Значение закаливания в развитии ребенка

Значение закаливания в развитии ребенка thumbnail

Раиса Бажутина
Значение закаливания для здоровья детей

ЗАКАЛИВАНИЕ.

Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма является закаливание. Закаливание укрепляет организм, делает работу всех органов более слаженной. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Крепкий организм становиться менее восприимчив к многим инфекциям. Закаливающие мероприятия укрепляют иммунную систему, а это очень важно для развития растущего организма ребёнка.

Существуют принципы закаливания:

— Регулярность. Лучше всего ежедневные занятия, которые проходят в одно и то же

время суток.

— Постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более

сильным формам закаливания позволяют увереннее достигать желаемого результата.

— Интенсивность. Сила воздействия должна быть выше обычного воздействия.

— Многофакторность природного воздействия. Использование разных факторов

природы (солнце, воздух, вода, земля).

— Эмоциональность. Закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций.

— Соответствие возрастным и физиологическим возможностям. Закаливающие

процедуры должны проводиться с учётом возраста и здоровья ребёнка.

— Комплексность. Все закаливающие мероприятия должны проводиться в комплексе т. к.

все они между собой взаимосвязаны.

Существуют разные виды закаливания:

Закаливающее дыхание.

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Проводится 2-3 раза в день.

«Носик гуляет»— взрослый предлагает ребёнку крепко закрыть рот и хорошо дышать только носом.

«Носик нюхает приятный запах»— ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.

«Носик песенку поёт» на выдохе ребёнок постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «ба- бо — бу»

«Погреем носик» ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет

ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы

растирание.

Затем нужно хорошо очистить свой нос, высморкавшись в носовой платок.

Массаж рук.

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам.

Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Существует множество пальчиковых гимнастик и упражнений.

Массаж волшебных точек ушек.

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

Массаж стоп ног.

Основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно утром или вечером по 3-10 минут. Существует множество методик проведения массажа стоп. Они все состоят из игровых упражнений, которые выполняет ребёнок под руководством взрослого.

Обширное умывание прохладной водой.

Суть умывания заключается в следующем: ребёнок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

«Раз»— обмывает правой рукой левую кисть.

«Два»— обмывает левой рукой правую кисть.

«Три»— мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре»— мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять»— мокрые ладошки кладёт сзади на шею и ведёт одновременно вперёд.

«Шесть»— мокрой правой ладонью делает круговые движения по груди.

«Семь»— мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь»— ополаскивает руки.

«Девять»— отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять»— вытирает руки насухо.

«Босоножье».

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводиться в любое время дня. Дозировка определяется возрастом ребёнка. Желательно начинать в тёплое время года.

Ходьба по солевым дорожкам.

Этот вид закаливания укрепляет организм, вырабатывает устойчивость к простудным заболеваниям.

Суть заключается в том, что ребёнок ходит по смоченным в солевом растворе(1 кг. соли на 10 литров воды) дорожкам. Проводить желательно перед дневным сном. Проводиться один раз в день продолжительность 5-8 минут. Во время ходьбы ребёнок должен ходить на носках, на пятках, на всей ступне. Выполнение процедуры можно сопровождать стихами или потешками.

Топтание в тазике с холодной водой.

Этот вид закаливания укрепляет организм, вырабатывает устойчивость к простудным заболеваниям, стимулирует активные точки, расположенные на подошвах ног.

Ребёнок топчется 2-3 минуты в тазике с холодной водой, затем быстро и тщательно нужно растереть стопы ног полотенцем. Закаливание начинается в воде комнатной температуры и с каждым днём температура становится ниже на один градус. И в конечном результате вода становится + 18 градусов. Можно для лучшего эффекта перед топтанием походить по шипованным коврикам или дорожкам.

Закаливание проводится только со здоровыми детьми. Дети после болезни в процедуре закаливания не участвуют.

Ежедневные солнечные и воздушные ванны.

Ребёнок должен как можно больше находиться на свежем воздухе. Прогулки проводятся 2-3 раза в день. Длительность прогулок зависит от состояния погоды и времени года.

Одежда ребёнка должна соответствовать погоде.

Источник

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

1.Значение закаливания для укрепления здоровья ребенка.

