Значение совместного отдыха детей и родителей в развитии личности ребенка

Роль совместного отдыха детей и родителей

Задача: • Познакомить родителей с разнообразными формами проведения совместного семейного отдыха, с учетом их интересов, возможностей.

 • Привлечь родителей к участию в воспитательно – образовательной работе детского сада, что позволит им иными глазами посмотреть на своего ребенка и изменить мир взаимоотношений в своей семье.

 • Научить планировать семейные праздники, досуг и отдых, требующий времени, которого становится все меньше и меньше.

• Создание условий по обмену совместного семейного отдыха.

• Способствовать формированию осознанной необходимости совместного отдыха родителей и детей; продумать формы совместного отдыха.

                             Ход собрания:

 Мы с вами сегодня поговорим о том,  возможен ли совместный отдых родителей и детей?

 • Нужен ли такой отдых?

 • В чем необходимость такого отдыха?

 Каждый из вас может по-разному ответить на эти вопросы. Но наверняка каждый из присутствующих здесь родителей организует совместный отдых со своими детьми.

«Ребенок – это цветок, который нуждается в одобрении со стороны своих близких. Без похвал он чахнет и рискует не расцвести никогда». (Преображенская Е.)

С  первых дней своей жизни ребенок начинает активно осваивать окружающий мир с его законами и правилами. Ему необходимо добыть, переработать и запомнить огромное количество познавательной информации, освоить правила взаимодействия людей друг с другом и  соблюдать эти правила в жизни.

Если мы, взрослые, хотим, чтобы дети выполнили хорошо какое-либо действие, выполненное до этого неверно, нужно ласковыми словами и уговорами постараться заставить переделать это действие несколько раз, пока оно  не будет выполнено в совершенстве. «Если дети будут многократно проделывать одно и тоже действие до тех пор, пока оно не станет для них привычным, выполнение уже не будет  зависеть от памяти или размышления, а станет чем – то естественным ( у ребёнка выработается привычка). Если вы, таким образом, излечили вашего ребёнка от какого-либо недостатка, вы его излечили навсегда. И таким же  способом вы можете искоренить в детях один за другим все недостатки и привить им какие угодно привычки. Главное, это наша любовь к ребёнку и терпение.

Вопрос на засыпку:

— Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка? Семье или детскому саду?

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка» (закон РФ «об образовании»).

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в дошкольном и школьном возрасте вся принадлежит детскому саду и школе. Оказывается, образовательное учреждение имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо больше влияния оказывают время, природа и семейная жизнь».

Исследования показали,  что на развитие ребенка влияют 15% — наследственность, 57% — родители, 25%-окружающая среда, 3% -образовательные учреждения.

Т. е. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».

Вы, родители – первые и самые главные учителя своего ребенка. Первая его школа –ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Кому если не родителям известны все тонкости характера ребенка? Только родители могут решить, как лучше использовать то, что дала ребенку природа, а также и предупредить те недостатки, к которым есть предрасположенность. Надо стремиться создавать те условия для ребенка, чтобы он смог хорошо сделать то, что может, и то, что хочет. А что может ребенок и что хочет ребенок, можно узнать и понять в обстановке доброжелательности, доверия и взаимопонимания. Такая обстановка в первую очередь создается взрослыми. Такую обстановку лучше создать во время отдыха, когда взрослые и дети могут быть поставлены в равные условия.

Дом для ребенка место, где ему интересно, где ему  хочется жить. Семья- это первое социальное окружение, в котором ребёнок  усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности, общения и ведения правильного (здорового) образа жизни. Семья – своеобразная педагогическая академия. Поэтому все, что недополучено в детстве, восполняется с большим трудом, а иногда и вовсе не восполняется.

Безусловно, психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От вашего терпения, также, умения, зависит характер отношений с сыном или дочерью.

Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Семья дает человеку главное – то, что  не может дать ни один другой социальный институт; личностную связь и единство с родными.

