Значение зрительного и слухового восприятия в развитии ребенка

Значение зрительного и слухового восприятия в развитии ребенка thumbnail

«Значение зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе»

В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебной. Большое значение при этом будет иметь не только психологическая готовность к школе, но и формирование у ребенка умений, требуемых в этой деятельности. Обладание такими умениями обеспечивает высокий уровень обучаемости, характерной особенностью которого является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Для этого от поступающего в школу ребенка требуется определенный уровень развития всех высших психических познавательных процессов.

Процесс прочного усвоения знаний — центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя, и т. д.

Когда ребенок начинает обучение в школе, ему предстоит воспринимать и усваивать большой объем информации, в основном зрительной и слуховой. Однако сейчас все чаще педагогами и психологами поднимается вопрос о том, что младшие школьники очень часто не умеют воспринимать преподносимую информацию и «усваивать» ее. Если в школу ребенок приходит неготовым к восприятию зрительной и слуховой информации, то в процессе обучения в школе у ребенка не складывается воедино смысловой, слуховой и зрительный образ слова и предложения. В таком случае совершенно бессмысленно будет требовать от ребенка грамотного письма; ему будет сложно писать изложения, а тем более сочинения; трудности дадут себя знать в математике, где ученик не сможет понять контекст задачи и правильно решить ее; ребенку будет сложно соотнести прочитанный или прослушанный текст с наглядным материалом. Практика показывает, что многие предметы становятся для ребенка нелюбимыми по причине большого объема зрительной и слуховой информации, которую необходимо не только прочесть и прослушать, но и осмыслить.

Следовательно, важнейшим условием успешного обучения ребенка в школе является то, насколько эффективно он воспринимает увиденную и услышанную информацию. Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста, помогая ребенку формировать правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Поэтому одна из главных задач подготовки дошкольников к школьному обучению — развитие зрительного и слухового восприятия, ведь чем лучше развиты органы восприятия, тем полнее получаемая информация об окружающем мире, тем эффективнее ребенок будет воспринимать в будущем учебный материал.

Восприятие — это процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием этим образом. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Можно сказать, что восприятие — это прижизненно формирующаяся система перцептивных действий, с помощью которой дети строят образ окружающей действительности и затем ориентируются в ней. Задача развития восприятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Для осуществления этой задачи можно порекомендовать следующие упражнения для развития и коррекции зрительного восприятия.

Методические приемы развития зрительного и слухового восприятия

Упражнения, направленные на развитие восприятия положения в пространстве способствуют развитию внимания, ориентировки в пространстве, способности удерживать инструкцию, навыка самоконтроля и т.д.

Ребёнку предлагается определить правую и левую стороны на себе, определить положение предметов в окружающем пространстве (справа, слева, спереди и т. д.).

Упражнения, направленные на развитие восприятия цвета, формы и размера заключаются в том, что ребенку предлагается определять форму, цвет и размер предметов, сравнивать их, находить сходства и различия, группировать по одному из указанных признаков.

Развитию зрительно-моторной координации способствуют любимые детьми упражнения: соединение точек для получения рисунка. Вариантом этого упражнения является соединение пронумерованных точек.

Развитию восприятия фигурно-фонового различения способствуют занятия объемным конструированием из кубиков и плоскостным конструированием из геометрических фигур (разноцветные шаблоны геометрических фигур из картона, танграм и т. д.).

Развивают зрительное восприятие упражнения по анализу и копированию несложных форм изображенных фигур с последующим дорисовыванием их частей согласно заданному образцу. Для этого на рисунке изображается только половина предмета симметричной формы (половина бабочки, половинка пирамиды, половина снеговика и т. д.). Ребенку предлагают дорисовать и раскрасить вторую половину изображения.

Для развития и коррекции слухового восприятия можно порекомендовать следующие упражнения.

С целью тренировки слухового восприятия используются различные фонограммы: запись шумов леса, города, голосов известных всем птиц, животных и т. д. Дети, прослушивая фонограмму и услышав указанный звук, должны подать условный сигнал (хлопнуть в ладоши, услышав мяуканье кошки и т. д.).

Для развития слухового восприятия и звуко-моторной координации широко используют слуховые и графические диктанты. В первом случае ребенок двигает по шахматной доске фишки в заданном направлении (например, два шага влево, три вверх, один вправо и т. д.). Вариантом этого упражнения может быть игра в классики. На асфальте мелом расчерчиваются классики на 9 или 12 квадратов, и ребенок прыгает по квадратам, следуя указаниям взрослого. Во втором случае ребенок на листе бумаги в клеточку от указанной точки, следуя по маршруту, указанному взрослым, создают какой-то рисунок (вверх на одну клеточку; на две клеточки вправо и т. д.).

Формированию речевого слуха и звукового восприятия способствует любимая и детьми, и взрослыми игра «В слова». Правила этой игры таковы: Называть слово, которое начинается со звука, которым закончилось предыдущее слово (кот — тарелка — арбуз — заяц и т. д.).

Тренировка восприятия мелодики, темпа, ритма речи выполняется с помощью воспроизведения предложенных ритмических рисунков выстукиванием, похлопыванием.

Тренировке слухового восприятия и воображения способствует «Сказка про Ухо». Ребенку предлагают закрыть глазки и представить, что услышало бы Ухо в лесу, в магазине, на улице?

Перечисленные упражнения не требуют ни длительной подготовки, ни специальных материалов. Их можно проводить и дома, и на прогулке, и в поездке, и в очереди к врачу. Однако, несмотря на простоту, эти упражнения достаточно эффективны, и помогут вашему ребенку развить слуховое и зрительное восприятие, подготовиться к восприятию учебного материала.

Список используемой литературы:

1. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб. : Заневская площадь, 2014. — С. 136-139.

(https://www.moluch.ru/conf/ped/archive/145/6664/)

2. Интернет ресурс: https://www.moi-detsad.ru/konsultac288.html

3. Интернет ресурс: https://sensoricinru.wordpress.com/2013/02/11/

Источник

Чернышова Екатерина
Развитие зрительного и слухового восприятия у ребенка с нарушением в развитии

Особый ребенок-особые отношения.

Как только малыш рождается, он реагирует на свет. Считается, что из всех органов чувств зрение особенно важно для развития ребенка. Доказано, что движение глазу младенца присутствует с первых дней жизни.

Уже на 10-й день младенец способен кратковременно удерживать движущийся предмет блуждающим взором в поле его зрения, а в один месяц подвижным взором следить за плавно движущейся яркой игрушкой или модулем.

К 3-4 месяцам младенец может активно искать предмет движение глаз в полном объеме.

• Постарайтесь, чтобы в поле зрения ребенка находилось много объемных, красочных движущихся игрушек, что необходимо для быстрого и качественного развития остроты зрения.

• Играйте с ребенком, совершая различные действия с игрушками, используя в общении жесты, эмоциональное выражение лица.

В 5 месяцев младенец может узнавать близких людей и знакомых, а малыш с нарушениями в развитии- только в 8 месяцев.

Начиная с1,5 до 2,5 лет ребенок способен различать цвет, форму предметов.

Уже с рождения младенец различает тембр голоса, громкость, высоту звуков. Произвольное внимание к тонам появляется у него к 1 году, к двум годам он способен воспроизводить мелодию и даже произносить по-своему слова или звук, которые он слышит вокруг.

С первого месяца жизни у ребенка можно развивать слух.

• Начиная со 2-го месяца жизни знакомьте малыша с музыкой, включайте ему записи плавных и мелодичных мелодий, звуков моря и природы, поиграйте с ним в музыкальные инструменты и погремушки.

•Помните: звуки не должны доставлять ребенку неприятных ощущений, быть громкими и резкими, иначе малыш может испугаться.

• Знакомьте малыша с окружающими звуками, объясняя, откуда они исходят (часы, вода в кране, звонок в дверь, телефон и др.)

•Помните: ребенок с нарушениями в развитии начинает реагировать на источник звука и света и искать его 6-7 месяцем (здоровый – к 2,5 месяцам)

У детей с проблемами развития часто отмечаются нарушения слухового восприятия, в частности мерцающие нарушения слуха, слабость слухового внимания, памяти, трудности локализации звука.

У особого ребенка наблюдается также недостаточность зрительного восприятия. Он не всегда может определить форму предмета, различать цвета.

• Для развития и формирования зрения и слуха используйте простые и эффективные упражнения и игры, показывайте красочные иллюстрации, проговаривая то, что на них изображено.

Для развития зрения:

— попросите малыша посмотреть на не большую, но красочную игрушку, не поворачивая головы, только глазами;

— повесьте над кроваткой ребенка мобиль с яркими игрушками, чтобы они были хорошо видны ему и доступные для ощупывания;

— собирайте с ребенком пирамидку, матрешку, стаканчики с опорой на цвет и величину.

Для развития слуха

— попросите малыша закрыть глаза и погремите одним из двух звучащих предметов, затем пусть он откроет глаза и постарается угадать что звучало;

— наполните пустые коробки или киндер – сюрприз различными крупами и предложите ребенку угадать по звуку два одинаковых; предложите ребенку угадать по звуку два одинаковых;

— побуждая ребенкаимитировать знакомые звуки: гудок машины, тиканье часов; различать тихие и громкие звуки.

Сочетание зрительных, слуховых и двигательных расстройств оказывает отрицательное влияние на формирование личности ребенка в целом.

Развитие зрения и слуха вызывает у ребенка положительные эмоции – радость и восторг, обогащает его знакомство с о окружающим миром.

Источник

Маргарита Кунцевич
Консультация для воспитателей «Значение зрительного и слухового восприятия для подготовки ребенка к школе»

Консультация знакомит педагогов ДОУ с особенностями детского восприятия и его ролью в готовности ребенка к школьному обучению. С методическими основами работы по развитию зрительного и слухового восприятия, проведению диагностики уровня развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.

ПЛАН-КОНСПЕКТ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема консультации: Значение зрительного и слухового восприятия при подготовке ребенка к школе

Задачи:

1. Ознакомить педагогов ДОУ с теоретическими основами развития восприятия в дошкольном возрасте и его ролью при подготовке ребенка к школьному обучению;

2. Ознакомить воспитателей ДОУ с методическими основами работы по развитию зрительного и слухового восприятия детей дошкольного возраста;

3. Подготовить воспитателей к проведению диагностики уровня развития зрительного и слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Целевая группа: воспитатели старших и подготовительных групп детского сада.

Особенности детского восприятия и его роль в готовности ребенка к школьному обучению

Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста — ощущения, для раннего возраста — речь, для дошкольного — восприятие, для младшего школьника — мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для его возраста деятельность, то может возникнуть задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений при переходе на следующий этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь. Ребенок активно осваивает окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. По словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию. Приоритет займет мышление, которое будет перерабатывать информацию, полученную через восприятие. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений. Если по каким-либо причинам восприятие у ребенка не развито, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности. При серьезном отставании развития восприятия может наблюдаться задержка психического развития.

Рассмотрим сам процесс восприятия и особенности его развития.

Восприятие — это процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием этим образом. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире.

Развитие восприятия — процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6-12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. Изменение восприятия у детей раннего (1-3 года) и дошкольного (3-7 лет) возраста происходит в связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). На ранних этапах этого периода (1-4 года) восприятие непосредственно связано с практической деятельностью детей. Далее восприятие, продолжая обслуживать практическую деятельность, приобретает относительно самостоятельное значение и все свойства высшей психической функции.

Очевидно, что развитие восприятия не происходит, само собой. Здесь велика роль специально организованной деятельности учащихся по восприятию тех или иных объектов, обучению выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

Методические основы работы по развитию зрительного и слухового восприятия детей дошкольного возраста

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Воспитатели и учителя часто недооценивают те трудности, которые испытывает ребенок при восприятии нового объекта — зрительного или слухового. Нужно учить детей рассматривать объект, вслушиваться в слова, нужно учить детей руководить своим восприятием.

