1 развитие слуха у ребенка

1 развитие слуха у ребенка thumbnail

Процесс развития слуха у вашего малыша очень важен, так как это одно из внешних чувств, позволяющих ребёнку общаться. Младенец начинает слышать звуки и подражать им, развивая, таким образом, способность разговаривать. Кроме того, голоса родителей действуют на малышей успокаивающе. Формирование слуха на самом деле — один из ключевых моментов в развитии ребёнка. Это не значит, что с неразвитым слухом ваш ребёнок не будет расти, но появление слуха определенно ускорит его развитие.

Каким образом ваш малыш будет реагировать на звуки?

Первым у младенцев развивается слуховое восприятие. Более того, развитие способности слышать начинается ещё до рождения ребёнка. Из-за этого многие родители включают музыку и разговаривают со своими малышами, когда они ещё находятся в утробе матери. Способность реагировать на звуки у вашего ребёнка развивается в течение нескольких месяцев до его рождения, а полностью сформироваться может уже через месяц после. Однако ваш малыш, скорее всего, начнёт реагировать на звуки гораздо позже. Причём вы должны быть готовы к различным реакциям. Например, если вы будете напевать, укладывая своего малыша спать, это может успокоить его и не дать расплакаться. Того же результата можно добиться, просто разговаривая с ним.

Как узнать, насколько хорошо слышит новорождённый?

Узнать, насколько хорошо слышит ваш малыш, можно с помощью обследования, которое проводится в больнице сразу после родов. Если у вас есть сомнения по поводу состояния слуха вашего ребёнка, обратитесь к лечащему врачу. Он даст вам ознакомиться с результатами обследования и при необходимости проведёт ещё одно, чтобы убедиться, что слух ребёнка развивается надлежащим образом.

Когда младенцы начинают слышать после рождения?

Сложно сказать, когда ваш малыш начинает слышать впервые, так как слух ребёнка, как уже отмечалось выше, формируется внутриутробно. У каждого ребёнка слух появляется в разное время, но, когда это произойдёт, ваш малыш начнёт толкаться более активно, услышав знакомые звуки. Например, подобную реакцию может вызвать голос вашего партнера. После рождения слух у ребёнка развивается крайне быстро и будет полностью сформирован уже через 4-7 недель.

Развитие слуха у младенцев

Очень важно наблюдать за развитием слуха вашего малыша в течение первого года жизни. Ниже представлен приблизительный график нормального развития слухового восприятия у детей:

  • 0-2 месяца. Орган слуха у ребёнка уже полностью сформирован. Малыш, вероятно, пока не будет реагировать на звуки, но вы можете контролировать его развитие с помощью медицинских обследований. Примерно в этом возрасте они начинают различать высокие звуки.
  • 3 месяца. Приблизительно в это время ребёнок начинает каким-то образом реагировать на звуки, как правило, подражая им. Малыш будет агукать в ответ на ваш голос или другие звуки, развивая тем самым свою способность разговаривать.
  • 6 месяцев. Это важный этап в развитии слуха, когда ваш малыш начинает реагировать на более мягкие звуки и пытаются повторить незнакомые.
  • 12 месяцев. Это заключительный этап формирования слуха. Ваш ребёнок теперь может распознавать и реагировать на большинство мягких и низких звуков. Не удивляйтесь, когда он начнёт узнавать свои любимые песни и голоса персонажей из мультиков.

Как можно стимулировать развитие слуха у новорождённых?

Существует немало методов, способствующих развитию слуха у ребёнка. При желании вы можете воспользоваться следующими советами:

  • Больше разговаривайте при ребёнке. Постарайтесь также беседовать с ним как можно чаще и попросите о том же вашего партнера.
  • Включайте спокойную, расслаблявшую музыку, желательно инструментальную. Известно, что мягкий джаз развивает музыкальный слух, успокаивает ребёнка и способствует формированию слухового восприятия. Западная классическая музыка оказывает аналогичное воздействие.
  • Нужно постоянно петь или читать ребёнку. Голоса родителей действуют на них успокаивающе.
  • Когда ваш малыш подрастёт, покупайте ему музыкальные игрушки.
  • Наблюдайте за ребёнком и заостряйте внимание на каждом звуке, привлекшем его внимание. Например, заметив реакцию на шум самолета, поднимите голову вверх, показывая, что вы тоже его слышите.

Как определить, что не слишком ли звуки громкие для вашего ребёнка?

На самом деле это очень непросто, так как ребёнок начинает реагировать на звуки лишь спустя примерно три месяца после рождения. Поэтому в течение первых трёх месяцев рекомендуется по возможности устранить все громкие звуки. На четвёртом месяце на слишком громкие звуки ваш малыш будет реагировать плачем. По мере взросления реакция младенцев на чересчур громкие звуки становится все более своеобразной. Одни полугодовалые малыши начинают плакать, другие пугаются и затихают. Дети, уже умеющие передвигаться, могут попытаться отползти подальше от источника звука.

Факторы, влияющие на развитие слуха у новорождённого

Существует множество факторов, влияющих на формирование слуха у вашего малыша, например:

  • постоянная подверженность громким звукам;
  • кислородное голодание во время родов;
  • преждевременные роды;
  • генетические отклонения;
  • перенесённые во время беременности инфекции, такие как краснуха;
  • серьёзная травма головы;
  • воспаление уха;
  • повреждение барабанных перепонок ватными палочками или наушниками;
  • нахождение в непосредственной близости от места запуска фейерверков;
  • высокая температура.

Подверженность данным факторам может привести к нарушению слуха у ребёнка на время или навсегда.

Обследование органов слуха у младенцев

В настоящее время в большинстве больниц вскоре после рождения ребёнка проводится плановое обследование органов слуха. Восстановившись в некоторой степени после родов, вы можете узнать результаты обследования у своего лечащего врача. В случае, если его ещё не проводили, убедитесь, чтобы обследование состоялось до того, как вы покините больницу. Вернувшись домой, вы можете использовать представленные ранее советы для контроля развития слуха ребёнка, наблюдая за реакцией малыша на звуки в течение определенного периода и сравнивая их с примерным графиком развития слуха, приведённым выше.

Когда стоит начинать волноваться о проблемах со слухом у новорождённых?

Самое главное, чтобы вы понимали, что слух у младенцев формируется ещё до рождения. Если обследование в больнице выявит какие-то нарушения, или развитие слуха у вашего малыша будет отставать от графика, это повод для обращения к медицинскому специалисту.

Читайте также:  Детский сад 396 лесная сказка центр развития ребенка

Слуховое восприятие у малышей полностью формируется в течении одного или двух месяцев после рождения. С помощью рекомендаций, приведённых выше, вы можете стимулировать процесс развития слуха у вашего малыша.

Источник

Уже в утробе матери младенец способен различать звуки, окружающие беременную женщину. Малыш слышит голоса родителей, музыку, играющую в комнате, шум мотора автомобиля, рассказы, которые мама читает вслух, и т. д. Интересно, что сразу после рождения ребенок выделяет голос матери среди остальных голосов. Более того, младенец предпочитает слушать те песни и стихи, которые он слышал еще до рождения, в животе у мамы. Все это говорит о том, что слуховые умения складываются еще до рождения.

После родов

Когда малыш появляется на свет, первые недели он слышит только громкие звуки. Высокие звонкие тона привлекают внимание ребенка быстрее. Именно поэтому новорожденные так живо реагируют на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся высоким голосом.

К 2−3 месяцам ребенок начинает слышать и низкие, тихие звуки, учится сопоставлять услышанное с увиденным, связывая зрительные и слуховые впечатления воедино. Теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки, и кроха заплачет, выказывая свое недовольство. В этот же период можно увидеть и яркую положительную реакцию на лице малыша – улыбку. Причем первое время ребенок улыбается не в ответ на улыбку взрослого, а в ответ на звук его голоса.

В 4−5 месяцев реакция становится более бурной: малыш начинает лепетать, ворковать, махать ручками и ножками. Теперь ребенок уже способен понимать, где находится источник звука, и поворачивает голову на голос взрослого. Примечательно, что движения малыша во время «разговора» с родителем синхронизируются и буквально копируют движения говорящего, – по мнению ученых, таким образом ребенок готовится к будущему овладению речевыми навыками.

К 6−7 месяцам кроха уже реагирует на свое имя, а также понимает и чувствует настроение окружающих. Так, если у мамы радостное лицо, ребенок смеется, ожидая ответного смеха, улыбок, похвалы. Если же лицо взрослого сердитое, малыш может испугаться и даже заплакать, ассоциируя сердитое выражения лица с криком и бранью.

С 9 месяцев у младенцев развивается способность подражать услышанным звукам, повторять некоторые из них, к 10−12 месяцам в речи малыша появляются первые осознанные слова: «мама», «папа», «баба», «киса» и т. д. Теперь ребенок начинает понимать, что говорят взрослые, осмысливает услышанное. Его речь развивается параллельно со слухом.

