Значение воображения в развитии ребенка
Развитая способность воображения, типичная для детей среднего дошкольного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений оригинальность ассоциаций, остроумия сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что воображение тесно связанно с личностью и его развитием.
Воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Все это составляющие личности. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития — это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.
Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия. Занимаясь творчеством, ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связанна с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.
Значение воображения в развитии и воспитании ребенка бесспорно. «Мир противоречив, порой он дает только отдельные намеки, по которым наше воображение может воссоздать целостную картину действительности, открыть новые ее законы. Вспомним хорошо известные с детства слова: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Общие законы жизни выражаются в сказке символическим образом. Добро торжествует над злом, смелость над трусостью. И когда мы читаем с ребенком сказку, важно не просто следить за некоторой цепочкой событий, за ходом сюжета, но и помочь малышу увидеть смысл каждого события, выявить, что же присуще каждому персонажу», — пишет в своей работе Л.М. Гурович. [18, С. 8].
Важно следующее, как считает Л.М Гурович: воображение видит отдельный признак действительности и строит на его основе новый образ, открывающий детям новое знание, новое видение мира. Дошкольники не создают действительно новых произведений, не совершают новых открытий. Как правило, детское творчество ценно именно своей непосредственностью, детским видением мира. В своем творчестве ребенок открывает новое для себя, и новое о себе.
Даже если ребенок с помощью своего воображения не открывает ничего нового о мире для человечества, он открывает многое для себя. В воображении ребенок еще и еще раз перерабатывает увиденное и услышанное им, достраивает и уточняет свое представление о жизни. Часто воображение ребенка не просто отображает те стороны действительности, с которыми он столкнулся, но достраивает те представления, которые недостаточно ясны для него.
Воображение среднего дошкольника — это отстранение от действительности, умение, оттолкнувшись от ее отдельного признака, построить целостный мир, открыть в этом мире новый, пусть пока только для себя, закон его жизни. Воображение тесно связано с внутренней жизнью каждой личности. «Уходя от реальности, — пишет Л.М Гурович, — мы можем парить там, куда влекут наши эмоции, чувства. В воображении, как нигде, выражается внутренняя жизнь человека. Дети- существа открытые, и почти все свои переживания они, так или иначе, обнаруживают, надо только уметь всматриваться в жизнь ребенка» [18, С.10]. Особенно явно проявляет себя ребенок в жизни воображаемой: в игре, рисунке, сказке, сочиняя небылицы и страшилки, где нет четкого «можно» и «нельзя».
Творческое воображение ребенка, как и творческое воображение взрослого человека, характеризуется, прежде всего, наличием нестандартной идеи, оригинального замысла, такого, который отличается от уже имеющихся произведений или, в случае детского творчества, от произведений сверстников. Однако продукт воображения должен быть не просто оригинален, он должен открывать что-то новое для людей, приоткрывать новые стороны мира или человеческой души.
Воображение ребенка развивается и стихийно через соприкосновение с теми продуктами общечеловеческой культуры, которые окружают его, с которыми он сталкивается. Как пишет Н.Н. Палагина, — «трудно представить малыша, который, не послушав ни одной сказки, стал бы сочинять собственные. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы ребенка с раннего детства окружала не только простая и «детская» культура, но и чтобы он слушал настоящую взрослую музыку, видел картины и скульптуры, конечно, не перегружая ребенка. Но большое искусство должно входить в его жизнь с первых дней его рождения. Знакомясь с литературой, музыкой, живописью, ребенок усваивает «язык» этих произведений. Попадает под влияние воображения их авторов» [29, С. 19].
Сначала он использует элементы этой культуры для выражения своих переживаний, играет с этими образами, как со всеми другими элементами реальности. Затем, обычно к концу дошкольного возраста, ребенок начинает использовать этот «язык» более направленно, не просто комбинируя его элементы, а выражать с его помощью свою мысль, свое понимание жизни. В воображении детей большая свобода установления связей между предметами и явлениями. Таким образом, одна и та же черта детского воображения, есть одновременно и следствие неразвитости мышления и ограниченности опыта и средство их преодоления.
