29 установление единства в воспитании и развитии ребенка с овз предполагает

29 установление единства в воспитании и развитии ребенка с овз предполагает thumbnail

Воспитание ребенка – трудный и ответственный процесс, требующий много времени и терпения. Воспитание детей с ОВЗ сопровождается еще большими сложностями и проблемами. Однако при правильном подходе можно добиться значительного прогресса в развитии таких детей. Особенности воспитания детей с ОВЗ Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – ребенок, который имеет физические или психические недостатки, препятствующие освоению образовательных программ. Данная категория включает в себя детей с разными нарушениями развития: слуха и зрения; интеллекта; опорно-двигательного аппарата; речи; эмоционально-волевой сферы и поведения (расторможенные, гиперактивные, с неврозами и нарушениями навыков) с задержкой и комплексными нарушениями развития.

В ноябре 2016 года мне пришлось побыть в Балашихе на совещании: «Дети с ОВЗ» Выступила зам. Министра образования Клочко Е. Н. Она сказала: — 82% зарегистрировано детей с ОВЗ.

Это конечно страшная картина.

Понятие и классификация:

Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

  • с нарушением слуха;

  • с дисфункцией речи;

  • с патологией опорно-двигательного аппарата;

  • с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;

  • с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

  • дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Для каждой категории детей с ОВЗ предусмотрены специальные коррекционные схемы обучения. В результате таких программ ребенок может полностью избавиться от своего дефекта или хотя бы сгладить его проявления и развить компенсаторные механизмы адаптации.

Особенностью воспитания детей с ОВЗ является максимально возможная их интеграция в общество. Для этого необходимо обратить внимание на коррекцию их недостатков и оказание помощи в усвоении общеобразовательных программ.

Для этого необходимо обратить внимание на коррекцию их недостатков и оказание помощи в усвоении общеобразовательных программ. В наше время все больше применяется инклюзивное воспитание таких детей в условиях школьной жизни, а также среди ровесников.

Дети, имеющие значительные нарушения, могут быть адаптированы. Однако стоит понимать, что им требуется индивидуальный подход и специальное обучение. Предварительно учитель и психолог проводят беседу с родителями ребенка с ОВЗ. Специалисты уточняют домашние методы воспитания и ухода, особенности характера и заболевания ребенка, на что он реагирует положительно, а на что – отрицательно. Нравственное воспитание детей с ОВЗ дает возможность формировать их духовный мир, что позволяет органично вписаться в общество, умение отвечать за свои поступки. Большое значение в нравственном воспитании детей с ОВЗ отводится ролевым играм, обыгрыванию разных ситуаций. Также не стоит забывать о народных сказках, былинах, причем, нужно не только их читать детям, но и анализировать содержание после прочтения, делать выводы.

Эстетическое воспитание являет собой целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, которая способна чувствовать, воспринимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве. Главными методами эстетического воспитания педагоги считают средства искусства – живопись, музыку, театр и прикладное творчество. Изобразительное искусство способствует развитию у детей правильного восприятия цвета, величины, конструкции, формы предметов, их расположения в пространстве. Музыка способствует снятию напряжения у ребенка, корректирует речь, развивает эстетический вкус. Театральная педагогика комплексно воздействует на все сферы психики ребенка достижение им социальной адаптации и материальной независимости. Именно в семье каждый малыш усваивает навыки поведения, представления о себе и окружающем мире. Поэтому очень важно правильное отношение к ребенку и его заболеванию. В первую очередь родители должны установить особый режим дня для ребенка с ОВЗ. Большинство из них страдают разными расстройствами – повышенной возбудимостью или, наоборот, вялостью, высокой утомляемостью, неспособностью концентрироваться на одном действии в течение длительного времени и многими другими отклонениями.

Также широко практикуется кратковременное пребывание детей с ОВЗ в общих школьных образовательных учреждениях. Обычно такой метод используют для адаптации ребенка.

Нравственное воспитание детей с ОВЗ дает возможность формировать их духовный мир, что позволяет органично вписаться в общество. Воспитание нравственности ребенка с ОВЗ включает в себя:

  • воспитание этического сознания и нравственных чувств:

  • различение плохих и хороших поступков;

  • уважительное отношение к близким людям и окружающим;

  • бережное отношение ко всему живому;

  • формирование и воспитания трудолюбия;

  • получение навыков коллективной работы;

  • экологическое воспитание бережное отношение к растениям и животным;

  • воспитание гражданственности:

  • ознакомление с историей и государственными праздниками;

  • любовь к своему городу и стране:

  • умение отвечать за свои поступки:

Большое значение в нравственном воспитании детей с ОВЗ отводится ролевым играм, обыгрыванию разных ситуаций. Также не стоит забывать о народных сказках, былинах, причем, нужно не только их читать детям, но и анализировать содержание после прочтения, делать выводы.

