Значение ведущей деятельности для психического развития ребенка
Теория ведущей деятельности развития в трудах Э.Б.Эльконина. Основываясь на исследованиях классиков отечественной психологической науки (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.), автор раскрывает идею «ведущей деятельности» в своей монографии «Психология игры», доказывая зависимость преодоления возрастного кризиса от уровня сформированности той или иной ведущей деятельности, присущей данному возрастному периоду. Например, если возрастной кризис переживает подросток, то для снятия данного противоречия и трудностей в развитии, важно, чтобы в сознании ребенка достаточное развитие получила «адекватная самооценка» в процессе межличностного общения со сверстниками.
Рассмотрим данную проблему применительно к другим возрастным периодам. Известно, что к концу раннего детского возраста начинают складываться новые виды деятельности, которые определяют психическое развитие. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
На 2-ом году жизни ребенка игра носит про цессуальный характер. Действия однократные, неэмоциональные, стереотипные, могут быть не взаимосвязанными. Л. С. Выготский назвал такую игру квазиигрой, что подразумевает подражание взрослому и отработку двигательных стереотипов. Игра начинается с того момента, когда ребенок овладевает игровыми замещениями. Развивается фантазия, следовательно, повышается уровень мышления. Этот возраст отличается тем, что у ребенка нет системы, по которой бы строилась его игра. Он может либо повторять одно действие многократно, либо производить их хаотично, беспорядочно. Для ребенка не имеет значения, в какой последовательности они происходят, ибо между его действиями не просматривается логика. В этот период для ре бенка важен сам процесс, а игра носит название процессуальной.
К 3 годам ребенок способен действовать не только в воспринимаемой ситуации, но и в мысленной (воображаемой). Один предмет замещается другим, они становятся символами. Между предметом-заместителем и его значением становится действие ребенка, появляется связь между реальностью и воображе нием. Игровое замещение позволяет отрывать | действие или назначение от названия, т.е. от слова, и видоизменять конкретный предмет. При становлении игровых замещений ребенку нужна поддержка и помощь взрослого.
Этапы, благодаря которым ребенок включается в игру-замещение:
1) ребенок не реагирует на те замещения, которые производит взрослый во время игры, ему не интересны ни слова, ни вопросы, ни действия;
2) ребенок начинает проявлять интерес к тому, что делает взрослый, и повторять его движения самостоятельно, но действия ребенка пока автоматические;
3) ребенок может производить замещающие действия или их имитацию не сразу же после показа взрослого, а по прошествии времени. Ребенок начинает понимать разницу между
реальным предметом и замещающим его;
4) ребенок сам начинает замещать один предмет другим, но подражание все еще сильно. Для него эти действия пока не носят осознанного характера;
5) ребенок может самостоятельно замещать один предмет другим, при этом давая ему новое название. Чтобы игровые замещения были успешными нужна эмоциональная вовлеченность взрослого в игру.
К 3 годам у ребенка должна сложиться вся структура игры;
1) сильная игровая мотивация;
2) игровые действия;
3) оригинальные игровые замещения;
4) активное воображение.
В итоге у ребенка формируются психические новообразования, которые позволяют преодолеть возникающий кризис того или иного периода детства. Например, центральными психическими новообразованиями раннего детства являются:
-раз витие предметной деятельности и сотрудничества, активная речи, игровые замещения, складывание иерархии мотивов.
На этой базе появляется произвольное поведение, т.е. самостоятельность. К. Левин опи сывал ранний возраст как ситуативный (или «полевое поведение»), т.е. поведение ребенка определяется его зрительным полем («что вижу, то хочу»). Каждая вещь аффективно заряжена (нужна). Ребенок владеет не только речевыми формами общения, но и элементарными формами поведения.
Развитие психики ребенка в период раннего детства зависит от ряда факторов: овладения прямой походкой, развития речи и предметной деятельности.
На психическое развитие влияет овладение прямой походкой. Чувство овладения собственным телом служит самовознаграждением для ребенка. Намерение ходить поддерживает возможность достигнуть желаемой цели и участие и одобрение взрослых.