К сожалению, часто приходится наблюдать, родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые очень часто заняты собой, своими делами, своей работой. Их мало волнует душевное состояние их ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание. Очень значимым и важным в общении детей и родителей является доступность. Это особенно актуально для семей нашего времени. Многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка, тем,  что современный ритм жизни не позволяет вам много времени свободно общаться с вашим ребенком, что вам  катастрофически не хватает времени, что вы много работаете.  Каждая свободная минута заполнена работой, заботами и хлопотами.

И всё-таки, очень важно,  в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на потом.  Спору нет: характер меняется, ребенка можно перевоспитать. А как хорошо было бы не перевоспитывать, а просто сразу хорошо воспитать человека! Из любого ребенка можно вырастить доброго, отзывчивого, мужественного, честного человека.

Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость. Однако родители должны понимать, что проводить время с собственным ребенком, это не значит, без конца читать ему мораль. К большому сожалению, сегодняшнее поколение родителей больше, чем когда бы то ни было раньше, страдает болезнью под названием «безразличие» по отношению к собственным детям. ( пример: родители приходя в сад за ребёнком интересуются Как он себя вёл? Как прошёл день?) Они должны понимать, что совместный отдых способствует укреплению семьи, формирует у детей важнейшие нравственные качества, развивает любознательность, расширяет кругозор ребенка.

Совместный отдых семьи – это удивительная возможность всей семьи побыть вместе, узнать друг друга лучше и сблизиться. Семейный отдых – шанс для родителей лучше понять собственного ребенка, увидеть и услышать, чем он живет. Совместный отдых способствует укреплению дружбы, доверия между родителями и детьми. Если проводить свободное время неординарно, то яркие впечатления обеспечены всей семье. 

Проводя совместно досуг, у родителей и детей возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

 Счастливые воспоминания из детства сохраняются на всю жизнь. Так зарождаются семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение и формируются семейные ценности.

Культура семейного отдыха, несомненно, зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют свое свободное время. Если досуг в семье проводится примитивно, это сказывается и на ребенке. Отсюда и важнейшая родительская задача – учить детей отдыхать с пользой для здоровья. Если у родителей есть какие-либо увлечения, дети охотно их разделяют. Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу  своих друзей. Если родительская компания устраивает совместные походы, семейные спортивные праздники, разнообразя их играми для детей, то это откладывает отпечаток и на детское проведение свободного времени.

 В организации свободного времени в семье, важны в первую очередь не средства, а знание того, чем заполнить досуг. Возможность проводить свободное время с пользой есть у всех и всегда.

Проблема: родители не хотят или не могут и не умеют организовать досуг и отдых детей в кругу семьи.

Причины:

 • Общая занятость родителей, нехватка времени для общения с детьми;

 • Родители не знают, как организовать семейный отдых, который будет интересен для всех членов семьи;

 • Во многих семьях нет традиции отдыхать всем вместе.

Если такие моменты в жизни вашей семьи возникают редко, и поэтому не было возможности обдумать, как организовать совместный отдых, можно использовать следующие формы совместного отдыха родителей и детей:

1. Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.

 Игры – прекрасный источник информации о личности ребенка. В процессе игры нужно внимательно наблюдать за поведением ребенка. В игре можно увидеть, как ребенок от начала до конца игры последовательно идет к цели, боится, или не боится трудностей, может ли справиться с постигшей его неудачей, как справляется с проигрышем в игре.

2. Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.

 3. Совместная творческая деятельность: ребенок и родители вместе придумывают и создают какой-либо творческий проект – оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо творческих работ.

 4. Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, посадка и уход за комнатными растениями, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке, уход за домашними животными.

 5. Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьей, лыжные семейные прогулки.

Главная задача взрослых  – поддерживать оригинальность детей, вовремя похвалить за что-то интересное.

 Если все же возникает конфликтная ситуация, требующая наказания, то родителям нужно помнить:

 — наказание не должно быть постоянной практикой – это незамедлительная реакция на недопустимый поступок;

— наказание должно быть коротким;

 — нужно быть последовательным: нельзя в одном случае наказать, а в другом – тот же самый поступок не заметить;

 — нельзя в качестве наказания прекращать разговаривать с ребенком;

 — ни одно наказание не должно нести своей целью унижение ребенка.

