Значение внимания для развития ребенка

Значение внимания для развития ребенка thumbnail

Дети. Раннее развитие внимания

Дети. Раннее развитие внимания

Основы внимания в детском возрасте закладываются вместе с интересом детей к окружающим предметам. Сначала он сосредотачивается на чем-то одном, но стоит в поле его зрения попасть новому предмету, его внимание автоматически переключается. Именно поэтому дошкольное развитие ребенка отмечено непостоянством внимания, и, как следствие, игры детей носят непродолжительный характер.

Раннее развитие ребенка предполагает свою возрастную градацию — младшие дошкольники способны сосредоточить свое внимание на игре около 30-50 минут, в то время как дети пяти лет и шестилетние играют на протяжении 2 часов. Причем внимание и увлечение не обязательно связаны с ролевыми играми или играми с предметами. С таким же интересом дети могут рассматривать рисунки, слушать занятные истории. Наступает момент, когда средства развития ребенка становятся разнообразнее и его внимание сосредотачивается уже не на отдельных предметах, а на деталях и их свойствах.

Развитие ребенка. Управление вниманием

Развитие ребенка. Управление вниманием

Дети не в состоянии сами по себе научиться управлять вниманием, подобная способность развивается при помощи взрослых и получила название произвольного внимания. Оно развивается постепенно — от младшего дошкольного возраста к старшему дошкольному. От непроизвольного внимания к произвольному, когда к процессу обучения подключаются еще и определенные средства развития ребенка.

Взрослые начинают включать ребенка в новые виды деятельности, иными словами, дают ему в руки те средства, которые помогают ребенку управлять своим вниманием. Самым действенным средством воздействия на внимание ребенка, конечно же, является игра. Всем известна с детства, например, игра под названием «да и нет не говорите, черное, белое не берите». Дети невольно концентрируются на том, о чем их спрашивают, и делают собственный отбор правильных ответов. Эта игра включает в себя такое важное средство развития ребенка как речь, которая считается универсальным средством организации внимания у детей. Правда, ввиду своей абстрактности эта игра не столь легка с точки зрения выполнения правил.

Гораздо легче для той же системы разрешений и запретов использовать игру с цветным карточками. Она более наглядна и более проста. То же можно проделывать с карточками, на которых изображены предметы и животные. Важен еще один момент — направляющая деятельность взрослых. Можно это делать при помощи слов, а можно подключаться к процессу и показывать последовательность действий на собственном примере. Постепенно дети сами начинают комментировать свои действия, и именно речь помогает им сосредоточиться на том, что они делают. В старшем дошкольном возрасте дети уже практически не делают ошибок.

Средства развития ребенка. Виды внимания и его отсутствие

Средства развития ребенка. Виды внимания и его отсутствие

Не стоить думать, что произвольное внимание приходит на смену непроизвольному, и последнее попросту утрачивается. Это не так. Непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного развития ребенка. Оно вносит момент разнообразия и разбавляет монотонные элементы его деятельности.

Именно поэтому дошкольное обучение строится по принципу «не перегружать внимание ребенка трудно выполнимыми заданиями», они должны перемежаться увлекательными и эмоционально окрашенными. Одним из стимулирующих моментов для старших дошкольников становятся так называемые интеллектуальные задания и игры. Развитие мышления также способствует развитию у ребенка устойчивого внимания. Что касается произвольного внимания, то оно является основополагающим в процессе обучения и приобретения новых знаний.

Надо сказать, что преподаватели нередко жалуются на невнимальность, рассеянность у детей. Как выяснилось, этот недостаток преодолим, но только при помощи родителей. Конечно, редко кто в этих целях примется штудировать книги по психологии. Существуют определенные правила, которых стоит придерживаться, чтобы помочь ребенку собраться, сконцентрироваться и, в итоге, достичь желаемого результата.

Среди основных средств развития у ребенка внимания, конечно же, значится создание благоприятной обстановки. Взрослым следует контролировать свои эмоции, ни в кое случае не допускать никакого негатива. Расстроенный ребенок менее восприимчив к впитыванию информации, более рассеян и хуже справляется с заданием. Наоборот, следует проявить заинтересованность, которой вы сможете заразить ребенка. Со стороны взрослого также необходимы комментарии действий малыша, которые будут организовывать и направлять его внимание.

Пошаговая инструкция — это еще и диалог, средство общения и развития ребенка. Через речь и ее эмоциональную окраску можно легче донести смысл и наглядность того, что делает ребенок. Обстановка в комнате, где занимается малыш, не должна отвлекать яркими деталями и неубранными игрушками, иначе внимание ребенка будет рассеянным, а он станет отвлекаться на посторонние вещи. Конечно же, дети должны хорошо себя чувствовать физически. Состояние здоровья напрямую связано с восприятием.

Наконец, для детей важно подобрать то задание, которое им по душе, и в нем они смогут приобрести не только новые навыки, но и достигнуть видимых результатов. Наличие увлечений и хобби, как средство развития ребенка как нельзя лучше способствуют концентрации его внимания. И последнее правило — если ребенок по-настоящему увлечен своим занятием, то ни в коем случае не отвлекайте его, не переключайте без надобности его внимание на что-то другое.

Источник

Юрчук Екатерина Николаевна
Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

(рекомендации психолога по развитию внимания дошкольников).

Внимание – один из главных психологических процессов, от развития которого зависит успешность осуществления любой деятельности. Уровень развития внимания определяет готовность ребенка к обучению, восприятию нового, к запоминанию. Развитие внимания способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса, определяет динамичность учебной деятельности и умение ее контролировать, и, в целом, пользоваться возможностью повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.

Внимание всегда есть сосредоточенность на чем-либо. В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление — внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов, неотделимо от них и выступает как способность к их организации.

Выделяют произвольное и непроизвольное внимание. Преобладающим видом внимания дошкольников является непроизвольное: сосредоточение ребенка на таких сторонах действительности, которые интересны ребенку.

Произвольное внимание — это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с умением сосредоточиться, осмыслить предложенный взрослым материал, с волевым усилием решать задачи, запоминать материал и преодолевать трудности для достижения цели.

В последнее время все чаще говорят о «дефиците внимания» — неспособности ребенка сконцентрировать внимание в течение короткого промежутка времени, выполнить до конца задание. Внимание следует развивать с раннего детства. Особенно необходимо настойчиво и последовательно развивать внимание у детей, которые легко отвлекаются, быстро утомляются при выполнении заданий учебного типа.

Иначе, к концу дошкольного детства, это может привести к трудностям не только в усвоении программы детского сада, но и к недостаточной готовности ребенка к школьному обучению.

Чтобы избежать таких проблем, родителям необходимо выяснить насколько соответствует развитие внимания ребенка возрастным нормам, а так же заняться систематической тренировкой внимания.

Уважаемые, родители!

Занятия с ребенком по развитию свойств внимания будут более эффективными, если будут проходить в форме ненавязчивой дидактической игры. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

Начинать лучше с небольших и простых заданий, постепенно усложняя и увеличивая время работы. Продолжительность занятий должна быть не дольше 10-15 минут в день для детей младшего и среднего дошкольного возраста и 20-25 минут для старших дошкольников.

Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у ребенка необходимо развивать интеллектуальную активность и такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключаемость, стремиться к увеличению объема внимания, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

Работа по развитию внимания с помощью игр и упражнений помогает научить ребенка сосредоточиваться на предлагаемом материале, ориентироваться в нем, формировать умение быть наблюдательным, развивает умение умыслить последовательно, рассуждать, анализировать учебный материал. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Занятия с ребенком по развитию свойств внимания будут более эффективными, если будут проходить в форме ненавязчивой дидактической игры. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

Старайтесь замечать каждый успех ребенка, хвалите и поощряйте его. И результаты не замедлят себя ждать.

Игры и упражнения по развитию свойств внимания. Рекомендации родителям.

Примерные задания, игровые упражнения:

Задания на выкладывание узора из мозаики, составление фигуры из палочек по образцу; выкладывание или рисование цветных дорожек, узоров, бусинок по образцу или словесной инструкции; продолжить ряд по словесному описанию или образцу.

Задания: «Цифры убежали»; «Пройди по дорожке».

Задание: «Раскрась бусинки в следующие цвета (по образцу)».

Развитие устойчивости внимания: «Найти на картинке и раскрасить только яблочки».

Развитие критичности мышления, свойств внимания. «Недостающие детали».

Нарисовать значки по образцу, «зашифровать» фигуры.

Задания на развитие устойчивости внимания: лабиринты, переплетенные линии.

Развитие мышления и внимания: Подобрать «заплатки» к коврику.

Зашумленные фигуры: задание «Прятки» (найти предмет и обвести по контуру).

«Предмет и его тень». Задание: найти тень каждого предмета.

Развитие восприятия, свойств внимания. Задание «Узнай предмет по деталям».

Задания на переключение внимания. «Корректурная проба».

Развитие наблюдательности и внимания: Нарисовать личики-эмоции по образцу.

Задания «Найди пару»; «Путаница»; «Какие предметы спрятались»; «Найти 2-х одинаковых рыбок».

«Найти 2 одинаковых предмета, соединить их линией».

Развитие логики и внимания: «Найди ошибки: «Вставь нужные буквы и напиши слова».

Развитие счетно-математических способностей и внимания:

Сосчитать, например, сколько грибов и яблок собрал ежик. Обвести карандашом все яблоки. Сосчитай сколько цветочков на платье у 1-й куклы и сколько бантиков – у 2-й.

Задание «Нарисовать точки точно так же, как в образце».

Задание «Срисовывание узора иди фигуры по клеточкам».

Развитие критичности мышления, устойчивости внимания. «Нелепицы».

Нахождение различий в двух похожих картинках. Задание «Сравни картинки».

Найти на картинке всех котят, всех щенят, всех мишек.

Развитие понятийного мышления. Задание: найти и назвать только игрушки; Какая одежда нужна мальчику, а какая – девочке.

Успехов вам!

Литература:

1. Обухова Л. Ф. Возрастная психология/М., 2009. – 345с.

2. Осипова А. А. «Диагностика и коррекция внимания». Программа для детей 5-9 лет /М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 104с.

3. Максимова, А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей/Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 123с.

4. Широкова Г. А. Справочник педагога-психолога ДОУ/Ростов и/Д: Феникс, 2011.- 446с.

Юрчук Е. Н. педагог-психолог

Источник

Татьяна Капилевич
Понятие и способы развития внимания у детей дошкольного возраста

Что же такое внимание?

Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Внимание нельзя рассматривать в качестве самостоятельного психического процесса.

Оно характеризует динамику любого психического процесса, обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, любых психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых).

Существует несколько форм внимания. К ним относится:

Сенсорное внимание — зрительное, слуховое, тактильное и др.

Двигательное внимание — внимание, проявляющееся в моторных процессах, их осознании и регуляции.

Эмоциональное внимание привлекается эмоционально значимыми стимулами (имеет тесную связь с памятью, с процессом запечатления информации).

Интеллектуальное внимание – проявляется в интеллектуальной деятельности, т. е. — к предмету обдумывания, интеллектуальным операциям.

Проблема внимания — одна из самых сложных проблем психологии.

Хорошо изучено сенсорное и двигательное внимание. Хуже – эмоциональная и интеллектуальная его формы.

Внимание имеет внешние и внутренние проявления.

К внешним относятся: напряженная поза, сосредоточенный взгляд…

К внутренним — изменения в организме (например, учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и др.)

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.

Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы.

Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов.

Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Существует несколько видов внимания. А именно:

Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врождённой способности избирательно реагировать на внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Социально-обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания.

Непосредственное внимание – оно не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов и тд.)

Непроизвольное внимание не связано с участием воли. Это то внимание, с которым человек рождается. Оно не требует усилий для того, чтобы удерживать в течение определённого времени, сосредотачивать на чём-то внимание, а произвольное внимание обладает всеми этими качествами.

Произвольное внимание обязательно включает волевую регуляцию и формируется по мере становления всех психических функций. Это социально опосредованный вид внимания.

Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств:

концентрации; устойчивости; распределения и переключения.

Концентрация определяется тем, насколько человек углублён в работу.

Устойчивость. Её показателем выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него.

Переключение проявляется при переходе от одного объекта или деятельности к другому.

Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий (например: рассказывает стих, перемещаясь по комнате).

Внимание является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – её качественное выполнение.

Противоположностью внимания является рассеянность. Это состояние, когда человек ни на чём основательно и долго удерживать внимание не может, всё время отвлекается посторонним, причём ничто не привлекает к себе надолго его внимания, а сейчас же уступает своё место чему-либо другому.

Развитие внимания у дошкольников.

Развитие внимание у дошкольников связано с тем, что с каждым последующим годом изменяется организация жизни детей.

Они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).

Ребёнок направляет свои действия под влиянием взрослого (воспитателя, родителя, педагога, который всё чаще говорит дошкольнику: «Будь внимателен», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно».

Выполняя требования взрослого, ребёнок должен управлять своим вниманием.

Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им.

Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого.

В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребёнка, которая приобретает планирующую функцию (например: «Я хочу посмотреть сначала обезьян, а потом крокодилов», — говорит ребёнок по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты).

Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием её цели.

Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия (например: ребёнку хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурный. Сначала надо помочь взрослому накрыть на стол. Ребёнок сосредотачивается на выполнении этой задачи.

Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы. И волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Важным значением для развития внимания дошкольников имеет режим дня. Он создаёт опорные точки в жизни детей, служит внешним средством её организации; облегчает переключение, распределение и концентрацию внимания.

Главную роль в помощи развития внимания у детей играет, конечно, взрослый (родитель, воспитатель и т. д.)

На всём протяжении дошкольного детства детей притягивает эмоционально насыщенный материал.

Взрослый, помня об этом, должен создать зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая внимание детей.

При изучении нового материала большое значение имеют способы его подачи. Это всегда нужно учитывать!

Внимание детей привлекает рассказ педагога, воспитателя, родителя, который отличается живостью, динамичностью.

Также для детей очень важно понимать то, о чём им говорят, что это обозначает.

Большое значение для привлечения и удержания внимания имеет активность детей. Надо стараться сделать так, чтобы они были не пассивными слушателями и зрителями, а ещё и действовали сами, т. е. задавали вопросы, интересовались, делали собственные умозаключения и т. д.

Огромную роль в развитии внимания детей- дошкольников выполняет игра, как основной вид деятельности в этом возрасте.

В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания, но и его устойчивость.

Игры и упражнения, включающие в себя умственную и двигательную активность, требуют от ребёнка переключения, распределения и сосредоточенности внимания.

Ну и конечно взрослые должны помнить, что важным условием внимания является: общий культурный уровень детей; расширение их познавательных интересов; увеличение круга представлений; обогащение знаниями, умениями и навыками; общая осведомлённость и широта кругозора.

В. А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать её можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребёнка: если ты держишь его как птичку, то оно плохой твой помощник».

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующее заключение: конечно развитие внимания у детей- дошкольников во многом зависит от нас — взрослых, непосредственно от нашего участия в этом процессе. Так как он требует большого терпения, квалифицированного и грамотного подхода, а главное – любви к детям, ведь это — кропотливое и продолжительное занятие, если есть желание помочь.

Советы родителям и воспитателям, которые помогут в развитии внимания у детей – дошкольников.

1. В каждое занятие включайте игры и упражнения на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.

2. Включайте в занятия с ребёнком задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, послушать и пересказать сказку и т. д.

3. Предлагайте ребёнку следующее упражнение: в газете, старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «б», подчеркнуть все буквы «д»).

4. Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.

5. Регулярно включайте ребёнка в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструктора, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.

6. Тренируйте ребёнка в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

7. Предлагайте детям: повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами, неоконченные фразы, которые надо закончить, вопросы, на которые нужно ответить, поощряя ребёнка, когда тот верно справляется с заданием.

8. Учите анализировать и сравнивать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.

9. Учите переключать внимание с помощью двигательных упражнений по команде или сигналу взрослого: прыгать, останавливаться, шагать и т. д.

10. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля – такой подход сделает занятие интересным для ребёнка, что само по себе будет способствовать организации его внимания.

Источник