Зона ближайшего развития для ребенка 2 лет

Елена Трусова
Актуальность создания зоны ближайшего развития (ЗБР) для детей раннего возраста.

Актуальность создания зоны ближайшего развития (ЗБР)

для детей раннего возраста.

Трусова Е. С.

Старший воспитатель

МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 378»

Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было впервые открыто Л. С. Выготским в начале 1930-х годов и рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии.

Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с помощью взрослого – завтра будут делать сами, и это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие. И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития.

Результаты исследований Белопольской, Кравцовой, Буастаманте, Зака, Варданяна, Ивановой и других легли в основу разработки структурной модели ЗБР, состоящие из следующих компонентов:

– компоненты актуального уровня развития (обучаемость + способность к переходу от развернутого выполнения действия к его сокращенной форме + уровень выполнения действий + минимальная компетенция). У каждого ребенка своя структура актуального уровня, следовательно, и центральная часть ЗБР так же будет у всех детей различна.

– центральная часть ЗБР – то, что в данный момент находится в процессе развития. Помощь взрослого способствует успешному выполнению действия, ребенок принимает помощь и может использовать предложенные способы действия самостоятельно.

– периферическая часть ЗБР – то, что в данный момент осуществляется при большой помощи взрослого.

– зона перспективного развития – то, что окажется в ЗБР в.

Помощь взрослого ребенку можно подразделить на несколько этапов:

первая «доза» — подсказать, как сделать;

вторая – показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения;

третья – показать на картинке ребенка, в случае с письмом – водить рукой ребенка, т. е. показать способ действия.

Индивидуальные занятия.

По психологическим нормативам ребенок 2.5-3 лет должен уметь расстегивать три пуговицы. Воспитатель заметила, что Эмиль (1 год и 11 месяцев) заинтересовался пуговицами на своей одежде.

— Воспитатель: «Эмиль, какие у тебя красивые пуговки, разноцветные».

— Эмиль: «Да, красивые».

— Воспитатель: «Сейчас, пора спать и пуговки нужно расстегнуть».

Эмиль смотрит на пуговицы, дергает их, пытаясь просунуть в петли.

— Воспитатель: «Давай, я тебе помогу, смотри как нужно».

Воспитатель аккуратно берет пуговицу и медленно расстегивает ее. Когда воспитатель взялась за вторую пуговицу, Эмиль изъявил желание расстегнуть ее вместе с воспитателем. То же было и с третьей пуговицей. На протяжении четырех дней воспитатель совместно с Эмилем расстегивали пуговицы. На пятый день, когда воспитатель подошла к Эмилю, чтобы снова расстегнуть одежду, Эмиль убрал ее руку и расстегнул пуговицу сам.

Из этих занятий можно определить границы зоны ближайшего развития: у Эмиля сформировалась зона ближайшего развития, когда он проявил интерес к пуговицам, пытаясь их расстегнуть. Воспитатель оказала дозированную помощь, подсказывая как это сделать. Эмиль осуществлял совместную с воспитателем деятельность, охотно принимая ее помощь до тех пор, пока не почувствовал, что сам может осуществить эту деятельность. Здесь находится вторая граница зоны ближайшего развития. Когда Эмиль, стал расстегивать пуговицы самостоятельно зона ближайшего развития, стала зоной актуального развития, т. е. он приобрел, определенное умение и помощь воспитателя ему больше не требовалась.

Вместе с тем концепция зоны ближайшего развития подвергается критике со стороны ряда ученых (Э. Эриксон и др., которые отмечают, что одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития в трактовке Л. С. Выготского, заключается в том, «… что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития, на которой он находится в данный момент. Это особенно важно с точки зрения эпигенетического принципа, сформулированного Э. Эриксоном. Как показано в работах самого Э. Эриксона и его последователей, игнорирование актуальных потребностей развития приводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Как демонстрирует это практика, чрезвычайно «модные» сегодня попытки родителей «развивать» своих детей дошкольного возраста посредством обучения их счету и письму, иностранным языкам, музыке и т. п. зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, но и редко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им дошкольного возраста.

Тем не менее, сама по себе идея зоны ближайшего развития является, бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Основная идея этой теории направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей.

Актуальность создания зоны ближайшего развития (ЗБР)

для детей раннего возраста.

Трусова Е. С.

Старший воспитатель

МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 378»

Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было впервые открыто Л. С. Выготским в начале 1930-х годов и рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии.

Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с помощью взрослого – завтра будут делать сами, и это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие. И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития.

Результаты исследований Белопольской, Кравцовой, Буастаманте, Зака, Варданяна, Ивановой и других легли в основу разработки структурной модели ЗБР, состоящие из следующих компонентов:

– компоненты актуального уровня развития (обучаемость + способность к переходу от развернутого выполнения действия к его сокращенной форме + уровень выполнения действий + минимальная компетенция). У каждого ребенка своя структура актуального уровня, следовательно, и центральная часть ЗБР так же будет у всех детей различна.

– центральная часть ЗБР – то, что в данный момент находится в процессе развития. Помощь взрослого способствует успешному выполнению действия, ребенок принимает помощь и может использовать предложенные способы действия самостоятельно.

– периферическая часть ЗБР – то, что в данный момент осуществляется при большой помощи взрослого.

– зона перспективного развития – то, что окажется в ЗБР в.

Помощь взрослого ребенку можно подразделить на несколько этапов:

первая «доза» — подсказать, как сделать;

вторая – показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения;

третья – показать на картинке ребенка, в случае с письмом – водить рукой ребенка, т. е. показать способ действия.

Индивидуальные занятия.

По психологическим нормативам ребенок 2.5-3 лет должен уметь расстегивать три пуговицы. Воспитатель заметила, что Эмиль (1 год и 11 месяцев) заинтересовался пуговицами на своей одежде.

— Воспитатель: «Эмиль, какие у тебя красивые пуговки, разноцветные».

— Эмиль: «Да, красивые».

— Воспитатель: «Сейчас, пора спать и пуговки нужно расстегнуть».

Эмиль смотрит на пуговицы, дергает их, пытаясь просунуть в петли.

— Воспитатель: «Давай, я тебе помогу, смотри как нужно».

Воспитатель аккуратно берет пуговицу и медленно расстегивает ее. Когда воспитатель взялась за вторую пуговицу, Эмиль изъявил желание расстегнуть ее вместе с воспитателем. То же было и с третьей пуговицей. На протяжении четырех дней воспитатель совместно с Эмилем расстегивали пуговицы. На пятый день, когда воспитатель подошла к Эмилю, чтобы снова расстегнуть одежду, Эмиль убрал ее руку и расстегнул пуговицу сам.

Из этих занятий можно определить границы зоны ближайшего развития: у Эмиля сформировалась зона ближайшего развития, когда он проявил интерес к пуговицам, пытаясь их расстегнуть. Воспитатель оказала дозированную помощь, подсказывая как это сделать. Эмиль осуществлял совместную с воспитателем деятельность, охотно принимая ее помощь до тех пор, пока не почувствовал, что сам может осуществить эту деятельность. Здесь находится вторая граница зоны ближайшего развития. Когда Эмиль, стал расстегивать пуговицы самостоятельно зона ближайшего развития, стала зоной актуального развития, т. е. он приобрел, определенное умение и помощь воспитателя ему больше не требовалась.

Вместе с тем концепция зоны ближайшего развития подвергается критике со стороны ряда ученых (Э. Эриксон и др., которые отмечают, что одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития в трактовке Л. С. Выготского, заключается в том, «… что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития, на которой он находится в данный момент. Это особенно важно с точки зрения эпигенетического принципа, сформулированного Э. Эриксоном. Как показано в работах самого Э. Эриксона и его последователей, игнорирование актуальных потребностей развития приводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Как демонстрирует это практика, чрезвычайно «модные» сегодня попытки родителей «развивать» своих детей дошкольного возраста посредством обучения их счету и письму, иностранным языкам, музыке и т. п. зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, но и редко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им дошкольного возраста.

Тем не менее, сама по себе идея зоны ближайшего развития является, бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Основная идея этой теории направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей.

Источник

✅Зона ближайшего развития ребёнка — что это и для чего о ней знать родителям? А знать об этом полезно. Закон зоны ближайшего развития открыл знаменитый психолог Л.С. Выготский.✌ В наше время модно развивать и обучать детей чуть ли не с пеленок. Уже и не понятно, чего тут больше пользы или моды. А между тем, любителям развивашек посвящается… Итак, правило зоны ближайшего развития в том, что развитие идет вслед за обучением. И развитие происходит именно благодаря тому, что ребенок выполняет что-то ВМЕСТЕ со взрослыми в совместной деятельности.

