Значения раннего развития и жизни ребенка

Значения раннего развития и жизни ребенка thumbnail

ВАЖНОСТЬ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

С самого первого дня появления на свет, маленький человек начинает развиваться с большой скоростью. В первые дни жизни малыш уже умеет улыбаться, узнаёт голос папы и мамы, спустя несколько месяцев он уже держит головку, переворачивается на животик, ползает, ходит… Он настолько быстро развивается, что родители не успевают удивляться возможностям своего малыша. Для того, чтобы ребенок рос здоровым, умным и всесторонне развитым человеком, с ним нужно заниматься с самого раннего возраста.

Что такое раннее развитие ребенка и для чего оно необходимо?

Потенциальные возможности ребенка исследовали многие педагоги и психологи.Развитие детей раннего возраста имеет огромное значение для дальнейшего развития. По мнению, многих исследователей характер и способности закладываются в раннем возрасте, а не даются человеку с рождения. Умственные способности ребенка закладываются от рождения до 3-х лет, так как это период развития мозговых клеток. Стимулируя головной мозг ребенка в раннем возрасте можно достигнуть потрясающих результатов. Мозг только родившегося малыша чист как лист бумаги. И только от окружающих близких ребенка зависит, что появится на этом листе и каким одаренным будет ребенок. В период от рождения до трех лет в мозге наиболее активно осуществляются связи между клетками, и мозг достигает около 80 % потенциала взрослого человека. К четырехлетнему возрасту начинают работать «фронтальные доли» мозга, отвечающие за мышление, творчество, чувства, потребности, при этом они основываются на том, что сформировалось в мозге до этого возраста.

Раннее развитие малыша – это формирование физических, психологических, эмоциональных и языковых способностей, которые проявятся в будущем. Ранним развитием считают период, во время которого человек развивается быстрей всего. Это возраст од рождения и до 7 лет. В этот период времени малыш учится всему, схватывает всё на лету и узнаёт этот мир, такой интересный и прекрасный. Маленький мозг способен запоминать очень много информации без особых усилий. Кроме этого, в возрасте до 7 лет открываются способности у малыша к определённому виду деятельности, формируется его личность, характер и умственные способности.

Поэтому очень важно развивать его способности, для этого и существует раннее развитие ребенка. Учёные долго исследовали возможности маленького человека и сделали вывод, что 70% навыков формируется именно в младенчестве. Кроме этого, был проведён ряд социологических исследований. В их следствии было выяснено, что потенциал детей, с которыми занимались в раннем возрасте гораздо выше, чем у тех, развитием которых родители не занимались до 7 лет.

Кроме этого, учёные изучили биографию известных людей, гениев в той или иной сфере, и было выяснено, что с ранних лет с ними работали и развивали. Поэтому, как гласит поговорка: «гениями не рождаются, ими становятся». Каждый может вырастить со своего малыша гения. Каждый ребенок особенный, талантливый и неповторимый.

Как мы видим, раннее развитие – это незаменимая часть жизни, без неё будет трудно открыть таланты вашего малыша. С первых дней жизни мама даёт своему ребенку заботу, внимание и базовые навыки поведения. После 2 лет малыша можно записывать на специальные курсы раннего развития. Такие занятия помогут открыть и развивать таланты ребенка, учится взаимодействовать с другими детьми и развивать своё «Я». Дети – самое главное в жизни, занимайтесь со своими детьми, и они обязательно вырастут умными и образованными людьми.

Период раннего возраста у детей очень важен. Развитие детей раннего возраста предполагает не сотворение гения, а закладку фундамента для дальнейшего образования, чтобы у ребенка был физически здоровый организм, пытливый ум и сообразительность.

Источник

Анна Рудова
дефектолог, психолог, генеральный директор Центра развивающих методик в области образования и культуры и детской студии инновационного развития «Арлекин».

