Зрение его роль в психическом и физическом развитии ребенка

2016-05-21
Wizzard

Визуальное восприятие внешнего мира — очень важный фактор, влияющий на здоровое развитие вашего ребенка. В этой статье мы поговорим об особенностях развития органов зрения у детей. Наши рекомендации помогут вам сделать все от вас зависящее, чтобы зрение вашего ребенка развивалось без нарушений.

Друзья, здравствуйте. Если вы впервые посетили наш блог, то подпишитесь на обновления, чтобы в будущем не пропускать новые полезные материалы!

Роль зрения в развитии детей.

Зрение — одно из самых ценных чувств вашего ребенка. Еще до его рождения, правильная подготовка к беременности и хорошее питание очень важны для развития глаз вашего малыша, т. к. это очень сложные и утонченные органы. После рождения, удостоверьтесь, что зрение вашего ребенка было проверено на наличие врожденных нарушений. Конечно, такое бывает редко, но при наличии проблем со зрением, лучше всего идентифицировать их как можно раньше.

Смотреть и изучать

По мере взросления вашего ребенка, 80% новой информации он будет получать с помощью зрения. Ребенок должен четко видеть все предметы как вблизи, так и издалека. Зрительно-моторная координация очень важна для ребенка. Она защищает его от опасностей окружающей среды и помогает лучше адаптироваться к местам его прибывания. В конце концов, правильное развитие зрения очень важно для таких навыков, как: чтение, письменный навык и математика.

Особенности развития детей с нарушением зрения.

Маленькие дети с нарушением зрения часто даже не осознают этого. Как правило, любое зрение для них является нормой, т. к. им просто не с чем сравнивать. Также, проблемы со зрением могут проявляться очень медленно, и дети их просто не замечают. Кроме того, ребенок с еще небогатым словарным запасом часто просто не в силах объяснить свои переживания по поводу зрения.

Если вы посмотрите в объектив камеры со смазанным фокусом, вы поймете, как маленькие дети с близорукостью видят окружающий их мир. Представляете, как им тяжело разобрать, что написано, например, на школьной доске. Это часто ослабляет внимание ребенка, и он ведет себя рассеянно. Хорошо, если ребенок общительный и сразу дает понять учителю, что он плохо видит. Но в реальности, маленькие дети очень застенчивы, чтобы побеспокоить учителей. В дальнейшем, это может привести к плохим оценкам и неуверенности в себе.

Близорукость не единственное нарушение зрения, которое может встречаться у детей. Ребенок может быть дальнозорким и слабо видеть предметы вблизи. Это мешает ему комфортно читать книги, писать и заниматься работой, которая требует хорошего зрения вблизи.

Существуют и другие нарушения зрительного аппарата ребенка:

  • неспособность совмещать то, что видит каждый глаз, в одно целое;
  • нарушение зрительной мышцы;
  • неспособность сфокусироваться на предмете;

Таким образом, раннее обнаружение таких проблем поможет вам вовремя среагировать и успешно избавить ребенка от подобных нарушений. Если же запустить этот процесс, то можно наткнуться на гораздо более серьезные проблемы со зрением ребенка в будущем.

Важные детали, которые ваш ребенок пропускает из-за слабого зрения на уроках, сильно замедляют процесс его обучения. Чем дольше ребенок испытывает такие проблемы, тем сильнее это сказывается на его успехах. Кроме того, слабое зрения негативно влияет на социальное развитие ребенка.

Врачи выделают основные симптомы, которые помогут вам понять, что ваш ребенок испытывает проблемы со зрением:

  • легкое косоглазие при рассмотрении дальних объектов;
  • поворот или наклон головы в сторону левого/правого глаза;
  • слишком близкое расположение книги при чтении;
  • нежелание выполнять что-то, что требует хорошего зрения вблизи;
  • сильное изменение положения тетради или книги во время письма и чтения;
  • частая потеря места чтение на странице книги;
  • частое использование пальца, чтобы не потерять место чтения;
  • частые ошибки в коротких словах во время чтения;
  • частое протирание глаз руками;
  • головные боли в области висков и затылка;

К сожалению, некоторые нарушения не имеют ярко выявленных симптомов. Проблема может быть и тогда, когда ребенок хорошо видит. Офтальмологи помогут выявить данные нарушения. Кроме того, этот врач может обнаружить и другие проблемы: диабет, высокое давление, опухоли головного мозга. Таким образом, рекомендуется регулярно обследовать ребенка в возрасте до 3 лет у врача. Школьников достаточно обследовать раз в год. И независимо от возраста, детей с симптомами нарушения зрения, нужно показать врачу немедленно!

