Знания о психофизиологических особенностях развития ребенка
Людмила Кашеня
Психофизиологические особенности развития детей раннего возраста.
Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно охарактеризовать словами
И. М. Сеченова: «Вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук ребенок перестает быть, так сказать, прикрепленным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром».
Раннее детство – особый период становления органов и систем, и прежде всего функций мозга. Связи между клетками формируются наиболее активно в период от 0 до 3 лет, к 3 годам мозг достигает 80 % взрослого потенциала. Именно в эти годы происходит закладка основных черт характера, становление личности в плане проекции себя в мире «я сам», соотношения себя и мира.
Главная особенность этого периода – скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки, когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка.
В этом возрасте у малышей происходит интенсивное формирование опорно-мышечного аппарата, развитие всех физиологических систем организма и психики, раскрытие способностей. Ребенок готов осваивать (играть на музыкальном инструменте, в шахматы, плавать и т. п.). Его очень легко научить именно в этом возрасте, когда он готов действовать с предметами, совершив важнейшее действие, — обозначив собственное «я».
Учёт особенностей физиологического развития детей раннего
возраста в образовательном процессе
Особенности физиологического развития детей раннего возраста Учёт данных особенностей в образовательном процессе
Сказывается влияние: наследственных факторов; интенсивность обмена веществ; эндокринный фон организма; активность секретов пищеварительных желёз. Оказывают влияние особенности климата; жилищно-бытовые условия; режим дня; характер питания; перенесённые заболевания
Тщательно следить за показателями физического развития ребенка: массой тела,
Окружность грудной клетки, окружностью головы, их темпами прироста и соотношением
Продолжает формироваться острота зрения. Размер глазного яблока и глазодвигательная мускулатура окончательно еще не сформировались. Тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий приводит к тому, что практические манипуляции с объектом в раннем возрасте являются необходимым фактором зрительного опознания. Формирование сенсорных систем тесно связано с развитием внимания, умением сосредоточиться на своих ощущениях: зрение – с улучшением зрительного внимания, слух – с развитием слухового внимания, тактильное, мышечно-суставное чувство – в ходе формирования контроля над движениями и осязанием и т. д.
Способствовать снижению удельного веса ощупывания в зрительном восприятии, формировать более организованное и систематичное зрительное и осязательное обследование предмета, решение сенсорной задачи узнавания, опознавания.
Поощрять деятельность, развивающую зрительно-моторную координацию.
Формировать развивающую среду, которая будет способствовать развитию всех органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, мышечно-суставное чувство) содержать в себе игрушки, предметы, снаряды, поверхности, звуки, запахи, позволяющие ребенку познакомиться в ощущениях со всем многообразием внешнего мира).
Происходит созревание «схемы тела». Оно сопряжено с формированием латералиты – функциональной асимметрии в деятельности парных сенсорных органов (ведущего глаза, руки, уха). Развитие межполушарной асимметрии связано с начальным этапом повышения активности левого полушария, сопровождаемого осознанием чувства «я» и развитием речи, наиболее активно представленных в 1,5 – 2,5 – 3 года
Формировать понятия «право-лево», повышать сенсомоторный репертуар ребенка, упражнения выполнять зеркально, сперва ведущей рукой (ногой, глазом, затем второй, вместе параллельно и затем разнонаправлено.
Относиться к ребенку все более не как к объекту ухода, а как к субъекту общения
Особенности физиологического развития детей раннего возраста Учёт данных особенностей в образовательном процессе
Наблюдается испуг при неожиданном появлении незнакомого резкого звука, темноты, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущимся транспортом. Страх при долгом отсутствии матери, который наблюдается с 7 месяцев, к 2 годам должен исчезнуть. Позже, в 3 года появляется страх перед наказанием Необходимо отвлечь ребенка, занять, поиграть с ним, выйти на прогулку, обеспечить поддержку, любовь и признание, стабильное и уверенное поведение. Тогда страхи уходят сами, тема перестает волновать ребенка, поглощенного новыми впечатлениями.