Ожидаемый результат:

Осознание родителями важности и необходимости быть доступными для ребенка – вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя. Не забывать про ребенка и учитывать его интересы при планировании семейного отдыха. Проводить время с ребенком, т. к. только в семейном отдыхе сам по себе возникает духовный контакт.

Используемая литература:

С.В.Чиркова «Родительские собрания в детском саду».

С.Михалков Всё начинается с детства».

Источник

Родительское собрание на тему «Роль совместного отдыха родителей и детей»

Подготовила: классный руководитель Казарян С.Ю.

2019год

Цель: выявить необходимость совместного отдыха родителей и их детей.

Задачи:проанализировать возможные формы родителей и их детей;  способствовать формированию осознания необходимости совместного отдыха родителей и их детей;  продумать формы совместного отдыха родителей и их детей.

Оборудование: презентация, чистые листы бумаги, цветные карандаши, ручки; памятки для родителей;выставка рисунков детей на темы: «Я отдыхаю», «Мы отдыхаем», «Родители отдыхают».

I. Подготовительный этап

Классный руководитель в период подготовки к собранию продумывает и составляет серию вопросов для детей «Моя семья», ответы на которые помогут выявить основные формы отдыха родителей, детей, наличие или отсутствие совместного отдыха родителей с детьми.В зависимости от класса классному руководителю можно провести опрос детей как в устной форме (1 класс), фиксируя самостоятельно ответы детей в таблице; так и в письменной форме (анкетирование) — (приложение 1).

        Уместно также в период подготовки к данному родительскому собранию провести исследования обучающихся класса с помощью теста «Рисунок семьи»(приложение 2).

II.Проведение родительского собрания

        Классный руководитель сообщает тему, цель и задачи родительского собрания.

Начать беседу хочется словамиК.Д.Ушинского «Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребёнка в школьном возрасте вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо больше влияния оказывают время, природа и семейная жизнь».

Поэтому основная роль в привитии детям хороших привычек отводится родителям. И именно под наблюдением и руководством родителей должно происходить многократное повторение одного и того же действия до тех пор, пока дети не привыкнут делать это хорошо. Пользуясь этим методом, можно увидеть, соответствуют ли требования, предъявляемые к ребёнку, его способностям и подходит ли ваш приём к природным данным ребёнка. Кому, если не родителям, известны все тонкости характера ребёнка? Только родители могут решить, как лучше использовать то, что дала ребёнку природа, а также предупредить те недостатки, к которым есть предрасположенность. Надо стремиться создавать все условия для ребёнка, чтобы он смог хорошо сделать то, что может, и то, что хочет. А что может ребёнок и что  он хочет, можно узнать и понять в обстановке доброжелательности, доверия и взаимопонимания. Такая обстановка в первую очередь создаётся взрослыми во время отдыха, когда родители и дети поставлены в равные условия.

Возможен ли совместный отдых родителей и детей? Нужен ли такой отдых? В чём необходимость такого отдыха?

Каждый из вас может по-разному ответить на эти вопросы.  Стоит рассмотреть наличие возможности каждого из присутствующих здесь родителей организовать совместный отдых со своими детьми.

Выполните, пожалуйста, задания теста «Я  и мой ребёнок»(приложение 3) и сделайте соответствующие выводы  о характере взаимоотношений между вами и вашими детьми. Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима. Вы главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно проблем воспитания.

Когда ребёнок становится школьником, у вас сразу сокращается время для свободного общения с ним. Большая часть свободного времени заполнена разговорами о школе, заботами и хлопотами, связанными со школой. Не смотря на, это необходимо находить время для доступных форм проведения совместного отдыха с детьми.

Родителям предлагается познакомиться с рисунками детей. Цель выставки детских рисунков: узнать, как ребёнок относится к вам – своим родителям.

Проводится интерпретация теста «Рисунок семьи»(приложение 4)с  уточнениями:

— дружна ли семья;

— все ли члены семьи являются обязательными для ребёнка;

— к кому из членов семьи ребёнок испытывает негативное отношение;

— какое место отводит ребёнок каждому члену семьи и себе;

— кто из членов семьи наиболее близок ребёнку, а кто  находится от него в отдалении;

— заняты ли члены семьи общим делом на рисунке ребёнка.