Эстетическое воспитание детей с ОВЗ Особенности воспитания детей с ОВЗ эстетическое воспитание являет собой целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, которая способна чувствовать, воспринимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве. Главными методами эстетического воспитания педагоги считают средства искусства – живопись, музыку, театр и прикладное творчество. Изобразительное искусство способствует развитию у детей правильного восприятия цвета, величины, конструкции, формы предметов, их расположения в пространстве. Музыка способствует снятию напряжения у ребенка, развивает эстетический вкус. Театральная педагогика комплексно воздействует на все сферы психики ребенка. Занимаясь прикладным творчеством, ребенок видит результаты своего труда, что повышает его самооценку, позволяет гордиться своими достижениями.

Как будем преодолевать эти особенности? Обратимся к опыту наших великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив сможет формировать общечеловеческие нормы нравственности» В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

Читайте также:  Когнитивное развитие ребенка раннего возраста

Во–первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.

Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе инклюзивного изучения любого предмета.

С этой точки зрения необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках.

Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной. Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных поступков школьников. Дети станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель работы учителя? Совершенствование традиционных форм и использование новых методик и технологий позволит создать в школе воспитательное пространство коррекционной школы, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.

И в заключении хочу сказать как — говорил великий педагог Конфуций: — Когда тебе плохо – прислушайся к природе. Тишина мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов»

Источник

Одегова Екатерина
Воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно

осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии является тяжелым жизненным событием в семье.

Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития.

Функции семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

1 Абилитационно-реабилитационная, сущность, которой состоит в восстановлении

психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включении его в социальную среду, в к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей.

2 Корригирующая, Она направлена на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями.

3 Компенсирующая, направленная на замещение, перестройку нарушенных или недосформированных функций организма, на его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытку заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами.

Отношение семьи к проблеме:

• Конструктивное отношение – это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее родители уже успели выбрать позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут адаптироваться и семье, и ребенку.

• Деструктивное отношение, которое может выражаться в форме игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы – пусть выкарабкивается сам»); жесткого отношения и эмоционального отвержения ребенка.

Изменения в семье происходят на нескольких уровнях:

Психологический уровень (сильный стресс, оказывающий деформирующее воздействие на психику родителей, невозможность обретения новых жизненных ценностей, психологические особенности личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка).

Социальный уровень (семья ребенка с ОВЗ становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния ребенка с отклонением, а также из-за личностных установок самих родителей).

Соматический уровень (переживания, выпавшие на долю матери ребенка с отклонением в развитии, часто превышает уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах).

Особенности поведения родителей

Первая группа родителей – психосоматичные. Для этих родителей

характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни

своего ребенка».

Вторая группа родителей – невротичные. Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом: «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!»

Третья группа родителей – авторитарные. К родителям авторитарного можно отнести две категории. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме. Вторая категория, представленная преобладающей частью родителей, проявляет другую позицию – стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. «Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним» – это высказывание может оказаться девизом многих из таких родителей.

Правил для родителей, воспитывающих особого ребёнка

• Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

• Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

• Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

• Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

• Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

• Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

• Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

• Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

• Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

Читайте также:  Психическое здоровье и развитие ребенка в доу

• Общайтесь с семьями, где есть особые дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

• Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

• Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Источник

С.1

На современном этапе развития общества
обозначилась реальная тенденция ухудшения
здоровья детей и подростков, увеличилось число
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важнейших направлений государственной
политики Российской Федерации в области
образования является обеспечение реализации
права детей с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе детей — инвалидов, на
образование.

С.2

Наиболее обобщенно требования к условиям
получения образования детьми с ОВЗ отражены в
Федеральном государственном образовательном
стандарте, и более подробно разработаны в
Проекте специального федерального
государственного стандарта начального
школьного образования детей с ОВЗ (под ред.
Н.Н.Малофеева, О.С. Никольской, О.И. Кукушкиной 2010
г.).