На 2 году жизни ребенок с энтузиазмом ищет себе трудности, а их преодоление вызы вает у малыша положительные эмоции. Способность к передвижению, являясь физическим приобретением, приводит к психологическим последствиям.
Благодаря способности к передвижениям ребенок вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. Овладение ходьбой развивает способ ность ориентироваться в пространстве. На психическое развитие ребенка влияет и развитие предметных действий.
Манипулятивная деятельность, свойственная младенческому возрасту, в раннем детстве начинает сменяться предметной деятельностью. Ее развитие связано с овладением теми способами обращения с предметами, которые выработаны обществом.
Ребенок учится у взрослых ориентироваться на постоянное значение предметов, которое закреплено человеческой деятельностью. Фиксирование содержания предметов само по себе не дается ребенку. Он может открывать и закрывать бесконечное число раз дверцу шкафа, долго стучать ложкой по полу, но такая активность не в состоянии познакомить его с назначением предметов.
Функциональные свойства предметов открываются малышу через воспитывающее и обучающее влияние взрослых. Ребенок узнает, что действия с разными предметами имеют разную степень свободы. Некоторые предметы по своим свойствам требуют строго определенного способа действия (закрывание коробок крышками, складывание матрешек).
В других предметах способ действия жестко фиксирован их общественным назначением — это предметы-орудия (ложка, карандаш, молоток).
Источник
Развитие памяти в дошкольном возрасте.
Сразу после рождения приступает к функционированию образная память (в элементарной форме). На первом месяце жизни у ребенка появляется однотипная реакция на повторяющийся раздражитель. На 3-4-м месяце у малыша начинает формироваться образ предмета.
Так создается фундамент образной памяти. Укажем особенности развития памяти в младенчестве:
— память функционирует «внутри» ощущений и восприятий;
— она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется недлительным сохранением;
— материал фиксируется ребенком непроизвольно;
— сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.
Подчеркнем особенности памяти в раннем детстве:
— обогащается содержание представлений;
— возрастает объем и прочность сохранения материала;
— появляется новый процесс памяти — воспроизведение;
— бурное развитие получает словесная память.
Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:
— преобладает непроизвольная образная память;
— память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
— словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
— складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
— формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
— по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.
Понятие ведущего вида деятельности и его роль в психическом развитии ребенка.
Движущая сила психического развития – собственная деятельность ребенка, в котором он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности.
Формы деятельности ребенка меняются: ведущую роль в психическом развитии играют одни формы активности, в другом – другие. С этим связан термин «ведущий вид деятельности».
Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречаемая на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Под ведущей деятельностью понимается «такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии». Ученик и последователь Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности.
Во-первых, в форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. Например, ребенок начинает учиться, играя: в ролевой игре дошкольника появляются элементы учения — деятельности, которая станет ведущей в следующем, младшем школьном возрасте, сменив игру.
Во-вторых, в этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. В игре, например, появляется творческое воображение.
В-третьих, от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности. В той же игре дошкольник осваивает нормы поведения взрослых людей, взаимоотношения которых он воспроизводит в игровой ситуации. Если какая-то деятельность стала особенно привлекательной для ребенка, это отразится на становлении его личности, но такого глубокого развивающего эффекта, как ведущая, она в большинстве случаев дать не сможет.
В ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие, новые виды деятельности; формируются или перестраиваются психические процессы (мышление, восприятие, память и т.д.) От нее зависят основные психологические ни изменения личности ребенка на определенном возрастном этапе Поэтому ведущим видом деятельности для каждого возраста есть не тот, которым больше занимается ребенок, а тот, который обусловливает основные, важнейшие изменения в й психике
— Д.Б. Эльконин: типы ведущих деятельностей
— деятельность в системе отношений: «ребенок – общественный взрослый»: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, общение подростка.
— деятельность в системе отношений: «ребенок – общественный предмет»: предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста, учебная – младших школьников, учебно-профессиональная – юношей и девушек.
Структура деятельности:
- Потребность – нужда в чем-то необходимом для человека.
- Осознание потребности и формирование мотива.
- Постановка цели.
- Выбор способа реализации мотива.
- Планирование деятельности.
- Перечень действий.
