Значение слуха в психическом развитии ребенка
Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
Боскис Р. М.
Б85 Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя.—2-е изд.,-испр.’—М.: Просвещение, 1988.— 128 с.: ил.
ISBN 5-09-000756-Х
В книге приводится система работы со слабослышащими детьми, которые могут обучаться в массовой школе. В пособии дан практический материал, который поможет учителю предупреждать и преодолевать неуспеваемость таких детей.
Книга рассчитана на учителей начальных классов массовой школы и может быть использована для коррекционной работы родителями, у которых дети страдают нарушениями слуха.
, 4310010000—213
S—88, инф. письмо — 88
Издательство «Просвещение», 1975 Издательство «Просвещение», 1988, с изменениями
ISBN 5-09-000756-Х
ПРЕДИСЛОВИЕ
Известно, что даже незначительное понижение слуха, возникшее у ребенка в раннем возрасте, может помешать нормальному развитию его речи, затруднить обучение в школе, существенно снизить успеваемость, а подчас и отрицательно отразиться на его судьбе.
Как показывают исследования, небольшое понижение слуха очень часто остается незамеченным, а причины непонятной неуспеваемости ученика остаются при этом неизвестными учителю и родителям. Между тем такие затруднения в обучении могут быть преодолены при условии осведомленности учителя о возможных затруднениях ученика, связанных с недостатком его слуха.
В системе просвещения нашей страны имеется развернутая сеть специальных учреждений школьного и дошкольного типа, которые обеспечивают необходимые условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями умственного и физического развития, и в частности, с расстройством слуха. Здесь обучение проводится по специальным программам и методикам с использованием необходимых для коррекции дефекта пособий и оборудования.
Однако не все дети, лишенные полноценного слуха, нуждаются в пребывании в специальных школах. При небольшом понижении слуха и особенно при условии его раннего распознавания и вовремя оказанной ребенку помощи может быть достигнута хорошая успеваемость слабослышащего ребенка в массовой школе и соответствующая коррекция нарушенного развития.
Цель предлагаемой читателю книги — сообщить необходимые сведения учителю массовой школы, который сможет принять соответствующие меры для преодоления неуспеваемости ученика с дефектом слуха. Разобравшись в причинах неуспеваемости ученика, учитель, в зависимости от степени поражения слуха и речи, переведет ребенка в специальную школу, либо организует корригирующие занятия, которые дадут возможность успешно обучаться ребенку в массовой школе.
з
Мы попытались в книге дифференцированно представить педагогический подход к обучению слабослышащие детей в зависимости от степени дефекта.
Дети с более тяжелым расстройством слуха могут оставаться в массовой школе при условии активного участия родителей в коррекционной работе учителя. Для этой цели в книге дано описание своеобразия слуха и речи слабо] слышащих детей и основных приемов коррекционного обучения таких учащихся в массовой школе.
В более легких случаях нарушения слуха окажутся достаточными особое внимание учителя к ученику и описываемая в книге дополнительная работа с ним по обучению чтению и письму.
РОЛЬ СЛУХА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения,, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблюдаемое с помощью органов чувств. И в этом сложном процессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребенком. Еще задолго до того, как ребенок научится спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких, которые незаметно для самих себя сопровождают свои действия словами, поясняющими ребенку то, что он сам не смог бы так рано понять. Задолго до того, как ребенок сам научится говорить, он усваивает значение многих слов и словосочетаний, обращенных к нему или произносимых рядом с ним его близкими.
Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху восприятием обращенной к нему речи.
Уже с начала второго года жизни ребенок начинает понимать элементарную речь и связывает ее с окружающими, доступными его непосредственному восприятию предметами и явлениями.
В дальнейшем ребенок благодаря слуху учится спрашивать и понимать ответы, понимать замечания взрослых по поводу его поведения, учится сам выражать свои требования и просьбы, высказывать свои оценки и соображения по поводу наблюдаемых явлений. Сначала он говорит лишь отдельные слова, затем — короткие фразы, и, наконец, овладевает связной речью, которая позволяет ему что-то рассказать, понять чей-то рассказ, книгу, которую ему читают, и т. п.