Что слышу, то и говорю

Очевидно, что речь ребенка тесно связана с его слухом. Однако не все родители придают большое значение тому, что и в каких количествах слышит их ребенок. Мамы порой не знают, о чем говорить с малышом, тем более что кроха не понимает и половины из монологов родных. Поэтому обходятся скупыми и редкими фразами и тем самым тормозят развитие ребенка. Ведь именно постоянное «слышание» и «видение» чужой речи и стимулирует развитие речи самого малыша. Словарный запас ребенка дошкольного возраста на 90% состоит из слов и фраз, услышанных от родителей. Старайтесь беседовать с крохой, комментировать увиденное на прогулке, читать малышу стихи, сказки. Ошибочно полагать, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую».

Сегодня многие мамы и папы с раннего возраста начинают обучать ребенка иностранным языкам. Здесь ключевую роль играет развитие слуха. Детям с хорошим слухом намного проще изучать иностранные языки, поскольку они улавливают тонкие нюансы и различия в произношении тех или иных звуков. Так, например, китайский язык – особая система тонов, и выучить его способны только люди с хорошим музыкальным слухом. Впрочем, даже в стремлении к лучшему старайтесь соблюдать меру – иногда ребенку нужно послушать и тишину.

Профессор Линн Вернер из университета Вашингтона, специалист по вопросам речи и слуха, доказал, что младенцы слышат все частоты одновременно. Именно поэтому, читая ребенку книжку или беседуя с крохой, родителям стоит выключить телевизор, радио или иные источники звука, чтобы малыш не отвлекался на посторонние шумы и сосредотачивался только на голосе взрослого.

Что-то не так…

К сожалению, некоторые дети страдают нарушениями слуха различной степени. Таких малышей не так уж мало – 15 новорожденных из 1000. Правда, тяжелые поражения, такие, как глухота или сильная тугоухость, встречаются лишь в 0,5% случаев. Причины нарушений самые разные. Их принято делить на врожденные и приобретенные. К врожденным относят генетические отклонения и наследственность.

Поражения слуха могут появиться также вследствие недоношенности (вес при рождении менее 1 500 г), гипоксии, остановки дыхания у младенца во время родов, из-за родовых травм, злоупотребления во время беременности алкоголем, наркотиками. Иногда такие негативные последствия могут наступить по причине заражения мамы во время беременности краснухой, герпесом, гриппом, токсоплазмозом – заболеваниями, которые особенно опасны в первые четыре месяца беременности.

Читайте также:  Умственное отсталость речевого развития ребенка

Впрочем, ребенок может родиться с хорошим слухом, но потерять его (или частично потерять) из-за осложнений после бактериального менингита, энцефалита, тяжелых форм кори, свинки, хронического воспаления уха, несчастных случаев (различных травм), химиотерапии, применения ототоксических средств (особенно некоторых антибиотиков).

Беда в том, что неспециалисту в первые месяцы жизни распознать нарушения слуха у малыша довольно затруднительно. Даже полностью лишенный слуха младенец плачет в моменты дискомфорта и может ворковать, «гулить», когда ему хорошо. Поэтому родные и не подозревают, что у ребенка могут быть проблемы со слухом. Только когда другие дети начинают лопотать более-менее осмысленно, отзываться на свое имя, выполнять просьбы, у взрослых могу возникнуть подозрения, что у их малыша не все в порядке со слухом: ребенок все время молчит, не реагирует на просьбы, громкие звуки, музыку. Но даже в этом случае родители далеко не всегда идут к врачу, а обращаются к медикам, когда время уже упущено.

Как узнать?

Существуют различные методы диагностики и проверки слуха грудных детей. В некоторых развитых странах всех новорожденных обследуют на предмет снижения слуха с помощью особого метода − регистрации отоакустической эмиссии. С помощью этого совершенно безопасного и безболезненного метода можно выявить нарушения слуха даже у новорожденных, проверяя, как функционирует улитка внутреннего уха.

Кроме того, слух младенца можно исследовать и с помощью компьютерной электроэнцефалоаудиограммы, которую проводят под легким наркозом. Малышу подаются определенные сигналы, и, если слух не нарушен, в коре головного мозга возникают ответные реакции. После этого компьютер выдает заключение.

Еще один метод называется «ориентировочная аудиометрия». Он подходит для детей постарше, которые реагируют на зрительные сигналы (картинки, свет) и способны понять, где располагается источник звука. Если ребенок заинтересован только изображением и не реагирует на звуковые раздражители, можно заподозрить снижение слуха.

Что делать?

К сожалению, в 90% случаев глухота необратима. Но нарушение слуха – физический недостаток, а не интеллектуальный, и дети вполне могут овладеть устной и письменной речью, научиться читать, писать, общаться со сверстниками, а в будущем поступить в вуз, устроиться на работу, обрести семью. Разумеется, слабослышащему ребенку требуется серьезная помощь родных. В идеале ребенку нужно подобрать протезы в возрасте до 6 месяцев, ведь наилучший период для освоения речи − от 9 месяцев до 3−4 лет. Важно регулярно заниматься с сурдопедагогом, активно развивать малыша – и нарушения слуха не станут препятствием на пути к общению и обучению малыша.

Читать на эту тему:

  • Концерт для погремушки с оркестром
  • Что-то не так с ушками?
  • Теория звука

Источник

Еще находясь в животике мамы, малыш слышит и различает звуки. И это не только биение материнского сердца, шум легких и работа перистальтики кишечника (с 20-й недели), но и звуки извне – мамин и папин голос (с 6-го месяца беременности), чуть позже — окружающие шумы, голоса близких людей, музыку.

1 развитие слуха у ребенкаВ первые дни после рождения слух малыша несколько снижен, т.к. происходит постепенное впитывание скопившейся во внутреннем ухе жидкости и заполнение полости уха воздухом. Но кроха уже способен узнавать и выделять мамин голос, который слышал еще до рождения, и различать звуки по тону и тембру. Младенец предпочитает человеческую речь и пение всем остальным звукам и живо реагирует на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся тонким высоким голосом.

Постепенно развитие слуховой системы ребенка активизируется под воздействием звуков окружающей среды.

На 9-10-й день ребенок начинает вздрагивать и моргать от резкого шума.

А в 18-20 дней замирает и прислушивается к ярко выраженным звукам, пытается искать глазами их источник. Малыш уже готов услышать многое, но его сознание пока блокирует излишнюю палитру звуков. В этот период важно ласково разговаривать с младенцем, сюсюкаться с ним, предоставлять ему возможность слушать звучание игрушек и мелодий.

Во время сна порог слышимости младенца несколько снижен, и он может сладко спать при естественных шумах в комнате. Поэтому не надо создавать искусственную атмосферу тишины – ведь малыш привык в животе у мамы спать «под шумок».
 

К 1 месяцу слуховое сосредоточение становится более длительным. Ребенок начинает слышать низкие и тихие звуки. Малыш, в ответ на многократные мамины обращения к нему, уже может показать свою первую положительную реакцию – улыбнуться.
 

В 2 месяца зрительные, слуховые и двигательные реакции начинают выступать в сложном комплексе – малыш учится сопоставлять услышанное с увиденным и начинает поворачивать голову к источнику звука. Теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки.

На третьем месяце малыш с интересом прислушивается к голосу взрослого и сосредотачивает свой взгляд на его лице. В ответ на разговор взрослого проявляется комплекс оживления – радостная улыбка, гуканье, радостные движения рук и ног. В этот период необходимо разговаривать с ребенком как можно эмоциональнее, чтобы вызвать бурную ответную реакцию.
 

Читайте также:  Связь психического развития ребенка с изобразительной деятельностью

К 4му месяцу жизни ребенок поворачивает голову даже к еле различимому источнику звука и находит его. Малыш  начинает выделять голос мамы и понимать своё имя. Реакция на обращения взрослого становится более бурной – малыш начинает лепетать, ворковать, энергично двигать ножками и ручками, копировать движения говорящего.
 

В 5ть месяцев малыш становится очень внимательным, чувствует настроение взрослых, смеется, когда мама смеется и тревожится, если мама грустит или сердится. Понимает ласковую и строгую интонацию обращенной к нему речи. Проявляет любопытство к тому, что он произносит сам. В этот период детям очень нравится слушать музыку.
 

С 6ти месяцев ребенок с интересом вслушивается в речь взрослого, активно имитирует слышимые звуки, ведет звучные диалоги. Начинает улавливать интонацию голоса взрослого – похвалу, порицание, вопрос, запрет. Повышается интерес к окружающему миру, малыша занимают звучащие игрушки, из которых нужно «добывать» звуки с помощью постукивания, бросания, нажимания на кнопки и т.п.
 

В 7-8 месяцев малыш прислушивается к тиканью часов и реагирует на шепот.
 

К 9ти месяцам он уже многое понимает, может выполнять простые просьбы и повторять услышанные звуки.
 

К концу года слуховые анализаторы становятся более тонкими. Появляются первые осознанные простые и облегченные слова – «мама», «папа», «кися», «дай», «бах» и др.
 

Как можно помочь малышу в развитии и утончении его слуха

Речь ребенка развивается параллельно со слухом, поэтому развитие слуха станет основой будущей 1 развитие слуха у ребенкаречи малыша. Сначала ребенок будет узнавать слова, которые слышит, потом начнет их понимать, а позже – произносить.
 

•    Разговариваете с малышом ласковым, нежным и естественным голосом.

•    Иногда родители интуитивно начинают «сюсюкаться», меняя интонацию и говоря на тон выше – и это правильно — так ребенку легче воспринимать речь взрослых.

•    Разговаривая с малышом, дотрагивайтесь до него и проявляйте эмоциональность.

•    Для развития слухового восприятия используйте погремушки, колокольчики, музыкальные инструменты, аудиозаписи и другие предметы, которые издают какое-то звучание – шелест бумаги, хруст оберточной упаковки и т.п.

•    Музыкальные игрушки должны быть мелодичными по своему звучанию, с отсутствием громких и резких звуков.

•    Внимательно следите за ребенком – не пугают ли его какие-то музыкальные игрушки или посторонние звуки (например, шум пылесоса).

•    Называйте малыша по имени и ласковыми прозвищами (мой милый, мой хороший, мой любимый и др.)
 

Что нужно знать о развитии слуха малыша:

10 дней   

Вздрагивает и моргает при резком звуке.

Прислушивается к голосам взрослых.   
 

18-20 дней   

Успокаивается при сильном звуке.

Затихает и прислушивается к звуку погремушки или колокольчика   
 

1 мес.   

Начинается длительное слуховое сосредоточение – прислушивается к голосу взрослого и звуку игрушки.

Различает тембр, громкость и высоту звука.   
 

2 мес.   

Прислушивается к тихим звукам

Поворачивает голову в поисках источника звука или голоса взрослого

Улыбается в ответ на обращенное к нему звучание или голос мамы   

2,5 мес.   

1 развитие слуха у ребенкаЗамирает при появлении нового звука на фоне других (например, гудение пылесоса).

Бурно реагирует на резкие и неприятные звуки

С радостью и большим вниманием прислушивается к мелодичным звукам, маминым песенкам, звукозаписям.   
 

3 мес.   

Поворачивает головку к источнику звука.

Реагирует на голос мамы, которую даже не видит

На эмоциональный разговор с мамой – отвечает активными движениями ручек и ножек, издает оживленные звуки

Подражает услышанным звукам –«гыкает»   
 

4 мес.   

Откликается на своё имя

Находит взглядом невидимый источник звука.

По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

Выдувает пузыри, громко гулит, пускает слюни   
 

5 мес.   

Узнает голос близкого человека, поворачивает к нему голову

Различает строгую и ласковую интонацию голоса взрослого.

Прислушивается к собственно – издаваемым звукам   
 

6 мес.   

По-разному реагирует на свое и чужое имя.

Начинает понимать смысл слов и фраз   
 

7 мес.   

Понимает источник звука – включенное радио, звонок телефона

Поворачивается в сторону называемого предмета

Смотрит в направлении источника звука или пытается схватить предмет, издающий звук (сбоку, на уровне талии).   
 

8 мес.   

Поворачивается на голос и смотрит то на один, то на другой источник звука или пытается схватить, когда два звука предъявляются с разных сторон.

Занимается звукоподражанием – как кися мяукает – «мяу», как мычит корова — «му», как ежик пыхтит – «фу-фу»

Учится произносить лепетные слова тихо и шепотом   
 

9 мес.   

Имитирует звуки – чихает, кашляет, бурчит

Выполняет танцевальные движения под плясовую мелодию.

Пытается подпевать любимым мелодиям   

10 мес.    

Повторят звуки вслед за взрослыми1 развитие слуха у ребенка

Глядя на человека или предмет, ожидает услышать знакомый звук и удивляется, если слышит другой.

Отыскивает предмет по названию

Замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди»   
 

11 — 12 мес. 

Знает имена близких людей и показывает на них

Понимает часто употребляемые слова

Показывает на знакомые предметы или части тела, которые называют

Понимает и выполняет простые просьбы   

(таблица приводится по результатам психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, которые проводились Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.). 

Источник