Значение труда как фактора развития личности ребенка

Значение труда как фактора развития личности ребенка thumbnail

        Значение труда в формировании личности ребёнка.

        Ведущая деятельность взрослых — труд.

        Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважения к людям труда — важная задача дошкольных учреждений.

        Трудовая деятельность несёт в себе богатые воспитательные возможности. В процессе такой деятельности при целенаправленном руководстве взрослого у детей формируется трудолюбие, ответственность, целеустремлённость, организованность, чувство коллективизма и многие другие нравственные качества человека.

        Труд даёт реальный, зримый результат. При этом под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное его воплощение — сделанную поделку, сшитую игрушку, но, что очень важно в воспитательном отношении, своего рода «моральный продукт» — ребёнок видит: его действия приятны другому, помогают, вызывают благодарность, доброжелательность. Такое эмоциональное подкрепление, заключённое в результате труда, составляет главную педагогическую ценность.

        Большое значение имеет содержание детского труда. С этим связаны его доступность, интерес к труду, качество его выполнения. «Жизнь убеждает тысячу раз в том, — писал В. А. Сухомлинский, — что подготовка ребёнка к отрочеству и юности невозможна без труда, но труд должен быть особенным — таким, который материализует тончайшие движения души».

И наконец, для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует давать детям не только сумму трудовых навыков, но и направлять их трудовые усилия на общественно-полезную работу, в которой рождается первое чувство важности своей деятельности для других, понимание своей связи с участниками коллективного труда.

        В труде формируются дружеские взаимоотношения между детьми. Они характеризуются проявлением доброжелательности, умением уступить, оказать услугу, предложить помощь. В совместном труде у дошкольников зарождаются деловые взаимоотношения. Правильное формирование дружеских и деловых взаимоотношений детей влияет на качество коллективных взаимоотношений.

        В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения, имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении и, что очень важно, видеть жизненную необходимость, оправданность таких нравственных норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.

        Важно поощрять проявление детьми инициативы, активности, самостоятельности, привлекать внимание всех к достижениям каждого ребёнка.

        В тесной связи с собственным трудом детей должен идти процесс ознакомления их с трудом взрослых и воспитания положительного отношения к человеку- труженику.

        В практике при ознакомлении с трудом взрослых уделяется внимание самому процессу труда и его содержанию. Важно формировать у детей представление о коллективном труде и его общественной значимости. В результате у дошкольников зарождается положительное отношение к собственному труду.

        Известно, что дошкольники склонны к подражанию. Эта характерная особенность возраста при правильном её использовании может оказать существенное влияние на нравственное воспитание. Очень важно в самом начале дать ребёнку правильный ориентир, кому подражать, на кого стремиться быть похожим.

        Для того, чтобы ознакомление с человеком- тружеником стало средством нравственного воспитания и влияло на формирование желания трудиться, необходимо сделать этот образ эмоционально близким ребёнку, привлекательным, показать такие черты конкретного человека, как доброта, отзывчивость, жизнерадостность, ответственность, готовность помочь людям, ловкость в работе.

        Содержание и формы ознакомления с трудом, с человеком труда могут быть разнообразными. Они связаны с возрастом детей. Однако единым правилом должно быть воспитание такого отношения к труду, которое способствовало бы появлению у ребёнка желания трудиться.

Источник

Трудовая деятельность в формировании личности ребенка и ее особенности у детей средней группы

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Наряду с физическим, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием трудовое воспитание также очень важно для всестороннего развития дошкольников. Оно оказывает влияние на общее развитие ребёнка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

Трудовое воспитание по праву считается стержнем нравственного воспитания, так как направленно на формирование таких личностных качеств, как трудолюбие, уверенность, настойчивость и т.д. Для того чтобы у детей формировался истинный интерес к труду, желание включаться в выполнение того или иного задания, следует, как отмечают многие исследователи (Р.С. Буре, Т.Н. Година, В.К. Нечаева, Я.З. Неверович, В.И. Логинова, С.А. Козлова и др.), знакомить детей с трудом взрослых, формировать желание помочь трудящемуся человеку и воспитывать уважение к его труду.

Немаловажную роль в развитии мотивации играют и эмоции, превращающиеся, по словам А.Н. Леонтьева, в мотив поведения, в побуждение к действию. Следует исходить из положения А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина о том, что поведение детей дошкольного возраста в большей степени регулируется эмоциями, чем рассуждениями.

