Зрительный анализатор и его значение для развития ребенка

По
скорости и полноте восприятия, глаз превосходит все органы чувств
человека. С помощью зрения обеспечивается обозрение окружающих
предметов, процессов и явлений действительности. Зрительная информация
составляет около 90% информации, поступающей в кору больших полушарий
мозга через все остальные органы чувств человека.

С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие
предметный мир — форма, величинные отношения, цвет, разнообразие
цветовых оттенков, световые отражения; устанавливаются пространственные
отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление,
воспринимается перспектива.
Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно
всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами
чувствительности. В отличие от других сенсорных систем, зрительный
анализатор генетически развивается в тесной связи с мозгом.

С первых дней жизни ребенка зрение тесно связывается с осязанием,
слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате
образуются сложные динамические системы связей, являющиеся чувственной
основой всей психической деятельности и ориентации ребенка в
пространстве.

Согласно литературным данным, уже в первые дни жизни у ребенка
отмечаются содружественные реакции на свет. На втором месяце образуются
зрительно-двигательные связи, возникают установочные движения глаз, хотя
ребенок еще не умеет управлять своим взором и фиксировать внимание на
окружающих предметах.

В 2-3,5 месяца в ответ на звуковой раздражитель возникают зрачковые
реакции, свидетельствующие об образовании зрительно-слуховых связей.
В дальнейшем постепенно формируется зрительно-пространственный анализ,
связанный с движением рук и развитием зрительного внимания. Ребенок
хватает окружающие предметы, игрушки, расположенные в разных
направлениях пространства в пределах зрительного поля.

Развитие зрительно-двигательных связей способствует формированию
предметных представлений. При этом отмечается, что ранее других
развиваются прослеживающие функции глаза за предметами, перемещающимися в
горизонтальном направлении. Это сочетается с движением рук и всего
тела. Несколько позднее (в 7,5-8 месяцев) у детей формируются
прослеживающие функции глаза за предметами, перемещающимися в
вертикальном направлении (М.Б. Эйдинова). Образование
зрительно-двигательных систем связей позволяет ребенку ориентироваться в
пространственном поле.

Одновременно со зрительным обозрением объектов ребенок манипулирует руками, схватывая предметы и перемещая их в пространстве.
С участием и под контролем зрения ребенок ориентируется в пространстве,
особенно когда он научился ходить. При передвижении в пространстве
новизна зрительных, слуховых и других впечатлений расширяет сферу
зрительного обозрения окружающего мира. Это способствует развитию
зрительных представлений, зрительного внимания, зрительно-двигательной
памяти. Формирование с участием зрения чувственного познавательного
опыта ребенка базируется на образовании сложных системных
зрительно-слуховых, зрительно-тактильных, зрительно-двигательных связей,
являющихся физиологической основой дальнейшего развития высших форм
познавательной деятельности.

Образовавшиеся многообразные системы нервных связей изменяются под
влиянием любых внешних воздействий: звуков, запахов, механических
раздражений, словесных сигналов и пр. Динамические системы связей
обеспечивают чувственную основу формирования многообразных синтетических
образов, отражающих в мозгу ребенка предметы и явления
действительности.

Зрительные образы по мере накопления чувственного, а позднее
словесно-логического опыта становятся как бы сплавом разнообразных
психических функций, которые постоянно изменяются и перестраиваются под
влиянием внешних условий.

Зрение играет огромную роль в формировании предметного значения слов и
употребляемых в речи грамматических категорий, а также в развитии
образного мышления. Обогащение зрительными образами конкретного
содержания речи способствует образованию правильного соотношения между
непосредственно чувственным и словесно-логическим познанием в ходе
психического развития ребенка в норме и патологии.

Зрение играет огромную роль и в трудовой деятельности человека,
обеспечивая при этом саморегулирование и самоконтроль движений. Особенно
велико значение зрения в процессе учебы: при чтении, письме,
изобразительной деятельности, восприятии произведений искусства, при
выполнении лабораторных и практических работ, связанных с визуальным
наблюдением и измерительными действиями. Деятельность зрительных функций
лежит в основе формирования эстетических чувств, восприятия явлений
природы, живописи, архитектуры.

Поскольку зрение имеет столь сложные и многообразные связи с другими
функциями и играет такую важную роль в развитии и жизнедеятельности
ребенка, его нарушение ведет к появлению вторичных отклонений в
психическом и физическом развитии. Прежде всего страдают функции, тесно
связанные со зрением, в особенности восприятие предметов и явлений
действительности, ориентация в пространстве, формирование представлений и
измерительных действий. При нарушении зрения отмечаются недостатки в
формировании двигательных функций: скорости, точности, координации
движений и др.