Раньше никто особенно не развивал детей, хватало и того, что давал детский сад. Да и заниматься с ребёнком начинали года в четыре, а сейчас всюду говорят о развитии с пелёнок. Выбирать курсы раннего развития продвинутые мамочки начинают, когда малыш только начал ползать. Что же такое ранее развитие детей и зачем оно нужно? Попробуем разобраться.

Когда говорят о раннем развитии, то имеют в виду, что ребёнок по своим темпам развития и по уровню знаний опережает тех сверстников, с которыми не проводятся специальные занятия. Что именно включает в себя комплекс «раннего» для ребёнка – никто точно не знает, потому что существует огромное число методик, и каждая считает мерилом развитости что-то своё.

Современные родители стараются начать «развивать» ребёнка как можно раньше. Некоторые – уже до рождения (да0да, есть и такие методики!). Создаётся впечатление, что все родители делятся на 2 лагеря: одни не думают ни о каком раннем развитии, потом спохватываясь перед школой, а другие берутся за развитие детей с таким рвением, что становится жалко детей.

Истина, как всегда, где-то посередине.

Попробуем разобраться, нужны ли вообще какие-то развивающие курсы и спецзанятия для малышей.

Многие авторы методик раннего развития (Доман, Монтессори, Сузуки, Зайцев, Никитины, Троп) настаивают, что теории, которые принято называть методиками раннего развития – они никакие не ранние, а как раз своевременные. Наиболее интенсивное развитие умственных и творческих способностей ребёнка происходит в период от полутора до трёх с половиной лет. Учёные определили, что к 3 годам развитие клеток мозга завершается на 70%, а к шести – на 90%. Потом же многие врождённые механизмы, которыми природа наградила человека, отмирают.

Например, мало кто знает, что все слышащие дети рождаются с абсолютным музыкальным слухом, поэтому среди тысячи шумов они способны узнать звук биения именно материнского сердца. Но если музыкальные способности не развивают, к шести годам многие дети утрачивают этот дар.

И вот, узнав этот факт, родители начинают энергично развивать ребёнка, определяя полуторагодовалых крох одновременно на английский, ритмику, курс логики, в бассейн и ещё в художественный кружок, а дома обвешивая комнаты карточками Домана. Многие родители настолько окрылены идеей воспитания гения, что строят развитие ребёнка по принципу «а вдруг что-то не успеем? А вдруг мы что-то не додали?» Ведь так хочется с гордостью говорить маме другого малыша: «Как, ваш ещё не читает? (не ходит сам на горшок, не учит английский, не считает до 10 и т.д.) а мы уже полгода как это умеем!»

Прежде чем браться за занятия с ребёнком или вести его на какие-то курсы, определитесь, что вами руководит: желание помочь ребёнку познать мир или родительские амбиции. Если вы, прежде всего, хотите испытать гордость за родительские достижения в сфере обучения малыша, то все неудачи ребенка станут для вас личным поражением, подтверждением собственной несостоятельности. И тогда начнёт страдать ребёнок, на которого родители возложили надежды, а он, увы, не оправдал.

Читайте также:  Влияние питания на здоровье и развитие ребенка

Так что же делать? Не развивать ребёнка? Тоже неверно.

Раннее развитие ребёнка – это не дань моды, а необходимость, диктуемая потребностями современного технологического мира. Традиционная педагогическая наука никак не хочет признавать, что потенциал ребёнка гораздо выше, чем простое закрашивание раскраски или лепка морковок, что делают с малышами в детском саду. Без специальных занятий дети подходят к школе без специальных навыков и стройной системы знаний. Во-первых, это изначально ставит их в невыгодное положение. Представьте, как больно ребёнку 6-7 лет осознать, что его не взяли в хорошую школу, так как он чего-то не знает и не умеет – то есть, что он глупее других! Во-вторых, ребёнку все равно приходится навёрстывать упущенное. Особенно неприятно, если это происходит в 1 классе, когда ребёнок часами делает домашние задания, с которыми его одноклассники справляются за 10 минут.