При рассматривании вопроса об инклюзивной
форме работы с детьми с ОВЗ в условиях
общеобразовательной школы за основу взяты
именно методические рекомендации этих авторов.

Впервые в Законе “ Об образовании в Российской
Федерации” обучающийся с ограниченными
возможностями здоровья определен как физическое
лицо, имеющие недостатки как в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без
создания специальных условий.

Попытаемся разобраться, что же это за категория
детского населения:

Дети с ограниченными возможностями здоровья-
это дети, имеющие различные отклонения
психического и физического плана, которые
обусловливают нарушения общего развития, не
позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Синонимами данного понятия могут выступать
следующие определения: “дети с проблемами”,
“дети с особыми нуждами”, “нетипичные дети”,
“дети с трудностями в обучении”,
“исключительные дети”. В данную группу можно
отнести как детей-инвалидов, так и не признанных
инвалидами, но при наличии ограничений
жизнедеятельности.

С.3

Итак, дети с ограниченными возможностями
здоровья — это дети, имеющие

  • Нарушения слуха (тугоухость, глухота);
  • Тяжелые нарушения речи (ТНР);
  • Нарушения зрения (слепые, слабовидящие);
  • Нарушения опорно-двигательного аппарата(НОДА);
  • Задержка психического развития (ЗПР);
  • Умственная отсталость(УО);
  • Расстройства аутистического спектра (РАС);
  • Множественные нарушения (сочетание двух или
    более психофизических нарушений).

С.4

Существуют причины появления детей с ОВЗ:

ЭНДОГЕННЫЕ (или внутренние) причины делятся на
три группы:

  • Пренатальные (до рождения ребенка) : это может
    быть болезнь матери, нервные срывы, травмы,
    наследственность;
  • Натальные (момент родов): это могут быть тяжелые
    роды, слишком быстрые роды, вмешательство
    медиков;
  • Постнатальные (после рождения) : например,
    ребенок стукнулся, упал.

ЭКЗОГЕННЫЕ (или внешние) причины: причины
социально-биологического характера – это
экология, табакокурение, алкоголизм, наркомания,
СПИД.

С.5

Рассмотрим психолого-педагогическую
характеристику детей с ОВЗ:

Вследствие этого вычленяются типичные
затруднения у детей с ОВЗ

С.6

В чем же состоит цель школы, в образовательный
процесс которого будут включены дети с ОВЗ? Это :

  • создание системы инклюзивного образования;
  • системы программно-методического, нормативного
    и информационного обеспечения процессов
    обучения, коррекции , компенсации и реабилитации;
  • развитие различных форм альтернативного
    обучения, комплексного сопровождения всех
    учащихся.

Это и дети с особенностями развития, и без них,
одарённые дети, учителя (имеется в виду
совершенствование практики преподавания и
повышение квалификации учителей), и всё школьное
сообщество в плане совершенствования общего
климата и духа школы.

Инклюзивная форма образования предполагает
организацию системы обучения и комплексного
сопровождения в образовательном процессе детей
с ОВЗ совместно с нормально развивающимися
сверстниками в условиях общеобразовательной
школы.

С.7  Задачи инклюзивного
образования

Создание всеобъемлющих условий для получения
образования детьми с учетом их психофизических
особенностей следует рассматривать в качестве
основной задачи в области реализации права на
образование детей с ограниченными возможностями
здоровья. Кроме того,

— расширение охвата нуждающихся детей
специализированной педагогической помощью;

— обеспечение родителям (законным
представителям) необходимой консультативной
помощи;

— обеспечение педагогам квалифицированной
методической помощи;

— обеспечение детей с ОВЗ интеграции в среду
нормально развивающихся сверстников;

С.8

Рассмотрим основные принципы обучения детей:
их всего 8.

Работа с детьми с ОВЗ подразумевает
кропотливый труд. Ведь такому ребенку нужно
уделять значительно больше внимания, чем без
нарушения развития. При каждом варианте дефектов
в развитии подбирается своя обучающая программа.
Но в целом их основные аспекты совпадают.

Ожидаемыми результатами и в воспитании и
обучении детей в норме развития, и с детьми с ОВЗ
являются личностные результаты или достижения.
Что касается различия в педагогической
деятельности по воспитанию детей с ОВЗ и нормой
развития, то следует обратить особое внимание на
две позиции: средства и результат. В работе с
первой из названных категорий детей, возможно
результат менее прогнозируем и не всегда
достижим в том объеме, который предполагал
педагог. Что касается средств воспитания и
обучения, то их подбор – действие буквально
“ювелирное”, а успех их применения еще менее
гарантирован, чем в воспитании детей в норме
развития.

