маленькому заиньке?

Мы погладим пузики,

Толстые арбузики.

Спит щеночек, спит котёнок.

Улыбается ребёнок.»

Потешки для массажа спинки

1. Поглаживаем спинку:

«На малышку глядя,

Спинку мама гладит:

Рыбка по морю плывёт,

Белка хвостиком метёт,

Как по небу облачкa

Мы погладили бочкa.

Как летят снежинки,

Так мы гладим спинку!»

2. Посмотрите, дождь полил и щеночка намочил.

(поглаживание по спинку)

Он бежит к себе домой весь до ниточки сырой.

(поколачивание пальчиками)

Ав-ав-ав

Посмотрите, дождь полил воробьишку намочил.

(растирание по кругу ладонями)

Он летит к себе домой весь до ниточки сырой.

(«бег» пальчиками)

Чив-чив-чив

3. «Рельсы, рельсы.

Проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника

Шпалы, шпалы.

Проводим поперечные линии)

Ехал поезд запоздалый.

«Едем» ладонью по спине)

Из последнего вагона

Вдруг посыпалось пшено.

С тучим по спине пальцами обеих рук)

Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)

Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)

Пришла лисичка, (гладим спинку)

Хвостиком помахала и все собрала.»

Потешки для массажа ножек и стоп

1. «Сидит белка на тележке,

(круговыми движениями гладим пяточку)

Раздает она орешки

(проглаживаем пальчики, начиная с большого)

Мишке толстопятому —

Заиньке усатому —

Лисичке-сестричке —

воробью да синичке

Кому в роток, (гладим большим пальцем подушечки стопы)

кому в зобок, кому в лапочку.»

2. Приговаривать, поглаживая ступню:

«Маленькая ножка

Бежала по дорожке,

Маленькая пяточка,

На пяточке заплаточка

(пощипывать пяточку)

(потом постукивать)

Тук-тук под каблук,

Дратва так и рвется,

Тук-тук под каблук,

Рви — не оторвется!

(перебираем пальчики на ногах, начиная с мизинчика)

Горошек-горошек,

Бобошек-бобошек,

Фасолька! «

3. «Ножки длинные, ножки стройные.

Помнем, потрем, потом встряхнем,

К животику придем.»

Потешки после пробуждения

1. «Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!»

2. «Потягунюшки, порастунюшки

(поглаживаем от головы до пяточек)

Поперек толстунюшки,

(гладим бока)

А в ножки – ходунюшки,

(двигаем ножками)

А в ручки – хватунюшки,

(сжимаем и разжимаем кулачки)

А в ушки — слышунюшки,

(показываем ушки)

А в глазки — глядунюшки,

(показываем глазки)

А носику — сопунюшки,

(показываем носик)

А в роток — говорок,

(показываем ротик)

А в головку — разумок!

(трогаем лобик)»

3. «Ручки-ручки — потягушки

И ладошки — похлопушки.

Ножки-ножки — топотушки,

Побегушки, попрыгушки.

С добрым утром, ручки,

Ладошки и ножки,

Щёчки-цветочки —

Чмок!»

Потешки для купания

1. «Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся! «

2. «Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.»

3. «Кто тут будет куп-куп,

По водичке — хлюп-хлюп?

В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.»

Благодаря этим играм, развитие ребенка в 3-4 месяца, будет стимулироваться естественно и без принуждения.

Источники потешек: https://ladushki.ru/poteshki/Palchiki/

https://neposed.net/kids-literature/poteshki/massazh-s-poteshkoj.html

https://allforchildren.ru/kidfun/poteshki09.php

Источник

Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.

После сна:

Это кто уже проснулся?

Кто так сладко потянулся?

Потягушки-потягушечки,

От носочков до макушечки!

Мы потянемся — потянемся, Маленькими не останемся!

Вот как, вот как мы растем, Растем!

Вот как ножками пойдем, Пойдем!