        Классный руководитель предлагает родителям на листах бумаги изобразить своего ребёнка (рисунки родителей дополняют выставку рисунков детей).

III.Обсуждение темы «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»

Родители знакомятся с результатами опроса (анкетирования) детей «Моя семья». Обобщая  ответы детей, классный руководитель обращает внимание на связь между дружной семьёй, заинтересованностью семьи достижениями ребёнка и его реальными успехами: в общении с одноклассниками, учителем; в учебной деятельности.

        Родителям предлагается ответить на вопросы:

-Как отдыхает семья каждого из вас?

-Чем занимаетесь, собравшись вместе?

        Если в ходе обсуждения предложенных вопросов выясняется что такие моменты в жизни  семьи возникают редко или родители не задумываются о том, как организовать совместный отдых, классный руководитель предлагает познакомиться с формами совместного отдыха родителей и детей в памятках ( приложение 5).

IV. Обсуждение темы «Какие формы совместного отдыха выбирает ваша семья?»

        Родители на листе – опроснике (лист переходит от одного родителя к другому) отмечают наиболее приемлемый для семьи вид совместного отдыха (приложение 6).

Классный руководитель подсчитывает и определяет наиболее и наименее популярные виды совместного семейного отдыха. Принимается решение о проведении в классе совместных коллективных мероприятий в обоих видах отдыха.

V. Подведение итогов родительского собрания

Классный руководитель. Уважаемые родители! Вопросы, необходимые для обсуждения на сегодняшнем родительском собрании, исчерпаны. Наша совместная деятельность помогла подойти основательно к решению каждого вопроса. В ходе собрания вы получили информацию не только о ваших детях, но и о себе. Мы рассмотрели систему отношений родители – дети.

        Ответьте, пожалуйста, в письменном виде на вопрос: «О какой системе отношений в нашей школе вы бы хотели получить информацию на следующем родительском собрании?»:

1) учитель – обучающийся;

2) учитель – учителя;

3) учитель – администрация;

4) родители – обучающиеся;

5) учитель – родители;

6) обучающиеся – обучающиеся;

7) администрация – обучающиеся?

        Решение родительского собрания:

1. В результате опроса родителей класса выявлено, что наиболее популярной формой совместного отдыха родителей и детей является -……,  наименее популярной — ……..

2. В классе необходимо провести коллективные мероприятия с использованием указанных форм организации совместного отдыха родителей и детей.

3. Ответственным за проведение внеклассных мероприятий назначить……

4. Очередное родительское собрание целесообразно провести по теме, раскрывающей систему отношений……

Приложение 1

Анкета «Моя семья»

1. Наша семья…. (состоит из…. Человек, дружная весёлая, хорошая и т.п.)

2. Обычно вечером я …. (сижу дома один, читаю вместе с мамой книгу, смотрю с родителями передачи по телевизору).

3. В выходные дни моя семья … (отдыхает за городом, ссорятся и ругаются друг с другом, занимаются каждый своим делом).

4. Моя мама …. (старается, чтобы всем было хорошо, уходит по своим делам и долго не возвращается, готовит, стирает, делает уборку в доме).

5. Мой папа …. (помогает маме выполнить всякую работу, что-то мастерит, лежит с газетой на диване).

6. Я хочу, что бы … (никто в нашей семье не ссорился, все вместе чаще отдыхали, меня брали с собой мама и папа, а не оставляли одного дома).

Приложение 2

Тест «Рисунок семьи»

        «Рисунок семьи» — одна из самых популярных методик, используемых в практической работе школьного психолога (классного руководителя). Эта методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье.

        Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов. Ребёнка просят «нарисовать семью», или «нарисовать свою семью», или «нарисовать всех членов своей семьи, занятых чем-либо». Согласно некоторым методикам после рисования должна состояться беседа по содержанию рисунка. Методика может быть дополнена другими заданиями (например, «нарисовать семью в четырёх комнатах»),  может проводиться отдельно с ребёнком или со всеми членами семьи.