Конечно, каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом. Однако если с ребёнком планомерно заниматься, применяя различные методики раннего развития, то развитие способностей происходит интенсивнее, чем у тех детей, с которыми не проводятся занятия.

Какую же методику предпочесть? Чем именно заниматься с ребёнком? в каком возрасте начинать? Эти вопросы мучают родителей.

Многие развивающие системы пришли к нам из-за рубежа и не могут быть адаптированы к русскому менталитету. Скажем, система Масару Ибуки под названием «После трёх уже поздно», построена в японских традициях: там много внимания уделяется эстетико-музыкальному развития и иностранным языкам. При этом в этой методике полностью отсутствуют задания на развитие физической активности, что также немаловажно для полноценного развития ребёнка.

Все дети индивидуальны. Поэтому то, что подходит к одному ребёнку – может абсолютно не подходить другому. Лучше всего, если для ребёнка создаётся личностно ориентированная система, опирающаяся на индивидуальные особенности и потребности именно этого ребёнка. Бесполезно пытаться хаотично засунуть в ребёнка максимум сведений, нельзя делать упор на чтение или наоборот художественно-эстетическое развитие. Основной задачей ранних занятий должно быть разностороннее развитие личности ребёнка, его логического и абстрактного мышления. То есть, важно не только раскрыть детям основы наук, но и научить детей самостоятельно постигать мир и самостоятельно делать выводы и открытия.

Развитие ребёнка должно быть гармоничным. Всему своё время, надо следовать пути естественного развития человека.

От природы каждый ребёнок одарён в какой-то сфере, и цель педагогов и родителей – нащупать эти «Божьи искры» в каждом ребёнке, раскрыть потенциал ребёнка и научить самостоятельно развивать природные способности.

Нельзя замыкаться на развитии только сильных сторон ребёнка и его талантов, так как в таком случае мы получаем дисгармонию развития. Например, хиленького «ботаника» или же интеллектуально ограниченного спортсмена. В принципе, нельзя ставить целью воспитать из ребёнка гения, так как в погоне за результатами можно «перегрузить» ребенка, а постоянно демонстрируя эти результаты окружающим, можно испортить характер малыша. Всестороннее развитие гораздо важнее, чем рекорд в каком-то одном направлении, потому что именно оно даёт основу для формирования гармоничной личности.

Ратуя за раннее развитие, родителям надо быть разумными и опасаться новомодных методик, провозглашающих, что надо научить чадо читать раньше, чем ходить. Человек, прежде всего, часть природы, и в нас, как биологической единице, заложен определённый план развития, нарушать который неправильно.

Годовалого ребёнка нужно научить владеть своим телом и стремиться к познанию мира, а не усаживать за цифры. В возрасте около двух лет ребёнка нужно научить добывать знания и анализировать информацию, развивать его речь и стремление к познанию мира. Ближе к трём годам ребёнку надо научиться классифицировать данные, делать выводы, то есть тут важно развивать логическое и абстрактное мышление, а также заложить основы безопасности. То есть, всему – своё время, свой возраст.

Приходится удивляться, какая каша образуется в голове молодых родителей, начитавшихся журналов про раннее развитие. Хотя все родители любят своих деток и стараются уделять им максимум внимания, мало кто может заниматься с детишками из недели в неделю по определённой системе. Не имея ни специальных знаний, ни педагогических способностей, родители совершают массу ошибок, которые потом приходится исправлять профессионалам. Именно поэтому для того, чтобы ребёнок рос умненьким, стоит определить его на развивающие развития в детский центр или какую-нибудь студию.

Оценить статью

Статьи на эту тему

  • Ребенка с задержкой речи направили в СПЕЦ школу?