Чтобы научиться произносить слова, ребенок должен овладеть движениями речевого аппарата. Он должен так-
же усвоить, какие элементы слова произносятся под ударением и какие без ударения с меньшей отчетливостью Приблизительно к трем годам ребенок обычно уже умея произносить все звуки, составляющие нашу речь. Исключение чаще всего представляет звук р, который усваивается несколько позднее, некоторыми детьми — только 1 четырем—пяти годам.
Чтобы правильно пользоваться в своей речи словами) ребенок с помощью слуха должен обязательно усвоить, и, каких звуков состоит каждое из слов, а также последовательность звуков в каждом из этих слов)
Было бы, однако, ошибочно думать, что ребенок сна- чала усваивает отдельные звуки, затем собирает их слоги .и слова. Процесс овладения словами протекает не так. (Ребенок усваивает сначала наиболее доступные его слуху звуковые комплексы. Обычно это те части слова которые стоят под ударением. Впрочем, и они сначала усваиваются не совсем точно, произносятся искаженно Позже ребенок, прислушиваясь к речи окружающих, делает попытки произнести их более правильно. Таким образом постепенно уточняется произношение звуков и дополняется звуковой состав слова.»., а уже к 4—5 годам у ребенка можно наблюдать сознательные попытки исправить свое произношение. Как известно, ребенок слышит не только речь окружающих, но и собственную, и это позволяет ему уточнить свою речь путем сопоставления с речью взрослых.
Развитие речи у ребенка обязательно предполагает накопление запаса слов в процессе речевого общения а окружающими. Речевая практика ребенка при помощи слухового восприятия создает условия для понимания значений все большего числа слов, которые он, подражая взрослым, по возможности употребляет в разговорах с ними. Восприятие речи при помощи слуха позволяет pe бенку соотнести слова с теми предметами, которые они обозначают. Здесь важно отметить, что ребенок, воспринимающий речь окружающих, способен сам усвоить огромный запас слов. Он сам научается называть все окружающие его предметы и действия, качества и признаки предметов, научается высказывать свои желания, жалобы, требования. И саго происходит только благодаря тому, что он слышит соответствующие названия определенных явлений действительности/^
Важнейшее значение в развитии речи ребенка имеет усвоение грамматических способов выражения мысли
Большинство грамматических форм слов служит для выражения определенных значений. Так, грамматическая форма числа существительных (пуговица—пуговицы) обозначает единичный предмет или группу одинаковых предметов. Включенные в словосочетания с ними обозначения действий или признаков предметов тоже выражаются по-разному, в зависимости от того, идет ли речь об единичном предмете или о группе предметов (пуговица пришита, пуговицы пришиты).
То же самое относится и ко всем прочим грамматическим формам слов, как, например, к падежам. Все без исключения падежные формы изменяют значение слова, обозначающего предмет. Так, слово карандаш в предложениях У мальчика нет карандаша и Мальчик рисует карандашом имеет разное грамматическое значение. Во втором предложении слово карандаш имеет значение орудия действия, в то время как в первом это же слово обозначает отсутствие предмета. То же самое можно сказать о словах ножом, пилой, ручкой в отличие от слов ножа, пилы, ручки и т. п.
В русском языке важную роль играют те грамматические формы, которые связаны с употреблением предлогов (в, на, под, около, для и др.). Совершенно очевидна разница в значениях таких слов и словосочетаний, как елка, елки, на елке, под елкой, для елки, о елке и т. п. Чтобы усвоить значения падежных форм слов, обозначающих предметы и значение предлогов, отображающих отношения между предметами, ребенку необходимо отчетливо слышать изменяющиеся окончания слов и все предлоги, входящие в состав предложений. При этом следует иметь в виду, что окончания слов очень часто не стоят в речи под ударением, и поэтому для их восприятия требуется большая острота слуха. Предлоги также произносятся приглушенно, и поэтому они тоже трудны для восприятия при помощи слуха.
Слова, обозначающие действия, — глаголы — также употребляются в разных значениях при помощи использования различных грамматических форм. Они выражают разное лицо, выполняющее действия (прыгал, прыгала), разное время действия (прыгает, прыгал, будет прыгать), разное число предметов, производящих действие (прыгает, прыгают). Значение глаголов изменяется также при помощи приставок (прибежал, убежал, выбежал и т. п.). Приставки и окончания глаголов чаще всего не стоят под Ударением и, следовательно, для их восприятия также требуется большая острота слуха.
