Зрительный анализатор и его значение в развитии ребенка

По
скорости и полноте восприятия, глаз превосходит все органы чувств
человека. С помощью зрения обеспечивается обозрение окружающих
предметов, процессов и явлений действительности. Зрительная информация
составляет около 90% информации, поступающей в кору больших полушарий
мозга через все остальные органы чувств человека.
С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие
предметный мир — форма, величинные отношения, цвет, разнообразие
цветовых оттенков, световые отражения; устанавливаются пространственные
отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление,
воспринимается перспектива.
Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно
всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами
чувствительности. В отличие от других сенсорных систем, зрительный
анализатор генетически развивается в тесной связи с мозгом.
С первых дней жизни ребенка зрение тесно связывается с осязанием,
слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате
образуются сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной
основой всей психической деятельности и ориентации ребенка в
пространстве.
Согласно литературным данным, уже в первые дни жизни у ребенка
отмечаются содружественные реакции на свет. На втором месяце образуются
зрительно-двигательные связи, возникают установочные движения глаз, хотя
ребенок еще не умеет управлять своим взором и фиксировать внимание на
окружающих предметах.
В 2-3,5 месяца в ответ на звуковой раздражитель возникают зрачковые
реакции, свидетельствующие об образовании зрительно-слуховых связей.
В дальнейшем постепенно формируется зрительно-пространственный анализ,
связанный с движением рук и развитием зрительного внимания. Ребенок
хватает окружающие предметы, игрушки, расположенные в разных
направлениях пространства в пределах зрительного поля.
Развитие зрительно-двигательных связей способствует формированию
предметных представлений. При этом отмечается, что ранее других
развиваются прослеживающие функции глаза за предметами, перемещающимися в
горизонтальном направлении. Это сочетается с движением рук и всего
тела. Несколько позднее (в 7,5-8 месяцев) у детей формируются
прослеживающие функции глаза за предметами, перемещающимися в
вертикальном направлении (М.Б. Эйдинова). Образование
зрительно-двигательных систем связей позволяет ребенку ориентироваться в
пространственном поле.
Одновременно со зрительным обозрением объектов ребенок манипулирует руками, схватывая предметы и перемещая их в пространстве.
С участием и под контролем зрения ребенок ориентируется в пространстве,
особенно когда он научился ходить. При передвижении в пространстве
новизна зрительных, слуховых и других впечатлений расширяет сферу
зрительного обозрения окружающего мира. Это способствует развитию
зрительных представлений, зрительного внимания, зрительно-двигательной
памяти. Формирование с участием зрения чувственного познавательного
опыта ребенка базируется на образовании сложных системных
зрительно-слуховых, зрительно-тактильных, зрительно-двигательных связей,
являющихся физиологической основой дальнейшего развития высших форм
познавательной деятельности.
Образовавшиеся многообразные системы нервных связей изменяются под
влиянием любых внешних воздействий: звуков, запахов, механических
раздражений, словесных сигналов и пр. Динамические системы связей
обеспечивают чувственную основу формирования многообразных синтетических
образов, отражающих в мозгу ребенка предметы и явления
действительности.
Зрительные образы по мере накопления чувственного, а позднее
словесно-логического опыта становятся как бы сплавом разнообразных
психических функций, которые постоянно изменяются и перестраиваются под
влиянием внешних условий.
Зрение играет огромную роль в формировании предметного значения слов и
употребляемых в речи грамматических категорий, а также в развитии
образного мышления. Обогащение зрительными образами конкретного
содержания речи способствует образованию правильного соотношения между
непосредственно чувственным и словесно-логическим познанием в ходе
психического развития ребенка в норме и патологии.
Зрение играет огромную роль и в трудовой деятельности человека,
обеспечивая при этом саморегулирование и самоконтроль движений. Особенно
велико значение зрения в процессе учебы: при чтении, письме,
изобразительной деятельности, восприятии произведений искусства, при
выполнении лабораторных и практических работ, связанных с визуальным
наблюдением и измерительными действиями. Деятельность зрительных функций
лежит в основе формирования эстетических чувств, восприятия явлений
природы, живописи, архитектуры.