  • Особенности питания детей в возрасте от 1,6 до 2 лет

    К полутора годам у детей уже, как правило, не меньше 12 -13 зубов и многие мамы потихоньку начинают переводить малышей на взрослый стол. Супы становятся на мясных бульонах, в рацион включаются сосиски и жареная картошка, а у кого- то даже пельмени! Это связано с тем, что в таком возрасте ребенок уже не младенец и кормить пюре его вроде как уже не нужно, а тогда чем? Об особенностях питания ребенка от полутора до двух лет мы и расскажем.

  • Детские страхи в период от 1,6 до 3 лет

    После первого года жизни большинство детей начинают меньше беспокоиться по ночам, крепче спать, спокойнее реагировать на шум, чужих людей и любую перемену обстановки. В нормальной (эмоционально спокойной) семье в этом возрасте у ребенка уменьшаются все признаки невропатии, следствия трудностей течения беременности или родов. К сожалению, в семьях, где нередко вспыхивают, скандалы-дети воспринимают происходящее очень эмоционально и их психологическое состояние резко ухудшается…

  • Как карма проявляется через детей? Основы ведической культуры

    Как печально, что вокруг почти никто не понимает, что жизнь-это сложнейший экзамен. Все хотят наслаждаться, получать удовольствие, удовлетворение, пытаются использовать друг друга для этого и расстраиваются, когда кто-то мешает им наслаждаться или не дает наслаждение.
    Жена обижается на мужа, когда он её не развлекает, а развлекается отдельно от неё со своими друзьями или подругами. И это только начало вступления в действие семейной кармы, всю тяжесть которой мы ощущаем после рождения наших детей…

  • Развитие речи у ребенка от 1 года до 1,6 лет

    …Начитавшись подобного бреда, молодая мама продолжает спокойно ждать, когда же ее чадо заговорит и, как правило, проблема ЗРР выявляется слишком поздно. Малыш то заговорит в три года, но отставать в развитии он будет продолжать! Потому что ЗРР — это первый звоночек, что у ребенка минимальная мозговая дисфункция и ему надо немного помочь

Читайте также:  Методика диагностики психического развития ребенка 5 лет

Комментарии

24.11.2010 23:58 / Автор: AS2504

Я считаю, что прежде всего надо прислушиваться и присматриваться к своему ребенку:что он хочет и к чему он стремиться, какая сфера занятий его увлекает больше.Если насильно заставлять ребенка что-то делать-просто можно сломать его. Я польностью согласна с этой статьей. Не зря же говорят » Каждому овощу своё время»

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Источник

Доброе время суток, дорогой посетитель сайта psy-razvitie.ru! Ничто не происходит в отрыве от нервной системы. Все наши проявления в жизни, поведение, деятельность – это результат работы нашей нервной системы. Значит, если мы говорим о развитии, значит, мы говорим в первую очередь об изменениях, которые происходят в нервной системе. В частности,  о тех изменениях, которые происходят в центральной ее части, представленной головным и спинным мозгом. Ранее развитие детей дошкольного возраста – это изменения в нервной системе ребенка в самый ранний период его детства.

Развивать малыша, это значит, способствовать созреванию его нервной системы. Логично ставить вопрос – а что помогает созревать нервной системе  в самый ранний период?

Если мы начинаем заниматься ранним развитием, не зная, и не учитывая законы созревания нервной системы, наше влияние далеко не всегда может быть полезным.

«Современный» взгляд на ранее развитие

Когда малыш рождается на этот свет, его нервная система не зрела. Она лишь предуготована к тому, чтобы освоить все, что его окружает в этом мире. Разумеется правы те, кто утверждает, что в первые годы жизни ребенок осваивает огромные потоки информации. И по утверждению авторов методик по раннему развитию,  до 3-5 лет можно обучить множеству слов, названий. Современный мир породил множество ранних методик обучению чтению, иностранным языкам, магазины заполнены множеством картинок с написанными словами. Однако, основу раннего развития составляет не сама по себе информация.

Потоки речевой информации «затопляют» и чрезмерно активизируют функции левого полушария, обедняя процессы созревания правого полушария. В результате чего многие процессы, которые должны сформироваться и созреть у ребенка в раннем возрасте «обедняются», оставаясь не зрелыми. Ранее чтение, преобладание «учебной» деятельности над игровой в дошкольном возрасте приводит к мощному перекосу в формировании личности, обедняя многие возможности нервной системы.

Воображение, фантазия, способность решать задачи, связанные с общением становятся недоступными для детей, переполненных знаниями городов и иностранных слов. Обедненность двигательной, социальной, творческой составляющих интеллекта серьезно ограничивают возможности социальной адаптации повзрослевших интеллектуалов.

Истоки раннего развития. Историческая справка

К слову сказать, многие методики раннего развития в основу свою взяли коррекционные программы стимуляции детей с особенностями, когда специалистам приходилось находить «обходные» пути для того, чтобы запустить компенсаторные процессы в поврежденном мозге. Так, например, известная многим методика раннего развития Домана была создана американский нейрохирургом для развития малышей с травмами мозга с целью восстанавливать утерянные функции.

Более близкими к формированию функций нервной системы ребенка-дошкольника в норме являются игры методики Монтессори и Никитина. Монтессори разрабатывала свои программы в школах для сложных детей. Никитин взял за основу разработки Сегена, Кооса, которые занимались исследованиями развития интеллекта у детей с особенностями в развитии. Эти методики хорошо зарекомендовали себя в развивающей сфере, но для применения этих игр важно понимать закономерности развития познавательных процессов у детей.

Интересные и более близкие к развивающим играм современные разработки Даниловой и Борчан. Сегодняшние авторы все больше учитывают возрастные особенности созревания познавательной деятельности, закладывая в основу развития игровую деятельность ребенка.

Чтобы заниматься с ребенком дома и развивать его достаточно понимать, что в норме мозг ребенка развивается по иным законам, нежели в случаях, когда специалисты вынуждены искать «обходные пути» и способы стимулировать развитие нервной системы ребенка. Развивая малыша в раннем возрасте лучше всего опираться на здравый смысл и наблюдения за тем, что важно для ребенка в разных возрастах. Ведь мы можем наблюдать именно то, что находиться в активном развитии. Внешняя деятельность ребенка отражает процессы созревания, происходящие внутри его нервной системы.

Смысл Детства и его значение для развития.

Сегодня отношение к раннему развитию меняется.  Специалисты и родители начинают понимать, что главным для раннего развития все-таки является то, что называют «Детством». В детстве ребенок должен много двигаться, играть, общаться со сверстниками и взрослыми. Активно осваивать этот мир через предметную и игровую деятельность.

Принято выделять следующие периоды дошкольного детства, которые качественно отличаются друг один от другого. Ведущая деятельность ребенка отражает особенности формирования возможностей его нервной системы, а те возраста, которые отмечаются, как возрастные кризисы в первую очередь связаны с качественными скачками – изменениями в функционировании детского мозга.

Приоритетами в развитии нервной системы ребенка является то, что  соответствует законам ее физиологического созревания. Другими словами, что в данный период наиболее активно созревает, такая деятельность и важна. К чему у ребенка в большей степени проявляется интерес, то и созревает наиболее активно.

Период от 0 до 1 года

Возраст – от 0 до 1 года. Это момент преобладания непосредственного эмоционального общения ребенка и взрослого. Но этот же период связан с активным усложнением сенсомоторной сферы. За год его двигательная активность изменяется до неузнаваемости. Новорожденный, который не может держать головку и годовалый ребенок, который зачастую уже ходит и произносит первые слова – это гигантский скачек и первый кризис. Первое социальное отделение от мамы. Ребенок обретает возможности для самостоятельного передвижения и самостоятельных действий. Качественно меняются отношения между ребенком и взрослыми.