У каждого ребенка есть дела, которые он может делать сам.???? ???? ???? ???? И дела, с которыми он может справиться только с помощью взрослого или вообще не может.???? И вот когда он делает что-то ВМЕСТЕ со взрослыми????, то у ребенка формируется зона ближайшего развития, где находятся дела, которые сейчас он не умеет делать сам, но благодаря совместной работе, в скором будущем ребенок сможет уже выполнить их сам абсолютно самостоятельно. То, что сегодня ребенок способен выполнить только с помощью взрослого,➡ завтра он сможет сделать самостоятельно. И чем больше таких дел в зоне ближайшего развития, тем эффективнее развитие ребенка. Ребенок завтра сможет делать сам то, что сегодня он делал с мамой. Самостоятельно он сможет сделать это именно благодаря тому, что он выполнял какое-то дело вместе❗ с мамой. Чем больше ребенок делает что-то вместе со взрослыми, тем он больше развивается↗. Чем меньше выполняет деятельность со взрослыми, тем меньше развивается↘. Вот собственно и золотое правило психологии и педагогики. И именно поэтому важно заниматься с ребенком вместе. Это его потенциальный багаж умений, эдакая копилка потенциальной самостоятельности, которая закладывается в совместном выполнении и уже завтра он справится сам без помощи. Другими словами, зона между тем, что ребенок умеет сейчас и тем, что он смог бы научиться делать в ближайшее время, — называется зоной ближайшего развития. Ее можно создать в совместной деятельности. Это разница между умениями и возможностями ребенка.

Например. Если ребёнок пытается залезть на стул, но не может ещё, лучшее, что может сделать родитель, — это помочь ему взобратьсч на стул. А не посадить туда. Наш годовалый сын постоянно спотыкался о порог в комнате, падал и плакал. Пока я не взяла его, подвела к порогу, поставила одну ножку на порог, а потом показала куда ставить вторую. Мне стало интересно сколько дней понадобиться, чтобы он научился? Дней? Уже через 5-7 минут он без проблем перешагивал этот порожек сам!!! Вот вам и ближайшее развитие))

Из соображений развить у ребенка самостоятельность некоторые считают, что хорошо бы, когда он учится сам. Можно, конечно. Но как думаете, почему у людей в общем, и у детей в частности пропадает интерес к делу и инициативе? Естественная активность ребенка – дело тонкое! Как не заглушить ее? Дети очень активны и им все интересно. Так почему же тогда напрочь отказываются делать интересные, казалось бы, дела? Чаще всего причина негативного упорства и постоянных отказов в том, что ребенок испытывает отрицательные переживания. Он не умеет говорить об этих переживаниях и не знает как сказать. Поэтому и не говорит????. Просто отказывается и все. Что может вызвать такие переживания:

❌ 1. Слишком рано переложить на ребенка часть трудной для него работы.

❌ 2. Наоборот, слишком долгое и настойчивое участие родителя, чрезмерное руководство, в совместном деле.

???? Вывод какой. Лучший способ развить и обучить ребенка – это делать ВМЕСТЕ с ним. Не стоять «над» ним, не делать «за» него или вместо него, не просто показывать и объяснять, а делать ВМЕСТЕ ???? ???? ???? ????. Замечательно было бы ввести в свою разговорную речь фразу: «Давай вместе?!»;-) и помогать в том, что сам не может. По возможности избегать крайностей: не торопиться перекладывать трудное действие на ребенка слишком рано, но и не занудствовать в контроле и чрезмерной помощи.
🙂

Источник

Âñå äåòè íåïîâòîðèìû. Ðàçâèòèå êàæäîãî ðåáåíêà ïðîõîäèò ñ ðàçíîé ñêîðîñòüþ è ñòåïåíüþ ýôôåêòèâíîñòè. Îäíèì èç ôàêòîðîâ, êîòîðûé ìîæåò ñóùåñòâåííî ïîâëèÿòü íà ñòàíîâëåíèå ïñèõèêè è ôîðìèðîâàíèå ó÷åáíûõ íàâûêîâ ìàëûøà ÿâëÿåòñÿ ïîìîùü âçðîñëûõ.

Îäíàêî ðîäèòåëè, à ïîðîé è ïåäàãîãè ïðåäëàãàþò äåòÿì ëèáî ñëèøêîì ïðîñòûå çàäà÷è, ñ êîòîðûìè ìàëûøè ëåãêî ñïðàâëÿþòñÿ, è ïîýòîìó íå äâèãàþòñÿ âïåðåä â ñâîåì ðàçâèòèè; ëèáî îáúÿñíÿþò ñëèøêîì ñëîæíûå âåùè, òàê è îñòàþùèåñÿ çà ãðàíüþ äåòñêîãî ïîíèìàíèÿ äàæå ïîñëå ïîÿñíåíèé âçðîñëîãî.

×òîáû âàø ðåáåíîê ìîã óñïåøíî äâèãàòüñÿ âïåðåä, íóæíî ïðàâèëüíî îïðåäåëèòü åãî çîíû àêòóàëüíîãî è áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ.

Ïîíÿòèÿ, ââåäåííûå Ë. Âûãîòñêèì

Ýòè ïîíÿòèÿ ââåë â 1930-õ ãîäàõ âûäàþùèéñÿ ïåäàãîã è ïñèõîëîã Ë. Âûãîòñêèé, òåì ñàìûì îïðåäåëèâ ñâÿçü ìåæäó óðîâíåì îáó÷åíèÿ ðåáåíêà è åãî ïñèõè÷åñêèì ðàçâèòèåì. Îòêðûòèå, ñäåëàííîå Ë. Âûãîòñêèì, è ñåãîäíÿ àêòóàëüíî äëÿ ðîäèòåëåé, êîòîðûå íåðåäêî ôîðñèðóþò ðàííåå ñîâåðøåíñòâîâàíèå íàâûêîâ è ñïîñîáíîñòåé ìàëûøåé, ïðèòóïëÿÿ èõ èíòåðåñ ê îáó÷åíèþ è ñîçäàâàÿ óñèëåííóþ íàãðóçêó íà äåòñêóþ ïñèõèêó.

Çíàíèå î òîì, ÷òî òàêîå çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ (ÇÁÐ), ïîìîæåò âçðîñëûì îïðåäåëèòü, â ÷åì ñòîèò «ïîäòÿíóòü» ñâîåãî ðåáåíêà, à â ÷åì îí ìîæåò ðàçâèâàòüñÿ áûñòðåå ñâîèõ ñâåðñòíèêîâ.

Çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ – ýòî òå çàäà÷è, êîòîðûå ìàëûø âûïîëíÿåò íåóâåðåííî. ×òîáû óñïåøíî ñ íèìè ñïðàâèòüñÿ, åìó òðåáóåòñÿ ïîìîùü âçðîñëîãî.

Âîò êàêîå îïðåäåëåíèå äàííîìó ïîíÿòèþ äàåò Ë. Âûãîòñêèé: «Çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ îïðåäåëÿåò ôóíêöèè, íå ñîçðåâøèå åù¸, íî íàõîäÿùèåñÿ â ïðîöåññå ñîçðåâàíèÿ…»

Íàðÿäó ñ ÇÁÐ Ë. Âûãîòñêèé îáðèñîâûâàåò çîíó àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ — ñîçðåâøèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè, óìåíèÿ è íàâûêè, áëàãîäàðÿ êîòîðûì äåòè ñàìè ñïðàâëÿþòñÿ ñ îïðåäåëåííûìè çàäà÷àìè.  ðàìêàõ ÇÁÐ ïîìîùü âçðîñëîãî ðåáåíêó íå òðåáóåòñÿ.

Åñëè æå ìàëûø äàæå ïîñëå ñîâìåñòíîé ðàáîòû ñî âçðîñëûì íå íàó÷èëñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî ñïðàâëÿòüñÿ ñ çàäà÷åé, çíà÷èò, îíà ïîêà íàõîäèòñÿ â çîíå àêòóàëüíî íåäîñòóïíîãî, è òðåáóåòñÿ âðåìÿ, ÷òîáû ýòà çàäà÷à ïåðåøëà â ÇÁÐ.

Òåïåðü ðàçáåðåìñÿ ñ îïèñàííûìè ïîíÿòèÿìè ïîäðîáíåå è ðàññìîòðèì, êàê îíè ðàáîòàþò â æèçíè. Ïðèâåäåì íåñêîëüêî ïðèìåðîâ, ÷òîáû âû, óâàæàåìûå ÷èòàòåëè, ìîãëè «íàùóïàòü» ãðàíèöû ÇÁÐ:

