Значение сказки для развития речи ребенка раннего возраста
Нагаева Р.Г._Опыт
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Москаленского муниципального района
Омской области
ОПЫТ РАБОТЫ
воспитателя
Нагаевой Рамили Гатаевны
Тема:«Влияние сказок
на развитие речи детей раннего возраста»
2010
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассказать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну, а слабый — его защитить.
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что — нибудь узнают,
Окружающий мир познают.
Проблема развития речи на данном этапе приобретает актуальный характер. Современным родителям некогда заниматься детьми, мало читают сказок, учат стихов. Проще включить телевизор и посадить ребенка смотреть мультфильм. Родители и дети почти не общаются. Поэтому свою работу с самого раннего возраста строю так, чтобы компенсировать недостаток общения между взрослым и ребенком. Так как характерной особенностью детей от двух до трех лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Язык сказки прост и доступен. Сюжет прозрачен, часто он подсказывает, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации, сказка способствует формированию у детей нравственных качеств. Ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, сказка показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим. Поэтому свою работу строю через привитие любви к сказкам, фольклору. Учу переживать за героев произведений, испытывать радость от эмоционального сотрудничества. Побуждаю детей участвовать в разговорен со взрослыми, проговаривать потешки, стихи, песни.
Цель: прививать любовь к сказкам, воспитывать добрые чувства.
Задачи:
- Развивать речь детей, через мир словесного искусства: сказки, потешки, песенки;
- применять комплекс методов и приемов ознакомления детей со сказкой через все виды все деятельности;
- развивать у детей психические процессы: воображение, память, эмоциональный отклик на сказку;
- провести сравнительный анализ речевого развития.
Познавательная ценность и воспитательное значение первых сказок для самых маленьких и усвоении ими простейших жизненных взаимосвязях, ориентированных взрослыми на положительное начало, которое должно присутствовать в любой сказке. Сказка несет ребенку радостное, оптимистическое восприятие мира. Мастерство педагога — это умение раскрыть произведение так, чтобы свет и тепло его озарили сердце ребенка, чтобы сказка
готовила ребенка к жизни, воспитывала добрые чувства, побуждала к положительным поступкам, действиям. Так воспитывается оптимизм, умение действенно преодолевать трудности, творить добро. Достоинством сказок для малышей можно считать и насыщенность диалогической речью, что особенно полезно для детей третьего года жизни, когда они овладевают грамматическими формами родного языка. Часто в сказках есть короткие песенки, которые повторяются в эпизодах и эмоционально обогащают восприятие и хорошо развивают речь. Чувства, вызываемые сказкой, столь же ярки и неустойчивы, как и эмоции маленького ребенка. Очень хорошо подчеркнул особенности сказки для маленьких исследователь — фольклорист В.П. Аникин: «Резкое разграничение света и тени, положительного и отрицательного также в природе детской сказки. У ребенка никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам; петух — герой, лиса — коварная, волк — жадный, медведь — глупый. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи…»
Итак, познавательная, воспитательная, педагогическая ценность русской народной сказки для малышей в повседневной жизни неоценима.
Свою работу начиная с утра. Дети спешат в детский сад, а я готовлюсь к встрече с ними, подготавливаю выставку книг со сказками. Сюрпризных моментов для введения детей в сказочный мир может быть несколько: прошу детей прислушаться к шороху, который доносится с книжной полки, или «же предлагаю превратиться в маленьких волшебников, чтобы поиграть в сказку. Затем мы садимся и рассматриваем вместе с детьми иллюстрации из сказок, слушаем вместе музыку. Приучаю рассматривать картинку влшижке, говорить по поводу изображенного на ней. Побуждаю детей проговаривать небольшие диалоги из сказок, развиваю эмоциональную выразительность речи, малыш учиться человеческому видению мира через сказку.
Подошло время завтрака. Но не всегда легко уговорить детей позавтракать. Как можно заинтересовать ребенка? Необычностью! Помощник воспитателя приносит завтрак в «волшебном горшке». Читаю детям потешки:
Умница Катенька, Ест кашу сладенькую. Вкусную, пушистую, Манную, душистую, Очень желанную Вкусную, нежную, Очень полезную.
Предлагаю разные варианты завтрака: «В гостях у Красной шапочки», «Гостинцы для зайчат», «Угощенья от петушка». Загадочность, немного интриги помогают в этом режимном моменте.
Перед занятием провожу игры- и игровые упражнения, основанные на сказках. При ознакомлении ребенка со сказкой использую различные методы и приемы.