При подборе упражнений для развития зрительного и слухового восприятия следует учитывать следующие аспекты:

1. Зрительное и слуховое восприятия состоят из большого числа функций, поэтому упражнения должны представлять собой комплексные системы для развития различных сторон зрительного и слухового восприятия.

2. Развивающие задания и упражнения должны учитывать возможности ребенка старшего дошкольного возраста и особенности его психики.

3. Упражнения должны давать педагогу возможность усложнения заданий в зависимости от этапа работы.

Так, например, некоторые материалы для упражнений на развитие восприятия формы, размера, цвета, можно почерпнуть из работ Т. В. Башаевой (Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1998, Ахутиной Т. В. и Пылаевой Н. М. (Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет // Школьный психолог, 2001, № 15).

Метод графического диктанта, предложенный Элькониным Д. Б., применяется как для развития и коррекции, так и для проверки слухового, зрительного восприятия, пространственной ориентации и звуко-моторной координации. Этот метод можно использовать на всех этапах исследования, постепенно усложняя задания.

За основу упражнений по развитию слухового восприятия можно взять методики по развитию слухового восприятия слабослышащих детей и детей с проблемами речи. Например, упражнения по развитию восприятия ритма, темпа и мелодики слов были предложены Колесниковой Е. В. для логопедической работы с детьми (Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 2002). Применение фонограмм с записями шумов леса, города, птиц и животных впервые было предложено Марией Монтессори для развития у детей слухового восприятия (Шюллнр-де-Ланче Л. Школа Монтессори. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. — СПб, 1997). Такие игры-упражнения на развитие восприятия как «Сказка про Ухо» широко применяются в работе с детьми с особыми потребностями. Вариациями этой игры могут быть «Сказка про Глазки» (упражнение на развитие зрительного восприятия, «Сказка про Пальчики» (упражнение на развитие осязания, «Сказка про Нос» (упражнение на развитие обоняния).

Подготовка к проведению диагностики уровня развития зрительного и слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста

В методике проведения контрольных упражнений и тестов для детей дошкольного возраста следует руководствоваться следующими общими положениями:

— Тестирование дошкольников лучше проводить в индивидуальной форме. Некоторые тесты, например, графические, можно проводить в групповой форме.

— Количество детей в группе при тестировании зависит от возраста испытуемых. Для тестирования детей 5-6 лет рекомендуются группы по 8-10 детей. Дети должны сидеть по одному, так дети не смогут копировать задание у соседа.

— Исследователю следует заранее выяснить, кто из детей пришел после болезни или испытывает острый стресс при адаптации к новым условиям, так как в этих случаях результаты тестирования считаются недействительными.

— Прежде, чем применять тест, исследователю необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов.

— Условия проведения тестирования должны быть одинаковыми для всех испытуемых (например, время дня, объем нагрузок и т. п.).

— Обследование должно проводится в непринужденной обстановке, когда у ребёнка хорошее, бодрое настроение. Не нужно подчеркивать, что проводится оценка способностей ребенка — это может создать излишнюю психическую напряженность.

— Необязательно проводить обследование полностью за один раз — оно может быть растянуто на длительное время, т. к. дети быстро устают и начинают отвлекаться.

— Желательно, чтобы контрольные упражнения отличались простотой измерения и оценки, наглядностью результатов испытаний для исследуемых.

— Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.

— Словесные инструкции должны соответствовать возрасту испытуемых. Повторение инструкции возможно, если кто-то из детей не понял ее.

— Объяснение при групповом тестировании может сопровождаться демонстрациями на доске, которые не должны подсказывать ребенку, как выполнять конкретное задание, а лишь давать пример выполнения аналогичного.

— Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.

— В процессе тестирования нужно чаще одобрять работу детей.

Источник