Ïðèìåð ïåðâûé. Íà äåòñêîé ïëîùàäêå ãóëÿþò Âèòÿ è Ïåòÿ ñ ìàìàìè. Âèòÿ ïûòàåòñÿ âçîáðàòüñÿ ïî ëåñòíèöå íà ãîðêó. Ìàìà, âûòÿíóâ ðóêè, ñòðàõóåò åãî îò ïàäåíèÿ, íî íå ïîìîãàåò, à ïîäñêàçûâàåò, êóäà ëó÷øå ïîñòàâèòü íîãó èëè ðóêó. Ïåòÿ òîæå õî÷åò íà ãîðêó: îí ïðîòÿãèâàåò ê ìàìå ðóêè, è îíà ïîäñàæèâàåò åãî íà ñàìóþ âåðøèíó.  ðåçóëüòàòå ÷åðåç ïàðó ïðîãóëîê Âèòÿ íàó÷èëñÿ ñàì çàëàçèòü íà ãîðêó, à Ïåòÿ íå îñâîèë íîâûé äëÿ íåãî íàâûê. Îøèáêà Ïåòèíîé ìàìû êðîåòñÿ â òîì, ÷òî îíà íå èñïîëüçîâàëà ÇÁÐ ñâîåãî ñûíà, âûïîëíèëà çàäà÷ó ÇÀ ÍÅÃÎ, à ÍÅ ÂÌÅÑÒÅ Ñ ÍÈÌ. Ìàìà Ïåòè äåéñòâîâàëà â ðàìêàõ çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ ñûíà, è ëèøü íàïðàâëÿÿ åãî, ïîëó÷èëà ðåçóëüòàò.

Ïðèìåð âòîðîé. Ïàïà Ñàøè íàñòîëüêî èäåàëèçèðîâàë ñïîñîáíîñòè ñâîåãî ãîäîâàëîãî ñûíà, ÷òî êóïèë åìó êîíñòðóêòîð äëÿ ìàëûøåé îò 3 ëåò. Îäíàêî ñûí ðàçî÷àðîâàë åãî. Ñàøà ñòàë òÿíóòü â ðîò äåòàëè, èíòåðåñîâàëñÿ ÿðêîé êîðîáêîé, à ê îáúÿñíåíèÿì ïàïû îñòàëñÿ ðàâíîäóøíûì. Ïàïà íåïðàâèëüíî îïðåäåëèë ÇÁÐ Ñàøè, ïîýòîìó âñå äåéñòâèÿ, ïðîèçâîäèìûå ñ èãðóøêîé, îêàçàëèñü äëÿ ðåáåíêà â çîíå íåäîñòóïíîãî.

ÇÁÐ – ýòî òå çàäà÷è, ê êîòîðûì ìàëûø ïðîÿâëÿåò èíòåðåñ, ñ êîòîðûìè ñïîñîáåí ñïðàâèòüñÿ, åñëè âçðîñëûå ñîçäàäóò îïîðó èëè íàïðàâÿò åãî ñîáñòâåííûå ìûñëè è äåéñòâèÿ â íóæíîå ðóñëî. Òî, ÷òî ðåáåíîê ñåãîäíÿ âûïîëíÿåò ñ ïîìîùüþ ðîäèòåëÿ èëè ïåäàãîãà, íî óæå çàâòðà ñïîñîáåí áóäåò âûïîëíèòü ñàìîñòîÿòåëüíî, è ÿâëÿåòñÿ åãî çîíîé áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ, êîòîðàÿ â õîäå äåòñêèõ óñèëèé è ïîñèëüíîãî óìñòâåííîãî íàïðÿæåíèÿ ñòàíîâèòñÿ çîíîé àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ.

 õîäå ñâîèõ íàáëþäåíèé Ë. Âûãîòñêèé çàìåòèë åùå îäíó èíòåðåñíóþ îñîáåííîñòü: îáó÷åíèå âûâîäèò ïñèõè÷åñêèå ïðîöåññû ðåáåíêà íà íîâûé óðîâåíü. Ïðè ýòîì äëÿ îñâîåíèÿ îïðåäåëåííûõ íàâûêîâ åñòü îïòèìàëüíûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû, íàçûâàåìûå ñåíçèòèâíûìè. Íàïðèìåð, ëó÷øèé âîçðàñò äëÿ òîãî, ÷òîáû ðåáåíîê íàó÷èëñÿ õîäèòü, — îò 8 ìåñÿöåâ äî 1,2 ãîäà. Îäíàêî âðåìåííûå ðàìêè ñåíçèòèâíûõ ïåðèîäîâ èíäèâèäóàëüíû, è ó êàæäîãî ðåáåíêà ìîãóò îòëè÷àòüñÿ.