Ребенок конца ХХ века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливание отрицательных эмоций без физической зарядки, перееданием и гиподинамией.

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  • Охрана и укрепление здоровья детей;
  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • Обеспечение физического и психического благополучия.
Читайте также:  Факторы развития ребенка внутренние внешние

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Таким образом, триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение.

Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к условиям холода, жары, солнечной радиации, особенно при их резком колебании; важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды.

Закаливанию корифеи нашей отечественной педиатрии (Н.Ф. Филатов, А.А. Кисель А.А. Колтыпин, Р.О. Лунц, М.С. Маслов, В.Н. Молчанов, Г.Н. Сперанский и др.) придавали исключительно большое значение.

В организме все жизненные процессы сопровождаются образованием тепла. Выработка тепла и его отдача во внешнюю среду для нормального теплового состояния организма должны быть уравновешены.

На интенсивность теплоотдачи влияют метеорологические условия (температура, влажность воздуха, сила ветра), а также одежда.

Цель закаливания состоит в том, чтобы приучить организм ребенка давать быструю четкую реакцию на изменение метеорологических раздражителей.

Наибольший удельный вес заболеваемости детей дошкольного возраста составляют болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, грипп. В учреждениях, где закаливающие процедуры проводятся комплексно в течение всего года, дети меньше подвержены этим заболеваниям.

Таким образом, в результате систематического воздействия закаливающих процедур увеличивается скорость ответных реакций:

  • сужение или расширение кожных капилляров,
  • совершенствуется безусловные рефлексы,
  • повышается тонус скелетных мышц,
  • вырабатывается общая реакция организма подобно тому, как при специфической профилактике появляется иммунитет к тому или иному инфекционному заболеванию.

Виды закаливания.

Закаливание воздухом. Воздух является самым привычным, постоянно окружающим нас фактором внешний среды. Физические свойства и химический состав воздуха, его ионизация, бактериальная загрязненность оказывают глубокое воздействие на организм. Самый благоприятный микроклимат для детей 3 – 7 лет, когда температура воздуха достигает 18-20, для детей раннего возраста – 20 – 22, относительная влажность – 40 – 60%, движение воздуха – не больше 0,2 м/сек.

Закаливание воздухам во время сна. После того как все дети легли, открывают окно или несколько фрамуг с одной стороны комнаты, чтобы не создавать сквозного движения воздуха. За 10 – 15 минут до подъема детей окно или фрамуги закрывают, и воздух в помещении довольно быстро нагревается до 16 – 18 С.

Закаливание водой.

 Водные процедуры легко дозировать, в этом их большое преимущество перед другими средствами закаливания. Холодная вода является резким раздражителем, вызывающим быструю реакцию терморегуляционного аппарата. Воздействие воды на организм осуществляется в трех фазах. В первую фазу происходит резкое сужение капилляров с последующим побледнением кожи, во вторую – расширение кожных сосудов, при этом усиливается приток крови к кожи, она розовеет, усиливается выработка тепла в организме. Сжатие кровеносных сосудов и последующее их расширение тренируют терморегуляционные механизмы, всякие перепады температуры воздуха и воды вызывают быструю четкую защитную реакцию организма, охлаждение не наступает. Длительное охлаждение водой может вызывать третью фазу – вторичный спазм сосудов, кожа становится бледной с синюшным оттенком, синеют губы, появляется озноб. На почве охлаждения у детей могут возникать заболевания.  

Закаливание солнечными лучами.

В солнечном спектре три вида лучей: видимые или световые, инфракрасные и ультрафиолетовые.

Инфракрасные лучи обладают главным образом тепловым эффектом. Они глубоко проникают в ткани человека, способствуют расширению кровеносных сосудов, учащению ритма сердечных сокращений и дыхания.

Сильное воздействие на организм оказывают ультрафиолетовые лучи солнца, их биологическое действие изучено довольно широко. Под влиянием ультрафиолетового облучения стимулируется обмен веществ, активизируется фосфорно-кальциевый обмен, необходимый для процессов формирования костного скелета у ребенка.

Длительный недостаток ультрафиолетовых лучей влечет за собой рост заболевание рахитом, гриппом, тонзиллитом, катарами верхних дыхательных путей, кариесом зубов и др.

2.Принципы _        закаливания.

