Зоны развития ребенка по монтессори

Зоны развития ребенка по монтессори thumbnail

Монтессори-мамы часто могут прочитать: «Это материал для зоны упражнений практической жизни» (УПЖ) или «сейчас ваш ребёнок много работает в зоне сенсорики». Что это означает? Как именно происходит деление материалов по зонам и к какой из них относится каждый материал?

Монтессори-среда: деление на зоны

В Монтессори-педагогике в группе 3–6 выделяют следующие зоны:

  • УПЖ, то есть упражнений практической жизни;
  • работы с сенсорными материалами;
  • родного языка;
  • математики;
  • формирования представлений об окружающем мире.

Какие же именно материалы включает каждая зона?

Зона упражнений практической жизни

  1. УПЖ. 

Обычно дети с 2 до 4 лет наибольшее количество времени проводят именно в этой зоне. Ребёнок, в это время находящийся в сензитивном периоде развития точных движений, удовлетворяет свои потребности, работая c материалами практической жизни.

Большая часть материалов происходит из повседневных домашних дел и постепенно даёт возможность ребёнку применять сложные движения в занятиях дома, в семье, в социальной группе: готовить завтрак, самостоятельно одеваться и раздеваться и т. п.

Материалы зоны практической жизни, в свою очередь, делятся на упражнения:

  • в уходе за собой (приготовление еды, уборка, одевание);
  • в заботе об окружающей среде (уборка, уход за растениями и животными);
  • в особых формах движения (ходьба по линии, упражнения в тишине, умения двигаться плавно и бесшумно);
  • в социальных навыках (приветствия, манеры, общение).

зона сенсорного развития

  1. Зона сенсорного развития.

Сенсорные материалы развивают органы чувств ребёнка. Так как в каждом материале выделяется только один признак, материалы учат ребёнка концентрироваться на нём, изолируя другие органы чувств (например, закрывать глаза, слушая музыку). Материалы развивают мелкую моторику и подготавливают ребёнка к изучению математики и многих других предметов: музыки, рисования, ботаники, географии.

Материалы сенсорной зоны:

  • для определения размера (блоки цилиндров, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги);
  • для различения цвета (цветные таблички);
  • для развития тактильного чувства (шершавые таблички, ткани);
  • для развития слуха (шумовые цилиндры, звоночки);
  • для развития стереогностического чувства (геометрические тела, волшебный мешочек, сортировка);
  • для развития обоняния;
  • для развития вкуса.

зона математики

  1. Зона математики. 

Математические материалы построены в тесной связи с материалами сенсорной зоны и учитывают сенсомоторные потребности ребёнка. Это значит, что большинство материалов (особенно на начальном этапе) предполагают работу с конкретным (а не, как обычно, абстрактным) материалом. Это очень упрощает понимание ребёнком математики и даёт возможность даже маленьким детям решать довольно сложные задачи.

Материалы зоны математики:

  • для счёта в пределах 10 (штанги, веретена, чипсы);
  • для знакомства с десятичной системой («золотой» материал);
  • для счёта до 100 (бусины, доски Сегана, цветные цепочки);
  • для знакомства с арифметическими действиями (марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления);
  • для знакомства с дробями;
  • для знакомства с основами геометрии (геометрический комод, конструктивные треугольники).

зона изучения языка

  1. Зона родного языка. 

Зона родного языка также строится на тактильных материалах. Возможность трогать материалы помогает ребёнку быстрее и проще подготовиться к обучению письму и чтению.

Зона родного языка включает в себя материалы:

  • на расширение словарного запаса (коробочки и карточки, изображающие предметы);
  • для обучения письму (рамки для штриховки, шероховатые буквы, подвижный алфавит);
  • для обучения чтению (коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения, подписи к предметам окружающей среды, простые книжки).

зона космического воспитания

  1. Зона космического воспитания. 

Космическом воспитанием в Монтессори-педагогике называют раздел, содержащий знания об окружающем мире. Все занятия строятся от конкретного к абстрактному. Обычно детям дают наглядную демонстрацию каких-либо явлений и предлагают самому сделать заключение. Работа ведётся как в группе на кругах, так и самим ребёнком с различными материалами или литературой.

