Значение техники оригами для развития ребенка в дошкольном возрасте

Значение техники оригами для развития ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Людмила Нестерова
Оригами и его значение для развития детей дошкольного возраста

«ОРГАМИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Воспитатель МБДОУ ЦРР -детский сад № 7 «Золотой ключик» г. Альметьеск Республики Татарстан Шайхутдинова Гюзель Фагимовна.

«Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский.

Оригами (яп., букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Оригами – неотъемлемая составляющая древне – японской культуры. Учёные предполагают, что более тысячи лет назад изготовление фигурок из бумаги было частью священного ритуала, который посвящался богине милосердия Канон. Подобными фигурками украшали статуи богини, чтобы задобрить её и попросить о помощи.

Позже оригами прочно вошло в японский быт и стало не только частью религии народа Японии, но и неотъемлемой составляющей народных праздников.

Оригами есть на все случаи жизни – будь то радостное или печальное событие в жизни японца, какое-то торжественное мероприятие. Если японец покупает фигурку оригами в магазине, то её обязательно упаковывают в пакет определённого вида, так что, встретив прохожего с таким пакетом, сведущий человек может сразу определить, на какое мероприятие направляется незнакомец. Для японца мало сделать оригами, очень важно правильно упаковать его, так как внешний вид упаковки имеет не меньшее значение, чем сам подарок.

«Оригами» в переводе означает «сложенная бумага», и это на самом деле так. Многие считают, что сделать фигурку из бумаги достаточно легко, надо только использовать клей, ножницы и другие инструменты и материалы. Однако при изготовлении традиционного оригами допустимо пользоваться только бумагой и ничем больше (лишь при изготовлении кусудамы можно использовать несколько одинаковых модулей).

Первоначально для создания оригами использовался только лист бумаги, который надо было сложить определённым образом, чтобы в итоге получилась готовая фигурка. Традиционное оригами предполагает только складывание бумаги определённым образом, в результате чего получается фигурка. Это достаточно сложное мастерство, на овладение которым потребуется немало времени.

Позднее мастера оригами стали использовать более необычные способы изготовления фигурок, привлекая к работе клей, ножницы, мех, другие подручные материалы. Исключением из правил могут быть кусудамы и те фигурки, которые состоят из отдельных модулей.

После завершения работы над фигуркой её можно раскрасить – это допускается и в классическом оригами.

Существует огромное множество моделей оригами. Некоторые фигурки имеют схожий «механизм» складывания, так как состоят из одинаковых базовых фигур.

Самой распространённой фигуркой среди японцев является «японский журавлик». Не менее распространены среди местных жителей кусудамы (в переводе «целебный шар»). Именно при изготовлении этого вида оригами используется клей.

Кусудамы – очень красивые. По форме они напоминают шар, который состоит из нескольких модулей. Поскольку кусудамы делать достаточно сложно и состоят они из множества модулей, лучше к их изготовлению привлекать несколько человек.

Японцы искренне верят, что такие шары обладают чудодейственной силой и могут помочь больным. Также магическим свойством исцелять больных, по мнению японцев, обладает и «японский журавлик». Именно эта модель оригами стала международным символом мира, а ещё задолго до этого он считался залогом счастливой жизни, благополучия и успеха.

После того как оригами получило широкое распространение в Японии, оно прочно обосновалось в быту местных жителей. Они делали всевозможные кошельки, вазочки, коробочки и многое другое, что можно преподнести в подарок или использовать в повседневной жизни.

Изготовление фигурок из бумаги всегда представляло для людей большой интерес, но по – настоящему это проявилось лишь сравнительно недавно – каких -нибудь 3 – 4 десятилетия назад. Оригами стало модным видом искусства.

Кто бы мог предположить, что из обычного листа бумаги можно сложить сотни, если не тысячи самых разных фигурок?

Оригами – это один из способов самовыражения, может быть, поэтому оно получило такое широкое распространение среди школьников, студентов, творческих людей, оригами всё чаще используется в рекламных целях. Находятся и те, кто не останавливается на бумаге как исходном материале, а идёт дальше – на основе оригами изобретает новые виды искусства.

Фигурки – оригами можно делать тремя разными способами.

Предполагает складывание фигурок из одного листа квадратной формы без надрезов. Это традиционный способ, который используется чаще всего.

Предполагает складывание фигурок из листа прямоугольной и правильной треугольной формы.

Складывание фигурок из 3- х или 4- х одинаковых частей – модулей.

На первый взгляд, кажется, что сложить сложную красивую фигурку из простого листа бумаги невозможно. Однако подобные мысли часто посещают нас, когда мы сталкиваемся с любым новым делом. Никто не начинает знакомство с оригами со сложных изделий – вначале необходимо ознакомиться с техникой складывания базовых форм. Это самые простые фигурки – оригами, на основе которых складывают куда более сложные и необычные изделия.

Кроме того, прежде чем приступить к складыванию фигурок, следует познакомиться с азбукой оригами, которая включает основные условные обозначения, необходимые для работы. Без знания азбуки невозможно понять, что написано на схемах и как выполнить то или иное действие.

Изобретатель этого своеобразного букваря в мире оригами – японец Акира Йошизава. Это значимая фигура в мире оригами, ведь именно этот человек сделал его по-настоящему известным и поднял на новую высоту. Он начал развивать оригами как вид искусства в середине XX в., и с тех пор его описаниями создания фигур пользуются оригамисты всех стран.

А собственно, для чего оно нужно это оригами? Что оно даёт?

Как быстро летит время. Незаметно вырастают наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость.Нас поражает быстрота его успехов: вчера он ещё ничего не мог, а сегодня уже со всем справляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, первые проявления самостоятельности – это то, что характеризует развитие ребёнка.

«движение рук тесно связано

с речью и её развитием» —

В. М. Бехтерев.

Оригами пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами — волшебство, чудо и конечно, игра.

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии.Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. В. А. Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.К ним можно отнести:

— Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.

Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота его обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания.

Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать её качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами даёт для этого огромный простор – мелких движений не только много, они ещё и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти всё делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы всё делаем двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребёнка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат и т. д., происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и период их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Можно соединить занятие оригами с занятиями, с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это ещё далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы. Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.

Источник

Оригами в развитии ребенка дошкольного возраста.

Оригами – старинное искусство складывания из бумажных квадратов различных фигурок: животных, птиц, цветов, машин и др. предметов. В последние годы интерес к оригами сильно вырос. Это не удивительно, ведь складывание не только занимательный и интересный, но и чрезвычайно полезный процесс, особенно для детей дошкольников: занятия оригами помогают улучшить двигательные возможности руки и тем самым подготовить ее к овладению техникой письма.

Несколько слов об истории оригами.

Понятие оригами пришло из японского языка. Японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном смысле оно означает «сложенная бумага». Японцы понимают оригами как «искусство целого листа», т. е. изначальное его условие – неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание и складывание листа.

Искусством оригами японцы начали заниматься очень давно. Оно появилось практически вслед за изобретением бумаги. Первоначально оригами имело храмовое обрядовое значение. Древние японцы придавали бумаге магическое значение. Они считали, что рвать лист – это большой грех. Поэтому любые поделки выполнялись только из целого листа бумаги. Бумагу запрещалось надрезать, а тем более рвать.

Храмовым, обрядовым мастерством оригами оставалось очень длительное время. Это продолжалось до тех пор, пока производство бумаги оставалось засекреченным, и она была очень дорогим и редким материалом.

Истинно народным искусством оригами стало лишь в начале XII века. Производство бумаги значительно расширилось, и она стала более доступна широкому кругу людей.

Но первоначально бумажные фигурки и поделки оставались предметами ритуалов и обрядов народов азиатских стран. Их изготавливали к свадебным торжествам, ими украшали дом во время пиршеств или традиционных обрядов.

Позднее искусством оригами стали пользоваться самураи. Они изобрели способ сворачивания листа бумаги таким образом, что лишь только посвященный в тайны оригами человек , мог развернуть его, не испортив. На внутренней стороне такого листа писались секретные сообщения.

К началу XIV века мода на оригами захватила жителей стран востока настолько, что почти каждая зажиточная семья имела своего учителя-оригамиста, который обучал детей этому мастерству. Неумение выполнять поделки из бумаги считалось верхом невоспитанности.

В XIX веке, когда бумагу научились производить многие европейские страны, оригами стало очень модным среди европейских аристократов. Чуть ли не каждая семья имела свои секреты бумажного искусства, которые передавались из поколения в поколение.

Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально считалась родиной этого искусства. Именно здесь были изобретены все классические модели, которые используются по всему миру и по сей день.

На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX веке одними их первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством».

Историки утверждают, что многие известные миру люди занимались оригами всерьез. К их числу относят русского писателя Льва Толстого.

В прошлом веке оригами стало настолько популярным, что повсюду стали создаваться клубы и общества оригамистов. Новая волна увлечения древним японским искусством охватила мир после окончания Второй мировой войны. Восстановлению и возвращению оригами мир обязан известному мастеру-оригамисту Акире Йошизаве. Именно он посвятил себя восстановлению утраченного в ходе войны и изобретению нового в искусстве оригами. Он зафиксировал и отразил в точных чертежах все свои знания и опыт, разработал условные знаки и обозначения оригами, которыми и в настоящее время пользуются оригамисты во всем мире.

