Значение ведущей деятельности для развития личности ребенка

Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития.

Каждому возрастному периоду онтогенеза свойственна социальная ситуация развития, т.е. особое отношение растущего человека к социальной действительности.

Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками:

Во-первых, эта такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, ведущая деятельность – это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. При этом формирование или перестройка всех психических процессов происходит не только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются в других видах деятельности, генетически с ней связанных. В-третьих, ведущая деятельность – это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.

Виды ведущей деятельности:

Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

Предметно-манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет). Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет, т.е специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.

Общение подростков в возрасте от 10-10 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.). изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется. В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующего развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям. Качественно изменяется мотивация учения (мотивы социального порядка – желание выполнить свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Смысл учебной деятельности для подростка – в самообразовании и самосовершенствовании.

Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Основное психологическое новообразование данного возраста – это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать эстетические, политические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.

В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности. Во-первых, названные ведущие типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке.

Во-вторых, психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. А для этого важно ликвидировать разрыв в рассмотрении развития познавательных сил и аффективно-потребностной сферы ребенка.

Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 4066; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8723 — | 8268 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Ведущая
деятельность

это не просто деятельность, наиболее
часто встречающаяся на данном этапе
развития, деятельность, которой ребенок
отдает больше всего времени. Под
ведущей деятельностью понимается

та деятельность, развитие которой
обуславливает главнейшие изменения в
психических процессах и психологических
особенностях личности ребенка на данной
стадии. Признаки
ведущей деятельности
:
1)
Это такая деятельность, в форме которой
возникают и внутри которой дифференцируются
другие, новые виды деятельности (обучение
возникает в игре). 2)
Это такая деятельность, в которой
формируются или перестраиваются частные
психические процессы (в игре – активное
воображение; в учении – мышление). 3)
Это такая деятельность, от которой
ближайшим образом зависит наблюдаемые
в данный период развития и основные
психологические изменения личности
ребенка.
Контуры
ведущих типов деятельности и
психологические новообразования
.
1) младенчество (от
рождения до одного года) – эмоциональное
общение – ведущая деятельность ребенка;
не только контакт (кормление, уход), но
и общение (речь);

2)
раннее детство (с года до трех лет) –
ведущая деятельность предметно-манипулятивная:
потребность в общественном поведении
и при этом отсутствует умение общественно
действовать;

3)
дошкольный возраст (с трех до шести
лет) – ведущая деятельность – игровая.
Игра: 1)ориентация ребенка в функциях
и социальных отношениях людей; 2)на
основе игры возникновение и развитие
воображения и символической функции;

4)
младший школьный возраст (от шести до
десяти лет) – ведущей становится учебная
деятельность: 1)умениями учиться и
способностью оперировать теоретическими
понятиями; 2)отражение деятельности
теоретически; 3)возникает произвольность
психических процессов (внутренний план
действий и рефлексия на собственные
действия);

5)
подростковый возраст (от десяти до
шестнадцати лет) – новая система
отношений: общение со сверстниками и
со взрослыми в школе; разнообразные
виды деятельности: учебно-образовательный
труд; общественная работа; культурно-массовая;
физкультурно-спортивная и т.д.; Игра
продолжает занимать важное место, но
уже привлекает не сам процесс игры, а
борьба за первенство (поднять престиж
в глазах других). Усложняется учебная
деятельность: увеличение объема;
множество учителей; новые формы обучения;

Смысл
учебной деятельности для подростков:
в самообразовании, самосовершенствовании.
Учебная работа сама по себе не может
удовлетворить потребности подростков.
Но поскольку именно учебная деятельность
занимает в жизни подростков основное
место, необходимо постоянно подчеркивать
социальную ценность содержания и смысла
учебной деятельности.

Ведущей
деятельностью является деятельность,
имеющая социально признаваемый характер:
регуляция самостоятельности; построение
новых отношений с взрослыми;

6)
старший школьный возраст. Ведущий вид
деятельности – учебная деятельность,
активно сочетание с разнообразным
трудом, что имеет большее значение для
выбора: элементы исследования;
определенная направленность (поиск
места в жизни);

Основное
психологическое новообразование
данного возраста – умение школьника
составлять собственные жизненные
планы, искать средства их реализаций.

В
этой общей картине развития психики
ребенка в процессе смены ведущих типов
деятельности имеются свои закономерности
и особенности:

1.
названные типы деятельности находятся
в генетически преемственной связи, и
их формирование может происходить
только в определенном порядке (учебную
деятельность нельзя формировать до
игровой деятельности).

2.
психическое развитие ребенка следует
понимать как единый процесс. Единство
этого процесса психического развития
растущего человека обеспечивается
закономерной сменой ведущих типов
деятельности, их преемственностью при
переходе от одних возрастных периодов
к другим. При этом все типы ведущей
деятельности делятся на две группы:

1
группа – те, в которых дети усваивают
по преимуществу задачи, мотивы и нормы
отношений между людьми; развивается
потребностно-мотивационная сфера;

2
группа – типы деятельности по усвоению
общественно выработанных способов
действий с объектами материальной и
духовной культуры; развиваются
познавательные способности;

Выделение
главной, ведущей деятельности, имеющей
определяющее значение для каждого
возрастного периода, не исключает
значения и роли всех других видов
многоплановой деятельности ребенка.

Современные
данные позволяют выделить следующие
виды ведущей деятельности: 1
.
Непосредственное эмоциональное общение
ребенка с взрослыми, присущее младенцу
с первых недель жизни и до года. Благодаря
нему у младенца формируются такие
психические новообразования , как
потребность в общении с другими людьми
и хватание в качестве основы мануальных
и предметных действий .2.
Предметно — манипулятивная деятельность
ребенка, характерная для раннего
детского возраста (от 1 года до 3 лет).3.
Игровая деятельность или сюжетно —
ролевая игра, присущая детям дошкольного
возраста( от 3 до 6 лет). 4.
Учебная деятельность младших школьников
от 6 до 10-11 лет . 5.
Общение подростков в возрасте от 10-11
до 15 лет в разных видах деятельности
(трудовой, учебной, спортивной,
художественной и т. д.).

Каждый
вид ведущей деятельности порождает
свои эффекты в виде новых психических
структур, качеств и свойств.

Возрастная
периодизация по Эльконину.

Д.Б.
Эльконин отмечает, что ребенок не
пассивно приспосабливается к окружающему
его миру человечес­ких предметов, а
активно «присваивает себе все достижения
чело­вечества, овладевает ими».
Конкретными же носителями всего того,
чем должен овладеть ребенок в жизни,
являются «воспитывающие и обучающие
его взрослые». Деятельность ребенка
по отношению к предметной действительности
всегда опосредована отношениями
ре­бенка и взрослых. Так в психологию
вошла категория «деятельность».

Эффективность
образования, а следовательно, и
психического развития зависит от того,
насколько средства, содержание, методы
обучения и воспитания разрабатываются
с учетом психологических закономерностей
возрастного и индивидуального развития
и не только опираются на уже имеющиеся
возможности, способности, умения детей,
но и задают перспективу их дальнейшего
развития, насколько взрослые в работе
с детьми разного возраста акцентируют
внимание на формировании у них интереса
к окружающей жизни, интереса и умения
учиться, способности к самостоятельному
добыванию знаний, потребности в активном
отношении к той деятельности, в процесс
которой они включаются.

Эти
типы деятельностей сменяют друг друга.

Рассмотрим
периодизацию психического развития
Д.Б. Эльконина.

Эпоха

Возрастной
период

Тип
ведущей деятельности

Раннее
детство

0
— 1

Непосредственно-эмоциональное
общение

1
-3

Предметно-манипулятивная

деятельность

Детство

3-7

Общение
(ролевая игра)

7-10

Учебная
деятельность

В
таблице представлены три эпохи: раннее
детство, детство. Каждая эпоха состоит
из двух периодов, в основе которых лежит
тот или иной тип ведущей деятельности.
Эти периоды закономерно связаны между
собой и взаимно подготавливают друг
друга. [2] Сначала – это эмоциональное
общение с взрослыми, потом предметная
деятельность, наконец, сюжетно-ролевая
игра. Каждый новый вид деятельности
зарождается внутри предыдущего в виде
отдельных действий.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Ведущая деятельность — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности[1].

Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребёнка[править | править код]

Гипотеза о ведущем типе деятельности высказана в 1944—1945 гг. А. Н. Леонтьевым, получила развитие в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др.[2] Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и преобразуются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы, происходит развитие личности. Она не обязательно занимает всё свободное время в жизни ребёнка, однако определяет его развитие на данном возрастном этапе. Внутри ведущего типа деятельности ребёнка происходит формирование отдельных психических процессов. Так, например, развитие двигательной сферы дошкольника происходит в значительной мере внутри его игровой деятельности.
Смена ведущих типов деятельности связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития. Новые мотивы побуждают ребёнка к изменению своего положения в системе отношений с другими людьми[1][3].

Ведущая деятельность в структуре психологического возраста[править | править код]

Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев: социальная ситуация развития (та система отношений, в которую ребёнок вступает в обществе и его ориентировка в системе общественных отношений), основные новообразования развития и основной, или ведущий тип деятельности ребёнка в этот период.
При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий[1].

Особенности ведущей деятельности[править | править код]

  1. В ведущей деятельности наиболее полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребёнка и взрослых, а через это — его отношение к действительности.
  2. Ведущая деятельность связывает ребёнка с теми элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития.
  3. От ведущей деятельности в первую очередь зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребёнка.
  4. Внутри ведущей деятельности происходит формирование или перестройка основных психических процессов ребёнка[4].

Периодизация ведущей деятельности в развитии ребёнка[править | править код]

  • Младенчество (от 2 мес. до 12 мес.): ведущая деятельность — непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым
  • Ранний возраст (1-3 лет): ведущая деятельность — предметно-орудийная, направлена на овладение социальной функцией и социальным способом использования предмета как человеческого орудия
  • Дошкольный возраст (3-7 лет): ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра, деятельность направленная на ориентацию ребёнка в системе социальных и межличностных отношений, системе задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности, осуществляемая путём принятия роли, использования игровых предметов и др.
  • Младший школьный возраст (7 — 11 лет): ведущая деятельность — учебная деятельность, то есть та деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний и управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельностью в этот период[1][3].

Споры о ведущей деятельности в подростковом возрасте[править | править код]

Существует несколько версий того, какая деятельность является ведущей в подростковом возрасте.
Согласно Д. Б. Эльконину, младший подростковый возраст (12 — 15 лет) характеризует ведущая деятельность — интимно-личностное общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнёром, познание партнёра и самопознание, а старший подростковый возраст (15 — 17 лет) — учебно-профессиональная, как овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.

По Д. И. Фельдштейну, ведущая в подростковом возрасте — «общественно-полезная деятельность»; по В. В. Давыдову — «общественно-значимая деятельность»; С. А. Беличева выделяет в качестве ведущей деятельности отрочества «референтно-значимую»; К. Н. Поливанова называет ведущей «проектную деятельность», в которой реализуется «авторское действие» подростка[5].

Литература[править | править код]

  • Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков — Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций М.: Айрис-пресс, 2005. — 238 с.
  • Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998.— 352 с.
  • Терехина Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития — Московский городской психолого-педагогический университет, 2010
  • Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) М.:Тривола, 1994 — 168 с.
  • Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998.— 352 с.
  2. ↑ Ведущая деятельность — Психологос
  3. 1 2 Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций М.: Айрис-пресс, 2005. — 238 с.
  4. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
  5. Терехина Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития — Московский городской психолого-педагогический университет, 2010

Ссылки[править | править код]

  • Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития
  • ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО Д. Б. ЭЛЬКОНИНА
  • Е.Е. Кравцова Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития Автор: Е. Е. Кравцова

Источник