Зона космического воспитания включает:

  • представление о географии (континенты, ландшафты, природные зоны, солнечная система);
  • представление о зоологии (классификация животных, среда обитания);
  • о ботанике (классификация, среда обитания растений);
  • представление об истории (линии времени, календари);
  • представление о науке (четыре стихии, эксперименты).

От редакции:

— В статье приводится деление на зоны в Монтессори-классе 3–6 по стандарту Ассоциации Монтессори-педагогов России (АМПР). В Монтессори-классе по стандарту AMI (Международной Ассоциации Монтессори) нет зоны формирования представлений об окружающем мире (зоны космического воспитания, зоны космоса), помещение делится на зоны УПЖ, сенсорики, родного языка и математики. «То, что называют космосом, на самом деле просто сенсорные и языковые расширения», — объясняет Монтессори-педагог Юрий Филёв, Монтессори-педагог (AMI 3–6).
В Монтессори-классе 3–6 по стандарту AMS (Американского Монтессори Общества) выделяют зоны сенсорики, УПЖ, родного языка, математики, двигательную, творчества и науки или космоса. «Последние две могут быть интегрированы в предыдущие. Первые 4 зоны — это классика, остальные 3 так или иначе пересекаются по целям и принципу применения. Количество зон зависит от видения и обучения ведущего педагога», — рассказал Ярослав Панасов, Монтессори-педагог (AMS 3–6).

На фото Международный Монтессори-центр «Отрада»

Добавить в избранное
Распечатать

Источник

Марина Мишина
Пять зон в Монтессори-группе

Монтессори-группа охватывает ряд зон:

Первая «Зона практической жизни», где дети приобретают важные практические умения. Здесь находятся материалы для общеподготовительных упражнений, все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизывание бус, сортировкой мелких предметoв. Также сюда относят материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе. К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для рук и чистки ногтей. Материалы позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи — чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола. В эту же зону входят материалы, которые позволяют ребенку научиться заботиться об окружающем мире — мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла. Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть не игрушечными, а настоящими. В Монтессoри — группе дети живут не понарошку, а всерьез.

Читайте также:  Умница центр раннего развития ребенка москва

Далее идет «Зона сенсорного воспитания».

В области сенсорного развития ваш малыш может получить все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостает в реальной современной жизни: с помощью материалов, находящихся в этой зоне, он прекрасно развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и, конечно же, развить мускульную память.

Работа со специальными материалами в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в область математического развития – поработав с сенсорным материалом, научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия.

Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори — материалом, который тоже разделен на несколько групп:

-материалы для развития зрения. Сюда входят четыре блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками — вкладышами, проекциями, объемные геометрические тела с oснованиями. Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия — комплект конструктивных треугольников, биномиальный и триномиальный кубы;

-материалы для развития осязания. Это — шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью;

-к материалам для развития барического чувства (различения веса) относятся весовые таблички, для развития вкуса — вкусовые баночки, для развития слуха — шумовые цилиндры.

В Монтессори — группе есть «Математическая зона».

Обучение математики также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, oсвоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

Сюда входит материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучение состава и свойств; чисел первого десятка — числовые штанги, шершавые цифры, «веретена», цифры.

К материалам для знакомства с десятичной системой: сложения, вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел относятся банк золотого материала с набором карт — символов, игра с марками.

Так же есть материал для освоения порядкового счета до ста — это доски Сегена и коробочки с цветными и золотыми бусами; материал для получения навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления — игры в змейки и с полосками, наборы рабочих и контрольных карт на все действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор стержней для умножения.

Далее идет «Зона языкового развития».

Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Сюда входит материал для расширения словарного запаса — классификационные карточки с обобщением, материал для развития фонематического слуха — наборы мелких предметов, звуковые игры; материалы для подготовки руки к письму — металлические рамки — вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги; материал для знакомства с письменными буквами — шероховатые буквы, поднос с манкой для письма; материал для написания слов — большой подвижный алфавит; материал для чтения — серии из карточек, наименование предметов, списки слов, предложений, книжек.