* * *

Мы проснулись,

Мы проснулись.

Сладко, сладко потянулись.

Маме с папой улыбнулись.

Для умывания:

Водичка-водичка,

Умой наше личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок. 

***

Ты мне ручки подай, 
Да с кровати вставай, 
Умываться пойдём, 
Где водичка найдём!

***
От водички, от водицы 
Всё улыбками искрится! 
От водички, от водицы 
Веселей цветы и птицы! 
Таня умывается, 
Солнцу улыбается!

***

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей —
Детка умывайся веселей!
***
Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

***
Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку 
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!

***
Моем ручки до и после еды с потешкой:
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.

***
Водичка-водичка, 
Умой Настино личико, 
Настя кушала кашку, 
Испачкала мордашку. 
Чтобы девочка была 
Самой чистенькой всегда, 
Помоги, водичка, 
Умыть Настёне личико.

Для кормления:

Это — ложка

Это — чашка

В чашке гречневая кашка

Ложка в чашке побывала-

Кашки гречневой не стало!

Как же так?

* * *

Ну и каша! Так в рот и просится!

Нос и щеки наелись досыта.

Читайте также:  Занятия шахматами для развития ребенка

Подбородку тоже досталось. И мизинчик

Попробовал малость. Чуточку съели

Лобик с макушкою, остальное ушки докушали!

Когда детка плачет:

Го-ро-шин-ки,

Не-про-шен-ки,

Откуда вы взялись?

Трамваем или поездом

До Маши добрались?

Нет, портить настроение никто вас не просил!

А может, мы не плакали,

А дождик моросил?

После прогулки:

Отчего так хороши

Стали наши малыши:

Губки-алы,

Зубки — белы,

Щечки-розовы?

— Да с мороза мы!

Встречайте!

Сладким чаем угощайте!

Для массажа:

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек) 
Поперек толстунюшки, 
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками) 
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки) 
А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки — глядунюшки,(мягко нажать на глазки)
А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)

* * *

( гладим малыша от головы до пяточек)
Потягуни-потягушечки 
От носочков до макушечки! 
Мы потянемся, мы потянемся, 
Маленькими не останемся! 
Вот уже растем, растем, растем!
для массажа животика:
(гладить животик по часовой стрелке)
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живёт?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котёнок.
Улыбается ребёнок.

* * *
На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке) 
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик), 
Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх) 
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику) 
Улетели (поглаживаем малыша)

*****
Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона 
Вдруг посыпалось пшено. (стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)
Пришла лисичка, (гладим спинку)
Хвостиком помахала.
Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол, (изображаем стол кулаком)
Стул, (стул — щепотью)
Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке, 
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки, 
Дзинь-точка.
Прочитал,(водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил, 
Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)

*****
(поглаживание)
На малышку глядя, 
Спинку мама гладит: 
Рыбка по морю плывёт, 
Белка хвостиком метёт, 
Как по небу облачкa 
Мы погладили бочкa. 
Как летят снежинки, 
Так мы гладим спинку!

*****
Пау – паучина паутину шил!
(водим пальцем по кругу)
Вдруг закапал дождик
(постукиваем пальцами)
Паутину смыл!
(гладим сверху вниз)
Выглянуло солнышко
Стало припекать
(гладим снизу вверх)
Пау – паучина трудится опять!
(водим пальцем по кругу)

для массажа ступни:

(приговаривать, поглаживая ступню)
Маленькая ножка
Бежала по дорожке,
Маленькая пяточка,
На пяточке заплаточка
(пощипывать пяточку)

***
Ой-ее-ее-ечки!
Спал Медведь на коечке.
Свесились с кроватки
Две босые пятки.
Две босые, две смешные,
Ой, смешные пятки!
Увидала Мышка,
Мышка – шалунишка,
Влезла на кроватку,
Хвать его за пятку!

***

для знакомства с телом:

Где же наши ручки?
А вот наши ручки!
Где же наши ножки?
А вот наши ножки!
А вот это Мишин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки,
А вот это ушки,
А вот это щёчки толстые подушки,
Ну а это что? Живот!
А вот это Мишин рот!
Покажи-ка язычок,
Пощекочу тебе бочок.
Ротик мой умеет кушать, 
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать, 
Ручки – всё хватать-хватать.
Стенка, стенка (касаться поочерёдно щёчек)
Потолок (лобик)
Два окошка (глазки)
Дверь (ротик)
ЗЗЗЗвонок (жмём на носик)

***
Сидели два медведя
На тоненьком суку
Один взбевал сметану (взбиваем),
Другой молол муку (молем)
Раз ку-ку, два ку-ку
Оба шлепнулись в муку.
Рот в муке (показать ротик), нос в муке (показать носик)
Ухо в кислом молоке. (показать ушки)

Для купания:

Здесь водичка холодненька…

Здесь водичка холодненька, здесь — тепленька,

Здесь — горяченька, а здесь — кипяток, кипяток!

* * *

Кто тут будет куп-куп, (потрогали рукой водичку, похлопали ладошкой по воде)

По водичке — хлюп-хлюп? В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться, и грязь куда-то денется.

***
Вот когда я взрослым стану
И купаться захочу
Влезу сам 
В большую ванну
Оба крана откручу.
Сам потру живот и спинку
И веснушки на носу.
Заверну себя в простынку
И в кроватку отнесу!

***
Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настенке,
Спинку и животик,
Личико и ротик —
Чистая какая
Доченька родная!

***
(вытирая малыша после купания)
Мы ручки мыли? Мыли!
Мы ножки мыли? Мыли!
Мы спинку мыли? Мыли!
и т.д.
И теперь мы чистые заиньки пушистые!

Перед сном:

Люли, люли, люленьки, летят сизы гуленьки.

Летят гули вон, вон. Несут детке сон, сон.

Будут гули ворковать, будет детка крепко спать.

Будут гули говорить, чем детку накормить.

Полетят они в лесок и найдут там колосок,

Станут кашку варить, станут детку кормить,

Белой кашкой с молочком и румяным пирожком.

* * *

Ходит Сказка по домам,

По высоким теремам,

Жди ее, глаза закрой.

Спи, глазок, Спи, другой

Сказка добрая придет,

Сердце доброе найдет,

Жди ее, глаза закрой

Спи, глазок,

Спи, другой.

Подстригаем ногти с потешкой:
Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней
Прятались, смеялись,
По полу кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Пальчик указательный – 
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Потешки – утешки:

У киски боли, 
У собачки боли, 
А у моего малыша 
Заживи-заживи-заживи.

Комплекс оживления:

Ой, мой маленький, ненаглядненький,

Мой хорошенький, мой пригоженький.

Ах ты, моя девочка, золотая белочка,

Сладкая конфеточка, сиреневая веточка!

* * *

Вот приходит мышка в гости,

Нацепила бант на хвостик.

Динь, динь, донна, донна,

А сегодня (имя ребенка) дома?

Пальцами пробежаться по руке ребенка вверх до мочки уха

и потянуть за нее («позвонить»)

***

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки —

Очень рады солнышку.

***

Солнышко, солнце,

Выгляни в оконце,

Посвети немножко,

Дам тебе горошка!

***

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи —

Брызни в поле лучше:

***

Как на Солнышка именины
Испекли пирог из глины
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!

***

Потягивая за ручки в положение сидя:
Вот такой расти
Ко мне в гости ходи
Вот такой расти
Нам на радости.

Ребенок сидит на Ваших коленях, а Вы имитируете различный характер движения:

По ровненьким дорожкам,
По кочкам, по кочкам,
По бугорочкам,
Да в ямку – бух!
Задавили сорок мух

Читайте также:  Игры для развития ребенка 1 месяц

* * *

Два пожарника бежали
(показываете на одну, затем другую щеку малыша)
И на кнопочку нажали – пип!
(пальцем нажимаете на носик ребенка).

* * *

Во время прочтения Вы имитируете действия героев, движениями головы подкрепляете ответы «да» и «нет», а также побуждаете к этому малыша.

Кто живет под потолком? Гном.
Что себе построил он? Дом.
Ну а сколько он живет? Год.
Кто с ним утром кофе пьет?
Кот, кот, кот.
Кто с ним бегает по крыше?
Мыши, мыши, мыши.
Ну а как его зовут?
Скрут, Скрут.
У него есть борода? Да, да.
А манишка, а жилет?
Нет, нет, нет.
Он капризничает, да?
Никогда.

* * *

Кто там маленький живет,
Утром рано он встает,
Молочко из блюдца пьет,
Любит пеночки лизать,
Любит хвостиком махать,
Лапкой умывается.
Как он называется?

* * *

Потешка – зарядка для пальчиков

Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.

Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
— Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

* * *

Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик – самый меткий
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

* * *

Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

* * *

Этот пальчик в лес ходил.
Этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистить стал
Этот пальчик жарить стал
Этот пальчик встал и съел
Потому и потолстел!

* * *

Что за ножки, что за ножки
У тебя, у нашей крошки!
Ни собачке и ни кошке
Не дадим твои мы ножки.
Эти ножки, эти ножки
Будут бегать по дорожке.

* * *

Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу. (в общем, там посл. слово в каждой строчке – по 3 раза)
Давай с тобой попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
И ручками похлопаем,
И ножками потопаем.
(“бежать” вверх по ручке, приговаривая)

Источник

Родителей часто интересует, как развивать ребенка в 4 месяца. Ведь в этом возрасте он уже меньше спит и больше интересуется тем, что происходит вокруг. Он охотно идет на контакт с близкими, тянется к различным предметам. Для ребенка в четыре месяца есть масса игр и занятий, которые не только скажутся на его навыках, но и сблизят с родителями.

Младенец в 4 месяца

Младенец в 4 месяца

Особенности развития четырехмесячного ребенка

Ребенок в 4 месяца начинает осознанно относиться к миру и всему, что его окружает. Он уже узнает близких и радуется, когда они подходят к нему, улыбаются и, тем более, берут на руки. Если малыш не видел, например, дедушку больше недели, то он, скорее всего, забудет его. При новой встрече будет внимательно на него смотреть, изучая и слегка опасаясь.

К 4 месяцам у детей фокусируется зрение. Новорожденные хорошо видят на расстоянии около 30 сантиметров. Все остальное расплывается перед их глазами. Повзрослевшие младенцы способны различать лица людей и предметы, отдаленные от них на 2 метра. Поэтому они все изучают, рассматривают. Ведь почти все в их окружении им незнакомо. Они пытаются познать мир, не только запоминая предметы, но и трогая их и даже пробуя на вкус.

Что малыш должен уметь

Обычно четырехмесячный ребенок обладает следующими навыками:

  • Хорошо держит голову, лежа на животе;
  • Перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • Пытается ползать, причем делает это сознательно. У детей, только появившихся на свет, есть рефлекс, благодаря которому они отталкиваются от опоры. Если их ножки упрутся, например, в руку мамы, то они поползут. Со временем этот рефлекс угасает, что является нормой развития крохи. Самостоятельное ползанье – результат мотивации, обычно это желание добраться до игрушки, лежащей в стороне;
  • Переворачивается с правого бока на левый, со спины на живот;
  • Рассматривает цветные картинки;
  • Сжимает и разжимает игрушки. Если раньше он делал это рефлекторно, когда в его ладони оказывалась вещь, предложенная родителями, в 4 месяца он сам выбирает, что хочет взять, потрогать;
  • Различает интонацию голоса. Так он пугается, если мама на него накричит или расплывется в улыбке, когда она начнет разговаривать ласково;
  • Произносит звуки. Крохе удается не просто агукать, а уже говорить слоги «ма», «па», «ба»;
  • Смеется. Для этого можно пощекотать малыша или поговорить с ним смешным голосом, наклонившись к его лицу.