Помнить, что нельзя запирать ребенка в темном незнакомом помещении, пугать малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит). Использовать сказкотерапию (как Бабка Ёжка стала доброй, как паучок помог девочке).
Не перегружать фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключить агрессивные мультфильмы и книги
Происходит значительное увеличение среднего носового хода с 2 лет. До этого носовые ходы узкие. Слизистая оболочка носовой полости очень нежна и богато снабжена кровеносными сосудами, причем просвет сосудов шире, чем у взрослых. Из околоносовых пазух сформированы только решётчатые и лобные, они могут давать осложнения при воспалительных заболеваниях глаз, уха и носа.
Создаются предпосылки для отита из-за особенности строения уха, особенно при заболеваниях верхних дыхательных путей, носоглотки, которые у детей нередко осложняются воспалением среднего уха
Продолжается до 3 лет быстрый рост гортани, и в это время у мальчиков и девочек она одинакова. Гортань имеет форму воронки. Голосовые связки прикрепляются у детей раннего возраста выше, чем у взрослых, они короткие по отношению к голосовой щели Необходимо учить детей правильно очищать нос. Одновременное очищение от слизи обеих ноздрей создает излишнее давление в полости носа, и инфекция может проникнуть в ухо и околоносовые пазухи. Чтобы избежать этого, необходимо учить детей во время умывания сморкаться без усилий, прочищать каждый носовой ход по отдельности, слегка приоткрывая рот. Не рекомендуется втягивать слизь вовнутрь – инфекция может проникнуть еще глубже в носоглотку, дыхательные пути, пазухи и ухо. Если нет возможности промыть нос, то лучше использовать сухие или одноразовые носовые платки
Не допускать повреждения слизистой гортани и голосовых связок при голосовых перегрузках, резких перепадах температуры, посторонних примесях во вдыхаемом воздухе (пыль, резкие запахи, жаркий сухой, холодный воздух). Не требовать от детей громких ответов, не считаясь с тем, что у ребенка тихий голос или он охрип после простуды; репертуар детских песен подбирать в соответствии с диапазоном детского голоса; не допускать напряжения голоса на холоде и на ветру, учить детей говорить и петь вполголоса
Особенности физиологического развития детей раннего возраста. Учёт данных особенностей в образовательном процессе
Наблюдается ограничение возможностей дыхания в раннем возрасте из-за незрелости лёгочной ткани, её чрезмерной рыхлости и полнокровия, горизонтального стояния рёбер, слабости дыхательной мускулатуры. Слизистая оболочка трахеи и носоглотки нежна и богата кровеносными сосудами, но относительно суха вследствие недостаточного развития слизистых желёз. Слизистая дыхательных путей легко подвергается отёку, ребенок может начать задыхаться, закашливаться в ответ на воспаление, резкий вкус, запах, эмоциональное возбуждение, крик Способствовать развитию, формированию тонуса, силы дыхательной мускулатуры (межрёберных мышц, брюшного пресса, диафрагмы, спины, что нормализует процессы оксигенации крови, питания головного мозга и внутренних органов, формированию речевого выдоха и речи, предупреждает заболевания органов дыхания.
Необходимо не допускать резких перепадов температуры воздуха, влажности, появления резких запахов, употребления ребенком лекарств, продуктов с острыми специями, уксусом и т. п.
Заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Недостаточное количество слюны и высокая её вязкость, несформированность жевательной мускулатуры физиологически осложняют пережёвывание пищи Способствовать усвоению и закреплению навыка жевания, откусывания. Кулинарная обработка пищи должная соответствовать возрасту. Молочные зубы нежные и хрупкие, это следует учитывать при организации питания детей.
Проводить профилактику кариеса. Кариозные зубы являются очагом хронической инфекции в организме ребёнка, что приводит к аллергизации, вызывает напряжение иммунитета, осложненное течение инфекционных заболеваний, реакцию на прививки.
Особо обращать внимание на развитие прикуса, степень санации полости рта и молочных зубов у детей в силу того, что зачатки постоянных зубов находятся под молочными.
Формировать правильный прикус: приучать ребёнка к откусыванию и пережёвыванию твёрдой пищи, дышать через нос
Отмечается недостаточная секреция желёз желудка у ребёнка. В желудочном соке содержатся все ферменты, но в небольшом количестве, небольшой переваривающей силе и низкой кислотности желудочного сока. Кишечник ребёнка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием местного раздражения (поступление пищи, её брожение в кишечнике) и различных внешних воздействий Необходимо не только придерживаться специально разработанного рациона питания, но и считаться со вкусом и индивидуальными особенностями ребёнка. Следует исключать из рациона плохо переносимую пищу, чтобы предупредить тяжёлые реакции.
Не допускать общего перегревания ребёнка, резкого звукового раздражения, резкого увеличения его двигательной активности. Это может привести к усилению перистальтики кишечника, вплоть до болевых ощущений, появления жидкого стула и непроизвольной дефекации
Особенности физиологического развития детей раннего возраста Учёт данных особенностей в образовательном процессе
Движения характеризуются Н. А. Берштейном как «грациозная неуклюжесть». Они недостаточно ловки и координированы. Вначале конструктивные действия носят подражательный характер, а затем начинается использование собственных способов конструирования.
Заканчивается формирование акта ходьбы в общих чертах (примерно к 2 годам, хотя биомеханические особенности (высокое расположение центра массы тела над осями тазобедренных суставов, слабость мышц нижних конечностей) в ходьбе детей остаются вплоть до школьного возраста. Ходьба и бег почти не отличаются друг от друга Формировать все основные паттерны движения, учитывая то, что дети сначала овладевают различением направлений по вертикальной оси и горизонтальной оси, затем развивается различение правой и левой стороны. Этот принцип относится и к собственному телу.
Способствовать овладению орудийными движениями. И посредством орудия, инструмента (столовые приборы, лопатки и др.); формами поведения; правильными действиями с различными предметами (карандашом, кисточкой и др.) способствовать предметной имитационной игровой деятельности.
Совершенствовать лазанье, бросание; постепенно овладевать простыми плясовыми движениями
Происходит наиболее интенсивно рост позвоночного столба. С 1,5 до 3 лет замедляется рост шейных и верхнегрудных позвонков и ускоряется рост поясничного отдела, что характерно для всего периода роста позвоночника.
Сохраняется коническая форма грудной клетки с более горизонтальным расположением рёбер и развёрнутой нижней апертурой.
Начинается окостенение свободных конечностей, несформированная кисть быстро утомляется.
Позже формируется сводчатость стопы, в этом возрасте она еще не выражена, слабо развит мышечный аппарат стопы Проводить целенаправленные физические упражнения, равномерно укрепляющие скелет и мускулатуру тела (особенное спины, ног) и все мышцы-разгибатели, так как они физиологически развиты хуже.
Взрослые не должны допускать нахождения ребёнка в одном и том же положении: стоя, сидя, лёжа на полу и т. д. – длительно (более 15-20 минут).
Не допускать перегрузки мускулатуры кистей рук в ходе игры, рисования, ручного труда, физической активности (висы, подтягивание, поднятие и перенос тяжестей, выкручивающие движения и т. д.).
Проводить корригирующие систематические упражнения для укрепления свода стопы несколько раз в день, например ходьба босиком по шершавым поверхностям. Необходимо большое внимание уделять обуви (плотный задник, эластичная подошва с каблучком, соответствующая размеру стопы стелька, супинатор, плотный обхват подъёма).
Не позволять детям спрыгивать с большой высоты, учить правильно, мягко делать соскок, страховать при соскоках
Легко изменяется величина кровяного давления под влиянием различных внешних факторов. При переходе тела из положения сидя в горизонтальное положение кровяное давление у большинства детей повышается на 10-20 мм рт. ст., под влиянием эмоций давление повышается на 20-40 мм рт. ст. Не допускать функциональных перегрузок сердечно — сосудистой системы, очень осторожно подходить к организации двигательной активности и занятий физической культурой. А также помнить,
Наблюдается интенсивность роста почек. Она наиболее велика в первые 3 года жизни. Мочи у детей отделяется сравнительно больше, чем у взрослых, а мочеиспускание происходит чаще за счёт интенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания ребёнка.
Меняется реакция мочи в зависимости от характера получаемой ребёнком пищи. При питании преимущественно мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов обмена, соответственно и моча становится более кислой. При употреблении растительной пищи реакция мочи сдвигается в щелочную сторону.
У девочек наблюдается более короткие и широкие мочевыводящее пути, которые облегчают восходящий путь распространения инфекции в мочевой пузырь и почки что при физических нагрузках у малышей изменяется частота дыхания, а не глубина
Формировать у детей условно-рефлекторные механизмы задержки мочеиспускания не только днём, но и ночью за счёт высаживания на горшок и ограничения пользования подгузниками до минимума.
Следить за характером питания, рацион должен содержать оптимальное количество белковой и растительной пищи, чтобы не допускать чрезмерного ощелачивания или окисления мочи – это раздражает мочевыводящие пути.
Проводить профилактику, учить детей соблюдать гигиенические правила. Профилактика включает использование соответствующих полу и возрасту подгузников, горшков и унитазов, исключающих затекание мочи в половые органы, чистое, по размеру, хорошо облегающее нижнее бельё, профилактика энтеробиоза (остриц, чистый, тёплый и безопасный пол и ковёр для игры и т. д.
Источник
Психофизиологические особенности,
человека претерпевают определенные
изменения в онтогенезе. Они связаны с
анатомо-физиологическими перестройками,
происходящими в организме человека и
его нервной системе, идущими по
определенной генетической программе.
Развитие механизмов деятельности мозга,
необходимых для формирования психики,
начинается еще до появления ребенка на
свет, во время внутриутробного развития.Нервная система начинает формироваться
уже на третьей неделе внутриутробного
развития, на третьем месяце формируются
связи между левым и правым полушариями,
а на шестом можно увидеть все отделы
мозга, включая кору больших полушарий.
В этот период бурного роста и развития
мозг очень чувствителен к действию
неблагоприятных факторов. Масса мозга
увеличивается к рождению ребенка до
340–400 г.
С развитием мозга формируются механизмы
врожденных (безусловных) рефлексов, с
которыми ребенок появляется на свет.
Определенную роль в формировании
зачатков психики в этот период играют
различные сигналы, поступающие извне.
По некоторым данным, ребенок в утробе
матери реагирует на звуки, особенно
голос своей матери. Исследования показали
благоприятное влияние на психику ребенка
во время внутриутробного периода
развития прослушивания беременной
музыкальных произведений по определенной
программе. Очень важное значение для
психики имеет и эмоциональное состояние
беременной, и ее занятия физической
культурой (см. гл. 4). Кроме того, для
нормального созревания головного мозга
плода исключительное значение имеет
рациональное питание, основу которого
должны составлять натуральные продукты.
Только при соблюдении всех указанных
условий ребенок появляется на свет
здоровым и обладает необходимым набором
рефлексов, позволяющим ему адаптироваться
к новым условиям.
На раннем этапе онтогенезапродолжается
анатомическое развитие мозга, которое
влечет за собой соответствующие
физиологические перестройки: появление
новых рефлексов, формирование
анализаторов, усложнение форм
поведения. Функциональные изменения,
которые отчетливо проявляются в виде
последовательного становления новых
рефлексов, являются надежным показателем
психофизиологического созревания
ребенка. Раньше всех появляются так
называемые натуральные рефлексы,
связанные с удовлетворением жизненно
важных потребностей ребенка. Индивидуальные
его типологические особенности
проявляются уже со второго полугодия
жизни. На самом раннем этапе жизни для
становления психики ребенка очень важны
режимные моменты, в частности, полноценное
питание. Несомненное значение в этот
период для нормального развития психики
имеет и двигательная активность. Чем
больший объем движений осуществляет
ребенок, особенно рук и пальцев, чем
больше сенсорных контактов, тем
гармоничнее происходит развитие
головного мозга и активнее идет развитие
интеллекта, речи. По-видимому, это
обусловлено тем, что деятельность
человека, двигательная активность, в
частности, мимика, жесты, явились в
процессе становления человечества
необходимым исходным базисом формирования
мышления и речи. В онтогенезе же мозга
в соответствии с этими биологическими
закономерностями, видимо, этот исторический
процесс повторяется.