Чтобы различать некоторые оттенки значений слов обозначающих предметы, необходимо уметь ориентировать ся в суффиксах. Например, в словах козел — козленок, тигр — тигренок в суффиксах -онок и -енок выражено обо значение детенышей животных.
При нормальном слухе ребенок проделывает огромную работу, усваивая грамматические формы. Слушая обращенную к нему речь, он научается очень рано пользоваться грамматическими закономерностями языка. Малолетние дети рано (нередко до двух лет) пользуются самостоятельно ласкательными формами типа мамуля, папуля, бабу, и проделывают это не только в результате подражания, но и самостоятельно. Услышав слова мамуля, бабуля, наб- людаемый нами ребенок двух лет и двух месяцев сам образовывал форму Нинуля, Сашуля. В 3 года он говорил: «Мама, сними резинку. Она мне натугла. И эту сними, она тоже натугнет». В этих неправильно образованных грамматических формах мы видим самостоятельную сознательную работу маленького ребенка, который, наблюдая грамматические изменения глаголов в речи окружающих, смог перенести усвоенные закономерности на другие глаголы и употребил при этом правильно приставку на и глаголы прошедшего времени натугла и будущего времени натугнет. Таких слов он не мог слышать и образовал их самостоятельно на основе усвоенных языковых закономерностей.
Таким образом, маленький ребенок при помощи слуха овладевает сложнейшей системой языка: приобретает навыки произношения, усваивает звуковой состав огромного числа слов, их употребление, научается понимать значения, заключенные в грамматических изменениях слов и в построении предложений. Все это требует высокой остроты слуха, так как звуки, составляющие нашу речь, не всегда достаточно отчетливы по своему звучанию.
В русском языке в каждом слове лишь один слог обычно стоит под (ударением и произносится замедленно и громко; остальные слоги произносятся бегло и приглушенно. Гласные звуки (а, о, у, и, з) представляют собой наиболее звучные элементы слова, но в речевом потоке с достаточной четкостью произносится только гласный звук, стоящий под ударением, все же остальные не имеют стабильного звучания. В безударном слоге трудно различить о — а, е — и и т. д.
Согласные звуки обладают различной степенью звучности. Так, звонкие согласные звучат более отчетливо. 8
Более значительной звучностью обладает звук р. Глухие согласные в большинстве своем звучат приглушенно.
При стечении нескольких согласных каждый из них воспринимается с трудом (например, в слове скрипка трудны для восприятия звукосочетания скр и пк). Гораздо легче различить согласные звуки в таких словах, как ‘бумага, кабина, собака. Согласные в сочетании с гласными значительно лучше воспринимаются слухом.
При нормальном слухе все сложные звучания доступны ребенку. Их огромная повторяемость в речевом опыте дает ему возможность усвоить их самостоятельно.
Нельзя, однако, считать, что слышащий ребенок овладевает языком вполне самостоятельно. Окружающие постоянно указывают ему на допускаемые им ошибки, и это позволяет ребенку, проверяя собственным слухом свою речь, исправить недочеты.
Сложный процесс овладения языком начинается очень рано. Как правило, с двух лет дети уже начинают довольно широко пользоваться речью. Немало таких детей, которые в полтора года уже говорят не только отдельными словами, но и целыми предложениями. Правда, употребляемые ими слова и предложения далеко не всегда с достаточной точностью понимаются ими, но употребляются большей частью уместно. В своем речевом опыте при нормальном интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенок все более сознательно и осмысленно пользуется речью.
Исследования показывают, что к трехлетнему возрасту ребенок успевает накопить запас, достигающий 2500 слов, и пользуется этим словарем в общении с. окружающими, выражая свои мысли фразами из 3—6 слов. Его предложения в этом возрасте уже в основном правильны. Речевая практика ребенка от трех до пяти лет очень велика, он говорит уже не только со взрослыми, но и со своими сверстниками.
К школьному возрасту при нормальном слухе ребенок полностью овладевает языком в той мере, в какой это требуется для устного общения.
Этот сложный процесс может оказаться полностью нарушенным при условии даже небольшого снижения слуха, возникшего в раннем возрасте.
Date: 2016-05-25; view: 1178; Нарушение авторских прав
Источник
С помощью слухового
анализатора человек ориентируется в
разнообразных звуковых сигналах
окружающей среды. Звуки окружающего
мира разнообразны: одни из них являются
неотъемлемым свойством определенных
предметов и явлений, а другие возникают
при взаимодействии одних предметов с
другими. Восприятие звуков является
необходимым условием восприятия и
понимания разговорной речи, речевых
интонаций, музыкальных произведений,
что делает слуховой анализатор
необходимым средством познания мира и
общения с другими людьми.
При восприятии окружающего
мира человек, в первую очередь, использует
зрение, ориентируясь на видимые глазом
характеристики предмета. Однако в ряде
случаев необходимая информация не может
быть получена с помощью зрения. Так,
восприятие звуков музыки и восприятие
слышимой (разговорной) речи возможно
только с помощью слуха. Кроме того, в
условиях ограниченных возможностей
зрения человек использует свой слух.
Например, в темноте мы можем узнать по
звуку, где расположен телефон или
тикающие часы, можем понять, что к дому
подъехал автомобиль, что в комнату
кто-то вошел, мы ориентируемся в лесу
по звуку человеческих голосов или машин
и т.д. Иногда только с помощью слуха
можно воспринять сигналы опасности:
гудок машины, которую человек не может
видеть, шорох опасного зверя в лесу,
звук от упавшего предмета и т.п.
Все звуки, окружающие человека, по своему
характеру делятся на несколько видов.
В зависимости от вида звуков принято
различать и соответствующие виды слуха:
– предметный слух– обеспечивает
восприятие звуков, исходящих от конкретных
предметов и от их взаимодействия (звук
автомобиля, звук скрипящей двери, звук
от падения предмета на пол, шум деревьев
или ручья и мн. др.);
– речевой слух– обеспечивает
восприятие речи, а также смысловое
различение речевых звуков; этот вид
слуха получил также названиефонематического
слуха. В любом языке есть звуки, имеющие
сходное звучание, но разный смысл, их
называютфонемами. В русском языке,
в котором имеется 44 фонемы, важно
различать мягкость и твердость звука
(лиль,тить), звуки в
ударном слоге и безударном слоге (молокои молока), глухие и звонкие звуки (киг,бип). Для восприятия
речи очень важно иметь хороший слух,
так как многие звуки в предложениях
произносятся без ударения, «проглатываются»,
нечетко произносятся слияния слов,
особенно с предлогами и союзными словами,
а также окончания слов. Различение этих
звуков является крайне важным для
понимания смысла слова или словосочетания
(ср., например слова «молоток» и «молотка»,
«ложкой» и «ложки»);
– интонационный слух– обеспечивает
восприятие и понимание интонации речи,
что очень важно для понимания эмоциональных
оттенков речи, характеристик говорящего
человека, ведь в нашей речи зачастую
интонация и содержание высказывания
различаются, и приходится учитывать не
только содержание, но и его интонационную
окраску, поэтому понимание интонации
является необходимым в процессе
человеческого общения;
– музыкальный слух– обеспечивает
восприятие и понимание музыки, различение
и узнавание разных музыкальных мелодий.
Для того чтобы понять, как
работает слуховая система человека,
обеспечивающая полноценное «слышание»
звуков окружающего мира, необходимо
прежде всего разобраться, какова природа
звука, или акустического
сигнала, который
является адекватным раздражителем для
слухового анализатора. Сейчас уже хорошо
известно, что звук представляет собой
упругие колебания среды, в которой он
распространяется в виде волн в самых
различных средах, включая воздушную
среду, которые воспринимаются ухом.
Определенные характеристики звуковой
волны (физические параметры) соотносятся
с определенными характеристиками
слуховых ощущений (физиологические
параметры). Эти соотношения представлены
в следующей таблице.
Таблица 9.1 – Соотношение
физических параметров звука и
физиологических параметров слуховых
ощущений
Физические | Физиологические |
Частота звуковых | Высота |
Интенсивность | Громкость |
Продолжительность | Продолжительность |
Звуковой спектр, | Тембр, |
*Примечание.
Примеры
интенсивности (громкости) отдельных
звуков:
шелест листьев при ветре – 10 дБ; обычный
шепот около уха – 25–30 дБ; шум спокойной
улицы днем – 50-60 дБ; речь средней громкости
– 60-70 дБ; оркестр, громкая музыка по
радио – 80 дБ; шум поезда в метро – 90 дБ;
шум реактивного самолета (расстояние
25 м) – 140 дБ.
