Значение умственного воспитания для развития личности ребенка

Саад Александра
Умственное воспитание детей дошкольного возраста

Дети в дошкольном возрасте очень быстрыми темпами накапливают знания, навыки и опыт, формируют свою речь, овладевают способами умственной деятельности, совершенствуются во всех аспектах своего умственного развития. Иногда вопросы умственного воспитания детей сводятся к тому, чтобы предоставить ребенку дошкольного возраста максимально большое количество информации и знаний об окружающем его мире. Однако данный подход является достаточно упрощенным и, очевидно, неправильным. Ведь вложить в голову дошкольника большое количество знаний не достаточно для того, чтобы умственно развить ребенка.

Гораздо более важным моментом в процессе умственного воспитания является выработка общих способов познавательной деятельности (это умение сравнивать, оценивать, анализировать, обобщать, а также добиться того, чтобы ребенок сам стремился получать всё новые и новые знания. Наибольший эффект и наилучший результат получается в ситуации, когда умственное воспитание проходит под влиянием обучения и воспитания как такового.

Правильная организация умственного воспитания ребенка дошкольного возраста подразумевает изучение таких аспектов, как закономерности развития ощущений, восприятия, разработка новых методик умственного воспитания на основе опытов, позволяющих определить особенности способностей к познаванию у детей. Исследуются основы формирования разных типов мышления у детей, таких как наглядно-образного, понятийного, наглядно-действенного и логического.

В идеальном случае дошкольное умственное воспитание приводит к тому, что ребенок к концу дошкольного периода обладает достаточно большим багажом знаний об окружающем мире, а также умеет логически мыслить, делать выводы, выделять признаки предметов и явлений, что является фундаментом для последующей учебной деятельности.

Умственное воспитание — это организуемый педагогический процесс, который направлен на повышение общего уровня развития дошкольников. Умственное развитие происходит в повседневной жизни, в процессе общения с взрослыми и со сверстниками путем систематического обучения, игр и др.

Детский сад — самое первое и ответственное звено системы образования детей. Исследования показывают, что темпы развития детей дошкольного возраста намного выше по сравнению с более поздними возрастными периодами.

Обучение в детском саду — это целенаправленный, планомерный и систематический процесс развития ребенка дошкольного возраста. Тут дошкольники получают обучение, которое способствует развитию их любознательности, наблюдательности, пытливости, критичности и сообразительности. Кроме умственного воспитания, дошкольники в детских садах получают физическое, нравственное, трудовое, эстетическое и культурное воспитание, чем, безусловно, ни в коем случае нельзя пренебрегать при воспитании ребенка и формировании разносторонне развитой личности в нем. Дети обучаются культурно-гигиеническим навыкам, у них формируются первичные моральные качества, а также начинают развиваться индивидуальные умения и навыки.

С точки зрения учебной деятельности обучение в детском саду является важной предпосылкой для успешного дальнейшего обучения в школе. Весомое значение имеет использование совершенно иных методов по сравнению со школьным обучением. Здесь важное место занимают наглядные методы, игровые приемы. Усвоение нового материала происходит в основном в процессе активных действий, манипуляций во время игр, рисования, конструирования. Однако это не мешает носить обучению в детском саду программный и методический характер. Умственное воспитание дошкольника основывается на том, что он понимает задачу, поставленную перед ним, может выбрать путь, метод и средства ее решения, а также гарантировать самопроверку результата выполненной работы. Например, чтобы принять задачу, ребенок должен уметь слушать воспитателя, видеть то, что он показывает, а также следовать его указаниям. Чтобы выбрать путь, метод и средства для достижения цели, дошкольник должен уметь придумать план работы, действовать по нему, проявлять интерес, организованность, инициативу и самостоятельность.

Умственное воспитание формируется постепенно. Различают три уровня развития учебной деятельности (на основании исследования А. П. Усова).

Первый уровень, самый высокий, характеризуется тем, что дети слушают указания, используют их в работе, оценивают результат, спрашивают о непонятном и достигают определенного результата. На этом уровне дошкольники действуют осознанно. В таком случае можно сказать, что учебная деятельность сформирована.

Второй уровень развития более слабый. Учебная деятельность тут нестойка, но дети могут обучаться: слушают указания, придерживаются их, склонны подражать друг другу, сравнивают результат своей работы с результатами других.

Третий уровень — самый низкий. Характеризуется лишь дисциплинированностью на занятиях, однако обучаться дети еще не могут.

Выделяют такие основные принципы, согласно которым необходимо осуществлять умственное воспитание детей дошкольного возраста:

1. Принцип развивающего обучения.

2. Принцип воспитывающего обучения.

3. Принцип доступности обучения.

4. Принцип систематичности и последовательности.

5. Принцип сознательности и активности детей.

Очень важна роль умственного воспитания при подготовке к школе. Для успешного обучения ребенку необходимо освоить и развить самостоятельность, активность, приобрести навыки и умения.

Подводя итоги под всем вышесказанным, хочется подчеркнуть, что умственное воспитание детей дошкольного возраста является основополагающим звеном на этапе обучения ребенка, поэтому подход к этому развитию должен быть продуманным, систематизированным, контролируемым. Современная система образования позволяет это реализовать в детских дошкольных учреждениях.

Список использованных источников

1. Джуринский, А. Н. История педагогики. — М.: ВЛАДОС, — 2015. — 285 с.

2. Дошкольная педагогика /Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, — 2017. — 350 с.

3. Дошкольная педагогика/ Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, — 2018. — 450 с.

4. Зайцева, Н. В. Умственное воспитание дошкольников// Выпуск 1. — Мозырь: Белый ветер, — 2014. — С 125 — 127.

5. История дошкольной педагогики/ Под ред. П. Н. Литвинова — М.: Просвещение, — 2017. — 189 с.

6. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, — 2019. — 432 с.

7. Константинов, Н. А. История педагогики. — М.: Просвещение, — 2013. — 150 с.

8. Основы дошкольной педагогики/ Под ред. Запорожца, А. В. — М.: ВЛАДОС, — 2015. — 480 с.

9. Педагогический словарь. В 2 т. Т. 1. — М.: Просвещение, — 2017. — 150 с.

10. Педагогический словарь. В 2 т. Т. 2. — М.: Просвещение, — 2017. — 135 с.

11. Усова, А. П. Обучение в детском саду. — М.: Просвещение, — 2018. — 228 с.

Источник

Оксана Шпортко
Значение семейного воспитания в развитии ребенка

Значение семейного воспитания в развитии ребенка.

Семейная педагогика – это наука, изучающая специфику условий семейного воспитания, которая позволяет разработать научно обоснованные рекомендации для родителей по формированию личности ребенка. Семейная педагогика не предписывает, как жить и каким быть, а исследует, при каких обстоятельствах скалывается благоприятная обстановка для развития ребенка, а при каких непременно возникнут трудности. Воспитание в семье осуществляется постоянно на примере авторитета взрослых и семейных традиций, через жизнедеятельность семьи путем индивидуального воздействия на ребенка. Но в семейном воспитании нет четких организационных форм, как, например, занятие или уроки. О необходимости придания семейному воспитанию целенаправленности, научной обоснованности, о важности сочетания знания и опыта говорили классики отечественной педагогики. К. Д. Ушинский считал, что пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же ни куда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которой не предшествует опыт и за которой не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли.

Семейное воспитание является одной из форм воспитания гражданина в обществе, сочетающая целенаправленные действия взрослых (родителей) с влиянием жизнедеятельности семьи, сопровождаемая стихийными воздействиями, неосознанными, неконтролируемыми, например, манера поведения, привычки взрослых, их распорядок жизни и многое другое. Такие воздействия повторяются и влияют на ребенка изо дня в день.

В семье происходит самый важный и неповторимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка, разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение его к человеческой культуре. Ведущими факторами в формировании личности ребенка являются: нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль, то есть социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка – первый образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений. В семьях с прочными контактами между взрослым и ребенком, уважительным отношением к детям у последних активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность.

Особую роль играет семья в воспитании дошкольника. Это первая среда, формирующая его личность. Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влиянию среды. В этом возрасте создается основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение. Семья для дошкольника – это тот социальный мир, в котором он приобщается к социальной жизни, узнает нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности.

В семье ребенок получает представление о семейных ролях, он усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей.

Психологи считают, что одна из наиболее примечательных особенностей психического склада ребенка – постоянное стремление иметь перед собой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Ребенок, если он может делиться своими радостями и огорчениями с родителями, обретает большую уравновешенность, уверенность, психологическую стабильность.

Но не всегда семья оказывает положительное влияние на детей. Отрицательно сказывается конфликтная атмосфера семьи, постоянные ссоры между членами семьи. Педагоги говорят о такой парадоксальной ситуации, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошим материальным достатком, относительно высокой культурой родителей, и наоборот, в плохо обеспеченных семьях, у родителей с низким уровнем образования воспитываются хорошие дети. Очевидно, что ни материальные условия, ни педагогические знания родителей не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой напряженной атмосферы семьи.

Основа семейного воспитания –это эмоциональный характер отношений, который выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Особо ярко проявляется привязанность матери к своему малышу, которая вначале обусловлена биологически, но постепенно все более и более окрашивается социально значимыми чувствами. Любовь малыша к матери не дана ему от рождения, однако постоянное близкое общение с нею вызывает ответную любовь, которая сохраняется на всю жизнь. Ребенок ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радость и удовольствия исходят от родных. Безразличие родителей, не удовлетворяющих стремление ребенка к общению, к совместной эмоционально окрашенной и значимой деятельности, приводит к задержке социализации личности, то есть замедлению усвоения норм, правил, привычек социального поведения и даже к формированию асоциального поведения.

Особенности семейного воспитания – постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи.

Воспитательный процесс в семье – это явление, не имеющее начала и конца, осуществляемое постоянно, словом и делом, поступком и интонацией. Ведущими педагогами и психологами доказано, что чем выше образование и культурный уровень родителей, тем более совершенными методами они пользуются в воспитании детей. Это может быть личный пример, организация совместной деятельности, более гибкая система поощрений, наказаний. У образованной матери, которая проводит с ребенком хотя и меньше времени, но более интенсивно организует содержательный досуг в семье, с детьми устанавливаются дружеские отношения. Сам факт увеличения количества времени для общения родителей и детей не дает положительных результатов, не обогатит общения в случае духовной неподготовленности взрослых устоявшихся привычек, стереотипов отношений между родителями и детьми.

В семье имеются объективные возможности для естественного включения ребенка в ее бытовую, хозяйственную деятельность, в совместный отдых, в общественно-полезную деятельность (во дворе дома, в детском саду, опосредованное приобщение ребенка к труду родителей: если ребенок, как и другие члены семьи, выполняет трудовые обязанности, живет интересами и заботами семьи, то он становится действительно полноправным членом семейного коллектива, привыкает уважать труд матери, отца, что способствует воспитанию у него заботливости, ответственности, трудолюбия. Трудовое воспитание детей в семье оказывает положительное влияние на семейные взаимоотношения родителей и детей. Приобщая ребенка к домашнему труду, к совместной деятельности с взрослым, родители способствуют развитию коллективистской направленности его поведения и среди сверстников.

Семья представляет собой разновозрастную социальную группу, где, как правило, совместно проживают 2-4 поколения, имеющих разную жизненную позицию. Члены семьи оказывают друг на друга влияние, представляя собой малую социальную группу. Семья – не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее их реализовывать. Семейное воспитание необходимо и для самой семьи, так как при этом обогащаются внутрисемейные связи, расширяется круг интересов семьи, родители как бы имеют возможность возвращаться к пройденным этапам своей жизни.

Воспитательная функция семьи зависит и от ее структуры, т. е. строения семьи, выступающей как единство устойчивых взаимосвязей между ее членами. Семья с ее порядком является для ребенка основой построения соответствующих понятий, это государство в миниатюре. Выделяются разные семьи по структуре, например неполная семья, состоящая из ребенка и одного взрослого, чаще всего матери; двух- и трехпоколенные семьи, когда совместно проживают несколько поколений

В семьях наиболее часто наблюдаются два полярных характера воспитания – авторитарное и свободное. Авторитарное воспитание – это тактика диктата, неприятия даже вполне обоснованных требований детей, их потребностей, интересов, не признание права ребенка на самостоятельность. Такие родители злоупотребляют ограничениями, требуют беспрекословного себе подчинения. В качестве примера можно привести типичную реакцию родителей на справедливые настояния ребенка: «Замолчи! Делай, как тебе говорят! Отстань!» и т. п. В таких условиях дети, особенно мальчики, растут либо агрессивными, либо безвольными. Частые запреты отрицательно влияют на психику детей.

Родители, которые придерживаются принципа свободного воспитания, считают, что ребенок должен развиваются без ограничений, обязанностей. В условиях вседозволенности может сформироваться личность, не умеющая сдерживать свои желания, принимать во внимание права и интересы других людей. Многие родители думают, что неприятности с детьми происходят «вдруг», но это «вдруг» подготовлено и обусловлено целым рядом обстоятельств, которых они не замечали.

Родители, уважающие личность ребенка, считаются с его мнением, потребностями, интересами, стремятся понять смысл его поступков, посмотреть на ситуацию его глазами. В. А. Сухомлинский писал о своей твердой убежденности в том, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникать в духовный мир ребенка. Беду многих учителей он видел в том, что они забывают: ученик – прежде всего живой человек, вступивший в мир человеческих взаимоотношений. Эти мысли известного педагога относятся и к родителям.

Исследователями семьи выделяется целый ряд причин, влияющих на результативность семейного воспитания. К ним относятся:

– отсутствие у родителей программы воспитания, стихийный характер воспитания и обучения ребенка, отрывочность педагогических знаний, непонимание возрастных особенностей, потребностей ребенка, представление о дошкольнике как об уменьшенной копии взрослых; непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не поведение и деятельность ребенка, а его личность;

– однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения взрослых с детьми;

– неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании, а также влиянием на детей всего уклада жизни семьи, личного примера взрослых. Выявлены наиболее типичные ошибки родителей, например ребенка обманывают, чтобы добиться от него послушания, к нему применяют физические наказания, не соблюдают последовательность в предъявляемых требованиях, жесткость к ребенку сочетают с попустительством.

О необходимости оказания семье педагогической помощи говорится в ряде работ (Е. П. Арнаутова, Л. В. Загик, О. Л. Зверева, Т. А. Маркова и др., в которых подчеркивается важность учета особенностей условий семейного воспитания, направленности этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последние эффективно использовать. В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи – как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

Источник