Для нормального развития психики в
грудном возрасте (до 1 года) и в раннем
детстве (1–3 года)имеет огромное
значение тесный контакт ребенка с
матерью. Сначала это контакт преимущественно
телесный (прикосновения, поглаживания
и т.д.), затем он дополняется эмоциональным.
Отсутствие таких психосоматических
контактов или их недостаток приводят
к нарушению психики ребенка с длительными,
отдаленными последствиями в виде
трудностей в создании семьи, нарушения
сексуальной ориентации и т.д. Поэтому
нормальное воспитание детей с учетом
их психофизиологических особенностей
должно обязательно проходить дома, в
семье и желательно без социальных
посредников в виде яслей.
Грудной период и раннее детство ярко
иллюстрируют взаимовлияние наследственности
и среды. Генная программа задает вероятный
спектр направлений развития, а среда
формирует конкретные варианты этого
развития, насыщает их содержанием. Если
среда неадекватна программе, то
соответствующий вариант психического
развития может быть не реализован.
Например, если в период активного
становления механизмов речи от рождения
до 1 года ребенка лишить человеческой
социальной среды, он, по-видимому,
навсегда потеряет возможность хорошо
говорить. Если обеднить эту среду (мало
играть с ребенком, мало разговаривать,
ограничивать контакты), пострадает его
речь и интеллектуальные (вербальные)
способности.
Таким образом, для нормального психического
развития ребенка особое значение имеет
словесный контакт с ним. При этом важно,
чтобы ребенок воспринимал и артикуляцию
говорящего. Благодаря врожденным
подражательным механизмам в этом случае
он быстрее и правильнее обучается
говорить.
Если ребенку давать возможность чаще
находиться вне пределов своей кровати
(с соблюдением мер безопасности),
стимулировать его двигательную
активность, особенно манипуляции руками,
это также благотворно влияет на
становление его психики. Пребывание
вне кроватки, манежа для ребенка означает
в первую очередь расширение информационного
поля, в котором мозг получает разнообразную
импульсацию от различных органов чувств.
Это развивает возможности нейронов, их
пластические свойства, тренирует
различные нейронные ансамбли в отношении
их будущих функций. Кроме того,
разнообразная внешняя среда тренирует
и врожденные инстинкты, важные с точки
зрения социальной адаптации человека.
К ним относится, в частности, инстинкт
свободы. Ограничение жизненного
пространства, в котором живет ребенок,
сужает его возможности, подавляет
будущую исследовательскую деятельность,
деформирует эмоциональную сферу.
В дошкольном возрасте (3–6 лет)психика ребенка делает очередной шаг
в своем становлении. Прежде всего это
связано с совершенствованием тормозных
механизмов, их стабилизацией. Этот
процесс тесно связан со
структурно-функциональными перестройками
в мозгуй изменением характера обмена
веществ, который в 5–6 лет устанавливается
по типу взрослого. Дети в этом возрасте
очень эмоциональны, однако их эмоции
неустойчивы, носят характер аффектов.
Постепенно аффективная сфера снижается,
и на передний план выходит словесное
мышление с внутренней речью, а вторая
сигнальная система – речь – начинает
преобладать над первой, построенной на
информации от органов чувств. В поведении
детей складывается индивидуальная
мотивационная система. Среди различных
мотивов у дошкольников выделяются
доминирующие (альтруистические,
эгоистические и т.д.), часть из которых
тесно связана с соответствующими
врожденными механизмами – инстинктами.
Если оказывается выраженным инстинкт
доминирования, ребенок будет стремиться
лидировать, во всем быть первым. Попытка
лишить его лидерства чревата тем, что
дошкольник будет этому сопротивляться,
испытывать дискомфорт, проявлять
агрессивность. С другой стороны, если
такого выраженного лидерства нет, нельзя
пытаться взваливать на ребенка это
бремя, так как рано или поздно ребенок
его не выдержит.
Особенности развития психики ребенка
в этот период требуют индивидуальной
воспитательной среды, в которой врожденные
программы могут получить адекватные
условия для своей реализации.
Ребенок-альтруист должен иметь возможность
проявлять свои качества, лидер – свои
и т.д. Однако жизнь взрослого человека
всегда многопланова и требует от него
исполнения различных ролей. Поэтому
ребенка необходимо обучать, воспитывать
в широком диапазоне возможностей с
целью умножения его потенциала. Отмеченное
обстоятельство относится и к ряду других
проблем, например, обучения леворуких.
В частности, их необходимо обучать
писать, рисовать и так далее и правой
рукой, не пытаясь переучивать. Леворукость
– это также врожденная особенность,
которую необходимо учитывать.
Многие дети с 6 лет начинают учиться в
школе. Однако 6-летний первоклассник по
уровню своего развития остается
дошкольником, сохраняя особенности
мышления, присущие детям до 7 лет: у него
преобладает непроизвольная память,
поэтому запоминает прежде всего то, что
интересно, а не то, что нужно; ребенок
способен, как правило, удерживать
внимание в течение 10–15 минут, быстро
устает, выполняя однотипную работу, и
т.д. Кроме того, дети очень остро реагируют
на замечания, которые вызывают у них
состояние дискомфорта и тревожности,
и могут бросить работу, впадая в состояние
апатии. С другой стороны, 6-летние дети
комфортно чувствуют себя в детсадовской
среде, менее формализованной и более
игровой, поэтому здесь они менее напряжены
и физически и психологически. В школе
же в оптимальных условиях психологическая
напряженность у ребенка начинает
уменьшаться только через 1,5–2 месяца.
Поэтому решение вопроса о том, может ли
ребенок начинать обучение в школе,
достаточно ли он готов физически и
психологически, – крайне важно.
Объективная оценка уровня «школьной
зрелости» должна решаться комплексным
обследованием на основе определенной
системы. В частности, тесты позволяют
выявить личностную, физическую и
интеллектуальную готовность ребенка
к школе. При недостаточном, например,
уровне психологической готовности
необходимо, с одной стороны, проведение
коррекционной работы, а с другой –
убедить родителей не торопиться с
началом обучения ребенка в школе, но
приложить максимум усилий для изменения
ситуации в течение года-двух. В противном
случае такие дети или будут отставать
в учебе, или будут справляться с ней
ценой большого нервно-психического
напряжения, приобретая неврозы.
Второе детство (7–11 лет)соответствует
младшему школьному возрасту. Начало
обучения в школе, как правило, совпадает
с характерным для этого возраста
психологическим кризисом развития
ребенка. У него резко меняется система
отношений, что влечет за собой изменение
восприятия (себя, своего положения,
окружающих ценностей и т.д.). Резко
усложняется эмоционально-мотивационная
сфера ребенка. Неудачи, с которыми может
столкнуться маленький школьник, могут
приводить к формированию устойчивых
комплексов неполноценности, униженности,
оскорбленного самолюбия и т.д. Такие
комплексы в дальнейшем могут ему
осложнить жизнь уже во взрослом возрасте.
Нервные процессы у младшего школьника
еще недостаточно сильны, не обладают
должной устойчивостью (особенно
тормозные), поэтому дети не могут
поддерживать длительное время активное
внимание, состояние сосредоточенности
и довольно быстро устают, особенно на
начальных этапах обучения. Если умственная
нагрузка большая, то это в значительной
степени способствует невротизации
ребенка, вероятность которой возрастает,
если типологически ребенок относится
к слабому или возбудимому типу.
В конце младшего школьного возраста (к
11 годам) отчетливо проявляются и другие
индивидуальные психологические отличия.
Среди детей отчетливо выделяются
«мыслители», которые легко справляются
с вербально-логическими задачами,
«художники» с ярким образным мышлением
и «практики» с опорой на наглядность и
практические действия. Учет этих
особенностей требует разного подхода
к организации учебного процесса во всех
его компонентах, с тем, чтобы он не
вступал в противоречие с индивидуальными
характеристиками школьника. Это не
означает, например, что у «художников»
нужно развивать только образное мышление,
а у «мыслителей» – логическое. Более
того, следует больше обращать внимание
на развитие «отстающих» способов
мышления. При настойчивой работе развитие
отдельных свойств ВНД может быть изменено
в нужном направлении, что будет
способствовать расширению возможностей
ребенка, сделает его развитие более
гармоничным и благоприятно скажется
на психическом здоровье.
Подростковый возраст (11–12 – 15–16 лет)связан с половым созреванием, определяемым
эндокринными изменениями в организме.
Под действием половых гормонов происходит
усиление уровня обмена веществ, что
интенсифицирует рост, развитие, быстрыми
темпами увеличивается длина костей,
растет мышечная масса, появляются
вторичные половые признаки. Время начала
и скорость отмеченных изменений
неодинакова у мальчиков и девочек. Кроме
того, разные физиологические системы
у одного и того же подростка развиваются
не одновременно, поэтому, например,
может быть снижено кровоснабжение
головного мозга, что приводит к усилению
процессов торможения, быстрой утомляемости,
перепадам настроения, эмоциональной
нестабильности, расстройствам сна.
Участи подростков в начальный период
полового созревания также возникают
проблемы с запоминанием больших объемов
информации.
В этот период идет становление половой
идентичности, сексуальной роли. Это
очень важное обстоятельство, так как
половое созревание – это стержень,
вокруг которого структурируется
самосознание подростка. Подросток
начинает осознавать себя не ребенком,
а в большей степени взрослым, как бы
примеряет на себе взрослые роли, которые
ему не дают сыграть. Поэтому подростку
часто кажется, что его не понимают, что
приводит к психологическим и социальным
конфликтам, выходом из которых для
подростка может стать поиск среды, в
которой «понимают». В отсутствие
интересного дела для подростка такой
средой часто становится одновозрастная
группа, в которой могут быть нежелательные
и опасные проявления (употребление
спиртного, наркотиков, курение). Дорожа
новой социальной средой, как бы утверждая
себя в роли взрослого, в силу склонности
к подражанию, подростки могут создать
криминогенные социально опасные группы.
Роль старших (родителей, педагогов)
может быть очень велика, если они помогут
подростку найти интересное дело, которое
позволит ему реализовать себя, свои
представления о собственных возможностях,
проявить себя в новом «взрослом»
качестве. Интересное самостоятельное
дело, адекватное психофизиологическим
возможностям подростка, развивает
личность, помогает ей увидеть свою
жизненную перспективу, соотнести ее с
принятыми в обществе идеалами. Интересное
дело для подростка – наиболее естественный
способ разрешения одного из важнейших
противоречий возраста: между высоким
уровнем психического развития и
недостатком возможностей его использования.
Таким образом, интересное дело позволяет
подростку самоутвердиться.
Интерес, который проявляют взрослые к
занятиям подростка, необходимая помощь
в решении каких-то задач создают условия,
при которых подросток с пониманием
относится к советам старших. Это очень
важно для того, чтобы помочь повзрослевшим
детям понять, что с ними происходит. Это
необходимо, чтобы с интересующими
вопросами подростки обращались в первую
очередь к родителям, педагогам, а не
искали ответы «на стороне» в нежелательной
среде.
Во второй фазе подросткового периода
(у девочек 13–15 лет, у мальчиков 15–16 лет)
возможны нарушения психического баланса,
и у подростков могут проявляться
значительная обидчивость, неадекватные
реакции на замечания, наблюдаются резкие
перепады настроения, проявления
негативизма и вспыльчивости. Бурные
анатомо-физиологические перестройки
организма повышают интерес к собственной
внешности, и подростки могут обостренно
переживать различные отклонения,
изменения своей внешности. Например,
излишний вес у девочек может расстраивать,
вызывать переживания, чувство
неполноценности вплоть до невротических
срывов (отказ от еды и т.д.). Для мальчиков
же имеет большое значение уровень
физического развития.
Юношеский возрастуже мало отличается
от зрелого (взрослого), который начинается
с 21–22 лет. Главная отличительная черта
этого периода – повышенная эмоциональность
и как следствие – более низкая
психофизиологическая устойчивость по
сравнению с более зрелыми людьми.
Юношеский период – это переход от
«школьной жизни», по которой человека
ведут наставники, к жизни взрослой,
самостоятельной. Такой переход разные
молодые люди проходят с разной скоростью,
причем девушки несколько быстрее.
Переход этот касается как биологической
стороны юношеского организма (завершается
половое созревание, окончательно
формируется скелет), так и
социально-психологической, личностной.
Юноши и девушки самореализуются,
осуществляют свои планы, осваивают
профессии. Возрастает степень
самостоятельности молодых людей –
вплоть до материального самообеспечения.
Вместе с тем, обладая всеми правами
взрослого человека, юноши и девушки
часто не могут найти себя во взрослой
жизни, что порождает особый внутренний
кризис – кризис сознания. Он похож на
подростковый, но имеет свои качественные
особенности. Основная причина его в
том, что юноши не могут сразу добиться
больших успехов, например, в профессиональной
деятельности, в отношениях с людьми и
т.д. Освоение профессии требует
каждодневного рутинного труда, умения
правильно распределять и расходовать
свой большой запас жизненных сил, однако
в силу недостаточной эмоциональной
устойчивости молодых людей (это основная
психофизиологическая особенность
возраста) им трудно смириться с этим
обстоятельством. Эмоциональная сфера
юношества требует результата «сразу и
здесь», если преобразований, то
революционных и т.д. По этой же
психофизиологической причине юношам
и девушкам легче дается работа интересная,
а не полезная и нужная. Это сказывается
и на сфере личных взаимоотношений.
Юношеский максимализм может погубить
в самом начале замечательное чувство
любви, сказаться и на семейно-брачном
союзе, прочность которого зависит от
длительных и совместных усилий по его
созданию.
Несмотря на то что возрастное развитие
до 55–60 летрассматривается как единый
период, психофизиологическая конструкция
человека в течение жизни претерпевает
определенные изменения, в первую очередь
потому, что все большая социализация
человека оказывает действие на многие
его биологические и психические функции,
хотя и достаточно медленно. Кроме того,
у индивидуума наблюдаются естественные
изменения психофизиологических
процессов, и баланс между возбуждением
и торможением все больше сдвигается в
сторону торможения. Этот процесс
по-разному выражен у людей с различными
индивидуальными типологическими
особенностями и протекает с различной
скоростью. Постепенно уменьшается
скорость ответной реакции, мыслительных
процессов. Людям среднего и старших
возрастов, даже имеющим высокую
подвижность нервных процессов, сложнее
дается переделка устоявшихся стереотипов.
Эти процессы компенсируются повышением
точности выбора реакции, связанной с
накопленным опытом. Возрастные изменения
оказывают несомненное влияние на
индивидуальные характерологические
особенности личности. Во многих случаях
индивидуальные типологические параметры
перекрывают возрастные, проявляясь к
тому же по-разному у мужчин и женщин.
Соседние файлы в папке Информация по реабилитации 2
- #
- #
- #
- #
- #
11.02.201611.98 Mб73Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл — Физиология спорта и двигательной активности — 2001.djvu
- #
- #
- #
11.02.2016620 б22Сайты.txt
Источник