- Выполнение каждого действия (частная цель). Выбор операций с учетом условий и имеющихся средств.
- Достижение цели (удовлетворение потребности):
— результат деятельности – предмет, воплощенный в мотиве;
— личностные результаты – опыт, навыки, знания, убеждения, эмоции.
Дата добавления: 2015-02-04; просмотров: 12009; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9419 — | 7464 — или читать все…
Читайте также:
Источник
25. Ведущая деятельность, ее значение в психическом развитии ребенка.
Эту проблему исследовали Выготский и Леонтьев: «Психика формируется в процессе деятельности, на каждом этапе есть свой определенный тип деятельности».
Ведущая деятельность — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и образование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития. Внутри ведущей деятельности происходит подготовка, возникновения и дифференциации других видов деятельности.
Далее см. таблицу.
Формирование ведущей деятельности происходит под руководством взрослого, а также в процессе обучения и воспитания. Возникновение новой ведущей деятельности не означает отмены предыдущей. Каждый возрастной период характеризуется системой видов деятельности, но ведущая деятельность имеет особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии.
Леонтьев писал о развитии ребенка: «В ходе развития ребенка под влиянием конкретных обстоятельств его жизни изменяется место, которые он занимает в системе человеческих отношений. Основа развития — это та реальная позиция ребенка, с которой перед ним раскрывается мир человеческих отношений, позиция, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях. В ходе развития прежнее место, которое занимает ребенок в человеческих отношениях, начинает осознаваться им, как несоответствующее его возможностям, и он стремиться изменить его. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями. В соответствии с этим, его действия перестраиваются».
Авторы: Выготский Л.С. «Культурно-историческая теория» ;Леонтьев «Деятельность, сознание, личность»; Мухина «Возрастная психология».
26. Понятие сензитивных периодов. Сензитивные периоды развития речи, восприятия, воображения.
Сензитивные периоды — это периоды онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бывает особо чувствительным к определенным влияниям окружающей среды. Это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики.
Де Фреш ввел данное понятие в биологии, а Выготский ввел его в психологию, где сензитивный период — это наиболее чувственный к воздействию на развитие ребенка.
1.5-3 года — интенсивное развитие речи. В это время речь усваивается особенно легко, и вносит принципиальные изменения в мышление, восприятие.В это время ребенок усваивает до 1.5 тысяч слов. В это время ребенок овладевает грамматической формой речи и значением слов. Современные городские дети начинают говорить в 2 года, целыми предложениями. Чрезмерно раннее обучение чему-либо, так же как и позднее, неблагоприятно сказывается на развитии психики, и может оказаться малоэффективным (Пример; опыт с Амалой и Камалой, где Камала к 17 годам знала лишь несколько слов).
Наличие сензитивных периодов объясняется тем, что наибольшее влияния обучение оказывает на те психические качества, которые только начинают формироваться.
5 лет — сензитивный период для развития фонематического слуха.
Венгер Л.А., Мухина В.С., доказали, что есть 3 сензитивных периода в :
1. Развитии восприятия (овладение сенсорными эталонами: «Красное, как солнышко; желтый, как лимон; сильный, как слон»). Для развития восприятия используются специальные методики моделирования.
2. Развитии воображения (дошкольный возраст: 3-6 лет);
3. Развитии нравственности. До 5 лет — усвоение прав и обязанностей;
подростковый возраст — связан со становлением мировоззрения.
Авторы: Выготский, Штерн (описал сензитивность к речи), Мухина «Генезис развития личности», Венгер «Развитие сенсорных эталонов восприятия».
27. Основные достижения в развитии психики ребенка в младенческом возрасте. Негативные образования в ситуации депривации. Коррекпионная работа. • (2 месяца -1 год)
Обшенпе: основной потребностью общения является органическая жизненная нужда и потребность в печатлениях. Лисина: «С 2-х до б-ти месяцев преобладает ситуативно-личностное общение: ребенок начинает различать интонацию. После б-ти месяцев дети научаются различать положительные и отрицательные эмоции. Формируется способность подражать действиям взрослых».