Прием «моделирование»
Моделирование — один из методов, который позволяет удержать в памяти детей короткие эпизоды сказки, но самое главное — останавливать внимание на логике изложения, характерных признаках персонажей, меткости народного языка.
Модель сказки «Репка»
Посадил дед репку. Выросла репка — какая? (большая, желтая, круглая). У репки сверху листики — какие? ( маленькие, зеленые).
Используя моделирование, обращаю внимание детей на характерные признаки персонажей, при создании моделей придерживаюсь того, что запомнили дети о сказочных персонажах. 1
На занятиях рассказываю сказку и обязательно повторяю. Это не надоедает детям, поскольку обеспечиваю их активность во время слушания: предлагаю выполнять имитационные движения (дети показывают, как ходит медведь, прыгает зайчик и т.п.). Использую разнообразные нарядные пособия (показ фигуры настольного театра меняется показом живых картинок на фланелеграфе). Поощряю попытки малышей инсценировать ли драматизировать отрывок из сказки.
Наибольший эффект достигается, когда сочетаю рассказ с показом фигурок настольного театра, а при повторном рассказывании оперирую этими же фигурками, либо дополнительно прибегаю к инсценированию сказки. Использование на занятиях наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также способствует припоминанию ребенком текста сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками.
Предлагаю задание, требующее от них более сложных умственных операций. Например, дети рассказывают о том, кто тянул репку (перед ними фигурки всех персонажей сказка), но не в традиционном изложении, а в обратном порядке: мышка за… кошкой, кошка за… Жучкой, и т.д.
Восприятие некоторых сказок, например русской народной сказки «Колобок» идет успешнее, если за один — два дня до занятия с детьми рассматривается иллюстрация к сказке, поется песенка Колобка. Или перед тем, как рассказать сказку «Волк и семеро козлят», показываю иллюстрации и характеризую козлят и волка: «Козлятки маленькие, волк большой, страшный». Дети узнают и запоминают, что коза уходит «есть травку шелковую.пить воду студеную». Затем предлагаю прослушать сказку про козу, умных и послушных маленьких козлят и страшного, большого злого волка. Обязательно заканчиваю занятие самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра, рассматриванием иллюстраций. Дети вспоминают слова, которые произносит в сказке тот или иной персонаж.
Повторяя сказку, не всегда рассказываю целиком, вспоминаю отдельные отрывки, частности те, которые легче забываются или наиболее интересные в плане обогащения речи детей. Начинаю рассказывать сама, затем рассказываем совместно с детьми. Здесь обязательны задания по воспитанию Интонационной выразительности речи: утешая деда и бабку, лишившихся золотого яичка, дети отрабатывают выразительную интонацию. Интересуясь, кто живет в теремке, отрабатывают вопросительную интонацию. Низким голосом исполняют песню волка или монолог медведя. Это доставляет малышам много радости.
Использую в своей работе различные варианты гимнастики, такие как:
Игры — превращения (сюжетная гимнастика).
Пройти, как мишка косолапый, хитрая лиса.
Аэробика «зверят» с представлением по сказке «Теремок».
Дети с удовольствием имитируют движения и действия сказочных героев, им всегда интересно преодолевать сказочные препятствия, выполнять сказочные задания, перепрыгивать через ручеек с палочкой и т.д.
Один из самых увлекательных моментов для детей — это время прогулки. Как интересно организовать прогулку по сказкам? Еще в группе настраиваю детей на прогулку. Использую такой прием: вдруг дети находят в раздевалке следы какого-тол сказочного героя. На участке он призывает их понаблюдать за природой. Мы с детьми с удовольствием наблюдаем за облаками, отгадываем, на кого из героев похожи облака. Рисуем их очертания на песке, земле, снеге. Предлагаю детям решить проблемные ситуации: что было бы, если бы спряталось солнце, из-за куста вышел волк?
Дети любят играть с песком. Строим из песка дом для капризной Кати, лабиринты для злого волка. А какая же прогулка без подвижных игр? Пройти той же дорожкой, по которой катился колобок и встречал всех друзей.
Также интересны формы проведения наблюдений, решение проблемных ситуаций, трудовая деятельность в виде помощи любимым героям. Это позволяет разнообразить прогулку, делает ее насыщеннее и увлекательнее.
Обед может быть продолжением утренней сказки. Можно придумать что — нибудь новое.оригинальное. Например: «В гостях у Кролика», «Витамины в тарелке», «Богатырский обед».