        Существует немало различных систем интерпретации результатов теста «Рисунок семьи».  Психологи часто пользуются схемами, предложенными В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускасом, где предлагается анализировать рисунок семьи по трём уровням:

1. Интерпретируется обобщённая структура рисунка.

2. Интерпретируются графические изображения отдельных членов семьи.

3. Анализируется процесс рисования.

        В.К. Лосева приводит 33 правила интерпретации рисунка, обращая внимание на процесс рисования, подписи, которые делает ребёнок рядом с персонажами.

        При рисовании используются стандартный лист белой бумага (А4), цветные карандаши и простой карандаш.

Приложение 4

Интерпретация результатов теста

1.Отсутствие или присутствие на рисунке автора или члена семьи.

        Неполный состав семьи на рисунке наблюдается в тех случаях, когда автор недоволен семейной ситуацией. Пропускаются те члены семьи, которые наименее эмоционально привлекательны, или те, с которыми существуют конфликтные отношения. На вопрос об их отсутствии ребёнок может ответить  «не хватило места», «боюсь, что плохо получится».

        Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьёй: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти своё место».

        Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли. В этом случае можно говорить о соперничестве.

2. Присутствие на рисунке только автора или члена семьи.

        Иногда на просьбу психолога (классного руководителя) нарисовать свою семью ребёнок рисует только какого-нибудь члена семьи. Так автор подчёркивает его важность в своей жизни. Если фигура маленькая, нарисована в серых тонах, то можно говорить о конкурентных негативных отношениях детей. Если же фигура большая, тщательно прорисована, с большим количеством мелких деталей и дополнений, то это самый важный и самый любимый для автора человек, который понимает его и занимается с ним.

        Если ребёнок рисует только себя, в фантастических нарядах, с цветами, большого размера, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности. Автор, подчёркивая свою индивидуальность, забывает об окружающих. Такие рисунки наблюдаются у детей, воспитанных по типу «кумир семьи».

        Одиночная фигура автора на рисунке может быть маленькой, негативно окрашенной, на тёмном фоне. Так автор подчёркивает свою отверженность, покинутость. Так бывает с появлением в семье младшего ребёнка, когда родители уделяют внимание только новорожденному, забывая о старшем ребёнке.

3. Размер фигуры автора или членов семьи.

        Если автором нарисованы все члены семьи, то при анализе рисунка сопоставляются размеры нарисованных фигур.  Они могут быть правильно распределены по росту, но могут быть и искажения. Если дети и взрослые примерно одного размера или фигура автора выше остальных, то это можно интерпретировать как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом/сестрой. Большой рост автора с тщательно прорисованными деталями подчёркивает его значимое положение в семье.

        Если же фигура автора меньше остальных, что не соответствует реальности, то ребёнок, скорее всего, страдает от своей незначительности для родителей.

        Маленькая фигура автора рядом с большой, хорошо прорисованной фигурой члена семьи может свидетельствовать о привилегированном положении этого члена семьи по сравнению с автором.

        Член семьи может быть нарисован выше всех или только выше автора, тогда неадекватный размер фигур детей говорит о наличии конкуренции между ними.

4.Расположение фигур на листе.

        На плоскости листа члены семьи редко располагаются на одной линии.  Чаще всего кто-то оказывается выше, а кто-то ниже остальных. Таким образом, дети выражают своё мнение о  власти в семье: чем больше власть и влияние того или иного члена семьи, тем выше его фигура. Это правило не зависит от предыдущего, так как маленькая по размеру фигура может быть на рисунке выше всех (например, по мнению ребёнка, новорожденный управляет всей семьёй).  Власть в семье может принадлежать и кому-то из взрослых, но конкуренция всё равно существует, если кто-то из детей располагается значительно ниже другого.

        В случаях линейного расположения самый значительный персонаж располагается самым первым (слева). Чаще всего дети рисуют на первом месте отца, на втором – мать, на третьем- себя. (слева направо).