Образ, созданный воображением ребенка, большей частью ценен лишь для самого создателя, и ему нелегко реализовать этот образ во внешнем продукте. В отличие от взрослого, образы воображения у ребенка неустойчивы, подвижны. Детское воображение поддается с легкостью многочисленным комбинациям.
В следующей главе мы рассмотрим особенности музыкального воспитания и его влияние на развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Источник
Федулова Л. А.
Воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад №411», г. Казань
Значимость развития воображения у детей дошкольного возраста.
«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию…»
Альберт Эйнштейн
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. То, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Основной необходимостью развития творческих способностей является богатое, яркое воображение.
Способность к воображению не дается с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. Зачатки воображения появляются у ребенка еще в раннем возрасте. В дошкольном возрасте развитие ребенка связано с усложнением форм общения со взрослым и с переходом от элементарных форм деятельности к более сложным. Под влиянием словесного общения со взрослым у ребенка возникает потребность на основе слов взрослого представить себе то, что выходит за пределы его непосредственного восприятия, например, при слушании сказок, рассказов и т. п. Кроме этого, переход дошкольника к некоторым видам продуктивной деятельности — рисованию, конструированию, а также к ролевой игре — требует планирования предстоящей деятельности, выработки предварительного замысла. В процессе рисования и конструирования ребенок должен уметь представить себе конечный результат своей деятельности — образ отраженного в рисунке объекта или будущей постройки — и сохранить этот предваряющий образ до завершения деятельности. В игре необходимо придумать сюжет и его развитие, уметь перевоплотиться во взятую на себя роль и действовать в воображаемой ситуации. При слушании сказки или рассказа взрослого, при восприятии картин и слушании песен ребенок должен представить себе объекты, которые он никогда не воспринимал и о которых в его прошлом опыте нет представлений. Перечисленные задачи, встающие перед ребенком во всех этих видах деятельности, не могут быть разрешены без наличия у него воображения.
На протяжении дошкольного детства существенно изменяются образы воображения. Это уже не просто «фантазирование», а умение создавать совершенно новые образы предметов путем сложной переработки прошлого опыта. Эти образы приобретают обобщенный характер. Дошкольник учится выделять в предметах характерное, типическое, в связи с чем образы и фантазии, оставаясь конкретными, наглядными, начинают отображать целые группы сходных предметов и явлений.
Реалистичность образов воображения отчетливо обнаруживается в старшем дошкольном возрасте. Дети младшего дошкольного возраста не всегда могут отличить возможное от невозможного, поэтому иногда создается впечатление о беззаботности их фантазии. Эта беззаботность, объясняется бедностью прошлого опыта детей, незнанием того, что и как бывает в действительности. Дети младшего дошкольного возраста часто не отличают фантастических образов от реальных — порой они готовы согласиться с любым вымыслом. Но чем старше дошкольник, чем богаче его прошлый опыт, тем полнее отражается действительность в его играх, в изобразительной деятельности и тем критичнее он относится к образам своей фантазии. Особенностью образов воображения ребенка-дошкольника является большая их конкретность и наглядность, недостаточно обобщенный характер. Изучение этой особенности связано с проблемой соотношения образа и слова.
Характерной особенностью детского воображения является его яркость, большая эмоциональность. Многочисленные наблюдения показывают, что в своей игровой и изобразительной деятельности, в словесном творчестве ребенок дошкольного возраста воспроизводит те объекты и события, которые поражают его воображение, эмоционально его захватывают. Интересный рассказ, спектакль, события, взволновавшие ребенка, сейчас же находят отражение в его рисунках, играх. Как правило, сами сюжеты творческих игр у дошкольников определяются областью явлений, эмоционально значимой для детей. В игре для ребенка чрезвычайно важно, чтобы взятая им роль была эмоционально привлекательна. Часто дети-дошкольники отказываются брать на себя роль отрицательного персонажа или играют ее с большой неохотой.