С.9 Исходя из этого, появляются условия
инклюзивного образования.

С.10 Алгоритм включения ребенка с ОВЗ в
образовательный процесс

Зачисление в класс инклюзивного обучения
производиться только с согласия родителей
(законных представителей) на основании их
заявления, а для детей с ОВЗ необходима
рекомендация ПМПК.

Для работы инклюзивных классов оборудуются
помещения, приспособленные для занятий, отдыха,
физкультурно-оздоровительной и коррекционно-
развивающей работы.

Предельная накопляемость класса 25 человек.
Число детей с отклонениями в развитии в
инклюзивном классе не должно превышать 4 человек.
При комплектовании инклюзивных классов
необходимо, по возможности, объединять в одном
классе детей с отклонениями в развитии, имеющих
рекомендации ПМПК на обучение по одной и той же
общеобразовательной программе.

На основе рекомендаций ПМПК и Индивидуальной
Программы Реабилитации ребенка- инвалида, с
обязательным учетом мнения родителей (законных
представителей), разрабатывается и утверждается
ПМПк ОУ Индивидуальный образовательным маршрут
для ребенка с особыми образовательными
потребностями (ООП) Под индивидуальным
образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в
образовательном учреждении
мы понимаем систему
конкретных совместных действий
администрации,
основных педагогов, междисциплинарной команды
специалистов сопровождения образовательного
учреждения, родителей в процессе включения
ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.. Он
может разрабатываться на учебный год, на полгода,
либо на каждую четверть. ПМПк вправе в любое
время вносить в индивидуальный учебный план
изменения по ходатайству педагогов, родителей
(законных представителей), членов ПМПК.

Читайте также:  Развитие словарного запаса ребенка 4 лет

Содержание выстроено в принципиально новой
логике: каждая область образования включает два
взаимодополняющих компонента- академической и
“жизненной компетенции”. Соотношение данных
компонентов определяет вариативность
программного содержания и результатов обучения,
чем и обеспечиваются возможности для выбора и
реализации оптимального пути развития каждого
обучающегося с учетом его особых
образовательных потребностей.

В рамках организации
индивидуально)ориентированной помощи ребенку с
ограниченными возможностями здоровья (с
инвалидностью) специалистами
психолого-педагогического сопровождения и
учителем (классным руководителем, возможно —
учителями-предметниками, под руководством
заместителя директора по учебно-воспитательной
работе (руководителя ПМПк) в рамках деятельности
школьного психолого-педагогического консилиума
разрабатывается Индивидуальная образовательная
программа.

Специфика образовательного процесса в классе
инклюзивного обучения состоит в организации
индивидуальных и групповых коррекционно-
развивающих занятий для детей с ООП и введении
дополнительных образовательных услуг для детей
со стандартными образовательными потребностями.

Для учащихся с ОВЗ в учебном плане необходимо
предусмотреть:

  • 3 часа занятий с дефектологом +1 час в неделю
    обязательных консультаций для педагогов и
    родителей;
  • 2 часа занятий с логопедом + 1 час в неделю
    обязательных консультаций для педагогов и
    родителей;
  • 1 час ЛФК;
  • 1 час коррекционной ритмики;

В содержание образования необходимо ввести
индивидуальные листы обучения. Суть метода в том,
что учащиеся до изучения темы получают так
называемые индивидуальные листы обучения (ИЛО), в
которых напечатаны вопросы по теме (параграфу
учебника) и оставлены места для ответов. Учащиеся
дома самостоятельно изучают материал параграфа,
заполняют ИЛО, становясь активно обучающимися.
На уроке задания обсуждаются, ликвидируются
пробелы в знаниях.

Педагог, работающий в инклюзивном классе,
должен обладать специальной профессиональной
подготовкой, личностной готовностью к работе в
инклюзивном классе. В его функционал входят
контроль за реализацией индивидуальных
образовательных маршрутов, разработка и ведение
обучения по индивидуальным листам обучения,
применение ассистивных технологий в обучении,
оценивание достижений учащихся на основе
полученных знаний и сформированности
общеучебных навыков, мониторинг результатов
обучения.

