Значение запаха вкуса в развитии ребенка

Системы сенсорного восприятия, в частности, обоняние и вкус – это настоящее богатство, которым наделила природа человека. Буквально с рождения младенец уже наделен этими возможностями, он различает запахи, может распознать на вкус соленое, горькое, сладкое или кислое.
С помощью органов чувств ребенок узнает свойства разных предметов и познает мир. Сенсорное развитие очень важно в формировании дальнейшей наблюдательности, умения творчески мыслить, в развитии логики и других навыков.
Как формируются обоняние и вкус у человека?
Не каждый родитель задумывается о том, что развитие вкусовых рецепторов способно заложить культуру человека. Формирование вкуса маленького ребенка начинается с культуры приема пищи. Во время трапезы лучше отбросить все проблемы и вопросы. К примеру, на развитие вкуса может повлиять тот факт, когда родители за столом обсуждают политические новости и разные негативные события. От этой привычки лучше избавиться по нескольким причинам.
- Во-первых, хорошему пищеварению пойдет на пользу умиротворенная атмосфера, что способствует, в свою очередь, здоровому иммунитету.
- Во-вторых, это способствует развитию гармоничной культурной личности.
Такие дети, повзрослев, способны видеть прекрасное в самых обыкновенных вещах.
Что касается формирования обоняния, то здесь на помощь придут разные продукты питания, приправы, травы, цветы и др. Необходимо знакомить ребенка с запахами:
- кофейных зерен
- какао
- аромата вашего парфюма
- перца и многого другого.
Что интересно, ребенку нужно давать понюхать не только лишь приятные запахи. Чтобы научить его различать «что такое хорошо и что такое плохо», стоит обратить внимание и на разные неприятные запахи, которые нас окружают в повседневной жизни. Это может быть испорченное яблоко или что-либо еще, запах чего вам совсем не по душе.
Стимулирование вкуса и обоняния ребенка
Знакомство с запахами, которые окружают ребенка дома – это самое простое и легкое для родителей. К примеру, возьмите ребенка с собой на кухню, когда вы готовите кушать или собираетесь принимать ванную.
Вы можете сделать самостоятельно мешочки, которые нужно наполнить разными травами, и давать ребенку поочередно их понюхать. При этом обязательно говорите название того, что находится внутри мешочка. Нужно брать такие травы или специи, которые имеют ярко выраженный запах:
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»
- ваниль
- корица
- анис
- лаванда
- семена укропа
- базилик
- морские водоросли и др.
Не удивляйтесь, если ребенку больше понравится не запах корицы, а морских водорослей. Поэтому экспериментируйте и предлагайте разные запахи, в том числе и те, которые вам кажутся не очень приятными.
Единственное, что стоит отметить, некоторые травы оказывают влияние на организм человека и способны вызвать головную боль или аллергию. Поэтому необходимо проводить такие занятия осторожно и следить за реакцией малыша. Следует также помнить об этом, если даете нюхать какие-то цветы. Еще в качестве материалов для такого вида «тренировки» обоняния подойдут разные фрукты, овощи, хлебобулочные изделия и т.д.
В развитии вкуса первостепенную роль играет еда. Вы можете нарезать кусочками разные виды овощей и фруктов и предложить ребенку их на десерт или полдник. Называйте то, что он возьмет и будет есть. Если ребенок еще маленький, можно выбрать какие-то предметы для жевания, только необходимо проследить, чтобы они были чистыми, на них не было мелких деталей и волокон ткани. Маленькие детки очень любят постоянно что-то жевать и тянуть в рот, поэтому такое занятие должно прийтись им по душе.
Игры для развития обоняния и вкуса
- Завяжите ребенку глаза и дайте ребенку что-то съесть или понюхать. Затем он должен отгадать, что вы ему дали.