Пятая зона «Зона космического воспитания».

Также очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира – и эту задачу решает область «космического воспитания». В доступной форме малыш знакомится с самыми сложными теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

Задача Монтессори-педагога наблюдение за самостоятельной работой ребенка и помощь ему в необходимый момент. В Монтессори-группе дети необыкновенно адаптированы. Они умеют работать индивидуально и в группе. Поскольку их с раннего детства побуждали самостоятельно принимать решения, они вырастают способными делать выбор и организовывать свое время.

Монтессори-программы, основанные на деятельности, побуждаемой внутренней потребностью, а не соревновательным мотивом, помогают детям сформировать благоприятный «образ я» и уверенность в себе. Все это позволяет встречать трудности и перемены с оптимизмом.

Источник

Мравян Оксана Юрьевна

Зоны развития, или где что лежит.

Монтессори выделяет пять зон развития ребенка:

  1. Зона практической жизни. Цель этих упражнений – помочь ребенку научиться заботиться о себе. Уроки для малышей в Монтессори группах просты и жизненны: налить воду в кувшинчик, а затем в чашку, открыть и закрыть дверь, правильно поздороваться, высморкаться, вытереть лицо салфеткой. На больших деревянных рамках, как на манекенах, части одежды со всевозможными застежками, большими по размеру, чем на самом деле. Так легче научиться застегивать пуговицы, крючки и кнопки, завязывать шнурки. Кроме того, малыши учатся чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего обычно мама не разрешает дома. Упражнения практической жизни включают в себя также материалы, которые можно использовать для переливания, пересыпания и сортировки предметов,-все то, что развивает движения руки и является подготовкой к освоению письма, чтения и математических абстракций. Очень важно: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными.
  2. Зона сенсорного развития. В этой зоне развития можно научить ребенка различать температуру, трогая лед, металлические предметы, нагретые на солнышке камешки, погружая руки в теплую воду. Можно развивать «барическое» чувство – умение ощущать разницу в весе, взвешивая в руке или на игрушечных весах тяжелые и легкие предметы. Игра на музыкальных инструментах поможет научиться различать их звучание. В этой зоне малыш может получить все ощущения, которых недостает ему в жизни: он развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также может потренироваться различать температуру, ощутить разницу в весе предмета. Здесь ребенок учиться различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, может познакомиться со свойствами тканей.
  3. Математическая зона. В этой зоне собраны материалы, позволяющие обучить ребенка основам математики. Обучение математике происходит естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, «пропитанной» математикой. Математическая зона содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился сложению, вычитанию, умножению и делению, освоил порядковый счет – и все то, что считается необходимым для готовности ребенка к школе.
  4. Зона языкового развития. В этой зоне кроха расширяет словарный запас, учится читать и писать. Большое значение уделяется развитию мелкой моторики. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе, учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.
  5. Зона естественнонаучного («космического») воспитания. Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов. В этой зоне малыш также узнает основы ботаники, зоологии, анатомии, географии и других естественнонаучных дисциплин.
Читайте также:  Пример индивидуальной программы развития ребенка с овз

Дополняют окружающую среду такими зонами, как музыкальная, зона искусства и танцев, работ по дереву, иностранного языка, двигательной активности. Эти зоны способствуют дальнейшему всестороннему развитию ребенка.

Зоны развития ребенка по монтессори

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

29 Сентября 2016

Монтессори методика раннего развития. Основные принципы методики. Тематическое разделение класса по зонам. Какие материалы необходимы для занятий. Монтессори для детей от 1 до 3 лет в домашних условиях.

