Зрительное восприятие в развитии ребенка

Зрительное восприятие в развитии ребенка thumbnail

Анна Смаркалова
Развитие зрительного восприятия у детей «Форма и цвет»

Развитие зрительного восприятия у детей «форма и цвет»

по средствам дидактических игр

В дошкольной педагогике на всех ее этапах развития, сенсорное воспитание детей занимало одно из главных мест. Ребенок постоянно сталкивается с разнообразием красок, форм, в том числе игрушек и обычных домашних предметов. Его окружает природа с её воспринимающими признаками это – запахи,многоцветность и шумы. Так или иначе, каждый ребенок обращает своё внимание на все это. Но если это усвоение происходит очень быстро, без педагогической помощи взрослых, оно зачастую становится неполноценным. Ощущение и восприятие поддаются развитию и совершенствованию, особенно в дошкольном возрасте. Вот как раз в тот момент и приходит на помощь сенсорное воспитание. Самая важная цель, сформировать сенсорную сферу у детей с различными особенностями развития – нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

Выдающие учёные и известные представители дошкольной психологии и педагогики справедливо считали,что полноценное сенсорное развитие, является одним из основных воспитаний дошкольника.

Именно величина, форма и цвет дают определённое значение зрительных представлений о предметах в действительности. В течении длительного времени ребёнок учится применять и использовать сенсорные эталоны.

Восприятие формы

Ребенок учится различать форму предметов при воздействии с ними. Его необходимо научить определять эту форму, ведь от этого зависит результат его деятельности. Первые игры должны быть основаны на форме предметов. В дальнейшем он определяет её зрительно. С помощью примеривания к разным предметам в различных объектах, возникает полноценное восприятие формы и умение соотносить её с формами других предметов.

Практическое определение формы

Поймай игрушку.

Цель. Научить на практике различать форму, распределять пальцы в зависимости от формы, чтоб предмет не выпал из рук. Заранее приготовить руку в соответствии с формой предмета.

Оборудование. Натягивается верёвка чуть выше головы ребёнка и к ней подвешиваются игрушки различной формы.

Ход игры. Дети с радостью рассматривают подвешенные игрушки. Затем педагог вызывает детей по одному и предлагает каждому поймать 1-2 игрушки. Если ребенок достал игрушку, но не смог удержать ее в руке, педагог предлагает поймать еще раз и помогает распределить пальцы на предмете. Во время повторной игры ребенок пытается приготовить заранее руку, чтобы правильно ухватить предмет.

Восприятие цвета

Восприятие цвета отличается от восприятия формы. Цвет нужно обязательно увидеть и при его восприятии нужно пользоваться только зрительной ориентировкой.

Примеривание играет большую роль в определении цвета. Когда в плотную прилегают два цвета,ребенок видит их сходство или отличие. Дети с отклонениями в развитии могут не увидеть их одинаковость или не одинаковость и поэтому приходиться делать акцент в этом направлении.

Различие цветов

Задание состоит из зрительных различий предметов по цвету и непосредственно их схожести. Первые упражнения и игры должны проводиться с теми предметами, которые резко различаются по цвету. Педагог должен дать время выполнить задание самостоятельно, меняя предметы по цвету, чтоб дети ориентировались на цвет,а не на форму.

Зрительное соотнесение цветов

В задания включают яркие цвета и оттенки. Работая с цветом, дети запоминают их цвета и их названия. Все же бесполезно им говорить если они не видят его. Начинают заниматься с основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый, даже белый и черный.

Практическое определение цвета

Найди свою пару.

Цель. Развивать внимание, по образцу определять выбор цвета, действовать по цветовому фактору.

Оборудование. Парные шарики разного цвета,например : два синих, два красных, два жёлтых.

Игра. Детям раздаются по одному шарику и они разбегаются по залу. Затем по сигналу педагога останавливаются и каждый ищет свою пару, у кого шарик такого же цвета. Дети с одинаковыми шариками берутся за руки и шагают парами под музыку по залу.

Использование дидактических игр

Дидактическая игра – это форма обучающего воздействия ребенка и взрослого. Игра – основной вид деятельности детей.Дидактическая игра имеет две цели :

— обучающая, в которой заинтересован взрослый; —

— игровая, ради которой действует ребенок.

Особенность дидактических игр – обучающая. Наличие содержания и правил в дидактических играх дает возможность воспитателю распределять поэтапно все действия и использовать для умственного воспитания младших дошкольников. Правила создаются для обучения детей раннего возраста и подаются в игровой форме. Эти игры несут в себе познавательную деятельность и интеллектуальные операции. Окружающая действительность основывается на восприятии,то, что мы видим и слышим. В играх надо предоставлять детям возможность воспринимать предметы и их свойства, узнавать и различать их.

Очень важную роль играют в дошкольной педагогике дидактические игры и проводить их следует в определенной системе, в тесной связи сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста. Руководитель игр должен сохранять заинтересованность детей как можно дольше и создать самостоятельную игровую форму.

Источник

Большая часть людей относится к визуалам – той категории человечества, которая воспринимает мир, прежде всего, глазами. Чем вызвано данное преобладание? Как протекает развитие зрительного восприятия у дошкольников, если в дальнейшей жизни у большинства из нас этот канал восприятия доминирует по отношению к другим? 

Особенности развития зрительного восприятия в детстве

Развитие зрительного и тактильного восприятия опережает другие познавательные процессы. Они начинают функционировать с первых дней жизни и уже в дошкольном возрасте приобретают характеристики управляемости и целенаправленности.

Зрительное восприятие

В раннем детстве ребенок воспринимает предмет по его отдельному наиболее яркому признаку. Переход на дошкольный этап развития совпадает с расширением зрительного восприятия. Взгляд  ребенка охватывает все больше деталей и признаков объекта, попавшего в поле его внимания.

Это самый быстрый способ получения комплексного представления об окружающем, поэтому зрительное является ведущим видом восприятия в дошкольном возрасте.

Восприятие становится более точным и полным благодаря предметным действиям. Ребенок прикладывает друг к другу и примеряет детали, из чего получает первичные знания о размерах и формах.

Особенности зрительного восприятия у дошкольников основаны на том, что в этом возрасте еще только формируются эталоны, на которые ребенок ориентируется, познавая новый предмет.

Информация поступает из внешнего мира и разрастается как снежный ком. Дети оперируют тем, что уже знают, и непроизвольно структурируют то, что они наблюдают. Новые объекты и их свойства они соотносят с ранее знакомыми. Коробки и кубики напоминают им домик, все округлые предметы – мячик, а колечки – колесо.

То есть, происходит зрительное соотнесение с неким образцом, который ребенок непроизвольно выбрал в качестве мерки.

Также важнейшей особенностью данного вида восприятия является то, что зрительные перцептивные функции в детстве объединяют в себе действие других ориентировочных сигналов. Если взрослый определенно пожелает прислушаться к звукам природы, принюхаться к аромату фрукта, то дошкольник, без специального побуждения, только смотрит на все широко открытыми глазами.

Особенности восприятия изображения

На 3-ем году жизни формируются зрительно-двигательные координации более высокого уровня, чем те, которые проявляют малыши в раннем возрасте. Зрительные анализаторы обеспечивают сосредоточение и последовательное движение взора при рассматривании всего вокруг.

Глаза начинают управлять мелкими движениями руки, в результате чего ребенок способен не случайно, а целенаправленно нарисовать карандашом какие-то линии или завитки.

Первые изображения, с которыми имеют дело дети, являются свободной проекцией реальных предметов на плоскость. Они отражают зрительно воспринимаемый облик окружающих объектов.

Еще несколько месяцев – и зрительное восприятие порадует новым достижением. Младший дошкольник уже не только изобразит каракули, но и увидит в них знакомые ему образы. Это очень важный этап, потому что ребенок учится устанавливать связь изображения с настоящим предметом.

Прежде всего, дошкольник пытается передать в своем рисунке форму предметов. А вот цвет еще не завоевал столь важного значения, чтобы его реалистично передавать. Или наоборот: он находится вне конкуренции, и ребенок выбирает исключительно по своему усмотрению. Поэтому в детских рисунках сплошь и рядом наблюдаются красные деревья, синие дома и разноцветные человечки.

Цвет и размер изображений до старшего дошкольного возраста передает не реальные признаки, а отношение юного художника к тому, что он рисует. Любимая мамочка появится на листе наряженной в красные одежды, а изображение строгой воспитательницы – в черно-коричневых тонах. Это не означает каких-либо нарушений зрительного восприятия, так как дошкольник изображает свое комплексное представление и отношение к объекту.

Цветовосприятие у детей дошкольного возраста

Вряд ли у кого-то есть сомнения, что цвет – первый признак, бросающийся в глаза. Однако дети от рождения не наделены способностью цветоразличения. Восприятие цвета детьми происходит постепенно.

Цветовосприятие

На первом году жизни малыши осознают только отличительность расцветки одной игрушки от другой. О конкретных цветах они еще не знают.

Первые цвета, которые малыш различает и запоминает, – красный и желтый. К младшему дошкольному возрасту он уже знает оранжевый, зеленый и синий, но два последних может спутать, если ему показывать абстрактный предмет, а не известный образ. Елочку ребенок точно назовет зеленой, а с кружочком какого же цвета может ошибиться.

Пятилетние дети не только воспринимают всю палитру спектра, но и заинтересовываются различением цветовых оттенков. Такой интерес связан с развитием как цветовосприятия, так и речи. Ведь каждый оттенок имеет свое название, да еще так занятно образующееся: светло-коричневый, темно-синий…

Некоторые сложные оттенки дети начинают воспринимать не ранее старшего дошкольного возраста. К ним относятся бордовый, бирюзовый, горчичный, лиловый и др. Сложность вызывает как различение подобного цвета, так и вспоминание названия.

Средства развития восприятия цвета

Чтобы быстрее освоить с детьми дошкольного возраста цветовую палитру, проводите познавательные игры и упражнения. Вот несколько примеров:

  1. Превращение воды в разноцветную. Налейте воду в прозрачные стаканчики и вместе с ребенком придайте ей различные цвета, растворив немного краски. Получите разные оттенки одного цвета – от светлого к интенсивно насыщенному. Этот эксперимент станет для дошкольника незабываемым открытием и поможет понять закономерность получения оттенков.
  2. Создание модного гардероба для куклы. Озадачьте малыша желанием куклы иметь одежду или аксессуары одного цвета. Вместе подберите подходящий шарфик, заколку, ремешок и пр.
  3. Рисование с использованием выбранного цвета. Предложите нарисовать семью так, чтобы у каждого в наряде была деталь одного и того же оттенка.

Полезно практиковать соревнование, кто найдет больше предметов своего цвета. Например, ребенок выберет красный цвет, а вы – синий. Достаточно просто указывать на предмет соответствующего цвета, обнаруженного в непосредственном окружении. Не забудьте первый раз проиграть, чтобы не отбить охоту у ребенка упражняться в поиске соответствующих объектов.

Игры на развитие зрительного восприятия у дошкольников

Игра «Фотограф». Назначение: Развитие восприятия, наблюдательности и памяти.

Ход игры (желательно, чтобы принимали участие не менее трех человек). Два участника становятся друг против друга. Один из них выступает в роли фотографа, а другой – позирует для «снимка». «Фотографу» необходимо внимательно осматривать своего «клиента» в течение 1-1,5 минут. Отвернувшись, он описывает внешность и одежду своего партнера по игре. Третий участник отмечает, сколько деталей названо верно, и сколько допущено ошибок.

Игра «Цветное фигурное лото». Назначение: развитие зрительного восприятия, закрепление формы и цвета.

Ход игры. 1) Подготовьте набор из 35 геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники и овалы (для ведущего). Используйте для каждой фигуры все цвета радуги. 2) Сделайте несколько карточек, на которых изображены  5 перечисленных фигур, но окрашены в различные цвета. Дайте ребенку одну такую карточку, если он младший дошкольник, 2 – пятилетнему ребенку и 3 карточки, если играете со старшим дошкольником.

Игра состоит в том, что ведущий показывает одну фигуру, ребенок смотрит, есть ли у него изображение такой фигуры. Участник сообщает о найденном изображении (или его отсутствии), получает фигуру и кладет на соответствующее место. Дети постарше проговаривают: «Это овал синего цвета» и пр. В случае участия нескольких детей в игре обязательно определяйте победителя. Им станет тот, кто первым закроет все свои карточки.

Источник

Ольга Губанова
Особенности развития зрительного восприятия у детей раннего возраста.

По данным Т. В. Савиной ребёнок уже от рождения имеет систему, готовую к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём. Главным средством удовлетворения этой потребности и является сенсорное освоение действительности за счёт ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.

Как указывает Григорьева Г. Г. ,Кочетова Н. П. и др. в раннем возрасте происходят изменения в психическом развитии детей – активно развивается двигательная сфера, формируется мышление, важнейшие предпосылки личности.

Ранний возраст – возраст овладения предметной деятельностью. В структуре сознания, по мнению Григорьевой Г. Г., Кочетовой Н. П. и др. ведущую роль играет восприятие. По словам Л. В. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Все переживания ребёнка сосредоточенны на воспринимаемых предметах и явлениях. Развитие данного процесса определяется тремя параметрами – перцептивными действиями (действиями, направленными на опознание предмета, движение глаз, прослеживающих виданный контур и др.); сенсорными эталонами и действиями соотнесения (это действия с двумя или несколькими предметами, осуществляя которые необходимо учитывать и соотносить форму, величину предметов, местоположение и другие свойства).

Григорьева Г. Г. ,Кочетова Н. П. и др. отмечают, что восприятие ребёнка раннего возраста носит непроизвольный (не управляемый по собственной воле) характер, он может выделить в предмете лишь его яркие признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешних ориентировочных действий (позволяющих ориентироваться в свойствах предметов, расположении их частей, подчёркивает В. С. Мухина, и овладение ими происходит далеко не сразу, зависит от того, с какими именно предметами действует ребёнок и в какой мере помогают ему взрослые. Ребёнок с помощью ориентировочных действий рано или поздно получает нужный результат. От соотнесения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий (основанных на пробах и ошибках) ребёнок переходит к зрительному их соотнесению. Для ребёнка становится доступным зрительный выбор по образцу уже к 2 годам 6 месяцам. Обследование предмета становится более детальным, не ограничивается одним признаком. Зрительный выбор по образцу гораздо сложная задача, чем простое узнавание знакомого предмета. Необходимо отметить, что дети раннего возраста ещё плохо управляют своим восприятием и не в состоянии правильно выполнить выбор по образцу, если предлагается более двух предметов, если предметы имеют сложную форму, состоят из многих частей.

Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета качеств, составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов – эталонов с предметами окружающего мира (колесо, как мячик, круглое).

Т. Д. Марцинсковская отмечает, что диагностируя уровень развития восприятия, важно определить уровень сформированости всех вышеперечисленных процессов. Необходимо, если у ребёнка не сформированы перцептивные действия, т. е. он умеет обследовать предмет, то малыш не сможет выделить форму, цвет, величину и их особенности, незнание сенсорных эталонов не позволит ребёнку подвести мяч под понятие «круглый», он будет пользоваться представлениями «мяч, как солнышко», «огурец, как травка»,если же не сформированы действия соотнесения, ребёнок не сможет достичь результата, собирая пирамидку, матрёшку и др. Коррекция одной из сторон помогает усовершенствовать всю деятельность восприятия, поскольку практически не существует детей, у которых были бы нарушены все эти процессы одновременно.

Источник

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Общеизвестно, что зрение — наиболее чуткий анализатор из всех, позволяющий получать широкую, многоаспектную и разнообразную информацию об окружающем мире. Примерно 90% всей информации человек получает через зрение. Специфическая черта зрительного восприятия — возможность обозрения, то есть осмысленного восприятия объектов и явлений, находящихся в поле зрения, в их многообразных и сложных связях и отношениях. Зрительные образы играют важную роль в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы, в формировании многих умений и навыков. Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют эффективность формирования навыков письма и чтения.

Зрительное восприятие — комплексный процесс, в структуре которого выделяются разные составляющие: произвольность, целенаправленности, объем, константность восприятия; зрительно- моторные координации, навыки зрительного обследования; аналитико-синтетическая деятельность всей анализаторной системы.

Необходимость проведения специальной работы обусловлена рядом особенностей зрительного восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями, а именно: замедленность, узость восприятия, сложность в нахождении отличительных признаков, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. Дети с трудом выделяют в объекте пропорции, своеобразие строения, могут «упустить» важные детали (например, то, что у ручных часов отсутствует винтик); не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу — восприниматься как один большой. Зрительные образы у детей обедненные, часто деформированные и неустойчивые, значительно отличаются от реальных предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии в измененных условиях (новый ракурс предмета) и воспроизведении нескольких сходных объектов. Исследования показывают, что страдает и описание рассматриваемых объектов, так как оно не формируется без специального обучения.

Наиболее сложным для зрительного восприятия детей является определение расстояния, протяженности до объекта, объемности, глубины пространства, выделение соотношения и перемещения различных деталей (предметов) на воспринимаемом пространстве, изменение их положения. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться на новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем пространстве.

Работа по развитию зрительного восприятия подчинена решению следующих задач:

формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов окружающей действительности, научение распознавать их положение в пространстве;

расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;

формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся), зрительно обследовать его;

совершенствование зрительно-моторных координаций;

формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.

Наиболее доступными для восприятия детей являются реальные предметы и их изображения, более сложными — схематические изображения, знаки и символы; в последнюю очередь используются материалы с наложенным, зашумленным, недорисованным изображением.

Полноценное зрительное восприятие у детей складывается в процессе многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов восприятия в различных ситуациях и на разных объектах. Начинать работу следует с формирования умения целенаправленно рассматривать (зрительно обследовать) предмет.

Рассмотрим варианты заданий для развития зрительного восприятия, основанные на принципах постепенного усложнения:

обследование отдельных объемных предметов с постепенно усложняющимся строением; сравнение натуральных объемных предметов и объектов (2-4), отличающихся ярко выделенными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;

узнавание реалистических изображений предметов и объектов в разных ракурсах;

обследование по контуру отдельных плоскостных предметов с постепенно усложняющимся строением, с разборными деталями (частями);

сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), отличающихся ярко выделенными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей и их расположениемит.д.);

сравнение натуральных сходных предметов и объектов (2-4), различающихся незначительными признаками (строением, количеством деталей, оттенками одного цвета, размером, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;

сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), различающихся незначительными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей и их расположениемит.д.);

узнавание предмета по его части;

рассматривание сюжетных картинок, выделение сюжетных линий (в качестве усложнения возможно использование «нелепиц»);

рассматривание двух сюжетных картинок, отличающихся незначительными элементами.

Усложнение заданий может идти за счет использования наложенных, зашумленных, перечеркнутых, недорисованных контурных изображений, увеличения количества воспринимаемых реальных предметов (объектов) и их изображений для запоминания (от 2-3 до 6-7), применения графических и абстрактных изображений (в том числе букв, цифр и их элементов).

Особое внимание следует уделять согласованию обследующих движений руки и глаза ребенка, прослеживанию взглядом действий руки, то есть формированию зрительно-моторных координаций. Работа по активизации зрительных функций должна строиться с учетом требований гигиены и профилактики нарушений зрения. Даже детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения и предоставления возможности отдыха для глаз.

Кроме того, соблюдение общегигиенических и педагогических требований к демонстрационному материалу является обязательным условием полноценного зрительного восприятия.

На каждом занятии следует уделять несколько минут развитию зрительного восприятия, также возможно проведение специальных занятий по развитию зрительных представлений.

Тема: Развитие зрительного восприятияи зрительной памяти

Задачи:учить приемам зрительного сосредоточения;формировать точность анализа;развивать зрительную память.

Оборудование:светильник «Плавающие рыбки», мячи среднего размера, склеенный из спичечных коробков «шкафчик» с выдвигающимися ящичками/карточки с заданиями, игрушки, фишки.

Ход занятия:

1.Упражнения для тренировки зрения:

Моргание: часто-часто моргать глазами, а затем закрыть их (3 раза).

Фиксация взгляда на пальце движущейся руки: смотреть на конец пальца вытянутой руки, медленно приближающегося к глазам (3-5 секунд).

Фиксация взгляда на движущемся мяче: ребенок стоит и держит мяч в опущенных руках; поднимать руки вверх и одновременно следить взглядом за мячом, не поднимая головы (поднимать мяч до тех пор, пока его видно), затем медленно опускать мяч, следя одними глазами, без опускания головы, до тех пор пока видно мяч.

2.Игровое упражнение «Шкафчик»

Ребенку предлагается запомнить, где спрятана игрушка. Упражнение выполняется молча. В один из ящичков склеенного из спичечных коробков шкафчика педагог на глазах у ребенка прячет маленькую игрушку. Шкафчик на время отодвигается в сторону.

Вариант:Спрятать одновременно 2-3 игрушки.

3.Упражнения на развитие тонкости анализа

Детям раздаются карточки с написанными буквами и их элементами.

Задания:Найти букву, в которой данный элемент отсутствует, и подчеркнуть ее.

Соединить элементы так, чтобы получилась целая буква.

Найти ошибки в написании слов (одна буква пропущена, зеркально написана или вставлена лишняя).

Упражнения на взаимоконтроль.

4.Физпауза «Плавающие рыбки» (упражнения для профилактики зрения)

Посмотреть 5-7 секунд на светильник «Плавающие рыбки», а затем 5-7 секунд вдаль, повторить 3 раза.

Расслабиться, откинуться на спинку стула, закрыть глаза, посидеть так 1 минуту.

Повторить упражнение «Плавающие рыбки».

Предложить детям изобразить «плавающих рыбок в аквариуме», двигаясь свободно по всей комнате.

5. Дидактическая игра «Что изменилось?»

Выбирается водящий, которого все дети внимательно рассматривают, запоминая его внешний вид (при этом педагог руководит процессом восприятия, давая советы детям, как лучше запомнить). Затем водящий выходит за дверь, делает 2-3 незначительных изменения в своем внешнем виде (например: расстегивает пуговицы, меняет заколку на волосах, делает отворот на рукаве и др.) и возвращается. Дети находят эти изменения. За каждый правильный ответ можно раздавать цветные фишки, по которым в конце игры определить «самого внимательного». Игра повторяется 2-4 раза.

6. Игровое упражнение «Шкафчик»

Детям предлагается вспомнить, в какой ящик шкафчика спрятана игрушка (игрушки).

7. Рефлексия занятия

Слова педагога: «Зачем нам нужны глаза? Поставьте себе оценку за вашу успешную работу на занятии, напишите ее рукой в воздухе». Педагог комментирует оценки, подбадривая каждого ребенка.

Тема: Развитие зрительного восприятия

Задачи:обучать приемам зрительного (визуального) обследования изображений предметов;

закреплять умение сопоставлять зрительно воспринимаемые предметные изображения и находить отличия;

формировать способы проявления произвольного внимания и памяти.

Оборудование:набор предметов, картинки с изображением предметов, игрушка Буратино, фонарик, цветные карандаши.

Ход занятия:

1.Упражнения для тренировки зрения

Движения глазными яблоками вправо и влево (3-4 раза в каждом направлении).

Движение глазными яблоками вверх и вниз (3-4 раза в каждом направлении).

Фиксация взгляда на кончике носа (5-7 раз).

2.Корректурная проба «Буковки»

Ребенку предлагается лист бумаги с написанными на нем несколькими рядами произвольно расположенных букв алфавита. Необходимо найти и обвести карандашом все гласные буквы.

Варианты:Подчеркнуть зеленым карандашом все буквы Б, а синим — все буквы П.

Закрасить красным карандашом букву И.

Задания выполнять на время.

По окончании выполнения проверить работу, и если есть ошибки, предложить ребенку самому их найти и исправить.

Дидактическая игра «Что пропало?»

Педагог раскладывает на столе 5-7 небольших игрушек и предлагает их запомнить.

Вопрос детям:Что нужно сделать, чтобы запомнить все игрушки?

Идет обсуждение способов проявления внимания и запоминания. Затем дети закрывают глаза, педагог прячет один из предметов. Дети отгадывают. С ребенком, который первым отгадал правильно, обсуждаются приемы, которые он использовал для запоминания.

Игра повторяется 3-4 раза. Последний повтор идет в таком варианте: дети поочередно убирают предметы со стола в мешочек, а педагог по окончании игры просит вспомнить, кто какой предмет убирал.

3.Дидактическая игра «Где зажегся фонарик?»

Педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, а ребенок должен определить его местоположение относительно самого себя.

4.Физпауза «Буратино»

Педагог говорит слова, а дети выполняют упражнения:

Буратино потянулся.

Вправо, влево повернулся, вверх, вниз посмотрел

и на место тихо сел.

Встать на носочки, поднять руки и посмотреть на кончики пальцев.

Не поворачивая головы, посмотреть вправо, влево вниз вверх.

Садятся.

5.Дидактическая игра «Найди отличия»

Предъявляются два предметных изображения, внешне очень похожие друг на друга, но имеющие по 5-7 мелких отличий. Необходимо найти эти отличия.

Вопросы детям:Что нужно сделать, чтобы найти отличия?

С какой части изображения лучше начинать рассматривание? Как можно зафиксировать найденные отличия?

Работа в парах

Один ребенок находит и называет отличия на картинках с изображением предметов, другой проверяет и дает отчет педагогу.

7. Рефлексия занятия

Слова педагога: «Почему для нас так важно внимательно рассматривать все предметы вокруг?»

Источник