- Наполните несколько бутылочек различными пахучими веществами. Можно использовать для этой цели контейнеры от шоколадных яиц или бахил (смотрите мой МК по изготовлению обонятельных бочонков). Можете использовать специи, цедру цитрусовых фруктов и др. Предложите ребенку охарактеризовать запах в каждой бутылочке. Поначалу, скорее всего, ему сложно будет подобрать правильные слова, поэтому подскажите ему сами. Со временем, ребенок научится не только различать запахи, но и правильно их описывать, что благоприятно будет сказываться и на его словарном запасе.
- Закройте ребенку глаза и предложите по запаху найти две одинаковых бутылочки.
- Разложите по стаканам разные продукты питания (хлеб, овощи, фрукты) и предметы туалета (мыло, духи, зубную пасту). Предложите ребенку по запаху определить, где съедобные и несъедобные продукты.
- Предложите во время еды по запаху определить, какое будет меню на сегодняшний обед. Подтвердите запах вкусовыми качествами угаданного блюда.
Такие игры вполне несложные, но в то же время довольно увлекательны. Подготовка к ним не займет у родителей много времени, а польза от занятий, безусловно, будет.
Таким образом, для того чтобы сделать жизнь ребенка более насыщенной и интересной, не обязательно выдумывать что-то очень сложное, достаточно почаще обращать его внимание на самые обычные каждодневные вещи, которые нас окружают.
А как вы развиваете обоняние и вкус вашего ребенка? Расскажите в комментариях!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей!
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»
Автор: Марина Суздалева
Все статьи автора
Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (https://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.
Предыдущие записи рубрики
- Весенние сенсорные коробки
- Весенняя сенсорная коробка «Цветочки и листочки»
- Игры со льдом
- Сенсорные коробки на тему «Огород»
- Итоги конкурса «Осенняя сказка в сенсорной коробке»
Вам будет интересно:
Источник
Сама Мария Монтессори писала, что лучшим способом тренировки этих органов чувств является вкусный обед. Кроме вдыхания запахов с закрытыми глазами, никаких определённых упражнений она не предлагала, а те, что существую сейчас, не классические материалы, но созданные по их подобию.
Однако, и в Монтессори-среде уделяют время развитию обоняния и вкуса. А дома вы можете заниматься постоянно с самого рождения.
Развитие обоняния у детей до года и знакомство со вкусами
Для ребёнка важно получить информацию о различных запахах и вкусах с самого рождения. При грудном вскармливании вкус и запах молока немного варьируется в зависимости от питания матери. Если раньше кормящим мамам советовали исключить из питания не только аллергенные, но и продукты, обладающие ярко выраженным привкусом (например, лук или чеснок), то теперь педиатры рекомендуют по возможности сохранять вкусовые привычки мамы (конечно, если у ребёнка нет аллергии, непереносимости лактозы или других заболеваний, определённых педиатром). Такое разнообразие рациона даёт малышу возможность привыкать к тому, что принято есть в семье.
С первого прикорма для детей открывается новый мир сенсорных ощущений. И именно от нас зависит, как они воспримут этот мир, станут ли ощущения приятным опытом или постоянной пыткой. В Монтессори-педагогике родителям предлагают отнестись серьёзно к началу прикорма. Ребёнка усаживают на удобное кресло или стульчик для еды. Взрослый садится напротив. Не стоит путать прикорм с кормлением грудью или из бутылочки, поэтому не сажайте малыша на колени. Покажите то, чем собираетесь кормить, предложите понюхать, а после поднесите ложку к губам и подождите, пока ребёнок сам откроет рот. Нет никакой нужды скармливать целую тарелку. Помните: всё самое необходимое для малыша до года содержится в молоке. Расценивайте кормление в это время как опыт знакомства с продуктами и часть сенсорного развития.
Поэтому больше заботьтесь не о питательности и количестве, а о вкусе пищи. Попробуйте сами то, чем собираетесь кормить.
- Насколько это приятно?
- Принято ли в вашей семье есть подобные продукты?
- Не вызвал ли он негативной реакции в прошлый раз?
- Приятно ли пахнет блюдо?
Только если вы отвечаете положительно на эти вопросы, предлагайте блюдо малышу.