Потребность в общении создает предпосылки подражания звукам человеческой речи. К концу первого года у ребенка возникает связь между названием предмета и им самим (начальная форма понимания речи).
Движения и действия: сидит, ползает стоит, начало хождения, манипулирование: размахивание, постукивание (это «прогрессивные движения»). При неблагоприятных условий воспитания развиваются «тупиковые движения»: сосание пальцев, раскачивание на четвереньках. Эти движения не способствуют получению новых впечатлений и тормозят развитие.
В этом возрасте формируется чувство доверия ко взрослым. Совместная деятельность состоит в том, что взрослый руководит действиями младенца, а тот обращается к помощи и содействию взрослого.
Но2;:с’?с-1:сз^:!ия: 1) чувство доверия к окружающему миру; 2) привязанность к матери; 3)прогресс формирования чувства постоянства предметов.
Деяравируюшие факторы: 1) ограничение моторного развития; 2) отношения с матерью (гиперопека, отсутствие эмоционального контакта, чередование пустоты и гиперопеки).
.4′ ^ -1 -л :1 з :.•;:; ^ : •’: -л::; 2.2:-: пз: 1) общая задержка психического развития; 2) формирование «-» личностных образований (тревожность, привязанность, недоверие). Следствием этого являются нарушения психосоматики.
Коррекция:
1. Формирование привязанности; постоянное общение;
2. Вызвать у ребенка интерес к окружающим предметам (поворачивать, встряхивать его, перемещать игрушку в разных направлениях).
3. Развитие двигательной активности у ребенка.
Авторы: Виннекот, Фигурин (ввел комплекс оживления), Эльконин, Выготский, Мухина, Обухова, Пиаже, Штерн, Гальперин, Лисина, Давыдов, Лейтес, Бауэр.
28. Основные достижения в развитии психики ребенка в раннем возрасте. Негативные образования в ситуации депривации, Коррекдионная работа. (1-3 года) .
Общение: в предметной деятельности через общение со взрослым создается основа для усвоения значений слов. Это период бурного развития речи. Если с ребенком общаться мало, то он будет отставать в развитии речи. Если наооборот, взрослый ловит каждое желание ребенка, то ребенок может долго обходиться без речи.
В этом возрасте дети начинают интересоваться друг другом.- Появляется потребность соревновательности, что обуславливает мотивацию к достижению. При этом развивается рефлексия на свои достижения.
Умственное развитие: 1) формируются соотносящие и орудийные действия. От соотнесения свойств предметов при помощи внешних действий ребенок переходит к зрительному соотнесению. 2) Возникает функция замещения — один предмет может использоваться в качестве другого (формируется знаковая или символическая ф-ция сознания).
Формирование личности; Ребенок осознает себя как отдельную персону, овладевает телом. Притязание на признание — формируется чувство гордости: стремление получить похвалу, затем появляется чувство стыда. Самопознание — ребенок узнает себя в зеркале. Ребенок начинает осознавать, что он обладает волей. Следовательно возникает стремление к самостоятельности. Отрицательное образование — негативизм вследствие кризиса 3-х лет. Ребенок ощущает свою способность сделать что-либо самостоятельно.
Новообразования:
1. Взаимоотношение ребенка с агрессией (либо справляется с ней, либо уходит в диструктивную агрессию);
2. Необходимо общение с отцом. В этом возрасте ребенок учится общаться не только с матерью, но и с отцом;
3. Произвольные действия в уме:
4. Навыки опрятности.
Депрнвнруюшпе факторы:
1. Ограничения сенсо-моторного развития;
2. Лишение речевой среды;
3. Гиперопеха или быстрый отрыв.
Отрицательные образования:
1. общая задержка по всем показателям»
2. Формирование стыда, зависимости, видения тела грязным, в результате чего формируется либо супераккуратность, либо неряшливость (Эриксон).
Коррекция:
1. Работа с родителями. Коррекция стиля их взаимоотношения.
2. Развитие моторики (игра с песком и водой, с полифункдиолнальными предметами: палки, тряпки).
Авторы: Эльконин, Выготский, Мухина, Фрейд. Лисина, Эриксон, Обухова, Пиаже.
30. Психологические особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста в условиях депривации.