Íåëüçÿ ñðàâíèâàòü äåòåé äðóã ñ äðóãîì! Ñðàâíèâàéòå ñâîåãî ðåáåíêà òîëüêî ñ íèì ñàìèì, îöåíèâàÿ åãî íàâûêè è óìåíèÿ â ïðîøëîì è íàñòîÿùåì ïåðèîäå. Òàêîå ñðàâíåíèå ïîìîãàåò óâèäåòü ïðîãðåññ è ïîðàäîâàòüñÿ íå òîëüêî ðîäèòåëÿì, íî è äåòÿì!

Êàê îïðåäåëèòü çîíó áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ?

Êàê ïðàâèëî, äèàãíîñòèêó ÇÁÐ ïðîâîäÿò ïðîôåññèîíàëüíûå ïñèõîëîãè è ïåäàãîãè íà îñíîâå ñïåöèàëüíûõ îïðîñíèêîâ äëÿ ðîäèòåëåé è â õîäå íàáëþäåíèé çà äåòüìè. Ðîäèòåëÿì, íå çíàêîìûì ñ òîíêîñòÿìè ïåäàãîãèêè, ñäåëàòü ýòî áóäåò ñëîæíåå, íî âñå æå ïîä ñèëó. Ïîïðîáóéòå äåéñòâîâàòü ñëåäóþùèì îáðàçîì:

Íà ëèñòî÷êå ñîñòàâüòå ñïèñîê íàâûêîâ, êîòîðûìè âàø ðåáåíîê óæå õîðîøî âëàäååò, îïèøèòå çàäà÷è, ðåøàåìûå ìàëûøîì áåç âàøåãî ó÷àñòèÿ. Íàïðèìåð, êðîõà óìååò çàñòåãèâàòü ïóãîâèöû, íàäåâàòü øòàíèøêè è ò.ä.

Íàïðîòèâ êàæäîãî ïóíêòà â ñîñòàâëåííîì ñïèñêå íàïèøèòå íàâûêè, ëåæàùèå â òîé æå îáëàñòè, ÷òî è îñâîåííûå, íî ñ êîòîðûìè ðåáåíîê ïîêà íå ñïðàâëÿåòñÿ áåç âàøåé ïîìîùè. Íàïðèìåð, åñëè ìàëûø íàó÷èëñÿ çàñòåãèâàòü ïóãîâèöû, ñëåäóþùèì øàãîì ìîæåò áûòü óìåíèå çàâÿçûâàòü øíóðêè íà áîòèíêàõ. Ýòî è áóäåò çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ.

Ñîñðåäîòî÷üòåñü íà îñâîåíèè óñëîæíåííîé çàäà÷è. Ïîêàæèòå êðîõå, êàê âûïîëíÿòü íàìå÷åííîå äåéñòâèå. Ïðåäëîæèòå ñäåëàòü ñàìîñòîÿòåëüíî, ïîïðàâëÿéòå, íî íå âûïîëíÿéòå óïðàæíåíèå çà íåãî. Ïåðåõîäèòå ê ñëåäóþùåé çàäà÷å â çîíå ÇÁÐ òîëüêî ïîñëå òîãî, êàê ïðåäûäóùèé íàâûê ïîëíîñòüþ óñâîåí.

Çîíà áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ – ýòî ïðîìåæóòî÷íûé ýòàï â ðàçâèòèè ðåáåíêà, ëåæàùèé ìåæäó çîíàìè àêòóàëüíîãî è íåäîñòóïíîãî. Åãî ìîæíî îïðåäåëèòü è êàê ïîòåíöèàëüíûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ ìàëûøà, ïðè ýòîì ó êàæäîãî ðåáåíêà îí áóäåò ñâîé, íåïîâòîðèìûé.

Ïðîäóêòèâíîå ñîòðóäíè÷åñòâî ñî âçðîñëûì ïîìîãàåò ïåðåâåñòè çàäà÷ó èç çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ â çîíó àêòóàëüíîãî. È åäèíñòâåííîå óñëîâèå óñïåõà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ðåáåíîê è âçðîñëûé äåéñòâóþò íà ðàâíûõ, à ïåäàãîã èëè ðîäèòåëü âûñòóïàåò â ðîëè ñîâåò÷èêà, íå âûäàâàÿ ñâîå ïðåâîñõîäñòâî!

Èñòî÷íèê: https://i-pp.ru/articles/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8…

Источник