Поскольку зрение имеет столь сложные и многообразные связи с другими
функциями и играет такую важную роль в развитии и жизнедеятельности
ребенка, его нарушение ведет к появлению вторичных отклонений в
психическом и физическом развитии. Прежде всего страдают функции, тесно
связанные со зрением, в особенности восприятие предметов и явлений
действительности, ориентация в пространстве, формирование представлений и
измерительных действий. При нарушении зрения отмечаются недостатки в
формировании двигательных функций: скорости, точности, координации
движений и др.
Восприятие — это психический процесс отражения предметов или явлений
действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в
совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании
возникает образ объекта. Поскольку воздействующие на человека объекты
обладают комплексом свойств, в процессе восприятия участвуют ощущения
различных модальностей.
Нарушение функций зрения приводит к сокращению и ослаблению зрительных
ощущений у частично зрячих и слабовидящих или полному их выпадению у
тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, т.е. на первой ступени
чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем его
этапе — восприятии.
Т. Б. Епифанцева
Источник
Около 80% всей информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.
Зрительный анализатор является парным органом. Он включает отделы: периферический, проводниковый и центральный.
Периферический отдел зрительного анализатора представлен глазным яблоком.
Проводниковый отдел зрительного анализатора представлен нервными путями и промежуточными центрами.
Центральный отдел зрительного анализатора представлен корой головного мозга в затылочной доле.
Зрение в развитии ребенка играет огромную роль. С участием и под контролем зрения ребенок ориентируется в пространстве, что особенно важно при ходьбе.
Зрение играет роль в формировании предметного значения слов и употреблении учащимися в речи грамматических форм, а также в развитии образного мышления.
2. Строение глазного яблока, возрастные особенности.
Глазное яблоко имеет шаровидную форму; выделяют передний и задний полюсы. Передний полюс – это наиболее выступающая точка роговицы, задний полюс расположен латерально от места выхода зрительного нерва. Линия, соединяющая оба полюса называется наружной осью глаза (у взрослых – 24 мм); выделяют внутреннюю (зрительную) ось – проходит от роговицы через середину хрусталика до центра ямки.
Глазное яблоко состоит из трех оболочек: наружная, средняя и внутренняя.
Наружная оболочка (склера, белочная оболочка) – толщиной около 0,3-0,6 мм. В передней части она переходит в прозрачную роговицу, которая имеет много нервных окончаний (высокая чувствительность), но не имеет кровеносных сосудов.
Средняя оболочка (сосудистая) – оболочка содержит большое количество кровеносных сосудов, в передней части переходит в радужную оболочку (радужку) и реснитчатое тело.
Собственно сосудистая оболочка состоит из сети кровеносных сосудов и небольшого количества соединительной ткани. Кпереди с/оболочка переходит в реснитчатое тело кольцевидной формы, оно состоит из гладких мышц и участвуют в аккомодации (приспособлении глаза к видению предметов на различном расстоянии. Реснитчатое тело соединяется с хрусталиком ресничным пояском (цинновой связкой). Радужка представляет собой круглый диск, расположенный между роговицей и хрусталиком. Она отделяет переднюю камеру глаза (ограничена спереди роговицей) от задней камеры глаза (находится кпереди от хрусталика). В центре радужки имеется круглое отверстие – зрачок. Благодаря гладким мышцам, расположенным в толще радужки, зрачок сужается или расширяется, что изменяет диаметр светового пучка. Ткань радужной оболочки содержит красящее вещество (пигмент) – меланин, цвет радужки зависит от количества пигмента от голубого до черного.
Радужка у новорожденного содержит мало пигмента. В процессе развития цвет глаз меняется. У новорожденного радужка содержит мало пигмента меланина: она имеет голубовато-сероватый оттенок. Окончательная окраска радужки формируется к 10-12 годам.
Роговица у новорожденного более толстая.
Реснитчатое тело у новорожденного развито слабо, после рождения быстро развивается, максимально – к 10 годам.
Внутренняя оболочка (светочувствительная, сетчатка) – имеет толщину 0,2-0,3 мм. Задняя часть – зрительная, передняя – реснитчатая. Передняя покрывает реснитчатое тело и не содержит светочувствительных клеток; задняя имеет светочувствительные клетки (фоторецепторы) – палочковидные и колбочковидные. Слой сетчатки, прилежащий к сосудистой оболочке, образован пигментным эпителием, который поглощает свет, вследствие чего зрительное восприятие становится более четким, уменьшается отражение и рассеивание света.