Психическая депривация — это психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного периода. Под понятием «психическая депривация» подразумеваются различные неблагоприятные влияния, которые встречаются в жизненных ситуациях.
Чаще всего выделяют 4 формы психической депривации:
1. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных-стимулов или их ограниченная изменчивость.
2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не даёт возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне (Лангмейер «Психическая депривация в детском возрасте).
3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): Недостаточная возможность для установления эмоц. отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи
4. Депривация идентичности (социальная); ограниченная возможность для усвоения
самостоятельной социальной роли.
Возрастные рамки дошкольного возраста — 3-6 лет. Ведущая деятельность данного возрастного отрезка — игра.
Депривируюшими факторами развития личности дошкольника могут быть:
— ограничение в игровой деятельности;
— ограничение в общении со взрослыми (особенно с матерью) и со сверстниками;
— неполная семья (отсутствие отца);
— родительские конфликты;
— авторитарный стиль воспитания ребёнка в семье.
В условиях депривации развитие личности ребёнка может иметь негативные новообразования:
1. Притязание на признание. При постоянных порицаниях ребёнка взрослыми дошкольник испытывает чувство вины и негативизм. Даль перечисляет ряд директив взрослых, которые оказывают на ребёнка отрицательное влияние:
— «Не живи» (глаза б мои тебя больше не видели и др.).
— «Не будь ребёнком» (плачешь как маленький) — ребёнок начинает играть роль маленького.
— «Не думай» (не рассуждай, а делай; яйца курипу не учат) — приводит к уходу от контакта с действительностью.
— «Не чувствуй» — (не трусь, не бойся) — приводит к психосоматическим заболеваниям.
— «Не будь лидером» (не высовывайся, в каждой бочке затычка) — страх за принятие к-л. самостоятельных решений.
2. Нарушения формирования «я — идеального» связаны с -идентификацией с отрицательными персонажами сказок; -с отсутствием идеала.
3. Осознание себя во времени: страх смерти.
4. Права и обязанности: Не осознаются групповые нормы, отсутствие умения играть по правилам, нарушение дисциплинарных правил и т.п.
5. Половая идентификация. Фрейд считал, что нарушение эдиповой стадии, существенно влияет на психическое развитие. Отсутствие родителя своего пола затормаживает идентификацию ребёнка.
6. Формирование негативных личностных образований (чувство вины, тревожность, заниженная
самооценка, трудности общения со сверстниками, агрессивность и т.п.). Коррекцию желательно проводить, используя игротерапию (Лендрет, Клейн); сказкотерапию (Захаров, Спиваковская) и психогимнастику (Чистякова, Хухлаева).
31. Психологическая готовность ребёнка к школе.
Готовность к школьному обучению в отношении умственного развития определяется по следующим факторам:
1. Диференциация восприятия. /Различение цвета, формы, отдельных деталей…/ :
2. Преднамеренная концентрация внимания. Произвольное внимание. •
3. Аналитическое мышление, /анализ, синтез, сравнение/.
4. Рациональный подход к действительности. /Ослабление фантазии/.
5. Логическое запоминание. /По существенным признакам/.
6. Интерес к работе с поставленной целью. /Мотивационная сфера, развитие квазипотребностей/.
7. Интерес к новому.
8. Овладение по слуху разговорной речью.
9. Развитие моторики руки.
10. Зрительно-двигательная координация. Эмоциональная зрелость:
1. Эмоциональная устойчивость. /Мало импульсивных реакций/.
2. Использование эмоциональной сферы для мотивации занятий. Социальная зрелость:
1. Потребность в общении с детьми.
2. Умение подчиняться интересам и требованиям группы.
3. Способность взять на себя роль школьника.
Керн /модификация Иирасика/ «Ориентировочный графический тест» диагностирует школьную зрелость. Включает в себя несколько субтестов:
1. Рисунок человека. По количеству деталей определяется уровень диференциации восприятия, интеллектуальный уровень, развитие моторики руки, эмоциональное состояние…
2. Задание: переписать фразу, н.: «Клей на столе». Опред. зрительно-двигательная координация, развитие моторики руки. ^. .
3. Задание: Перерисовать точки в определённой последовательности. / ; :.’
4. Тест на вербальное мышление. Вопросы: «Какое животное больше: лошадь или собака?»;
«Черешня, слива, груша, яблоки — что это?».
Общая готовность ребёнка к школе выражается в достижении ребёнком к моменту поступления, в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, которое создаёт необходимую основу для активного вхождения ребёнка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.
Общая готовность характеризуется определённым уровнем психического развития, которого достигает ребёнок к моменту перехода к школьному обучению.
Психологическая готовность к школьному обучению:
• Мотивационная готовность, которая проявляется в стремлении ребёнка к обучению.
• Довольно высокий уровень познавательной и мыслительной деятельности.
• Овладение ребёнком элементарной учебной деятельностью.
• Определённый уровень волевого и социального развития.
Мухина В. С.: Перед поступлением в школу /в конце дошкольного возраста/ ребёнок представляет собой в известной степени личность:
он хорошо осознаёт свою половую принадлежность;
он отдаёт себе отчёт, какое место среди детей занимает;
находит себе место в пространстве и времени;
умеет строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
понимает, что оценка его собственных поступков и мотивов определяется не только его
собственным отношением к самому себе / «Я хороший»/, но прежде всего тем, как его поступки
выглядят в глазах окружающих.
Важнейшее достижение в развитии личности ребёнка — преобладает чувство «Я должен» над мотивом «Я хочу».
32. Психологическая характеристика младшего школьника.
I.. Возрастные рамки (6-7 — 10 лет). П. Ведущая деятельность: происходит смена с игровой на учебную деятельность.
Основными факторами развития, помимо учебной деятельности, является общение с учителем, со сверстниками и с родителями. III. Основными новообразованиями, возникающими под влиянием ведущей деятельности
1. Содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственных действий).
2. Планирование (внутренний план действий).
3. Происходит построение целостной связной познавательной системы ‘ (умение классифицировать, соотносить, анализировать).
4. Развитие трудолюбия (по Эриксону). IV. Изучению этого возраста большое внимание уделяли: Пиаже, Гальперин,
Давыдова, Мухина, Зеньковский «Психология детства», Немов «Учебная
деятельность», Фрейд, Эриксон, Демос-Рубинштейн «Самооценка школьников» и
др. V. Основные линии развития
1. Развитие восприятия, где Бэндлер выделял три основных способа получения информации, знания:
• Визуальная система — через видение картинок, наглядных пособий…
• Аудиальная система
• Кинестетическая система — почувствовать, ощутить, работа с раздаточным материалом, с муляжами и т.п.
Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 156999
Количество таблиц: 10
Количество изображений: 0
… причин разного рода расстройств и нарушений в некоторых случаях составляет 50%” (Hartley, Robach&Abramowitz.1976). Массовая поп-психологическая литература как материальный носитель имморализма Среди психологов и философов сегодня популярна теория деятельностного подхода к человеку. Ее представители полагают, что знание о человеке не остается чем-то внешним для человека, изучающего его. Оно …
… падших, извращенных понятий. Тем не менее, поскольку эмпирические исследования и практические процедуры, причисляемые к христианской психологии, продолжают развиваться и расширяться, необходимо периодически проводить методологический анализ достигнутого состояния новой дисциплины. Методология как рефлексивный механизм науки, особенно современная, весьма гибкая общая методология, специально …
… условием необходимым, но отнюдь не достаточным для успешной практической работы. Практическая работа тоже может быть разной. Когда я начинаю говорить студентам о психологии личности, я говорю, что можно говорить о психологии личности, а можно говорить о личности, есть два разных дискурса, если воспользоваться модным нынче словом. В одной логике я могу рассказывать про то, как строится область …
… не столько к научно-теоретическому, логическому мышлению, в значительной мере формализующему психологическую информацию, сколько к мышлению ассоциативному, образному, символическому, созерцательному. При обучении психологии, как нам кажется, не столько объясняют, обобщают и заучивают, сколько улавливают, вчувствуются и выстраивают (моделируют) уже отработанные другими ходы понимания и стратегии …
Источник