Труд дошкольника, безусловно, отличается от труда взрослых: это не столько общественно-значимый продукт, сколько результат, который ценен в основном лишь для самого ребенка. Не нужно бояться приобщать дошкольника к различным видам трудовой деятельности – труд для ребенка привле­кателен, поскольку он удовлетворяет стремление к самостоятельности. Ребе­нок с особым удовольствием выполняет ту деятельность, в процессе которой он может решать проблемы, преодолевать трудности, создавать что-то по­лезное, достигать конкретного результата.

Читайте также:  93 школа центр развития ребенка

В этот период проводятся углубленные исследования проблемы трудового воспитания (В.Г. Нечаева, Е.А. Радина, Г.Н. Година, Р.С. Буре, А.Д. Шатова, В.И. Логинова). В них изучалось содержание, средства, методы, организация труда и его роли в воспитании личности ребенка дошкольного возраста. В работах В.Г. Нечаевой и её последователей раскрываются особенности детского труда, форма его организации. Авторы отмечают, что, воспитывая у детей любовь к труду, необходимо помнить о сущности процесса труда. Дошкольников надо учить ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат в соответствии с поставленной задачей. Если в действиях ребёнка прослеживаются эти моменты, можно говорить о складывающейся трудовой деятельности.

Способность в течение определенного времени делать одну и ту же ра­боту, доводить ее до конца и добиваться результата, преодолевать возни­кающие трудности, работать сосредоточенно и не отвлекаясь — это основное условие успешной учебной деятельности в школе. Именно по этой причине труд является важным средством, с помощью которого можно целенаправ­ленно укреплять волю детей. По мнению Н.Н. Подьякова, для этого следует:

  • надлежащим образом мотивировать труд ребенка и в процессе рабо­ты поощрять его;

  • заинтересовать трудовыми действиями, работой с материалами и инструментами, обеспечивать привлекательность результатов труда;

  • представлять дошкольнику возможность видеть конкретный результат своего труда;

  • следить за соответствием продолжительности работы возрасту ребенка;

  • побуждать ребенка трудиться вместе со взрослыми или со сверстниками;

  • обеспечить необходимую организацию трудовой деятельности;

  • в процессе труда оказывать ребенку помощь, контролировать качество выполнения им трудовых действий .

Воспитательное значение труда заключается также в том, что в процес­се трудовой деятельности формируются трудолюбие, честность, ответствен­ность, самостоятельность, целеустремленность, скромность, инициативность, решительность, настойчивость и другие нравственные качества.

Дошкольники хотят делать все, что делают взрослые, однако часто не заканчивают работу, прерывают ее, отвлекаются, поскольку у них еще слабо развиты волевые процессы. Для формирования у детей положительного отношения к труду существенную роль играет совместная со взрослым трудовая деятельность, где взрослый является примером для ребенка (С.Н. Теплюк). Участие взрослого повышает интерес детей к этим трудовым процессам, воспитывает ответственность за выполнение порученного дела, стремление довести начатое до конца, позволяет расширить содержание трудовой деятельности.

Их формирование наиболее эффективно протекает в тех случаях, когда дети оказываются в условиях и ситуациях, аналогичных условиям труда в обществе, т.е. когда в основе трудовой деятельности ребенка лежат те же нравственные отношения, которые характерны для жизни взрослых, когда ребенок чувствует себя членом коллектива. Интерес к труду людей, добросо­вестность и ответственность как проявление уважения к трудящемуся чело­веку, дисциплинированность и целеустремленность умение поступаться своими интересами ради общего дела, инициативность, организованность, бережливость и другие качества, наилучшим образом формируются в кол­лективе. Сравнивая способы и, главное, результаты труда, ребенок учиться объективно оценивать свой вклад и вклад окружающих людей в общее дело. Основными видами трудовой деятельности старших дошкольников являются самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд и доступный труд по уходу за животными и растениями.

Рассмотрим подробнее, как различные виды труда влияют на развитие нравственно-волевых качеств дошкольника. Известно стремление дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в дея­тельности, в которой ребенок проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Ребенок еще не осознает, что его трудовая деятель­ность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затруднять других людей заботой о себе. Ребенок не понимает, что тем самым он прояв­ляет заботу о них. Такой мотив младших дошкольников формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от не­го определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости. Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость. У 5 6 летнего ребенка навыки самообслуживания, приобретенные ранее, совершенствуются.

Из активного взаимодействия со взрослыми возникает потребность ак­тивно действовать самостоятельно, независимо, что свидетельствует о появ­лении произвольности. Ребенок постепенно начинает понимать, в чем состо­ят обязанности по самообслуживанию, почему их следует выполнять и т.д.

Очень важно не злоупотреблять отрицательной оценкой, т.к. это может вызвать негативное отношение к труду. Ребенок должен четко знать, какую работу он может сделать самостоятельно, какую – под руководством взрос­лых и на какую должен получить разрешение. Дело взрослых – организовывать труд таким образом, чтобы он был интересен ребенку и помогал формировать у него активные, нравственные ориентиры.

Как показывают исследования Я.З. Неверович, Е.И. Радиной, В.Г. Не­чае­вой, В.В. Кондратовой на результаты труда положительно влияют не только непосредственное общение детей с взрослыми, но и со сверстниками. Труд оказывает не только положительное влияние на формирование поведения ребенка, но и решает задачи трудового воспитания: происходит становление отношения к труду; воспитывается трудолюбие, ответственность, организованность; умение ставить цель и находить пути ее достижения; получать результат, соответствующий цели; ребенок учится преодолевать определённую физическую нагрузку.

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка кратко

Источник

Значение трудового воспитания в развитии личности дошкольника.

Значимость трудового воспитания трудно переоценить в плане формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста. Для того чтобы сформировать у ребёнка положительное отношение к труду, чрезвычайно важно, чтобы он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребёнка обязательно должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению. Именно этим требованиям отвечают продуктивные виды деятельности — конструирование и различные виды рукоделия, — в отличие от бытового труда, в котором часто исключён момент созидания, что лишает его привлекательности для ребёнка.

Формирование предпосылок трудовой деятельности и положительного отношения к ней более целесообразно осуществлять в процессе занятий с детьми разнообразными продуктивными видами деятельности и в ходе организации их самостоятельной практической работы.

Младшему дошкольнику замотивированный, интересный трудовой процесс приносит радость.

Ребёнок старшего дошкольного возраста может сделать что-то реальное, поставить чёткую цель и добиться качественного результата. Он владеет многими навыками и умениями, необходимыми для выполнения различной работы, и у него сложилась чёткая структура деятельности. Получение результата становится для ребёнка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок старшего дошкольного возраста получил в продуктивной деятельности результат, чувствовал гордость и удовлетворение от выполнения сложной работы. Предлагаемые виды работы должны лишь немного опережать возможности детей, чтобы они смогли овладеть новыми способами, или же основываться на уже приобретённых детьми навыках и умениях;

Педагогу важно поддерживать у ребенка уверенность в своих силах, одобрять и поощрять проявления настойчивости, терпения, желание довести работу до конца; поддерживать усилия детей на выполнение настоящего дела и получение практического результата.

1. Современные требования к организации трудового воспитания детей дошкольного возраста

В современных условиях формирования растущей личности будущего гражданина особая роль отводится трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. В системе дошкольного образования посильный труд, связанный с жизнью ребенка в детском саду и дома, с его интересами и потребностями является одним из основных видов деятельности и важным воспитательным средством.

Главная задача трудового воспитания — формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей трудовой деятельности, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить в труде цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий поставленной цели. При этом необходимо строго учитывать особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста, их возрастные и индивидуальные особенности.

Каковы же основные условия формирования у ребенка сознательного отношения к труду, для формирования умения сознательно ставить цель труда, каковы методические приемы развития у ребенка способности планировать работу и достигать результат?

1) Постановка цели. Цель перед ребенком дошкольного возраста вначале ставится педагогом. Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления, быть посильна ребенку. Особую роль в формировании целенаправленной трудовой деятельности имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

Мотивы трудовой деятельности следует рассматривать в развитии, по мере накопления ребенком опыта трудовой деятельности, практических умений и навыков работы. Мотивы делят на внешние и внутренние, личные и общественные.

2) Планирование труда. В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять дети с 5 лет. Умение планировать деятельность складывается постепенно из тех простых действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности. Но уже со второй младшей группы можно приучать детей к определению последовательности работы (элементарное планирование): перед прогулкой убрать игрушки (кукол посадить на свои места, кубики сложить в коробки); перед мытьем рук сначала закатать рукава, затем намочить руки водой, затем намылить мылом, потом смыть мыло под водой и насухо вытереть руки полотенцем. Последовательность действий определяется педагогом, дети постепенно приучаются придерживаться этой очередности в работе. На основе этих элементарно простых подходов к планированию действий маленького ребенка постепенно подготавливается возможность для перехода к более сложным формам планирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Следует отметить, что без обучения у детей долго не складываются умения планировать работу, сохраняется примитивное манипулирование предметами для труда.

Очень важным моментом в планировании труда является определение логической последовательности трудовых действий, представляющее для ребенка простейший план деятельности (использование моделей последовательности умывания, дежурства, одевания на прогулку, процесса закаливания). При отсутствии навыков планирования ребенок становится на путь проб и ошибок, что приводит к бесцельной трате энергии, вызывает чувство неудовлетворенности полученным результатом. Чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, необходимо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагаются вопросы: «подумай, как ты будешь это делать? С чего начнешь работу? Какие инструменты тебе будут нужны? Сколько и какие материалы тебе понадобятся?»

Читайте также:  Развитие ребенка от года до двух книга

Следует ставить детей в условия необходимости предварительно обдумывать процесс деятельности. Если задача ясна, то дети старшего дошкольного возраста выполняют предложенную работу самостоятельно и успешно.

3) Результат труда. Трудовая деятельность всегда предполагает целесообразную направленность усилий на достижение результата. В этом состоит особенность труда.

В труде результат — обязательный компонент деятельности. Но его достижение нельзя рассматривать как главную задачу, ради которой эта деятельность организуется в детском саду. Достижение результата имеет значение, прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду. Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. Большое педагогическое значение в воспитании у детей интереса к труду имеет сравнение результатов их деятельности. Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. Воспитывая интерес к труду у детей дошкольного возраста, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Важно, чтобы ребенок осознавал свои достижения. Эти достижения следует отмечать и доводить до сведения всех воспитанников.

Виды труда

Вне зависимости от реализуемой в ДОУ или в группе образовательной программы дети дошкольного возраста должны овладеть следующими видами труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

1. Труд по самообслуживанию (навыки одевания, еды, пользования туалетом). Начинается со второй младшей группы. Перечень КГН и навыков самообслуживания достаточно полно приведен в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой.

2. Хозяйственно — бытовой труд. II младшая группа — дежурство по столовой со второй половины учебного года; мытье игрушек, стирка кукольного белья, уборка игрушек, мытье стульчиков — со средней группы. Во второй младшей группе используются поручения, выполнение которых организуется совместно с педагогом (кормление рыбок, поливка растений, рыхление, расстановка игрушек). В старшем возрасте дети самостоятельно наводят порядок в игровых уголках, стирают кукольное белье, моют детскую мебель.

3. Труд в природе (в уголке природы и на участке). Начиная со второй младшей группы, дети учатся ухаживать за растениями и животными, понимать значимость действий человека по отношению к живым объектам.

4. Ручной труд. Используется в старшем дошкольном возрасте.

Современные педагогические технологии в организации труда детей дошкольного возраста

Для формирования навыков трудовой деятельности сегодня необходимо использовать современные педагогические технологии, позволяющие оптимизировать процесс обучения детей трудовым навыкам и умениям. В качестве таких технологий можно использовать:

· модели последовательности выполнения трудовых действий (умывания, закаливания, дежурства, одевания на прогулку),

· модели последовательности работы в уголке природы (полив растений, перевалка или пересадка растений, уход за животными уголка природы),

· модели по организации хозяйственно-бытового труда,

· схемы и алгоритмы трудовых действий (на огороде, на участке),

· модель трудового процесса (цель, оборудование, действия, результат),

· модели последовательности выполнения трудовых действий (умывания, закаливания, дежурства, одевания на прогулку).

Они могут быть вначале работы цветными, более узнаваемыми, а затем — все более схематичными.

· Модели последовательности работы в уголке природы (надеть фартук, приготовить рабочее место, подобрать необходимый инструмент).

· Модели ухода за разными видами растений (полив растений, перевалка или пересадка растений, высадка семян, рассады, подготовка почвы к посадкам).

· Модели уход за животными уголка природы (отдельно по каждому животному в зависимости от его потребностей, особенностей проживания и питания).

· Модели по организации хозяйственно-бытового труда (последовательность мытья игрушек, стирки белья для кукол, мытья кубиков).

· Схемы и алгоритмы трудовых действий на огороде, на участке (схема подготовки земли к перекопке, схема последовательности посадочных работ, схема ухода за огородными растениям) (на каждую грядку с растением — своя схема).

· Общая модель трудового процесса (цель, оборудование, планирование, действия, результат).

· Кроссворды по знакомым растениям и правилам ухода за ними

· Развивающие пособия по организации разных видов труда.

Список литературы.

1.Буре Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться.- М., 1983

2.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.-64с.

3.Коломинский Я. Л. Психология совместного труда детей. — Минск. 1987.

4.Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников /. — М.: Просвещение, 2002. — 271 с.

5.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.-128с.

Источник