Когда кроха слегка подрастёт, предлагайте маленькие кусочки твёрдой пищи, которая принята в семье и которую можно самостоятельно брать руками.
Совместные трапезы для развития вкуса
В Монтессори-классах уделяется большое внимание совместной трапезе. Завтрак или обед — обязательная часть даже для кратковременных занятий в группе. Кроме навыков самообслуживания, дети получают новый сенсорный опыт. Обязательно ешьте вместе с малышом хотя бы один раз в день, обсуждая еду. Позволяйте высказывать своё мнение, даже негативное (учите высказывать его в общественно приемлемой форме).
Приучите пробовать блюдо, прежде чем принять вердикт о вкусе. Но не заставляйте есть неприятное. Для знакомства с новым достаточно одной ложки, после малыш сам сделает выбор, хочет ли он ещё или нет.
Совместное приготовление, закупка и выращивание продуктов
Часто современные дети не знают, из чего делают суп, который им наливает мама. Таким образом, они не умеют разделять продукты. Бывает, что малыш обожает картофельное пюре, но отказывается даже пробовать картошку в супе.
С раннего детства обращайте внимание детей на вкус и запах отдельных продуктов, на способы приготовления фруктов и овощей. Если ребёнок осознает, что он любит картофель, он откроет для себя множество новых блюд с любимым ингредиентом.
В Монтессори-педагогике предлагают участвовать не только в приготовлении, но в закупке и выращивании продуктов.
С раннего детства проделывайте следующее упражнение: посадите малыша рядом с собой на высокий стул, пока готовите. Скажите, что собираетесь приготовить. Показывайте каждый ингредиент, давайте разглядеть, потрогать, понюхать, а по возможности и попробовать. Подробно объясняйте, что можно есть в сыром виде, а что нужно подвергнуть обработке. Если ребёнок в состоянии помочь на кухне, привлеките его к процессу: дайте ясное задание, которое позволит участвовать в приготовлении общей трапезы.
Занятия по сенсорике на развитие обоняния и вкуса в классе и дома
Все предыдущие советы могут показаться довольно общими, но они особенно важны для тренировки вкусовых ощущений и обоняния. Существуют и конкретные упражнения, которые используют в некоторых Монтессори-группах и которые можно попробовать дома.
Коробочки с запахами Монтессори
Этот материал вводится не ранее 3 лет. Для него понадобятся 8–12 одинаковых баночек. Наполните их по парам пахнущими материалами: ватой, смоченной эфирными маслами, различными приправами, кофе.
Каждую из пар разделите, поставив все баночки в две коробки.
Покажите, как нюхают содержимое баночки из одной коробки, а после содержимое баночек другой коробки, подыскивая пару. Подобранную пару отставляют в сторону и переходят к поиску следующей.
На дне каждой ёмкости приклеена метка (кружок определённого для каждой из пар цвета). Таким образом дети самостоятельно проверяют работу, окончив её.
Предложите работать с закрытыми глазами. Это поможет сосредоточиться на одном ощущении (запахе), абстрагируясь от всех других.
Ароматные растения или специи
Предложите детям набор специй в одинаковых баночках. Выберите три специи, дайте понюхать и скажите название. Проведите трёхэтапный урок для введения названий.
Подобную работу можно проводить с ватой, смазанной ароматными маслами, любыми сильно пахнущими веществами и растениями.
Вкусовые бутылочки
По примеру баночек с запахами делают вкусовые бутылочки.
В 8 бутылочек наливают по парам сладкую, солёную, кислую (с лимоном) и слегка горькую (с настойкой полыни) воду. Ребёнку предлагают пробовать воду и подыскать пару. После вводят называния вкусов трёхэтапным уроком.
Игра угадай на вкус и по запаху
Эта игра обычно нравится детям, её легко провести дома, и малыши с удовольствием пробуют и едят даже нелюбимые фрукты или овощи. Именно с этими продуктами лучше всего проводить игру. Возьмите несколько знакомых фруктов, рассмотрите их вместе, отрежьте по кусочку от каждого и положите на тарелку перед собой.
Завяжите малышу глаза и дайте один из кусочков. Пусть попробует угадать фрукт по запаху, а после откусит кусочек и уточнит свои ощущения. Теперь ребёнок может открыть глаза и проверить, правильно ли угадал.
Надеемся, эти упражнения помогут вашим детям получить новый сенсорный опыт. Но помните — это неклассические занятия, они не используются в Монтессори-классах по стандарту АМИ. Лучше всего, по мнению самой Марии Монтессори, обоняние и вкус «….усваивается ребёнком во время завтрака, когда он обоняет различные запахи: свежего хлеба, масла коровьего и оливкового, уксуса, разных приправ и кофе…»
Источник
Методика Монтессори отводит важнейшее место сенсорному развитию детей раннего и дошкольного возраста. Существует множество упражнений, развивающих зрение, осязание и слух. Но что предлагает Монтессори-педагогика для развития органов обоняния и вкуса?
Сама Мария Монтессори писала, что лучшим способом тренировки этих органов чувств является вкусный обед. Кроме вдыхания запахов с закрытыми глазами, никаких определённых упражнений она не предлагала, а те, что существую сейчас, не классические материалы, но созданные по их подобию.
Однако, и в Монтессори-среде уделяют время развитию обоняния и вкуса. А дома вы можете заниматься постоянно с самого рождения.
Развитие обоняния у детей до года и знакомство со вкусами
Для ребёнка важно получить информацию о различных запахах и вкусах с самого рождения. При грудном вскармливании вкус и запах молока немного варьируется в зависимости от питания матери. Если раньше кормящим мамам советовали исключить из питания не только аллергенные, но и продукты, обладающие ярко выраженным привкусом (например, лук или чеснок), то теперь педиатры рекомендуют по возможности сохранять вкусовые привычки мамы (конечно, если у ребёнка нет аллергии, непереносимости лактозы или других заболеваний, определённых педиатром). Такое разнообразие рациона даёт малышу возможность привыкать к тому, что принято есть в семье.
С первого прикорма для детей открывается новый мир сенсорных ощущений. И именно от нас зависит, как они воспримут этот мир, станут ли ощущения приятным опытом или постоянной пыткой. В Монтессори-педагогике родителям предлагают отнестись серьёзно к началу прикорма. Ребёнка усаживают на удобное кресло или стульчик для еды. Взрослый садится напротив. Не стоит путать прикорм с кормлением грудью или из бутылочки, поэтому не сажайте малыша на колени. Покажите то, чем собираетесь кормить, предложите понюхать, а после поднесите ложку к губам и подождите, пока ребёнок сам откроет рот. Нет никакой нужды скармливать целую тарелку. Помните: всё самое необходимое для малыша до года содержится в молоке. Расценивайте кормление в это время как опыт знакомства с продуктами и часть сенсорного развития.
Поэтому больше заботьтесь не о питательности и количестве, а о вкусе пищи. Попробуйте сами то, чем собираетесь кормить.
- Насколько это приятно?
- Принято ли в вашей семье есть подобные продукты?
- Не вызвал ли он негативной реакции в прошлый раз?
- Приятно ли пахнет блюдо?
Только если вы отвечаете положительно на эти вопросы, предлагайте блюдо малышу.
Когда кроха слегка подрастёт, предлагайте маленькие кусочки твёрдой пищи, которая принята в семье и которую можно самостоятельно брать руками.
Совместные трапезы для развития вкуса
В Монтессори-классах уделяется большое внимание совместной трапезе. Завтрак или обед — обязательная часть даже для кратковременных занятий в группе. Кроме навыков самообслуживания, дети получают новый сенсорный опыт. Обязательно ешьте вместе с малышом хотя бы один раз в день, обсуждая еду. Позволяйте высказывать своё мнение, даже негативное (учите высказывать его в общественно приемлемой форме).
Приучите пробовать блюдо, прежде чем принять вердикт о вкусе. Но не заставляйте есть неприятное. Для знакомства с новым достаточно одной ложки, после малыш сам сделает выбор, хочет ли он ещё или нет.
Совместное приготовление, закупка и выращивание продуктов
Часто современные дети не знают, из чего делают суп, который им наливает мама. Таким образом, они не умеют разделять продукты. Бывает, что малыш обожает картофельное пюре, но отказывается даже пробовать картошку в супе.
С раннего детства обращайте внимание детей на вкус и запах отдельных продуктов, на способы приготовления фруктов и овощей. Если ребёнок осознает, что он любит картофель, он откроет для себя множество новых блюд с любимым ингредиентом.
В Монтессори-педагогике предлагают участвовать не только в приготовлении, но в закупке и выращивании продуктов.
С раннего детства проделывайте следующее упражнение: посадите малыша рядом с собой на высокий стул, пока готовите. Скажите, что собираетесь приготовить. Показывайте каждый ингредиент, давайте разглядеть, потрогать, понюхать, а по возможности и попробовать. Подробно объясняйте, что можно есть в сыром виде, а что нужно подвергнуть обработке. Если ребёнок в состоянии помочь на кухне, привлеките его к процессу: дайте ясное задание, которое позволит участвовать в приготовлении общей трапезы.
Занятия по сенсорике на развитие обоняния и вкуса в классе и дома
Все предыдущие советы могут показаться довольно общими, но они особенно важны для тренировки вкусовых ощущений и обоняния. Существуют и конкретные упражнения, которые используют в некоторых Монтессори-группах и которые можно попробовать дома.
Коробочки с запахами Монтессори
Этот материал вводится не ранее 3 лет. Для него понадобятся 8–12 одинаковых баночек. Наполните их по парам пахнущими материалами: ватой, смоченной эфирными маслами, различными приправами, кофе.
Каждую из пар разделите, поставив все баночки в две коробки.
Покажите, как нюхают содержимое баночки из одной коробки, а после содержимое баночек другой коробки, подыскивая пару. Подобранную пару отставляют в сторону и переходят к поиску следующей.
На дне каждой ёмкости приклеена метка (кружок определённого для каждой из пар цвета). Таким образом дети самостоятельно проверяют работу, окончив её.
Предложите работать с закрытыми глазами. Это поможет сосредоточиться на одном ощущении (запахе), абстрагируясь от всех других.
Ароматные растения или специи
Предложите детям набор специй в одинаковых баночках. Выберите три специи, дайте понюхать и скажите название. Проведите трёхэтапный урок для введения названий.
Подобную работу можно проводить с ватой, смазанной ароматными маслами, любыми сильно пахнущими веществами и растениями.
Вкусовые бутылочки
По примеру баночек с запахами делают вкусовые бутылочки.
В 8 бутылочек наливают по парам сладкую, солёную, кислую (с лимоном) и слегка горькую (с настойкой полыни) воду. Ребёнку предлагают пробовать воду и подыскать пару. После вводят называния вкусов трёхэтапным уроком.
Игра угадай на вкус и по запаху
Эта игра обычно нравится детям, её легко провести дома, и малыши с удовольствием пробуют и едят даже нелюбимые фрукты или овощи. Именно с этими продуктами лучше всего проводить игру. Возьмите несколько знакомых фруктов, рассмотрите их вместе, отрежьте по кусочку от каждого и положите на тарелку перед собой.
Завяжите малышу глаза и дайте один из кусочков. Пусть попробует угадать фрукт по запаху, а после откусит кусочек и уточнит свои ощущения. Теперь ребёнок может открыть глаза и проверить, правильно ли угадал.
Надеемся, эти упражнения помогут вашим детям получить новый сенсорный опыт. Но помните — это неклассические занятия, они не используются в Монтессори-классах по стандарту АМИ. Лучше всего, по мнению самой Марии Монтессори, обоняние и вкус «….усваивается ребёнком во время завтрака, когда он обоняет различные запахи: свежего хлеба, масла коровьего и оливкового, уксуса, разных приправ и кофе…»
Подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и читайте Упражнения практической жизни: физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребёнка
Источник