Друзья, мы желаем крепкого здоровья вам и вашим детям! Если вам понравилась статья, не забудьте поделиться ею с друзьями!

На прощание, хотим разделить с вами видео обзор живой раскраски «Дино и друзья», которая может стать отличным подарком для вашего ребенка!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(2 голоса, в среднем: 5 из 5)

Источник

Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения

        Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.

        Значение зрения в психическом развитии ребенка уникально. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности.

        Принимая за основу степень нарушения зрительной функции, детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих.

        Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение. Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения нервно-психического развития. Оно проявляется в различных вторичных отклонениях. При заболевании с рождения ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений. Затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов ведут к задержке в освоении пространства и предметной деятельности. Первые специализированные манипуляции и отдельные функциональные действия с предметом появляются у слепых детей после двух лет. Грубое недоразвитие пространственной ориентации обусловливает недоразвитие походки, тормозит формирование тела. Совсем по-иному складывается развитие ребенка, потерявшего зрение в более старшем возрасте. Имеющийся прошлый опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений  и понятий.

        Большое значение для прогноза психического развития ребенка будут иметь и индивидуальные особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения.

Читайте также:  Что является основой для умственного развития ребенка

        У слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы связано с ограничением либо невозможностью восприятия таких выразительных средств, как взгляд, жест, мимика. Это, в свою очередь, усугубляет недоразвитие форм общения на ранних этапах развития ребенка.

        Исследования патологии сенсорной сферы подтвердило предположение Л.С. Выготского о неравномерности развития аномального ребенка. Если у здорового ребенка гетерохрония является стимулом к образованию новых функциональных систем, тог у аномального ребенка с аномалией в сенсорной сфере наблюдается несоответствие в развитии отдельных систем, тормозящих общее развитие.

        Такая характерная неравномерность развития имеется и у слепого ребенка. Если у здорового ребенка в основе игровых действий лежат хорошо знакомые предметы, то у слепого, по данным Л.Н. Солнцевой, игровые действия не несут в себе информации о конкретном предмете. Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторики или относительно сохранной речи создает своеобразие игровой деятельности слепого ребенка, которая протекает в виде однообразно повторяющихся движений, но сопровождающаяся значительно более высоким уровнем протекания словесного действия. Разрыв между речью и действием не сокращается без специального обучения. Это является ярким примером асинхронии развития. Слепой ребенок сохраняет значительные возможности психофизического развития и возможность полноценного познания. Нормальная мыслительная деятельность слепого ребенка опирается на сохранные анализаторы. У такого ребенка в условиях специального обучения формируются приемы и способы использования кожного, слухового , двигательного анализаторов, представляющих сенсорную основу, на которой развиваются психические процессы. Именно на этой основе развиваются высшие формы познавательной деятельности (внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, память), которые являются ведущими в процессе компенсации. Процессы компенсации у слепых детей наиболее эффективно протекают в сочетании с коррекционно-воспитательными мероприятиями по исправлению недостатков двигательных функций, ориентировке в пространстве.

        Относительно большую группу по сравнению со слепыми составляют слабовидящие дети. Главное отличие слепых детей от слабовидящих в том, что зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе, как и нормально видящих детей, т.е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых. Слабовидение все же оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения. Эта категория детей отличается особенностями поведения: они агрессивны и раздражительны, замкнуты. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками. Слабовидящие дети нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.

        Значительная часть слабовидящих детей попадает в специальные школы после нескольких лет пребывания в массовой школе, где они испытывали различные трудности в учебной деятельности. В условиях обычного школьного режима у них может наступить перенапряжение зрения. Учитель начальных классов массовой школы должен своевременно распознать слабовидящего ребенка в классе и проконсультироваться со специалистом о целесообразности его дальнейшего обучения в массовой школе или направлении в школу для слабовидящих.

Литература

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., 1994.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М., 1967.
  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – М., 2000.
  4. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. — М., 1981.
  5. Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – М., 2004.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. — М., 2003.
  7. Ляпидевский С.С. Невропатология. — М., 2000г.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 1999.
  9. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения. – М., 2006.
  10. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. — М., 2005.
  11. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /Под ред. К.С. Лебединской. — М., 1982.
  12.  Коррекционная педагогика в начальном образовании  /Под ред. Г.Ф. Кумариной. — М., 2001.
  13.  Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии /Под ред. Б.П. Пузанова. — М., 1999.
  14.  Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2006.
  15.  Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под   ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
  16.  Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.
  17.  Психологические проблемы неуспеваемости школьников /Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971.
  18.  Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.
  19.  Словарь логопеда  /Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1997.
  20. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 2001г.
  21. Специальная психология /Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.

        —  —

Источник

Значение зрения
в психическом развитии ребенка 
уникально. Нарушение его деятельности
вызывает у ребенка большие затруднения 
в познании окружающей действительности,
сужая социальные контакты, ограничивая 
его ориентировку и возможности 
заниматься многими видами деятельности.  
Нарушения зрения разделяются на группы
по следующим критериям: время поражения(врожденные
и приобретенные), характер протекания
(прогрессирующие и непрогрессирующие),
степень нарушения зрительной функции
(слепые и слабовидящие).  
Нарушения зрения могут быть врожденными
и приобретенными. Врожденные нарушения
зрения: микрофтальм – грубое структурное
изменение глаза, анофтальм – врожденное
безглазие, катаракта – помутнение хрусталика,
пигментная дистрофия сетчатки, характеризующаяся
сужением поля зрения, и астигматизм –
аномалия рефракции, т.е. преломляющей
способности глаза, — обусловлены наследственными
факторами. Врожденная патология органа
зрения может быть также вызвана повреждениями
или заболеваниями в период внутриутробного
развития (токсоплазмоз и другие инфекции,
воспалительные процессы, нарушение обмена
веществ и пр.).  
Приобретенные недостатки зрительного
анализатора распространены меньше, чем
врожденные. Однако тяжелые заболевания
органов зрения (глаукома, атрофия зрительного
нерва и пр.), заболевания центральной
нервной системы (менингит, менингоэнцефалит),
осложнения после общих заболеваний организма
(грипп, корь и пр.) и травматические повреждения
мозга и глаз, перенесенные ребенком, могут
привести к нарушению зрения.  
Кроме того, различают прогрессирующие
и непрогрессирующие нарушения зрительного
анализатора. Прогрессирующие дефекты
отличаются постепенным ухудшением зрительных
функций в результате влияния патологического
агента. Снижение основных зрительных
функций (острота зрения, поле зрения)
может быть при появлении мозговых опухолей,
при повышении внутриглазного давления
(глаукома). Очень часто встречаются случаи
прогрессирования близорукости и дальнозоркости.  
В зависимости от степени нарушения зрительной
функции выделяют слепых и слабовидящих.  
Слепые дети – дети с полным отсутствием
зрительных ощущений, либо сохранившимся
светоощущением, либо остаточным зрением
(максимальной остротой зрения 0,04). Различают
разные степени потери зрения: абсолютная
(тотальная) слепота, при которой полностью
отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение
и цветоразличие); практическая слепота,
при которой сохраняется или светоощущение
на уровне различения света от темноты,
или остаточное зрение, позволяющее сосчитать
пальцы рук у лица, различать контуры и
силуэты. Большинство слепых детей имеют
остаточное зрение.  
Для определения специфики психического
развития кроме степени нарушения большое
значение уделяется времени наступления
патологического процесса. Исходя из этого
можно выделить две группы слепых: слепорожденные
и ослепшие. К первой группе относят лиц,
потерявших зрение до становления речи,
т.е. приблизительно до трех лет, и не имеющих
зрительных представлений, ко второй —
ослепших в последующие периоды жизни
и сохранивших в той или иной мере зрительные
образы в памяти. Чем раньше наступила
слепота, тем более заметны отклонения
нервно-психического развития. Оно проявляется
в различных вторичных отклонениях. При
заболевании с рождения ребенок не получает
никакого запаса зрительных представлений.
Затруднения в возникновении вертикального
положения тела, боязнь пространства и
новых предметов ведут к задержке в освоении
пространства и предметной деятельности.
Первые специализированные манипуляции
и отдельные функциональные действия
с предметом появляются у слепых детей
после двух лет. Грубое недоразвитие пространственной
ориентации обусловливает недоразвитие
походки, тормозит формирование тела.
У ребенка, потерявшего зрение в более
старшем возрасте, имеется прошлый опыт
зрительных впечатлений, который облегчает
развитие моторики, предметной деятельности,
образование представлений и понятий.  
Большое значение для прогноза психического
развития ребенка будут иметь и индивидуальные
особенности интеллекта, эмоционально-волевой
сферы и личности ребенка в целом, а также
своевременное начало специального обучения.
У слепого ребенка недоразвитие эмоциональной
сферы связано с ограничением либо невозможностью
восприятия таких выразительных средств,
как взгляд, жест, мимика. Это, в свою очередь,
усугубляет недоразвитие форм общения
на ранних этапах развития ребенка.  
Слабовидящие дети – дети с остротой зрения
на лучше видящем глазу при использовании
очков от 0,05 до 0,4. Главное отличие слепых
детей от слабовидящих в том, что зрение
остается основным средством восприятия.
Зрительный анализатор остается ведущим
в учебном процессе, как и у нормально
видящих детей, т.е. другие анализаторы
не заменяют зрительных функций, как это
происходит у слепых. Слабовидящие дети
используют остаточное зрение при знакомстве
с явлениями и предметами окружающей действительности,
а также при движении и пространственной
ориентации. Однако из-за недостаточности
зрительного восприятия обзор окружающей
действительности у них сужен, замедлен
и неточен, поэтому их представления имеют
качественное своеобразие. Слабовидение
оказывает заметное влияние на психологическое
развитие ребенка: замедленны процессы
запоминания, затруднены мыслительные
операции, ограничены движения.  
У детей с нарушениями зрения наблюдается
своеобразие эмоционально-волевой сферы,
характера и отношений с окружающими людьми.
Эта категория детей отличается особенностями
поведения: они агрессивны и раздражительны,
замкнуты. Такие особенности объясняются
неудачами и трудностями в учебе, игре,
общении со сверстниками. Недостаточность
зрительного анализатора вызывает нарушения
не только зрительного восприятия, но
деятельности и личности в целом.  
Слабовидящие и слепые дети нуждаются
в специальных условиях обучения и воспитания.  

Читайте также:  Развитие ребенка и наследственность скачать

Влияние
слепоты на общее 
развитие

До двух-трех
месяцев жизни младенец с глубокими нарушениями
зрения по характеру реакций и поведению
почти не отличается от зрячего ребенка
того же возраста. И только после этого
периода патология начинает заметно проявлять
себя. Малыши отстают от сверстников в
освоении навыков подвижности (имеются
в виду повороты со спины на живот и обратно,
попытки садиться, а в дальнейшем и самостоятельно
ходить), у них замедленно развивается
мышление, возникают затруднения в попытках
овладения предметными действиями.

Кроме того, снижение
зрительных функций отрицательно влияет
на психическое, физическое и эмоциональное
развитие, что выражается в малой подвижности,
пониженном настроении, тенденции к замкнутости,
«погружении в себя» и, как следствие,
приводит к игнорированию контактов с
другими детьми.

Развитие 
с первых недель

Многие родители
слепых и слабовидящих детей, стремясь
решить возникшую проблему с помощью 
медицины, упускают из виду необходимость 
уделять больше внимания физическому,
психическому, музыкальному и интеллектуальному
развитию своих малышей. Не следует забывать
и о том, что, прежде всего, ребенок нуждается
в материнской любви, ее внимании, а также
в понимании его проблем и безграничном
терпении со стороны близких.

Природа наградила 
человека, помимо зрительных, и другими
ощущениями: слуховыми, обонятельными,
проприоцептивными
(исходящими от мышц
и сухожилий), осязательными. Все это
позволяет младенцу в той или иной степени
компенсировать дефицит информации об
окружающем мире, связанный с отсутствием
зрения. Родители обязаны помочь ему, создав
адекватную среду, позволяющую развивать
органы чувств.

С самого рождения
такого малыша рекомендуется одевать 
в ползунки и свободную распашонку,
туго пеленать его недопустимо
.

Для стимуляции
тактильных ощущений
(ощущений от прикосновений,
ощупывания) необходимо класть ребенка
на тканевые поверхности с различной текстурой.
Это могут быть шелковые, хлопчатобумажные,
бархатные, вельветовые, тюлевые и другие
ткани. Предварительно малыша рекомендуется
раздеть – так он будет лучше чувствовать
поверхность кожей. Совершая доступные
ему движения на той или иной поверхности,
младенец получает представление об окружающем
пространстве, у него формируется осознание
того, как предметы перемещаются, как изменяются
их соотношения и положение в пространстве,
развивается способность понимать связь
между причинами и следствиями. Полезно
сделать для малыша специальное одеяло,
сшитое из лоскутов тканей с различной
текстурой. По краям желательно пришить
колечки, пуговицы, шарики от погремушек,
веревочки, бубенцы и т.п. Класть ребенка
на одеяло надо так, чтобы он находился
в разных положениях — на животе, на спине
или на боку.

Если у малыша
есть остаточное зрение, то кусочки
ткани, расположенные рядом друг с другом,
должны иметь не только тактильный контраст
(достаточно резко отличаться по текстуре),
но и зрительный (например, один черный
и бархатный, другой – белый и шелковый).
Кроме того, необходимо проводить занятия,
направленные на формирование
зрительного внимания
. Начинать их нужно
как можно раньше, поскольку именно в первые
месяцы жизни зрительная система претерпевает
значительные изменения и является наиболее
чувствительной к внешним стимулам — свету
и цвету. Чтобы привлечь внимание ребенка
с глубокими нарушениями зрения, целесообразно
использовать максимально яркие предметы.
Наиболее удачными из них являются фонарик
(лампа, флуоресцентные игрушки), блестящие
предметы, картинки и предметы с контрастным
рисунком, увеличенные изображения. Если
сочетания контраста и движения недостаточно,
можно пытаться привлечь внимание младенца
к предмету каким-либо звуком: голосом,
мелодией погремушки, постукиванием по
предмету.

Читайте также:  Таблица физического развития ребенка первого года

Эмоциональный
контакт

С рождения ребенок 
очень чувствителен к воздействиям
взрослого, который за ним ухаживает.
Наиболее значимы для младенца
прикосновения и ласки
. При этом движения
мамы должны быть спокойными и неторопливыми.
Резкие, неточные, неуверенные жесты взрослого
приводят младенца в состояние дискомфорта
и тревоги, он может стать беспокойным
и плаксивым. Малыш еще не понимает слов,
но уже чувствует тон голоса, темп речи.
Поэтому во время кормления, а также переодевая
малыша или занимаясь с ним, нужно ласково
разговаривать с ребенком. Не следует
позволять малышу слишком долго кричать.
И, конечно же, тотчас доброжелательно
откликаться на все попытки ребенка общаться,
хотя они могут сводиться лишь к тому,
что он неподвижно прислушивается, делает
неопределенные движения, издает какие-то
звуки.  

Развитие
вестибулярного аппарата

Маленькие слепые
дети без специальных занятий 
мало двигаются, поэтому их вестибулярный
аппарат развивается медленно. А это ,
в свою очередь, тормозит развитие активных
движений. Чтобы компенсировать это отставание,
малыша необходимо как можно чаще брать
на руки и всюду двигаться вместе с ним.
Лучше всего это делать во время прогулок.
Ребенок должен находиться в специальном
рюкзачке («кенгуру»). Носить кроху на
руках или в рюкзаке желательно и при выполнении
легких домашних хозяйственных дел. Ведь,
передвигаясь вместе с мамой, малыш совершает
пассивные движения, которые способствуют
развитию его вестибулярного аппарата.
Кроме того, они обеспечивают хороший
телесный контакт между мамой и малышом,
а он так необходим слепому ребенку!

Подобные совместные
передвижения необходимо совершать 
каждый день, по крайней мере, до тех
пор, пока вес малыша позволяет маме его
носить.

Знакомство 
с окружающим миром

У слепого ребенка 
по понятным причинам, не возникает 
потребности поднимать и высоко
держать голову, протягивать руки
к игрушкам и окружающим предметам,
ощупывать их, ползать, или ходить, обследуя
окружающее пространство. Поэтому стремление
к познанию мира у такого малыша должны
развивать родители.

Поисковое поведение 
и игры с мамой — это первоначальный,
но крайне необходимый этап на пути
от ранней социальной привязанности (родители,
домочадцы) к дальнейшей социальной адаптации
ребенка в детском саду, школе и.т.д. Для
достижения этой цели необходимо поощрять
любые попытки малыша к движению и самостоятельности
(всегда под наблюдением взрослых), поскольку
его личный, реальный опыт приносит гораздо
больше пользы, чем любые словесные описания.
А проводниками в окружающий мир станут
другие органы чувств.

Осязание
играет огромную роль в процессе знакомства
незрячего малыша с окружающими предметами.
Руки заменяют слепому зрение, с их помощью
он получает представление о тех или иных
предметах. Обучая слепого ребенка осязанию,
нужно поощрять его желание использовать
свои руки для обследования различных
предметов и материалов. При этом родители,
конечно же, должны понимать, что малыш
сам не станет интересоваться многими
вещами до тех пор, пока ему не расскажут
о них – ведь он попросту их не видит! Показывая
ребенку что-либо, взрослые должны управлять
его руками, накладывая на них свои, и одновременно
рассказывать, какого цвета предмет, какова
его форма, для чего он служит и как им
пользоваться. Необходимо приучать малыша
обследовать предметы систематически,
используя обе руки (одна рука, например,
держит посуду, а другая отыскивает на
столе игрушку и кладет ее в посуду).

Естественно, кроху
нужно предупреждать об опасности, если
он собирается дотронуться до чего-то
горячего или очень холодного. Иначе, испугавшись
неожиданного ощущения, ребенок станет
опасаться использовать свои руки для
«рассматривания» окружающего мира.

Обучая малыша
тому или иному движению, следует стоять
за спиной ребенка и делать все вместе
с ним. Если при этом находиться напротив,
движение получится зеркальным, и ребенку
будет трудно воспринять его. Кроме того,
взрослые должны постоянно рассказывать
незрячему малышу о том, чем они занимаются
в данный момент, что происходит вокруг.
Таким образом, они сформируют предпосылки
к установлению содержательного речевого
контакта с ребенком.

Слух.
Слуховые образы предметного мира дают
возможность малышам с глубокими нарушениями
зрения реагировать на раздражители, соотносить
их с предметами и в соответствии с этим
организовывать свое поведение. Разговаривая
с ребенком, нужно называть его по имени,
объяснять, кто с ним разговаривает. И
обязательно предупреждать перед любым
неожиданным для него проявлением. Например,
перед тем, как прикоснуться к малышу рукой.
Иначе ему может быть неприятно или он
испугается.

Используя возможности 
слухового восприятия, слепого ребенка 
можно обучить хватательным
движениям
. Для того чтобы схватить
звучащий предмет, такому малышу нужно
акустически локализовать свою цель. Правда,
с помощью слуха он не может контролировать
траекторию движения рук по направлению
к этой цели. Слепые дети, прежде чем приспособить
положение кистей своих рук к размеру
и форме предмета, должны сначала исследовать
его тактильно (на ощупь). Но в конце концов
ребенок должен понять, что тот или иной
предмет существует, хотя его нельзя пощупать,
и он не издает звуков. Родителям необходимо
научить малыша определять на слух, куда
упала игрушка, или находить исчезнувшие
предметы на ощупь. Для этого ребенку нужно
предоставить возможность самому отыскивать
его вещи, упавшие на пол, подсказывая,
где именно они находятся. Если что-то
в доме переставлено на другое место, об
этом нужно обязательно сообщить ребенку.

Еще один момент,
на который необходимо обратить внимание:
называть разные направления в пространстве
и расположение предметов следует 
как можно более конкретно.
Таких понятий как «там», «далеко», «тут»,
малыш не воспринимает. Определяя для
незрячего ребенка размеры предмета, исходят
из размеров тела малыша. Например, «это
такого же размера, как твоя рука».

Формирование 
слухового восприятия, вместе с побуждением 
малыша к диалогу, общению, обеспечивает
активность речевой деятельности ребенка.
А это в дальнейшем становится важнейшим
фактором частичной компенсации слепоты

Значение музыкальных 
образов в воспитании слепого 
ребенка, а особенно их влияние на
развитие функций мозга, трудно переоценить.
Поэтому с самого начала родители
должны побуждать незрячего малыша
к занятиям вокалом и музыкой.
Уже в грудном возрасте для 
младенца следует устраивать недолгие
(5—15 минут) ежедневные «сеансы», ненавязчиво
приобщая его к ритмичной негромкой музыке
с красивой мелодией. При этом можно слегка
раскачивать кроху на руках или помогать
ему подпрыгивать (и желательно, интонировать
— подпевая). Важно, однако, чтобы после
таких музыкальных «пятиминуток» ребенок
оставался не в тишине и изоляции, а в атмосфере
естественных бытовых звуков — голоса
матери, ее шагов по квартире, криков детей
на улице, шума трамваев или закипающего
на плите чайника и. т. п., адаптируясь тем
самым к окружающему его миру.

Источник