В процессе воображения у ребенка имеет место как комбинирование ранее полученных представлений, так и их преобразование, которое осуществляется путем анализа и синтеза имеющихся представлений. В процессе воображения происходит выделение отдельных черт и тех образов, которые возникли при восприятии, и создание на их основе новых образов. Особый интерес имеет процесс построения образов детьми при восприятии ими сказочного материала.
Воображение заключается в создании новых образов на основе тех, которые были восприняты ранее, а также вновь полученных знаний. Воображение вплетается во все сложные мыслительные процессы, лежит в основе развития умственных способностей, в основе овладения разными формами решения интеллектуальных задач, является основой творческой деятельности ребенка.
Задача взрослых – всячески развивать у детей способности к воображению. Воображение ребенка должно рассматриваться с точки зрения его продуктивности, т.е. не просто как процесс свободного фантазирования, а как особая форма активности, направляемая самим ребенком на создание некоторого продукта (им может быть рисунок, сочиненная сказка, сюжет игры и т.п.). В старшем дошкольном возрасте при развитом воображении замысел предвосхищает исполнение, воображение переходит во внутренний план.
Нельзя не отметить влияние воображения на эмоциональную сторону развития ребенка. Оно усиливает эмоциональный тонус личности, повышает настроение, вызывает подъем. Для успешной педагогической деятельности эта функция воображения имеет первостепенное значение.
Воображение дает начало способности к открытиям, помогает находить новые способы решения задач и проблем, возникающих перед ребенком.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее речь;
- Воображение тесно взаимосвязано с познавательными процессами (восприятие, мышление, память);
- Воображение вплетается во все сложные мыслительные операции, является основой для творческой деятельности ребенка;
- Воображение порождено деятельностью ребенка и развивается на ее основе;
- Воображение оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие дошкольника.
Источник
валентина каширина
Роль творческого воображения в жизни ребенка и способы его развития средствами художественно-творческой деятельности
Цель: повысить компетентность родителей в вопросах возрастных особенностей детей.
Задачи: Дать родителям представление о роли воображения и его значении в жизни человека. Познакомить родителей с некоторыми приемами и способами развития воображения у детей. Сформировать предпосылки психологической и эмоциональной заинтересованности в совместном творчестве с ребенком.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы попробовать разобраться, что же такое воображение и зачем оно нужно человеку? Для начала следует сказать, что именно воображение является той отличительной чертой человеческой психики, которая отличает его от животного. Мы все знаем, что способность к выдумке делает реальный мир интереснее. Конечно, воображение нельзя включить с помощью кнопки, но развивать его можно и нужно. По заключению психоаналитика Мэрили Зденек, лишь около 10 % людей используют оба полушария головного мозга сбалансировано. Большинство же делают ставку на левое полушарие и игнорируют творческий потенциал правого полушария. И очень зря! Обязанности правого полушария. Во-первых, оно отвечает за интуицию и образное мышление. Во-вторых, за обработку не вербальной информации (выражаемой не в словах, а в образах, символах). Причем в отличие от левого (которое анализирует информацию только в четкой последовательности, правое способно одновременно обрабатывать разные данные. В-третьих, помогает человеку рассматривать проблему в целом. Благодаря правому полушарию мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. И если кто-то скажет «Он висит у меня на хвосте», оно подскажет, что имелось в виду. Также правое полушарие распознает лица, и мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое. С его помощью мы понимаем метафоры и результат труда чужого воображения. Оно же отвечает за пространственную ориентацию, дает нам возможность мечтать и фантазировать. Сочинять и строить планы, вопрос «А что если?» задает именно оно. Отдельно отметим творческие способности (музыкальные и художественные). Сюда же запишем и эмоции, религиозность и веру во что-то. Если сравнивать все кусочки информации, хранимые в нашем мозге, с элементами конструктора, то человек с развитым воображением может сложить из тех же элементов больше фигур, чем тот, кто воображения лишен.