        Присутствие на рисунке всех членов семьи, занятых общей деятельностью, или выполняющих свои дела рядом друг с другом (на близком расстоянии), или стоящих плотно  друг к другу, держащихся за руки или протягивающих руки друг другу, говорит о сплочённости, эмоциональном благополучии в семье, включенности ребёнка в эту ситуацию.

        При конфликтах наблюдается раздробленность пространства или нарушение целостности изображения членов семьи: фигуры родителей разъединяются большим промежутком или ещё одной фигурой, члены семьи менее ориентированы на совместные действия.

        Если члены семьи расположены близко друг к другу, значит, автор благожелательно воспринимает своего брата/сестру, а если держатся за руки, значит, между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если же они стоят далеко друг от друга, разделены другими персонажами или предметами, то между ними существуют конфликтные отношения. При этом близость к родителям одного из детей и отдаление от них другого подчёркивает исключительное положение кого-либо из детей и является признаком конкуренции между ними.

Приложение 3

Тест для родителей «Я и мой ребёнок»

Можете ли вы:

1.В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

        а) могу и всегда так поступаю;

        б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

6. Поставить себя на место ребёнка?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

7. Поверить, хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства,  представляющий вас в невыгодном свете?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

9. Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как он хочет?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

12. Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз, мнимая прихоть?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

Ключ к тесту

Ответ «а» оценивается в 3 очка.

Ответ «б» оценивается в 2 очка.

Ответ «в» оценивается в 1 очко.

        Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит, ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и поставленной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

        13-27 очков. Забота о ребёнке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях –излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься    над своим подходом к воспитанию ребёнка.

        Менее 13 очков. У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам не достаёт либо знания, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов-педагогов и психологов, ознакомится с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Приложение 5

Памятка

Формы совместного отдыха родителей и детей

1. Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, составление собственных кроссвордов.

2. Совместная творческая деятельность: ребёнок и родители вместе продумывают какой-либо творческий проект-оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо художественных работ.

3.  Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке.

4. Срвместная спортивная деятельность: посещение тренажёрного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьёй, лыжные семейные прогулки.

5. Совместные подвижные, сюжетно- ролевые игры.

        Игры-прекрасный источник информации о личности ребёнка. В процессе игры нужно внимательно наблюдать за его  поведением: ребёнок от начала до конца игры последовательно идёт к цели, боится или не боится трудностей, может ли справиться с постигшей его неудачей, как справляется с проигрышем в игре.

        Срвместная деятельность родителей и их детей может осуществляться с помощью игры-труда, подвижных игр-состязаний, игр-драматизаций (газыгрывание литературных сюжетов), которые позволяют увидеть творческие возможности ребёнка, найти творческие решения поставленной игровой задачи. Родителям при организации игр-драматизаций лучше брать хорошо известные детям сказки. Перед игрой желательно перечитать сказку ещё раз, распределить роли между всеми членами семьи, продумать костюмы, отвести время на подготовку, пригласить зрителей. Взрослыс следует продумать пути устранения возникающих сложных моментов. Любые замечаия нужно строить в форме совета, начиная его с похвалы. Главная задача взрослых в этой игре-поддерживать оригинальность детей, вовремя похвалить за что-то интересное. Если же возникает конфликтная ситуация, требующая наказания, то родителям нужно помнить что:

— накание не должно быть постоянной практикой-это незамедлительная реакция на недопустимый поступок;

—  наказание должно быть коротким;

— нужно быть последовательным: нельзя в одном случае наказать, а в другом тот же самый поступок не заметить;

— нельзя в качестве наказания прекращать разговаривать с ребёнком;

— ни одно наказание не должно унижать ребёнка.

        «Ребёнок-это цветок, который нуждается в одобрении сос тороны своих близких. Без похвал он чахнет и рискует не расцвести никогда».

Приложение 6

Лист- опросник

«Какие формы совместного отдыха выбирает ваша семья?»

  • Творческая деятельность
  • Интеллектуальая деятельность
  • Трудовая деятельность
  • Спортивная деятельность
  • Игровая деятельность
  • Другие виды совместного отдыха

Источник