Система воспитания Монтессори, основанная в начале 20 века итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори, является на сегодняшний день одной из популярнейших теорий развития ребенка. Монтессори педагогика, базирующаяся на принципах индивидуального подхода к ребенку, максимальной свободы и невмешательства в деятельность маленького человека, ставит своей целью полное раскрытие потенциала, заложенного в каждом индивидууме. Зоны развития ребенка по монтессори

Основные принципы системы Монтессори

Основой системы Монтессори является правильно организованное пространство вокруг ребенка, позволяющее ему действовать самостоятельно, находить себе интересные занятия независимо от взрослого и постепенно развиваться. Все оборудование в Монтессори классе соответствует размерам ребенка и изготовлено из легких материалов, чтобы малыш мог передвигать мебель и выбирать удобное ему место для занятий. Передвижение мебели и умение обращаться с хрупкими предметами, которые также присутствуют в классе, развивает моторику и координацию движений.

Обучающая среда Монтессори состоит не только из правильно организованного пространства, но и из специально подобранных обучающих материалов, которые расположены на уровне зрения малыша и одним своим видом призывают ребенка к действию. Материалы отобраны по принципу максимальной привлекательности и, одновременно, пользы для развития логики, мелкой моторики и пространственного мышления. Ребенок выбирает себе материал для работы и, сам того не замечая, обучается в игровой форме, ставит себе цель и достигает её методом проб и ошибок. Материалы представлены в единственном экземпляре, с целью научить детей взаимодействовать друг с другом и приходить к компромиссу.

Важная особенность системы Монтессори — это разный возраст детей в группе, например, совместные группы детей от 3 до 6 лет. Эта особенность связана с тем, что дети гораздо быстрее обучаются на примере других, более старших детей, нежели взрослых. Другой важный принцип педагогики Монтессори — отсутствие поощрений и наказаний, основной наградой и побудителем к получению новых знаний является сам процесс познания и совершенные в процессе открытия.

Роль взрослого в системе Монтессори

С самого рождения происходит абсолютно естественный процесс отделения ребенка от родителя, в Монтессори педагогике очень важна роль взрослого (родителя или воспитателя) и его правильного поведения, позволяющего малышу постепенно полностью избавиться от родительской опеки и действовать самостоятельно. На пути детского познания взрослый становится не столько учителем, сколько помощником и наблюдателем. Роль воспитателя состоит в том, чтобы подготовить и сформировать правильную среду, основанную на индивидуальных особенностях и интересах ребенка, позволяющую ему развиваться и сосредотачиваться на интересующих его видах деятельности. В конечном итоге, малыш всегда сам решает, чем ему интересно заниматься именно сейчас, а Монтессори педагог может лишь помочь ему выбрать материал или показать, как с ним работать, если малыш в замешательстве и просит о помощи. Основная задача преподавателя — не мешать малышу и не прерывать его процесс познания.

Читайте также:  Ребенок с проблемами развития как субъект воспитания

Еще одна из функций взрослого в системе Монтессори — это поддержание порядка в мире, окружающем ребенка. Изначально именно взрослый расставляет учебные материалы по своим местам, постепенно малыш научится делать это сам, родители же следят за исполнением распорядка дня. Именно порядок позволяет ребенку разобраться во всем многообразии устройства мира и обрести, таким образом, порядок внутри себя. Взрослый же отвечает за нейтрализацию и направление в конструктивное русло действий тех детей, поведение которых мешает развитию и процессу познания остальных малышей.

Тематическое разделение Монтессори класса и материалы

Отказавшись от традиционной системы классов с партами и кафедрой для учителя, Монтессори предложила разделить учебное помещение на тематические зоны, наполненные дидактическими материалами, взаимодействовать с которыми дети могут самостоятельно в своем индивидуальном ритме. Такое разделение классов помогает им быстрее ориентироваться в пространстве, легче обобщать получаемую информацию и поддерживать порядок. Зоны развития ребенка по монтессори

Принято выделять 5 тематических зон, на самом же деле их количество может быть неограниченно и зависит лишь от фантазии преподавателя. 

