Значение словаря для развитие ребенка

Галина Хлабыстина
Развитие словаря детей дошкольного возраста

Аннотация. В статье рассмотрены задачи и содержание словарной работы, последовательность усвоения новых слов, приемов работы с дошкольниками над обогащением словаря.

Ключевые слова: пассивный словарь, активный словарь. словарная работа, задачи, содержание, приемы работы.

Обогащение лексического запаса является одним из существенных задач речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Работа над развитием речи детей, лексическим словарем начинается еще в детском саду. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен прежде всего в работах А. М. Богуш, Н. В. Гавриш, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшинои и др.

На сегодняшний день принято выделять четыре основные задачи словарной работы:

— Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми новых слов, которые раньше не знали, а также новых значений слов. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названий предметов, их признаков и свойств, действий, процессов и т. п.).

— Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете, они не всегда знают точное название предметов. Поэтому необходимо наполнение их конкретным содержанием.

— В-третьих, активизация словаря. Как известно, все усваиваемые слова делятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В пассивный словарь входят слова, которые дошкольники знают, но не употребляют в своей речи. Активный словарь включает слова, которые дети усвоили и употребляют в своей устной речи.

— В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, жаргонных, просторечных, пониженного значения). Это особенно необходимо в условиях неблагоприятной речевой среды. Дети часто даже не понимают, что эти слова портят и загрязняют их язык. Следовательно, необходимо объяснять и учить дошкольников употреблять соответствующие литературные слова.

Содержание словарной работы в дошкольном возрасте определяется тем, что сначала словарный запас ребенка должен обозначать элементы материальной, интеллектуальной и соционормативной культуры. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяют слова, обозначающие:

• бытовой словарь — названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, еды, помещений;

• природоведческий словарь — названия явлений неживой природы, растений, животных;

• обществоведческих словарь — родина, национальные праздники, труд людей и т. п. ;

• эмоционально-оценочная лексика — слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства, качественную оценку предметов, синонимы, фразеологические сочетания и т. п. ;

слова, обозначающие время, пространство, количество.

В грамматическом отношении дети знакомятся со словами, которые относятся к самостоятельным и служебным частям речи (без введения терминов).

По мнению методистов, ребенок усваивает новое слово в определенной последовательности, а именно: а) ощущение отдельных свойств предмета; б) восприятия целостного образа; в) формирование представления о предмете, понятия; г) отражение понятия в слове [1, 162].

Дошкольники лучше усваивают значение нового слова путем показа натуральной предметной наглядности. Объяснение слова путем демонстрации необходимо осуществлять следующим образом:

а) показ натуральных предметов (волчок, шляпа, баклажан)

б) показ чучел, макетов, муляжей (тетерев, стриж, скворец)

в) показ рисунков, диапозитивов, слайдов (акула, окунь, рысь).

Дети пересматривают кинофильмы, посещают спектакли, смотрят передачи по телевидению, слушают радио, быстро запоминают новые слова, однако иногда недостаточно четко понимая их смысл. Педагог должен помочь разобраться в значении этих слов, перевести их в активный словарь ребенка. После введения новых слов их нужно закрепить. Е. И. Негневицкая рекомендует осуществлять закрепленные в определенной последовательности: узнавание слова, подбор его с наглядными подсказки, подбор слова без наглядной подсказки [2,63].

Закрепить новые слова можно в ходе игры. Например, игра «Запрещенные слова«. Дидактическая задача игры: учить детей произвольно и осознанно подбирать слова, подходящие по смыслу. Правило игры: составлять предложения, не используя «запрещенные слова«. Ход игры: детям предлагается ответить на вопрос педагога предложением, не используя «запрещенные слова«. Выигрывает тот, кто составит большее количество предложений. Вопросы педагога могут быть такими:

— Что делает котенок? (Запрещенные слова: играет, мяукает). Вариант ответа: Котенок умывается лапкой, пьет молоко, ластится.

Ведущим принципом введения новых слов является группировка их по темам. К каждой общей теме педагог составляет тематический словарь на весь период обучения. Это позволяет включать слова в активную разговорную речь, строить диалог по соответствующей теме, составлять рассказ.

К указанным форм работы можно добавить еще такие, как: объяснение слова путем использования контекста, введение новых слов в предложения, подбор синонимов, антонимов, употребление форм слова в разных словосочетаниях, упражнения на создание новых слов с помощью суффиксов и префиксов.

Большую роль в обогащении словаря детей играет речь родителей, окружения, в детском саду — воспитателя, а потому речь воспитателя должна быть не только правильной по построению, но и богатой, содержательной, разнообразной по своему словарному составу.

С целью формирования навыков самостоятельного употребления детьми слов с переносным значением методисты рекомендуют внедрять упражнения на замену прямого значения слов синонимичными словами или выражениями, имеющих переносное значение, а также упражнения на самостоятельное составление предложений со словами в переносном смысле. Такие упражнения воспитывают у детей внимательное отношение к слову, развивают языковое чутье.

Работа над изучением многозначности слов предусматривает: а) осознание того, что слово может иметь не одно, а несколько значений; б) точность употребления многозначных слов в речи.

С этой целью можно рекомендовать следующую работу:

— Объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ветер колышет травы шелковые; у нашей Тани шелковый платочек.

— Подбор близких по смыслу слов (синонимов) к каждому значению многозначного слова: острый перец — горький, жгучий;

— Подбор слов противоположных по значению (антонимов): радостное событие — печальное событие.

Среди приемов работы с дошкольниками над многозначными словами методисты называют эффективными следующие:

— построение предложения с многозначными словами;

— рисование по теме многозначного слова;

— нахождение многозначных слов в поговорках, загадках, пословицах и в литературных произведениях — сказках, рассказах;

— сочинение рассказов и сказок на тему многозначного слова [3, 21].

С целью расширения активного словаря детей педагог использует упражнения творческого характера, как: составить предложения, в которых определенное указанное слово было бы употреблено в разных значениях, описать предметы, названием которых является многозначное слово.

Таким образом, своевременное развитие словаря дошкольника — признак хорошо развитой речи, показатель высокого уровня умственного развития, один из важных факторов подготовки к обучению в школе.

Литература

1. Богуш А М. Обучение правильной речи в детском саду / А. М. Богуш. – К.: Рад. школа, 1990. — 212 c.

2. Негневицкая Е, Сохина Ф. Методика обучения русскому языку в национальном детском саду. / Негневицкая Е, Сохина Ф. — М.: Просвещение, 1995. — 144 c.

3. Струнина Е, Ушакова О. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников // Развитие речи и речевого обращения дошкольников. / Струнина Е, Ушакова О. — М., 1995.

Источник

Кононова Наталия Владимировна
Формирование словаря у детей дошкольного возраста

«Формирование словаря у детей дошкольного возраста».

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.

Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.

Развитие словарного запаса при нормальном развитии ребёнка приводится в таблице:

Количественный рост словарного запаса по Штерну От 1 до 1,5 лет — 100 слов, в 2 года — 300-400 слов, в 3 года — 1000 – 1100 слов, в 4 года — 1600 слов, в 5 лет — 2200 слов.

Из этих данных видно, что у детей дошкольного возраста развитие словарного запаса происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте.

Особенность словаря дошкольника — это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля или образования слов, объединенных по смыслу.

Р. И. Лалаевой выделены следующие направления развития словаря:

Расширение объема словаря

Уточнение значения слова

Развитие структуры значения слова

Формирование семантических полей и лексической системности

Расширение связей между словами в лексиконе.

Методика развития речи дошкольником предлагает такой тип занятий, который построен в форме игры. Это облегчает усвоение материала, развивает у детей слуховое внимание, способствует правильному восприятию речи.

Подача материала, направленного на обогащение словаря, в форме игры учит малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить простые и многосложные слова, отвечать на вопросы.

Цель при проведении подобных занятий одна: пополнение словарного запаса.

Педагоги широко используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр., настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Игровые приёмы по формированию словаря у детей раннего возраста:

Игра: «Холодно – Горячо».

Цель: Обогащение словарного запаса существительными.

Содержание. Взрослый просит детей закрыть глаза, затем прячет предмет и задает вопрос: «Где мишка?» Дети ищут предмет в комнате по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.

Игра: «Опиши предмет».

Цели: Расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Содержание. Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук, яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

Игра «Чудесный мешочек»

Цели: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов. Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.).

Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый, материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый, качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).

Игра «Почта», «Укрась елку» «Волшебное дерево», «Тематическое лото», «Домино».

Игра «Посылка»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.

Содержание. Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

Игра «Аналогии»

Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова).

Содержание. Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др., уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.

Содержание. Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежа – обувь» и др.

Игра «Я знаю пять…»

Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак0, и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.

Игра «Я собрал в огороде…»

Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т. д.

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.

Содержание. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Содержание. Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.

Источник