Восприятие — это психический процесс отражения предметов или явлений
действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в
совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании
возникает образ объекта. Поскольку воздействующие на человека объекты
обладают комплексом свойств, в процессе восприятия участвуют ощущения
различных модальностей.

Нарушение функций зрения приводит к сокращению и ослаблению зрительных
ощущений у частично зрячих и слабовидящих или полному их выпадению у
тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, т.е. на первой ступени
чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем его
этапе — восприятии.

Т. Б. Епифанцева

Источник

Функциональные особенности зрительной системы у детей

Основным свойством зрительной системы, которое определяет все стороны ее деятельности и лежит в основе таких функций, как различение яркости, цвета, формы и движения объектов, оценка их размеров и удаленности, является способность реагировать на воздействие света. Минимальное количество световой энергии, вызывающее ощущение света, характеризует абсолютную световую чувствительность глаза. За счет ее изменений зрительная система адаптируется, приспосабливается к различным уровням яркости в широком диапазоне — от 10-6 до 104 нит. Световая чувствительность значительно повышается в темноте, что-позволяет воспринимать очень слабые яркости, и снижается при переходе от меньшей освещенности к большей. В условиях такой адаптации устанавливается определенная фоновая активность всех уровней зрительной системы. Если в поле зрения имеются участки с неодинаковой яркостью, то их различие оценивается посредством контрастной, или различительной, чувствительности, глаза. Это позволяет определить пространственную конфигурацию изображений. Следовательно, контрастная чувствительность, составляет физиологическую основу восприятия формы и величины предметов. Наиболее высокой контрастной чувствительностью обладает центральная область сетчатки.

Функциональной единицей зрительной системы является рецептинное поле — клетка или группа клеток данного уровня си-ютемы, посылающих нервный сигнал к вышележащему нейрону. Одни рецептивные поля реагируют только на включение света» (on-ответ), другие лишь на его выключение (off-ответ), третьи—и на включение, и на выключение света (on off-ответ). Встречаются поля с оп-центром и off-периферией или off-центром и опнпериферией, а также с промежуточной on—off-зоной. За счет оппонентных on—off-реакций и связанных с ними возбудительно-тормозных процессов пространственно-временные структуры сигнала становятся более острыми.

Зрительный анализатор представляет собой совокупность структур, воспринимающих световую энергию в виде электромагнитного излучения с длиной волны 400 — 700 нм и дискретных частиц фотонов, или квантов, и формирующих зрительные ощущения. С помощью глаза воспринимается 80-90% всей информации об окружающем мире.

Благодаря деятельности зрительного анализатора различают освещенность предметов, их цвет, форму, величину, направление передвижения, расстояние, на которое они удалены от глаза и друг от друга. Все это позволяет оценивать пространство, ориентироваться в окружающем мире, выполнять различные виды целенаправленной деятельности.

Наряду с понятием зрительного анализатора существует понятие органа зрения.

Развитие зрительного восприятия основывается на обогащении ребенка комплексными впечатлениями, активным отношением к окружающему,

нарастанием ориентировочной реакции и ее усложнением. Овладев умением различать окружающие предметы, ребенок постепенно учится дифферен-цировать в каждом предмете его качества и свойства. Ребенку необходимы и постоянные зрительные раздражения, развивающие

зрительный анализатор в направлении дифференцированного свето и цветоощущения, а также восприятия формы, величины предметов.

Подготовка нервных центров к этому должна происходить с первых дней жизни. Уже примерно с 3 недель совершенно необходимо подвешивать над лицом ребенка яркие игрушки, чтобы он мог на них фиксировать взгляд. Большое значение для развития зрительного анализатора имеет общение взрослого с ребенком. Если ребенок видит склоненное над ним улыбающееся лицо, слышит при этом ласковую (умеренной громкости и приятного тембра) речь, он более быстро приучается фиксировать взгляд на лице человека.

Это самое большое зрительное раздражение, так как оно носит комплексный характер — зрительно-слуховой.

Очень полезно с самого раннего возраста ежедневное слушание музыки. Слух новорожденного понижен, в силу чего он реагирует только на очень резкие звуковые раздражители.

40 Зрительный анализатор, его отделы: периферический, проводниковый, центральный.

Зрительный анализатор. Периферический отдел зрительного анализатора — фоторецепторы, расположенные на сетчатой оболочке глаза. Нервные импульсы по зрительному нерву (проводниковый отдел) поступают в затылочную область — мозговой отдел анализатора. В нейронах затылочной области коры большого мозга возникают многообразные и различные зрительные ощущения.

Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Стенку глазного яблока образуют три оболочки: роговица, склера, или белочная, и сосудистая. Внутренняя (сосудистая) оболочка состоит из сетчатки, на которой расположены фоторецепторы (палочки и колбочки), и ее кровеносных сосудов.