Младенец смеется

Младенец смеется

Не стоит переживать, если младенец не овладел всеми навыками. Нужно помнить, что не все дети развиваются одинаково. Одни малыши, например, в 4 месяца уже произносят слоги, а другие – только осваивают буквы. Они говорят звуки, похожие на «в», «ф», «с», «б», «м».

Обратите внимание! Главное, чтобы к 4 месяцам угасли врожденные рефлексы, обычно их отсутствие проверяет невролог.

Какие способности можно развить

В 4 месяца малыш уже готов взаимодействовать с миром, людьми и предметами. Нужно ему в этом помочь. Играя с ребенком, можно обучить его основным навыкам, которые в будущем ему обязательно пригодятся.

Физические

Существуют комплексы упражнений, предназначенные для грудничков. Гимнастика помогает:

  • Установить эмоциональную связь между малышом и родителями;
  • Отразится на физических способностях крохи, может стимулировать ребенка перевернуться или поползти.

Малыш сможет взять то, что ему захочется, благодаря этому откроются новые возможности. Уже добравшись до игрушки, он потрогает ее, укусит, сравнит с другой. В результате он поймет, что бывают разные формы, текстуры, одни вещи мягкие, другие твердые, третьи колючие.

В этом возрасте у младенцев еще может сохраняться тонус в руках и ногах, чтобы снизить его, рекомендуют курсы массажа. Есть несложные упражнения, которая мама сможет сама делать в домашних условиях.

Массаж и гимнастика с ребенком

Массаж и гимнастика с ребенком

Творческие

Приобщить малыша к творчеству можно, показывая ему различные иллюстрации, яркие картинки. Лучше, чтобы они отражали действительность, солнце было желтым, а облака белыми.

Дети в 4 месяца воспринимают музыку, с удовольствием слушают. У них появляется любимая мелодия. Если они ее услышат, то радуются, пытаются пританцовывать, шевелят ручками и ножками. Можно знакомить ребенка с новыми композициями, включать не только детские песни и сказки, но и классическую музыку.

Психологические

Четырехмесячный малыш реагирует на эмоции окружающих. Он отличает, когда с ним говорят сердито, а в каком случае дружелюбно. Так он замечает, что мама не всегда радостно улыбается, а может разозлиться или расстроиться.

Обратите внимание! Не стоит скрывать все свои эмоции, малыш должен знать, что родители – люди, реагирующие на происходящее, и у них меняется настроение.

Социальные

Обычно дети с недоверием относятся к незнакомцам, некоторых даже пугаются и начинают плакать. Но не стоит держать малыша взаперти, показывая ему только близких родственников. Он должен знать, что на его семье мир не заканчивается.

То, что младенец произносит звуки, – основа его будущей речи. Уже сейчас он пытается рассказать о своих эмоциях или что-то спросить у родителей. Поэтому так важно озвучивать все, что ребенок видит и комментировать свои действия. При этом слова нужно произносить медленно и четко.

Читайте также:  Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности ребенка дошкольника

Малыш не должен находиться в тишине, чем больше с ним разговаривать, тем быстрее он перейдет к осознанной и понятной речи.

Другие

В 4 месяца можно развивать слух ребенка. В это время он уже активно интересуется музыкальными игрушками. Можно соорудить шумящие приспособления самостоятельно. Подойдут любые баночки, заполненные, например, разными крупами.

Обратите внимание! Малыш уже способен устанавливать причинно-следственные связи, если он нажмет на кнопку, появится звук. Поэтому игрушки с множеством клавиш будут для него полезными.