Значение оригами для развития ребенка-дошкольника.

Воздействие занятий оригами на формирование ценных качеств личности огромно. Большинство педагогов уверены, что оригами необходимо для полноценного развития ребенка, так как оригами:

— учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание.

— развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук.

— стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

— знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.

— формирует предметные представления: при складывании фигурок животных или растений дети учатся находить характерные особенности и детали того или иного цветка, птицы, животного.

— развивает глазомер, зрительно-моторную координацию.

— развивает восприятие цвета, формы, размера.

— развивает абстрактное и образное мышление, пространственное воображение.

— развивает аналитико-конструктивное мышление.

— учит ориентироваться на плоскости листа бумаги.

— развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

— способствует концентрации внимания и усидчивости, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

— способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей

— совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.

— способствует формированию добрых чувств к близким и дает возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками.

— влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

— позволяет детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные способности.

Особое внимание надо обратить на то, что занятия оригами в первую очередь направлены на развитие тонкой моторики, а тесная связь работы пальцев рук и развития умственных способностей и речи хорошо известна и описана в педагогической и медицинской литературе.

Оригами это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой либо одной. Именно поэтому складывание способствует повышению активности как левого, так и правого полушарий головного мозга. Это является благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегий взаимодействия полушарий. Медики утверждают, что занятия оригами влияют на психическое состояние ребенка, приводя его в здоровое равновесие; у детей снижается тревожность, что позволяет им легче адаптироваться к различным сложным ситуациям.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе обучения искусству оригами.

Оригами – очень полезный процесс для растущего детского организма, для гармоничного формирования личности, и вместе с этим, увлекательное занятие.

Систематические занятия с ребёнком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Общие рекомендации.

Несомненно, что самым сложным в исполнении и требующим немало терпения и времени является оригами традиционное, когда фигуры выполняются древним способом – сгибанием квадрата без помощи ножниц и клея.

Многие народы стран Запада все чаще используют аналитический способ оригами. Он состоит в том, что поделку выполняют из двух или нескольких одинаковых частей.

Сейчас все чаще можно встретить выражение «кирикоми оригами» — это ни что иное, как оригами с применением ножниц.

Складывание фигурок можно сопровождать познавательными рассказами различной направленности.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами, преобразует одну форму в другую. У детей формируются понятия «сторона», «угол», « вершина» и др.

При складывании педагог может сообщать детям информацию экологического характера, если это фигурки животных, птиц или цветов.

Занятия по складыванию фигурок оригами лучше проводить в соответствии с запланированной деятельностью по развитию речи, формированию целостной картины мира.

Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складывания бумаги, познакомиться с условными обозначениями, основными приемами складывания (См. Приложение ) и базовыми формами (См. Приложение ), которыми пользуются оригамисты всего мира, овладеть складыванием классических моделей. Умение складывать базовые формы позволит быстрее ориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приёмы её конструирования.

Чтобы заинтересовать детей, начать нужно с самого простого, чтобы пониманию ребенка было доступно то, что он делает и технически выполнимо (См. «Конспект совместной деятельности на тему «Волшебный квадратик»)

Перед очередным занятием необходимо приготовить образцы фигурок в 2-х экземплярах (один – в собранном виде, с дорисовкой и аппликацией, другой – в развернутом).

Начинать обучение складыванию нужно с рассматривания образца, дальнейшего показа приемов складывания по пунктам, затем складывание выполняется поэтапно: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго приема – выполнение детьми и т. д. Складывание следует сопровождать пояснениями, точно определяющими действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление.

Когда дети освоят некоторые приемы и терминологию, складывать можно по поэтапному словесному указанию педагога. В дальнейшем дети могут выполнять складывание по пооперационным картам-схемам самостоятельно.

Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие. При проведении занятий целесообразно использовать стихи, пословицы, поговорки, потешки. При проявлении детьми усталости необходимо сделать пальчиковую гимнастику, сопровождая ее стихами.

С готовыми поделками можно поиграть, подарить их или разыграть сценки из любимых сказок. А также можно использовать их для создания коллективных сюжетно-тематических композиций.

Оригинальность композиций достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, выполненные в технике оригами, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создается нужная обстановка, среда обитания: зоопарк, озеро, грачи на дереве, море и др. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях композиции (ближе, выше, ниже, рядом).

Материалы и инструменты, необходимые для занятий оригами.

Главный и основной материал для оригами – это бумага. Для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть упругой, чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (зелёный – ёлка, лягушка; оранжевый – лиса, белка), и представлять возможность использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, рыбы, птицы) с другой стороны.

Ножницы желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности.