В основе закаливания лежит процесс образования условных рефлексов, благодаря которым и достигается наиболее совершенное приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Закаленный человек способен легче переносить любые отрицательные воздействия окружающей среды. Известно, что закаливание создает возможность сохранять и укреплять здоровье и работоспособность.

  И.П. Павлов считал, что вся деятельность организма – это бесконечное приспособление к окружающим условиям.

Закаливание лучше начинать с самого раннего возраста. Вот почему оно является непременной составной частью работы детского дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей. При проведении закаливания необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности терморегуляции организма ребенка.

При проведении закаливания необходимо соблюдать:

  1. Осуществление закаливания при условии, что ребенок здоров.
  2. Постепенность, которая осуществляется путем изменения условий, продолжительности отдельных закаливающих процедур и их дозировки.
  3. Систематичность и непрерывность. Длительные перерывы в проведении закаливания ведут к постепенному угасанию выработанных условных рефлексов.
  4. Учитывать возраст, состояние здоровья и индивидуальную реактивность ребенка. Для закаливания здоровых детей можно применять воду более низкой температуры, а для детей ослабленных, с повышенной нервной возбудимостью необходим более осторожный подход.
  5. Разнообразие, комплексность средств закаливания. Длительное применение в целях закаливания какого-либо одного раздражителя повышает сопротивляемость только к данному раздражителю. Поэтому рекомендуется использовать разнообразные средства. Весьма полезно сочетание воздействий воды, воздуха и солнца и гимнастикой.  

Закаливание следует начинать с местных закаливающих процедур с постепенным переходом к общим, причем сила закаливающих факторов увеличивается постепенно. Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от эмоционального тонуса ребенка.

Гигиенические требования.

Схема проведения воздушных ванн в помещении

Возраст ребенка (в годах)

Продолжительность ванны, мин.

Температура воздуха в помещении

Предельная температура воздуха, допускающая сон на воздухе

До 1 года

1-2

2-3

3-4

4-5

5-7

1-5

3-5

4-6

5

10

15

22-20

19-16

18-15

18-14

-10

-15

-15

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 8месяцев

Температура воды для влажных обтираний

Возраст детей (в годах)

Начальная

Предельная

Зимой

Летом

Зимой

Летом

До 1 года

1-3

3-5

5-7

36

34

34

32

35

33

32

30

30

28

26

24

28

25

24

22-20

Температура воды для обливания ног

Возраст (в годах)

Начальная

Предельная

Зимой

Летом

Зимой

Летом

1-3

3-7

36

33

35-33

32

24

28

22

16

Схема проведения свето – воздушных ванн

Возраст

Минимальная температура воздуха

В тени

Время проведения ванн (мин)

Температура воды для обливания после ванн

Первая

Последняя

Первая

Последняя

3-6 месяцев

6-12 месяцев

1-2 года

2-4 года

25-23

23-22

22-20

20-28

2

3

5

5

15

30

45

60

36

36

36

36

30

28

26

22

3.Организация закаливания в детском саду.

Организация закаливающих процедур в детском саду требует от дошкольных работников четкого выполнения правил.

  1. В режиме дня каждой возрастной группы для проведения закаливающих процедур должно быть отведено определенное время.
  2. В начале учебного года на первом педагогическом совещании должен быть обсужден вопрос о проведении закаливающих процедур во всех деталях.
  3. Закаливающие процедуры назначаются врачом при участии заведующей детским учреждением с учетом состояния здоровья и физического развития ребенка, его индивидуальных особенностей, условий жизни дома.
  4. Закаливание проводится в течение всего года с учетом климата, сезона и погоды.

Средствами закаливания являются воздух, вода и солнце. Закаливающие процедуры делятся на общие и местные. При местных процедурах воздействию воды и воздуха подвергается часть тела.

На основе рефлекторной деятельности организма ответные реакции являются общими, а не местными. Так, после обливания стоп холодной водой изменяется температура кожи не только на стопе, но и на лбу и носу, изменяется также тонус кожных сосудов предплечья, частота пульса, объем легочной вентиляции, кровяное давление.

4. Учет индивидуальных особенностей и состояния ребенка при закаливании.

