Значение сказок в развитии ребенка

Елена Карловна Макарова
Значение сказки в развитии и воспитании детей

Первые годы жизни ребенка – важный этап в воспитании и развитии ребенка. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют дальнейший путь жизни. На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, которые передаются ребёнку, усваиваются им, становятся близкими, родными, незаменимыми. В образах, красках, звуках родного языка предстает перед ним Родина, и чем ярче и живее образы, тем большее влияние они оказывают.

Народное творчество доступно детям с самого раннего возраста. Колыбельные песни, потешки, поговорки, и другие произведения народного творчества передаются из поколения в поколение помогая в воспитании детей. Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Гениальными произведениями русского народного творчества являются народные сказки.

С малых лет ребенку доступен мир сказок, разнообразных по настроению и содержанию. Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. В сказках перед малышом возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка. Образы русских народных сказок – хитрой лисы, глупого и жадного волка, мышки-норушки и многие другие — входят в жизнь детей, раскрывая перед ними, в доступной для их понимания форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Сказка учит побеждать храбростью, смелостью и высмеивает трусость. Приключение храброго Колобка в народной сказке для маленького ребенка настоящая героическая эпопея. А сказка «Репка» помогает воспитывать чувство взаимопомощи. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку; они умеют говорить, думать. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.

Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который манит малыша удивительными приключениями, превращениями и героями. Учёными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления малыша его эмоциональности, а так же развития творческих способностей. Чтение сказок прекрасный способ общения со взрослыми, что помогает наладить тёплые, доверительные отношения, создать уют в семье.

Почему же мир сказок так интересен ребенку? Малыша увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершённость отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия героев. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память, внимание, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов (например, «тянет-потянет», «бил-бил, не разбил») – это значительно облегчает понимание и запоминание сказок, что особенно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Персонажам сказок даны яркие и интересные прозвища («мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «зайчик-побегайчик» и др.) – это вызывает интерес и способствует быстрому запоминанию. Порой взрослым кажется, что тексты сказок просты и наивны, в сюжете много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую, но именно этим сказка и привлекает малыша. Обычно взрослые читают детям сказки или рассматривают иллюстрации к ним не задумываясь о том, что возможности сказки безграничны!

Конспект занятия в младшей группе.

Тема: «Сказка в гости к нам пришла»

Задачи: Учить детей узнавать персонажей сказки «Репка

Закрепить последовательность прихода персонажей

Воспитывать интерес к народной сказке

Развивать навыки драматизации

Активизация словаря: Дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка, огород.

Обогащение словаря: тянут-потянут – вытянуть не могут; большая-пребольшая.

Ход занятия

Воспитатель приносит красивый сундучок, привлекает внимание детей:

Тише детки не шумите,

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса…

Сказка спряталась пока!

Сундучок отопрись

Сказка деткам покажись!

Из-за сундучка появляется дед (кукла настольного театра,

Дед: «Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки приглашаю всех

в свою сказку. А в какую, сами догадайтесь. Помощники выходите!»

Воспитатель достает кукол настольного театра: бабку, внучку, собаку,

кошку, мышку и расставляет их на столе, просит детей назвать героев сказки и назвать сказку. С помощью воспитателя дети рассказывают сказку, расставляя

персонажи на игровом коврике, вспоминают последовательность их появления.

Проводится игра-имитация «Изобрази героев», со словами:

В сказке «Репка» дедка есть,

Бабушка и внучка

Вместе жили кошка, мышка

И собачка Жучка.

Дедка репку посадил,

Долго он её растил.

Выросла какая?

Большая-пребольшая.

(воспитатель и дети, шагая по кругу, последовательно передают движения каждого героя)

Проводится игра-драматизация. Дети по желанию надевают шапочки-маски,

решают, где будет огород, и с помощью воспитателя инсценируют сказку.

В конце педагог хвалит детей и говорит, что все герои останутся в группе, с ними можно будет ещё поиграть.

Источник

Раиса Митина
Значение сказок в развитии дошкольников

Сказки занимают довольно прочное место для развития воображения и восприятия художественных произведений, которое ярко проявляет себя в игре у детей дошкольного возраста. Сказочный вымысел произведений стирает грань между игрой и реальностью, а простой и доступный язык сказки помогает детям увидеть происходящее действие в увлекательном, красочном и ярком виде. Сказочные образы помогают детям разобраться в ситуации, как надо лучше поступить, создавая разнообразие детского воображения и постоянный интерес к происходящему действию. Сказка помогает формировать у детей нравственные понятия, помогая сопоставить себя наравне с положительными героями, приучая их к тому, что необходимо делать людям добро и быть примером для всех.

Художественное восприятие становится активным процессом у детей дошкольного возраста, помогая формированию нравственных качеств, главное из которых человечность. Вживаясь в образ полюбившихся героев, дети дошкольного возраста проникают в их внутренний мир и, копируя их характер, сопереживают вместе с ними. С помощью своего воображения, дети становятся участниками происходящих сказочных событий. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую.

Сказка становится содержательной основой развития человеческих чувств, способствуя ненавязчивому воспитанию дошкольников. На основе сказок эффективно осуществляется трудовое воспитание, формируя готовность и способность к творческому труду, развивая хорошие качества, такие как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность.

Сказка имеет большое значение в эстетическом развитии дошкольников, развивая у них благородство души, чуткость и сострадание к чужому горю. Познавая сказочный мир не только умом, но и сердцем, дети откликаются на события, выражая своё справедливое отношение к добру и злу. Благополучное окончание сказки помогает воспитать у детей оптимизм и уверенность в своих силах для преодоления любых трудностей.

Для формирования правильной и красивой речи также помогает сказка. Для развития речи дошкольников можно воспользоваться испытанным методом, при котором дети придумывают новые названия к известным сказкам, не изменяя при этом идеи произведения. Так для сказки «Рукавичка», можно придумать новые названия: «Новый дом для зверей», «Домик дружбы», «Потерял дед рукавичку», «Рукавичка, дед и звери» и т. д.

Благодаря сказке у детей также развивается чувство ко всему прекрасному не только в жизни, но и в природе. Сказка может в воображении детей нарисовать различные картины природы, ведь основном на фоне природы происходят все действия сказок. В сказке можно увидеть и «чистое поле», и «быструю речку с крутым бережком», и «белую берёзоньку», и «яблоньку, с наливными яблочками» и многое другое.

Благодаря таким описаниям природы у детей развивается эмоциональное восприятие, и они впервые начинают понимать красоту окружающего их мира.

Волшебные сказки и сказки о животных всегда были любимыми у детей и своим содержанием служат раскрытию жизненной правды. Дети узнают о животных, об их образе жизни и повадках, а также о многих интересных особенностях поведения животных, недоступных для наблюдения, но видных в процессе действия сказок. Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу.

Также можно объяснить значение животного в природе. У детей дошкольного возраста такие первичные представления о животных узнаются под влиянием сказок.

Сказочные образы в сознании детей живут долго и всегда эмоционально и ярко окрашены. Сказка усиливает у детей мыслительную деятельность, учит мечтать, обобщать в индивидуальном образе существенные признаки, подчёркивая главное. Сказочный вымысел используется как средство обогащения внутреннего мира детей, воспитывая в них лучшие человеческие качества. Герои сказок становятся для детей родными и близкими, они любят своих героев и становятся примером для подражания. Главная роль взрослых в том, чтобы тактично направить в нужное русло чувства и мысли малышей.

Источник

Елена Русакова
Консультация «Значение сказок в жизни ребёнка»

«Значение сказок в жизни ребёнка»

«Что за прелесть эти сказки— восклицал А. С. Пушкин.

Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку…, и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет? Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.

Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Ребенок, услышав и

представив сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку.

Рекомендации родителям

— Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день — это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития.

— Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.

— Не стоит читать грустные сказки ребенку на ночь. Потому что тяжело будет представить, что ребенку может присниться после такой сказки.

— Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите об этом с ребенком, тонко, осторожно выбирая момент. Исключительно в познавательных целях, подняв ребенка до того, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента

Источник

Колесникова Марина Викторовна
Значение сказкотерапии в развитии детей дошкольного возраста

Роль сказки в жизни ребёнка

«Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается перед нами

тысячелетняя история народа».

А. Н. Толстой

Со сказкой человек знакомится в самом начале жизненного пути, сопутствует на протяжении дошкольного возраста и сохраняется навсегда. Благодаря сказке малыш учится правильно произносить звуки, выполнять простые задания, развивается интеллектуально. Сказки любят дети и взрослые. Да, да! Взрослые очень любят придумывать, рассказывать вымышленные истории с присутствием волшебства.

Какова же роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста? Может ли малыш всесторонне развиваться без чтения сказочных произведений?

Сказка формирует духовно-нравственное, трудовое, эстетическое, умственное воспитание детей, нормы поведения в обществе и отношение к окружающей жизни. С помощью сказки передаются накопленные знания и социальный опыт от одного поколения к другому, в сказках отражены представления народа о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Народные сказки всегда были доступны, интересны и понятны детям, их сюжет и поступки сказочных героев заставляют ребенка думать, рассуждать, они помогают ему разобраться в своих собственных поступках, учат жизненной мудрости.

А. С. Пушкин

«Сказка – ложь, да в ней – намек: добрым молодцам – урок».

Сказка в разных своих проявлениях всегда стремится воплотить идеал человеческой жизни, человеческих поступков и поведения. В сказке имеет место призывы к мудрости, к активности, к подлинной человечности, к искренним чувствам и добрым делам. Кроме того, сказки расширяют кругозор человека, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, формируют гуманное отношение к природе и ко всем обитателям нашей Земли. Но, к сожалению, сегодня взрослые чаще всего знакомят детей с диснеевскими мультфильмами, а не с русскими народными сказками, что, безусловно, является серьезным упущением в воспитании детей и в приобщении их к народной культуре.

Подробно слушая сказки, дети постигают взаимоотношения людей, ищут выход из трудных ситуаций и преодолевают различные трудности, и самое главное, учатся отличать добро от зла, верить в силу правды и справедливости, что было очень важно в моральном развитии ребенка.

Языком художественных образов, на ярких примерах, сказка помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими персонажами сказки, учит детей жизни. Все эти моменты делают сказки ценным материалом для воспитания детей дошкольного возраста.

Сказки развивают фантазию, мышление, внимание и память. Почти все дети любят повторять троекратные фразы из сказок, любят при чтении сказок добавлять окончание фраз, им нравятся песенки и небольшие стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию духовности ребенка, его нравственности, развивает речь малыша, творческие способности. И потом, на конкретных примерах сказки лучше учиться уму-разуму, чем просто слушать мамино нравоучение.

Сказка играет очень важную роль в развитии эмоциональных качеств ребенка, а те, в свою очередь влияют на формирование нравственных оценок малыша. Впечатления детства очень долго будут сохраняться в сознании ребенка, и при этом именно они влияют на поведение и настроение взрослого человека. Не забываются детьми те чтения и обсуждения сказок, которые были с мамой или бабушкой в совместные вечерние часы. Несмотря на то, что в наше время существуют сказки в аудиофайлах, в медиафайлах, живого общения взрослого с ребенком никто не заменит. Никто не требует отказываться от современных технических средств использования сказок, но и старомодное чтение сказок в кругу семьи нельзя забывать. Ведь магнитофон или компьютер не могут задать ребенку вопрос, разобрать непонятные слова, сравнить поступки героев. Это может сделать только живой человек, в первую очередь – мама. Взрослые должны помнить о том, что сказка должна читаться с удовольствием, с хорошим настроением — в таком случае ваши эмоции, ваше настроение, удовольствие передадутся и ребёнку.

Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение.

Так какие же сказки читать своему ребенку?

К выбору сказки для ребенка следует подходить осознанно. Чтобы правильно выбрать сказку, нужно учитывать и возраст ребенка, и особенности его темперамента. От сказки на душе у малыша должно становиться радостно.

Дети очень читать сказки в стихах. Стихи удобны для восприятия, подсознательно нравятся детям, и скоро они вслед за вами начнут повторять строчки из «Мухи-Цокотухи», «Мойдодыра», «Доктора Айболита» или стихов Маршака и Барто. Постепенно ребенка нужно начинать знакомить с такими сказками, как «Три поросенка», «Буратино», «Золушка», «Незнайка». Отлично подойдут для дошкольников многие сказки народов мира, русские народные сказки, а также сказки Андерсена, братьев Гримм, Бажова, Ершова, некоторые сказки Пушкина.

Самое важное для детей – правильное осознание смысла прочитанного.

А поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Делайте это как можно чаще и как можно дольше. Помните, сказки — это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих детям правильно, гармонично развиваться. Каждый родитель хочет видеть свое чадо справедливым, чутким, честным, только не каждый взрослый задумывался о мощном влиянии сказки на формирование таких чувств. Раньше сказка ассоциировалась с бабушкой, теперь современные родители отдают предпочтение мультикам. Стоит уделять время для чтения с ребенком каждый день и результат не заставит Вас ждать. Совместное чтение сближает родителей с детьми и пробуждает теплые отношения.

Источник