Таким образом, мы выяснили, что развитие воображения дело крайне полезное и должно быть в списке приоритетных дел каждого успешного человека. Реальный критерий ума человека – это способность создавать что-то новое, никогда ранее не существовавшее. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности (науке, производстве, бизнесе, рекламе). Научные изобретения, новые товары и услуги, успешные предприятия, проекты – все это продукт деятельности креативных людей, способных нестандартно мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях.
Развивать воображение надо начинать уже в детстве. Воображение неразрывно связанное с деятельностью ребенка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность. Развитие воображения у дошкольников имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. Для того чтобы понять урок по географии, усвоить главу по истории и решить задачу, нужно уметь представить себе предмет или явление по описанию, т. е. воссоздать их в своем воображении.
Воображение развивается не само собой, а требует определенных условий и организации правильной работы. Выделяется четыре группы таких условий:
1. Физические условия, т. е. наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
2. Условия социально – эмоциональные, т. е. создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.
3. Психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
4. Интеллектуальные условия, которые создаются путем решения творческих задач.
Таким образом, организация этих видов деятельности имеет огромное значение для развития воображения. И роль взрослого заключается в том, он должен создать для ребенка все эти условия. Надо только самим взрослым расшевелить себя, разбудит свое, может быть, уже уснувшее воображение, и тогда рука об руку с ребенком вы войдете в прекрасный мир неизведанного. Развивать воображение полезно и взрослым… Воображение ребенка развивается в деятельности: в игре, рисовании, в разговорах, в процессе творческой переработке накопленного опыта.
Приемы развития воображения у детей:
1. Увеличение – уменьшение. (Дюймовочка, мальчик с пальчик, Гулливер. Что бы ты сделал если бы стал таким)
2. Добавление одного или нескольких свойств человеку (Если бы у тебя выросли крылья как у орла, перья, острое зрение)
3. Оживший рисунок (Что бы ты нарисовал, если бы точно знал, что твой рисунок оживет)
4. Исключение некоторых качеств человека (Как бы жил человек, который никогда не спит, не чувствует боли)
5. Превращение человека в любой объект. (Представь себе, что ты превратился в камень. Расскажи, что ты видишь, что чувствуешь)
6. Складывание оригами.
7. Разгадывание головоломок, складывание мозаик.
8. Придумывать необычное применение обычным вещам, что можно сделать из этого?
9. Занимайтесь изобретательством. Делайте привычные вещи не так, как обычно (новый маршрут, новое блюдо на завтрак и т. д.)
10. «Кино без звука»: выбери по ТВ незнакомый фильм. Посмотри начало, а затем выключи звук. Попытайся вникнуть в смысл происходящего на экране без слов. Будет не комфортно, захочется включить звук. Потерпи! Через некоторое время ты с удивлением осознаешь, что многое понятно. Методика А. Родионова.
11. «Дорисуй фигуру», «Придумай фигуру из геометрических фигур», «Заверши картинку», «Что там спрятано?», «Раскрась шаблон» и т. п.
12. Художественно-продуктивная деятельность, которая включает в себя конструирование, лепку и рисование. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Приучает ребенка думать, анализировать, сочинять и воображать. В возрасте 5 — 6 лет воображение начинает носить активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребенка развивается умение действовать в образном плане, необходимость во внешних опорах исчезает. Появляются элементы творчества. И для того, чтобы не пропустить этот сензитивный период в развитии ребенка необходимо уделить особенное внимание именно художественно-продуктивной деятельности.
В заключение нашей встречи хочется сказать спасибо всем присутствующим. Мы надеемся, что вы провели время с пользой. Узнали что-то новое, может даже немного неожиданное. Давая вам советы, хочется подчеркнуть, что работа по развитию воображения должна быть целенаправленной, но необходимо помнить, что нельзя превращать работу в формальную тренировку. Ребенок должен получать удовольствие и радость и быть уверенным в успехе. В каждом случае стремитесь вызвать как можно больше положительных эмоций. Ведь, в конечном счете, именно эти яркие и запоминающиеся моменты мы будем вспоминать всю жизнь.
Меняйте свою жизнь! И доброго вам пути!
Источник