В состав глаза входят рецепторный аппарат, находящийся в сетчатке, и оптическая система. Оптическая система глаза представлена передней и задней поверхностью роговой оболочки, хрусталиком и стекловидным телом. Для ясного видения предмета необходимо, чтобы лучи от всех его точек падали на сетчатку. Приспособление глаза к ясному видению разноудаленных предметов называют аккомодацией. Аккомодация осуществляется путем изменения кривизны хрусталика. Рефракция – преломление света в оптических средах глаза.

Существуют две главные аномалии преломления лучей в глазу: дальнозоркость и близорукость.

Поле зрения — угловое пространство, видимое глазом при фиксированном взгляде и неподвижной голове.

На сетчатке расположены фоторецепторы: палочки (с пигментом родопсин) и колбочки (с пигментом йодопсин). Колбочки обеспечивают дневное зрение и восприятие цвета, палочки – сумеречное, ночное зрение.

Человек обладает способностью различать большое количество цветов. Механизм цветовосприятия по общепринятой, но уже устаревшей трехкомпонентной теории заключается в том, что в зрительной системе имеются три датчика, чувствительных к трем основным цветам: красному, желтому и синему. Поэтому нормальное цветовосприятие называется трихромазией. При определенном смешении трех основных цветов возникает ощущение белого цвета. При нарушении работы одного или двух датчиков основных цветов правильного смешения цветов не наблюдается и возникают нарушения цветовосприятия.

Различают врожденную и приобретенную формы цветоаномалии. При врожденной цветоаномалии чаще наблюдается снижение чувствительности к синему цвету, а при приобретенной — к зеленому. Цветоаномалия Дальтона (дальтонизм) заключается в снижении чувствительности к оттенкам красного и зеленого цветов. Этим заболеванием страдают около 10 % мужчин и 0,5 % женщин.

Процесс восприятия цвета не ограничивается реакцией сетчатки, а существенно зависит от обработки полученных сигналов мозгом.

39. Вспомогательный аппарат органа зрения: глазодвигательный аппарат; слезные органы; соединительная оболочка. Их строение и функции.

Глазодвигательные мышцы.В движение глазное яблоко приводят четыре прямые (верхняя, нижняя, медиальная

и латеральная) и две косые (верхняя и нижняя) мышцы

Глазодвигательные мышцы: 1 – медиальная прямая; 2 – верхняя прямая; 3

– верхняя косая; 4 – латеральная прямая; 5 – нижняя прямая; 6 – нижняя косая.

Медиальная прямая мышца (отводящая) поворачивает глаз кнаружи, латеральная –

кнутри, верхняя прямая осуществляет движение кверху и кнутри, верхняя косая –

книзу и кнаружи и нижняя косая – кверху и кнаружи. Движения глаз

обеспечиваются за счет иннервации (возбуждения) этих мышц глазодвигательным,

блоковидным и отводящими нервами.

Бровипредназначены для защиты глаз от капель пота или дождя, стекающего со лба.

ВекиЭто подвижные заслонки, закрывающие спереди глаза и защищающие их от внешних

воздействий. Кожа век тонкая, под ней расположена рыхлая подкожная клетчатка,

а также круговая мышца глаза, обеспечивающая смыкание век при сне, мигании, и

зажмуривании. В толще век имеется соединительно-тканная пластинка – хрящ,

придающий им форму. По краям век растут ресницы. В веках расположены сальные

железы, благодаря секрету которых создается герметизация конъюктивального

мешка при закрытии глаз. (Конъюктива – тонкая соединительная оболочка,

которая выстилает заднюю поверхность век и переднюю поверхность глазного

яблока до роговицы. При закрытых веках конъюктива образует конъюктивальный

мешок). Это предупреждает засорение глаз и высыхание роговицы во время сна.

Слезный аппарат Слеза образуется в слезной железе, расположенной в верхненаружном углу

глазницы. Из выводных протоков железы слеза попадает в конъюнктивальный

мешок, защищает, питает, увлажняет роговицу и конъюнктиву. Затем по слезным

путям она через носослезный проток попадает в полость носа. При постоянном

мигании век по роговице распределяется слеза, которая поддерживает ее

влажность и смывает мелкие инородные тела. Секрет слезных желез действует еще

как дезинфицирующая жидкость.

Соединительная оболочка глаза (конъюнктива, tunica conjunctiva). Это эпителиальный покров внутренней поверхности век и переднего отдела глазного яблока. Она выполняет защитную, механическую, барьерную, увлажняющую, всасывательную и питательную функции. Топографоанатомически конъюнктиву можно с известной долей условности и схематичности подразделить на 6 отделов.

Тарзальный (1-й) отдел начинается с внутреннего (заднего) ребра век и покрывает хрящеподобную волокнистую соединительную пластинку, плотно соединяясь с ней. Он представлен многослойным цилиндрическим эпителием с включением в него бокаловидных клеток— одноклеточных желез, выделяющих слизь. При нормальном состоянии конъюнктивы через нее просвечивают расположенные в хряще перпендикулярно краю века железы (glandulae tarsales, «мейбомиевы железы»). Орбитальный (2-й) отдел начинается на уровне края хряща (верхнего края на верхнем веке и нижнего края на нижнем веке), рыхло связан с подлежащей субконъюнктивальной тканью, в которой имеются единичные фолликулы, псевдососочки и аденоидная ткань, и доходит до области свода. Здесь имеются бокаловидные клетей, слизистые железы, трубчатые железки Генле, а в конъюнктиве верхнего века большое количество слезных железок Краузе. Переходный (3-й) отдел (переходная складка, верхний и нижний своды (fornices conjunctivae, superior et inferior) представляет собой многослойный плоский эпителий со значительным количеством железок, продуцирующих слизь и слезу. Под эпителием имеется большое количество аденоидной ткани с фолликулами и сосочками. Здесь эпителий очень рыхло связан с подлежащей тканью, в результате чего обеспечивается свободная подвижность глазного яблока. Глубина верхнего свода значительно больше нижнего (около 22 и 12 мм соответственно), что имеет немаловажное значение для исследования конъюнктивы свода при ожогах и травмах глаза.

38.Защитный аппарат органа зрения: строение и функции глазницы и век.

К защитному аппарату глаза относятся: веки глазница

Глазница или орбита – это костное вместилище глазного яблока, его связочного и подвешивающего аппаратов, мышц глаза, жировой клетчатки. Стенки глазницы образованы черепными и лицевыми костями.

Верхнее и нижнее веки обеспечивают защиту глазного яблока от попадания различных предметов. Они смыкаются даже при движении воздуха и при малейшем прикосновении к роговице. При помощи мигательных движений век с поверхности глазного яблока убираются мелкие частицы пыли и равномерно распределяется слезная жидкость. Свободные края век плотно прилегают друг к другу при их смыкании. Кожа век тонкая, легко собирающаяся в складки. Подкожная клетчатка содержит чрезвычайно мало жира.

Под кожей век находятся мышцы:

круговая мышца глаза, с помощью которой веки смыкаются

мышца, поднимающая верхнее веко.

Внутренняя поверхность век покрыта слизистой оболочкой – конъюнктивой. Конъюнктива имеет множество нервных окончаний, а ее клетки выделяют специальный секрет, смазывающий поверхность глазного яблока.

37.Содержимое глазного яблока: хрусталик, стекловидное тело, внутриглазная жидкость — их строение и функции. Зрительный нерв, строение, функции.

Хрусталик вместе с роговицей, водянистой влагой и стекловидным телом составляют оптическую (преломляющую) систему глаза.

Строение. Хрусталик заключен в тонкую капсулу, передняя часть которой выстлана однослойным кубическим эпителием. Задний отдел капсулы тоньше переднего и не имеет эпителия. Удерживается хрусталик в своем положении зонулярной связкой, которая состоит из множества гладких и прочных мышечных волокон, идущих от капсулы хрусталика к ресничному телу, где эти волокна залегают между ресничными отростками. Между волокнами связки находятся наполненные жидкостью пространства, сообщающиеся с камерами глаза.

Вещество хрусталика состоит из более плотного ядра, расположенного в центральной части, которое без резкой границы продолжается в более мягкую часть — кору.

Функции. Хрусталик может автоматически менять свою форму и приспосабливать глаз к ясному видению предметов, расположенных на различном расстоянии, т.е. аккомодировать или участвовать в изменении преломляющей силы глаза. При сокращении волокон ресничной мышцы, иннервируемых глазодвигательным и симпатическим нервами, происходит расслабление зонулярных волокон. При этом уменьшается натяжение капсулы хрусталик и он благодаря своим эластическим свойствам становится более выпуклым, создавая условия для рассматривания близких предметов. Расслабление ресничной мышцы ведет к уплощению хрусталика, создавая способность глаза видеть хорошо вдаль.

Состав хрусталика: вода — 65%, белки — 30%, неорганические соединения (калий, кальций, фосфор), витамины, ферменты, липиды. Хрусталик у молодых людей содержит большей частью растворимые белки, в окислительно-восстановительных процессах которых участвует цистеин. Нерастворимые белки — альбуминоиды не содержат цистеина, в их состав входят нерастворимые аминокислоты (лейцин, глицин, тирозин и цистин).

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 36 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.036 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник