Значение слуха для сенсорного развития ребенка
Сенсорное развитие имеет огромное значение в развитии ребенка. С самого рождения младенец способен реагировать на некоторые внешние раздражители.
Безусловно, частично развитие ребенка происходит естественным путем, но родители могут напрямую влиять на процесс формирования его интеллекта. Для этого необходимо развивать его сенсорные способности с самого раннего возраста.
Развитие слухового восприятия
Человек изучает окружающий мир с помощью пяти чувств: зрения, осязания, обоняния, вкуса и слуха. Для полноценного развития ребенку необходимо обладать всеми сенсорными системами, которые у здорового младенца формируются естественным путем. Слух дает ему возможность реагировать на внешние звуки, которые имеют различное происхождение. Воспринимают эту информацию люди через уши.
Развитие слухового восприятия у ребенка происходит одновременно в двух направлениях:
- развитие физического слуха
- развитие фонематического слуха
Оба эти направления одинаково важны для полноценного развития. Физический слух – это способность воспринимать звуки окружающей среды, а фонематический – восприятие человеческой речи.
Неречевой или физический слух помогает человеку ориентироваться, наблюдать какие-то явления или предметы, живых существ. С его помощью можно понять, откуда слышен звук, и определять его точное нахождение. Эти способности можно развивать практически с самого рождения. Даже если ребенок обладает достаточно острым слухом, задача родителей помочь ему обрести слуховое внимание, которое поможет не только ориентироваться в пространстве, но и избежать несчастных случаев (к примеру, при переходе через дорогу).
Фонематический или речевой слух дает возможность ребенку различать человеческую речь и самому учиться разговаривать. Это особенно важное умение, поскольку для человека особенно важным является способность общаться.
Слушать речь еще необходимо для того, чтобы самому развить способность выговаривать звуки, а затем слова и предложения. Важно обучиться этому правильно:
- хорошо выговаривать слова
- уметь менять громкость и скорость речи
- говорить выразительно
Конечно, этим способностям ребенок обучается позже, но сам слух развивается с самого рождения. Известно, что младенец отличает материнский голос среди всех остальных людей, и может улавливать его интонацию. Лепет – это одна их форм проявления речевого слуха. В возрасте 5-6 месяцев его развитие проходит очень интенсивно.
Что может повлиять на формирование и развитие слуха ребенка?
На развитие слуха ребенка могут влиять определенные факторы, которые не всегда зависят от родителей:
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»
- ушные инфекции (отит среднего уха). Относится к наиболее частой причине нарушения слуха. Как правило, эта болезнь лишь временно влияет на слух, а после лечения симптомы исчезают. Если ребенок особенно подвержен этому заболеванию, то это совсем не значит, что он обязательно будет плохо слышать.
- очень громкие звуки при длительном воздействии на ребенка (музыка на рок-концерте или шум двигателя самолета);
- осложнение в родах, болезнь матери разными инфекционными заболеваниями во время беременности;
- наследственность;
- травма головы;
- рождение недоношенного ребенка или очень низкий вес при рождении.
В любом случае, если ваш малыш имеет такой диагноз, как «тугоухость», необходимо вместе с врачом определить возможные причины. Затем, в зависимости от степени тяжести болезни, врач назначает соответствующее лечение.
Еще с самого рождения младенцу можно провести тест на чувствительность к звукам. Для этого достаточно хлопнуть в ладоши за его головой, при этом ребенок должен вздрогнуть. Если этого не произошло, попробуйте повторить хлопок еще несколько раз в других ситуациях. Возможно, что ребенок сонный или отвлекся на что-то другое.
Рекомендации по развитию слуха ребенка
При разговоре с ребенком следует привлечь его внимание и установить с ним зрительный контакт. Для развития слуха можно использовать следующие приемы:
- используйте для игры различные игрушки, которые издают звуки: пищалки, погремушки, пластиковые бутылки, наполненные макаронами или разными крупами, пуговками и т.п.;
- ходите с ребенком по квартире и акцентируйте внимание на том, какие звуки издают предметы (например, пылесос, часы, звонок, шум воды);
- во время прогулки также слушайте пение птиц, шум автомобилей, фонтанов;
- слушайте с ребенком приятную классическую музыку;
- играйте в прятки, используя те предметы, которые могут издавать звуки;
- говорите с ребенком как можно больше и чаще. Можете рассказывать стихи, сказки, петь колыбельные. Таким образом у ребенка хорошо развивается фонематический слух;
- обращайте внимание ребенка на звуки, которые раздаются в доме. Это может быть звонящий телефон, звонок в дверь, шум дождя за окном.
Известно, что музыкальные занятия также очень способствуют развитию слуха. Если вы умеете играть на каком-либо инструменте, то такие занятия будут для ребенка не только полезными, но и очень увлекательными. Можно подарить ребенку какие-то простые инструменты для игры: барабан, ксилофон или гармошку. Благоприятно влияет и изучение песенок, которые сопровождаются какими-то простыми движениями.
Идею музыкального занятия для развития слуха вы можете посмотреть в этом видео: https://youtu.be/56Qq13ZWAC0
Помните, что задача родителей – рассказать и показать ребенку множество новых, незнакомых ему вещей. В конечном итоге, ребенок должен научиться с помощью сенсорного развития сопоставлять и объединять разную информацию в одно целое. Например, звук проезжающего автомобиля с изображением на картинке, или предстоящий сон со звуком знакомой колыбели.
Таким образом, мы даем понять ребенку, что с помощью разных ощущений, он должен анализировать полученную информацию и делать соответствующие выводы. Поэтому нельзя недооценивать важность сенсорного развития ребенка, которое должно происходить одновременно и согласно возрастным нормам.
А как вы развиваете слух вашего малыша? Расскажите в комментариях!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей!
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»
Автор: Марина Суздалева
Все статьи автора
Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (https://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.
Предыдущие записи рубрики
- Весенние сенсорные коробки
- Весенняя сенсорная коробка «Цветочки и листочки»
- Игры со льдом
- Сенсорные коробки на тему «Огород»
- Итоги конкурса «Осенняя сказка в сенсорной коробке»
Вам будет интересно:
Источник
Надежда Омарханова
Значение сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача – помочь ребенку накопить представления о форме, цвете, величине предметов, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста во все времена было важнейшим условием для полноценного развития ребенка. Уже с самого рождения малыш активно воспринимает окружающий мир: он слышит, видит, ощущает. К двухлетнему возрасту его мозг достаточно развит и готов к восприятию таких сложных понятий как форма, цвет, величина, пространственные отношения.
Известно, что познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – выслушиванию, осматриванию, ощупыванию. Поэтому очень важно, чтобы малыши не испытывали «сенсорного голода», а жизнь у них была разнообразной и богатой впечатлениями. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно.
Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления.
Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить невозможно. Именно этот возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Пробелы в сенсорном развитии ребенка этого возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте.
Основная важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. В этом возрасте у ребенка начинают накапливаться различные представления. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление сенсорного опыта. Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:
*цвет: белый, черный и все цвета спектра;
*форма: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
*величина: большой, средний, маленький, такой же (одинаковый);
*звуки: звучание различных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости.
Не стоит при этом забывать о других признаках предметов – вес, фактура, температура, время, вкус и запах.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. Сенсорное развитие осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где происходит целостное восприятие различных явлений и предметов окружающего мира.
В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величин, форм, цветовых тонов. Сенсорное воспитание должно помочь формированию у детей обобщенных способов обследования веществ, в процессе которого происходит сопоставление их особенностей с общественно выработанными системами сенсорных эталонов, таких как общепринятая «звуковысотная» шкала музыкальных звуков, «решетка фонем» родного языка, система геометрических форм и т. д. Овладевая этими эталонами, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.
Сенсорные действия формируются лишь в процессе содержательной деятельности. Наиболее полного восприятия предмета и его свойств требует продуктивная деятельность, в которой необходимо создать продукт по заданному образцу. Адекватными дошкольному возрасту продуктивными деятельностями являются изобразительная (лепка, рисование, аппликация) и конструктивная. В процессе изобразительной и конструктивной деятельности формируется зрительное, тактильное и двигательное восприятие ребенка. Чрезвычайно важна также деятельность по овладению речью, в процессе которой формируется фонематический слух ребенка, расширение словарного запаса.
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления различных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, составляет фундамент общего умственного развития ребенка.
Источник
«Сенсорное развитие дошкольников с нарушением слуха»
Воспитатель ГБДОУ №60
Невского района Санкт-Петербурга
Алексеева Маргарита Владимировна
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, вопросы сенсорного воспитания детей занимали одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. На основе данных разработок А.В.Запорожцем, А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддъяковым и др. была создана целостная система сенсорного воспитания дошкольников. Особенности сенсорного развития дошкольников с нарушением слуха стали предметом научных исследований ученых в данной области и позволяют утверждать о том, что изучение вопросов сенсорного воспитания имеет актуальность и в наши дни. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Нарушение слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывает особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов, в развитии сенсорно-перцептивной сферы. Как говорил Л.С.Выготский, при выпадении какого-либо органа чувств, другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно. Зрение у глухого человека, осязание у слепого играют не ту же роль, что у человека с сохранными органами чувств, так как должны воспринять и переработать огромное количество информации, которая у нормальных людей проходит другим путем.
У детей с нарушением слуха выявлено снижение скорости приема и переработки информации через различные анализаторы. Так отмечается в развитии зрительного восприятия: снижение скорости восприятия, его обедненности, неполноте анализа и синтеза воспринимаемого материала, затруднениям в определении пространственно-временных отношениях, трудностям опознаниям предметов, воспринимаемых в необычном ракурсе. У глухих и слабослышащих детей нарушения моторики могут иметь вторичный характер в связи со слабостью кинестетических ощущений, дефектностью вестибулярной функции, определяющей недостаточность равновесия и координации движений.
Особое значение для неслышащего ребенка приобретают речекинестезические ощущения и восприятия – кинестетический контроль в процессе овладения им устной речью (при овладении произносительной стороной речи и при восприятии речи при чтении с губ).
Важное место в жизни глухого человека занимают вибрационные ощущения и восприятия, которые компенсируют потерю слуха. С помощью вибрации возможно различие свойств предметов; ориентировка в пространстве; восприятие музыки и т.п.
У детей с нарушением слуха обнаруживаются трудности словесных обозначений свойств предметов и самих предметов, предъявляемых для осязания. Способы распознавания часто оказываются несовершенными.
От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Поэтому я поставила перед собой цель – посредством игр и игровых упражнений формировать сенсорные способности детей с нарушением слуха, их интерес к окружающему миру.
Задачи:
— формировать у детей системы перцептивных действий;
— формировать у детей системы сенсорных эталонов;
— обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности;
— формировать и расширять представления детей об органе чувств (глаза, уши, нос, язык);
— расширять словарный запас;
— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; бережное отношение к себе.
Вся коррекционная работа по сенсорному развитию у детей проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.
В целях проведения игр и игровых упражнений по развитию по обогащению чувственного опыта (обследовательские игровые упражнения по определению вида, запаха, цвета, формы и других качеств предметов) был разработан игровой комплекс «Ромашка». Для этого подобран наглядный материал и изготовлены дидактические пособия.
В игровой комплекс входят:
1. «Вертолина» – круг со стрелкой разделен на 5 секторов. На каждом секторе знаковое изображение и подписи различных действий (ощущений): потрогай, послушай, понюхай, попробуй, посмотри.
2. Ширма с двумя воротиками для рук; знаковое изображение «Потрогай». Материалы для развития тактильных ощущений: п/э парные игрушки «Найди пару», мелкие объемные и плоскостные игрушки, геометрические формы, образцы предметов из ткани, дерева, меха; «Угадай, что это?»; шершавые буквы и цифры.
Контейнеры:
3. два больших контейнера со знаковыми изображениями «Послушай» – с предметами на развитие слухового восприятия (свистки, гармошка, трещотка, погремушки, бубен); шумовые коробочки.
— «Посмотри» – картинки, калейдоскоп, фонарик, диаскоп.
— 6 небольших контейнеров: (знаковое изображение «Понюхай», «Попробуй») для баночек с отверстиями на крышках для наполнения пахнущими веществами: кофе, чай, корки апельсина, лимона, ватка смоченная духами, кусочки лука, чеснока, яблока, моркови, капусты и т.д.
4. Набор «Попробуй» – п/м подносики, тарелочки, мисочки, ложечки, чашечки для заполнения различными продуктами и определения вкусовых ощущений. Материал подбирается в процессе проведения различных игровых упражнений: натуральные овощи, фрукты, продукты.
5. Д/игры: лото «Подбери предмет» (по аналогии «Вертолина»);
домино «Понюхай, попробуй, послушай, посмотри».
6. Набор картинок «Угадай, что это?». Загадки-описания овощей, фруктов (по форме, по цвету, по вкусу, где растет).
7. Пиктограммы для определения эмоциональных состояний при проведении игровых упражнений.
8. Развивающая игра «Подбери и назови» – конструкция из кубиков для нахождения объекта по заданному алгоритму (по цвету, форме, вкусу; эмоциональные состояния).
9. Набор картинок для составления алгоритмов на коврографе (по форме, цвету, вкусу; люблю, не люблю).
Игровой комплекс «Ромашка» и игровые задания способствуют более успешному развитию познавательной деятельности дошкольников, чувственного восприятия и личности в целом, а также развивает речевое общение.
Источник