От 0 до 1 года приоритет в развитии принадлежит отделам головного мозга, которые в дальнейшем будут обеспечивать ребенку устойчивую активацию нервной системы. Созревание стволовых и подкорковых структур происходит во время двигательной активности ребенка. Именно  эти структуры обеспечивают устойчивость внимания, произвольной деятельности и развитие эмоциональной сферы. Эмоциональная восприимчивость, необходимая для нормальной жизнедеятельности и развития личности ребенка привязанность, также связана с созреванием подкорковых структур. Развитие двигательной сенсомоторной системы в раннем возрасте является фундаментальным и основным.

Вывод: существенную составляющую раннего развития в первый год жизни составляет развитие двигательной и эмоциональной сфер. Развитие и укрепление сенсомоторной базы. Развитие и углубление привязанности и формирование доверия.

Период от 1 до 3-х лет

В возрасте от 1 года до 3-х лет происходит следующий качественный скачек. Ребенок теперь не только может передвигаться, ему доступны многие действия и возможности, связанные с развитием речи. Наступает время инициативы и активного познания.

Читайте также:  Проблема психического развития нормального аномального ребенка

С момента появления ребенка на свет начинают постепенно развиваться зоны, связанные с восприятием сигналов внешней среды – сенсорные зоны. В возрасте 1 года усложнение связей в сенсорных зонах мозга начинает преобладать. Зрительный, слуховой, тактильный анализаторы и другие виды чувствительности обогащаются чувственным опытом. В период до 3-х лет активно созревают межсенсорные связи, обеспечивающие связь рука-глаз, слух-артикуляция и многие другие системы, обеспечивающие межсенсорную интеграцию. Развитие сенсорики составляет важную часть раннего развития в возрасте от 1 года до 3-х лет.

Любознательность ребенка, его активная жажда исследования мира и деятельности также связаны с доминирующими в созревании функциями нервной системы. Гормоны, которые вырабатываются при переживании восхитительного чувства «Получилось!» поддерживают эту познавательную активность и стремление всюду залезать, пробовать, трогать, делать… Мышление переживает революционные перестройки в своем развитии.

Вывод: в возрасте от 1 до 3-х лет базу раннего развития составляет богатство сенсорного восприятия и предметно-манипулятивная деятельность. Непосредственный познавательный интерес, инициатива. Эмоциональная и сенсомоторная сферы также остаются крайне активными в своем созревании.

Период от 3 до 5 лет

3-5 лет — это обогащение возможностей. Время активного развития множества процессов, которые потом станут основой для учебной деятельности. Игра усложняется, становиться сюжетной, появляются ролевые игры, и социальная активность захватывает развитие ребенка. Воображение, внимание, память, мышление, речь, моторные навыки находятся в периоды бурного созревания. Этот процесс обогащения опытом продолжается вплоть до 7 лет, когда количество переходит в изменение качества и ребенок созревает для учебной и сложной произвольной деятельности.

В период от 3 до 5 лет в развитии преобладают функции правого полушария. Правое полушарие в норме активнее развивается у большинства детей, независимо от латерального предпочтения с рождения. Когда родители наблюдают выделение предпочтения правой или левой руки – это свидетельствует о том, что левое полушарие у правшей начинает активизироваться, но функции правого полушария в норме, преобладают вплоть до 5 лет. У левшей правое полушарие зачастую продолжает доминировать в дальнейшем. В этом возрасте Ребенок бурно фантазирует, придумывает, сочиняет, переживает окружающий мир в образах, которые наполняют его мир. В этом возрасте дети увлечены конструкторами, сюжетными играми. Эти процессы очень важны для того, чтобы вырастая, человек был психологически подвижным и пластичным, мог легко воспринимать изменения окружающего мира и адаптироватся к ним.

В это же время закладываются основы социального взаимодействия со сверстниками. Происходит усвоение социальных правил и норм через чувства. Многие родители отмечают, что дети словно понимают друг друга без слов. Лопочут что-то, говорят каждый свое, но при этом игра может продолжаться и развиваться. В этот период ребенок учиться решать свои первые конфликты и встречается с тем, что люди его окружают разные. Одна из важных задач данного возраста — научиться находить общий язык с другими детьми, и со взрослыми. Уметь заявлять свою позицию и договариваться с другими.

Моторная сфера также продолжает свое развитие. Движения в игре обретают ловкость и точность. Дифференциация и усложнение моторных зон коры мозга открывают для малыша новые возможности. Активно созревает способность к графической деятельности. Улучшение ловкости в движениях пальцев рук открывают для ребенка возможности творческой деятельности. В этом возрасте многие дети с увлечением лепят, рисуют, рвут, мнут, ковыряют, закапывают, приклеивают… Когда мозг ребенка созревает, то малыш стремиться найти вокруг себя все, что ему становиться доступно и с упоением делает то, что у него получается.

Вывод: возраст 3-5 лет важно наполнять различными видами игр, двигательной и творческой активностью, общением со сверстниками. Раннее развитие детей дошкольного возраста — это в первую очередь создание условий для созревания множества межсистемных связей в нервной системе.

Период от 5 до 7 лет

К возрасту 5-7 лет начинают активно созревать структуры регулирующие поведение ребенка. В играх ребенок осваивает правила, границы. Закладываются основы эмоциональной и волевой регуляции поведения. В этом возрасте ребенок осваивает те социальные нормы, условия, которые его окружают. Возможности ребенка позволяют ему участвовать в посильной трудовой деятельности, что оказывает влияние на созревание волевой регуляции поведения. Потенциально ребенок готов к освоению причинно-следственных связей, которые возникают вследствие его поведения, он может брать на себя ответственность за порученные дала и за свои домашние обязанности. Его возможности в самостоятельных действиях также расширяются. Через общение в семье ребенок осваивает ценности и ориентиры в отношениях. Сознательно или неосознанно мы, взрослые, своим отношением к ребенку и своими реакциями и чувствами неизбежно показываем ему, какие социальные законы работают в этом мире. В возрасте 5-7 лет появляются предпосылки к освоению навыков саморегуляции. Ребенок продолжит осваивать социальный мир и его законы еще долгое время, но чувственная база для переживания и оценивания мира закладывается в дошкольном возрасте.

Вывод: к семи годам, если ребенок достаточно двигался, рисовал, играл, общался, осваивал трудовые навыки, познавал мир в деятельности – его мозг в большей степени созревает для усвоения более сложной учебной деятельности.

Роль взрослых в раннем развитии

На мой взгляд, ошибочно полагать, что ребенок «развивается сам», без участия взрослого. Мнение, что «взрослый должен не мешать, а лишь создавать условия» не в полной мере учитывает реальность. Раннее развитие детей дошкольного возраста происходит в социальной среде, и жить ребенку в среде тех норм и правил, которые уже установлены социумом. И осваивать этот порядок необходимо также, как и насыщать себя различными моментами, доставляющими удовольствие.

«Не мешать», грубо вмешиваясь и подавляя познавательную активность и самостоятельность ребенка – конечно важно. Позиция наблюдателя или просто «другого человека», который не вмешивается с гиперопекой и желанием «освободить» от всех «трудностей» очень нужна. Побыть с миром один на один – крайне важный опыт для развития.

«Создавать условия для развития» — обязательно. Среда вокруг ребенка может способствовать раскрытию его способностей, может подавлять их. И создавать среду, которая наилучшим образом поможет ребенку раскрыть свои способности надо уметь.

При этом важно понимать, что мозг также адаптируется к социальным нормам и правилам. Источниками их является мир взрослых, которые окружают ребенка. Бережным к внутреннему миру чувств и ощущений и потребностей быть важно, но также важно, чтобы ребенок в глубокой чувственной привязанности переживал доминанту взрослого и осваивал правила жизни в социуме. Трудно себе представить, что в  природе медвежонок будет командовать медведицей…

Автор: медицинский психолог Попкова Светлана.

Источник