Обед закончен, подошло время укладывать детей спать. Возьмем сказку себе в помощники. Предлагаю послушать музыку. Говорю: «Дети, кто закроет глазки, тому приснятся сказки», читаю полюбившиеся детям сказки. Очень часто пою колыбельные песни. Еще один прием — предлагаю переплыть море сказок на морской кровати. Когда дети спят, придумываю, что нового и интересного предложить детям, когда они проснуться. После сна провожу игры с пальчиками рук и ног,
сопровождаю движения стихотворной формой по сюжетам разных сказок, хождение по сказочной дорожке.
В группе предлагаю просмотр диафильмов и мультфильмов по сказкам. Интригую детей и предлагаю провести вторую половину дня под названием «Сказочный вечер». Это посиделки со сказочными героями, предлагаю картинки по сказкам. Организую игры — забавы. Устраиваю драматизацию всех видов театра. Дети очень любят и с удовольствием играют в строительные игры, где мы строим «Теремок». «Избушку трех медведей» и т.п. Подхожу к своей работе творчески и делаю все, чтобы каждый день в детском саду был по-настоящему сказочный, полезный и незабываемый для детей.
Решаю задачу привития любви к сказкам при взаимодействии с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и конечно, с родителями. Советую им, какие лучше книги читать ребенку дома, как можно обыграть сказку, что можно смастерить дома для обыгрывания сказки, что можно нарисовать совместно с ребенком. Предлагаю создать дома уголок необдуманных поступков, где родители могут разместить отрицательных и положительных героев сказок. Такая совместная работа с родителями оказалась очень эффективна, подняла отношения родителей и детей на новый уровень. Родители стали больше проявлять интерес к предложениям и советам педагога, предлагают свои варианты проигрывания сказок, потешек.
Вывод. В результате проделанной работы с детьми была выявлена положительная
динамика.
В начале 2009 — 2010 учебного года речь развита у 45% детей, в конце года — у 78%
детей. Дети узнали много новых сказок, у них появился интерес к ним, они с удовольствием проговаривают диалоги сказочных персонажей. Дети научились слушать и понимать содержание сказки, у них развивается эмоциональная выразительная речь, наиболее успешно происходит развитие всех психических процессов, развивается мелкая моторика рук. Дети откликаются на )
добрые чувства сверстников и взрослых.
Источник
Консультация «Роль сказки в развитии речи детей»
Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин
С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Именно со сказок начинается знакомство ребенка с миром литературы. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
К концу второго года жизни детям читают первые сказки: «Курочка-ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Взрослый сопровождает чтение или рассказывание показом игрушек, картинок. Само чтение должно быть живым, выразительным. Читая, взрослый подчеркивает ритм, изменяет силу, высоту голоса, теми, интонацию, вовлекает детей в действие сказки. Например, при рассказывании Репки со словами «тянут-потянут» он обхватывает ребенка, раскачивается с ним в такт словам, а на последней фразе: «Вытянули репку!» — шутливо его опрокидывает. Как показывает педагогическая практика, малыши просто в восторге от подобных занятий и даже самые застенчивые из них рано или поздно начинают участвовать в действии сказки. Дети третьего года жизни способны участвовать в игре-драматизации, то есть импровизации на основе литературного произведения, особенно сказки. Ребенок уже осознанно принимает роль какого-либо персонажа, передавая запомнившиеся слова вместе с тем или иным движением, действием.
Рассматривая вместе с детьми иллюстрации к сказке, необходимо обратить внимание на изображаемые персонажи, например, повторить с малышами как умывается котенок, как он изгибает спинку, спит, играет с бантиком, мяукает. В таких упражнениях начинается развитие простейшего умения – соединять движения и звук. Данные упражнения на движения и произнесение слов целесообразно проводить после чтения потешек, сказок, стихотворений.
Дети также вовлекаются в совместное рассказывание сказки, когда воспитатель говорит начало предложения, а малыши его заканчивают. Сначала взрослый рассказывает сказку, затем детям надеваются шапочки или элементы костюма (платочек, шапку, бантик и т.п.). Использование детских игрушек, кукол-перчаток, пальчиковых кукол для таких сюжетных инсценировок приводит к на учению самостоятельного рассказывания в дальнейшем.
Таким образом, «развитие речи детей раннего возраста средствами художественной выразительности наиболее результативно происходит при планомерном введении различных жанровых видов: частушек, потешек, стихов и сказок»
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование загадочно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.
Детям намного проще понять сказку, чем обычную взрослую речь. Сказки очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Читая сказки, формируется у ребенка основы общения и поведения. У него развивается воображение, и повышаются творческие возможности. Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли.
Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в сказочный мир, где всегда побеждают силы добра.
