Значение занятий танцами для развития ребенка

Значение занятий танцами для развития ребенка thumbnail

И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

Среди множества форм художественного воспитания детей занятия танцами занимают особое место. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Творческие коллективы хореографической направленности являются одним из самых популярных и востребованных обществом направлением досуговой деятельности, дополнительного образования и профессиональной ориентации подрастающего поколения. Детям интересно и весело танцевать, они, таки образом, раскрываются, расслабляются.

Остановимся подробнее на том, какую пользу приносят занятия танцами.

Роль танцев в развитии ребенка

  • Умственное развитие

Многие исследования психологов доказали, что дети, занимающиеся танцами, добиваются больших успехов в учебы, чем их сверстники, а также опережают их в общем развитии. Давно доказано, что существует связь между движением и мышлением. Через тренировку каждого нового движения ребенок развивает свои нервные сети. Когда репертуар движений расширяется, то каждый шаг дает органам чувств все больше преимуществ в восприятии окружающей информации. Танец помогает формировать начальные математические и логические представления ребенка, тренирует пространственное мышление и способствует развитию речи. Ритмика, пластика совершенствуют моторику, развивают активные мыслительные действия в процессе физических упражнений.

  • Физическое развитие

Танцы помогают научить детей заботе о своем теле и учат ценить его. Дети, которые занимаются хореографией, имеют хорошо развитую мышечную систему, правильно держат осанку, не страдают сколиозом и обладают красивой походкой. При постоянных занятиях улучшается работа легких и сердца, укрепляются сосуды, развивается координация движений, моторика, гибкость и пластика, физическая выносливость. Танец является хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывает профилактическое воздействие на сердечно — сосудистую, дыхательную и нервную систему детского организма, позволяет поддерживать гибкость позвоночника, содействует подвижности в суставах, развивает ловкость. Увлекательно, в процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат и развивается координация.

  • Расслабление

Танец можно использовать как средство для расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения.

  • Музыкальные способности

Хореография является эффективным инструментом в улучшении музыкального слуха и чувства ритма.

  • Творческое мышление

Танцевальное искусство стимулирует развитие творческих способностей, эстетического вкуса и артистизма. Такие занятия помогут ребенку научиться применять свое креативное мышление, а также воплощать свои мысли в искусстве.

  • Коммуникативные способности

Занимаясь танцами, ребенок учится общаться со своими сверстниками, а также в процессе занятий осваивает хорошие манеры.

  • Личностные качества

Сила воли. Занятия хореографией развивают целеустремленность, упорство и настойчивость, ведь чтобы получить результат, необходимо терпение и старание. Ребенок также становится более собранным и дисциплинированным. 

Уверенность. Большинство взрослых и подростков испытывают страх при выступлении перед аудиторией. При посещении танцев, ваш ребенок станет выступать перед друзьями и семьей, а, возможно со временем, по мере его успехов в танцевальной карьере, будет выступать перед более широкой публикой. При каждом удачном выступлении у ребенка будет все больше развиваться уверенность в себе.

Ответственность. Занятия хореографией всегда требуют ответственности, а также посвящения себя танцам. Посещая танцы, со временем ребенок поймет значение обязательств перед чем-либо или кем-либо. Это весьма ценный жизненный опыт, который человеку может пригодиться в любой сфере и поможет ему добиться успехов в жизни.

  • Уважение к искусству

Танцы для детей – это не просто серия движений, которые подобраны под музыку, они представляют собой намного более широкое понятие. Занятие любым видом танцев помогает ребенку в изучении различных культур и расширении общего кругозора.


Когда начинать заниматься танцами?

По мнению хореографов наиболее оптимальный возраст для начала танцевальных занятий – 6-6,5 лет. Особенно это касается спортивных танцев, так как организм и тело ребенка должны достаточно окрепнуть, чтобы выдерживать непростые физические нагрузки. Если вам не терпится отдать малыша в детский танцевальный кружок раньше 6 лет, определить его готовность помогут следующие вопросы:

  1. Может ли ребенок выносить физические нагрузки? Как он предпочитает проводить свободное время: играть в активные или пассивные игры?
  2. Хорошо ли у него развита координация движений и концентрация внимания?
  3. Получится ли у малыша понимать команды тренера и выполнять их?
  4. Насколько хорошо у крохи развита память и музыкальный слух?
  5. Если ли у него самого желание заниматься танцами?

В случае положительных ответов, можно отдавать малышей в танцевальные кружки уже в дошкольном возрасте, но, принимая это решение, желательно посоветоваться с опытным педагогом, хореографом, а также выбрать наиболее интересный для вашего ребенка вид танцевальной деятельности. В нашем развивающем центре «Летиция» есть занятия по танцам и ритмопластике для детей от 4 до 11 лет. Первоочередной задачей наших преподавателей является раскрытие и развитие индивидуального потенциала и способностей каждого ребёнка. Важным является приобщение ребёнка к миру танца, знакомство с различными направлениями, историей и «географией» танца, а также его гармоничное развитие в целом.

Занятия хореографией и ритмопластикой в «Летиции», которые ведут опытные хореографы с многолетней практикой работы с детьми, всегда проходят в увлекательной игровой форме и очень нравятся нашим учащимся и их родителям. Обязательной составляющей этих занятий являются открытые уроки, показательные выступления и активное участие детей в различных праздниках, где они имеют возможность продемонстрировать все то, чему они научились у наших замечательных педагогов за отчетный период.

Источник

Елена Фролова
Значение танца в воспитании ребенка

Алтайский край

Поспелихинский район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Радуга»

Консультация для родителей

«Значение танца в воспитании ребенка»

Подготовил материал

воспитатель МБДОУ

«Детский сад №4 «Радуга»

Елена Анатольевна Фролова

С. Поспелиха

2016 год

ЗНАЧЕНИЕ ТАНЦА В ВСПИТАНИИ РЕБЕНКА.

Нам прекрасно известно, что дети танцуют с раннего возраста и делают это с большим удовольствием, поскольку испытывают постоянную потребность в движении. Танцы дают возможность ребенку эмоционально выразить себя, приобщить к миру прекрасного, доставляют ему радость, поднимают настроение, с ранних лет прививают хороший вкус.

Танец оказывает огромное влияние на воспитание ребенка. Осваивая его, дети развивают чувство ритма, музыкальную память, учатся понимать музыку. Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей возможностью активно выразить свое отношение к музыке в движении. Именно музыка подсказывает характер танцевальных постановок. Возможно, это будет веселая, озорная полька или неторопливый хоровод, а быть может задорная плясовая. Нельзя не оценить большое эмоциональное воздействие танца и на исполнителей, и на зрителей, поэтому он используется, как средство художественного, эстетического воспитания детей. Также танец имеет огромное значение как средство воспитания нравственного самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.

Занятия танцами дисциплинируют ребенка, оказывают благоприятное воздействие на его здоровье. Танцевальные упражнения являются эффективным средством тренировки детского организма. Увлекательно, в процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат, развиваются координация движений и ориентация в пространстве. Танец является хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывает профилактическое воздействие на сердечно — сосудистую, дыхательную и нервную систему детского организма, позволяет поддерживать гибкость позвоночника, содействует подвижности в суставах, развивает ловкость и выносливость, воспитывает внимательность. Танцевальные движения способствуют формированию правильной осанки, красивой и легкой походки, плавности, грациозности и изящества движений. Танец можно использовать как средство для расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения. Любой танцующий ребенок испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости движений, от умения владеть своим телом; его радуют точность и красота, с которыми он выполняет танцевальные упражнения. Соединение движений с музыкой имеет психотерапевтический потенциал и воздействует на занимающихся через все органы чувств.

При обучении танцам обязательно учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста, их запросы и интересы, система упражнений выстраивается от простого к сложному, с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков. Занятия проводятся в игровой форме, большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. Чутко откликаясь на музыку и овладевая навыками танцевальных движений, дети увлеченно и с удовольствием принимают участие в создании танцевальной композиции. Танец украсит любой детский праздник.

Уважаемые родители, очень важно именно в детстве привить ребенку любовь к движению, к танцу, поскольку раннее приобщение детей к искусству создает необходимые условия для гармоничного развития личности, раннее творческое самовыражение способствует сохранению и развитию творческих импульсов. Разумеется, танцевальный кружок в детском саду не ставит целью превратить воспитанников в профессиональных танцоров – программа предполагает только обучить детей базовым движениям, объяснить понятия танцевальных позиций и обучить первичному пониманию сути танца.

Источник

Танцевальные занятия приносят детям массу пользы. Танцуя под музыку, малыши не только весело проводят свой досуг и получают заряд положительных эмоций, но и гармонично и разносторенне развиваются. О том, чем же полезны занятия танцами для дошкольников, а также в каком возрасте можно отдавать ребенка в школу танцев, мы поговорим с Вами сегодня.

Физическое развитие

Дети, которые регулярно занимаются танцами, обладают крепким здоровьем. Грамотно подобранные физические нагрузки и активность способствуют:

  • Укреплению всех групп мышц;
  • Формированию правильной осанки;
  • Развитию выносливости;
  • Улучшению работы сердца и легких, укреплению сосудов;
  • Развитию координации движений, «мышечной памяти»;
  • Развитию гибкости и пластики;
  • Развитию ловкости и быстроты реакции.

Правильное выполнение танцевальных движений требует немалых физических усилий, но, в отличие от спорта, танцы практически не травмоопасны и не имеют противопоказаний.

Физическое развитие

Интеллектуальное развитие

Может казаться, что активные виды деятельности мало влияют на интеллектуальное развитие детей. Но это совершенно не так! Заучивание движений и их комбинаций отлично тренирует память дошкольников, а необходимость постоянно следить за музыкой, педагогом и товарищами прекрасно развивает внимание. Танцевальные занятия формируют пространственное мышление, кроха быстрее учится воспринимать понятия «верх», «низ», «право», «лево», «сбоку», «посередине», «над», «под», «перед», «за» и так далее. Чтобы перевоплатиться в образ, необходимый для танца, ребенок активно использует воображение. В целом, интеллект – это способность приспосабливаться к новым условиям и быстро обучаться. На занятиях дети не только исполняют заранее подготовленные танцы, но и часто импровизируют. Познавая себя и возможности своего тела, малыш создает фундаментальную базу для новых открытий.

Художественно-эстетическое развитие

Танцы прививают дошкольникам любовь к искусству, чувство прекрасного, а также открывают перед ними новый способ восприятия мира – через музыку и движения. Многообразие форм передачи чувств формируется благодаря погружению в различные образы. С помощью пластики и художественного движения дети учатся выражать свои творческие задумки, настроения, мысли. У малышей также развивается музыкальных слух и чувство ритма. Танцевальные занятия, несомненно, способствуют художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

Единство движений и музыки – это особенный способ восприятия мира, который открывается перед малышом во время занятий танцами и остается с ним на всю жизнь.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие личностных качеств

Слушание музыки вносит большой вклад в развитие личности ребенка, в том числе, его эмоциональной сферы, ведь в ней заложено множество переживаний, эмоций, чувств, событий. Благодаря танцам дети узнают себя, хорошо ориентируются в своем внутреннем мире. Кроме того у малышей формируются такие качества, как:

  • Артистичность;
  • Креативность;
  • Навыки публичных выступлений;
  • Активность;
  • Уверенность в себе;
  • Самоконтроль;
  • Дисциплинированность;
  • Целеустремленность;
  • Настойчивость.

Развитие навыков общения

Занятия танцами помогают детям улучшить свои коммуникативные навыки. Малыши обычно без труда заводят новые знакомства, ведь атмосфера, которая царит на танцах, располагает к тесному эмоциональному общению. Даже застенчивые и необщительные дети раскрепощаются и быстро вливаются в коллектив. В основном, танцы – это командная работа, поэтому у дошкольников формируется чувство доверия к окружающим, а также развиваются навыки взаимодействия с другими людьми, умение находить общий язык со сверстниками. На хореографии детей учат выражать свои эмоции при помощи мимики и жестов, и это очень помогает им лучше понимать, что чувствуют другие люди.

Развитие навыков общения

В каком возрасте можно начинать заниматься танцами?

Каждый родитель хочет, чтобы его кроха активно и полноценно развивался, поэтому практически с самого рождения малыша задумывается о том, в какой кружок отдать ребенка. Большинство секций ведут набор детей старше 4 лет. Но танцы – это именно те занятия, которые подойдут малышам уже с 2-3 лет. Это обуслевлено уровнем физического развития детей данного возраста и их потребностями. В 2 года дети обычно обожают всё, что связано с движением. Они практически без остановки могут бегать, прыгать, преодолевать препятствия. По мере формирования вертибурярного аппарата развивается способность удерживать равновесие. К 3 годам движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. С 4-5 лет дошкольникам доступны сложные двигательные навыки, требующие хорошей физической подготовки, ловкости, гибкости и быстроты реакции. Конечно, дети дошкольного возраста, в большинстве случаев, не могут освоить сложную хореографию и добиться высоких результатов. Но занятия танцами под руководством профессионального и внимательного педагога позволят малышу проявить себя и полностью удовлетворить свою потребность находиться в движении, а также подготовить базу для будущих побед. Чтобы точно определиться, готов ли малыш к танцвальным занятиям, можно задать себе следующие вопросы:

  • Как ребенок предпочитает проводить свое свободное время? Он любит подвижные или спокойные игры?
  • Как малыш переносит физические нагрузки?
  • Сможет ли он слушать педагога и выполнять его требования?
  • И самое главное: нравится ли ребенку танцевать? Чтобы выяснить это, Вы можете просто понаблюдать за крохой или предложить ему потанцевать вместе с Вами.

Малышей 2-4 лет, наряду со старшими дошкольниками, можно смело отдавать на танцы, так как на этом этапе происходит активное физическое развитие, однако всегда нужно учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

Выводы

Когда перед родителями встает выбор, в какую секцию или кружок отдать малыша, многие выбирают именно танцы. И это именно то, что нужно детям раннего и дошкольного возраста. Танцевальные занятия вносят большой вклад в физическое, интеллектуальное, личностное, социальное и эстетическое развитие ребенка. У детей, занимающихся танцами, формируются навыки самоконтроля, умение работать в коллективе и сотрудничать со сверстниками, слушать преподавателя. Отправляясь в школу, ребенок будет психологически подготовлен к новым для него условиям.

Выводы

Заключение

В Монтессори-клубе «Созвездие» танцевальные зантия проводятся для мальчиков и девочек от 2 до 7 лет. Воспитанники младшей группы учатся слаженно работать в коллективе и осваивают самые простые движения. Старшие танцоры разучивают более сложные композиции, знакомятся с такими средствами выразительности, как пластика, пантомима и мимика. Кроме художественных моментов мы уделяем большое внимание развитию общей физической подготовки, стимулируем координацию движений, гибкость и выносливость. Мы с уважением относимся к физическим и эмоциональным резервам каждого ребёнка, поэтому в случае необходимости корректируем темп работы, делаем перерывы, даём возможность импровизировать. На наших занятиях малыши получают удивительный заряд положительных эмоций. Приходите и убедитесь в этом сами!

Источник

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хо­реография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пласти­ческое развитие. В сравнении с музыкой, пением и изобразительным искусством, имею­щими свое постоянное место в сетке школьного расписания, танец, несмотря на усилия известных педагогов, хореографов, психологов и искусствоведов, так и не смог войти в число обязательных предметов образования школьника. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными воз­можностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гар­моничного духовного и физического развития.

Занятия хореографией призваны: развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю и укреплять здоровье детей. А также развивать чувства ритма, формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз, избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов, учить радоваться успехам других и вносить вклад в общи успех.

Используемые в хореографии движения, про­шедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здо­ровье детей. Речь может идти о своеобразной хореотерапии – методе, разработанном и апробированном в последние годы

Человек начал танцевать очень давно, гораздо раньше, чем начал говорить. Желание танцевать выражало потребность передавать окружающим свои чувства, эмоции с помощью тела. Для человека первобытного общества танец был способом мышления, способом жизни – почти все важные события в жизни отмечались танцами: рождение, смерть, война, исцеление больного и тд. Через танец люди молились появлению дождя, солнца, плодородию, защите и пр. Танец был не просто связан с жизнью, а был самой жизнью. Например, в Древней Греции муза танца и хорового пения Терпсихора была включена в пантеон божеств. В Индии, в соответствии с индуистской легендой, мир был создан танцующим богом Шивой. На Востоке – танец воспринимается, как нечто божественное, что человек однажды получил от богов в дар.

Самое главное, что нет людей, которые не танцуют. Естественно, имеется ввиду не профессиональный танец, где есть свои правила, многочисленные па и определенные движения, а танец, лишенный всяких правил, в котором танцует только тело, а разум отключается. Такие танцы обычно можно встретить на танцевальных площадках (дискотеки, клубы и пр.) и улицах.

Танцевать любят все – и взрос­лые, и дети. И не важно, по правилам человек танцу­ет или двигается как умеет. В любом случае та­нец – это удовольствие. Причем ощущение радос­ти приобретает новые нюансы в зависимости от того, какой танец человек исполняет – веселый или романтичный, нежный или страстный

Танцевальное творчество как таковое занимает важное место в духовном и нравственном воспитании детей, подростков и молодёжи. Творческие коллективы хореографической направленности являются одним из самых популярных и востребованных обществом направлением досуговой деятельности, дополнительного образования и профессиональной ориентации детей и молодёжи. В связи с этим, трудно переоценить значение профессионального педагогического мастерства для руководителя хореографического коллектива. В своей работе руководитель такого коллектива решает огромное множество задач. Танцевальное искусство само по себе является многогранным, хореограф должен разбираться практически во всех сферах: искусстве, образовании, педагогике, психологии, экономике и т. д. Он должен любить свою работу.

Дети, танцевать точно любят, им весело, они радуются, представляют себя в разных образах, фантазируют и развиваются. Они учатся целеустремленности, за счет стремления научиться, добиться правильного исполнения того или иного движения, той или иной манере определенного стиля танца. Детям интересно данное художественное направление, танцуя они раскрываются, расслабляются и выплескивают избыток энергии. Если ребенок серьезно увлечен танцем, то значит ему есть к чему стремиться, чем заниматься, на кого равняться. В итоге конечный результат будет радовать всех, но в первую очередь – детей и педагога. Танец важен для детей, поэтому танцевальное искусство необходимо развивать, создавать хореографические кружки и коллективы, в школах, домах досуга и тп.

Занятия танцами не только развивают музыкаль­ность, но и помогают воспитать силу волю, комму­никабельность и развить творческий потенциал. Действительно, многие исследования психологов доказали, что дети, занимающиеся танцами, доби­ваются больших успехов в учебе, чем их сверстни­ки, а также опережают их в общем развитии. Танец помогает формировать начальные математические и логические представления ребенка, тренирует на­выки ориентирования в пространстве и развивает речь. Занятия танцами помогают развить такие качества, как организован­ность и трудолюбие. Ритмика, пластика формиру­ют основные двигательные умения, способнос­ти и препятствуют нарушению осанки. Такие заня­тия обогащают двигательный опыт ребенка, совершенствуют моторику, развивают активные мыслительные действия в процессе физических упражнений. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Музыка и танец – вот что нужно, чтобы воспи­тать в ребенке хороший музыкальный слух и чувство ритма. Давно доказано, что существует связь меж­ду движением и мышлением. Через тренировку каждого нового движения ребенок развивает мощ­нейшие нервные сети. Когда репертуар движений расширяется, то каждый шаг в развитии даст органам чувств (в особенности слуху, осязанию и зрению) все большие преимущества в восприятии окружающей информации.

Искусство танца – великолепное средство вос­питания и развития детей. Оно обо­бщает духовный мир, помогает ребенку раскрыть­ся как личности. Органическое соединение движе­ния, музыки и игры формирует атмосферу поло­жительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка и делают его поведение естествен­ным и красивым. Настоящий танец – это истинный праздник для души и тела. Таких праздников существу­ет огромное многообразие – это балет и бальные танцы, рок-н-ролл и сальса, румба и танго, белли-данс и классический вальс

Есть хорошая африканская пословица «Если Вы умеете говорить – Вы умеете петь, если Вы умеете ходить – Вы умеете танцевать». Все мы умеем танцевать, в каждом из нас живет танцор, и он хочет танцевать. Танцу не надо учиться, все происходит очень просто. Для этого нужно только на время уединиться и поставить музыку, которая вам нравиться, забыть обо всем, что тревожит, и просто расслабиться. Да, и надо знать, что вы танцуете не для кого-то, а просто танцуете, и ваш танец – это своего рода исчезновение из этого мира.

Запись детей и подростков, а также их родителей на любые виды танцев здесь

Автор: Вавилова Л.Ю.,
педагог ОДОД ГБОУ лицей 384
Кировского района Санкт-Петербурга

Источник