Для сопровождения ребенка- инвалида в штат
вводится ставка тьютера. Обязательно
обеспечивается комплексное сопровождение
учащихся инклюзивного класса (клиническое,
логопедическое, педагогическое,
психологическое); тесное взаимодействие в рамках
реализации индивидуальных образовательных
маршрутов; педагогически обоснованное
совмещение образовательных программ и участие
во внеклассных мероприятиях инклюзивного
класса.

С.11

Наличие в школе специалистов
психолого-педагогического сопровождения
является необходимым условием приема детей с ОВЗ
и реализации инклюзивной практики.
Взаимодействие учителя, воспитателя,
специалистов сопровождения не сразу и не всегда
становится по-настоящему командным, каждый из
специалистов решает свои,
узкоспециализированные задачи. Однако опыт
работы школ, реализующих инклюзивную практику,
показывает, что без нахождения общего языка,
постановки общих комплексных задач по включению
“особого” ребенка в образовательный процесс,
работу школы в данном направлении нельзя назвать
успешной.

С.12

Ожидаемый результат содержательной области
образования ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе:

  • компонент академической компетенции — ребенок
    сможет выбирать из накопленного необходимые ему
    ЗУН для личного и социального развития;
  • компонент жизненной компетенции – развитие
    (динамика) отношений в социуме с социальным
    окружением, расширение социальных контактов.

С 13.

Плюсы инклюзивного образования.

Что дает инклюзивное образование?

  • новый социальный подход к инвалидности
  • приветствует разнообразие
  • рассматривает различие между людьми как ресурс,
    не как проблему
  • личностное развитие и социальные навыки
  • развитие самостоятельности и самоопределения
  • развивает равные права и возможности вместо
    дискриминации

Инклюзивные школы поощряют достижения,
доказывая , что все дети могут быть успешными,
если им оказывается помощь. В инклюзивных школах
дети могут получать такую поддержку. Также
инклюзивные школы предоставляют возможность
обучения в атмосфере сочувствия, равенства,
социальной справедливости, сотрудничества,
единства и положительного отношения. Дают
возможность всем членам школьного коллектива
вложить свои неповторимые таланты в общую
деятельность, в процессе которой каждый может
успешно учиться, сотрудничать и чувствовать себя
причастным.

Минусы инклюзивного образования.

В идеале никаких минусов не должно, поскольку
инклюзивное образование способствует улучшению
качества жизни детей, особенно детей из
социально уязвимых групп и оздоровлению
общества в целом.

Но, учитывая наши социально- экономические
условия и уровень общественного сознания,
инклюзивное образование в России носит пока
экспериментальный характер.

Развитие системы инклюзивного образования в
нашей стране, требует принципиальных изменений в
системе не только среднего (как “школа для
всех”), но и профессионального и дополнительного
образования (как “образование для всех”). На
сегодняшний момент можно выделить несколько
барьеров для инклюзивного образования:

  • отсутствие гибких образовательных стандартов
  • несоответствие учебных планов и содержания
    обучения массовой школы особым образовательным
    потребностям ребенка
  • отсутствие специальной подготовки
    педагогического коллектива ОУ общего типа,
    незнание основ коррекционной педагогики и
    специальной психологии
  • отсутствие у педагогов массовых школ
    представлений об особенностях психофизического
    развития детей с ОВЗ, методиках и технологии
    организации образовательного и коррекционного
    процесса для таких детей.

“Мы живем, как мы можем, а ОНИ живут, как мы
поможем”. За этой рифмовкой – весь смысл
инклюзии. По моему мнению, в настоящее время идея
инклюзивного образования выглядит как
неквалифицированный энтузиазм (преимущественно
управленческих структур). Тем, кто работает с
детьми с ОВЗ трудно представить, как дети с ОВЗ
будут смотреться в массовой школе. Сегодняшняя
массовая школа ориентирована не на личность, а на
успешный результат. Партнерство в школе
подменено конкуренцией, где побеждают самые
умные, здоровые, сильные и красивые.

Да, можно громко и пафосно говорить о
нравственности общества и социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья в
обществе, но прежде необходимо создать все
соответствующие условия в образовательных
учреждениях для воспитания и обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья. Так что
вот Вам «непродуманное» инклюзивное
образование. А где выход? Сколько лет ещё
понадобится и на переоборудование помещений
детских садов и школ и на переоборудование
нашего сознания?

Презентация.

Источник