Колбочки (6-7 млн.) обеспечивают зрительное восприятие днем, в основном сконцентрированы в центральной части сетчатки.
Палочки (110-130 млн.) расположены в основном по периферии сетчатки, отвечают за сумеречное и ночное зрение.
Аксоны клеток сходятся на задней части глазного яблока и образуют зрительный нерв, этот участок называется диском зрительного нерва (слепым пятном); здесь фоторецепторы отсутствуют, в области диска в сетчатку входит центральная артерия. Кнаружи (латеральнее) от диска зрительного нерва (на 4 мм) располагается центральная ямка (желтое тело) – это место наилучшего видения, так как здесь расположено наибольшее количество колбочек.
Глазное яблоко у новорожденного – 16 мм, наиболее интенсивный рост в первые пять лет жизни, к 20 годам – 24 мм.
Внутренние среды глазного яблока образованы хрусталиком, стекловидным телом и камерами глаза.
Хрусталик – прозрачное эластичное образование диаметром около 9 мм, имеющее форму двояковыпуклой линзы. Хрусталик не содержит кровеносных сосудов и нервов.
Стекловидное тело заполняет пространство между хрусталиком и сетчаткой. Имеет желеобразную консистенцию.
Камеры глаза заполнены водянистой влагой, которая выделяется капиллярами реснитчатого тела и выделяется в заднюю камеру, затем оттекает в переднюю. В углу передней камеры, образованном краем радужки и роговицы, имеются щели, через которые водянистая влага оттекает в вены глазного яблока. Благодаря оттоку влаги поддерживается определенное внутриглазное давление.
Хрусталик от его формы зависит точка ясного видения, которая с возрастом смещается:
У новорожденного почти круглый, быстрый рост на первом году жизни, в 10 лет – она находится на расстоянии 7 см от глаз, в 20 лет – 8,5 см, в 35 лет – 17 см, в 60 лет – 80-100 см (возрастная дальнозоркость).
3. Строение проводникового отдела зрительного анализатора, возрастные особенности.
Проводниковый отдел зрительного анализатора включает:
— нервные волокна зрительных клеток образуют зрительный нерв (II пара черепно-мозговых нервов);
— область частичного перекреста зрительных нервов (хиазма);
— зрительный канатик (выход зрительного пути из хиазмы);
— наружное (латеральное) коленчатое тело;
— подушка зрительного бугра;
— путь от наружного коленчатого тела к коре (зрительное сияние).
4. Строение и функции центрального отдела зрительного анализатора, возрастные особенности.
Центральный отдел зрительного анализатора представлен затылочными отделами коры головного мозга:
Он представлен:
— первичные зоны (обеспечивают элементарные зрительные функции:
— остроты зрения,
— выпадение поля зрения;
— нарушению бинокулярного зрения;
— нарушение цветоощущения;
— фотопсии (яркие вспышки, искры).
— вторичные зоны (обеспечивают синтез зрительных раздражений в общий, целостный зрительный образ).
5. Строение и функции вспомогательного аппарата глаза, и возрастные особенности.
Вспомогательный аппарат глаза включает: мышцы глазного яблока, жировое тело орбиты, веки, слезный аппарат, фасцию глаза.
Мышцы глазного яблока представлены шестью поперечно-полосатыми глазодвигательными мышцами: четыре прямые (верхняя, нижняя, медиальная, латеральная) и две косые (верхняя, нижняя).
Мышцы глазного яблока у новорожденного развиты, но координация развивается к 2 месяцам.
Жировое тело орбиты находится позади глазного яблока и выполняет роль эластичной подушки для глаза.
Веки (верхнее, нижнее) защищают глазные яблоки спереди. Передняя часть век покрыта тонкой кожей, задняя поверхность – коньюктивой, которая переходит в коньюктиву глаза. Нижнее веко при открывании глаз слегка опускается под действием силы тяжести. Верхнее веко поднимается специальной мышцей. В толще век располагаются сальные железы, открывающиеся возле корней ресниц.
Глазная щель у новорожденного узкая, максимально раскрыта к 14-15 годам.
Слезный аппарат. Слезная железа располагается в верхнелатеральной стенке глазницы. Имеет 5-12 выводных канальцев, открывающихся в верхнюю складку коньюктивы. Слезная жидкость омывает глазное яблоко и увлажняет роговицу. Мигательные движения век прогоняет слезу в медиальный угол глаза, где на краях верхнего и нижнего век берут начало слезные канальцы, которые впадают в слезный мешок. Слезный мешок имеет верхний слепой конец, а нижняя часть переходит в носослезный проток, открывающийся в нижний носовой ход.
Слезная железа у новорожденного небольшая, каналы узкие, функционирует со 2-го месяца.
Вопросы для самопроверки:
1. Зрительный анализатор: определение, функции, значение зрения в жизни человека.
2. Какое строение имеет глазное яблоко, возрастные особенности в развитии глазного яблока.
3. Какое строение имеет сетчатка глаза?
4. Какое строение имеет проводниковый отдел зрительного анализатора, возрастные особенности в развитии проводникового отдела зрительного анализатора?
5. Какое строение имеет центральный отдел зрительного анализатора, возрастные особенности в развитии центрального отдела зрительного анализатора?
6. Вспомогательный аппарат глаза: определение, функции, возрастные особенности.
Список литературы:
1. Абрамов В.Г. Особенности строения и функций органов зрения у детей – Иваново, 1980.
2. Воробьёва Е.А. Анатомия и физиология. – М., 2005.
3. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. – М., 2002.
4. Петришина О.Л., Попова Е.П. Анатомия и физиология детей младшего школьного возраста. – М., 1979.
5. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М., 2002.
6. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. – Ростов на Дону, 2006.
7. Сапин В.И., Билич В.С. Анатомия человека. – М., 1989.
8. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Атлас анатомии человека. – М., 2001.
9. Физиология человека (под ред. А.Г. Покровского). – М., 1997.
10. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М., 1978.
ТЕМА 6. ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ
Цели изучения темы:
— ознакомить с функциями органов зрительного анализатора;
— познакомить с этапами развития зрительной функции у детей;
— дать представление об основных методах исследования строения и функций органов зрения;
— изучить особенности исследования строения и функций органов зрения у детей;
— изучить основы гигиены и охраны зрения.
Наименование разделов темы:
1. Физиология светоощущения и цветоощущения, возрастные особенности.
2. Оптическая система глаза.
3. Физиология центрального зрения, острота зрения, возрастные особенности. Бинокулярное зрение.
4. Физиология периферического зрения, поле зрения, возрастные особенности.
5. Основные этапы развития зрительной функции у детей.
6. Методы исследования строения и функций органов зрения, особенности исследования у детей.
7. Гигиена и охрана зрения у детей.
1. Физиология светоощущения и цветоощущения, возрастные особенности.
Светоощущение у человека двойственное: колбочковая система – аппарат дневного зрения, палочковая – аппарат ночного, сумеречного видения.
Функция светоощущения обусловлена обратимой фотохимической реакцией. Во время зрительного акта под действием света в наружном отделе светочувствительных клеток (колбочки, палочки) происходят химические реакции, при которых зрительный пигмент (родопсин) распадается на более простые вещества (производное витамина А – ретиналь и белок опсин, затем ретиналь превращается в витамин А, который перемещается в клетки пигментного слоя). Они действуют на палочки и колбочки, вызывая в них возбуждение, идущее по зрительным нервам в кору головного мозга. После прекращения действия света происходит восстановление родопсина.
Цветоощущение заключается в определении окраски предмета.
Структура сетчатки различна у разных видов животных. Так, у дневных животных (голуби, ящерицы) сетчатка содержит преимущественно колбочки, у ночных (кошки, летучие мыши) – палочки.
Наиболее отчетливо воспринимается цвет при действии лучей на область желтого пятна (центральной ямки), если лучи падают на периферию сетчатки, то возникает бесцветное изображение.
Цветоощущение зависит от длины световых лучей: красный (наибольшая длина – 0,8 мкм), фиолетовый (наименьшая – 0,4 мкм). В соответствии от вида колбочки воспринимают тот или другой цвет. Таким образом цветоощущение зависит от наличия в световом луче различных видов лучей.
При низкой освещенности колбочки не функционируют и поэтому цвета ночью не воспринимаются («ночью все кошки серы»).
При снижении освещенности «теплые» тона (красный, оранжевый, желтый) кажутся более темными, «холодные» (синий, зеленый) – более светлыми.