Детские сказки помогают расширить словарный запас, строить связную речь. Также очень важно, чтобы ребенок разговаривал не только правильно, но при этом еще и эмоционально, образно, красиво.
Источник
Роза Власова
Сказка как эффективное средство развития речи детей раннего возраста
“Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок” — эти слова мы знаем с детства. Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве однажды прядя к малышу, она остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка. В качестве основного метода ознакомления детей со сказкой выделяется рассказывание. Сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. С развитием эпохи телевидения и компьютера сказка видоизменилась, но её роль в воспитании по-прежнему сохранилась.
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одним из современных средств, направленных на развитие речи является сказка. Сказки – самые любимые произведения детей. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки.
Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. И когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя, начнет познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики. Передо мной как педагогов стоит задача — выстраивать работу с семьей по изучению сказок на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.
Я считаю, что наиболее эффективна форма взаимодействия с детьми и их родителями по данному направлению — это реализация педагогического проекта. Так в этом учебном году в нашей группе – в группе раннего возраста реализуется проект «Что за чудо – эти сказки». Его участниками стали воспитанники, их родители и педагоги детского сада (воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель). Актуальность этого проекта состоит в том, что сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи,в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка. В данном проекте я постаралась при помощи сказочных героев активизировать речь, расширить знания детей об окружающем мире. Проект представляет собой еженедельную смену сказки в течение года. Мы с детьми погостили в таких сказках как: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок» и т. д.
Цель проекта: Создание условий для развития речевой активности детей посредством сказки.
Задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием сказок.
2. Развивать речь и обогащать словарный запас детей:
3. Воспитывать интерес и любовь детей к русским народным сказкам.
Продуктом данного проекта является оформление альбома «Мои любимые сказки».
Ресурсное обеспечение проекта предполагает использование ресурсов, выделенных для реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Реализация содержания педагогического проекта предполагает определенную поэтапность: подготовительный этап — это изучение и подбор методической литературы по теме и составление плана совместной деятельности с музыкальным руководителем, воспитателями старших групп и с родителями воспитанников по речевому развитию детей, основной – еженедельные мероприятии для детей; и заключительный этап — это проведение развлечения «Полянка сказок»и оформление альбома с помощью родителей на тему: «Мои любимые сказки».Разработанный мною план мероприятий имеет следующие разделы: тематика мероприятия, цель, содержание, форма проведения, предполагаемая дата. Данный план реализован в ходе основного этапа проекта. Остановлюсь на нем более подробно.В ходе этого этапа я старалась использовать активные формы работы с родителями: мастер-классы, семинары – практикумы, творческие мастерские, коллективные аппликации, совместное создание стенгазет. Некоторые мероприятия разрабатывались и проводились вместе с музыкальным руководителем, например, показ кукольного театра по сказке «Репка» или с воспитателем и воспитанниками старшей группы, например драматизация сказки «Репка»Тематика мероприятий основного этапа различна: рассматривание картинок из серии «Дикие животные», игра-занятие по сказке «Теремок», просмотр мультфильмов «Три медведя», «Курочка Ряба», «Репка» и др., игра-занятие по сказке «Курочка Ряба», показ настольного театра по сказке «Репка», чтение сказки «Волк и семеро козлят» с показом на фланелеграфе, лепка «Тарелки для медведей», рисование цветными карандашами «Дорожка для колобка», дидактическая игра «Чудесный мешочек» «Овощи», аппликация «Выросла репка большая пребольшая», дидактическая игра «Кто как кричит», подвижная игра «Раз, два, три – колобка догони», «Зайки белые сидят», просмотр музыкального спектакля по сказке «Заюшкина избушка».
Для достижения результатов в каждом мероприятии проекта взрослые организовывали различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительную, музыкальную и двигательную.
Моя роль, как воспитателя, в данном проекте носила информационный, организационный и воспитательно-образовательный характер.
В ходе проекта родители моих воспитанников знакомились с методами речевого развития детей, совместно с детьми читали художественные произведения, обыгрывали различные ситуации в сказках, вместе выполняли различные творческие задания, беседовали и играли с ними.
Совместная деятельность участников проекта обогатила воспитательный опыт родителей и способствовала речевому развитию детей. Подводя итоги, можно сказать, что позиция родителей как воспитателей стала основываться на педагогических принципах. Теперь они ощущают себя более компетентными в вопросах речевого развития детей.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития младших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, потешки, стихи) и на выразительную сторону речи, интонацию, игровое общение. Это позволило решить поставленные задачи.
Так как яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.
Источник