Для склеивания модулей или приклеивания поделок для создания сюжетной композиции следует приготовить кисточки разных размеров и клей ПВА.

Некоторые поделки необходимо дорисовать: глаза, нос, чешуйки у рыбок и т. д., для этого нужны карандаши или фломастеры.

Общие правила при обучении технике оригами.

1.  Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

2.  Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

3.  Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.

4.  При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

5.  Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

6.  Линии сгиба изделия должны тщательно проглаживаться.

7.  Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

8.  После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

.

Литература:

1.  С. Афонькин, Е. Афонькина «Оригами. Бумажный зоопарк» СПб, Литера, 2005

2.  И. Богатова «Оригами», Москва, 2008

3.  Н. Острун, А. Лев «Оригами. Динамические модели» Москва, Айрис-пресс, 2006

4.  С. Соколова «Школа оригами», Москва, Эксмо, 2007

5.  С. Соколова «Сказка оригами», Москва, Эксмо, 2007

6.  С. Соколова «Оригами для дошкольников», СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

7.  Т. Сержантова «366 моделей оригами», М, Айрис-пресс», 2007

8.  Т. Сержантова «Оригами для всей семьи», М, Айрис-пресс, 2007

9.  О. Щеглова «Новая книга оригами», М, ИД РИПОЛ КЛАССИК, 2007.

F:условные знаки.jpg Приложение

F:условные знаки.jpg

F:условные

F:условныеF:условные знаки.jpgСгиб на себя – складка «долина». Сгиб от себя – складка «гора».

«Карманная» складка. Раскрыть.

F:условн.знаки2.jpg

Увеличенный рисунокF:условн.знаки2.jpgF:условн.знаки2.jpg. Перевернуть на другую сторону.

F:условн.знаки2.jpgF:условн.знаки2.jpgПеревернуть лист. Складка «зигзаг».

Надрез. Сложить гармошкой.

Приложение

F:рис5.jpg

F:р1.jpg

Двойной треугольник Простой треугольник

 

 

F:рис2.jpgF:рис4.jpg

F:рис6.jpgF:рис7.jpgF:рис3.jpg

Двойной квадрат Воздушный змей

 

F:рис8.jpg

 

Конспект совместной деятельности на тему «Волшебный квадратик».

Цель: заинтересовать детей, пробудить желание к работе с бумагой в стиле оригами.

Задачи:

— учить складывать квадрат по диагонали.

— учить четко следовать инструкциям педагога.

— развивать воображение.

— воспитывать аккуратность в работе;

Материал к занятию: «волшебный» квадратик-образец (Приложение ), различные поделки выполненный в стиле оригами, пооперационная карта (Приложение ), на каждого ребёнка 3 квадрата разной величины зелёного цвета, ножницы, клей ПВА.

Ход занятия:

Педагог показывает «волшебный» квадратик (Приложение ), и говорит от его имени:

— Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Квадратик. Я квадратик не простой. Все меня называют чудесным и даже волшебным. А знаете почему? Потому что я умею творить чудеса, могу совершать разные превращения. Вот красивая бабочка – это я. А вот смешной лягушонок – это тоже я. Я могу стать самолётиком, рыбкой, сумочкой, корабликом, шапочкой, мотыльком (рассказ сопровождается показом фигурок, выполненных в стиле оригами). Всего не перечислить.

И ещё я хочу вам сказать, что очень люблю ходить в гости и показывать фокусы девочкам и мальчикам. Знаете, ребята, любая девочка и мальчик может стать волшебником и научиться превращать на вид простой бумажный квадрат в любую фигурку. Но для этого нужно стараться и быть очень внимательным.

Мне всегда хочется узнать как можно больше о том, в кого или во что я превращаюсь. Я очень люблю сказки, стихи, загадки и обязательно расскажу вам. И так, в добрый путь.

Педагог:

Ребята, вы захотели стать волшебниками вместе с нашим квадратиком? Назовите, пожалуйста, самый весёлый зимний праздник (ответы детей.) Правильно, Новый год. Но какой новогодний праздник без ёлки? Давайте попробуем превратить «волшебные» квадраты вот в такие симпатичные ёлочки, как эта (показ готовой поделки.)

Педагог объясняет последовательность изготовления, используя пооперационную карту. Дети повторяют его действия. После того, как детьми сделаны ёлочки, можно предложить украсить их, используя обрезки.

Итог занятия:

Скоро, скоро Новый год!

Он торопится, идёт!

Постучится в двери к нам:

«Дети, здравствуйте, я к вам!»

Праздник мы встречаем,

Ёлку наряжаем –

Вешаем игрушки,

Шарики, хлопушки…

Приложение

E:волш.

Пооперационная карта

C:UsersПламяDesktopПубликация2.jpg
C:UsersПламяDesktopПубликация3.jpg

Источник