Как развивать четырехмесячного ребенка

Ребенка в 4 месяца можно развивать, как это сделать в домашних условиях, чтобы был толк, зависит от настроя родителей. Главное, чтобы во время процесса игры или занятий удовольствие получили и малыш, и мама. Нужно проявлять фантазию, чтобы разнообразить досуг младенца. Родители, вовлеченные в процесс, радуются каждому успеху малыша, как собственному.

Радость во время игры

Радость во время игры

Общие рекомендации

Не стоит заниматься с младенцем, если он не в настроении, голоден или устал. Если планируются довольно активные игры, то лучше перенести их на первую половину дня, а перед сном проводить время спокойно.

Как только ребенок начнет отвлекаться, хмуриться, отворачиваться, он устал. Занятие нужно прекратить или сделать паузу. С крохой достаточно упражняться несколько минут в день, но, если он вовлечен в процесс, ему нравится, что видно по его эмоциям, то можно продлить занятие. Так можно занимать его все время, пока он бодрствует, следя за самочувствием и настроением.

Обратите внимание! С 4 месячным малышом во время игры нужно постоянно общаться. Желательно произносить все, что происходит, снабжая подробностями. Например, говорить о цвете игрушки, о том, какая она на ощупь.

Виды занятий

Занятия направлены на развитие определенных навыков. В 4 месяца детям требуются общение, контакт со взрослыми. Поэтому разговор – один из видов занятий. Можно не только рассказывать малышу о том, что происходит дома или на улице, но и читать ему короткие сказки, стихи, потешки. Они могут сопровождать другие игры, например, пока кроха занят изучением тактильных мешочков или новых кубиков.

Комаровский замечает, что для развития младенца не стоит приобретать новомодные яркие игрушки. Ребенок не понимает их ценности. Он готов перебирать камни, крышки от бутылок, играть со стаканчиками. Все это развивает моторику и создает разнообразие для тактильных ощущений.

В этом возрасте у маленького мальчика или девочки уже появляются музыкальные игрушки. Ребенок увлечен погремушками и другими предметами, издающими разные звуки. Он понимает, что, если трясти или нажимать, слышится шорох или музыка. Возможно, малыш еще не умеет сам пользоваться кнопками, но скоро он этому научится.

Во время занятий у ребенка развиваются координация, моторика, зрение, слух, речь, память, внимание. Именно над совершенствованием этих навыков нужно работать, чтобы малышу было проще приспособиться к окружающему миру.

Развивающие игры с ребенком

Для 4 месячного малыша подойдут игры на развитие памяти и внимания:

  • Взять несколько игрушек ребенка и показать ему. Дать время, чтобы он запомнил их. Затем спрятать и снова выставить перед малышом, но уже в другом порядке. На следующем шаге добавить новый предмет. При этом нужно следить за реакцией ребенка, что он радуется при виде знакомой игрушки и удивляется, когда появляется другая;
  • Взять любой предмет, показать крохе, хорошо, если он его заинтересует, и малыш захочет его потрогать. Потом спрятать за бортиком кровати или коробкой. Малыш должен заинтересоваться, куда исчезла игрушка. Сделать так, чтобы она появилась в другом месте, и повторить все заново. Ребенок начнет понимать, как перемещается предмет, и будет ждать его появления в правильном месте.

Еще одна полезная для 4 месячного ребенка игра потребует использования колокольчиков. Хорошо, если они отличаются по звучанию. Если они одинаковые, расстраиваться не нужно, игра от этого хуже не станет. Над кроваткой младенца нужно натянуть веревку, к ней привязать колокольчики. Уже к бубенцам присоединить ленточки разных цветов и фактур. Показать малышу, что, если за них дернуть, появится звук. Ребенок будет пытаться ухватить ускользающую ленту, что положительно скажется на развитии моторики, кроме того, это полезно для координации. Дергая за веревочки, малыш начнет понимать, что именно это приводит к появлению звука.

