Значение традиций в духовном развитии ребенка

Значение традиций в духовном развитии ребенка thumbnail

Духовное формирование личности ребенка
происходит путем присвоения им общественно
исторического опыта человечества в процессе
предметно практической деятельности. Народные
традиции выступают как образцы, в которых
сосредоточены лучшие черты, качества личности,
нравственные эталоны. В традициях фиксируются
исторически сложившиеся нормы и принципы,
отношения, взаимоотношения, идеалы. Выступая как
коллективная память, традиции являются
неотъемлемым элементом этнического сознания.

Такой памятью выступают, прежде всего, духовные
ценности, устные, письменные произведения
народного творчества, художественно-прикладное
искусство.

До недавнего времени в педагогической теории и
практике недостаточно учитывались национальные
особенности, традиции, обычаи, опыт народной
педагогики. Вместе с тем, еще К.Д.Ушинский
отмечал: “Воспитание, если оно не хочет быть
бессильным, должно быть народным, должно быть
пронизано народностью”.

“У каждого народа, — писал К.Д.Ушинский, — своя
система воспитания. Опыт других народов в деле
воспитания есть драгоценное наследие для всех,
но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной
истории принадлежит народам”.

В настоящее время возникло особое направление
в педагогической науке – этнопедагогика,
изучающая народный опыт воспитания детей.

Народная педагогика представляет собой
совокупность педагогических сведений и
воспитательного опыта, сохранившихся в устном
народном творчестве, обычаях, обрядах, детских
играх.

Духовное богатство народа очень тесно связано
с народной педагогикой, нравственными
проповедями.

Вопросы особенности воспитания детей в
народных традициях интересовали просветителей,
педагогов во все времена.

Так, основатель педагогики, “отец
педагогической науки” Я.А.Коменский уже в своей
первой работе “Сокровища чешского языка”
проявил стремление служить своему народу. Изучая
жизнь своего народа, он исследует историю,
записывает чешские пословицы.

В его лучших произведениях – “Мудрость старых
чехов”, “Правила поведения, собранные для
юношества в 1653 году” и других – выражается
глубокое уважение к педагогической культуре
народа. Из неё он черпал идеи о воспитании.

Подчеркивая важность обучения детей на родном
языке, Я.А.Коменский указывал на необходимость
вооружения знаниями, связанными с жизнью народа.

Осмыслив народные традиции воспитания, великий
педагог – гуманист включил их в свою
педагогическую систему.

От Я.А.Коменского к новейшим педагогическим
исканиям второй половины 19 начала 20 века
проложил путь К.Д.Ушинский.

Этнические проблемы воспитания имели
продолжение и в советский период, поддерживаемые
Н.К.Крупской, А.В.Луначарским, А.С.Макаренко.

Этнопедагогика, традиции, народная культура,
являются связующей нитью между поколениями,
между школой и жизнью.

Ведущей идеей этнопедагогики является
достижение гармонии природно-биологического,
социального и духовного в развитии человека.

Важнейшее в воспитании детей – это бережное
отношение к ценностям, созданным трудом человека
и природой.

У крестьянина издревле обожествлялась земля,
вода, хлеб. Поэтому в народе укоренились обычаи,
связанные с хлебом. Например, пробовать хлеб
считалось выражением искреннего уважения к
хозяину, любая клятва закреплялась богом и
хлебом и т.п.

Многие народные пословицы учат молодежь быть
бережливыми, трудолюбивыми: “Хлеб натопчешь, –
бог накажет, – земля проглотит”. В этой традиции
проявляется чувство любви к своей земле, к ее
плодам, результатам труда человека, — чувство,
присущее каждому народу.

В воспитании большое значение имеет
преемственность поколений. Чем теснее и глубже
эта преемственность, тем лучше для воспитания
детей. Укрепление преемственности поколений
происходит на вековых гуманистических традициях
народа. А традиции – это все то, что унаследовано
от предшественников (ценности, нормы, образцы
поведения).

Традиции — это осознание принадлежности к своим
корням. Чем дальше, глубже в прошлое проложены
эти корни, тем сильнее они. Это основополагающий
принцип народного воспитания.

Народ хотел видеть в каждом ребенке комплекс
социально-этических качеств. Еще в ранних
произведениях народного творчества были четко
сформулированы представления народа о личности
современного человека, развитие которой должно
осуществляться мудрой триадой: “ум”,
“доброта”, “трудолюбие”.

Народное воспитание имеет свою основу в опыте и
сложившихся традициях. Народный воспитатель все
это делал и делает в процессе практической
деятельности, поучая или показывая (“Делай как
я”).

Богатые народные традиции, доставшиеся нам по
наследству, традиции уникальные, потеря которых
невосполнима. Они нуждаются, как и наша земля, в
защите и восстановлении. Порвав с духовными
традициями, мы убивали в себе человека,
нравственную опору, творческие способности.
Поэтому народные традиции, обычаи,
социально-этической нормы выступают ведущими
факторами воспитательного процесса, оказывают
огромное влияние на формирование личности
ребенка.

Раскрытие социально-психологического смысла
народных традиций как сложного функционального
фактора формирования
мотивационно-потребностной сферы ребенка есть
условие его социального развития. Народные
традиции представляют собой важнейший фактор,
обеспечивающий организующее действие и
индивидуализацию этнического общества. Народные
традиции обеспечивают особую психологическую
среду, выступая важнейшим средством воспитания
растущих детей.

Высокая эффективность народной педагогики – в
ее конкретном воздействии на личность. Отсюда и
естественность включения воспитательных идей
народа в учебно-воспитательный процесс
современной школы.

Эффективность использования народных традиций
зависит не только от понимания их роли, но и от
умения воспитателя использовать все ценное, что
они в себе заключают в общем контексте
педагогических воздействий.

В народной традиции ведущее место занимает
подготовка к труду и выбору жизненного пути.

С раннего детства через игры, забавы старшие
учат младших социальным отношениям, общению,
добротворчеству, воспитывая и обучая
одновременно.

В настоящее время утрачены в большинстве своем
традиционные виды деятельности.

В России, однако, в некоторых местах: в поселках,
деревнях – есть необыкновенные островки жизни,
где сохранились крестьянские обычаи, старинные
праздники, обряды. Гений народа создал свою
культуру, собственную, неповторимую. Памятью об
этой культуре еще будет воспитываться не одно
поколение современных людей, всегда черпая из
неё вдохновение, радость творчества.

Информация о минувшем, заложенная в наследии,
представляет не только познавательный интерес,
она, как генетический код, во многом
предопределяет грядущее.

В среде, порождаемой человеком, живут два
начала. Одно вызвано необходимостью
удовлетворить нужды физического бытия человека,
— это область цивилизации. Второе – духовное
начало, — область собственно культуры,
сохранившая духовный потенциал.

Сейчас особенно остро стоит вопрос о
сохранении и реанимировании наследия и
приобщении к этой проблеме детей. Кто и как будет
общаться с наследием предков после нас?

Творческое приобщение детей к данной проблеме
может оказать серьезное воздействие на
формирование нового общественного сознания,
предотвратить нравственную и духовную
деградацию, развить творческий потенциал
личности и национальное самосознание.

Ведь не хлебом единым жив человек. И как бы ни
банально звучала эта истина, лишь культурный и
образованный человек сможет активно участвовать
в творческом процессе возрождения национальной
культуры и вхождения ее в мировую цивилизацию.

Само общество должно осознать, что
многовековая уникальная культура народов
России, приобщение к ней подрастающего поколения
может стать мощным стимулом общественного
прогресса, надежным источником
социально-экономического развития.

Так, следуя укладу жизни общества, его
многовековым традициям, формируется личность
растущего человека.

Значение народных традиций как важной части
воспитания в современном мире общепризнанно.
Свидетельство тому, например, целенаправленная
деятельность многих международных организаций.
Возрождению и изучению народных традиций
посвящена деятельность Международного совета
организаторов фольклорных фестивалей. Одна из
основных задач – сделать народное искусство
средством всемирного понимания и общения.
Поддерживая преемственность народной традиции,
члены этой организации придают большое значение
участию в фольклорных фестивалях детей.

Фольклор и его традиции являются отражением
коллективного разума, накопленного опыта жизни.
В каждой стране история и опыт обращения к
фольклору в общей системе воспитания связаны с
историей и культурой своего народа.

В истории России отношение к народному
искусству неоднократно претерпевало
существенные изменения. Со времени принятия
христианства народное искусство, взросшее на
почве язычества, во многих своих направлениях
подвергалось гонениям.

Ф.Буслаев, русский философ и искусствовед,
исследовавший, древнюю литературу и ее время,
писал: “Петь песни, рассказывать сказки и басни
почиталось делом языческим, забавою
дьявольской… к бесовским играм причисляются:
плясание, гудьба, т.е. музыка, песни бесовские и
жертва идольская. Песни бесовские – народные
песни вообще”.

Официальное отношение к фольклору как “забаве
дьявольской” сохранялось на протяжении всего
средневековья.

Переломным в русской культуре является 17 век,
это сказалось и на отношении к фольклору.

Народная педагогика на протяжении многих веков
и вплоть до наших дней играет огромную роль в
воспитании детей. Нравственная коллективная
мудрость и эстетическая интуиция вырабатывают
национальный идеал человека. Идеал этот
гармонично вписывается в общемировой круг
гуманистических идей.

Важно научить молодое поколение комплексному
подходу, умению увидеть весь спектр наследия, все
его грани и аспекты.

Составной частью наследия является
музыкальное искусство, театр, кинематограф,
памятники литературы и искусства и др. Но главное
все же – дети; главное – человек, как носитель
наследия.

Возрождение культуры – дело поколений,
разрушение – дело дней, часов, минут… Начинать
надо сегодня, немедленно. Начинать надо в семье, в
школе.

Внимание к народной культуре в системе
школьного образования приведет нашу педагогику
к более значительным успехам в деле
эстетического и художественного воспитания
детей, приобщению их к традиционному народному
искусству; поможет привить каждому ребенку
любовь к творчеству, к прошлому своего народа.
Приобщение детей к народным традициям во всем
своем многообразии требует выхода за пределы
класса, за пределы типового иерархического
отношения между учителями и учениками.
Наибольшие возможности в создании ситуации,
приближенной к естественному бытованию жанров
народного творчества, заключает в себе
фольклорный праздник. Во время таких праздников
важно привлечь к народной традиции всех
участников, где все вовлечены в коллективное
действие.

Школьный фольклорный праздник – это как бы
кульминация и своего рода проверка причастности
детей к народным традициям.

Праздники нужно использовать как средство
воспитания и развития растущего человека.

Источник

Кондрашева Юлия Викторовна
Роль духовно-нравственных традиций для развития ребёнка

Роль духовно-нравственных традиций для развития ребёнка.

Время, в которое мы живём, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой — возрастанием на этом фоне национального самосознания, интереса к духовной жизни.

В связи с этим остро ощущается необходимость улучшения нравственной атмосферы, развития духовной культуры народа. Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений играли и играют сегодня решающую роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

Нравственное, духовное формирование личности ребёнка происходит путём освоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, усвоения социально-этнических норм.

Эти нормы чётко зафиксированы в народных традициях и выступают как образцы. Народные традиции, в которых аккумулируется коллективное знание этноса, являются хранилищем коллективной памяти, проявляющей себя в формах духовной и материальной культуры: устных и письменных произведениях народного творчества, диалектной речи, художественно-прикладном искусстве. Поэтому их можно рассматривать как важнейший элемент формирования этнического сознания.

Традиции, которые складывались в течение многих сотен лет: уклад и дух жизни необходимы, чтобы сохранить русский народ.

Традиции всегда передавались из поколения в поколение. Вне традиций народ не может существовать, сохраняя своё лицо — он исчезнет.

По своей природе народные традиции гуманистичны, обращены к человеку. В них сфокусированы потребность в труде, гармония человека с природой, гуманистическое общение, проявление талантов и лучших качеств человека — достоинства, совести, милосердия, терпимости и других, которые составляют нравственные ценности всего человечества.

Народные традиции являются важнейшим фактором, обеспечивающим организующее действие, индивидуализацию духовно-нравственного опыта человечества. Они же создают особую ауру, которая позволяет самоутвердиться растущему человеку.

Наиболее естественно приобщение идёт в детском возрасте. С погружением ребёнка в стихию народных традиций закладывается фундамент, на котором формируются нравственные идеалы.

Если использовать традиции в воспитании ребёнка в качестве мировоззренческой основы, сформируется полноценная личность.

Традиции образовательных учреждений должны переплетаться с семейными и традициями социума. Если этого не произойдёт, то сформируется разочарование.

Дети — будущее нашей страны, и каким оно будет, зависит от нас.

Духовные ценности святой Руси, раскрываются в возвышенной православной этике, показывают черты русского характера: трудолюбие, совестливость, милосердие, любовь, взаимопомощь, жертвенность, святость. Именно эти характеристики — основа национального характера.

Традиции должны использоваться с учётом возрастных особенностей, разъясняться в доступной для детей форме (Празднование народных праздников, изучение месяцеслова и других форм, и должны претворяться в повседневной жизни.

Наши законодательные акты утверждают гарантии прав ребёнка получать знания и воспитываться с теми традициями, которые для него родные.

Для русского человека — эти традиции кроются в православии. Это и есть духовная среда России.

Великим педагогом К. Д. Ушинским написано, что прежде чем перейти к твёрдой пище, ребёнок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребёнка любить другие страны и народы, надо научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, духовно развитую личность.

Источник

Елена Василатий
Народные традиции в воспитании детей

Е. А. Василатий

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

МОУ «Чобручская СОШ №3»,

с. Чобручи Слободзейского района

«Воспитание, созданное самим народом и основанное

на народных началах, имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах, основанных на

абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»

К. Д. Ушинский.

Одним из важнейших условий формирования духовно-нравственных качеств младших школьников является приобщениям к народным традициям места, где проживает школьник, области, страны. Особенностью народных традиций является то, что в условиях изменяющегося мира они остаются неизменными целыми веками и столетиями, поэтому эти традиции проносят народную мудрость, опыт, нравственные ценности. Они имеют познавательную, культурную, развивающую, развлекательную и другие функции, которые представляют важнейший аспект в формировании духовно-нравственных качеств.

Изучение народных традиций всегда актуально, поскольку оно обращено прежде всего к духовному миру ребенка, к его настоящему и будущему. Через века и тысячелетия нам старались сохранить и передать народные традиции.

Изучение народных традиций как средство духовно-нравственных качеств стало приоритетным в современных условиях. Нельзя забывать, что истоком педагогики является народное начало. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных воспитательных традиций должно стать одним из основных направлений духовно-нравственного развития детей [1].

Истинная народная культура — это не только народное творчество, а это и история народа, его язык, обычаи и традиции.

Изучение народных традиций надо начинать с восстановления в памяти семейной и культурной. Развитие школы с использованием народных традиций, национального искусства, нравственно-эстетических идеалов народа — один из главных путей духовного воспитания всех членов ее коллектива [5].

Каждый творчески работающий педагог в состоянии создать свое проблемное поле руководства духовным саморазвитием младших школьников. Сама жизнь выдвигает перед педагогами новые проблемы, подсказывает иные формы работы, побуждая искать новые подходы и методы использования народных традиций [3].

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении драгоценностей мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной, личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А. И. Арнольдова, Н. А. Бердяева, А. Н. Дмитриева, В. И. Добрынина, М. С. Кагана, Н. М. Карамзина, Д. С. Лихачева, В. С. Соловьева, В. В. Розанова и др. [2].

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Поэтому, наша задача сегодня: помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память; уважительно относиться к своим древним корням; чтить и уважать память предков; систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда.

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.

Столь же высокая, как эстетика быта была нравственность у простого народа.

А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра. Ребенок счастлив, когда поет. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.

Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Образность – важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Важнейшей особенностью сказок является – дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

В сказках поднимаются многие проблемы народного воспитания.

Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах передачи национальной речи, быта, обычаев, в композиции [3].

Одним из средств народной культуры являются пословицы. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения. «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет», «Родительское слово мимо не молвится».

К пословицам примыкают поговорки. Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление, дающие ему выразительную эмоциональную оценку. Поговорки в отличие от пословиц употребляются только в связи с определенными лицами и их поступками, имеют свое совершенно конкретное содержание, представляют собой образно-эмоциональную характеристику людей, создают их яркие внешние портреты, передают внутреннее душевное состояние, т. е. те или иные качества человека, особенности его характера [4].

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Это величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры. «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!»

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему учитель должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной работе. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой.

Игра как способ педагогической деятельности заключает в себе большие возможности для формирования межличностной и инструментальной составляющей готовности к познанию, протекающему в условиях яркой эмоциональной окрашенности и социально-психологической комфортности обучения. [7,с. 14].

Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов.

Традиционны в народе многие праздники. Например, празднование Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию.

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.

Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Масленица – переломная пора, любимый народный праздник.

В наше время устраиваются ярмарки, фестивали, концерты, праздничные гуляния. Ну и, конечно, дома и в гостях, на школьном вечере и уличной ярмарке самое главное угощение – блины.

На масленицу дарили пряники с надписями: «Чин чина почитай, а подарок не забывай». На Пасху дарили друг другу крашеные пряники. Возвращение крестьянина с ярмарки ознаменовалось обязательными гостинцами.

Каждое время имеет свой, характерный для него подарок.

Обязательно дарение подарков на Рождество. Чаще всего это символические подарки – фигурки из теста, их полагается тут же съесть, на счастье. Поскольку этот праздник тихий, домашний, где за столом собираются только члены семьи и самые близкие, то можно подарить немудреные самоделки – вышивку, плетение, рисунки.

В последнее время самым распространенным подарком стали изделия художественного промысла, произведения народного искусства. Они возвращают человека к его корням, напоминают о связи поколений, о том, что он не первый на этой земле, и не последний, и что поэтому ответственен перед прошлым и будущем своей Родины. [6].

Традиция живет в старом и новом. Дети до сих пор любят старинный способ выбора считается в игре и придумывают новые.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях – это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой. [8].

У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. Поэтому в народе укоренились обычаи, связанные с хлебом, например, попробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину, любая клятва закреплялась богом и хлебом «Кто не уважает хлеб, тот ослепнет», «Хлеб натопчешь, бог накажет – земля проглотит». Эти пословицы внушают надежду на бережливость, трудолюбие, терпение. В этой традиции проявляется чувство любви к своей земле, ее плодами и результатами труда.

Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия.

Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране.

У каждого – свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно, ценить и понимать других людей. Важно ценить все народы Земли вместе со своими.

Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.

Библиографический список:

1. Овчаренко Л. А. Сценарии народных календарных праздников. / Волгоград. Учитель., 2009.- 136 с.

2. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Школьное воспитание. 2001. № 9. — С. 98-101.

3. Косарева В. А. Народная культура и традиции /В. А. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012 г. – 93 с.

4. Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России /Т. Ф. Кузина, Г. И. Батурина. — М.: Просвещение, 2001. — 276 с.

5. Кульневич С. В., Лакоцетина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоцетина. — Ростов н/Д: Учитель, 2002. — 159с.

6. Макаренко А. С. О воспитании в семье. — М.: Учпедгиз. — 1955. — 320 с.

7. Степанова С. В. Начальная школа. Москва. 2012. № 11 .с. -14-16

8. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1999. № 4. — С. 29-37.

Источник