Цветоощущение присуще человеку с рождения. В 6 месяцев ребенок реагирует на красный, в 8 месяцев – на синий, полное цветоощущение – к 2 годам, после 30 лет – снижается.
2. Оптическая система глаза
Оптическая система глаза обеспечивает проекцию изображения на сетчатку. Оптическая система глаза состоит из светопреломляющего и аккомодационного аппаратов.
Светопреломляющий аппарат включает роговицу, водянистую влагу, хрусталик и стекловидное тело. Нормальные преломляющие среды глаза прозрачные и свободно пропускают световые лучи. Аккомодационного аппарат образуют реснитчатое тело, радужка и хрусталик. Эти структуры фокусируют лучи света, исходящие от рассматриваемого объекта, на зрительную часть сетчатки.
Мышца реснитчатого тела, связанная с хрусталиком, регулирует кривизну хрусталика. Этот процесс, способствующий приспособлению глаза к видению предметов на различных расстояниях, называется аккомодацией. При рассмотрении удаленных предметов хрусталик уплощается (расслабление мышцы), при ближних – становится более выпуклым (сокращение мышцы).
Преломляющая сила роговицы, водянистой влаги и стекловидного тела не изменяется.
Преломляющие свойства глаза называют рефракцией. Преломляющую силу сред выражают в диоптриях (Д).
В норме оптическая система глаза оптимально преломляют параллельные лучи света и фокусируют их на сетчатке. Изображение на сетчатке получается действительным, уменьшенным и перевернутым. Ребенок первые дни жизни видит предметы в перевернутом виде. В дальнейшем, человек видит предметы в их естественном виде, что объясняется жизненным опытом и взаимодействием всех видов анализаторов (особенно зрительного и тактильного).
3. Физиология центрального зрения, острота зрения, возрастные особенности. Бинокулярное зрение
Центральное зрение связано с деятельностью желтого пятна (колбочки) и его центральной ямки. Область желтого пятна – место наилучшего видения. Структурное созревание желтого пятна наступает к 4-6 месяцам. Для получения четкого образа предмета необходимо, чтобы изображение возникало в желтом пятне.
Восприятие предметов областью желтого пятна определяет остроту зрения. Под ней понимают способность глаза воспринимать две точки пространства как раздельные при маленьком расстоянии между ними. Также, под остротой зрения понимают распознавание минимального объекта на максимальном расстоянии. Острота зрения определяется наименьшим углом зрения. Чем меньше угол, тем лучше зрение. Величина угла зрения индивидуальна. Для нормального глаза острота зрения определяется углом в 1¢. Ему соответствует расстояние между изображением на сетчатке в 5 мкм. Поскольку размер зрительных клеток 2 мкм, при воздействии луча на сетчатку не возбужденной будет не менее одной клетки.
Бинокулярное зрение – зрение двумя глазами. Оно позволяет человеку получить полное зрительное ощущение от воспринимаемого предмета. Зрение двумя глазами человек видит изображение объемным, также облегчается восприятие пространства и глубины расположения предмета.
При бинокулярном зрении предмет виден одинаковым лишь в том случае, если его изображение возникает на идентичных участках обеих сетчаток. При этом если изображение попадает в разные места сетчатки каждого глаза, что обуславливает возбуждение разных участков, то предмет воспринимается двоящимся.
Чтобы лучи от предмета падали на идентичные точки, необходимо сведение осей зрения на предмете. Этот процесс называется конвергенцией (осуществляется при вращении глазных яблок).
Предметы, расположенные близко и далеко, нельзя одновременно отчетливо видеть. Если свести оси зрения на ближнем предмете, то дальний предмет будет при этом раздваиваться.
4. Физиология периферического зрения, поле зрения, возрастные особенности
Периферическое зрение обусловлено деятельностью палочек и областью поля зрения. Под полем зрения понимают пространство, воспринимаемое неподвижным глазом. В раннем возрасте наблюдается узкое поле зрения, к 3-5 годам достигает поля зрения взрослого человека. При нормальном поле зрения человек способен в определенных пределах обозревать предметы и действия целостно. Оно позволяет читать, охватывая все слово, охватывать помещение взором, расстояние. Поле зрения может быть односторонним и двусторонним, равномерным и более выраженным в определенных участках.
Источник