Значение сказки в психическом развитии ребенка
Роль сказки в психическом развитии дошкольника.
Шувалова Екатерина Владимировна
к.псих.н., воспитатель ГБДОУ41
Фрунзенского района г. Санкт-Петербург
Дошкольное детство – большой отрезок в жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи расширяются до пределов улицы, города. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей. Расширение круга общения требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребёнка.
Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Помимо игры, в дошкольном возрасте важной деятельностью становится также восприятие сказки. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.
Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.
Но в каком же смысле восприятие сказки может быть деятельностью? Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. А. В. Запорожцем, Д. М. Дубовис-Арановской и др. было выделено специфическое действие для этой деятельности. Это — содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б. М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет «живую душу художественного восприятия». Сопереживание сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок, и ребенок идет по этой трассе. Там, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать ее, как, например, в некоторых сказках Г.-X. Андерсена, где есть лирические отступления. Т. А. Репина подробно прослеживала путь интериоризации содействия: у маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книжки должны быть книжками с картинками, и картинки являются основной опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности, в которой они реально происходят. В старшем дошкольном возрасте возможно обобщенное описание событий.
Какое влияние сказка оказывает на развитие ребенка? Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм написал замечательную книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Его книга объясняет, почему сказки оказывают такое большое и положительное влияние на развитие ребенка. Б. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении. Он считал, что причина этих нарушений — потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Чувство удовлетворенности тем, что ребенок делает, очень важно для него. Чтобы обрести это чувство, нужна помощь взрослого. Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества. Пока ребенок еще маленький, это культурное наследие, по мнению Б. Бетельхейма, может быть представлено в литературе.
Сказка — произведение искусства. Как подчеркивает Б. Бетельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.
С другой стороны, культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке, и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна именно народная сказка, потому что она передается из уст в уста, из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком, исходя из реакций слушающего. Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными. Над народной сказкой, по словам Б. Бетельхейма, «трудятся» миллионы людей, отбрасывая неважные детали, прибавляя важные. Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем.
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать…», и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.
Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма, это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других — более привлекательно. Таким образом, считает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.
Сказка очень близка ребенку эмоционально по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых.
Таким образом сказка является не только средством опосреданного развития всех психических процессов, но и выступает как механизм коммуникативных и социальных навыков (неким поведенческим эталоном) взаимодействия с окружающей средой. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, в этом возрасте происходит усвоение эталонов фонем родного языка. Эталоны — это достижение человеческой культуры, это «сетка», через которую мы смотрим на мир. Благодаря усвоению эталонов, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике.
Источник
Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша,
интересуют следующие вопросы:
- Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые
соответствовали бы уровню развития ребенка? - Почему, чем младше ребенок, тем больше ему интересны сказки о
животных? - Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки?
- Может ли волшебная сказка испугать малыша и нанести вред его
психическому развитию? - В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем
ребенка?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить себе
хотя бы простейшую схему развития мышления ребенка.
До двух лет ребенок проходит первую стадию интеллектуального развития,
названную сенсо-моторной. Это стадия, на которой ребенок овладевает
своими сенсорными и моторными действиями, познавая окружающий мир
через органы чувств, движения собственного тела и манипуляции с
предметами. На него воздействует только то, что он непосредственно
ощущает, видит, слышит.
Для годовалого младенца самое важное — доползти, долезть, дойти до
намеченной цели, схватить, попробовать на вкус, ощупать, постучать об
пол, разобрать, сломать и так далее. Таким образом, в этом возрасте
ребенок может «помыслить» только о том, что находится или недавно
находилось в зоне его непосредственного восприятия.
Первый год жизни ребенка — это период, когда наибольшее значение для
развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор:
колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его
включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие
к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им
собственного тела, его положения в пространстве.
Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в
памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия
сказочных персонажей. Ребенок может «помыслить» о том, что он ощущал,
видел, делал и запомнил.
Это возраст, когда детям очень нравятся бытовые сказки о животных,
так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых,
с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока мало доступен
для детского понимания. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит
напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, с помощью которых он усваивает
жизненно важную информацию в условиях безопасности и отсутствия
давления со стороны взрослых. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми,
подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их
действиям с различными предметами, что помогает ребенку изобретать
новые способы взаимоотношений с окружающим предметным и живым миром.
Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться
способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать.
Иначе говоря, к двум-трем годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных
сказок. Ребенок может «помыслить» об отделенном от его действий образе.
Однако именно это достижение интеллектуального развития ребенка может
стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами
волшебных сказок.
Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком
персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему
малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его развитие.
Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора,
и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для
развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с
произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно
развивающихся событий наступает благополучный исход.
Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности
в себе, в своем будущем, а не пугать его.
Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и
ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что
поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.
Таким образом, в возрасте от двух до пяти лет главное — чтобы сказка
имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна
обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие.
Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и
не вполне осознанных семейных проблем.
Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет
которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его
любознательность, развивает интеллект, и, главное, помогает понять
самого себя, свои желания и эмоции. То есть, это произведение должно
задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции,
поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение
своих насущных проблем. Теперь он может «помыслить» о том, чего нет на
самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.
Однако в фантазиях ребенка могут в гипертрофированной форме отражаться
желания и потребности, которые открыто высказывать он боится.
Поэтому так важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда
присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и
открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми
попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность
проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.
Дорогие мамы и папы! Понимать смысл сказочных образов так, как это
делают дети, и научиться сочинять сказки не так уж сложно: надо только
бесстрашно заглянуть в волшебное зеркало старой бабушки-сказки и
увидеть там свое отражение.
Статья имеет название «Роль сказки в психическом развитии ребенка», а не «Какую сказку выбрать»
27.05.2013 19:46:06, habra4
Уважаемая Элла! Я мать одиночка,на вопрос сына где наш папа, я когда-то ответила, что он улетел в космос.Теперь мой сын(ему 5 лет),глядя на небо меня спрашивает-когда папа вернется из космоса.Я каждый раз придумываю разные истории, что папе надо посчитать все звезды,, ит.д.Как долго он сможет верить в эту сказку и стоит ли дальше придумывать сказочные истории про папу космонавта.
30.09.2003 10:43:18, марина
Элла, а вы сами сказки сочиняете? Ну и рассказали бы что-то для примера.
25.04.2003 10:33:40, Leonida
Всего 14 сообщений Прочитать обсуждение полностью.
Источник
Если ребенок физически и психически
здоров, а с ним вдруг начали происходить
неприятности по ночам, то основная
причина — в ощущении им психологического
дискомфорта, вызванного неудовлетворением
родителями потребности ребенка в любви,
эмоциональной близости, полном принятии
его личности и неправильно выбранной
стратегией воспитания.
Психологическое обследование детей,
страдающих энурезом, показывает, что
существуют следующие категории маленьких
пациентов, нуждающихся в психологической
помощи:
дети, страдающие от недостатка внимания,
ласки, эмоциональной близости с
родителями, особенно, с мамами (у девочек,
начиная с 4-х лет, причина может быть в
негармоничных отношениях с папой);дети, болезненно переживающие разлад
между родителями, отсутствие тепла и
уюта родительского дома;дети, испытывающие сильное давление
родителей, предъявляющих к ним чрезмерно
завышенные требования.
Дети, относящиеся к первой категории,
бессознательно используют приемы
ночного контроля за родителями, чтобы
показать им, что те недостаточно хорошо
заботятся о них днем.
Если ребенок тихий и робкий, то дальше
энуреза дело обычно не идет. Если ребенок
агрессивный, то он заявляет о
неудовлетворении своих потребностей
в более категоричной форме — ночном
энкопрезе.
Дети второй категории своим нарушением
пытаются соединить родителей, хотя бы
у своей постели. Если родители не
принимают сигналы, исходящие из
подсознания ребенка, он может заболеть
более серьезно.
Если особенности темперамента мамы не
совпадают с особенностями ребенка
(импульсивную, активную мать раздражает
робкий, погруженный в себя сын), и ее
взгляды на воспитание не соответствуют
его сущности, то вместо того, чтобы
помогать ребенку найти себя, она будет
«вкладывать» в него свои представления
об окружающем мире. Ночное недержание
мочи у детей, относящихся к третьей
категории — это бессознательное избавление
от навязчивого давления родителей.
Удовлетворение жизненно важных
потребностей ребенка, гармонизация
отношений между родителями, любовь к
ребенку и признание его права быть самим
собой — лучшее лекарство от ночных
неприятностей.
Элла Прокофьева,
prokofieva@beep.ru,
детский психолог
Роль сказки в психическом развитии ребенка
Многих родителей, выбирающих очередную
Книгу сказок для своего малыша, интересуют
следующие вопросы:
Каким образом подбирать для чтения
именно те сказки, которые соответствовали
бы уровню развития ребенка?Почему, чем младше ребенок, тем больше
ему интересны сказки о животных?Когда ребенок становится способным
воспринимать волшебные сказки?Может ли волшебная сказка испугать
малыша и нанести вред его психическому
развитию?В какой мере сказка может помочь в
решении психологических проблем
ребенка?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы,
необходимо представить себе хотя бы
простейшую схему развития мышления
ребенка.
До двух лет ребенок проходит первую
стадию интеллектуального развития,
названную сенсо-моторной. Это стадия,
на которой ребенок овладевает своими
сенсорными и моторными действиями,
познавая окружающий мир через органы
чувств, движения собственного тела и
манипуляции с предметами. На него
воздействует только то, что он
непосредственно ощущает, видит, слышит.
Для годовалого младенца самое важное
— доползти, долезть, дойти до намеченной
цели, схватить, попробовать на вкус,
ощупать, постучать об пол, разобрать,
сломать и так далее. Таким образом, в
этом возрасте ребенок может «помыслить»
только о том, что находится или недавно
находилось в зоне его непосредственного
восприятия.
Первый год жизни ребенка — это период,
когда наибольшее значение для развития
его мышления имеет обращенный к нему
материнский фольклор: колыбельные
песни, в которых звучит мотив желанности
ребенка, его включенности в окружающий
мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие
к играм с различными предметами, к
движению, развитию и осознанию им
собственного тела, его положения в
пространстве.
Между годом и двумя у ребенка развивается
способность удерживать в памяти
собственные бытовые действия с предметами
и простейшие действия сказочных
персонажей. Ребенок может «помыслить»
о том, что он ощущал, видел, делал и
запомнил.
Это возраст, когда детям очень нравятся
бытовые сказки о животных, так как они
близки ребенку эмоционально по
мироощущению: мир взрослых, с его сложными
законами, правилами и ограничениями,
пока мало доступен для детского понимания.
Ребенок не любит наставлений, а сказка
не учит напрямую. Сказка предлагает
ребенку образы, с помощью которых он
усваивает жизненно важную информацию
в условиях безопасности и отсутствия
давления со стороны взрослых. Дети с
удовольствием, вслед за взрослыми,
подражают движениям и звукам, издаваемым
сказочными животными, их действиям с
различными предметами, что помогает
ребенку изобретать новые способы
взаимоотношений с окружающим предметным
и живым миром.
Между двумя и пятью годами по нарастающей
начинает развиваться способность
ребенка образно представлять в уме и
фантазировать. Иначе говоря, к двум-трем
годам мозг ребенка готов к восприятию
волшебных сказок. Ребенок может
«помыслить» об отделенном от его
действий образе. Однако именно это
достижение интеллектуального развития
ребенка может стать причиной возникновения
страхов, связанных с персонажами
волшебных сказок.
Родителям необходимо обращать внимание
на любимых и нелюбимых ребенком
персонажей, что поможет им вовремя
выявить психологическую проблему
малыша, если она существует, и вовремя
скорректировать его развитие.
Так как фантазия ребенка этого возраста
пока не имеет четкого вектора, и ее легко
направить как в положительное, так и в
отрицательное для развития ребенка
русло, важно начать чтение волшебных
сказок с произведений, имеющих простой
сюжет, когда в результате последовательно
развивающихся событий наступает
благополучный исход. Восприятие сказки
должно способствовать повышению у
ребенка уверенности в себе, в своем
будущем, а не пугать его.
Лучше подбирать сказки с открытым
сюжетом, куда родители и ребенок могут
внести собственные изменения по ходу
действия, что поможет ребенку в образной
форме высказать свои потребности.
Таким образом, в возрасте от двух до
пяти лет главное — чтобы сказка имела
смысл для самого ребенка, а не сама по
себе, то есть она должна обогатить его
жизнь, а не испугать малыша и ограничить
его развитие. Кроме того, сказка может
помочь найти пути разрешения осознаваемых
и не вполне осознанных семейных проблем.
Между пятью и семью годами детям можно
читать любые сказки, сюжет которых
завладевает вниманием ребенка, возбуждает
его любознательность, развивает
интеллект, и, главное, помогает понять
самого себя, свои желания и эмоции. То
есть, это произведение должно задевать
все стороны личности ребенка: мышление,
воображение, эмоции, поведение. В этом
возрасте ребенок продолжает искать в
сказке решение своих насущных проблем.
Теперь он может «помыслить» о том,
чего нет на самом деле, уносясь в своих
фантазиях в желаемую реальность.
Однако в фантазиях ребенка могут в
гипертрофированной форме отражаться
желания и потребности, которые открыто
высказывать он боится. Поэтому так
важно, чтобы в детско-родительских
отношениях всегда присутствовали
чуткость, доверие, доброжелательность,
искренность и открытость. Читая или
придумывая сказки, родители вместе с
детьми попадают в волшебное пространство,
где им предоставляется возможность
проявить эти чувства и стать ближе друг
к другу.
Дорогие мамы и папы! Понимать смысл
сказочных образов так, как это делают
дети, и научиться сочинять сказки не
так уж сложно: надо только бесстрашно
заглянуть в волшебное зеркало старой
бабушки-сказки и увидеть там свое
отражение
Источник