Вся работа по закаливанию детей должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании медицинских карт врач дошкольного учреждения должен по каждой возрастной группе составить сводную ведомость, которая поможет воспитателям и медицинским работникам иметь четкую картину о состоянии здоровья всей группы и каждого ребенка в отдельности.

Следует помнить:

  • Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства).
  • Тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.
  • Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
  • Комплексное использование всех природных факторов.
  • В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.

5.Организация закаливающих процедур в конкретном образовательном дошкольном учреждении.

Методические рекомендации воспитателям старшей группы сада № 131 (ЗПР)

  1. Обязательно соблюдать постепенности и систематичности.
  2. Строго индивидуальный подход.
  3. Необходим постоянный контроль врача за состоянием здоровья детей.
  4. Сочетать закаливание с другими формами физической культуры; с разнообразными гимнастическими упражнениями, играми, развлечениями.
  5. При освещении использовать цветовые гаммы в различных сочетаниях.
  6. Все виды закаливания проводить не ранее чем через 30 – 40 минут после приема пищи.

 В данном детском саду в настоящее время вся оздоровительная работа строится на основе анамнеза развития ребенка и индивидуального компьютерного прогнозирования его заболеваемости.

Особое внимание уделяется закаливающим процедурам, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия на организм ребенка не только в течение месяца, но и в течение года, а также всего периода пребывания детей в детском саду.

Рекомендации по проведению закаливающих процедур дает врач, отмечая их в «Журнале здоровья», индивидуальном для каждой возрастной группы в соответствии с возрастом, особенностями состояния здоровья и физическим развитием детей.

Чтобы правильно проводить работу по закаливанию организма ребенка, необходимо осуществлять контроль за проведением закаливающих процедур.

Основные показатели: общее хорошее состояния ребенка, сон, аппетит, двигательная активность, нарастание основных антропометрических показателей. Одним из объективных показателей является также снижение заболеваемости катарами верхних дыхательных путей, бронхитом, тонзиллитом.

Список литературы:

  1. Развитие движение ребенка – дошкольника. Из опыта работы. Под ред. М.И.Фонарева. М., «Просвещение», 1975
  2. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999. – 88 с.
  3. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛОДОС, 1999. – 144 с.
  4. Аршавский И.А. ваш малыш может не болеть. – М.: Советский спорт, 1990. – 30с., ил. – (Физкультура для здоровья).  

Источник

Консультация для родителей

«Значение закаливания для здоровья детей»

Актуальность темы «Закаливание детей дошкольного возраста» определяется тем, что ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Здоровье детей дошкольного возраста включает характеристики психического и физического развития, адаптационные возможности детского организма, социальную активность. Все эти характеристики формируют определенный уровень физической и умственной работоспособности.

Здоровый ребенок – это динамичное состояние растущего организма, устойчивое к патологическим и экстремальным воздействиям. Если ребенок и болеет, то довольно редко и легко, он активен, жизнерадостен, доброжелателен к окружающим, у него преобладают положительные эмоции, а отрицательные переживания ребёнок переносит стойко и без последствий. Развитие физических качеств дошкольника происходит гармонично, он достаточно ловок и силен, он закален и не имеет лишней массы тела.

Читайте также:  Как я занимаюсь развитием ребенка в год

Самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание.

Закаливание — комплекс мероприятий, направленных на укрепление сопротивляемости организма неблагоприятным внешним условиям, иммунитета, улучшение терморегуляции, поднятия самооценки, укрепления силы духа. Во время закаливающих процедур защитный барьер усиливается в несколько раз, и при наступлении критических условий, человек бывает защищен и легче справляется с болезнями, житейскими трудностями.

Правила закаливания, которые важно соблюдать

-Закаливание следует проводить, постепенно понижая температуру, давая время привыкнуть ребенку к новым условиям;

-Закаливание должно проводиться систематически: процедуры должны быть включены в повседневный режим дня;

-Закаливание должно иметь последовательность: проводится воздушное, затем водное и далее солнечное;

-не проводят закаливающие процедуры во время простудных заболеваний;

-Полезно закаливание совмещать с различными спортивными упражнениями;

-Настроение ребенка должно быть только положительным;

-К закаливанию ребенка рекомендуется присоединяться родителям, чтобы подавать пример детям.

Ребёнок должен быть совершенно здоров.

Температурные режимы процедур должны соответствовать его возрасту и состоянию здоровья.

При соблюдении данных правил организм малыша научится сопротивляться не только погодным изменениям, но и вредным вирусам, микробам.

Виды закаливающих процедур.

Воздушное закаливание

Воздушные ванны показаны всем детям.

При благоприятных летних погодных условиях воздушные процедуры можно совмещать с солнечными, достаточно ежедневных прогулок на улице в течение 5–10 минут в день, увеличивая каждый день время на 2–3 минуты.

В зимний период достаточно проводить ежедневные воздушные ванны, т. е. оставлять ребенка в комнате без одежды при температуре +22 °С на 5–7 минут, с каждым днем температуру снижать на 1–2 °С и продлевать время пребывания голышом.

Водное закаливание
Известна одна процедура – это обливание холодной водой. Закаливанием можно начинать заниматься в любом возрасте. К водному закаливанию относится обтирание, умывание и обливание, полоскание горла.

Это самая распространенная и эффективная процедура из всех видов закаливания. Начинать следует с обтирания. Ребёнка в течение 5 дней нужно растирать сухим махровым полотенцем, потом полотенце можно смочить в воде с температурой +37 °С.

Умывание также можно начинать с раннего возраста. Схема умывания такая же, как и при обтирании. Желательно проводить все эти процедуры в игровой форме, чтобы ребенок получал только положительные эмоции.

Обливание считается самым экстремальным водным закаливанием.

Обливание стоит начинать с двухлетнего возраста и только после проведения вышеперечисленных процедур водного закаливания (обтирание, умывание).

Обливание также начинается с температуры воды +37 °С и через каждые 5–7 дней уменьшать температуру воды на 1 °С, доведя до итоговой температуры +12 °С. После обливания необходимо растирать тело ребенка махровым полотенцем для разогрева кожи.

Допускается водное закаливание на открытых водоемах с температурой воды не ниже +25 °С. В данном случае сочетается сразу водное, воздушное и солнечное закаливание. При закаливании на открытых водоемах рекомендуется проводить в воде 5–10 минут.
Полоскание горла начинается с возраста, когда малыш научится задерживать воду во рту. Для полоскания используют тёплую водичку (постепенно понижают температуру воды до холодной).

Солнечное закаливание

Принятие солнечных ванн проводится в летнее время и в солнечную погоду.

Важно при солнечном закаливании надеть головной убор на голову. Эту процедуру рекомендуется начинать принимать с нахождения ребенка в тени, постепенно оголяя руки и ноги. Далее следует чередовать игры в тени с играми под открытым солнцем.

После появления загара на теле ребенка можно оголять до трусов. Общее время пребывания ребенка на солнце в день следует начинать с 10 минут и постепенно увеличивать до 50 минут.

Осенью и зимой проводится кварцевание, процедура начинается обычно с 30 секунд, постепенно доводится до 3-4 минут (обязательно наличие очков и контроль взрослых за временем процедуры.)

К закаливающим процедурам относятся занятия спортом: бег, ходьба, езда на велосипеде, потому что активные движения тренируют весь организм в целом.

К закаливанию ребенка необходимо подходить всегда индивидуально. Каждый ребенок особенный.

При соблюдении всех принципов и внешних факторов можно добиться в закаливании положительных результатов. При повышении иммунитета и уменьшении частоты заболеваний сразу будут заметны значительные результаты в развитии ребёнка: он будет не только активным, но и здоровым!

Положительное влияние оздоровительных мероприятий, прежде всего, сказывается на физическом и нервно-психическом развитии ребенка. Об этом можно судить по тому, как он растет, развивается.

Забота о здоровье детей зависит от родителей и окружающих его людей. Заботясь о здоровье своих детей в дошкольный период, родители создают благоприятные условия для нормального развития организма в будущем и формировании здоровой во всех отношениях личности.

Значение закаливания все более возрастает. Закаливание — одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни. Закаливающие процедуры благоприятно действуют на весь организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение и обмен веществ, обуславливают благоприятное действие на весь организм. К минусам можно отнести лишь невыполнение принципов закаливания, в результате чего наступают различные нарушения в организме.

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, жизненно важная привычка; она объединяет в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому семья призвана заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. На ранней стадии развития семья должна помочь ребенку, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Источник