Можно включать в игры с 4 месячным ребенком зеркало. Например, подносить к нему ребенка, потом отходить подальше, чтобы малыш понимал, что изображение меняется. Он научится отличать себя от мамы, которая держит его на руках, увидит в отражении игрушки и другие предметы, находящиеся в комнате.

Малыш перед зеркалом

Малыш перед зеркалом

Развивающие занятия с четырехмесячным малышом

Для занятий с 4 месячным ребенком важна направленность на развитие мелкой и крупной моторики. Среди них самыми простыми, но очень полезными являются следующие:

  • Предложить малышу шарики и мячи разного размера и отличающиеся материалами, из которых они сделаны. Так они могут быть пластмассовыми, тканевыми, шершавыми, колючими. Главное, чтобы были безопасны, без торчащих деталей, способных поцарапать кроху, и без повреждений. Не лишним будет дать ребенку кубики, также отличающиеся друг от друга. При этом нужно следить, чтобы малыш брал предметы целиком. Его пальцы должны обхватывать предложенные ему игрушки полностью, насколько это возможно;
  • В мешочки из ткани положить рис, горох, геркулес, фасоль, вату. Важно, чтобы на ощупь они отличались, малыш чувствовал разницу. Можно положить в них все, что найдется под рукой, подойдут бусины, пайетки, бисер. Важно следить, чтобы мешочек не раскрылся и содержимое не высыпалось. Мелкие детали заинтересуют младенца, и он обязательно захочет попробовать их на вкус. Также мешочки сами могут быть сшиты из разных фактурных тканей.

Мешочки

Мешочки

Развивать память и внимание крохи можно, показывая ему различные изображения. В этом возрасте он уже фокусирует зрение, понимает, что находится вблизи, что далеко. Для таких малышей отличный вариант – карточки с овощами, фруктами или животными. При этом, показывая картинку, нужно называть, что на ней изображено. Заняться этим можно в любое время не только дома, но и на улице.

Обратите внимание! Пока у ребенка преобладает кратковременная память, поэтому, если занятие отложить хотя бы на неделю, он вряд ли вспомнит картинки. Когда же родители занимаются ежедневно, малыш запоминает изображения и радостно улыбается, когда видит знакомое.

Чтобы развить речь, нужно постоянно общаться с ребенком, четко и понятно произносить слова, проговаривая звуки. Полезно при этом менять интонацию и громкость. В таком случае малыш заинтересуется и начнет прислушиваться к речи. Также обычно дети внимательно наблюдают за движениями губ. Если произносить слова протяжно, помня об артикуляции, скорее всего, ребенок захочет повторить. Он попробует также двигать губами, что служит хорошей предпосылкой для появления речи. Можно говорить гласные без звука, просто шевеля губами. Это тоже привлечет внимание крохи, ведь губы двигаются как обычно, но ничего неслышно. Развитый артикуляционный аппарат облегчит освоение звуков, слогов и приблизит момент, когда малыш заговорит. К году многие дети уже владеют определенным запасом слов.

При выполнении упражнений на развитие речи нужно помнить о простых правилах:

  • Произносить буквы и слоги протяжно, наблюдая за реакцией младенца. Возможно, какими-то он не заинтересуется, другие, наоборот, понравятся, и малыш засмеется;
  • Каждый раз повторять уже знакомые звуки, а уже потом добавлять новые;
  • Делать паузы, чтобы дать ребенку переварить полученную информацию и при желании отреагировать звуками.

На четвертом-пятом месяце малыши становятся более активными и общительными. Родители пытаются обеспечить ребенка самым лучшим, скупая всевозможные развивающие игрушки. Больше всего в этом возрасте малышу нужно общение. В процессе его чаще всего появляются новые игры, которые нравятся ребенку и скрашивают его времяпрепровождение с родителями.

Видео

Источник