Первая из них — это зона практической жизни, где ребенок совершенствует навыки самообслуживания и заботы об окружающем мире. Здесь малыши учатся пользоваться столовыми приборами, щипцами, ножницами, пересыпать крупы, переливать воду, чистить зубы, расчёсываться, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и другие замочки на одежде, ухаживать за растениями, поддерживать чистоту с помощью щетки и совочка. Дети постоянно упражняются со специально приготовленными материалами: кувшинчиками, ложками, губками, тем самым не только совершенствуя мелкую моторику и навыки самообслуживания, но и получая огромное удовольствие от взаимодействия с запрещенными дома, «взрослыми» предметами.

Зона развития сенсорики посвящена совершенствованию органов чувств, ведь именно с их помощью происходит процесс познания у детей. Здесь собраны монтессори материалы для развития зрения, слуха (шумовые цилиндры, колокольчики), осязания (материалы с различными поверхностями и текстурами), обоняния (баночки с запахами), понятия веса и геометрических фигур и другие. Малыши не только развивают конкретные органы чувств, но и одновременно осваивают понятия величины, формы, цвета, длины, различают шершавые и гладкие поверхности, громкие и тихие звуки, учатся сравнивать и обобщать. В этой же зоне представлены различные материалы для творчества: краски, кисти, пластилин, воск, цветная бумага и клей, мелки и т.д.

Зона космического воспитания предоставляет материалы для формирования у детей понимания времени, пространства и окружающего мира. Дети знакомятся с природой, животными и растениями, узнают про времена года, профессии, части тела, географические понятия, учатся обобщать и классифицировать, например, что такое овощи и фрукты, насекомые и птицы и т.д. Важна и зона языка, где малыши могут изучать алфавит и слоги, учиться читать и писать. 

Выделяют также специальную зону для двигательной активности, оснащенную спортивным комплексом с лесенками, кольцами, качелями, турниками, где малыши могут лазить, прыгать, висеть, качаться, развивать равновесие.

Система Монтессори получила признание по всему миру благодаря своей простоте и универсальности, ведь для следования ей совсем не обязательно идти в специальную школу, тематические зоны можно организовать и дома, а материалы сделать своими руками. Главное, помнить, что ребенок — это первооткрыватель, способный на многое, если превратить его развитие в увлекательный процесс.

Система Монтессори в домашних условиях

Данную систему не сложно реализовать в домашних условиях. Основная задача родителей — создать безопасное пространство для ребенка, разделить на тематические зоны. Хочу показать вам нашу игровую комнату. Зону практической жизни я не стала выносить в игровую, Максим знает где находятся тряпки, совок и щетка, при необходимости идет в ванную комнату и берет все необходимое. Точно так же и с кухней, иногда помогает мыть посуду, готовить и т. д. Я контролирую все эти процессы, и не запрещаю ему получать навыки бытовой жизни на реальных предметах. А это наша игровая и спальня.

 Зоны развития ребенка по монтессори

На нижних полках шкафа книги по возрасту Максима, на верхних — на вырост и мои. Нижние полочки — это гараж, машины мы очень любим. Также есть полочка с логическими игрушками, музыкальными инструментами и полка с животными, продуктами и кассой (здесь масса ролевых игр «магазин», «покорми зверей», «кто что ест», «чаепитие» и т. д.). 

Зоны развития ребенка по монтессориЗоны развития ребенка по монтессориЗоны развития ребенка по монтессориЗоны развития ребенка по монтессориЗоны развития ребенка по монтессориЗоны развития ребенка по монтессори

Спортивная зона с комплексом.

Зоны развития ребенка по монтессори

Зоны развития ребенка по монтессориЗоны развития ребенка по монтессориЗоны развития ребенка по монтессориЗоны развития ребенка по монтессори

Творческая зона. На столике всегда лежат листочки, стоят фломастеры, карандаши и мелки, рядом кинетический песок и формочки. Максим часто подходит и самостоятельно садится рисовать или лепить.
Зоны развития ребенка по монтессори
Зоны развития ребенка по монтессори
Зоны развития ребенка по монтессори

Зоны развития ребенка по монтессориЗоны развития ребенка по монтессори

Источник