Чувствительность слухового
анализатора определяется
минимальной силой звука, достаточной
для возникновения слухового ощущения.
В области звуковых колебаний от 1000 до
3000 в секунду, то есть 1000–3000 Гц, что
соответствует человеческой речи, ухо
обладает наибольшей чувствительностью.
Эта совокупность частот получила
название речевой зоны.
Различение частоты
звука характеризуется той минимальной
разницей по частоте двух близких звуков,
которая еще улавливается человеком.
При низких и средних частотах человек
способен заметить различия в 1–2 Гц.
Встречаются люди с абсолютным слухом:
они способны точно узнавать и обозначать
любой звук даже при отсутствии звука
сравнения.
Слух имеет важное значение
при ориентации человека в пространстве.
Благодаря слуху человек может «выстраивать»
карту окружающего его пространства
только по источникам звука. Так, если
человек находится в своей квартире, он
по звуку делает вывод, кто из соседей
находится дома, кто вышел и пришел,
определяет, приехала или уехала машина,
слышит, что на дороге двигаются машины,
в соседний магазин привезли товар, а на
площадке дети затеяли игру в футбол и
т.д. Восприятие пространства с помощью
звуков возможно благодаря наличию у
человека бинаурального
слуха, то есть
способности слышать двумя ушами
(приставка би-
обозначает «два»). Острота бинаурального
слуха у человека очень высока: положение
источника звука определяется с
точностью около 1 углового градуса.
Основой этого служит способность
нейронов слуховой системы оценивать
различия времени прихода звука на
правое и левое ухо и различия интенсивности
звука на каждом ухе. Если источник звука
находится в стороне от средней линии
головы, то звуковая волна приходит на
одно ухо несколько раньше и имеет большую
силу, чем на другом ухе. Оценка удаленности
источника звука от тела человека связана
с восприятием ослабления звука и
изменения его тембра.
Слуховой анализатор,
ответственный за слуховое восприятие,
состоит из следующих отделов:
– рецепторный отдел
представлен кортиевым
органом, расположенным
в улитке среднего уха; он превращает
энергию звуковых волн в энергию нервного
возбуждения;
– проводниковый отдел
проводит импульсы от рецепторного
отдела к центральному;
– центральный, или корковый
отдел, располагается в височных долях
обоих полушарий головного мозга.
Наружное и среднее ухо
являются звукоулавливающим,
звукопроводящим и звуковоспринимающим
аппаратом слухового
анализатора.
Внутреннее ухо
(звуковоспринимающий аппарат), а также
среднее ухо (звукопередающий аппарат)
и наружное ухо (звукоулавливающий
аппарат) объединяются в понятие орган
слуха
Работа органа слуха приводит
к трансформации энергии звуковых волн
в нервный импульс. Сигналы от волосковых
клеток поступают в мозг по 32 000
афферентным нервным волокнам, входящим
в состав восьмой пары черепно-мозговых
нервов. По волокнам слухового нерва
даже втишине следуют
спонтанные импульсы с частотой до 100
импульсов в секунду. При звуковомраздражении частота
импульсации в волокнах увеличивается
и остается повышенной в течение всего
периода, когда действует звук.
Проводниковый отделслухового анализатора
представлен несколькими подкорковыми
структурами: слуховой нерв, ядра
продолговатого мозга, нижние бугры
четверохолмия среднего мозга, внутренние
ядра таламуса, слуховое сияние. Часть
волокон ответвляется и поступает в
мозжечок, что доказывает связь слуха с
чувством равновесия. Структуры
проводникового отдела доставляют
информацию в центральный отдел слухового
анализатора.
Центральный, или
корковый, отделслухового анализатора
находится в верхней части височной доли
переднего мозга (верхняя височная
извилина, поля 41 и 42 по Бродману). Большое
значение для функции слухового анализатора
имеют поперечные височные извилины
(извилины Гешля). В центральном отделе
слухового анализатора происходит
первичный и вторичный анализ поступающей
слуховой информации, что выражается в
появлении у человека слуховых ощущений
и слухового восприятия, которое
обеспечивает предметную или смысловую
окраску воспринятых звуков.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник